Трамваи в Триесте
Трамвайная сеть Триеста | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Триест, площадь Джузеппе Верди, начало 1900 года. | |||||||||||||||||||
Операция | |||||||||||||||||||
Местный | Триест , Фриули-Венеция-Джулия , Италия | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
Городская трамвайная система Триеста действовала с 1876 по 1970 год.
История
[ редактировать ]
Конная сеть
[ редактировать ]После создания первых конных автобусных маршрутов в 1860 году, в основном фирмой «Чимадори», в 1876 году последовал первый конный трамвай, организованный «Società Triestina Tranway (STT)», бельгийским обществом, также известным как «Triester Tramway Gesellschaft» или «Societé de Tramways de Trieste». [ 1 ] Первый маршрут, «Через Торренте-Корсия Стадион-Бошетто», был открыт 30 марта 1876 года. [ 2 ] В конце 1800-х годов сеть конного трамвая значительно расширилась. В 1900 году, во время его максимального расширения, действовали следующие маршруты: [ 1 ]
- Центральная станция RR (Южный вокзал) – Боскетто
- Центральный вокзал (Южный вокзал) – Сант-Андреа
- маршрут в Барколу
- маршрут к Барьере Веккья
- маршрут на площадь Джузеппина
- маршрут на Пунто Франко
- Дорога в Баньо Фонтана
Начало электромонтажных работ
[ редактировать ]STT, в конкуренции с другими заявителями, выиграла публичный тендер на реализацию сети электрических трамваев в Триесте на основе « системы Sprague », собирающей электроэнергию с воздушных проводов. Ширина колеи составляла 1445 мм (4 фута 8 7/8 дюйма); Электроснабжение составляло 600 В постоянного тока . Следовательно, 3 октября 1900 года был открыт первый маршрут между Барколой (морским курортом недалеко от знаменитого замка Мирамар Максимилиана Австрийского ) и Боскетто (густонаселенным районом Триеста): любопытно, что почти тот же маршрут первого конный трамвай. [ 1 ]
Четырнадцать лет спустя, в начале Первой мировой войны, STT управляла следующими маршрутами:
Электрические линии:
- Боскетто – Сервола
- Виа Кандлер – Сант-Андреа ( KKst.B. ) станция
- Баркола – Пьяцца Томмазео
- Ройано – Виа Сетте Фонтане
- Круговая линия
Конная линия:
- Южный вокзал ( станция Suedbahn ) – Порто Веккьо
Маршруты обозначались только цветными таблицами с названием пункта назначения, без цифр и букв; разные цвета обозначали разные маршруты. Это было сделано для того, чтобы неграмотные могли читать карту. На каждом автомобиле имелся «номер поезда», который отличал любое транспортное средство на том же маршруте (эта система – по небольшим индикаторам докс-матрицы – действует и сегодня в автобусах «Trieste Trasporti»).
Муниципалитет занимается трамвайным бизнесом
[ редактировать ]
Чтобы проверить успех, достигнутый электрическими трамваями, муниципалитет Триеста решил реализовать и напрямую управлять дальнейшими маршрутами, но лицензиат STT подал в суд, чтобы постоять за себя. Верховный суд Вены (до 1918 года Триест входил в состав Австро-Венгерской империи ), однако, 19 мая 1910 года вынес приговор в пользу муниципалитета. Таким образом, 7 июня 1913 года начался новый маршрут Пьяцца Гольдони- Сан-Сабба , обозначенный номером «1» и управляемый непосредственно муниципалитетом: [ 1 ]
После окончания Первой мировой войны в результате Рапалльского договора (ноябрь 1920 г.) Триест стал итальянским городом. Новая администрация муниципалитета, чтобы получить приличную прибыль от общественного транспорта, решила взять на себя всю сеть СТТ, начиная с 1921 года. Пересчитывался любой маршрут. [ 1 ]
Последний маршрут, «11», открылся 23 декабря 1928 года и пролегал от центра города до «Рион-дель-Ре», нового района, построенного на холмах на юго-востоке Триеста. В тот же день сеть достигла максимального расширения: в эксплуатации находились 124 трамвая и 86 прицепов, а также 11 маршрутов протяженностью около 45 км (28 миль): [ 1 ]
- 1 - Центральный вокзал Сан-Сабба-Сан-Джакомо
- 2: Боскетто-Кампо-Марцио-Сервола
- 3 – Боскетто – станция Кампо Марцио
- 4 - Пьяцца Гарибальди-Кампо-Марцио-Арсенале
- 5 - Пьяцца Перуджино-Рояно
- 6 - Пьяцца Гольдони-Баркола
- 7 - Центральный вокзал Боскетто
- 8 - Центральный вокзал Кампо Марцио
- 9 - Сан-Джованни-Кампи-Элизи
- 10 - Виа Экономо-Виа Фабио Северо
- 11 - Пьяцца Верди-Рион-дель-Ре
В 1934 году муниципалитет решил объединить коммунальные предприятия и создать ACEGAT, аббревиатуру, означающую «Советовое общество по электричеству, газу, воде и трамваю». [ 1 ] В то же время в эксплуатацию поступило 48 современных трамваев (партии 401-448) большой вместимости взамен выведенных из эксплуатации 1900 маленьких трамваев (партия 101-160).
Отклонить
[ редактировать ]
Упадок трамваев незаметно начался в 1935 году, с преобразования маршрута «10» в автобусную, а позже и в троллейбусную линию. До Второй мировой войны транспортная сеть ACEGAT состояла из девяти трамвайных и трех троллейбусных маршрутов, а также периодических рейсов, выполняемых автобусами.
Война, даже с ее авианалетами, почти не повредила заводы и большая часть подвижного состава ACEGAT осталась нетронутой. В июне 1945 года Триест был оккупирован союзными войсками, которые оставались там девять лет и создали Свободную территорию Триест . Во время ремонта трамвайной системы многие перевозки осуществлялись оборудованными грузовыми автомобилями союзной армии.
Трамвай, хотя и достиг хорошего уровня качества, был менее экономичным, чем троллейбус или автобус, и показывал полноценные характеристики только на ровных линиях, при плавных маршрутах и большом количестве пассажиров; В связи с этим ACEGAT решила изменить «сочетание» трамваев и троллейбусов, существенно увеличив количество последних. Примерно в 1952 году маршруты «1», «5» и «11» были преобразованы в троллейбусные; маршрут «4» прекращен; а маршруты «6» и «7» были объединены. Были созданы две ночные службы («31» и «32»). [ 1 ]
После «Переоборудования троллейбуса» трамвайная система состояла из следующих маршрутов:
- 2 – Боскетто-Сервола
- 3 – Сан-Джованни-Кампо Марцио
- 6 – Сан-Джованни-Баркола
- 8 - Ройано-Кампо Марцио
- 9: Сан-Джованни-Кампи-Элизи
- 31 – Сан-Джованни-Пьяцца Гольдони-Сервола (только ночное сообщение)
- 32 – Баркола-Пьяцца Гольдони-Кампо Марцио (только ночное обслуживание)
Почти все двухосные трамваи и бесчисленное количество прицепов были списаны. В летнее время, поскольку Триест является морским курортом, был создан маршрут «6» (площадь Гольдони – Баркола), а маршруты «3» и «8» шли в обход морских курортов.
В Италии в начале 1960-х годов экономическое положение органов общественного транспорта начало ухудшаться. Муниципалитеты были вынуждены пополнять балансы транспортных компаний, которые с каждым годом беднели. Чтобы существенно снизить затраты, было признано целесообразным заменить кондукторов автоматами по продаже билетов: по многим причинам ACEGAT сочла эти автоматы непригодными для движения трамвая и троллейбуса. Поэтому муниципалитет решил в течение 1970 года перевести всю сеть на автобусное сообщение. Вечером 31 марта 1970 года в Триесте прошёл последний городской трамвай по маршруту «9». [ 3 ]
Последний троллейбус курсировал в 1975 году. 1 июля 1977 года ACEGAT объединилась с Azienda Consorziale Trasporti и прекратила свое существование. Сегодня в Триесте « Trenovia di Opicina », своеобразный пригородный трамвай 1902 года (см. карту), является единственной сохранившейся реликвией трамвайной сети Триеста.
Подвижной состав
[ редактировать ]
Трейлеры
[ редактировать ]Номер флота. | Оси | Год | Строитель | Примечания |
---|---|---|---|---|
1÷29 | 2 | 1900 | открытые прицепы, многие из которых бывшие гужевые, сданы на слом в 1930-1940-е гг. | |
31÷43 | 2 | 1900 | закрытые трейлеры, многие из которых бывшие гужевые, сданы на слом в 1930-1940-х годах. | |
45÷52 | 2 | 1912 | Грацский вагоностроительный завод | оригинальное оборудование «Servizio Comunale» под номером 501-508, списанное в конце 1960-х годов. |
53÷62 | 2 | 1927 | Мастер-классы Савильяно | списан в конце 1960-х годов |
63÷70 | 2 | 1927 | Мастер-классы Казаральты | списан в конце 1960-х годов |
71÷89 | 2 | 1900 | закрытые трейлеры, многие из которых бывшие гужевые, сданы на слом в 1930-1940-х годах. |
Трамваи
[ редактировать ]Номер флота. | Оси | Год | Строитель | Электр. оборудование | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
101÷160 | 2 | 1900 | Союз Эл. Гес. Вена | АЭГ Берлин | оригинальное оборудование СТТ, списанное в 1930-1940-е гг. |
161÷166 | 2 | 1925 | Мастер-классы Баньяры | КГЭ | списан в конце 1950-х годов |
167÷178 | 2 | 1912 | Грацский вагоностроительный завод | Союз Эл. Гес. Вена | оригинальное оборудование «Servizio Comunale» как 1-12, списанное в конце 1950-х годов. |
179÷200 | 2 | 1927 | Мастер-классы Савильяно | КГЭ | списаны в конце 1950-х годов, 191 и 194 оставлены как вагоны для инструментов (194 сохранились в Музее железных дорог Триеста Кампо Марцио) |
201÷224 | 2 | 1927 | Мастер-классы Казаральты | КГЭ | списан в конце 1950-х годов |
401÷408 | 4 | 1933 | Левый | ЛЕКАРСТВО | списан в начале 1970-х годов |
409÷428 | 4 | 1934 | Левый | ЛЕКАРСТВО | списано в начале 1970-х годов, 427 экземпляров хранятся в Музее железных дорог Триеста Кампо Марцио. |
429÷448 | 4 | 1938 | Левый | ЛЕКАРСТВО | списаны в начале 1970-х годов, 442 экземпляра сохранены в Железнодорожном музее Триеста Кампо Марцио и 6 единиц (443–448) переданы в ШТЕФЕР- Рим в начале 1960-х годов (446 единиц сейчас хранятся в Триесте и 447 в Турине ) |
Галерея
[ редактировать ]-
Улица Торренте (сейчас через Кардуччи) на старинной открытке Tram Union (партия 101–160)
-
Площадь Барьера Веккья (ныне площадь Гарибальди) на старинной открытке Tram Union (партия 101–160)
-
Улица Джулия на винтажной открытке Tram Union (партия 101-160)
-
Трамвай 442 (3-я серия «Станга») в Музее железных дорог Триеста Кампо Марцио
-
Трамвай 427 (2-я серия «Станга») в Музее железных дорог Триеста Кампо Марцио
Библиография
[ редактировать ]- Джорджио Грисилла, Андреа Ди Маттео, статья «Триест и его трамваи», опубликованная в «I Treni» n. 222, ETR Editrice, Сало (BS), январь 2001 г., стр. 29–33.
- Гвидо Боттери (под редакцией), «Транспорт в Триесте. От трамвайной компании Триеста до компании транспортного консорциума», Nuova Del Bianco, Удине, 1982.
- Роберто Каролло, Леандро Стеффе, глава «Трамвайное сообщение в городе Триесте» в «Железнодорожном музее Триеста Кампо Марцио», Luglio Editore, Триест, 2007, стр. 106–109, ISBN 978-88-89153-23-9 .