1990-е в латиноамериканской музыке
1980-е годы . 1990-е в латиноамериканской музыке . 2000-е |

В данной статье представлен обзор тенденций латиноамериканской музыки 1990-х годов , а именно в Иберо-Америке (включая Испанию и Португалию). Сюда входит взлет и падение различных поджанров латиноамериканской музыки с 1990 по 1999 год.
Обзор
[ редактировать ]По данным Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA), продажи латиноамериканской музыки выросли почти на 25% с 1996 года до 490 миллионов долларов в 1997 году (909,818 миллионов долларов в 2022 году). В США было отправлено 44,1 миллиона латинских альбомов. По данным RIAA, рост популярности латиноамериканской музыки в этот период связан с тем, что крупные звукозаписывающие компании создают совместные предприятия со специализированными инди-лейблами, знакомыми с рынком, увеличением числа латиноамериканских исполнителей на крупных лейблах, что обеспечивает им большую известность, а также увеличением радиостанции, играющие латиноамериканскую музыку, что способствовало повышению осведомленности о латиноамериканской музыке. [2]
Латинская поп-музыка
[ редактировать ]Как и в предыдущие два десятилетия, в латинской поп-музыке в основном доминировали балады . Однако, в отличие от латинских балладистов 1970-х и 1980-х годов, латинские эстрадные певцы 1990-х годов, такие как Луис Мигель , Кристиан Кастро , Рикки Мартин , Энрике Иглесиас и Алехандро Фернандес , были намного моложе (им было около 20 лет) и нравились более молодой аудитории. . [3] Луис Мигель, чьи ранние записи состояли из софт-рока и поп-баллад , [4] выпустили Romance , сборник каверов на болеро , в 1991 году. Популярность альбома привела к возобновлению интереса к этому жанру в сфере латинской поп-музыки. [5]
Балады были не единственной популярной формой латиноамериканской поп-музыки 1990-х годов. Мартин, несмотря на положительную реакцию на свои первые два насыщенных балладами альбома, одноименный альбом 1991 года и Me Amaras (1993), экспериментировал со звуками испаноязычных стран Карибского бассейна для своего третьего студийного альбома A Medio Vivir (1995). несмотря на сопротивление его звукозаписывающей компании Sony Discos . [6] Альбом породил хит-сингл « Maria », благодаря которому популярность артиста расширилась за пределы Латинской Америки, особенно в Европе. Песня привлекла внимание ФИФА , которая попросила Мартина записать тему для чемпионата мира 1998 года . Это привело к созданию сингла « La Copa de la Vida ». [7] Рикки Мартином исполнение песни на 41-й ежегодной церемонии вручения премии «Грэмми» 24 февраля 1999 года было «изменителем правил игры в латиноамериканской музыке во всем мире» Billboard, из По словам Лейлы Кобо . [8] За популярностью выступления Мартина последовал выпуск его песни " Livin' la Vida Loca ", которая имела международный успех и положила начало "Latin Pop Explosion" в 1999 году. [9]
Среди других артистов, которые прославились в середине 1990-х благодаря ритмичному стилю латиноамериканской поп-музыки, были мексиканская певица Фей и бывшая Timbiriche участница Талия . [10] [11] Примерно в то же время такие артисты из Италии, как Эрос Рамазотти , Лаура Паузини и Нек , успешно перешли на сферу латиноамериканской музыки, записав испаноязычные версии хитов своих песен. [12]
Латинский рок/альтернатива и испанский рок
[ редактировать ]Мексиканский рок 1990-х годов был периодом роста: несколько мексиканских групп, таких как Café Tacuba , El Gran Silencio и Plastilina Mosh, сочетали рок-музыку с другими жанрами, такими как панк и альтернатива , а также с другими латинскими ритмами. Согласно книге Джанет Стурман « Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE» (2019): «Десятилетие привело к такому большому разнообразию стилей, что стало сложно отнести их все к року». [13] Maná стала одной из самых известных латиноамериканских рок-групп в мире благодаря их «прозаическому, но чрезвычайно популярному направлению рок-музыки с латиноамериканским влиянием». [14]
В других странах, особенно в Южной Америке, испанский рок оставался популярным в Аргентине. Фито Паеса Альбом El amor después del amor (1992) стал одним из самых продаваемых альбомов в Аргентине, получив бриллиантовый статус от CAPIF . [15] [16] Колумбийские рок-группы, как правило, больше продавали за пределами своей родной страны. Когда Шакира выпустила Pies Descalzos в 1995 году, она стала первой рокершей в стране, добившейся успеха в Колумбии и за ее пределами. [17] В 1990-х Шакиру прозвали «латиноамериканкой Аланис Мориссетт ». [18]
из Гватемалы Рикардо Архона стал известен не только своим поп-роковым звучанием, но и своими политическими и социальными комментариями в своих альбомах. [19] В конце 1990-х латиноамериканские альтернативные стали популярны группы, такие как Aterciopelados , Gustavo Cerati , Illya Kuryaki , King Changó и Los Amigos Invisibles . [20]
Региональный мексиканский
[ редактировать ]10 января 1990 года EMI Latin купила Cara Records Боба Гревера , положив начало золотому веку музыки Tejano . [21] [22] Развитие музыки Теджано резко возросло. [23] как выразился журналист Рамиро Берр, это «упорный пожар, распространившийся за горизонт», этот жанр превратил радиостанции в воспроизведение музыки техано. [24] Это привлекло внимание звукозаписывающих компаний по всей территории Соединенных Штатов, которые стремились расширить свои текущие составы. [23] В 1991 году Warner Nashville создала Warner Discos специально для артистов Tejano, переходящих в музыку кантри, а Arista Nashville создала Artista Texas с той же целью. [25] Другие лейблы, такие как PolyGram Latino и WEA Latina, начали обсуждение открытия операций по подписанию эксклюзивных контрактов с исполнителями Tejano, а Fonovisa начала подписывать контракты с музыкантами Tejano. [26] Эти стимулы помогли расширить базу поклонников исполнителей за пределы Техаса и юго-запада. [27] он также принес этот жанр на незнакомые с ним территории. [24] Журналисты обычно считают, что золотой век закончился 31 марта 1995 года, когда Селена была застрелена . [27] [28] Tejano Music установила рекорд продаж и посещаемости концертов пять лет подряд, начиная с 1990 года. [21] Марио Тарраделл из The Dallas Morning News написал, что синглы с Amor Prohibido привели Селену к успеху на латинском радио, промоутеры которого ранее не воспринимали певицу всерьез. [29] В результате коммерческого успеха Селены представительство женщин в музыке Tejano увеличилось, поскольку звукозаписывающие компании начали вкладывать значительные средства в этот рынок, на котором исторически неизбежно доминировали мужчины. [30] К 1994 году группы Tejano без особых усилий продали 100 000 копий своих альбомов, а La Mafia и Selena были двумя наиболее коммерчески успешными артистами Tejano. [24] Музыка Селены возглавила возрождение этого жанра в 1990-е годы и впервые сделала его рыночным. [31] [32] [33] [34] считает, Хосе Бехар что к 1994 году музыка техано поразила Мексику «как атомная бомба ». [24] В то время как певец Tejano Эмилио Навайра решил перейти к американской кантри-музыке, началась подготовка к переходу Селены в американскую поп-музыку. [35] Певица была смертельно ранена после стычки с бывшим соратником ее фан-клуба и бутика . [36] Незавершенный кроссовер Селены Dreaming of You (1995) стал первым преимущественно испанским альбомом, который дебютировал и занял первое место в чарте Billboard 200 США . [37] Музыка Техано пострадала, и ее популярность пошла на убыль после смерти Селены, и звукозаписывающие компании начали отказываться от своих артистов Техано. [38]
К середине 1990-х годов музыка техано была заменена латиноамериканской поп-музыкой как доминирующим жанром латиноамериканской музыки в Соединенных Штатах. [39] в то время как радиостанции в США переключились с техано на региональную мексиканскую музыку. [38] Региональные мексиканские музыкальные радиостанции начали доминировать на воздушных трассах Калифорнии и Чикаго. Почти половина всех станций в США, репортавших журнал Billboard , принадлежали региональным мексиканским музыкальным станциям. [40] К 1996 году региональные мексиканские музыкальные жанры, такие как банда , нортеньо и ранчера , начали испытывать взрывной рост в США и Мексике. Региональные мексиканские музыкальные инди-лейблы, в значительной степени игнорируемые крупными звукозаписывающими компаниями, начали создавать совместные предприятия с крупными звукозаписывающими компаниями США и Мексики, заинтересованными в расширении своего присутствия на рынке. По данным Camelot Music , в ее сети магазинов наблюдался рост покупок региональной мексиканской музыки потребителями по всей стране, в том числе в таких штатах, как Огайо и Джорджия, регионах, где региональная мексиканская музыка традиционно не продавалась. По словам Генри Карденаса, музыкального промоутера из Чикаго, рост популярности региональной мексиканской музыки был обусловлен гибкостью артистов и общим позитивным настроем по сравнению с их коллегами из латиноамериканской поп-музыки. Исполнители латиноамериканской музыки, такие как певица сальсы Ольга Танон и артисты техано Ла Мафия, Навайра и перед ее смертью Селена, начали экспериментировать с региональными мексиканскими музыкальными жанрами в своем репертуаре. [41] В результате увеличения иммиграции из Мексики в США к 1998 году число региональных мексиканских музыкальных исполнителей DISA увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом. Висенте Фернандес , который был введен в Зал славы латинской музыки Billboard , заполнил до отказа семь стадионов в Колумбии, а также один в Лос-Анджелесе. Его сын Алехандро Фернандес за несколько лет поднялся на вершину альбомных чартов Billboard и стал первым артистом, который одновременно достиг вершины чартов Latin Pop Albums и Regional Mexican Albums с Me Estoy Enamorando (1997) и Muy Dentro de. Ми Корасон (1996) соответственно. [42]
В других частях Мексики мексиканская кумбия и группера продолжали оставаться актуальными в мексиканском регионе, как и в 1980-х годах, но к концу 1990-х оба жанра перешли в более медленный ритм. Групера и мексиканские исполнители кумбии, такие как Grupo Limite , Grupo Bronco и Los Mier, доминировали в жанре групера в 1990-х годах. [43]
Тропический/сальса
[ редактировать ]Движение сальса-романтика , которое доминировало в конце 1980-х и продолжало доминировать в начале 1990-х. [44] Артисты, которые были бэк-вокалистами, такие как Джерри Ривера и Виктор Мануэль, привлекли внимание как солисты и адаптировали свою форму пуэрто-риканской романтической сальсы . [45] Альбом Риверы Cuenta Conmigo (1992) стал самым продаваемым альбомом сальсы со времен Siembra (1978) Вилли Колона и Рубена Блейдса . [46] Нью-йоркский стиль сальсы, который бездействовал в 1980-х годах из-за падения популярности Fania Records , возродился в 1990-х. Основав одноименную компанию RMM в 1987 году, Ральф Меркадо принял на работу Серхио Джорджа . [44] Меркадо, который зарекомендовал себя как бизнес-промоутер музыки сальсы, привлек на свой лейбл многих ветеранов сальсы времен Fania Records, включая Селию Крус , Тито Пуэнте и Оскара Д'Леона . [47] Новые исполнители сальсы, такие как Marc Anthony и La India, работали с Джорджем, чтобы соединить сальсу со звуками R&B , соула и хип-хопа . [48] Позже Энтони стал самым продаваемым исполнителем тропической музыки и сальсы всех времен. [49] Далее Джордж экспериментировал с сальсой и хип-хип и сформировал Dark Latin Groove вместе с фронтменом Хьюи Данбаром . [50]
Доминиканской Республики Меренге также продолжала конкурировать по популярности с сальсой. [51] Уилфридо Варгасу и Джонни Вентуре Его успех приписали , и их начали принимать в Пуэрто-Рико. Однако из-за бойкота оркестров меренге со стороны Федерации пуэрто-риканской музыки на острове начали появляться несколько пуэрториканских коллективов меренге. [52] В их число входили Grupo Manía , Los Sabrosos del Merengue и Limi-T 21 . [53] » бывшего участника Grupo Manía Элвиса Креспо Песня « Suavemente имела международный успех и выдвинула популярность этого жанра за пределы Латинской Америки. [52] В начале-середине 1990-х годов доминиканцы, живущие в Нью-Йорке, соединили звуки меренге и хип-хопа, чтобы создать мереенхаус . Песня "Tiburón" группы Proyecto Uno стала самой известной песней в области меренрэпа. [52] Как и в случае с Пуэрто-Рико, венесуэльцы переняли форму меренге, называемую техномеренге. Эта тенденция началась в конце 1980-х и продолжилась в начале 1990-х с выступлениями Los Fantasmas del Cariba, Karolina и Los Melodicos. [54]
Также из Доминиканской Республики есть бачата . В Доминиканской Республике это обычно считалось музыкой низшего класса и игнорировалось средствами массовой информации. Когда певец и автор песен Доминиканской Республики Хуан Луис Герра выпустил Bachata Rosa в 1990 году, бачата стала основным жанром в стране. [55] После Бачата Роза многие другие артисты Доминиканской Республики были признаны важными для развития этого жанра в 1990-х годах, включая Луиса Варгаса , Энтони Сантоса , Раулина Родригеса и Элвиса Мартинеса . [56]
За это десятилетие кубинская музыка возродила популярность. В 1993 году Глория Эстефан (чья группа Miami Sound Machine популяризировала латиноамериканскую поп-музыку на англоязычном рынке в 1980-х годах) выпустила Mi Tierra , свой первый альбом на испанском языке. Пластинка основана на кубинской музыке 1940-х и 1950-х годов, включая сон и болеро , и только в Соединенных Штатах было продано более миллиона копий. [7] [57] Четыре года спустя американский музыкант Рай Кудер сотрудничал с кубинской музыкальной группой Buena Vista Social Club, чтобы выпустить одноименный альбом . Несмотря на отсутствие рекламы на радиостанциях, музыканты пожилые, а музыка на испанском языке. [57] Альбом имел международный успех и был продан тиражом более 12 миллионов копий. [58]
По аналогии с «Романсом Мигеля » в 1993 году колумбийский певец Карлос Вивес выпустил Clásicos de la Provincia , сборник классических валленато. Пластинка представила этот жанр более широкой аудитории за пределами его родной страны, поскольку Вивес обновил треки. [59] Кумбия вильера возникла в трущобах Аргентины в середине 1990-х годов. Хотя у кумбии всегда были поклонники в стране, она использовала клавишные и электрические барабаны, а тексты подчеркивали наркотики, преступность и провокационный сексуальный контент. [13]
Рэп на испанском языке
[ редактировать ]Успех хип-хопа в западном мире нашел отклик у бедного рабочего класса Латинской Америки, особенно среди афро-латиноамериканского сообщества. Такие артисты, как Вико Си и Эль Дженерал, экспериментировали со звуками хип-хопа и звуками Латинской Америки. Позже это породило новый жанр, известный как реггетон , который стал распространенным в 2000-х годах. [60]
Бразильский/Португальский
[ редактировать ]Новая форма афро-бразильской музыки, известная как axé , из региона Баия, начала появляться в конце 1980-х и продолжалась до начала 1990-х. Даниэла Меркьюри , белая певица из штата Баия, расширила популярность этого жанра за пределами афро-бразильского сообщества. [61] Форма музыки самбы, известная как пагода, также имела большой коммерческий успех в стране в 1990-е годы с такими группами, как Só Pra Contrariar . [62]
Самые продаваемые пластинки
[ редактировать ]Самые продаваемые альбомы
[ редактировать ]В 1999 году Sony Discos была названа самым успешным лейблом 1990-х годов в чарте Top Latin Albums . Ниже представлены 10 самых продаваемых альбомов десятилетия от звукозаписывающей компании по версии Billboard . [63]
Классифицировать | Альбом | Художник |
---|---|---|
1 | Моя Земля | Глория Эстефан |
2 | Возвращается | Рики Мартин |
3 | Нежно | Элвис Креспо |
4 | я влюбляюсь | Алехандро Фернандес |
5 | Где воры? | Шакира |
6 | Удалять | Хулио Иглесиас |
7 | Потанцуй со мной: Музыка из кинофильма | Различные художники |
8 | Чувства | Чарли Гуд |
9 | нарисуй меня | Элвис Креспо |
10 | Живые хиты | Мафия |
Самые исполняемые песни
[ редактировать ]В 1999 году Sony Discos была названа самым успешным лейблом 1990-х годов в чарте Hot Latin Songs . Ниже представлены 10 самых исполняемых песен десятилетия от звукозаписывающей компании по версии Billboard . [63]
Классифицировать | Одинокий | Художник |
---|---|---|
1 | « Если бы ты только знал » | Алехандро Фернандес |
2 | « Я рожден, чтобы любить тебя » | Алехандро Фернандес |
3 | " Вуэльве " | Рики Мартин |
4 | « Я бы оставил все » | Чаянн |
5 | « Слишком поздно » | Ана Габриэль |
6 | « Жизнь ла Вида Лока » | Рики Мартин |
7 | « Я не знаю, как забыть » | Алехандро Фернандес |
8 | " Вида " | Мафия |
9 | " В саду " | Алехандро Фернандес с участием Глории Эстефан |
10 | « Вещи любви » | Викки Карр и Ана Габриэль |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «1999: Год в музыке» . Рекламный щит . Том. 111, нет. 52. Нильсен Бизнес Медиа. 25 декабря 1999 г. с. ЯД-22. ISSN 0006-2510 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Берр 1998 , с. 55.
- ^ Лехнер, Эрнесто (22 октября 1998 г.). «Золотые мальчики латино-попа» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Балдерстон, Дэниел; Гонсалес, Майк; Лопес, Ана М. (11 сентября 2002 г.). Энциклопедия современных культур Латинской Америки и Карибского бассейна . Лондон, Великобритания: Рутледж . п. 879. ИСБН 9781134788521 . Архивировано из оригинала 23 марта 2022 года . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Холстон, Марк (1 сентября 1995 г.). «Вечный роман с Болеро» . Америки . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Кобо, Лейла (4 ноября 2006 г.). «Латинская искра» . Рекламный щит . Том. 118, нет. 44. с. 44. ISSN 0006-2510 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ставанс, Илан (2014). Латинская музыка: музыканты, жанры и темы . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . п. 472. ИСБН 978-0-313-34396-4 . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Кобо, Лейла (7 февраля 2019 г.). «Рикки Мартин совершает полный круг на церемонии вручения премии «Грэмми», спустя 20 лет после своего исторического прорывного выступления: «Мы здесь, чтобы остаться» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Саммерс, Джошуа (17 июня 2022 г.). «Музыка Рики Мартина: погрузитесь в ритм с лучшими песнями пуэрториканского певца» . Латинская почта. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Талия получит награду «Звезда»» . Рекламный щит . Том. 113, нет. 16. 21 апреля 2001. с. 90. ISSN 0006-2510 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Кобо, Лейла (23 сентября 2006 г.). «Новая фаза Фей» . Рекламный щит . Том. 118, нет. 38. с. 67. ISSN 0006-2510 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Обехас, Ачи (4 апреля 1999 г.). «Итальянские артисты покоряют чарты латинской музыки» . Чикаго Трибьюн . Компания Трибюн . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штурман, Джанет (26 февраля 2019 г.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Публикации SAGE. ISBN 978-1-5063-5337-1 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Ларкин, Колин (27 мая 2011 г.). Энциклопедия популярной музыки . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-85712-595-8 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Золотые и платиновые пластинки» (на испанском языке). Аргентинская палата производителей фонограмм и видеограмм . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ «Рок-Сити по-испански» (на испанском языке) (7–8). 1995: 30.
...и самая последняя Love After Love (92), одна из самых важных дискографий рока на испанском языке.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сепеда, Мария Елена (1 января 2010 г.). Музыкальное воображение: американо-колумбийская идентичность и латинский музыкальный бум . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-7225-6 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Торрес, Ричард (20 декабря 1998 г.). «Поп-конфетка» . Новостной день . п. Д25. ПроКвест 279157689 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Еженедельный отчет Hispanic Link». 25 (1–35). 2007: 7.
Архона поет о политических и социальных вопросах на фоне поп-рок-гитар.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лавин, Энрике (17 апреля 2000 г.). «Профиль отрасли: Томас Кукман» . Отчет CMJ о новой музыке . 62 (662): 50. ISSN 0890-0795 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берр 1999 , с. 15.
- ^ Патоски 1996 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Ланнерт и Берр 1996 , стр. 38, 40–46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берр 1994 , с. 30.
- ^ Масиэль, Ортис и Эррера-Собек 2000 , стр. 23.
- ^ Ланнерт и Берр 1996 , стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Патоски 2020 .
- ^ Салдана 2015 .
- ^ Тарраделл 1995 .
- ^ Сан-Мигель 2002 , с. 118.
- ^ Untiedt 2013 , с. 127.
- ^ Чистый 1995 год .
- ^ Шоу 2005 , с. 50.
- ^ Сан-Мигель 2002 , с. 110.
- ^ Берр 1999 , с. 43.
- ^ Патоски 1996 , стр. 160–161.
- ^ Ланнерт 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б Сан-Мигель 2002а .
- ^ Патоски 2000 .
- ^ Ланнерт и Берр 1996 , стр. 42.
- ^ Ланнерт и Берр 1996 , стр. 35.
- ^ Берр 1998 , с. 49.
- ^ Запад, Гектор Фернандес; Вила, Пол (29 мая 2013 г.). Кумбия!: Сцены из латиноамериканского музыкального жанра мигрантов . Издательство Университета Дьюка. п. 93. ИСБН 978-0-8223-9192-0 . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ваксер, Лиза (12 ноября 2013 г.). Положение сальсы: глобальные рынки и местные значения в популярной латиноамериканской музыке . Рутледж. стр. 101, 103. ISBN. 978-1-135-72541-9 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Стюард, Сью (октябрь 1999 г.). Musica!: Ритм Латинской Америки — сальса, румба, меренге и многое другое . Книги летописи. п. 103. ИСБН 978-0-8118-2566-5 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Вальдес, Фабио (9 февраля 1994 г.). « 'Кара де Нино' в Концерте любви» . Эль Diario La Prensa (на испанском языке). п. 38. ПроКвест 368395873 . Проверено 23 октября 2022 г.
Эти факты сделали «Cuenta Conmigo» самым продаваемым альбомом сальсы со времен легендарного «Siembra:» Вилли Колона и Рубена Блейдса, оставаясь на первом месте в рейтинге продаж всемирно известного журнала Bilboard более трех месяцев.
- ^ Лауреат Клаудио Иван (2010 г.). Латиноамериканский Нью-Йорк: Справочник . Издательство Колумбийского университета. п. 387. ИСБН 978-0-231-14819-1 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Йонг, Нанетт де (4 августа 2022 г.). Кембриджский спутник карибской музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН 978-1-108-42192-8 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Латимер, Брайан (9 февраля 2016 г.). «Марк Энтони только что побил мировой рекорд Гиннеса» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Буш, Джон. «DLG (Dark Latin Groove) | Биография и история» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Родригес, Нельсон (1 сентября 1998 г.). «Взгляд на современную меренге. (género de música Latinoamericana) (TA: латиноамериканский музыкальный жанр)» . Журнал Latin Beat . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Селлерс, Джули А. (1 октября 2004 г.). Меренге и доминиканская идентичность: музыка как национальный объединитель . МакФарланд. п. 168. ИСБН 978-0-7864-1815-2 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Меренге в доминиканской и карибской культуре: воспоминания о Первом международном конгрессе «Музыка, идентичность и культура Карибского бассейна» . Сантьяго-де-лос-Кабальерос: Центр Леона. 2006. с. 222. ИСБН 9789945851977 .
В 1990-е годы, лучшее время для меренге с точки зрения распространения в Пуэрто-Рико, появились такие пуэрториканские группы, как: Los Sabrosos del merengue, Grupo Manía, Límite 21...
- ^ Чеки (21 сентября 2016 г.). «Взгляд назад на Tecnomerengue, китчевый жанр 80-х, который играли на каждом дне рождения в Венесуэле» . Ремецкла . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Эрнандес, Дебора (2009). Oye como va!: гибридность и идентичность в латиноамериканской популярной музыке . Филадельфия, США: Издательство Университета Темпл. п. 40. ИСБН 978-1-4399-0090-1 . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Рохас, Юнис; Мичи, Линдси (8 октября 2013 г.). Звуки сопротивления: роль музыки в мультикультурном активизме [2 тома]: Роль музыки в мультикультурном активизме . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-39806-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Кобо, Лейла (28 июля 2007 г.). «Что старое, то новое» . Рекламный щит . Том. 119, нет. 30. с. 22. ISSN 0006-2510 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Кобо, Лейла (18 октября 2021 г.). « Я знал, что мы делаем что-то важное»: воспоминания о социальном клубе Buena Vista, 25 лет спустя» . Рекламный щит . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард; Дуэйн, Орла; МакКонначи, Джеймс (2000). Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион . Грубые гиды. стр. 376–377. ISBN 978-1-85828-636-5 . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Лехнер, Эрнесто (2006). Rock en Español: взрыв латинского альтернативного рока . Чикаго Ревью Пресс. п. 233. ИСБН 978-1-55652-603-9 . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Торрес, Джордж (27 марта 2013 г.). Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки . АВС-КЛИО. п. 16. ISBN 978-0-313-08794-3 . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Галинский, Филипп (16 декабря 2013 г.). Маракату Атомико: традиции, современность и постмодерн в движении Манге в Ресифи, Бразилия . Рутледж. п. 186. ИСБН 978-1-136-71721-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэйфилд, Джефф (20 ноября 1999 г.). «Диаграмма успеха Sony Discos» . Рекламный щит . Том. 111, нет. 47. с. 74. ISSN 0006-2510 . Проверено 11 октября 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Берр, Рамиро (23 апреля 1994 г.). «Теджано» . Рекламный щит . Том. 106, нет. 17. С. 30, 32, 34 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- Берр, Рамиро (25 июля 1998 г.). «Снимаю шляпу перед музыкой региональной Мексики» . Рекламный щит . Проверено 20 ноября 2022 г.
- Берр, Рамиро (1999). Путеводитель Billboard по техано и региональной мексиканской музыке . Рекламные книги. ISBN 0-8230-7691-1 .
- Ланнерт, Джон (5 августа 1995 г.). «Selena's Dreaming of You — горько-сладкий хит для покойной звезды EMI» . Рекламный щит . Том. 107, нет. 31. с. 1 . Проверено 28 мая 2022 г.
- Ланнерт, Джон; Берр, Рамиро (17 августа 1996 г.). «Региональная мексиканская музыка» . Рекламный щит . Том. 108, нет. 33 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- Масиэль, Дэвид; Ортис, Исидро Д.; Эррера-Собек, Мара (2000). Ренессанс чикано: современные тенденции в культуре . Тусон: Издательство Университета Аризоны. п. 330. ИСБН 0816520216 .
- Патоски, Джо Ник (1996). Селена: Как Ла Флор . Бостон: Литтл Браун и компания. ISBN 0-316-69378-2 .
- Патоски, Джо Ник (май 2000 г.). «Отключен» . Техасский ежемесячник . Проверено 9 марта 2015 г.
- Патоски, Джо Ник (23 марта 2020 г.). «Хронология музыки Теджано» . Ковбои и индейцы . Проверено 17 февраля 2021 г.
- Салдана, Гектор (16 августа 2015 г.). «Музыка Теджано пережила золотой век длиной в десять лет» . Мой Сан-Антонио . Проверено 17 февраля 2021 г.
- Сан-Мигель, Гваделупа (2002 г.). Теджано Гордый . Издательство Техасского университета A&M. п. 192. ИСБН 1585441880 .
- Сан-Мигель, Гваделупа (2002a). «Когда Теджано правил авиакомпаниями: взлет и падение KQQK в Хьюстоне, штат Техас» . Материалы ежегодной конференции NACCS (PDF) . Том. 13. Западная ассоциация школ и колледжей . Проверено 9 марта 2015 г. - через SJSU ScholarWorks .
- Шоне, Марк (20 апреля 1995 г.). «Умершая звезда Postmortem, Селена - это кроссоверный успех» . Новостной день . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
- Шоу, Лиза (2005). Поп-культура Латинской Америки!: СМИ, искусство и образ жизни . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-504-7 .
- Тарраделл, Марио (1 апреля 1995 г.). «Певец вышел за рамки традиционных ограничений в музыке Теджано» . «Утренние новости Далласа» . Проверено 24 ноября 2011 г.
- Унтиедт, Кеннет Л. (2013). Ковбои, полицейские, убийцы и призраки: легенды и предания Техаса . Издательство Университета Северного Техаса . ISBN 978-1-57441-532-2 .