Колоссы Мемнона
Арабский : эль-Колоссат. | |
Колоссы Мемнона в 2015 году | |
![]() | |
25 ° 43'14 "N 32 ° 36'38" E / 25,72056 ° N 32,61056 ° E | |
Расположение | К западу от Луксора |
---|---|
Тип | статуя |
Материал | кварцитовый камень |
Высота | 18 м (60 футов) |
Дата завершения | 1350 г. до н.э. |
Посвящается | Аменхотеп III |
Колоссы Мемнона ( араб . эль-Колоссат или эс-Саламат ) — две массивные каменные статуи фараона Фиванского Аменхотепа III , которые стоят перед разрушенным заупокойным храмом Аменхотепа III , крупнейшим храмом некрополя . Они стояли с 1350 года до нашей эры и были хорошо известны древним грекам и римлянам, а также путешественникам раннего Нового времени и египтологам . [ 1 ] [ 2 ] Статуи содержат 107 надписей римской эпохи на греческом и латинском языках, датированных периодом между 20 и 250 годами нашей эры; Многие из этих надписей на самой северной статуе отсылают к греческому мифологическому царю Мемнону , которого тогда – ошибочно – считали символом статуи. [ 3 ]
Ученые спорят о том, как идентификация северного колосса как «Мемнона» связана с греческим названием всего Фиванского некрополя как Мемнониум. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Статуи-близнецы изображают Аменхотепа III ( 14 век до н.э.) в сидячем положении, его руки лежат на коленях, а взгляд обращен на восток (фактически на ВЮВ в современных координатах), в сторону реки. рядом с его ногами вырезаны две более короткие фигуры На переднем троне : это его жена Тийе и мать Мутемвия . На боковых панелях изображен бог Нила Хапи .

Статуи сделаны из блоков кварцитового песчаника , который был добыт в Эль-Габаль-эль-Ахмаре (недалеко от современного Каира ) и перевезен на 675 км (420 миль) по суше в Фивы (Луксор). Считается, что камни слишком тяжелы, чтобы их можно было транспортировать вверх по течению Нила. Блоки, использованные более поздними римскими инженерами для реконструкции северного колосса, возможно, пришли из Эдфу (к северу от Асуана ). С учетом каменных платформ, на которых они стоят, высота которых составляет около 4 м (13 футов), колоссы достигают 18 м (60 футов) в высоту и весят примерно 720 тонн каждая. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Две фигуры находятся на расстоянии около 15 м (50 футов) друг от друга.
Обе статуи сильно повреждены, черты лица выше пояса практически неузнаваемы. Южная статуя представляет собой цельный кусок камня, а северная фигура имеет большую обширную трещину в нижней половине и выше пояса состоит из 5 ярусов камня. Эти верхние уровни состоят из другого типа песчаника и являются результатом более поздней попытки реконструкции, которую Уильям де Вивлесли Эбни приписал Септимиусу Северусу . [ 8 ] Считается, что изначально две статуи были идентичны друг другу, хотя надписи и мелкие рисунки могли различаться.
Первоначальной функцией Колоссов было стоять на страже у входа в мемориальный храм Аменхотепа (или погребальный храм ): массивное сооружение, построенное при жизни фараона, где ему поклонялись как богу на земле как до, так и после его ухода из страны. этот мир. В свое время этот храмовый комплекс был самым большим и богатым в Древнем Египте . Занимая в общей сложности 35 гектаров (86 акров), даже более поздние соперники, такие как II Рамсеса Рамессеум или III Рамсеса Мединет Хабу , не могли сравниться с ним по площади; даже Карнакский храм в том виде, в котором он стоял во времена Аменхотепа, был меньше.
Однако, за исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Он стоял на краю поймы Нила , и последовательные ежегодные наводнения подтачивали его фундамент (литография Дэвида Робертса 1840-х годов изображает Колоссов, окруженных водой), и более поздние правители нередко разбирали, крали и повторно использовали части памятники своим предшественникам.
Надписи римской эпохи
[ редактировать ]Статуи содержат 107 надписей римской эпохи на греческом и латыни, датированных 20–250 гг. Н. Э.; эти надписи позволили современным путешественникам связать статуи с классической греческой и латинской литературой. [ 3 ] Многие надписи включают имя «Мемнон».
Впервые они были подробно изучены Жаном-Антуаном Летронном в его книге 1831 года. Вокальная статуя Мемнона рассматривается в ее отношениях с Египтом и Грецией. [ 9 ] а затем внесен в каталог во втором томе (1848 г.) его «Коллекции греческих и латинских надписей Египта» . [ 10 ]
-
Базовые надписи
-
Надписи на ногах
-
1743 транскрипция
-
1743 транскрипция
Землетрясения
[ редактировать ]Вскоре после постройки храм был разрушен землетрясением, которое Армянский институт сейсмологии недавно датировал примерно 1200 годом до нашей эры, в результате чего остались стоять только два огромных колосса у входа. В дальнейшем они были разрушены землетрясением в 27 г. до н. э., после чего были частично реконструированы римскими властями. [ 11 ]
Землетрясение 1200 г. до н. э. также открыло многочисленные пропасти в земле, что означало, что многие статуи были похоронены, некоторые из них остались в первозданном состоянии. Они стали предметом обширной реставрации и раскопок, проведенных армяно-немецким археологом Уригом Сурузяном, который обнаружил, что комплекс состоял из трех пилонов, перед каждым из которых стояли колоссальные статуи, а в дальнем конце прямоугольный храмовый комплекс состоял из перистиля. двор, окруженный колоннами. На данный момент четыре статуи были восстановлены, восемь ожидают повторного возведения, а около 200 статуй или частей статуй находятся в Луксорском музее: некоторые выставлены на обозрение, другие ожидают консервации. [ 12 ]
Имя
[ редактировать ]Современное арабское название — Ком эль-Хатан, но обычно оно известно под римским названием «Храм Мемнона». Мемнон был героем Троянской войны , царем Эфиопии , который повел свои армии из Африки в Малую Азию , чтобы помочь защитить осажденный город, но в конечном итоге был убит Ахиллом . Мемнон (чье имя означает «Стойкий или Решительный») . [ 13 ] ) считался сыном Эос , богини утренней зари. [ 14 ] Его ассоциировали с колоссами, построенными несколькими веками ранее, из-за сообщения о крике на рассвете северной статуи ( см. ниже ), которая стала известна как Колосс Мемнона . Со временем весь Фиванский некрополь стал называться Мемнониумом. [ 15 ] сделав его «правителем запада», как в случае с богом Осирисом , которого называли вождем запада .
в XIX веке Уильям де Вивлесли Эбни отметил, что «арабы называли эти статуи «Шама» и «Тама», а когда говорили о них вместе, давали им название Санамат, или идолы». [ 8 ]
Звуки
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает в себя список использованной литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2015 г. ) |
Сообщается , что в 27 г. до н.э. сильное землетрясение разрушило северный колосс, обрушив его по пояс и расколов нижнюю половину. Считалось, что после разрушения оставшаяся нижняя половина этой статуи несколько раз «пела» - всегда в течение часа или двух после восхода солнца, обычно прямо на рассвете. Чаще всего о звуке сообщалось в феврале или марте, но, вероятно, это скорее отражение туристического сезона, чем какая-либо реальная закономерность. [ 16 ]
Самым ранним сообщением в литературе является сообщение греческого историка и географа Страбона , который сказал, что услышал звук во время своего визита в 20 г. до н. э., и к тому времени он, по-видимому, уже был хорошо известен. [ 17 ] Описание менялось; Страбон сказал, что это прозвучало «как удар». [ 18 ] Павсаний сравнил это с разрывом «струны лиры » . [ 19 ] но это также описывалось как удар по меди [ 20 ] или свистеть. [ 21 ] Другие древние источники включают Плиния (не на основе личного опыта, но он собрал другие сообщения), Павсания , Тацита , Филострата и Ювенала . [ 16 ] Кроме того, на основании статуи нанесено около 90 сохранившихся надписей современных туристов, сообщающих о том, слышали они звук или нет.
Легенда о «Голосовом Мемноне», удача, которую, как считалось, она приносит, а также репутация пророческих сил статуи стали известны за пределами Египта, и постоянный поток посетителей, в том числе несколько римских императоров , приходил, чтобы подивиться статуи. Последнее зафиксированное достоверное упоминание о звуке датируется 196 годом. Некоторое время спустя, в римскую эпоху, были добавлены верхние ярусы из песчаника (первоначальные остатки верхней половины так и не были найдены); дата этой реконструкции неизвестна, но местная традиция относит ее примерно к 199 году. [ 22 ] и приписывает ее римскому императору Септимию Северу в попытке заслужить расположение оракула (известно, что он посетил статую, но не услышал звука). [ 23 ] [ нужен лучший источник ]
Этому явлению были предложены различные объяснения; они бывают двух типов: природные или искусственные. Сам Страбон, по-видимому, находился слишком далеко, чтобы определить его природу: он сообщил, что не может определить, исходило ли оно от пьедестала, разрушенной верхней части или «от людей, стоящих вокруг основания». Если это естественный звук, то он, вероятно, был вызван повышением температуры и испарением росы внутри пористой породы. [ 24 ]
Подобные звуки, хотя и гораздо более редкие, были слышны и от некоторых других египетских памятников ( Карнак - обычное место для более современных сообщений). Возможно, самым убедительным аргументом против того, что это результат деятельности людей, является то, что оно действительно прекратилось, вероятно, из-за дополнительного веса реконструированных верхних ярусов. [ 25 ]
Несколько упоминаний о звуке в эпоху раннего Нового времени (конец 18 - начало 19 веков) кажутся мистификацией либо со стороны авторов, либо, возможно, местных жителей, увековечивающих этот феномен. [ нужна ссылка ]
«Вокальный Мемнон» занимает видное место в одной из сцен оперы Генрика Ибсена « Пер Гюнт » .
Они также появляются в Оскара Уайльда сказке « Счастливый принц ».
(1963) они упоминаются Томаса Пинчона В романе «В.» как часть серии «хорошо охраняемых секретов», включая тот факт, что статуи разговаривают.
Галерея
[ редактировать ]Современные изображения
[ редактировать ]-
Колоссы Мемнона
-
Западный (или южный) колосс
-
Восточный (или северный) колосс
-
Карта плавания клипера « Мемнон»
-
Панорамный вид
Известные исторические изображения
[ редактировать ]-
1743 год, Ричард Покок
-
Около 1800 г. из «Описания Египта».
-
Около 1800 г. из «Описания Египта» с надписями.
-
1830-е годы из Святой Земли, Сирии, Идумеи, Аравии, Египта и Нубии.
-
1830-е годы из Святой Земли, Сирии, Идумеи, Аравии, Египта и Нубии.
-
1830-е годы из Святой Земли, Сирии, Идумеи, Аравии, Египта и Нубии.
-
1850-е годы в памятниках Лепсиуса из Египта и Эфиопии.
-
1851 год, первые фотографии Джона Бизли Грина.
-
1851 год, первые фотографии Джона Бизли Грина.
-
1851 год, первые фотографии Джона Бизли Грина.
-
Египетская почтовая марка
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Луксор, Египет» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 г. Проверено 6 июня 2012 г.
- ^ Уилфонг, Т.; С. Сайдботэм; Дж. Кинан; ДАРМК; Р. Талберт; С. Гиллис; Т. Эллиотт; Дж. Беккер. «Места: 786066 (Мемнон Колосси)» . Плеяды . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Розенмейер, Пенсильвания (2018). Язык руин: греческие и латинские надписи на колосе Мемнона . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-062632-7 . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Адам Лукашевич, МЕМНОН, КОРОЛЬ ЕГИПТА , Журнал юридической папирологии, Том. XXV, 1995, стр. 131-146: "Возможны ли две разные этимологии Мемнонии и Мемнона в одной и той же области? Мы вновь подходим к самой сути проблемы. Является ли название Мемнония производным от наименования голосового колосса или это имя независимо от имени Мемнона, нанесенного на статую Аменхотепа III? Следовательно, вопрос в том, существовал ли другой египетский Мемнон? Аменхотеп III, или имя Небмаатре было единственным источником мемнонийских топонимов в западных Фивах?»
- ^ РФ Хейзер; Ф. Стросс; Т. Р. Хестер; А. Олби; И. Перлман; Ф. Асаро; Х. Боуман (21 декабря 1973 г.). «Возвращение к Колоссам Мемнона». Наука . 182 (4118). Научный журнал : 1219–1225. Бибкод : 1973Sci...182.1219H . дои : 10.1126/science.182.4118.1219 . ПМИД 17811309 . S2CID 39052980 .
- ^ «Семьдесят чудес древнего мира», под редакцией Криса Скарра (1999) Темза и Гудзон, Лондон
- ^ Серия Time Life Lost Civilizations: Рамзес II: Великолепие на Ниле (1993)
- ^ Jump up to: а б Фивы и пять великих храмов Уильяма де Вивлесли Эбни ; опубликовано в 1876 году Сэмпсоном, Лоу, Марстоном, Сирлом и Ривингтоном; в архиве Гейдельбергского университета.
- ^ Летронн, AJ (1833). Вокальная статуя Мемнона рассматривается в ее отношениях с Египтом и Грецией: историческое исследование после исследования, служащее истории Египта во время господства греков и римлян (на французском языке). Королевская типография. Также здесь есть тарелки
- ^ Сборник греческих и латинских надписей Египта , том 2, пластины.
- ^ Археосейсмологические исследования в храме Аменхотепа III, Луксор, Египет, Аркадий Караханян и др., Специальный доклад Геологического общества Америки 471, 2010 г.
- ^ Сурузян, Х. и Лоулер, А.; Раскопки величайшего храма Египта, журнал Smithsonian Magazine 38, 46–53.
- ^ Греко-английский лексикон Лидделла-Скотта-Джонса
- ^ Годвин, Уильям (1876). Жизнь некромантов . Лондон, Ф. Дж. Мейсон. п. 32 .
- ^ Страбон, Географические вопросы. XVII 42-46
- ^ Jump up to: а б Годвин 1876 , с. 32.
- ^ Я тоже, когда присутствовал на местах с Элием Галлом и толпой его сподвижников, как друзей, так и солдат, услышал шум примерно в первом часу, но исходил ли он от базы или от колосса, или же шум был сделан намеренно одним из мужчин, стоявших вокруг и рядом с базой, я не могу утверждать однозначно; ибо из-за неопределенности причины я склонен верить чему угодно, кроме того, что звук исходил от камней, закрепленных таким образом. Страбон, Rerum Geographicarum. XVII 1.46
- ^ Страбон, Географические вопросы. XVII, 561 г.
- ^ Павсаний, Аттика. Я, XLII, 3.
- ^ Тацит, Анналы. II, 61
- ^ Плиний, Естественная история. 36, 7, 10-12.
- ^ Септимий Север https://www.worldhistory.org/Septimius_Severus/
- ^ Колоссы Мемнона https://www.atlasobscura.com/places/colossi-of-memnon
- ^ Колоссы Мемнона: Вид на северных колоссов https://curate.nd.edu/show/b8515m63c0t/
- ^ Колоссы Мемнона § Поющая статуя https://www.worldhistory.org/Colossi_of_Memnon/
Библиография
[ редактировать ]- Лорд Керзон : «Голос Мемнона» в «Сказках о путешествиях » (1923).
- Руперт Т. Гулд : «Три странных звука: Крик Мемнона» в книге «Загадки: еще одна книга необъяснимых фактов » (1929)
- Армин Виршинг: «Экскурсия по транспортировке и возведению Колоссов» в: Армин Виршинг: Транспортировка и установка обелисков в Египте и Риме (3-е изд. 2013 г.) ISBN 978-3-8334-8513-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]