Израильская аэрокосмическая промышленность
![]() | |
Тип компании | Государственная корпорация |
---|---|
УРОВЕНЬ : ARSP.B1 | |
Промышленность | Авиация , Оборона |
Предшественник | Авиационная компания Бедек |
Основан | 1953 год |
Основатель | Эл Швиммер Шимон Перес |
Штаб-квартира | , |
Ключевые люди | Боаз Леви ( генеральный директор ) |
Продукты | Военное вооружение и техника |
Услуги | Техническое обслуживание самолетов Модернизация самолета |
Доход | ![]() |
![]() | |
![]() | |
Количество сотрудников | 15,000 |
Подразделения | Обложка авиационной группы Группа коммерческих самолетов Группа военной авиации Группа систем, ракет и космоса |
Дочерние компании | ЭЛТА Системс |
Веб-сайт | www |
Israel Aerospace Industries ( иврит : התעשייה האווירית לישראל , романизированный : ha-ta'asiya ha-avirit le-yisrael ) — производитель крупнейший израильский аэрокосмической и авиационной техники , производящий воздушные и астронавтические системы как для военное и гражданское использование. По состоянию на 2021 год в компании работает 14 000 сотрудников. IAI находится в государственной собственности правительства Израиля.
IAI проектирует, разрабатывает, производит и обслуживает гражданские самолеты, дроны , истребители , ракеты , авионику и космического базирования системы .
Основным направлением деятельности IAI является машиностроение, авиация и высокотехнологичная электроника, хотя компания также производит военные системы для сухопутных и военно-морских сил. Многие из этих продуктов ориентированы на основные потребности Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Другие предложения продаются многочисленным иностранным военным.
История
[ редактировать ]Компания Israel Aerospace Industries была основана в 1953 году как Bedek Aviation Company по инициативе Шимона Переса , тогдашнего генерального директора Министерства обороны, с целью технического обслуживания самолетов Армии обороны Израиля. [ 1 ] Первоначально в компании работало 70 сотрудников, и она наняла авиационного эксперта американского происхождения Эла Швиммера в качестве основателя и первого президента компании. [ 2 ]
Первое авиастроение
[ редактировать ]
В 1959 году компания Bedek начала производство своего первого самолета — двухдвигательного учебно-тренировочного самолета с V-образным хвостовым оперением французской разработки Fouga CM.170 Magister , местного названия Tzukit ( монтикола ). Цукит главным учебно стал -тренировочным самолетом ВВС Израиля на протяжении 50 лет. IAI Tzukit также использовался в Шестидневной войне 1967 года 147- й эскадрильей в качестве самолета непосредственной поддержки, атакуя цели на египетском фронте в первый день войны, когда более боеспособные боевые самолеты Израиля были развернуты против арабских авиабаз и самолетов. . [ 3 ] Затем они были развернуты против иорданских сил, включая бронетехнику, на Западном Берегу . «Магистр» доказал свою эффективность в миссии непосредственной поддержки, хотя и понес тяжелые потери: шесть человек были потеряны. [ 4 ]
Первый самолет, полностью спроектированный и построенный IAI, транспортный самолет IAI Arava с коротким взлетом и посадкой, впервые поднялся в воздух в 1969 году после трех лет разработки. [ 5 ]
Последствия французского эмбарго
[ редактировать ]
В ответ на французское эмбарго компания IAI в 1968 году начала разработку собственного истребителя, производного от Mirage 5, под названием IAI Nesher («ястреб»). Nesher поступил на вооружение в 1971 году, как раз к Войне Судного дня . За «Нешером» последовал IAI Kfir («Львенок»), который был разработан в результате потребности Израиля в адаптации Dassault Mirage III к конкретным требованиям ВВС Израиля. Kfir 101 - поступил на вооружение ВВС США в 1975 году, первые подразделения были переданы в состав й «Первой истребительной» эскадрильи . В последующие годы новыми самолетами были оснащены и несколько других эскадрилий. Первые зарегистрированные боевые действия «Кфира» произошли 9 ноября 1977 года во время авиаудара Израиля по тренировочному лагерю в Тель-Азии в Ливане . Единственная воздушная победа, одержанная Kfir за время службы в ВВС, произошла 27 июня 1979 года, когда Kfir C.2 сбил сирийский МиГ-21 . [ 5 ]
IAI Kfir экспортировался в Колумбию , Эквадор , Шри-Ланку и сдавался в аренду ВМС США и Корпусу морской пехоты США с 1985 по 1989 год для использования в качестве самолетов противника в различных учебных курсах по воздушному бою . [ 6 ]
Диверсификация
[ редактировать ]
В 1969 году IAI приобрела North American Rockwell компании Jet Commander серию бизнес-самолетов . Это стало основой линии IAI Westwind . Работа над улучшенным Westwind, названным Astra, началась в конце 1970-х годов. [ 7 ] за счет удлинения фюзеляжа и разработки нового стреловидного крыла, первый полет прототипа состоялся 19 марта 1984 года. [ 8 ] Первый серийный Astra совершил полет 20 марта 1985 года, сертификация FAA прошла 29 августа 1985 года, а поставки клиентам начались в 1986 году. [ 8 ]
В 1960-х годах компания IAI разработала противокорабельную ракету «Габриэль» , а дочерняя компания Elta Electronics Industries разработала недорогой авиационный радар, который стал успешным экспортным товаром. В 1970-х годах компания IAI разработала патрульный катер класса «Дабур» . [ 5 ]
В 1970-х годах компания IAI также вышла на рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), разработав IAI Scout . В 1984 году IAI создала совместное предприятие с конкурирующей израильской компанией Tadiran для продвижения БПЛА обеих компаний: Tadiran Mastiff и IAI Scout . [ 9 ]
Развитие бизнеса по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту
[ редактировать ]К 1980-м годам первоначальное предприятие по техническому обслуживанию Bedek проводило масштабные ремонты десятков различных типов самолетов, работая над двигателями, а также планерами и интерьерами. IAI могла обеспечить более комплексный ремонт, чем даже сами производители самолетов. К середине 1980-х годов в этом подразделении работало 4000 человек, и оно ремонтировало огромный спектр самолетов, от винтовых учебно-тренировочных самолетов до авиалайнеров; включая крупные программы гражданской авиации, такие как переоборудование Boeing 747 в грузовые самолеты. [ 10 ]
Программа Лави
[ редактировать ]
В 1980 году правительство Израиля решило использовать опыт, накопленный IAI, для разработки и производства современного истребителя, который станет основой ВВС Израиля . Самолет, получивший название IAI Lavi , должен был стать превосходным штурмовиком с передовыми системами вооружения. Он был запущен в эксплуатацию в июле 1986 года, а первый успешный полет состоялся в декабре 1986 года. [ 11 ]
В августе 1987 года, после обширных обсуждений в правительстве, было принято решение (одним голосом) отменить программу Лави из-за сомнений в экономической способности Израиля покрыть расходы на такую обширную программу. [ 12 ] Это привело к серьезному кризису в IAI, который потребовал серьезной реорганизации структуры и бизнес-стратегии компании; В 1988 году штат компании, насчитывавший более 22 000 человек, был сокращен на 5 500. Однако программе Лави удалось разработать ряд передовых технологий, которые IAI смогла продать. [ 11 ]
Начиная с 1990-х годов – рост, обусловленный экспортом
[ редактировать ]







К 1989 году IAI сообщила о прибыли в размере 11,8 миллиона долларов при объеме продаж в 1,28 миллиарда долларов. У компании было четыре подразделения — самолетов, авиации, электроники и технологий — и 17 заводов. IAI была признана мировым лидером в области модернизации самолетов. вьетнамской эпохи, Такие самолеты, как McDonnell Douglas F-4 Phantom II были модернизированы с использованием современной авионики и вооружения.
В 1990-х годах IAI вступила в космическую гонку со спутниками связи AMOS , спутниками наблюдения Ofeq и космической ракетой-носителем «Шавит» . [ 11 ]
В декабре 1997 года IAI Galaxy , бизнес-джет с межконтинентальной дальностью полета, разработанный как совместное предприятие Galaxy Aerospace с корпорацией Hyatt , совершил свой первый полет и поступил в эксплуатацию в 2000 году. В мае 2001 года компания Gulfstream Aerospace компании General Dynamics купила компанию Galaxy Aerospace компании IAI. Co. LP за 330 миллионов долларов, хотя IAI продолжает выполнять большую часть сборки и разработки самолетов, которые продает Gulfstream. [ 13 ]
В 2003 году компания Israel Aircraft Industries попыталась выйти на рынок VLJ ( очень легкий реактивный самолет ), выпустив Avocet ProJet , воздушное такси с высокой степенью использования на 6–8 мест, прейскурантная цена которого составляла почти половину стоимости самого дешевого бизнес-джета, доступного в то время. . В начале 2006 года разработка ProJet застопорилась после того, как крупный, неизвестный OEM-производитель в США вышел из программы по неустановленным причинам. [ 14 ]
Компания работала с группой Aviation Technology Group над военно-тренировочной версией ATG Javelin , личного реактивного самолета-истребителя. Разрабатываемая версия могла бы конкурировать с большим количеством учебно-тренировочных самолетов при гораздо более низких затратах на приобретение и обслуживание. ATG остановила разработку Javelin в 2008 году из-за нехватки средств.
контракт на сумму 1,1 миллиарда долларов В марте 2004 года компания IAI подписала с Индией на установку трех EL/W-2090 систем ДРЛОиУ российского производства на транспортные самолеты Ил-76 , которые частично основаны на более ранней платформе IAI EL/M-2075 Phalcon , разработанной в 1990-е годы. [ 15 ] В конце 2000-х годов компания IAI разработала последующую систему EL/W-2085 , которая устанавливается на сильно модифицированные самолеты Gulfstream G550 и которая помимо службы в ВВС также продавалась в Сингапур и Италию.
6 ноября 2006 года IAI изменила свое название с «Israel Aircraft Industries Ltd». компании «Исраэль Аэроспейс Индастриз Лтд.»; чтобы более точно отразить текущую сферу деятельности фирмы, включающую не только самолеты, но и системы, спутники и пусковые установки, а также морские и наземные системы.
13 апреля 2009 года газета «Moscow Times» России сообщила, что Министерство обороны подписало соглашение с компанией Israel Aerospace на закупку беспилотных беспилотных летательных аппаратов на сумму 50 миллионов долларов. Сообщается, что контракт включает в себя три типа БПЛА производства компании. [ 16 ]
В январе 2012 года IAI объявила о продаже систем обороны на сумму 1,1 миллиарда долларов одной азиатской стране. Сделка подписана, но имя покупателя компания не назвала. Сообщалось, что в продажу войдут самолеты IAI, ракеты и разведывательные технологии. [ 17 ]
4 сентября 2012 года Gulfstream G280 , новый двухмоторный бизнес-джет, построенный IAI, получил полную сертификацию Федерального управления гражданской авиации (FAA). [ 18 ]
IAI является членом престижных организаций Trace International и Общества корпоративного соответствия и этики (SCCE) и признана в отчете Transparency International за апрель 2015 года входящей в треть лучших мировых оборонных компаний по своим программам этики и борьбы с коррупцией. [ 19 ]
В апреле 2018 года системы IAI были замечены в фильме, снятом азербайджанской армией , в частности барражирующая система боеприпасов IAI Harop , что вызвало критику со стороны правительства Армении по поводу поставок израильского оружия азербайджанской армии. [ 20 ] В 2019 году IAI продает правительствам системы защиты от дронов для размещения в чувствительных зонах, таких как границы, армейские базы или электростанции, а также предоставляет оборудование для сбивания военных дронов. Он также продается таким клиентам, как аэропорты, которые хотят защититься от потребительских дронов. [ 21 ] IAI в 2019 году является крупнейшим производителем аэрокосмической и оборонной продукции Израиля. В сентябре 2019 года компания выпустила свою систему Popstar, которая «может обнаруживать и отслеживать дроны на расстоянии до 4 км днем и ночью». [ 21 ] В декабре 2019 года IAI посоветовала клиентам не летать на некоторых переоборудованных ею грузовых самолетах Boeing 737 после того, как IAI заявила, что обнаружила «явные нарушения» в производственном процессе. Переоборудованные Боинги 737 компании IAI поступили на вооружение в 2003 году. [ 22 ]
В июле 2021 года IAI Aviation Group договорилась о создании площадки по переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые для переоборудования B737-700/800 с компанией Atitech (Италия) в Неаполе . [ 23 ]
Продукты
[ редактировать ]
Гражданских самолетов произведено
[ редактировать ]Источник: [ 24 ]
- IAI Westwind (1965–1987):
- 1121 Jet Commander , сертификация: ноябрь 1964 г., линия переехала в Израиль в 1969 г.
- 1123 Commodore Jet , сертификация: декабрь 1971 г., удлиненный, турбореактивные двигатели GE -CJ610-9 , реверсоры тяги, законцовки бачков, ВСУ.
- 1124 Westwind I , сертификация: март 1976 г., ТРДД TFE731-3 , обновленные системы и авионика.
- 1124A Westwind II , сертификация: апрель 1980 г., законцовки крыла, доработки крыла, дополнительный бак, модернизированная авионика.
- Гольфстрим G100 (1985–2016)
- 1125 Astra , сертификация: август 1985 г., новое крыло, модифицированный фюзеляж, обновленные системы и авионика.
- 1125 Astra SP , сертификация: май 1990 г., цифровая авионика.
- G100 (Astra SPX) , сертификация: январь 1996 г., улучшенные двигатели, модернизированная авионика.
- G150 , сертификация: ноябрь 2005 г., фюзеляж удлинен и расширен, новая носовая часть, новая авионика, модернизированные двигатели.
- Gulfstream G200 (Galaxy, 1997–2011 гг.), Сертификация: декабрь 1998 г., новый фюзеляж, улучшенные двигатели, законцовки крыла, модифицированное крыло, модернизированная авионика.
- Gulfstream G280 , (в производстве) Сертификация и EIS: 2011 г.: Полностью новый фюзеляж, Т-образное хвостовое оперение, крылья, двигатели, системы и авионика.
- Арава : средний транспортный самолет взлета и посадки (больше не производится)
- IAI Avocet ProJet : очень легкий реактивный самолет [ 25 ] (программа отменена в 2005 г.)
Гражданские воздушные системы
[ редактировать ]- Переоборудование пассажирских самолетов в грузовые.
- А330-300
- Б737-300
- Б737-400
- Б737-700
- Б737-800
- Б767-200
- Б767-300
- Б747-200
- Б747-400
- Б777-300
- Flight Guard Инфракрасная система противодействия ПЗРК зенитным ракетам [ 26 ]
Военный самолет
[ редактировать ]- 377M Anak - произведено переоборудование нескольких авиалайнеров Boeing 377 Stratocruiser бывшей авиакомпании Pan American World Airways в тяжелые военные грузовые самолеты после того, как Соединенные Штаты отказались продать C-130 ВВС Израиля . [ 27 ]
- Лави – израильский истребитель, заброшенный, когда США отказались финансировать конкурента F-16 . [ 28 ]
- Кфир – истребитель, разработанный на базе Нешера.
- Наммер – истребитель, обновленная версия Кфира.
- Nesher — истребитель, производный от французского Mirage 5.
- ELTA-ELI-3001 — AISIS — бортовая интегрированная система радиоэлектронной разведки.
- CAEW Conformal Airborne дальнего радиолокационного обнаружения - на базе G550 и оснащен радаром Phalcon.
Беспилотные летательные аппараты
[ редактировать ]- БПЛА – беспилотные летательные аппараты производства подразделения МАЛАТ компании IAI:
Военные авиационные системы
[ редактировать ]- Rafael Python 5 Ракета класса «воздух-воздух» (совместно с Rafael Advanced Defense Systems Ltd. )
- Модернизация F-16 , F-15 и МиГ-21. реактивных истребителей
- Модернизация Sikorsky CH-53 Yasur в проекте «Ясур 2000».
- Модернизация авионики для Ка-50-2 «Эрдоган» боевого корабля совместно с «Камовым»
- Phalcon Система воздушного наблюдения
- Eitam - модификация Gulfstream G550 для дальнего обнаружения и контроля с воздуха.
- Griffin LGB — система переоборудования неуправляемых бомб в высокоточные боеприпасы.
- SkySniper Ракета воздух-поверхность
Системы наземной обороны
[ редактировать ]
- IDF Caterpillar D9 R брони Комплект
- ИАИ ДЖЕМПЕР [ 29 ] (См. также Система запуска вне прямой видимости XM501 )
- Беспилотный мини-погрузчик «Фронт Раннер»
- Беспилотный Caterpillar D9 с дистанционным управлением бульдозер
- АММАД
- ТопГан (артиллерия)
- Система радиоэлектронной борьбы «Скорпиус»
Наземный транспорт
[ редактировать ]- Сборка IC3 дизель- поездов и двухэтажных железнодорожных вагонов по лицензии Bombardier Transportation.
- Таксибот — полуроботизированный безбуксировочный тягач. [ 30 ] [ 31 ]
- RBY MK 1
- ОЗУ МК3
Беспилотные наземные транспортные средства
[ редактировать ]- Гардиум
- Сахар – инженер- робот -разведчик
- Робаттл
- D9T Panda — беспилотная версия Caterpillar D9 T ЦАХАЛа. бронированного бульдозера
Военно-морские системы
[ редактировать ]- Super Dvora Mk III class patrol boat [ 32 ]
- Super Dvora Mk II class patrol boat
- Dvora class fast patrol boat
- Патрульный катер класса Дабур
Ракетные комплексы
[ редактировать ]- Стрела - Система противоракетной обороны.
- Стрелка 3 — Система противоракетной обороны.
- Барак 1 - Ракета Земля-воздух
- Барак 8 - ракета Земля-воздух (разработана совместно DRDO Индии с )
- Габриэль - Противокорабельная ракета класса «воздух-земля» и «земля-земля».
- Железный купол – мобильный всепогодный комплекс ПВО
- Иерихон I — баллистическая ракета малой дальности.
- Иерихон II и III - Баллистическая ракета дальнего действия.
- ВСЕ – Противотанковые ракеты
- ЛОРА - Тактическая баллистическая ракета
- Нимрод - ракета класса «воздух-поверхность», «земля-земля».
- Wind Demon – недорогая крылатая ракета класса «воздух-поверхность» https://breakingdefense.com/2024/07/israels-iai-announces-new-wind-demon-air-to-surface-missile/
Космическое оборудование
[ редактировать ]- АМОС (спутниковый автобус)
- ЭРОС (спутник)
- Ofeq Satellite Серия
- РИСАТ-2 спутник
- ШАЛОМ (спутниковый)
- Шавит Космическая ракета-носитель
- По сообщению Middle East Newsline, IAI запустит один или несколько спутников CubeSat к концу 2008 года. [ 33 ]
- Разведывательный спутник TecSAR , запущен 21 января 2008 г. [ 34 ]
- ВЕНМС спутник
Производственные предприятия
[ редактировать ]
- Группа систем, ракет и космоса
- Ночь – интеграция
- Мабат – ракеты и спутники
- Тамам – инерциальные наведение и электрооптические системы
- Группа военной авиации
- Лахав - модернизация самолетов
- Мата - модернизация вертолета
- Golan Industries – аварийные сиденья и другие детали самолетов
- Малат – Беспилотные летательные аппараты
- Эльта — радары , радиоэлектронная борьба и ELINT
- Бедек Авиационная Группа – ТОиР
- Авиационное подразделение – переоборудование пассажирских самолетов в грузовые, техническое обслуживание тяжелых самолетов, техническое обслуживание флота.
- Подразделение двигателей – Ремонт и капитальный ремонт двигателей гражданских и военных самолетов ( P&W , GE )
- Подразделение компонентов — ремонт и капитальный ремонт компонентов гражданских и военных самолетов ( ВСУ , шасси , CSD и т. д.).
- Группа коммерческих самолетов
- Рамта – вагоны , патрульные катера , комплекты брони для инженерной техники и т.д.
- Аэроструктуры
- Шахал - шасси и другие детали самолета.
- Технологии
- Бизнес-джеты
- Инжиниринговый дивизион – авиастроение и интеграция
- Маман – ИТ-услуги. в основном внедрение и поддержка пакета ERP/SAP.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шимон Перес - Профиль [ мертвая ссылка ] , Новости обороны
- ↑ Аль Швиммер, основатель Israel Aircraft Industries, умер по адресу Гаарец, 94, 11 июня 2011 г.
- ^ Алони 2001, стр.44.
- ^ Алони 2001, стр. 49–51, 54–55.
- ^ Jump up to: а б с «Israel Aircraft Industries Ltd. – История компании» , FundingUniverse
- ^ IAI сдаст в аренду самолеты Kfir ВВС и ВМС США – Globes; 18 июня 2003 г.
- ^ Релман 1993, с. 314.
- ^ Jump up to: а б Рельман 1993, с. 316.
- ^ "Никто" . Архивировано из оригинала 2 сентября 2011 года.
- ^ «Презентация авиационной группы IAI-Bedek» (PDF) . ИАИ . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Аренс, Моше (5 августа 2004 г.). «Стрела, Офек, Лави» . Гаарец .
- ^ « Израэль Аэроспейс Индастриз «Лави» . Израильские ВВС . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Израиль IAI-1126 Galaxy/Gulfstream G200 . Авиалайнеры.нет.
- ^ «Международные новости авиации, сентябрь 2003 г.» . Архивировано из оригинала 15 января 2005 года.
- ↑ Индийская система АВАКС продвигается вперед по двум фронтам , газета Defense Industry Daily, 8 июня 2011 г.
- ↑ Объединенные депеши, «Краснолицые военные покупают израильские дроны», Moscow Times , 13 апреля 2009 г.
- ^ «Israel Aerospace продает оружие азиатским странам на сумму 1,1 миллиарда долларов» . Иерусалим Пост . Рейтер . 9 января 2012 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт «Израиль и США предоставляют полную сертификацию Gulfstream G280» . Flight International , 4 сентября 2012 г.
- ^ «Исраэль Аэроспейс Индастриз Лтд. – Домашняя страница» . www.iai.co.il.
- ^ Кубович, Янив. «Продвинутое израильское оружие, проданное Азербайджану, показано в снятом армией поп-музыкальном видео» . Гаарец . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Холмс, Оливер (12 декабря 2019 г.). «Детекторы, глушители и кибератаки: развитие технологий борьбы с дронами» . TheGuardian.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Аэрокосмическая компания Израиля обнаружила «нарушения» в некоторых переоборудованных грузовых самолетах Boeing 737» . Гаарец . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ «Israel Aerospace Industries создаст первую в мире площадку по переоборудованию пассажирских судов в грузовые в Европе» . АВИАТОР . 5 июля 2021 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Группа коммерческих самолетов» (PDF) . ИАИ. 2013.
- ^ Внешний вид , заархивировано из оригинала 8 ноября 2005 года .
- ^ «Профинансирована система защиты коммерческих самолетов IAI/Elta Flight Guard» . Израильская аэрокосмическая промышленность . 8 сентября 2003 г.
- ^ Israel-Weapons.com - Child (Boeing 377) Получено 28 августа 2011 г.
- ^ «США и ЛАВИ» . man.fas.org .
- ^ «Исраэль Аэроспейс Индастриз Лтд. – Домашняя страница» . www.iai.co.il.
- ^ «Новый «таксибот» IAI сэкономит авиакомпаниям миллиарды» . Глобусы . Глобусы . 3 февраля 2011 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ «ТАКСИБОТ СИСТЕМА» . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ ТАМ .
- ^ «ИЗРАИЛЬ ПЛАНИРУЕТ ЗАПУСК НАНОСПУТНИКА» . Лента новостей Ближнего Востока. Архивировано из оригинала 6 сентября 2007 года.
- ^ Тран, Марк (21 января 2008 г.). «Израиль запустил новый спутник для шпионажа за Ираном» . Гардиан Безлимитный . Лондон . Проверено 22 января 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (сентябрь – октябрь 2003 г.). «Золотое наследие: 50-летие израильской авиастроительной промышленности». Любитель воздуха . № 107. С. 15–30. ISSN 0143-5450 .
- Алони, Шломо. «Тренеры в бою: доблесть и жертвенность в Шестидневной войне». Air Enthusiast , № 94, июль/август 2001 г., стр. 42–55. ISSN 0143-5450
- Релман, Пол (декабрь 1993 г.). «IAI Astra: звездный бизнес-джет Израиля». Эйр Интернешнл . Том. 45, нет. 6. С. 313–319. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]