Загадка-сказка
Сказки-загадки – это традиционные рассказы, в которых участвуют состязания-загадки. Они часто обеспечивают контекст для сохранения древних загадок для потомков и как таковые изучались как самостоятельная повествовательная форма, так и загадки, которые они содержат. [ 1 ] Такие состязания в более общем плане являются разновидностью состязаний на мудрость. Они, как правило, делятся на две группы: проверка мудрости короля или другого аристократа; и проверка пригодности претендента. Соответственно, системы классификации Аарне-Томпсона каталогизируют два основных типа сказок, включая состязания-загадки: AT 927, «Превзойдя судью», и AT 851, «Принцесса, которая не может разгадать загадку». [ 2 ] Такие истории неизменно содержат ответы на поставленные загадки: «зрителя нельзя оставлять болтающимся». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Самым ранним примером состязания в мудрости между царями является шумерский эпос « Энмеркар и владыка Аратты» , датируемый первой половиной второго тысячелетия до нашей эры, за которым следует египетский «Ссора Апофиса и Секененра» , фрагментарно засвидетельствованный в тринадцатом веке до нашей эры. папирус о фараоне Апофисе и Секененре Тао . Ссора Апофиса и Сегененра повторяется в более позднем «Повести о Сетне Хамвасе и Си-Осире» , засвидетельствованном на папирусе римского периода, что показывает, что истории такого типа продолжали распространяться в Египте. Однако в этих сказках нет загадок как таковых. [ 4 ]
Эти египетские истории, вероятно, основанные на утраченных греческих материалах, по-видимому, послужили источником вдохновения для описания состязания в мудрости между фараоном Амасисом II и царем Эфиопии, в котором мудрец Биас из Приены помогает фараону, разгадывая загадки. , написанный Плутархом в первом или втором веке нашей эры Convivium Septem Sapientium . По крайней мере, один из источников Плутарха, вероятно, разделялся с « Романом Эзопа» , возникшим примерно в четвертом веке до нашей эры (гл. 102–8, 111–23). « Роман Эзопа» также основан на подобных историях о состязаниях в мудрости в различных версиях « Истории Ахикара» . [ 5 ]
Список сказок-загадок
[ редактировать ]Следующий список основан на опросе Кристины Голдберг. Более полную коллекцию предлагает Марджори Дандас . [ 6 ]
(основной или исходный) язык | самая ранняя известная дата | текстовое название и краткое содержание | АТ-номер | ссылки |
---|---|---|---|---|
иврит | восьмой-шестой век до нашей эры | Загадка Самсона . В Судей Книге Самсон загадку на своем свадебном пиру задает филистимлянам . | Гольдберг 1993, 17–18. | |
иврит | седьмой-шестой век до нашей эры | Соломон и царица Савская . Царица испытывает Соломона загадками (в том числе 3 Царств 10:1–13 и 2 Паралипоменон 9:1–12). десятого или одиннадцатого века ей приписывают четыре загадки Это вдохновило на создание различных более поздних работ: в «Притчах Мидраша» . [ 7 ] Эти плюс еще четырнадцать или пятнадцать тестов мудрости, некоторые из которых являются загадками, появляются в Мидраше ха-Хефез (1430 г. н.э.). Раннесредневековый арамейский Таргум Шени также содержит три загадки, загаданные царицей Соломону. [ 7 ] | Гольдберг 1993, 22–24. | |
Древнегреческий | шестой или пятый век до нашей эры | Смерть Гомера . Гераклит описывает, как Гомеру предсказывали смерть из-за того, что он не смог разгадать какую-то детскую загадку. Эту историю также рассказал Гесиод . | Гольдберг 1993, 15–16. | |
Древнегреческий | пятый век до нашей эры | Эдип и Сфинкс . Впервые о состязании загадок упоминается в пьесе Эпихарма Косского . | Гольдберг 1993, 13–15. | |
арамейский | первый век до нашей эры или нашей эры | Кахрамане и молодой принц . Молодой принц выигрывает невесту, разгадывая загадки. Связанная с ней история Турандот из «Тысячи и одной ночи» , ставшая источником вдохновения для нескольких современных пьес , включает в себя соревнование-загадку: [ 8 ] женихам нужно ответить на все три вопроса, чтобы получить руку принцессы, иначе их обезглавят; [ 9 ] В опере Пуччини Турандот мрачно предупреждает Калафа: «Загадок три, а Смерть одна». | 851 | Гольдберг 1993, 25–26; 29–31. |
арамейский | пятый век до нашей эры | Сказка об Ахикаре . Ахикар помогает своему королю, разгадывая загадки соперника. | Гольдберг 1993, 17. | |
Древнегреческий | первый или второй век нашей эры | Septum sapientium convivium ( «Ужин семи мудрецов» ) в Плутарха «Моралии» (2:345–449). Женщина загадывает загадки на вечеринке. | Гольдберг 1993, 16–17. | |
Древнегреческий | третий век нашей эры | Аполлоний Тирский . Антиох проверяет пригодность Аполлония жениться на его дочери. [ 8 ] | Тейлор 1948, 41; Гольдберг 1993, 18–20. | |
санскрит | четвертый или пятый век нашей эры | Махабхарата . III.311-12 содержит Якша Прашну , серию загадок, загаданных духом природы ( якшей ) Юдхиштхире . [ 10 ] III.134 содержит историю Аштавакры , который отвечает на загадки, заданные царем Джанакой , а затем побеждает одного бандина в дальнейшем состязании мудрости. [ 11 ] | Гольдберг 1993, 20–22. | |
арабский | десятый век нашей эры | Брак Имру-ль-Каиса . Имру-л-Кайс женится только на той женщине, которая сможет разгадать его загадку. | Гольдберг 1993, 24-25 | |
персидский | десятый или одиннадцатый век нашей эры | Шахнаме . Состязание-загадка между Залом и Манучехром , императором Ирана. Манучехр боится Зала и желает избавиться от него, но ему сообщают, что Зал станет непревзойденным героем Ирана, поэтому Манучехр испытывает его загадками, в основном космологическими. [ 12 ] Победа в состязании-загадке — один из шагов Зала к завоеванию руки Рудабе . Кроме того, Бузурджмиру предстоит состязание в мудрости. | Гольдберг 1993, 26–27. | |
санскрит | одиннадцатый век нашей эры | Байтал Пачиси . Ветала рассказывает двадцать четыре сказки, каждая из которых завершается загадкой. Необычно то, что задача здесь состоит в том, чтобы герой не разгадал загадку. | Гольдберг 1993, 25. | |
Персидский ? | неопределенный | Гюль и Санаубар . Женихи принцессы должны отгадать загадку. [ 13 ] | Гольдберг 1993, 27–28. | |
Древнескандинавский | тринадцатый век нашей эры | Сага о Хервараре и история Хейдрека . Бог Один бросает вызов королю Хейдреку, чтобы тот ответил на его загадки, известные как Gátur Gestumblinda . [ 14 ] | ср. 927 | Гольдберг 1993, 31–34. |
ирландский | тринадцатый век нашей эры | Отъезд тяжеловеса . В тексте есть хотя бы одна загадка, [ 15 ] примеры которых очень редки в средневековой ирландской литературе. [ 16 ] Когда герой возвращается в зал, чтобы наказать поэтов за чрезмерные требования, его мудрость проверяется рядом вопросов, в том числе и следующей загадкой: «Что хорошего нашел человек на земле, чего не нашел Бог?» — Достойный мастер .' [ 15 ] | Гольдберг 1993, 37. | |
немецкий | неопределенный CE | В сказке братьев Гримм « Мудрая дочь крестьянина » крестьянская девушка выходит замуж за короля, разгадав загадку, которую он задает. | 875 | |
персидский | ок. 12 век 1762 1926 |
История о принцессе Турандот , красивой, но холодной принцессе, которая загадывает смертельные загадки своим поклонникам. Сказка первоначально присутствовала в сборнике «Хафт Пейкар» и вдохновила Карло Гоцци на создание комедии дель арте « Турандот» и более известной оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини . | 851А |
Кристиан Шнеллер в XIX веке собрал историю из Вельштироля (Трентино), очень похожую на рассказы Турандот: король вторгается в соседнюю страну и заключает королевскую чету в тюрьму, но их сын сбегает и воспитывается бедняком. Спустя годы мальчик отправляется во вражеское королевство и узнает, что их родители живы и принцесса испытывает потенциальных женихов смертельными загадками. [ 17 ]
В шри-ланкийской сказке «Принцесса-загадка: Теравили Кумари Кава » принцесса любит разгадывать загадки. Сын раджи влюбляется в ее портрет и переодевается под бедного паломника, чтобы познакомиться с принцессой, что является частью его плана. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Арчер Тейлор, Литературная загадка до 1600 года (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1948).
- Кристин Гольдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарленд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Например, Кристин Голдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарланд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993).
- ^ Кристин Голдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарланд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993), стр. 10–11.
- ^ Кристин Голдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарланд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993), стр. 39.
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Испытание загадкой: испытание советника и состязание королей в легенде об Амасисе и предвзятости», Classica et Mediaevalia , 55 (2004), 85–137 (стр. 87, № 3, 89–90).
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Испытание загадкой: испытание советника и состязание королей в легенде об Амасисе и предвзятости», Classica et Mediaevalia , 55 (2004), 85–137.
- ^ Загадочные истории со всего мира , изд. Марджори Дандас (Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2002).
- ^ Jump up to: а б Джейкоб Ласснер, Демонизация царицы Савской: границы пола и культуры в постбиблейском иудаизме и средневековом исламе . Издательство Чикагского университета, 1993, стр. 9–17.
- ^ Jump up to: а б Арчер Тейлор, Литературная загадка до 1600 года (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1948), стр. 41.
- ^ Кристин Голдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарланд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993).
- ^ Анникки Кайвола-Брегенхой, «Загадки: перспективы использования, функции и изменения в фольклорном жанре», Studia Fennica, Folkloristica , 10 (Хельсинки: Финское литературное общество, 2001), стр. 11–12; два : 10.21435/sff.10 .
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Испытание загадкой: испытание советника и состязание королей в легенде об Амасисе и предвзятости», Classica et Mediaevalia , 55 (2004), 85–137 (стр. 111–13).
- ^ Арчер Тейлор, Литературная загадка до 1600 года (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1948), стр. 25–30.
- ^ Кемп Мэлоун , «Роза и Кипарис», PMLA , 43.2 (июнь 1928 г.), 397-446, https://www.jstor.org/stable/45763 .
- ^ Джеффри Скотт Лав, Восприятие саги о Хервараре ок Хайдрекс от средневековья до семнадцатого века , Münchner Nordistische Studien, 14 (Мюнхен: Herbert Utz Verlag, 2013), стр. 190–238.
- ^ Jump up to: а б Кристин Голдберг, Сестры Турандот: Исследование народной сказки AT 851 , Фольклорная библиотека Гарланд, 7 (Нью-Йорк: Гарланд, 1993), стр. 37.
- ^ Патрик Симс-Уильямс, Ирландское влияние на средневековую валлийскую литературу (Оксфорд: Oxford University Press, 2010), стр. 114–15.
- ^ Шнеллер, Кристиан. Сказки и легенды Вельштироля . Инсбрук: Вагнер. 1867. стр. 132–137.
- ^ Ван Дорт, Алин. Легенды Цейлона в сказках: Однажды в определенной стране Коломбо: Табличка, 18. стр. 45-51.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гутьеррес, Мария. (2006). «Дурак, загадавший загадку, которую невозможно было разгадать: мадридская версия истории ATU 851». В: Популярные культуры , №1. 3, 2006 г. (на испанском языке ).