Сансский собор
Сансский собор Собор Сент-Этьен-де-Санс | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Костел |
Провинция | Сансская архиепархия |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Санс , Франция |
Географические координаты | 48 ° 11'52 "N 3 ° 17'01" E / 48,1979 ° N 3,2837 ° E |
Архитектура | |
Тип | церковь |
Стиль | Готика |
Новаторский | 1135 |
Завершенный | 1164 (неф); 1515 (трансепт); 1534 г. (южная башня) |
Собор Санс ( фр . Cathédrale Saint-Étienne de Sens ) — католический собор в городе Сан в Бургундии , на востоке Франции . Собор святому , посвященный Стефану , является резиденцией архиепископа Санса .
Санс был первым собором, построенным в готическом архитектурном стиле ( Базилика Сен-Дени , другое пионерское готическое здание, построенное примерно в то же время, была аббатством, а не собором). [1] Хор был основан между 1135 и 1140 годами, незадолго до Собора Парижской Богоматери . Святилище было освящено в 1164 году, но работы продолжались до 1176 года. [2] Это национальный памятник Франции. Строение было завершено в конце 15 – начале 16 века с трансептами в ярком стиле и новой башней. Архитектура его хора повлияла на архитектуру Кентерберийского собора , перестроенного в готическом стиле мастером-каменщиком Вильгельмом Санским .
История
[ редактировать ]Санс был важным и процветающим городом во времена поздней Римской империи, расположенным в месте слияния двух рек и на пересечении двух основных римских дорог. Во времена Каролингской империи он стал крупным центром ранней французской христианской церкви.
В 876 году нашей эры папа Иоанн VIII даровал архиепископу Санскому титул «примаса галлов и германцев». Он был поставлен во главе шести, а затем семи епархий, включая Париж, Шартр, Орлеан и Труа. [3] [4] [5] Религиозная юрисдикция была передана архиепископу Лиона в 11 веке, но архиепископ Санса до сих пор сохраняет почетный титул «Примас галлов и германцев». [5]
Строительство (1130–1160 гг.)
[ редактировать ]Первый собор Санса, описанный в средневековых записях, был построен где-то между VI и IX веками, вероятно, на том же месте. Согласно средневековым записям, он состоял из трех отдельных зданий, баптистерия и двух церквей. Дата их постройки не указана, но средневековые хроники сообщают, что они были уничтожены пожаром между 958 и 967 годами и заменены единым сооружением. [5]
К 12 веку Санс экономически процветал и население росло. В 1122 году Анри Санглиер , член двора французского Людовика VI , был назначен архиепископом Санса и начал проект строительства более крупного и величественного собора. В 1128 году новый епископ получил серию писем от святого Бернара Клервоского , основателя цистерцианского ордена , призывающего его как архиепископа вести менее роскошную и более строгую жизнь, совету, которому новый архиепископ следовал, накапливая средства и ресурсы, необходимые для его собора. [6]
- Три уровня и шестичастные ребристые своды нефа собора Сан.
- Амбулатория хора
- Апсида и излучающие часовни
Строительство нового собора началось между 1130 и 1135 годами. [7] Своды над нефом и хором были революционными: они состояли из квадратных шестичастных ребристых сводов , которые распределяли вес вниз на чередующиеся колонны и опоры между пролетами. Эти своды экспериментально использовались в одной части Даремского собора в Англии и в базилике Сен-Дени недалеко от Парижа, но Санс был первым собором, который использовал их по всей структуре. [6]
Над аркадами колонн и колонн на первом этаже находился трифорий , выходивший на нижнюю крышу, а над ним - фонарь , или верхние стены. Благодаря новым аркбутанам, установленным снаружи между нишами и стенами, фонарь позже получил большие витражи. [8]
Первый этаж нового собора имел традиционную форму базилики с длинным нефом и большим хором и без трансептов. Дорожка или амбулатория окружала неф и хор снаружи. По бокам хора стояли две часовни. Раскопки 20-го века показали, что изначально в апсиде на восточном конце стояла прямоугольная часовня, скрытая более поздними модификациями. [9] Размеры нового собора были необычайными для того времени: длина 113,5 метра, ширина 27,5 метра и высота 24,4 метра. [10] Церковь в целом больше, чем ее современники в Сен-Дени , Нуайоне или Санлисе . [11] Первый этап строительства был завершен примерно к 1160 году. Он оказал непосредственное влияние на строительство других церквей, в частности, хора церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже, завершенного в 1163 году, и аббатства Везле (завершенного). около 1180). [10]
Папа Александр III и Томас Беккет
[ редактировать ]Собор Сенс сразу же стал местом назначения важных посетителей. Папа Александр III прибыл в Санс со своим двором в сентябре 1163 года, в разгар спора с императором Фридрихом Барбароссой , и оставался там три года. В конце 1164 года Томас Бекет , архиепископ Кентерберийский, прибыл в Санс в качестве изгнанника, вынужденного покинуть его из-за своего противодействия конфискации церковной собственности Генрихом II королем Англии . Бекет оставался во Франции до декабря 1170 года. Он вернулся в Англию, где был убит четырьмя рыцарями в Кентерберийском соборе. Коллекция личных вещей, принадлежавших Беккету, включая его церковные облачения, выставлена в сокровищнице собора Санса. Большое окно на северной стороне хора собора, сделанное в 1200–1210 годах, иллюстрирует жизнь Бекета. [12]
Основатель собора Анри Санглие умер в 1142 году, и работу продолжили его преемники, архиепископы Гуго де Туси (1142–1168), а затем Гийом де Шампань (1169–1176), прежде чем он стал архиепископом Реймса ( 1176–1202). Последней завершенной частью первоначального собора был западный фасад с тремя порталами и двумя оригинальными башнями.
Королевская свадьба и модификации (13–16 века)
[ редактировать ]- План этажа с новыми северным и южным трансептами (16 в.)
- Экран хора
- Окно-роза и портал южного трансепта в стиле яркой готики (15 в.)
При новом архиепископе Готье Корнуте (1221–1241) собор стал местом важной королевской свадьбы между королем Людовиком IX и Маргаритой Прованской 27 мая 1234 года, которая укрепила союз между Францией и Провансом . В соборе также на короткое время находился знаменитый Терновый венец Распятия Сент , купленный Людовиком IX у императора Константинополя, который был передан королю с большой церемонией, а затем перевезен на лодке в Париж для окончательного размещения в соборе -Луиса. Чапель .
Архиепископ Корнут внес ряд важных изменений. Чтобы обеспечить больше света, Он поднял верхние стены хора и установил витражи большего размера - процесс, который имел место и в Нотр-Дам де Пари примерно в то же время . Этот проект был продолжен преемниками Корнута и не был завершен до 1309 года. Он также начал строительство архиепископского дворца, примыкающего к собору, реконструкцию часовни Святого Северина и установку богато украшенного юбе, или крестового экрана , между хор и неф. [13]
Работы были прерваны катастрофой - обрушением 5 апреля 1268 года южной башни, в результате которого пострадало несколько человек и был поврежден прилегающий к нему Архиепископский дворец. Восстановление башни долго откладывалось из-за нехватки средств, но в конце концов было завершено по завещанию архиепископа Этьена Бекара де Пенуля (1292–1309). [13]
Тот же архиепископ перестроил и часовню Святого Савиньена. Первоначальная прямоугольная часовня была заменена более богато украшенной многоугольной конструкцией с восьмиребристым сводом и пятью окнами. Эта часовня привнесла высокой готики в собор стиль или «классики». В 14 веке также было добавлено несколько новых небольших часовен для частных церемоний вдоль проходов по обе стороны от хора и нефа. [13]
Другой крупной модификацией 13-го века стала реконструкция ранней готической часовни Богородицы, построенной в 1150 году в искусственном стиле, с большими и декоративными окнами. Еще более амбициозный проект - трансепт, подобный трансепту Нотр-Дам де Пари , был начат, но, очевидно, из-за нехватки средств, был построен только между 1490 и 1518 годами. В конце концов он был выполнен в ярком стиле поздней готики архитектором мастер-каменщик Мартен Шамбиж , чьи другие работы включали трансепт собора Санлис , собора Бове (1499 г.) и западный фасад собора Труа (1502–1531 гг.). [14] [15]
Деньги на трансепт были собраны в результате амбициозной кампании по сбору средств, включающей показ реликвий собора и специальные проповеди. Король также внес скромный вклад в виде налогов на свою собственность в регионе. [13] Портал нового южного трансепта, портал Моисея, был построен первым, между 1491 и 1496 годами. Новое окно-роза было установлено вместе с окном Дерева Иессея между 1502 и 1503 годами. Строительство северного трансепта было начато в около 1502 года под руководством другого мастера, Хьюга Кувелье, поскольку Мартин Шамбиж к тому времени был занят строительством трансепта собора Бове. Большое южное окно-роза, известное как «Окно ангелов-музыкантов», устанавливалось только в 1515–1517 годах. Еще несколько дополнений были сделаны в 16 веке. К новой башне (названной свинцовой башней) была пристроена звонница, но новые колокола, два крупнейших из которых весили четырнадцать тонн и двенадцать тонн, не были отлиты в литейном цехе и установлены на место до 1560 года. [16]
Работы над собором были отложены в конце 16 века из-за религиозных войн между протестантами и католиками. Санс находился в центре войны, не признавая протестантского короля Генриха IV и города, и был безуспешно осажден протестантской армией. В 1621 году новый архиепископ Парижа Анри де Гонди убедил нового короля Людовика XIII и папу Григория XV сделать Парижскую архиепископию, а не Санскую, главной епархией Франции. После этого новый архиепископ Санса Октав де Белградский имел власть только над епископами соседних Осера, Невера и Труа. Тем не менее, Санс оставался важным религиозным центром, привлекавшим монашеские общины иезуитов, кармелитов, бенедиктинцев и урсулинок. [16]
Более поздние годы (17–18 века)
[ редактировать ]В последующие десятилетия к собору было сделано несколько важных дополнений. В 1638 году взрывы пушек, стрелявших в честь рождения будущего Людовика XIV, разбили витражи, установленные над западным порталом. На смену им пришло обычное стекло. В 1644 году ураган разбил витраж с изображением святых покровителей на северном трансепте. Его заменили новым окном, спроектированным художником Антуаном Сулиньяком в 1646 году.
Темпы перемен ускорились в 18 веке. В 1760 году король Людовик XV приказал переплавить золотой стол, служивший центральной частью алтаря, чтобы пополнить королевскую казну после дорогостоящей войны. В 1760-х годах были установлены два новых алтаря, посвященный Святому Людовику (слева) и Сен-Мартену (справа), а также богато украшенная кованая решетка и ворота с гербом кардинала де Люина. В 1780-х годах в хоре были установлены новые партеры. Каменный пол собора был заменен в 1767–69, что разрушило лабиринт, занимавший все пространство пола у входа в неф. Это также привело к удалению многих средневековых надгробий, которые были заменены простыми именами и датами. [13] В 1785 г. был подготовлен проект нового западного портала церкви в виде классического портика с колоннами по проекту Франсуа Суффло, племянника будущего архитектора Пантеона в Париже, но он был отвергнут слишком радикально. Фонд для «Реконструкции в готическом стиле» был выделен Людовиком XVI в 1786 году, но вмешалась Французская революция. [13]
Революция и последствия
[ редактировать ]Вспышка Французской революции в Сане на день опередила события в Париже: 13 июля 1789 года крестьяне сломали ворота дворца архиепископа, чтобы захватить конфискованное и хранившееся во дворе зерно. Сам архиепископ Ломени де Бриенн принес присягу новой конституции. Имущество собора было национализировано 23 ноября 1790 г. В сентябре 1792 г. в соборе состоялось голосование за депутатов нового Конвента. Архиепископ де Бриенн стал конституционным епископом, а позже в том же месяце в соборе было объявлено об отмене монархии и провозглашении республики. [17]
В ноябре 1793 года революционная армия «Марсельезы» выступила из Парижа, чтобы подавить контрреволюционную вспышку в Лионе. Они остановились в Сане на несколько часов 7 ноября 1793 года и нашли время разбить скульптуру на центральном портале собора, пощадив лишь статую Сент-Этьена, потому что сообразительный священнослужитель надел революционную шапку. на его голове. [17] Восемь колоколов были сняты с башни и переплавлены в бронзу, хотя два крупнейших, бурдона, остались на месте. В феврале 1794 года в соборе отмечали Праздник Разума, а 8 июня собор был официально переименован в Храм Высшего Существа. [18]
С окончанием террора Католическая церковь какое-то время делила здание с полурелигиозным культом Теофилантропии, но в октябре 1800 года собору полностью вернули прежний статус. с появлением собора постепенно вернули католической церкви. Часть церкви была занята религиозным культом, последовавшим за доктриной теофилантропии. В октябре 1801 года собор полностью вернулся под контроль католической церкви, хотя Наполеон I отказался восстановить особый статус Санса, имеющего доминирование над другими соборами. Сенс стал обычной приходской церковью. [18]
XIX век – реставрация и конфликт
[ редактировать ]Сенс понес больший ущерб во время наполеоновских войн. В феврале 1814 года город подвергся обстрелу русской артиллерии, повредившей часть витражей, и в том же месяце прусские солдаты использовали собор как казарму. На каменных полах до сих пор можно увидеть следы костров, где они готовили пищу. [18] После падения Наполеона и восстановления королевского правительства в 1817 году в Сане снова появился архиепископ, управлявший церквями в Труа, Невере и Мулене, а также в Сане.
С 1834 по 1848 год под руководством епархиального архитектора Шарля Роблена проводился крупный проект по ремонту многолетнего, пренебрегающего и поврежденного здания. Робелен был консультантом по готическим соборам Виктора Гюго, чей роман «Собор Парижской Богоматери» появился в 1831 году. Гюго приехал в Сан, чтобы увидеть собор в 1839 году, и написал: «Все контрасты смешаны в этой замечательной церкви и решены в гармонии... Это сложное искусство истории, это религия духа, мощно соединенная с философией фактов». В ходе реставрации многие скульптуры были заменены новыми произведениями. [19]
В 1847 году это место посетил новый деятель реставрации Эжен Виолле-ле-Дюк и заявил, что реставрационные работы Роблена были «прискорбными». Он уволил Роблена, и новый архитектор, Адольф Ланс, взял на себя ответственность с программой сноса некоторых построек 14 века, а также более поздних пристроек и восстановления структуры, насколько это возможно, в соответствии с планом 13 века. Были воссозданы старые снесенные часовни. Современные панели и другие дополнения были сняты, а слабые места конструкции усилены железом. Художник Жан-Батист Коро посетил собор в 1874 году и расписал его на этом этапе реставрации. Виолле-ле-Дюк добавил в центр собора позолоченное бронзовое кресло, созданное по образцу XII века, которое стало официальной резиденцией архиепископа. Лэнс умер в 1874 году, а его работа была завершена в 1898 году Чарльзом Лейном. [20]
20 и 21 века
[ редактировать ]В начале 20 века французская церковь и государство были формально разделены; священникам больше не платило государство, а сам собор стал собственностью французского правительства. В 1907 году архиепископу пришлось покинуть свой дворец, перешедший в государственную собственность, и найти другую резиденцию. Его бывшей резиденцией сейчас является Музей Сенса.
В Первую мировую войну собор находился вдали от линии фронта, но во вторую войну немецкие войска прорвались через Сенс, захваченный 15 июня 1940 года. Витражи были вынесены и заменены досками. Пять немецких снарядов попали в собор, причинив незначительные повреждения. Французские военнопленные первоначально содержались внутри собора; в их число входил Андре Мальро , будущий французский писатель и министр культуры. В 2014 году собор отметил 850-летие со дня освящения. [21]
Башни и колокола
[ редактировать ]- Южная башня собора Санса
- Вершина Южной башни и ее колокольня или колокольня.
Южная башня, известная как каменная, была завершена вместе с западным фасадом в 1230 году. Однако в 1268 году в течение трех дней она рухнула. Он был перестроен и в 1537 году был увенчан колокольней в стиле ренессанс, в результате чего его высота достигла 78,25 м (256,7 футов). Первоначально северную башню увенчивала восьмиугольная колокольня, сделанная из дерева, покрытого свинцом. Это сооружение, получившее название свинцовой башни, было снесено во время реконструкции собора в 1848 году. [22]
В соборе семь колоколов: четыре в южной колокольне, включая два массивных бурдона, и три в колокольне над ним. Самый старый из оригинальных колоколов назывался Марией и был изготовлен в 613 году для епископа Сен-Лу. Во время Французской революции Мари и семь других оригинальных колоколов были переплавлены в Париж и превращены в пушки. [23]
Семья Бурдонов — одна из крупнейших во Франции. Они были выкованы в 1560 году. Самая большая из них, называемая Савиньен, весит 15 600 килограммов, а меньшая, Потентьен, весит 10 000 килограммов. Надпись на латыни на Савиньене переводится: «Я был выкован в Сансе в тысяча пятьсот шестидесятом году. Моим звуком и именем первого святого епископа бури и ветры не нарушают этот климат. Я призываю службы и оплакивают смерть. Теперь в Риме правит Благочестивый IV, германцами управляет император Фердинанд, галлами - король Франциск II, а Санской архиепископией - кардинал Бертран. Затем по-французски: «Меня создал Гаспар Монжен-Виар». [23]
Западные порталы
[ редактировать ]- Портал Иоанна Крестителя (1190-1200), старейший из порталов.
- Крещение Христово Северный портал южного фасада (1190-1200 гг.)
- Статуя-колонна Святого Стефана, западный фасад (1190-1200 гг.)
- Тимпан жития святого Стефана. Головы большинства фигур были отрублены во время Французской революции.
- Экзотические звери — слон на центральном портале Святого Стефана.
- Портал Девы Марии, западный фасад (1190-1200 гг.)
Западный фасад имеет три портала или дверных проема, в которых находятся одни из старейших скульптур собора. Некоторые скульптуры были разбиты во время Французской революции, а некоторые оригинальные части, особенно статуи-колонны и два барельефа, были перенесены в музей во дворце архиепископа и заменены копиями. Портал на севере, посвященный Иоанну Крестителю , является самым старым, сделанным между 1190 и 1200 годами, до порталов Нотр-Дам де Пари и Шартрского собора . Он лучше всего сохранился и представляет собой исключительно хороший образец стиля ранней готики . Его арочный тимпан над дверным проемом заполнен скульптурными фигурами и событиями из жизни святителя. Центральная сцена, прямо над дверью, изображает Христа в воде, крестимого Святым. Другая сцена изображает Саломею , заклятого врага Святого, несущую его голову на блюде. На скульптуре были обнаружены следы краски, в том числе красный пигмент на шее Иоанна Крестителя и золотой на чаше Саломеи, что указывает на то, что, как и в других готических соборах, весь тимпан был ярко окрашен. [24]
Центральный портал совмещен с алтарем и посвящен святому Стефану, покровителю собора и событиям его жизни. Его статуя занимает колонну между двумя дверями и была единственной из статуй-колонн, уцелевшей после побоев революционеров. (Статуя на месте является копией, оригинал сейчас находится в музее). Помимо скульптур, представляющих притчу о десяти девах и историю святого Стефана, здесь представлены скульптуры животных, в том числе страусов, слонов и дельфинов, а также мифических зверей, в том числе василисков и грифонов. Он также иллюстрирует типичные занятия каждого из двенадцати месяцев, включая сбор урожая и изготовление вина. Многие из этих работ были сильно повреждены во время революционного вандализма. Скульптуры на нижних этажах портала содержат скульптурные фигуры, иллюстрирующие искусство и науки Средневековья, включая грамматику, диалектику, риторику, музыку, математику, астрономию и философию. [24]
Южный портал западного фасада посвящен Деве Марии, а тимпан иллюстрирует ее жизнь. Это самый поздний, вероятно, конца 13 века. Он заменил первоначальный портал, разрушенный в 1268 году из-за падения южной башни. [25]
Трансепт
[ редактировать ]- Южный фасад, портал Моисея и яркая роза (15–16 вв.)
- Яркое окно-розетка северного трансепта (1503–1507 гг.)
- Пересечение трансепта (слева) с высокими окнами и хором (конец 15 – начало 16 вв.)
Трансепт собора был построен в конце 15 — начале 16 века в ярком стиле. Это была работа архитектора Мартина Шамбижа , который также спроектировал трансепты собора Санлис , собора Бове (1499 г.) и западного фасада собора Труа (1502–1531 гг.). Портал южного трансепта был зарезервирован для архиепископа, резиденция которого выходила на него напротив двора. Северный портал был зарезервирован для духовенства Капитула.
Яркий стиль наиболее ярко выражен в изогнутой остроконечной арке над порталом Моисея, увенчанной статуей Моисея со скрижалями Десяти Заповедей. Вверху — группа узких стрельчатых окон, внизу — южное окно-роза, наполненное яркими изгибами и контризвитиями каменного узора. Этот фасад окружен двумя башенками, похожими на вершины, с лестницами и увенчанными сложными шпилями. в виде геральдической лилии Лестницы отмечены гербом Людовика X Французского и горностая, символа его жены Анны де Бретани . Над дверным проемом есть много ниш для скульптур, но статуи были разрушены во время революции. [26]
Портал северного трансепта, названный «Порталом Авраама», также спроектированный Мартином Шамбижем, имел еще более тщательно продуманное яркое окно-розу и фасад, он был построен между 1503 и 1507 годами. Статуя здесь также была разрушена во время революции. [27]
Витраж
[ редактировать ]- Окно Томаса Бекета (начало 13 века)
- Деталь окна Томаса Бекета. Погребение святителя. (13 в.)
- Окно доброго самаритянина, отсек 15 (начало 13 в.)
- Добрый самаритянин (начало 13 века)
Собор Сан имеет важную коллекцию витражей, охватывающих периоды от ранней готики до эпохи Возрождения. Самый старый витраж начала 13 века находится в верхних окнах хора и в апсиде. Самым известным является окно Томаса Беккета , посвященное его жизни и мученичеству. [22] Остальные представляют истории о добром самаритянине и блудном сыне. Эти окна датируются 1200–1205 годами и расположены в северной части хора. Они состоят из круглых и треугольных медальонов из витражного стекла, иллюстрирующих эпизоды из жизни их сюжетов.
- Северное окно-розетка (16 век)
- Деталь южного окна-розы
- Окно 16 века (6 пролет)
Окна-розетки в трансепте датируются 16 веком и являются хорошим примером поздней яркой готики . Реализм и использование трехмерности в поздних окнах показывают растущее влияние Возрождения. [22]
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура Богородицы с младенцем особенно известна своим безмятежным выражением лица и мельчайшими деталями драпировки. Ее передал церкви каноник Мануэль де Жолн в 1334 году. Как и большинство статуй Богородицы, она не была разрушена во время Французской революции, хотя украшение короны было отломано, а затем восстановлено. [28]
- Скульптура Томаса Бекета (ок. 1180 г.), северная амбулатория.
- Мадонна с Младенцем (14 век), картина Мануэля де Жольна (1334 г.)
- Из ретабла Салазаров (1514 г.)
- Ретабль Салазаров (1514 г.)
- Ретабль Салазаров (1514 г.)
Часовня Салазаров была построена архиепископом Тристаном де Салазаром (1474–1519) в честь своих родителей. В нем находится балдакин, обращенный к алтарю из черного мрамора на четырех колоннах и ретаблу над ним. Алтарь был построен в 1514 году Гийомом Шавельво. Скульптура на ретабле иллюстрирует религиозную историю Санса и Салазара. Он включает в себя скульптурные изображения Иоанна Крестителя, Святого Стефана, Богородицы с Младенцем, а также восемь статуй пророков и сивилл. Замысловатый декор и кружевные шпили выполнены в стиле яркой готики . Работа была освящена в 1516 году самим дарителем. [28]
Мученичество святого Северина было выполнено в XVIII веке скульптором Йозефом Германдом, королевским скульптором короля польского и герцога Лотарингского Станислава Лечинского. Драматическая сцена мученичества разворачивается на ширме из бледно-желтой лепнины, напоминающей драпировку. [28]
В соборе находится могила Людовика , дофина Франции (сына Людовика XV ) и его супруги Марии-Жозефа Саксонской , умерших от туберкулеза в 1765 году в возрасте 36 лет. Его жена умерла восемнадцать месяцев спустя от той же болезни. Хотя он никогда не был королем Франции, он был отцом трех французских королей: Людовика XVI , Людовика XVIII и Карла X. Скульптура работы Гийома Кусту Младшего . [29]
Другие выдающиеся произведения скульптуры и барельефов представляют сцены из жизни кардинала Антуана Дюпра , канцлера Франции и архиепископа Санса с 1525 по 1535 год. Мавзолей, из которого они вышли, был разрушен во время Французской революции .
- Мученичество святого Северина, Джозеф Херманд
Балдакен и хоровой гриль
[ редактировать ]В 1740 году архиепископ Жан-Жозеф Ланге де Жержи решил, что собору нужен более величественный алтарь и балдакин , высокий навес над алтарем, для участия в художественной контрреформационной кампании против более строгих протестантов. [30] Функция балдакина заключалась в том, чтобы привлекать взгляды к алтарю. Новую работу спроектировали кавалер Жан Николя Сервандони, королевский архитектор, и два скульптора, братья Слодц. Сервандони был особенно известен тем, что создавал оперные декорации для зрелищ и торжеств короля, а также несколько церковных интерьеров. [30]
Основными элементами Балдакина являются четыре мраморные колонны высотой пять метров каждая, пришедшие из Ранса . Первоначально они были созданы, чтобы окружать статую Людовика XIV на площади Побед, но были удалены в 1718 году. Старый алтарь был снесен, начиная с 1742 года, а останки прежних епископов и духовенства, похороненные под полом, были перенесены. Колонны были поставлены на постаменты, чтобы сделать их еще выше, и увенчаны золочеными бронзовыми коринфскими капителями, поддерживающими позолоченный балдахин. Центральным элементом балдахина является позолоченный узор в виде солнечных лучей с тетраграммой, четырьмя буквами имени Бога на иврите, ЯХВЕ. Позолоченная корона наверху была вдохновлена короной, изготовленной Бернини для алтаря собора Святого Петра в Риме. [30]
Мрамор первоначального алтаря, освященного в 1332 году, был включен в состав нового алтаря. Первоначально у алтаря был знаменитый золотой стол, который во время правления Людовика XV сняли и переплавили для сбора денег. На вершине балдакина находится бронзовая статуя ангела высотой два метра (шесть футов), держащего в одной руке распятие, а в другой - цепь, прикрепленная к серебряному павильону с чашей или чашей, символом церемония Евхаристии . [30]
Неф, предназначенный для публики, и хор, предназначенный для духовенства, первоначально были разделены каменной перегородкой. с единственным дверным проемом. Хор был окружен железной решеткой. Ширма и старая решетка пришли в негодность, и в 1726 году Капитул решил заменить ее новой, более богато украшенной ширмой с гербом Капитула и распятием. Работа началась только в 1760 году, когда появился новый дизайн и обилие позолоты. Ворота хора были особенно украшены извилистой скульптурой, напоминающей виноградную лозу, символ Евхаристии . На вершине ворот находится герб кардинала де Люина, состоящий из золотых цепей и львов. Более ранний, более простой гриль, изготовленный в 1726 году, был перенесен в часовню Сен-Савиньен, где он остается и сегодня. [31]
- Хоровая ширма (18 век)
- Хоровая ширма, алтарь и кресло архиепископа.
- Балдекен над главным алтарем (18 век)
Орган
[ редактировать ]Орган в соборе Санса в средние века использовался только во время перерывов; пение духовенства было без сопровождения. [32] Самое раннее упоминание об органе в соборе относится к 1440 году. Записи показывают, что новый орган с двенадцатью педалями был установлен в купленном в 1560 году и увеличен в 1609 году. Был заказан новый, более крупный инструмент, более соответствующий изменениям в церковной музыке. в 1722 году и установлен на Пасху 1734 года у входа в неф, на внутренней стороне западного фасада. Новый инструмент мог воспроизводить 36 нот на трех клавиатурах и еще 29 нот с помощью ножных педалей, а в 1774 году количество нот было увеличено до 34. [32]
После революции, когда собор был секуляризован, орган использовался лишь изредка, на праздниках, прославляющих Высшее Существо. В 1802 году собор был возвращен католической церкви. Орган был хрупким, чувствительным к влажности и нуждался в восстановлении. Композитор Шарль Гуно пришел в собор в 1886 году и попросил показать орган, на котором тогда было трудно играть. Он начал кампанию по его реставрации, которая, наконец, была завершена в 1890 году. Еще одну реставрацию он провел в 1978 году. Сегодня в нем имеется 878 трубок 18 века и еще 24 трубки 19 века, всего 2906 трубок. В 1841 году в хоре был установлен второй, менее мощный орган для сопровождения певцов. [33]
Сокровищница и музей Сенса
[ редактировать ]В резиденции архиепископа, примыкающей к собору, теперь представлена сокровищница собора, а также находится исторический музей города Санс с важной коллекцией галло-римских древностей. Дворец был построен в 13 веке, с дальнейшими пристройками в 16 и 17 веках. Он был восстановлен Виолле-ле-Дюком в 19 веке. [34]
Сокровищница включает в себя большую коллекцию предметов, используемых при служении мессы в соборе, в том числе кресты, реликварии, чаши, кольца и очень богато украшенный реликварий, сделанный для Карла Великого для предполагаемого фрагмента истинного креста . Сюда также входят церковные облачения, в том числе шляпа, мантия и обувь, которые носил святой Фома Беккет во время его пребывания в Сансе. [35]
На нижнем уровне музея Санса представлена реконструкция римской термальной бани с большим мозаичным полом одиннадцать на девять метров. Ванны были обнаружены под садами соседней резиденции, раскопаны и снова собраны в музее в 1910 году. Центральным элементом является изображение легенды о солнечной колеснице после падения Фаэтона .
В музее очень разнообразная коллекция, в том числе картина Питера Брейгеля Младшего , скульптура Родена и мебель в стиле ар-деко из мастерской Раймона Сюбеса , который поставлял мебель для океанского лайнера «Нормандия» .
- Дворец архиепископа, Санс
- Галло-римская мозаика в музее Санса
- Литургические одежды Томаса Бекета (12 век)
- «Коронование Богородицы» - гобеленовое покрытие алтаря XV века в музее Санса.
- «Сент-Шас» с библейскими сценами охоты и мифическими существами; дерево и слоновая кость (12 век)
- Богородица с Младенцем
- «Бронзовый век» Огюста Родена (1877 г.)
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Буш, Бернард (2014). Санс - Первый готический собор (на французском языке). Гарчес: Кстати. ISBN 978-2-9153-9813-7 .
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755807-65-3 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Плейн, Ирен (2005). Скульптура ранней готики на западном фасаде собора Санса . Мюнстер: Рема-Верлаг. ISBN 978-3-930454-40-2 .
- Теодор Тарбе, Описание столичной церкви Сент-Этьен-де-Санс: историческое и анекдотическое исследование (Sens: Автор, 1841).
- Эжен Воден, Санский собор и его художественные сокровища (Париж: Чемпион 1882 г.).
- Жюльо, Сокровища собора Санса (Sens: Ch. Duchemin 1886).
- Э. Шартрэр, Санский собор (Париж: Анри Лорен, но после 1914 г.).
- Люсьен Бегюль , Санский собор (Лион: Société Anonyme de l'Primerie A. Rey, 1929).
- Дени Кайо, Работа по переправе собора Сан (1490-1517): крупный церковный проект конца средневековья, согласно бухгалтерским источникам (Докторская диссертация: Искусство и археология: Париж 1: 1994).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миньон, Оивье, Архитектура французского наследия (2017), Éditions Ouest-France, с. 108
- ^ Миньон, Оивье, Архитектура французского наследия (2017), Éditions Ouest-France, с. 108
- ^ Буш 2014 , с. 21.
- ^ Кляйн, Бруно (2010). «Начало готической архитектуры во Франции и ее соседях». В Томане, Рольф (ред.). Готическая архитектура, скульптура, живопись . Потсдам: Х.Ф. Ульманн. п. 39. ИСБН 978-3-8331-1038-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Буш 2014 , с. 20-21.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 30.
- ^ Буш 2014 , с. 31.
- ^ Буш 2014 , с. 32.
- ^ Буш 2014 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 36.
- ^ Круикшанк, Дэн, изд. (1996). История архитектуры сэра Банистера Флетчера (20-е изд.). Архитектурная пресса. п. 425 . ISBN 0-7506-2267-9 .
- ^ Буш 2014 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буш 2014 , с. 43.
- ^ Харви, Джон (1950). Готический мир . Бэтсфорд.
- ^ Кларк, Уильям. «Сенс» . Grove Art Online / Oxford Art Online . Издательство Оксфордского университета . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Буш 2014 , с. 66.
- ^ Буш 2014 , с. 67.
- ^ Буш 2014 , с. 73.
- ^ Буш 2014 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с Лурс 2018 , с. 388.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 84.
- ^ Буш 2014 , с. 96.
- ^ Буш 2014 , с. 102.
- ^ Буш 2014 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Буш 2014 , с. 140.
- ^ Буш 2014 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буш 2014 , с. 130.
- ^ Буш 2014 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Буш 2014 , с. 127.
- ^ Буш 2014 , с. 128.
- ^ Брошюра для посетителей Musées de Sens (2020)
- ^ Брошюра для посетителей Musées de Sens (2020)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сент-Этьен де Санс в Structurae
- Cathédrale de Sens в епархии Сан-Осер (на французском языке)
- Фотографии Санского собора
- Шкатулка из слоновой кости Санса, известная как «La Sainte Chasse» (в сокровищнице)