Призрак свободы
Призрак свободы | |
---|---|
![]() Рекламный плакат | |
Режиссер | Луис Бунюэль |
Написал | Луис Бунюэль Жан-Клод Карьер |
Продюсер: | Серж Зильберман |
В главных ролях | |
Кинематография | Эдмонд Ричард |
Под редакцией | Элен Племянникова |
Производство компания | Гринвич Фильм Продакшнс |
Распространено | 20 век Фокс |
Даты выхода |
|
Время работы | 104 минуты |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Призрак свободы ( фр . Le Fantôme de la liberté ) — сюрреалистическая комедия- драма 1974 года Луиса Бунюэля , продюсера Сержа Зильбермана , с Адрианой Асти , Жюльеном Берто и Жан-Клодом Бриали в главных ролях . Он имеет нелинейную структуру сюжета , состоящую из различных, иначе не связанных друг с другом эпизодов, связанных только перемещением определенных персонажей из одной ситуации в другую, и демонстрирует типичный грубый сатирический юмор Бунюэля в сочетании с серией все более диковинных и надуманных инцидентов, призванных бросить вызов предвзятые представления зрителя об устойчивости общественных нравов и действительности. Фильм получил признание критиков и сейчас считается одним из лучших фильмов Бунюэля.
Сюжет
[ редактировать ]Первая сцена вдохновлена рассказом испанского -романтика писателя Густаво Адольфо Беккера «Поцелуй» и Франсиско Гойи картиной «Третье мая 1808 года» . Толедо, 1808 год. Город оккупирован французскими наполеоновскими войсками. Команда расстреливает небольшую группу испанских повстанцев, которые кричат: «Да здравствуют цепи!» или «Смерть габачо ! » - испанский уничижительный термин для обозначения «французов». Войска расположились лагерем в католической церкви, которую они оскверняют, пьют, поют и едят облатки для причастия. Капитан ласкает статую доньи Эльвиры де Кастаньеда и теряет сознание от статуи ее мужа, дона Педро Лопеса де Айяла. В отместку капитан эксгумирует тело доньи Эльвиры и обнаруживает, что ее лицо не разложилось; более поздняя сцена подразумевает акт некрофилии.
В наши дни няня читает закадровый голос из книги, сидя на скамейке в парке. Детям, находящимся на ее попечении, незнакомый мужчина в парке дарит несколько фотографий, предположительно похититель детей или педофил . Виньетка показывает крупным планом паука и интерьер буржуазной квартиры, где мужчина «надоел симметрией », переставляя каминную полку. Дети приходят домой и показывают фотографии своим родителям, мистеру и миссис Фуко, которые шокированы тем, что у девочек есть такие изображения. Родители испытывают отвращение, но в то же время эротически стимулируются изображениями. Когда мы видим изображения, они предстают перед нами как открытки с изображением французской архитектуры. Затем родители позволяют детям оставить фотографии себе и увольняют няню. Перед сном муж не может заснуть, так как его не дают уснуть петушок , вахтенная женщина, почтальон и эму , бродящие по его спальне.
Муж посещает своего врача, который считает эти ночные переживания видениями, несмотря на то, что у мужа есть вещественные доказательства в виде письма от ночного почтальона. Доказательства никогда не принимаются во внимание, поскольку медсестра врача прерывает разговор и сообщает работодателю, что ей необходимо навестить больного отца. Медсестра едет дождливой ночью и встречает на дороге военный танк, который, очевидно, охотится на лис. Солдаты говорят ей, что дорога впереди заблокирована. Медсестра едет в изолированную гостиницу . Начинается буря, когда медсестра регистрируется в маленькой сельской гостинице. Некоторые монахи -кармелиты также останавливаются в отеле. Она ужинает в своей комнате, а фламенко в соседней комнате выступают танцор и гитарист. Монахи прерывают ее, когда она готовится ко сну. Они предлагают использовать святое изображение и молитву, чтобы помочь ее больному отцу, а затем начинают молиться. Прошло время, и монахи играют в покер с медсестрой и владельцем, ставя на карту святые мощи. , курение и употребление алкоголя.
Тем временем в отель приезжают новые гости; молодой человек и его тетя. Молодой племянник привез в отель свою тетю из-за кровосмесительной связи. Они удаляются в свою комнату, и пожилая тетя признается, что она девственница; когда племянник откидывает простыни, чтобы посмотреть на ее обнаженное тело, у нее тело молодой женщины. Тетя отказывается от сексуальных домогательств племянника, из-за чего он уходит и присоединяется к другой паре (шляпнику и его помощнице), чтобы выпить. В комнату шляпника также приглашаются медсестра и четверо монахов. Пока гости общаются, помощница шляпника надевает костюм доминанты с кнутом. Шляпник, который носит бездонные брюки, подвергается мазохистскому бичеванию со стороны своего помощника на глазах у других гостей, которые шокированы и уходят. Племянник возвращается к тете, которая наконец решила заняться с ним сексом.
На следующий день медсестра уезжает в город Аржантон, чтобы подвезти другого жителя, завтракающего в баре. Резидент является профессором полицейской академии. Его высаживают на работу, где он читает лекцию группе правонарушителей-полицейских, ведущих себя как школьники, на тему релятивизма законов, обычаев и табу. Лекция постоянно прерывается до тех пор, пока в классе не останется только два офицера. Профессор продолжает, используя званый обед в доме своих друзей, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения. «Званый ужин», который проходит в современной буржуазной квартире, показывает гостей, сидящих за столом в туалетах со смывом. Они вежливо обсуждают различные вопросы, связанные с дефекацией, публично пользуясь туалетами, в которых сидят. Когда гость голоден, он извиняется и удаляется в столовую, личную кабинку, чтобы поесть.
Двое полицейских идут на дежурство и останавливают превышающего скорость автомобилиста (мистера Лежандра), который спешит к врачу. В конце концов врач сказал г-ну Лежандру, что у него рак, и предложил ему сигарету; он дает пощечину своему врачу и возвращается домой. Вернувшись домой, он говорит жене, что с ним все в порядке. Им звонят и сообщают, что их дочь пропала из школы. Когда они приходят в школу, учителя утверждают, что маленькая девочка исчезла, несмотря на то, что она физически присутствует. О ее исчезновении сообщается в полицию, девочка присутствует, но никто из взрослых не признается в ее присутствии. В этой абсурдистской сцене она присутствует – взрослые могут видеть ее и говорить с ней – но ведут себя так, как будто она отсутствует. Наконец, полицейскому, которому поручено ее найти, дают ее фотографию и спрашивают, может ли он взять ее с собой.
Одному из полицейских начистили ботинки, и он сидит рядом с мужчиной на вершине башни ( Тур Монпарнас ). Выясняется, что этот человек является снайпером, который случайно убивает людей на улицах внизу. Его арестовывают, признают виновным и приговаривают к смертной казни, но он покидает зал суда, чтобы с ним обращались как со знаменитостью.
Господина Лежандра вызывают к префекту полиции , который возвращает пропавшую дочь. Префект собирается прочитать письмо, объясняющее, как была найдена девушка, но его прерывают и он уходит посетить бар. В баре он встречает женщину, похожую на его умершую сестру (мы видим флэшбэк, в котором он вспоминает, как его обнаженная сестра играла на пианино). Затем ему звонит его мертвая сестра и просит встретиться с ней у мавзолея . Когда он ночью посещает кладбище, он входит в склеп своей семьи, видит волосы своей сестры, свисающие из ее гроба, и находит телефон рядом с гробом. Его внезапно арестовывают за осквернение офицеры, которые отказываются верить, что он префект полиции.
Префекта отводят в его кабинет, где его место занял другой человек. Двое мужчин сердечно относятся друг к другу и обсуждают вопросы борьбы с толпой, как будто они знакомы. Мы видим животных в зоопарке. Прибывают два начальника полиции и направляют полицию под контроль невидимого беспорядка. За кадром слышен голос, кричащий: «Да здравствуют цепи!» (как в начале фильма). Также повторяются звон церковных колоколов и выстрелы из первой сцены фильма. Фильм заканчивается крупным планом головы страуса.
Бросать
[ редактировать ]- Адриана Асти — сестра префекта полиции/Дама в черном
- Жюльен Берто — первый префект полиции
- Жан-Клод Бриали, как г-н Фуко
- Адольфо Чели в роли доктора Пазолини
- Анн-Мари Дешод в роли мисс Розенблюм
- Пол Франкер, как трактирщик
- Пьер Лари — снайпер
- Майкл Лонсдейл в роли Шляпника
- Пьер Магелон — Жерар, полицейский
- Франсуа Местр, как профессор
- Элен Пердриер — тетя
- Мишель Пикколи — второй префект полиции
- Клод Пьеплу — комиссар полиции
- Жан Рошфор в роли мистера Лежандра
- Бернар Верли, как судья
- Моника Витти — Mrs. Фуко
- Мари-Франс Пизье в роли миссис Кальметт
- Милена Вукотич — медсестра
- Ги Монтаньеас Молодой монах
- Марсель Перес — старый монах
- Поль Ле Персон , как Габриэль, брат
- Бернар Мюссон, как монах
- Шанталь Ладесу в роли женщины из туалетной бумаги
Исторический и социальный контекст
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( Июль 2011 г. ) |
«Призрак свободы» — предпоследний фильм Бунюэля. На момент съемок ему было 74 года, и он подумывал о выходе на пенсию. Бунюэль резюмирует многие проблемы, которые пронизывают его работу:
Случай управляет всем; необходимость, далекая от той же чистоты, приходит лишь позже. Если у меня есть слабость к какому-либо из моих фильмов, то это к «Призраку свободы» , потому что он пытается раскрыть именно эту тему. [ 1 ]
В фильме собраны короткие происшествия и сценарии из жизни Бунюэля, оформленные в стиле сюрреалистической игры, где, казалось бы, разрозненные идеи связаны случайными встречами. Сценарист Гэри Индиана отмечает, что сценарий к фильму написали Бунюэль и Карьер, «каждое утро рассказывающие друг другу свои сны». [ 2 ]
Фильм пропитан его личным опытом. Он открывается в Толедо, Испания , городе, который настолько впечатлил молодого Бунюэля, что в 1923 году он основал группу под названием « Орден Толедо ». [ 3 ] Когда он был студентом в Мадриде, он увидел волосы мертвой женщины, «растущие» из могилы в лунном свете. Это зрелище произвело на него сильное впечатление, и примерно пятьдесят лет спустя он использовал его в этом фильме. В 1940-е годы, когда он жил в Лос-Анджелесе, но не имел никаких перспектив работы в кино, он записал идею о пропавшей девочке, родители которой безуспешно ищут ее, пока она рядом с ними; невидимый и в то же время не невидимый. Когда кармелит говорит: «Если бы все молились каждый день Святому Иосифу , воцарился бы мир и покой», эта цитата запомнилась Бунюэлю, когда он посещал монастырь в 1960-х годах. Одна из самых острых биографических подробностей, использованных в «Призраке свободы», — это эпизод, когда врач пытается избежать сообщения своему пациенту о том, что у него рак печени. Это было основано на опыте Бунюэля, когда ему сказали, что у него киста в печени (он умер от рака печени в 1983 году).
Название фильма является данью уважения « Карла Маркса и Фридриха Энгельса » Манифесту Коммунистической партии , в частности отсылкой к первому предложению: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» (по-французски «призрак» переводится как fantôme ). . [ 1 ] Это предложение относится к тому, как идея коммунизма использовалась властями в середине XIX века уничижительно для нападок на все политические партии, выступавшие против установленного порядка (церковь, аристократию и государство). Коммунистический манифест был написан, чтобы предложить позитивное видение взглядов, целей и тенденций коммунистов всей Европы. Бунюэль и сюрреалисты были тесно связаны с коммунистами в 1930-х годах, но к 1950-м годам у него развилась большая антипатия к партии. [ нужна ссылка ]
Название «Призрака свободы» также взято из этой строки диалога из его фильма « Млечный Путь» 1969 года : «В каждом событии я ощущаю, что мои мысли и моя воля не в моей власти. И что моя свобода — всего лишь призрак. " Вероятно, это относится к иллюзорной природе свободы, к тому, что нашими судьбами управляет случай, или, как сказал бы Бунюэль:
Мы так часто оказываемся на сложных перекрестках, которые ведут к другим перекресткам, ко все более фантастическим лабиринтам. Каким-то образом мы должны выбрать путь. [ 1 ]
Эта цитата не только соответствует структуре фильма, но и резюмирует жизненную философию Бунюэля. После получения премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в прошлом году (за «Скромное обаяние буржуазии» , также с продюсером Сержем Зильберманом и писателем Жан-Клодом Карьером), он, похоже, восстановил творческую автономию своих ранних фильмов. Таким образом, «Призрак свободы» можно рассматривать как личный фильм режиссера, отражающий долгую творческую карьеру. [ 4 ]
Темы
[ редактировать ]Бунюэль так описывает темы фильма в своей автобиографии:
- Поиск истины и необходимость отказаться от истины, как только ты ее нашел.
- Неумолимый характер социальных ритуалов.
- Важность совпадений.
- Важность личной морали.
- Основная тайна всех вещей. [ 1 ]
Выпускать
[ редактировать ]В Испании «Призрак свободы» был выпущен на Blu-ray компанией A Contracorriente Films 19 сентября 2017 года. [ 5 ]
В январе 2021 года «Призрак свободы» был выпущен как часть сборника из трех фильмов The Criterion Collection, «Сдержанное очарование буржуазии» и «Этот неясный объект желания» . двумя другими были [ 6 ]
Студия Canal отвечала за распространение «Призрака свободы» 1 января 2021 года. [ 7 ]
DigiPack все еще находится в для The Phantom of Liberty разработке из The Criterion Collection для распространения в США и Канаде. [ 8 ] [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Предыдущая постановка Бунюэля «Скромное очарование буржуазии» (1972) получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , а его следующий и последний фильм «Этот неясный объект желания» (1977) представлял собой более традиционное повествование. Ниже приводится подборка критических комментариев к фильму:
Как и «Скромное очарование» без сюжета , « Призрак свободы» представляет собой лоскутное одеяло из комедийных скетчей и зрелищных шуток, с помощью которых Бунюэль разрушает самодовольную европейскую культуру и различные сексуальные пристрастия, а также исторические и культурные разногласия ее жителей. Сюрреалистические образы варьируются от профанных до комических, от абсурдных до рациональных, от двусмысленных до идиотских. Этот пьянящий, почти отталкивающий шедевр не так-то легко расшифровать (возможно, нам и не суждено это сделать), поэтому лучше всего относиться к нему как к буквальной комедии нравов.
- Эд Гонсалес, журнал Slant Magazine [ 10 ]
«Призрак свободы» — один из самых смелых и нестандартных фильмов в истории кино. снятый Луисом Бунюэлем, «Призрак свободы», вполне может стать самой совершенной, амбициозной и сюрреалистической работой за его 54-летнюю кинокарьеру. Действительно, это фильм, который затрагивает различные трансгрессивные темы, такие как фетишизм, некрофилия, инцест, массовые убийства, садомазохизм и педофилия, с помощью сети повествовательных приемов и повествовательных форм, и представляет собой резкую критику устоявшихся социальных институтов. Это сложный, парадоксальный, подрывной и радикальный фильм, который вызвал бесконечные дебаты и побудил к множеству прочтений.
— Марко Ланзагорта, «Чувства кино». [ 11 ]
«Le Fantôme de la Liberté» — это десятки историй, которые переходят одна в другую с сказочной логикой и сказочным способом так и не прийти к удовлетворительному завершению. Это не для людей, которые видят в фильмах бабочек, трофеи, которые нужно поймать, прижать, а затем разобрать пинцетом. Фильм невозможно зафиксировать. Не существует единственного правильного способа его прочтения, что является не объяснением его двусмысленности, а строгим наставлением для тех, кто хотел бы насладиться всем самым чудесным и поэтичным в сюрреализме в его лучших проявлениях.
Фильм был номинирован на лучший фильм на иностранном языке США Национальным советом рецензентов . [ 13 ]
Сегодня «Призрак свободы» — одно из самых известных произведений Бунюэля. Rotten Tomatoes сообщает о одобрении 85% 26 критиков со средней оценкой 8,4 из 10. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бунюэль, Луис (1983). Мой последний вздох . Винтаж. ISBN 978-0-09-930183-7 .
- ^ Индиана, Гэри (23 мая 2004 г.). « Призрак свободы : змеиные движения случая» . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Рассел, Доминик (март 2005 г.). «Луис Бунюэль» . Чувства кино . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Кумбс, Н. (2007) «Изучение сюрреалистического и фэнтезийного кино», стр. 20-21.
- ^ «Призрак свободы Blu-ray» [Призрак свободы Blu-ray] . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Художник Райан (5 января 2021 г.). «Основные выпуски новых DVD, Blu-ray и цифровых технологий за неделю с 4 по 10 января 2021 г.» . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Призрак свободы » на Blu-ray . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Атанасов, Свет (12 января 2021 г.). «Призрак свободы» . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Призрак свободы» . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Гонсалес, Эд (23 сентября 2003 г.). «Призрак свободы» . Журнал «Слант» .
- ^ Ланзагорта, Марко (май 2002 г.). «Призрак свободы» . Чувства кино . Проверено 14 марта 2010 г.
- ^ Кэнби, Винсент (14 октября 1974 г.). «Фантом Свободы (1974)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Лауреаты премии 1974 года» . Национальный совет по обзору кинофильмов . 2017 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ « Призрак свободы (1974)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 21 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1974 года
- Фильмы Луиса Бунюэля
- Французскоязычные фильмы 1970-х годов
- Французские нелинейные повествовательные фильмы
- Фильмы продюсера Сержа Зильбермана
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1970-х годов
- Фильмы по сценариям Жан-Клода Карьера
- Гиперссылки на фильмы
- Французский авангард и экспериментальное кино
- Французские фильмы 1970-х годов.