Базельский железнодорожный вокзал SBB
Базель СББ Базель СББ | |||||
---|---|---|---|---|---|
Центральный транзитный железнодорожный вокзал | |||||
Общая информация | |||||
Расположение | Центральная площадь Базель Швейцария | ||||
Координаты | 47 ° 32'49 "N 7 ° 35'24" E / 47,54694 ° N 7,59000 ° E | ||||
Высота | 276 м (906 футов) | ||||
Владелец | Швейцарские федеральные железные дороги | ||||
Линия(и) | |||||
Платформы | 9 | ||||
Треки | 22 ( нем . Gleise : 12 сквозных (3 безостановочных), 7 терминалов SBB, 3 терминала SNCF) | ||||
Соединения |
| ||||
Строительство | |||||
Тип структуры | На уровне | ||||
Архитектор |
| ||||
Другая информация | |||||
Создать зоны | |||||
Веб-сайт | Базельский железнодорожный вокзал SBB | ||||
История | |||||
Открыто | 19 декабря 1854 г | ||||
Восстановлен |
| ||||
Предыдущие имена |
| ||||
Ключевые даты | |||||
1902-03 | Снос первой недеревянной станции | ||||
1902-07 | Временный железнодорожный вокзал на месте | ||||
Пассажиры | |||||
2023 | 105'900 в будний день [ 4 ] (СББ, СББ ГмбХ, СОБ) | ||||
Классифицировать | 5 из 1'159 | ||||
| |||||
|
Железнодорожный вокзал Базеля SBB ( нем . Bahnhof Basel SBB , ранее Centralbahnhof или Schweizer Bahnhof ) — центральный железнодорожный вокзал в городе Базель, Швейцария . Открытая в 1854 году и полностью перестроенная в 1900–1907 годах, это самая загруженная международная пограничная станция в Европе. Basel SBB принадлежит Швейцарским федеральным железным дорогам (SBB CFF FFS). Другая крупная железнодорожная станция — Базель-Бадишер-Банхоф , которой управляет немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn , на северной стороне Рейна от центра города.
Поезда, обслуживаемые SBB CFF FFS, используют Basel SBB для связи Базеля с пунктами назначения в Швейцарии и Италии, как и поезда Deutsche Bahn Intercity-Express (ICE) в/из Германии , Цюриха и Интерлакена, большинство поездов SNCF TGV в Париж и обратно , а также некоторые региональные поезда и обратно в Эльзас . Кроме того, станцию обслуживают три линии городской железной дороги Базеля .
1907 года в стиле необарокко Здание вокзала является объектом культурного наследия национального значения . [ 5 ] Он также содержит Bâle SNCF (показан в онлайн-расписаниях SBB CFF FFS как Basel SBB Gl. 30–35, а в других онлайн-расписаниях как Basel SNCF), который расположен через пограничный переход и используется другими поездами, идущими во Францию и обратно . Непосредственно возле здания вокзала находится Центральная площадь, которая является основным узлом трамвайной сети Базеля и конечной станцией прямого автобусного сообщения с Евроаэропортом .
Расположение
[ редактировать ]Территория станции расположена на южной стороне центра города, на вытянутой территории между Зоологическим садом на западе и Брюглингер Эбене на востоке.
На территории вокзала сходятся границы четырех районов Базеля. Однако территория, по данным Статистического управления, разделена всего на два района: сама станция расположена в Гундельдингене , тогда как большая часть путей на восточной стороне станции (включая товарную станцию ) вместе с Центральная площадь перед вокзалом (включая башню BIS ) отнесена к кварталу Сент-Альбан .
Элизабетенанлаге перед Центральнойбанплац принадлежит району Форштедте , а Марктхалле напротив Базеля SNCF является частью района Ам Ринг .
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Первая железная дорога, дошедшая до Базеля, Chemin defer Strasbourg Bâle (StB; Страсбург-Базельская железная дорога), прибыла туда в 1844 году. В следующем, 1845 году, Elsässerbahn (Эльзасская железная дорога) построила первую станцию в столичном регионе Базеля. , в пределах городских стен. Таким образом, Базель стал первым швейцарским городом, подключенным к новому виду транспорта. [ 6 ]
После появления железной дороги в Базеле разгорелись страстные дебаты о плюсах и минусах железной дороги и ее возможном продолжении в сторону Люцерна , а оттуда через Готард в сторону Италии. [ 6 ]
Между тем, Rheintalbahn из Мангейма и Карлсруэ также приближался к Базелю с севера; в 1851 году он достиг Халтингена (район Вайль-на-Рейне ), на границе со Швейцарией.
В 1853 году Schweizerische Centralbahn в Базеле была основана железнодорожная компания (SCB). Его целью было установление связи между городом Базелем и экономическими центрами кантонов Миттелланд , а возможно, даже и расширение транспортного коридора от Люцерна до Готтарда.
Виадукштрассе в Базеле, включая виадук Бирсиг , который примыкает к парковке Базельского зоопарка, до 1902 года также являлась частью Эльсэссербан . Сегодня виадук обслуживает трамвайные линии 1 и 8, а также автомобильное движение. , а мемориальная доска на перилах моста напоминает о его прежней роли железнодорожного моста.
Временная станция
[ редактировать ]В 1854 году началось строительство будущей железнодорожной линии Хауэнштайн . Вплоть до открытия первого участка маршрута от Базеля до Листаля спорный вопрос о месте и проекте вокзала Базеля оставался нерешенным.
Однако, чтобы обеспечить начало железнодорожных операций 19 декабря 1854 года, Центральная дорога построила простую временную деревянную конструкцию в соответствии с планами, разработанными главным архитектором Людвигом Марингом. Ко дню открытия все временные постройки вокзала были построены, в том числе навес для лесного поезда .
Эта скромная временная станция, оборудованная импровизированными помещениями, состояла из отдельных отдельно стоящих зданий и использовалась всего чуть менее шести лет. На территории станции располагались здание вокзала , товарный навес , вагонно- локомотивный навес и поворотная платформа на головном вокзале . Поскольку здание вокзала находилось на северо-восточной стороне станции, рядом со двором вокзала , станция не была настроена как конечная остановка .
Временная станция служила лишь отправной точкой линий SCB и не имела никакой связи ни с французским вокзалом, ни с Бадишер-Банхоф, который был открыт в 1855 году как конечная остановка Рейнтальбана.
Центральный вокзал
[ редактировать ]29 июня 1857 года Большой совет Базель-Штадта согласился на строительство линии между французской линией и Центральной железной дорогой, а также на возведение сквозной станции в поле перед Элизабетен - Больверк . Город взял на себя расходы по покупке земли.
В начале 1859 года SCB начало строительные работы на месте новой станции по проекту Маринга. Помимо пассажирской станции, на новом вокзальном дворе располагалась товарная станция, перенесенная в район Гундельдинген, и два новых локомотивных депо, одно для SCB, а другое для Chemins defer de l'Est , которое заняло над СтБ в 1854 году.
4 июня 1860 года началось железнодорожное сообщение на новом Центральном вокзале Базеля. Однако только в мае 1861 года все новые объекты были построены.
Центральный вокзал был объединенной станцией , северный фасад здания вокзала выходил на недавно созданную Центральную площадь. По обе стороны здания вокзала располагались посадочные залы, каждый с двумя путями — на восточной стороне для швейцарских поездов и на западной стороне для французских поездов. К югу от здания вокзала располагались товарный сарай и два больших склада с подъездом со стороны Гютерштрассе.
В последующие годы в Центральный вокзал были внесены изменения, чтобы он мог справляться со значительно растущим трафиком, включая поезда, входящие и выходящие из Базеля по ряду новых линий:
- между Соединительная линия Базель-Бадишер-Банхоф и Центральным вокзалом, которая была передана для движения 3 ноября 1873 года.
- Железнодорожная линия Бёзберг , открытая 2 августа 1875 года; построенный Bötzberg Railway , совместным предприятием SCB и Schweizerische Nordostbahn , он связал Базель с Цюрихом через Праттельн и Райнфельден .
- Железная дорога Юра , которая с 25 сентября 1875 года соединяла Базель с западной Швейцарией и Франш-Конте через узел в Делемоне и ответвления на Биль/Бьен и Делле соответственно.
Однако в конечном итоге у Центрального вокзала не хватило возможностей для дальнейшего дополнительного движения.
В 1875 году в качестве первой меры облегчения сортировка грузовых поездов была перенесена на импровизированную станцию к востоку от станции, на открытом поле, известном как «auf dem Wolf». Примерно в это же время начались обсуждения с целью понижения уровня путей и замены проблемных городских железнодорожных переездов на Эльзэссербане и Центральном вокзале. В 1874 году временные деревянные пешеходные мосты уже были построены на Маргаретенштрассе и Хойматтштрассе; Позже они были заменены железными конструкциями. С 1879 года Пфеффингерштрассе проходила под станцией в туннеле недалеко от нынешнего места моста Питера Мериана.
Наконец, в 1898 году, после референдума о национализации швейцарских железных дорог, Федеральный совет Швейцарии решил сделать следующее:
- строительство нового Центрального вокзала на существующем участке;
- понижение всей площади станции на 2,7 метра (8 футов 10 дюймов);
- перенос Elsässerbahn на разрез по широкой дуге вокруг города;
- перенос всего грузового и складского комплекса на временную сортировочную станцию в «Ауф ден Вольф».
Временный новый Центральный вокзал
[ редактировать ]Окончательный проект нового Центрального вокзала в Базеле был разработан в 1899 году. 16 марта 1900 года Федеральный совет одобрил эти планы.
Понижение всей площади станции и подъездных путей потребовало тщательного планирования. Первым шагом было перемещение грузовых перевозок на станцию Вольф, и 12 мая 1901 года линия Эльзаса была вновь открыта в новом более низком положении и с широкой дугой.
На освободившейся, пониженной территории к югу от первоначального Центрального вокзала был построен временный вокзал, который 2 июня 1902 года вступил в эксплуатацию.
Доступ к временной станции также осуществлялся с юга, через Гютерштрассе. Для облегчения доступа были расширены различные улицы и две трамвайные линии. Временная станция проработала до 24 июня 1907 года. Затем временные сооружения и подъездные пути были демонтированы, и две трамвайные линии проложены до Гютерштрассе. Подземный переход к станции Гундельдинген был построен примерно на месте временной подъездной дороги.
В 1902–1903 годах старый вокзал снесли.
Станция Базель SBB
[ редактировать ]В 1902 году Швейцарская центральная дорога была поглощена недавно созданной Швейцарской федеральной железной дорогой (SBB CFF FFS). Новая станция, которая с тех пор называлась Schweizer Bundesbahnhof или Basel SBB , была одним из первых крупных строительных проектов новой Федеральной железной дороги. Новая станция , спроектированная Эмилем Фаешем и Эммануэлем Ла Рошем , была открыта 24 июня 1907 года.
Здание вокзала Базель SBB отличается необычайной длиной: к его западной стороне «пристроен» Базельский SNCF с таможенным комплексом для международных транзитных перевозок. Асимметричная планировка станции создает внешний облик, представительный для федеральных зданий того времени. Здание вокзала выровнено по центральной линии Центральной площади и имеет огромное застекленное окно в стиле Тюдоров между двумя башнями с часами под изогнутыми куполами.
За фасадом можно было бы заподозрить конечную остановку, но в Базеле это не так. Через входы в башни с часами путешественники попадают в билетный зал под деревянной стальной арочной конструкцией. Как и весь интерьер, кассовый зал широкий и высокий. Большие фрески 1920-х годов рекламируют туристические направления Швейцарии. Билетные кассы и пункты обмена валюты встроены в боковую стену. Раньше здесь также располагались пункты регистрации багажа и хранения ручной клади, но сегодня они находятся в подвале, куда можно подняться по эскалатору и лестнице.
В восточной части вокзала раньше находилась зона выдачи багажа, там, где сейчас находится туристический центр. Рестораны первого и второго класса (ныне Мигрос) и ресторан третьего класса (ныне пивной бар/киоск) находились в северо-западном крыле. Раньше станция была известна своими буфетами, но в 1990-х годах они были постепенно закрыты. В высоких залах, стены которых украшены фресками, теперь размещаются и другие коммерческие помещения, а также единственный оставшийся специализированный ресторан.
Отдельный вход на Центральнойбанштрассе к западу от Центральнойбанплатц ведет к поездам SNCF в Базеле, идущим в Эльзас.
Первоначально распределение платформ в Basel SBB соответствовало эпохе частных железных дорог, поскольку платформы были разделены в зависимости от направления движения. Первоначально на станции было 10 путей, из которых три платформы с 1 по 3 ранее были зарезервированы для местного сообщения. Пути с 1 по 10 охватывают пятипролетное навес для поездов, построенное в 1905 году компанией Albert Buss & Cie. из Праттельна в Базеле. Навес для поезда имеет ширину 93 м (305 футов) и длину 120 м (390 футов) (пути 1/2), 230 м (750 футов) (пути 3/4) и 200 м (660 футов) ( треки 5–10). Путь 4 проходит в Базель SNCF, где он становится путем 30, и контактную сеть можно переключить со швейцарского рабочего тока 15 кВ , 16,7 Гц, переменного тока на его французский эквивалент, 25 кВ, 50 Гц переменного тока.
На южной стороне станции двухпутная линия, расположенная на нижнем уровне, соединяет сортировочные станции Базеля и Муттенца с линией, ведущей во Францию, и предназначена в основном для транзитных грузовых поездов.
Из-за заглубления путей во время перестройки было сложно расширить станцию дополнительными путями. Тем не менее, на южной стороне система платформ несколько раз расширялась: были добавлены пути 11 и 12, подземный пешеходный переход был продлен до Гундельдингена, а в 2003 году к новым путям 14 и 15 был построен новый Passerelle. Эти изменения, а также введение циферблатного расписания в 1982 году и проект Rail 2000 привели к увеличению пропускной способности станции. Наконец, в июне 2008 года были введены в эксплуатацию новые пути 16 и 17.
Passerelle является элементом новой коммерческой концепции SBB CFF FFS, известной как RailCity. Спроектированный архитекторами Крузом и Ортисом, он проходит над путями от билетного зала в западном конце депо до района Гундельдинген и соединяет платформы друг с другом. Дорожка с возможностями для покупок длиной 185 м (607 футов) и шириной 30 м (98 футов) заменила подземный пешеходный переход. Сегодня бывший подземный переход используется в оперативных и логистических целях.
После строительства Passerelle RailCenter и информационное табло были перенесены из билетного зала в бывший багажный зал. Кроме того, построенный в 1987 году билетный павильон обслуживания клиентов в билетном зале был демонтирован, и с тех пор билетный зал смог раскрыть свою атмосферу в полной мере.
новая сигнальная будка Между тем, в 1998 и 1999 годах по поручению SBB CFF FFS была построена . Архитекторами этого поразительного здания были Herzog & de Meuron .
Соединения
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Ежедневно со станции отправляется около 1000 поездов. Почти каждые 90 секунд пассажирский поезд отправляется или останавливается на станции. Кроме того, грузовые поезда по-прежнему используют сквозные пути, а поезда почтовых отделений заходят и выходят из подземной почтовой станции.
Международные поезда дальнего следования
[ редактировать ]ICE отправляется из Базеля SBB каждый час в Берлин , Гамбург и ряд других городов Германии. Существует также ежедневное сообщение ICE International с Амстердамом. Несколько раз в день EuroCity курсируют в Милан , а TGV — в Париж . Ночное сообщение существует с Берлином и Гамбургом. Раньше было прямое сообщение с Москвой , но с 2014 года оно прекращено.
Национальные поезда дальнего следования
[ редактировать ]Несколько раз в час поезда InterCity ходят до Цюриха HB , Берна и Ольтена . Как минимум каждый час Цюриха – Кура , Ольтена – Люцерна – Беллинцоны – Лугано , Ольтена – Берна – Интерлакена / Висп – Брига и Делемона – Биль/Бьен – Невшатель – Лозанна / Женева можно добраться до .
Трехнациональные региональные поезда
[ редактировать ]Будучи пограничной станцией, Базель SBB также связан с региональными рейсами в Германию, Францию и Швейцарию. простирается Региональная сеть городской железной дороги Базеля от Фрика/Лауфенбурга на востоке, Ольтена на юге и Поррентруи на западе до Мюлуза на северо-западе и Целль-им-Визенталя на северо-востоке.
Услуги
[ редактировать ]С изменением расписания на декабрь 2022 г. [update] следующие рейсы останавливаются в Basel SBB: [ 7 ]
- TGV Lyria / InterCity : каждые полчаса до Центрального вокзала Цюриха , каждые два часа или лучше до Кура и каждые два часа до Парижа-Лиона .
- Междугородний экспресс :
- каждые два часа ходят до центрального вокзала Кёльна .
- два рейса туда и обратно в день между Гамбургом-Альтоной и Куром .
- EuroCity / InterCity / ICE: получасовое сообщение до Шпица . Большинство поездов, идущих на север, заканчиваются в Базеле; один EuroCity продолжает путь до Гамбурга-Альтоны , другой - до главного вокзала Франкфурта (Майна) , а два ICE продолжают путь до Восточного вокзала Берлина . Большинство поездов, идущих на юг, следуют до Интерлакена-Ост ; один поезд каждые два часа следует до Брига . Четыре поезда EuroCity следуют от Брига до Milano Centrale .
- EuroCity / InterCity / InterRegio : ежечасное сообщение с Беллинцоной и каждые два часа с Локарно или Лугано ; два поезда в день курсируют из Лугано в Центральный Милан.
- Nightjet : ночное сообщение между центральным вокзалом Цюриха и центральным вокзалом Берлина или центральным вокзалом Гамбурга .
- Интерсити:
- почасовое обслуживание в Биль/Бьен .
- Межрегион:
- три поезда в час до главного вокзала Цюриха и ежечасное сообщение до аэропорта Цюриха .
- ежечасное сообщение с Люцерном .
- Региональный транспортный экспресс (TER): получасовое сообщение до Страсбург-Вилль и Мюлуз-Вилль, а также некоторые омнибусные поезда до Мюлуз-Вилль .
- Базельская трехнациональная городская железная дорога :
- S1 : получасовое сообщение до Штайн-Зекингена и ежечасное сообщение оттуда до Фрика или Лауфенбурга .
- S3 : получасовое сообщение между Ольтеном и Лауфеном и ежечасное сообщение из Лауфена в Поррентруи .
- S6 : получасовое сообщение до Целля (Визенталь) .
Трамваи
[ редактировать ]- 1 : Драйозенбрюке – железнодорожный вокзал Санкт-Йоханн Базель – Канненфельдплац – Шютценхаус – железнодорожный вокзал SBB/SNCF (– художественный музей – Мессеплац – железнодорожный вокзал Бад. Базель)
- 2 : Биннинген Кроненплац – Маргаретен – железнодорожный вокзал SBB/SNCF – художественный музей – выставочный центр – Бад. Железнодорожный вокзал Базель – Эглизее (– Риен)
- 8 : Нойвайлерштрассе – Шютценхаус – железнодорожная станция SBB/SNCF – Эшенплац – Барфюссерплац – Шиффланде – Клараплац – Фельдбергштрассе – Кляйнхюнинген – Вайль-на-Рейне (Германия)
- 10 : Железнодорожный вокзал Дорнах – Арлесхайм-Дорф – Мюнхенштайн-Дорф – Нойе-Вельт – Драйшпитц – железнодорожный вокзал SBB/SNCF – Эшенплац – Театр – Зоопарк – Замок Биннинген – Боттминген – Тервиль – Эттинген – Виттерсвиль – Беттвиль – Флюх (– Леймен (Ф) – Родерсдорф) (самая длинная трамвайная линия в Европе)
- 11 : Эш-Дорф – Райнах-Дорф – Город-сад Мюнхен – Драйшпитц – железнодорожная станция SBB/SNCF – Эшенплац – Барфюссерплац – Шиффланде – Вольтеплац – граница Сент-Луиса.
- 16 : Брудерхольц – Якобсберг – Хайлиггейсткирхе – Банхоф SBB/SNCF Банхофейнганг Гундельдинген – Хойвааге – Барфюссерплац – Шиффланде
Автобусы
[ редактировать ]Автобусы Basel SBB обслуживают станцию на Центральнойбанхофштрассе: [ 8 ]
- 30 Железнодорожный вокзал SBB/SNCF – Шпалентор – UKBB – Фельдбергштрассе – Бад. Железнодорожный вокзал Базеля (– Веттштайналлее – Музей Тэнгли – Гофман Ла Рош – Веттштайналлее – Бад. Железнодорожный вокзал Базеля)
- 42 Железнодорожный вокзал SBB/SNCF – Музей Тэнгли – (Хоффманн Ла Рош –) Веттштайналлее – Железнодорожный вокзал Нидерхольц – Беттинген Дорф
- 48 железнодорожный вокзал SBB/SNCF – Шютценхаус – Гартенштрассе – Бахграбен
- 50 железнодорожный вокзал SBB/SNCF – Браузебад – Канненфельдплац – Евроаэропорт
В популярной культуре
[ редактировать ]Вход на станцию и платформу можно увидеть в фильме «Переход Кассандра» (1976), который называется « Железнодорожный вокзал Женевы ». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Сеть линий: Базель и окрестности» (PDF) . Тарифная ассоциация Северо-Западной Швейцарии . 13 декабря 2020 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Тарифный план зоны RVL» (на немецком языке). Региональная транспортная ассоциация Лёрраха . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «План зон и линий» (PDF) (на немецком языке). Тарифная ассоциация Северо-Западной Швейцарии . 13 декабря 2020 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Пассажирские частоты (2023)» . Базель, Швейцария: SBB CFF FFS . 2023 . Проверено 20 августа 2024 г. - через data.sbb.ch - ПОРТАЛ ДАННЫХ SBB.
- ^ Швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения (1995), с. 79.
- ^ Jump up to: а б Буркхардт, Пол (1942). История города Базеля со времен Реформации до наших дней . Базель: Хельбинг и Лихтенхан. п. 263.
- ^ «Abfahrt: Bahnhof Basel SBB» (PDF) (на немецком языке). Швейцарские федеральные железные дороги . 11 декабря 2022 г. Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Швейцарские федеральные железные дороги (декабрь 2023 г.). «Базель SBB» (PDF) (на немецком языке) . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Путешествие по Швейцарии». myswissalps.com. Проверено 3 февраля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хубер, Дороти (2004). Железнодорожный вокзал Базеля SBB [ Железнодорожный вокзал Базеля SBB ]. Swiss Art Guides, серия 76, № 754 (на немецком языке). Берн: Общество истории швейцарского искусства. ISBN 3-85782-754-8 .
- Кунц, Фриц (1990). Европейский вокзал железнодорожный Базельские сочинения, 29 (на немецком языке) (2-е изд.). Базель: Фарос-Верлаг, Х. Швабе. ISBN 3723002218 .
- Шольц, Роланд В.; Крутли, Пий; Бюгль, Роберт; Лукопулос, Питер; Бёш, Сандро (2005). Железнодорожные вокзалы города Базеля: устойчивое развитие станций и города в трехнациональной агломерации [ Железнодорожные вокзалы города Базеля: устойчивое развитие станций и городов в трехнациональной агломерации ]. Тематическое исследование UNS (на немецком языке). Цюрих: Рюггер. ISBN 978-3-7253-0831-6 .
- Штутц, Вернер (1983). Железнодорожные вокзалы Швейцарии: от начала до Первой мировой войны [ Железнодорожные вокзалы Швейцарии: от начала до Первой мировой войны ] (на немецком языке) (переработанная ред.). Цюрих: Орелл Фюссли. ISBN 3-280-01405-0 .