Программное обеспечение ZX Spectrum
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Библиотека программного обеспечения ZX Spectrum была очень разнообразной. В то время как большая часть программного обеспечения, созданного для системы, представляла собой видеоигры , другие включали реализации языков программирования, расширения Sinclair BASIC, базы данных, текстовые процессоры, электронные таблицы, инструменты рисования и рисования, а также инструменты 3D-моделирования.
Игры
[ редактировать ]Ваш топ-10 по Синклеру
[ редактировать ]В период с октября 1991 по февраль 1992 года Your Sinclair опубликовал список 100 лучших игр для ZX Spectrum , которые они считали . В их топ-10 вошли: [1] [2]
- Погоня за смертью
- Мятежная звезда
- Все или ничего
- Остановить экспресс
- по уши
- R-тип
- Страж
- Радужные острова
- Боулдер Дэш
- Торнадо, низкий уровень
CRASH топ 10
[ редактировать ]В период с августа по декабрь 1991 года CRASH опубликовал список 100 лучших игр ZX Spectrum, в том числе в 10 лучших: [3]
- Радужные острова
- Штаб-квартира Чейза
- Робокоп
- Робокоп 2
- Испытывающий головокружение
- Цель: Отступник
- Волшебная страна Диззи
- Бэтмен: Фильм
- Операция Волк
- Полуночное сопротивление
«Топ-30» по версии Techradar
[ редактировать ]Techradar опубликовал список 30 лучших игр для ZX Spectrum в 2012 году, подчеркнув, какие игры выдержали испытание временем. [4]
- Элита – Игры Жар-птицы
- R-Type – Программное обеспечение Electric Dreams
- Чаки Эгг : Программное обеспечение A'n'F
- Маниакальный майнер : Bug-Byte Software Ltd.
- Knight Lore : Ultimate Играйте в игру
- Назад в школу : Микросфера
- Футбольный менеджер : Addictive Games Ltd.
- Lunar Jetman : лучшая игра в игру
- Гораций катается на лыжах – Beam Software
- Боулдер Дэш – лидер бегуна
- Sim City : Инфограммы
- Underwurlde : Ultimate Играйте в игру
- Super Hang-On : Программное обеспечение Electric Dreams
- Джет Сет Вилли : Software Projects Ltd
- Радужные острова : Ocean Software Ltd.
- Низкий уровень Tornado : программное обеспечение Vortex
- Атака муравьев : Quicksilva Ltd.
- Штаб-квартира Chase : Ocean Software Ltd.
- Deus Ex Machina : Automata UK Ltd.
- Lode Runner : Software Projects Ltd.
- Перчатка : US Gold Ltd.
- Мир фантазий Dizzy : Code Masters Ltd
- Хоббит : Мельбурн Хаус
- Atic Atac : максимальная игра в игру
- Тетрис : Mirrorsoft Ltd.
- Гиперспорт : Imagine Software Ltd.
- Путь взрывающегося кулака – Мельбурн Хаус
- Десятиборье Дейли Томпсона : Океан
- Skool Daze : Микросфера
- Великий побег : Океан
Известные разработчики
[ редактировать ]Ряд нынешних ведущих разработчиков игр и компаний-разработчиков начали свою карьеру на ZX Spectrum. Дэвид Перри из Shiny Entertainment написал сценарии «Три недели в раю» и «Дэн Дэйр» . Тим и его брат Крис Стэмпер вместе с подругой Тима (впоследствии женой) Кэрол Уорд и Джоном Лэтбери издали Jetpac , Atic Atac , Sabre Wulf и Knightlore : и многие другие, как Ultimate Play the Game , ныне известный как Rare , создатель многих других. известные игры для игровых консолей Nintendo и Xbox . [5] Алан Кокс написал Blizzard Pass и является ярым сторонником программного обеспечения с открытым исходным кодом. [6]
Среди других известных разработчиков игр Spectrum:
- Джонатан «Джоффа» Смит написал Cobra , Hysteria , Firefly и конверсию аркады Green Beret среди других игр, которые доказывают, что плавная прокрутка никогда не была проблемой на ZX Spectrum, если разработчик обладал необходимыми техническими знаниями.
- Мэтью Смит написал названия для Spectrum Manic Miner и Jet Set Willy , доказав, что на Spectrum можно постоянно слушать музыку во время игры;
- Найджел Олдертон был 16-летним автором книги «Чаки Эгг» , опубликованной A'n'F Software на Spectrum и BBC Micro ;
- Первым автором изометрической 3D-игры: Ant Attack , изданной компанией Quicksilva : был Сэнди Уайт ;
- Джулиан Голлоп написал «Rebelstar» и «Laser Squad» ;
- Джон Ритман был автором книг «Match Day» и «Head Over Heels» ;
- Близнецы Оливер написали «Диззи» ; серию игр
- Дэвид и Хелен Рейди написали Skool Daze и Back to Skool для Microsphere ;
- Кристиан Пенфолд и Мел Краучер из Automata , авторы книг «Пимания» , «Меня зовут дядя Граучо», «Ты выиграешь толстую сигару» и «Deus Ex Machina» ; [7]
- Пол Оуэнс и Кристиан Уркхарт, разработчики Decathlon Дейли Томпсона для Ocean Software ;
- Филип Митчелл и Вероника Меглер из Beam Software , написавшие «Хоббита», изданного Melbourne House;
- Platinum Productions (Дэвид Дж. Андерсон и Ян Моррисон), авторы переработок Lode Runner , Beach Head и Rambo ;
- Коста Панайи , написавший Android , Android Two , Highway Encounter , Cyclone и Tornado Low Level для Vortex Software ;
- Уильям Танг написал «Гораций» серию игр ( Hungry Horace , Horace Goes Skiing и Horace and the Spiders ) для Beam Software , изданную Sinclair Research и Melbourne House .
Демо
[ редактировать ]Многие демоверсии были созданы для Спектрума и совместимых компьютеров. [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] Демо -сцену на Спектруме, вероятно, можно проследить до Castor Cracking Group , The Lords. [17] и еще несколько групп и отдельных лиц в 1986 году. Демо-сцена ZX Spectrum начиналась медленно, [18] но он начал расти в конце 1980-х годов, особенно заметно в Восточной Европе. [13] [19] [20] и Южной Европы. [21] Некоторые демо были также выпущены с журнальными обложками . [22]
Хотя для 48K Spectrums создано множество демоверсий, [23] для большинства последних демо-версий Spectrum требуются дополнительные функции, имеющиеся в Spectrum 128K, то есть 128 КиБ ОЗУ и звуковой чип AY-3-8912 . Кроме того, многие демо-версии были разработаны для запуска с дискеты, а не с кассеты . Во многих странах Восточной Европы различные клоны Spectrum раньше были более распространены, чем оригинальные модели, и этот факт также отражается на выборе оборудования среди демосцены. Например, на большинстве российских демосценических мероприятий стандартным «компо Спектрумом» является Пентагон 128 с дисководом для гибких дисков. Поскольку между Pentagon и оригинальным Spectrum существуют значительные технические различия, особенно в синхронизации видео, существует также множество демонстраций, для правильной работы которых требуется Pentagon. Петр Марецкий, специалист по культурологии и цифровой культуре из Ягеллонского университета, утверждает, что это делает демосцену ZX Spectrum уникальной. [24] В настоящее время создаются клоны и интерфейсы, которые могут запускать демонстрации для различных аппаратных аксессуаров и клонов ZX Spectrum, таких как ZX-UNO, ZX Spectrum Next и интерфейс MB03+ Ultimate. Компьютер eLeMeNt ZX специально разработан для поддержки усовершенствований, используемых демомейкерами, включая 3 модели памяти Pentagon и возможность переключения на лету между различными таймингами zx-клонов, скоростями процессора и гигаэкранной графикой.
Самые ранние демо-версии представляли собой простые музыкальные проигрыватели с музыкой, взятой из игр, и, возможно, с простыми эффектами или скроллерами текста. Многие прокрутки могут содержать грубые слова. [25] Многие более поздние демоверсии содержат так называемые «многоцветные» эффекты (изменение цветовых атрибутов конфигурации дисплея ZX Spectrum, состоящей из 768 блоков символов), которые должны быть привязаны к конкретной модели ZX Spectrum. Megademos, демо с большим содержанием, обычно разделенные на несколько частей, появились в начале 90-х, с появлением The Lyra II от ESI. Большинство демо с 1996 года представляли собой «трекмо» (эффекты, привязанные к музыке), часто с использованием трехмерных объектов, иногда в низком разрешении, для достижения большего количества цветов.
В бывшем Советском Союзе и Восточной/Центральной Европе ZX Spectrum часто имеет культовый статус, аналогичный Commodore 64 в Западной Европе: это был самый популярный 8-битный домашний компьютер, а также первый компьютер для многих энтузиастов компьютеров и демосцены. Таким образом, в то время как многие крупные западноевропейские демо-тусовки организуют конкурсы демо, музыки и графики для Commodore 64, вечеринки на востоке вместо этого часто проводят соответствующие соревнования по ZX Spectrum.
Демо-версии ZX Spectrum показывались на мультиплатформенных демо-вечеринках, таких как Ассамблея, а раньше проводились различные вечеринки только для Спектрума, такие как Funtop в Москве. Самая крупная вечеринка сегодня, на которой регулярно выступает ZX Spectrum, — это Chaos Constructions в Санкт-Петербурге . За пределами России существует демопартия «Навсегда». [ оригинальное исследование? ]
Другое программное обеспечение
[ редактировать ]Другое программное обеспечение, выпущенное для Spectrum, включало:
- Реализации языков программирования
- С [26]
- Паскаль [27]
- Пролог [28]
- Форт [29]
- Z80 Сборщики / дизассемблеры :
- Sinclair BASIC Расширения и компиляторы :
- Бета БЕЙСИК
- Мега Базовый
- МКодер
- КОЛЬТ
- ПриветСофт БЕЙСИК
- ТоБоС-ФП
- Инструменты для рисования и рисования
- Инструменты 3D-моделирования
СМИ
[ редактировать ]Лента
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2012 г. ) |
Поскольку большинство британских владельцев домашних компьютеров в середине 1980-х годов использовали ленточные накопители вместо дисковых накопителей, [35] большая часть программного обеспечения ZX Spectrum изначально распространялась на аудиокассетах . Программное обеспечение закодировано на ленте в виде последовательности импульсов , звучание которых похоже на шумы, издаваемые модемом . Поскольку Spectrum имеет лишь элементарный ленточный интерфейс, данные записываются с использованием необычайно простой и очень надежной модуляции: похожей на широтно-импульсную модуляцию , но без постоянной тактовой частоты. Импульсы различной ширины (длительности) представляют собой 0 и 1 с. «Ноль» представлен импульсом ~ 244 мкс , за которым следует промежуток такой же длительности (855 тактов каждый на частоте 3,5 МГц ) на общую сумму ~ 489 мкс; [36] «единица» вдвое длиннее, всего ~977 мкс. Это позволяет записывать 1023 «единицы» или 2047 «нулей» в секунду. Если предположить, что доля каждого из них четная, результирующая средняя скорость передачи составит ~ 1365 средних бит/с . Более высокие скорости возможны при использовании специальных загрузчиков машинного кода вместо процедур ПЗУ .
Теоретически загрузка стандартной программы размером 48 КБ может занять около 5 минут: 49 152 байт × 8 = 393 216 бит; 393 216 бит/1365 бод ≈ 288 секунд = 4:48 минут. На практике, однако, загрузка такой программы обычно занимает от 3 до 4 минут (из-за разного количества нулей и единиц, закодированных с помощью манипуляции со сдвигом звуковой частоты , и не вся память требует загрузки), а программы 128K могут занять до 11: 23 минуты на загрузку. Опытные пользователи часто могут определить тип файла (например, заголовок файла, изображение экрана или основной блок кода) по тому, как он звучит на ленте. [37]
Стандартный метод хранения файлов на ленте использует комбинацию заголовка и связанных с ним блоков данных. Обоим типам блоков предшествуют пилотные сигналы и сигналы синхронизации, используемые для учета многочисленных присутствующих физических изменений, таких как скорость кассетной деки и искажения, возникающие из-за растяжения ленты. Заголовки имеют короткий размер в 19 байт (1 байт флага с нулевым значением, 17 байтов информации заголовка и 1 байт контрольной суммы), где информация заголовка состоит из байта типа, 10-байтового имени файла, длины блока данных слова и параметры из двух слов. В зависимости от типа байта загрузчик выдает одно из следующих сообщений: Program: <filename>
для программ, написанных на БЕЙСИКЕ; Bytes: <filename>
для машинного кода, дампов экрана и т. д .; или Character array: <filename>
для файла в кодировке ASCII. [38]
Во время стандартных процессов загрузки и сохранения граница экрана мигает голубыми/красными полосами для пилот-сигнала и желтыми/синими полосами для заголовка и блоков данных; какой цвет пары используется, зависит от бита, который последний раз считывался с ленты. Сигналы пилот-сигнала и синхронизации обычно представляются толстыми полосами; в блоках заголовков и данных полосы тоньше. Эффекты полосатой границы, используемые в стандартном загрузчике или более сложные (см. ниже), также можно встретить в играх, написанных для других 8-битных компьютеров, таких как Commodore C64 и Amstrad CPC 464/664/6128: которые, поскольку он использовал тот же процессор Z80 , часто получал порты процедур загрузки, изначально предназначенные для Spectrum. [ нужна ссылка ] .
Spectrum был предназначен для работы практически с любым кассетным проигрывателем, и, несмотря на различия в точности воспроизведения звука, процесс загрузки программного обеспечения был спроектирован так, чтобы быть надежным; тем не менее, ленты все еще могли не загрузиться с сообщением R Tape loading error, 0:1
. Одной из распространенных причин было использование кассетной копии магнитофона с расположением головки, отличным от используемого. Иногда это можно было исправить, нажав на верхнюю часть проигрывателя во время загрузки или заклинив кассету кусочками сложенной бумаги, чтобы физически сдвинуть ленту в необходимое положение. Более надежным решением было выровнять головку, которая была легко доступна на многих магнитофонах, с помощью небольшой (ювелирной) отвертки .
Типичные настройки загрузки: ¾ громкости, 100% высоких частот, 0% низких частот. Аудиофильтры вроде громкости и Dolby Noise Reduction пришлось отключить, а для загрузки программ использовать Hi-Fi -плеер не рекомендовалось. Было несколько магнитофонов, созданных специально для цифрового использования, например, Timex Computer 2010 Tape Recorder или Grundig CR 100 Data Recorder. Модели ZX Spectrum Plus 2 и 2A созданы по образцу Amstrad CPC 464 и оснащены встроенным ленточным устройством записи данных.
Можно изменить цвета, между которыми чередуется граница во время загрузки, и/или использовать более двух цветов, чтобы получить более яркие визуальные эффекты во время процесса загрузки.
Сложные загрузчики с необычными скоростями или кодировкой были основой схем защиты от копирования ZX Spectrum , хотя использовались и другие методы, в том числе запрос определенного слова из документации, прилагаемой к игре (часто новеллы), или пресловутой системы Lenslok . У него был набор пластиковых призм в складном пластиковом держателе: идея заключалась в том, что на экране появлялся зашифрованный двухбуквенный код, который можно было прочитать, только удерживая призмы на фиксированном расстоянии от экрана, любезно предоставленном пластиковый держатель. Это слишком сильно зависело от того, что все использовали телевизоры одинакового размера, и Lenslok стал постоянной шуткой среди пользователей Spectrum.
Одним из очень интересных видов программного обеспечения были копировальные аппараты. Большинство из них были ориентированы на нарушение авторских прав , и их функцией было только копирование лент, но когда Sinclair Research выпустила ZX Microdrive, были разработаны копировальные устройства для копирования программ с аудиокассеты на ленты Microdrive, а затем и на дискеты. Наиболее известными были пакет Lerm, созданный Lerm Software, и Trans Express от Romantic Robot. Поскольку средства защиты стали более сложными (например, Speedlock ), стало практически невозможно использовать копировальные аппараты для копирования лент, и загрузчики приходилось взламывать вручную, чтобы создавать незащищенные версии. от Romantic Robot Было разработано специальное оборудование, такое как Multiface , которое могло загружать копию оперативной памяти ZX Spectrum на диск/ленту одним нажатием кнопки, полностью обходя системы защиты от копирования. «Снимки», созданные этими черными ящиками, позже станут исходным типом файлов, распознаваемым эмуляторами: .SNA: хотя эти дампы памяти обычно заменяются более сложными файлами, включающими оригинальные функции загрузки и многоуровневые параметры.
ZX Микродрайв
[ редактировать ]
Система ZX Microdrive была выпущена в июле 1983 года. [ нужна ссылка ] Хотя эти накопители были дешевле, чем дисководы для гибких дисков , издателям программного обеспечения было очень дорого использовать эти носители для выпусков массового рынка (в 10 раз по сравнению с дублированием на ленточных носителях), и они приобрели репутацию ненадежных, поскольку издатели неохотно проводили контроль качества как каждый товар отправлен. [39]
Основное использование стало дополнять выпуски лент, обычно утилиты и нишевые продукты, такие как Tasword программное обеспечение для обработки текстов и Trans Express . [ нужна ссылка ]
Известно, что ни одна игра не выпускалась исключительно на Microdrive, но некоторые компании разрешали и даже помогали копировать свое программное обеспечение. Одним из таких примеров был Rally Driver от Five Ways Software Ltd. [39]
Дискета
[ редактировать ]
Для ZX Spectrum было разработано несколько систем гибких дисков. Наиболее популярными (за исключением Восточной Европы) были системы DISCiPLE и +D, выпущенные компанией Miles Gordon Technology в 1987 и 1988 годах соответственно. Несмотря на то, что они стали популярными и надежными (благодаря использованию стандартных Шугарта дисководов ), большинство выпусков представляли собой служебное программное обеспечение. Однако обе системы имели возможность хранить образы памяти на диске, снимки , которые позже можно было загрузить обратно в ZX Spectrum, и выполнение начиналось с того места, где они были «защелкнуты», что делало их идеальными для «резервных копий». Обе системы также были совместимы с синтаксисом команд Microdrive, что упрощало перенос существующего программного обеспечения.
ZX Spectrum +3 имел встроенный 3-дюймовый дисковод и пользовался большим успехом среди коммерческих выпусков программного обеспечения.
Большинство российских релизов с 1989 года созданы для дискового интерфейса Beta 128 , единственной системы, которая сейчас там используется.
Другие
[ редактировать ]Кроме того, программное обеспечение также распространялось через печатные СМИ, фанатские журналы и книги. Преобладающим языком распространения был диалект BASIC Spectrum Sinclair BASIC . Читатель вручную вводил программное обеспечение в компьютер, запускал его и сохранял на ленту для дальнейшего использования. Программное обеспечение, распространяемое таким образом, в целом было проще и медленнее, чем его аналоги на ассемблере , и не имело графики. Но вскоре журналы начали печатать длинные списки цифр с контрольной суммой, шестнадцатеричных используя игры или инструменты с машинным кодом. Вокруг такого программного обеспечения сформировалось активное научное сообщество, начиная от программ настройки спутниковых тарелок и заканчивая программами планирования школьных занятий.
Одним из необычных методов распространения программного обеспечения были радио- или телепередачи, например, в Хорватии (Радио 101), Сербии ( Вентилятор 202 ), Словении (Радио Штудент), Польше, Чехословакии , Румынии, Ливане или Бразилии, где ведущий описывал программу, инструктировал аудитории подключить кассетный магнитофон к радио или телевизору и затем транслировать программу по радиоволнам в аудиоформате. В бывшем Советском Союзе , в основном в России и Украине, неавторизованные радиооператоры (так называемые радиохулиганы) часто обменивали программное обеспечение с кассет на Спектрум и другие популярные компьютеры, транслируя его.
Еще одним необычным методом, который использовался в некоторых журналах, были «гибкие» пластинки диаметром 7 дюймов и скоростью 33⅓ об/мин , а не жесткие виниловые пластинки, которые можно было воспроизводить на стандартном проигрывателе . Эти диски были известны под различными торговыми марками, включая « Floppy ROM ». Флексисофт» и «Дискофлекс».
Популярная музыка
[ редактировать ]Некоторые поп-музыканты включили в свои пластинки программы Синклера. The Buzzcocks Фронтмен Пит Шелли поместил программу Spectrum, включая тексты песен и другую информацию, в качестве последнего трека на своем альбоме XL-1. Панк-группа Inner City Unit разместила базу данных Spectrum с информацией о группе в своем альбоме 1984 года «New Anatomy». Также в 1984 году Thompson Twins выпустили игру на виниле . [40] У Freshies был короткий флирт со славой и играми Spectrum, а Фрэнк Сайдботтом рано появился в The Biz . фронтмена Freshies Криса Сиви (Ранее песня Camouflage содержала музыкальное видео ZX81 в качестве стороны B.) Aphex Twin включил различные звуки загрузки в свой альбом Ричарда Д. Джеймса в 1996 году, в первую очередь часть загрузочного экрана из Sabre Wulf на Carn Marth. . [41] Шакин Стивенс включил свою Shaky Game в конец своего альбома The Bop Won't Stop . Цель игры заключалась в том, чтобы провести вашего персонажа по лабиринту, избегая при этом летучих мышей. [42] По завершении ваш результат будет выражен в зависимости от ранга диска, например, «золото» или «платина». Игра имела незначительную связь с одним из его треков It’s Late . Шотландская группа Urusei Yatsura включила программу Spectrum, в которой в начале песни было показано сатанинское послание. [42] Спасибо (из альбома «Everybody Loves Urusei Yatsura »).
Другие примечательные включения включают восьмой студийный альбом The Stranglers , Aural Sculpture . Трек 7 на стороне B кассеты включает игру под названием Aural Quest. Он был разработан клавишником группы Дэйвом Гринфилдом с использованием системы Quill Adventure . Он примечателен тем, что имеет две разные версии, включенные в разные мастер-альбомы альбома. [42] В 2017 году Radiohead выпустили специальное издание своего OK, Computer альбома под названием OKNOTOK . Входящая в комплект кассета оснащена программой ZX Spectrum, которая генерирует случайный текст и цвета, воспроизводя при этом мелодии, похожие на трек, записанный на кассете. [42]
Для Spectrum 48K также существовала музыкальная программа, которая позволяла воспроизводить две ноты одновременно, быстро переключаясь между формами волн двух отдельных нот, что было большим улучшением по сравнению с монофоническим звуком Spectrum. Программа была названа в честь популярной поп-группы 80-х Wham! , и некоторые из самых популярных хитов этой группы можно было сыграть на Спектруме. Программа называлась Wham! The Music Box и выпущен Melbourne House , одним из самых плодовитых издательств того времени.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «100 лучших Speccy-игр всех времен (когда-либо!)» по версии YS . Ваш Синклер (73): 34–36. Январь 1992 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ «100 лучших Speccy-игр всех времен по версии YS, часть 5» . Ваш Синклер (74): 45. Февраль 1992 г. Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ «100 лучших Speccy-игр по энциклопедии всех времен» . АВАРИЯ (94): 45–48. Декабрь 1991 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Хартли, Адам (23 апреля 2012 г.). «30 лучших игр для ZX Spectrum» . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ Махер, Джимми (14 января 2014 г.). «Легенда об идеальной игре» . Цифровой антиквар .
- ^ Безруков Николай. «Алан Кокс: и искусство заставить бета-код работать» . Портреты пионеров открытого исходного кода . Проверено 18 января 2007 г.
- ^ Махер, Джимми (21 января 2014 г.). «Веселые проказники автоматов» . Цифровой антиквар .
- ^ TechRadar: 10 самых крутых творений демосцены.
- ^ Vice: Demoscene - Искусство алгоритмов смотрит на историю цифровой субкультуры
- ^ Коллинз, Карен. От Pac-Man до поп-музыки: интерактивное аудио в играх и новых медиа .
- ^ Импальяццо, Джон (2009). «История скандинавских вычислений 2» . История скандинавских вычислений . ИФИП: Достижения в области информационных и коммуникационных технологий. 303 : 291. Бибкод : 2009hnc2.conf.....I . дои : 10.1007/978-3-642-03757-3 . ISBN 978-3-642-03756-6 .
- ^ Zone, Ray. 3DIY: 3D Moviemaking on an Indy Budget . p. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Вудкок, Колин. ZX Spectrum на вашем компьютере . п. 28.
- ^ Взлом Европы . п. 146.
- ^ Михаил, Фленов. Хакерские игры и демоверсии C++ . п. 9.
- ^ Индустрия видеоигр: формирование, современное состояние и будущее . стр. 139–140.
- ^ Ваш Синклер: Квинквагесима
- ^ Расширенное программирование ZAT, выпуск 25, 1994: Demo&Co.
- ^ Ваш Синклер: Мегадемо
- ^ Demoscene - Искусство алгоритмов (2012)
- ^ Домашние компьютерные новости № 2, 1990 г., стр. 70.
- ^ Мир спектра - Sinclair Infoseek
- ^ Демотопия
- ^ «Польский учёный расскажет о европейском 8-битном персональном компьютере ZX Spectrum» . Лаборатория электронной литературы.
- ^ Ваш Синклер: Шок
- ^ «ПОИСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ZXDB: HiSoft C» . SpectrumComputing.co.uk . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «ПОИСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ZXDB: HiSoft Pascal 4» . SpectrumComputing.co.uk . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «Поиск программного обеспечения на базе ZXDB: Micro-Prolog» . SpectrumComputing.co.uk . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «ПОИСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ZXDB: Форт» . SpectrumComputing.co.uk . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс, Ник (октябрь – ноябрь 1982 г.). «Зап! Пау! Бум!». ZX-вычисления : 75.
- ^ Уэтерилл, Стивен (июнь 1984 г.). «Tasword Two: Текстовый процессор». КРУШЕНИЕ! (5): 126.
- ^ Гилберт, Джон (октябрь 1985 г.). «Арт-Студия» . Пользователь Синклера . № 43. ЭМАП . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Картер, Аласдер (октябрь – ноябрь 1983 г.). «ВУ-3Д». ZX-вычисления : 76–77.
- ^ «Псион Ву-3Д» . Проверено 18 января 2007 г.
- ^ Паунтейн, Дик (январь 1985 г.). «Амстрад CPC 464» . БАЙТ . п. 401 . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ Хайде, Мартин ван дер; Копанске, Мартин; Кац, Томаз (1997–1999). «Выбор частоты дискретизации» . Декодирование ленты с помощью Taper . Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ «Погрузочная чушь» . gameslives.com.
- ^ Хайде, Мартин ван дер; и др. (2005). «Техническая информация о спектре 48K ZX» . Часто задаваемые вопросы по comp.sys.sinclair . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Возвращение к Микродрайву» . АВАРИЯ (22). Ноябрь 1985 года . Проверено 10 августа 2006 г.
- ^ «Общая информация о: Приключении близнецов Томпсон» . SpectrumComputing.co.uk . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ «Отсылки к спектру в популярной музыке» . Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ностальгический ботаник (24 августа 2020 г.). «Скрытый код» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.