Окончательно
- Панака ведет сюда. Чтобы узнать о капитане Панаке, вымышленном персонаже «Звездных войн», см. Список персонажей «Звездных войн» #Кварш Панака.

Панака панака или панака , или — семейный клан Сапа Инки , кураки или императора Империи Инков . Панака были сформированы потомками Сапа Инки или его жены. Основным социальным институтом инков является айллу . Айллу — это группа семей, произошедших от общего предка, объединенных культурой и религией, а также сельскохозяйственными работами, животноводством и рыболовством на одной территории. Концепция айллу переросла в дворянство, так что королевское родство могло создать родословную, называемую панака или королевский дом . [ 1 ]
Панака исключала ауки (на языке кечуа авки ), наследного принца, который станет его преемником. Когда назначенный преемник становился императором, он покидал свою первоначальную панаку и формировал свою собственную. [ 2 ]
Панаки составляли двор инков и аристократию Куско. Они содержали множество священных святынь, совершали церемонии во имя правителя-основателя императора панаки и сохраняли память об умершем императоре и его малки (мумии) посредством песен, кипу и картин, которые передавались из поколения в поколение. [ 3 ] : 42
В пространственно-временной чеков системе , в которой каждый регион, как Ханан (высокий), Анти-Сую и Чинчай-Сую , так и Хурин (низкий), Кунти-Сую и Колла-Сую , имел группы из трех чеков , символических линий или путей, панаки были представлены Паянским чеком. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Во времена Империи инков большая часть земли принадлежала айллусу ( родственной группе, члены которой были связаны друг с другом через происхождение от реального или вымышленного общего предка). Земля принадлежала неотчуждаемо айллу, а не отдельным лицам, а решения об использовании земель айллу его членами принимались общинными кураками (вождями), которые управляли имуществом в интересах общины. Панаки, как королевские айлусы, следовали тем же правилам: правящий Инка, которого звали Сапа Инка , был главой своей панаки до тех пор, пока он не умер и кто-то другой не стал куракой. [ 5 ]
Панакас проводил церемонии от имени Инки и заботился о товарах и союзах, заключенных во время его правления. Каждая панака владела владениями по всему королевству, включая королевские поместья и дворцы инков в священной долине и столице Куско : ядро города состояло в основном из дворцовых оград, известных как канчас , некоторые из которых принадлежали панакам. [ 3 ] : 42
Более того, каждая панака имела задачу поддерживать одну или несколько священных святынь вдоль ceques , воображаемых троп, расходящихся от Куско к четырем Сую (провинциям) Тавантинсуйу ( империя инков ). [ 6 ] [ 7 ]
Члены панаки составляли двор Сапа Инки, которого также поддерживали их умершие предки, действовавшие через своих потомков, как если бы они были еще живы. Панаки сформировали аристократию Куско и представляли фракции и союзы, способные оказывать влияние на решения в политике и конфликтах в истории инков. [ 3 ] В этом смысле панаки, особенно женские, поскольку у инков существовала давняя матрилинейная традиция, влияли, среди прочего, на назначение преемников на должность сапа-инка, [ 8 ] избран по закону «самого способного».
Панаки Пачакути Тупака Юпануи были самыми важными: из-за раннего расширения империи они были владельцами больших участков земли с бесчисленными рабочими и слугами ( янакуна ), ответственными за их уход и их социальный статус. [ 3 ] : 42
Диархическая модель
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2024 г. ) |
Структуралистская модель
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2024 г. ) |
Священные функции
[ редактировать ]
Сохраняемые и почитаемые панакой мумии ( малки ) Сапа Инки и его Койи (также пишется колла , королевская жена), получившие статус Уака , продолжали оказывать значительное влияние на политику, а это означает, что от их имен панаки поддерживали активную деятельность. вмешательство в политическую жизнь Империи. Люди могли любоваться мумиями умерших инков во время великих фестивалей в Куско, когда их выставляли на огромной площади Хаукайпата. [ 9 ] Во время праздников мумии окружали панакой. Эта традиция подразумевала, что большая группа людей, живущих в Куско, основывала свою жизнь на хранении мумий. [ 3 ] : 42
Панаки были связаны как с чеке системой , так и с ирригацией Куско, и между панаками и землями Куско существовала особая связь посредством идентификации каждой панаки с системой чапас (сельскохозяйственных территорий). [ 3 ] : 43 Такое распределение было связано с существованием Андского социально-территориального и пространственно-временного географического деления, основанного на ceques , воображаемых линиях, начинающихся от Куско и связывающих вместе 328 вака (божеств, предков и созвездий, персонифицированных в ландшафте). Каждая панака находилась в заряд одного или нескольких чеков и нескольких святынь. [ 4 ]
Список панаков
[ редактировать ]В Куско существовало одиннадцать имперских панак, пять из Хурина (нижнего) Куско и шесть из Ханана (верхнего) Куско, две взаимодополняющие части в Андской двойственности или янантин, разделенные на Чинчай Сую (север) и Анти Сую (восток), для Ханана и в Кулла-Сую (юг) и Кунти-Сую (запад), за Хурином , которые затем были разделены на различные чеки . В целом они сформировали капаккуну или отношения между лордами , которые часто считаются официальным списком панака. [ 10 ] На самом деле капаккуна — это имя во множественном числе: на языке кечуа капак означает могущественный или человек королевской крови , а куна — это суффикс множественного числа, что указывает, следовательно, на благородство Куско.

Священник и летописец Кристобаль де Молина в своей рукописи «Связь басен и обрядов инков » (Описание басен и обрядов инков) 1575 года описывает ситуа ( situwa raymi на языке кечуа), торжественный праздник здоровья и очищения. инки праздновали его в день весеннего равноденствия в сентябре. Во время этого фестиваля знать Куско, собравшаяся на главной площади, была разделена только на десять панаков вместо одиннадцати, каждая из которых ассоциировалась с одним из четырех суев (или провинций) империи инков. Молина не упоминает Тумипампа Айлу, панаку Вайна Капака . [ 2 ] [ 11 ]
Хурин Куско Панакас из фракции : [ 12 ] : 177–178
- Семья Чима Панака (королевский дом Манку Капака родственник Кунтисую ,
- Семья Равра Панака (Панакан Сильного Руки), королевский дом Руки , связанный с Континенталом. Сильного
- Семья Хавайнин Панака (панакан Луки Юпанки), королевский дом Юпанки , связанный с Кулласую Ллуки
- Семья Уска Майта Панака (жена короля Майта), королевский дом короля , родственник Кулласую. Майта
- Панака Айллу (королевский дом короля Юпанки) , родственник Кулласую Апу Майта
Панакас из части Ханан Куско:
- Викакирав Панака Айллу (королевский дом Инки Рукапа), королевский дом Инки Рукапа , родственный Чинчайсую .
- Аукайлли Панака (панака Blood Cryer), королевский дом Blood Cryer связанный с Антисую. ,
- Суксу Панака Айлу (королевский дом Виракуча Инка родственник Антисую ) ,
- Великая Семья (сестра Пачакутика Юпанки), королевский дом Пачакутика Юпанки родственник Чинчайсую. ,
- Королевский дом Тупака Шакура родственник Чинчайсую ,
- Семья Тумипампа (сестра Уэйна Кинга), королевский дом Уэйна Кинга (не упоминается Молиной)
Помимо зарегистрированных панак, в хрониках спорадически упоминаются и другие панаки, которые, возможно, играли важную роль в более ранние времена и были вытеснены более важными группами. От Ханана Куско из официального списка были исключены две панаки, а от Хурина Куско — три. [ 3 ] Уаскар и Атауальпа за время своего недолгого правления не основали панаку.
Происхождение слова панака
[ редактировать ]![]() | Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . ( Май 2024 г. ) |
Луис Э. Валькарсель предположил, что пана-как можно читать как пана ка-к «тот, кто является сестрой». Последующие ученые исследовали матрилинейную природу панаков, учитывая женские характеристики термина пана (сестра), так что каждый человек (мужчина и женщина) принадлежал к группе своей сестры или матери. [ 4 ] [ 3 ] На языке кечуа есть два термина, которые соответствуют значению слова «сестра»: пана и ньянья : мужчина называет свою сестру пана , а женщина называет свою ньянья (как аналог сестры в андском дуализме, брата называют вайке от другого брата и Тура от сестры). [ 13 ] [ 2 ] По словам Райнера Тома Зуйдемы, первоначальные различия между айллусами и панаками заключались в том, что айллусы были отцовскими, в то время как панаки сохраняли матрилинейную систему. [ 4 ]
Мария Ростворовски пишет, что до XVI века айллу и панака были синонимами. [ 3 ] : 45 Характеристика термина панака для обозначения родственной группы сапа инков была бы введением после завоевания, предложенным ранними испанскими историками. [ 14 ]
По мнению Эрнандеса Астете, Капак Айллу и Хатун Айллу, возможно, никогда не существовали как устоявшиеся панаки. По мнению этого историка, Капак Айлу было родовым именем высшей знати, в то время как Хатун Айлу соответствовал потомкам знати женщин-неинков, которые, чтобы получить доступ к власти в Куско, установили родственные связи с инками. [ 15 ]
Эрнандес Астете пишет, что слово панака ассоциируется только с благородными женщинами, с которыми они являются « панами », поскольку они имели родственные связи с некоторыми из ранних инков, то только те мужчины и женщины, которые произошли от «паны», составляли инков. дворянство. У мужчин группы, в том числе у инков, также были дети от женщин, не входящих в высшую знать Куско. [ 2 ] : 40 Таким образом, мужчина мог принадлежать к «королевскому роду» – дворянству – только в том случае, если он был сыном «паны», таким образом, «пана» предоставляла дворянский статус своим прямым потомкам, поскольку, насколько известно, многоженство было прерогативой мужчин. Со своей стороны, все женщины элиты, даже дочери знатных родителей, называли себя «панами» и составляли родственные группы, связанные с каждым из секторов власти в Куско. Айллус, образованный этими группами женщин, будет тем, что историки назвали «панаками». Такая интерпретация панаки как группы сестер Инки будет означать, что панака предшествовала правителю и что правящий Инка был выбран из их числа. [ 2 ] : 41
Исследование, проведенное Донато Амадо, историком Папского католического университета Перу, [ 16 ] относится к документам, изданным Real Audiencia (Королевским судом), хранящимся в Archivo Regional de Cusco (Региональный архив Куско), которые включают записи о покупке и продаже земли, отчеты о проверках испанских властей, судебных процессах, демаркации и разметке земель в 16 и 17 века. Они как-то контрастируют со сведениями летописцев того же периода о том, что владельцами земель Ханан были потомки Сапа Инки мужского пола, а владельцами земель Хурин - потомки женского пола. Из судебных споров о собственности и судебных решений по ним следует, что существует разграничение между землями, принадлежащими панакам, и землями, принадлежащими айлусам в долине Куско: они не смешаны, а четко разделены на две части: Ханан ( выше) или северная часть земель являются собственностью айлуса, тогда как хурин (нижняя) или южная часть земель являются собственностью панакаса. При этом владельцами земель Ханан были все мужчины, а владельцами земель Хурин – все женщины. [ 16 ] Последнее утверждение также подтверждается высказыванием Инки Гарсиласо де ла Вега. [ 17 ] : Кн. 1, Глава XVI. который писал: «[когда] наш имперский город начал заселяться, он разделился на две половины… Король хотел, чтобы те, кого он призвал, заселили Ханан Коско, и за это они называют его Высоким, и теми, которых призвала Королева [ должны были] заселить Хурин Коско, и по этой причине они назвали его Низким. Это разделение города было не для того, чтобы одна половина получила преимущество перед другой половиной в льготах и привилегиях, но чтобы все были равны как братья, дети отца и матери». На практике те, кто принадлежал к родству по мужской линии, жили в секторе ханан Куско, тогда как семейные узы, установленные койей, женой инки, жили в секторе хурин Куско.

Куско был центром империи (« пуп» , как утверждает инка Гарсиласо). [ 17 ] : Кн. 7, Глава XVIII четыре суюса ) и от него произошли – провинции. В результате исследование подтверждает, что дети мужского пола правящего инка образовали Ханан Куско, чьи земли простирались на части Чинчайсую и Антисую, в основном к северу от Куско), а дочери вместе с койей (главной женой инки) составляли панаку и были от Хурина Куско, поэтому они заняли сектор Кулласую и Кунтисую, преимущественно южнее Куско. По этим причинам, по мнению Амадо, родственные связи Ханана Куско были идентифицированы как королевские айллусы , а родственные связи Хурина Куско назывались панака или лучше панака айллу . Это подтверждает предположение, что айллу и панака не были синонимами. [ 16 ]
Наконец, перуанский лингвист Родольфо Серрон Паломино, который участвовал в исследованиях языков кечуа, предлагает новую интерпретацию слова панака, предполагая его происхождение от языка пукина . Он заявляет, что исследования, «проведенные на основе соответствующей филологической экспертизы, показывают, что это слово не может быть связано ни с кечуа, ни с аймара, а скорее с пукиной, языком, в котором глагол paña- означает «спускаться, спускаться». ». [ 18 ] : 181
Напротив, филолог и лингвист Сезар Итье предлагает новую этимологию слова «панака», основываясь на некоторых ранних колониальных сочинениях, особенно на сочинениях Хосе де Акосты (испанский миссионер и натуралист XVI века) и Хуана Переса Боканегра (автор в 1631 г. буклет по религиозному обучению народа инков). Он утверждает, что они оба переводят термин «панака» как «викарий», «губернатор», «лейтенант» и «понтифик». Это означает, что интерпретация, данная ранними летописцами, была неверной: слово «панака» не означало королевский клан (королевский айллу ), а использовалось местными жителями, говорящими на языке кечуа, чтобы сообщить летописцам, что некий викарий отвечал за представление королевский клан. По словам Итьера, королевские аиллы никогда не назывались панаками. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хафф, Роджер (26 октября 2010 г.). Путешествие пропавшей принцессы: приключения и романтика в загадочной стране инков . iUniverse. п. 132. ИСБН 9781450243063 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эрнандес Астете, Франциско (2008), «Панакас и власть в Тауантинсуйо» , Bulletin de l'Institut français d'études andines (на испанском языке), 37 (1): 29–45, doi : 10.4000/bifea.3282 , ISSN 0303-7495
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ростворовский, Мария (1988). История Тавантинсуйу (Андская история 13) - Институт перуанских исследований (IEP) - Национальный совет по науке и технологиям (CONCYTEC). Лайм. - Лайм.
- ^ Jump up to: а б с д Зуйдема, Р. Том (1964). Система Чеков Куско, Социальная организация столицы инков - Э. Дж. Брилл - Лейден
- ^ Найлз, Сьюзен А. (2015). Учитывая архитектуру, экономику и историю королевских поместий инков. В книге «Империя инков. Мультидисциплинарный подход» под редакцией Изуми Симада – Техасский университет Press – Остин – ISBN 978-0-292-76079-0
- ^ Бауэр, Брайан С. (22 июля 2010 г.). Священный ландшафт инков: система Чеков Куско . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292792043 .
- ^ Кордова, Глауко Тауэрс Фернандес (1982). Словарь англо-испанский, англо-английский (на испанском языке). Дом эквадорской культуры, Асуай-Кор.
- ^ Эрнандес Астете, Франциско (2012). Преемственность среди инков - Чунгара, Revista de Antropología Chilena - Том 44 - (4) страницы 655-667 -Arica.
- ^ Кристи, Джессика Джойс (2007) Инки скопировали Куско? Ответ, полученный из архитектурно-скульптурной модели. Журнал латиноамериканской и карибской антропологии, Vol. 12, № 1, стр. 164–199 - два : 10.1525/jlaca.2007.12.1.16
- ^ Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки - Полное собрание сочинений Марии Ростворовски - Том I, 2001 - Серия «История Анд», 23 - Институт перуанских исследований IEP - Лима - ISBN 978-9972-51-060-1
- ^ Бауэр, Брайан С.; Смит-Ока Ваня; Кантарутти, Габриэль Э. (редакторы) (2011) Отчет Кристобаля де Молины о баснях и обрядах инков - Со вступительным словом Брайана С. Бауэра - University of Texas Press
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. (2015). Инки - Второе издание - Blackwell Publishing ISBN 978-1-4443-3115-8
- ^ Комиссия Большой академии языка кечуа (2005). Кечуа - Испанский - Словарь кечуа - Региональное правительство Куско - Куско – Второе издание
- ^ Ростворовский, Мария (1983). Андские структуры власти. Религиозная и политическая идеология. Институт перуанских исследований - Лима
- ^ Эрнандес Астете, Франциско (2010). Элита инков и формулирование докторской диссертации Тауантинсуйо - Мадридский университет Комплутенсе - Факультет географии и истории - ISBN 978-84-693-1105-9 [1]
- ^ Jump up to: а б с Амадо Гонсалес, Донато (2015). Система землевладения инков айлус и панака в долине Куско, XVI-XVII вв. В TRIBUS Sonderband / Специальное издание I «Перспективы инков I 2015 г. - под редакцией Моники Барнс, Инес де Кастро, Хавьера Флореса Эспинозы, Дорис Курелла, Каролин Ноак - Международный симпозиум с 3 по 5 марта 2014 г. - Линден-музей Штутгарт, Государственный музей Фёлькеркунде
- ^ Jump up to: а б де ла Вега, Гарсиласо, Инка (1918). «Королевские комментарии инков», веб-версия доступна как «Королевство инков Перу», изд. Джеймс Бардин, профессор романских языков Университета штата Вирджиния. Аллин и Бэкон.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Серрон Паломино, Родольфо (2019). Тезис о примитивном кечуизме и его искажающее влияние на интерпретацию доиспанского прошлого. В исследовании Андского мира под редакцией Марко Куратола - Лима - Fondo Editorial PUCP
- ^ Итьер, Цезарь (2011). Панакасов не существовало - в «Исследованиях андских и амазонских языков, посвященных Родольфо Серрону-Паломино» Виллема Ф.Х. Аделаар, Пилар Валенсуэла Бисмарк и Роберто Зарикей Бионди, редакторы ISBN 978-9972-42-972-9