История Афганистана (1978–1992)
История Афганистана |
---|
![]() |
Хронология |
Демократическая Республика Афганистан была правительством Афганистана в период с 1978 по 1992 год. Ее дипломатически признали только восемь стран, которые были союзниками Советского Союза . Он был идеологически близок, экономически и в военном отношении зависел от Советского Союза и был главной воюющей стороной Гражданской войны в Афганистане . [ 1 ]
Апрельская революция 1978 года
[ редактировать ]В 1978 году видный член Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) Мохаммед Акбар Хайбар был убит правительством президента Мохаммеда Дауда Хана . [ 2 ] Лидеры НДПА, очевидно, опасались, что Дауд планировал их всех истребить, тем более что большинство из них были арестованы, в том числе Тараки и Кармаль, а Амин был помещен под домашний арест, где он дал указание своему сыну отнести в свою армию инициировал Саурскую революцию, [ 3 ] Хафизулле Амину ряду офицеров военного крыла НДПА удалось остаться на свободе и организоваться.
27 апреля 1978 года НДПА под руководством Нура Мохаммада Тараки , Бабрака Кармаля и Амина свергла режим Мохаммеда Дауда, который был убит на следующий день вместе с большей частью своей семьи. [ 4 ] Восстание было известно как Великая Саурская революция («Саур» на дари означает «апрель»). 1 мая Тараки стал председателем Революционного совета , председателем Совета министров и генеральным секретарем НДПА. Затем страна была переименована в Демократическую Республику Афганистан (ДРА), а режим НДПА просуществовал в той или иной форме до апреля 1992 года.
НДПА раскололась на несколько фракций в 1967 году, вскоре после своего основания. Десять лет спустя усилия Советского Союза вновь объединили фракцию «Хальк» Тараки и фракцию «Парчам» Бабрака Кармаля. « Саурская революция », как новое правительство назвало свой государственный переворот , спустя месяц по исламскому календарю, в котором он произошел, была почти полностью достижением фракции Хальк НДПА. Этот успех дал ему эффективный контроль над вооруженными силами, что стало большим преимуществом перед его соперником Парчами. Победа Халька частично объяснялась просчетом Дауда, посчитавшего Парчам более серьезной угрозой. Лидеры Парчама имели широкие связи в высшей бюрократии и даже в королевской семье и среди наиболее привилегированной элиты. Эти связи также облегчали отслеживание их перемещений.
Хальк, с другой стороны, не участвовал в правительстве Дауда, имел мало связей с элитой Кабула персидскоязычной и имел деревенскую репутацию , основанную на наборе студентов из провинций. Большинство из них были пуштунами , особенно гильзайцами . У них было мало очевидных связей в высшей бюрократии, многие устроились на работу школьными учителями. Влияние Халька в Кабульском университете также было ограниченным.
Эти новички в Кабуле, казалось, были не в состоянии проникнуть в правительство. Более того, их возглавлял эксцентричный Мухаммед Тараки, поэт, иногда мелкий чиновник и широко известный радикал. Уверенный в надежности своих офицеров, Дауд, должно быть, не принял во внимание усердие лейтенанта Тараки Хафизуллы Амина, который разыскивал офицеров-диссидентов-пуштунов. Неумелый арест Амина, который позволил ему спровоцировать переворот раньше запланированной даты, также предполагает проникновение Халька в полицию безопасности Дауда.
Организаторы переворота осуществили смелый и изощренный план. Он использовал шоковый эффект комбинированной атаки танков и авиации на дворец Аргор, резиденцию высокоцентрализованного правительства Дауда. Перехват инициативы деморализовал более крупные лояльные или незадействованные силы поблизости. Быстрый захват телекоммуникаций, министерства обороны и других стратегических центров власти изолировал упорно сопротивляющуюся дворцовую стражу Дауда.
Переворот был, безусловно, самым успешным достижением Халька. Настолько, что накопилось немало литературы, в которой утверждается, что это должно было быть спланировано и осуществлено КГБ или каким-то специальным подразделением советских вооруженных сил. Учитывая трения, которые вскоре возникли между Хальком и советскими чиновниками, особенно по поводу чистки Парчама, советский контроль над переворотом кажется маловероятным. Предварительное знание об этом, по-видимому, было весьма вероятным. Утверждения о том, что советские летчики разбомбили дворец, не учитывают наличие опытных афганских пилотов.
Политическое лидерство Демократической Республики Афганистан было утверждено в течение трех дней после военного переворота. После тринадцати лет заговорщической деятельности две фракции НДПА выступили публично, поначалу отказавшись признать свои марксистские взгляды. Доминирование Халка быстро стало очевидным. Тараки стал главой государства, главой правительства, а генеральный секретарь НДПА Хафизулла Амин - заместителем премьер-министра. Лидер Парчама Бабрак Кармаль также был назначен заместителем премьер-министра. Членство в кабинете министров разделилось одиннадцать на десять, при этом Хальк составил большинство. Хальк доминировал в Революционном совете, который должен был служить руководящим органом правительства. Через несколько недель начались чистки в «Парчаме», и к лету несколько сбитые с толку советские покровители «Халька» осознали, насколько трудно будет умерить его радикализм.
Реформы и угнетение, 1978–79 гг.
[ редактировать ]Придя к власти, НДПА реализовала социалистическую программу. Оно продвигало государственный атеизм . [ 5 ] Мужчин обязали стричь бороды, женщинам запретили носить паранджу , а посещение мечетей было запрещено. Оно провело амбициозную земельную реформу , отменив долги фермеров по всей стране и отменив ростовщичество , с целью освободить более бедных фермеров от долговой кабалы . [ 6 ]
Правительство Народно-демократической партии Афганистана приняло решение запретить традиционные практики, которые считались феодальными по своей природе, включая запрет выкупа за невесту и принудительных браков . Был также повышен минимальный возраст вступления в брак. Особое внимание уделялось образованию как мужчин, так и женщин, и грамотности . были созданы широкомасштабные программы [ 7 ]
Однако такие реформы не получили всеобщего одобрения: многие афганцы (особенно в сельских районах) рассматривали их как навязывание светских западных ценностей, которые считались чуждыми афганской культуре и неисламскими. Как это произошло ранее в этом столетии, недовольство правительственной программой и тем, как она была введена, наряду с широкомасштабными репрессиями , вызвало негативную реакцию со стороны племенных и исламских лидеров. [ 7 ]
НДПА «пригласила» Советский Союз помочь в модернизации его экономической инфраструктуры (преимущественно в разведке и добыче редких полезных ископаемых и природного газа). СССР также отправлял подрядчиков на строительство дорог, больниц и школ, а также на бурение водяных скважин; они также обучали и оснащали афганскую армию. После прихода к власти НДПА и создания ДРА Советский Союз пообещал денежную помощь в размере не менее 1,262 миллиарда долларов.
Разрушение бывшей правящей элиты Афганистана началось сразу после захвата власти. Казнь (лидеры Парчама позже заявили, что в период Тараки/Амина было по меньшей мере 11 000 человек), бегство в изгнание, а затем и опустошение самого Кабула буквально уничтожили подавляющее большинство из примерно 100 000 человек, которые сформировали афганскую элиту и средний класс. Их потеря почти полностью нарушила преемственность руководства Афганистана, его политических институтов и его социальной основы. Кармаль был отправлен в Чехословакию в качестве посла вместе с другими людьми, высланными из страны. Амин оказался главным бенефициаром этой стратегии.
Руководство Халька оказалось неспособным заполнить этот вакуум. Его жестокие и неуклюжие попытки внести радикальные изменения в контроль над владением сельскохозяйственными землями и кредитами, сельскими социальными отношениями, браком и семейными отношениями, а также образованием привели к рассеянным протестам и восстаниям среди всех основных общин в сельской местности Афганистана. Тараки и Амин оставили после себя наследие беспорядков и негодования, которые серьезно скомпрометировали последующие попытки марксизма завоевать признание народа.
Нарушения прав человека в Хальке распространялись за пределы образованной элиты. В период с апреля 1978 года по советское вторжение в декабре 1979 года афганские коммунисты казнили около 27 000 политических заключенных в тюрьме Пули-Чарки в шести милях к востоку от Кабула. Многие из жертв были деревенскими муллами и старостами, которые препятствовали модернизации и секуляризации крайне религиозной сельской местности Афганистана. Руководство Халька представило Афганистану «стук в дверь посреди ночи», ранее малоизвестный в этой стране, где центральному правительству обычно не хватало власти для проведения в жизнь своей воли за пределами Кабула. [ 8 ]
Правительство было построено в классической ленинской манере. До 1985 года он управлялся временной конституцией «Основные принципы Демократической Республики Афганистан». Высшая власть принадлежала Революционному совету, первоначально состоявшему из пятидесяти восьми членов, число которых позже менялось. Его исполнительный комитет, Президиум, осуществлял власть, когда совет не проводил официальных заседаний. Революционный совет возглавлял президент Демократической Республики .
Под советом кабинет функционировал под руководством премьер-министра, по существу в формате, унаследованном от домарксистской эпохи. Были добавлены два новых министерства: по делам ислама и по делам племен и национальностей. Административные механизмы правительства провинций и субпровинций также были сохранены.
В ленинском стиле НДПА тесно сочеталась с формальными инструментами правительства. Его авторитет был создан Центральным комитетом, исполнительным заместителем которого было Политбюро. Председателем обоих был генеральный секретарь партии. Формирование политики было основной функцией исполнительного уровня партии, которую должны были выполнять ее члены, работающие во всем правительстве.
5 декабря 1978 года был подписан договор о дружбе с Советским Союзом, который позже использовался как предлог для советского вторжения. Регулярно происходили крупные восстания против правительства, возглавляемого представителями традиционного истеблишмента, потерявшими свои привилегии в результате земельной реформы. Правительство ответило жестокими военными репрессиями и арестовало, сослало и казнило многих моджахедов, «святых мусульманских воинов». Моджахеды принадлежали к множеству различных фракций, но все они в разной степени разделяли одинаково консервативную «исламскую» идеологию.
15 февраля 1979 года посол США в Кабуле Адольф Дубс был взят в заложники группой хазарейцев и позже убит ими, когда Амин приказал полиции атаковать посольство США. Поскольку все хазарейцы в конечном итоге были убиты полицией, истинный мотив их вторжения в посольство США остался неясным. США не назначали нового посла.
В середине марта 17-я пехотная дивизия в Герате под командованием Исмаил-хана подняла мятеж в поддержку мусульман-шиитов. Сотня советских советников в городе и их семьи были убиты. Город подвергся бомбардировке, что привело к массовым разрушениям и гибели тысяч людей, а позже он был отбит танками и десантниками афганской армии .
Генеральный секретарь НДПА Нур Мухаммад Тараки посетил Москву 20 марта 1979 года с официальной просьбой предоставить советские сухопутные войска. Алексей Косыгин сказал ему: «Мы считаем, что было бы фатальной ошибкой ввести наземные войска... если наши войска войдут, ситуация в вашей стране... ухудшится». Несмотря на это заявление, Тараки договорился о некоторой вооруженной и гуманитарной поддержке – боевых вертолетах с российскими пилотами и обслуживающим персоналом, 500 военных советниках, 700 десантниках, замаскированных под техников, для защиты кабульского аэропорта, а также о значительной продовольственной помощи (300 000 тонн пшеницы). Брежнев все же предупредил Тараки, что полная советская интервенция «только сыграет на руку нашим врагам – как вашим, так и нашим».
Острая конкуренция между Тараки и Амином внутри фракции Хальк обострилась. Амин стал премьер-министром 28 марта 1979 года, а Тараки остался генеральным секретарем и председателем Революционного совета. В сентябре 1979 года последователи Тараки предприняли несколько покушений на жизнь Амина. Однако именно Тараки был свергнут и убит, задушенный подушкой в своей постели, когда к власти в Афганистане пришел Амин. Восстание Амина было охарактеризовано как поддерживаемое США: несколько сообщений о встречах Амина с агентами ЦРУ в Кабуле. Амин также начал попытки смягчить то, что многие афганцы считали антиисламским режимом. Его режим все еще находился под давлением повстанцев в стране, и он пытался заручиться поддержкой Пакистана или Америки и отказывался следовать советским советам. Однако многие афганцы считали Амина ответственным за самые суровые меры режима. Советские военнослужащие в Кабуле предположили, что правление Амина будет отмечено «жестокими репрессиями и... [приведет] к активизации и усилению оппозиции... Ситуацию может спасти только отстранение Амина от власти».
О смерти Тараки впервые сообщила 10 октября газета «Кабул Таймс», в которой сообщалось, что бывший лидер, еще недавно провозглашенный «великим учителем... великим гением... великим лидером», тихо умер «от серьезной болезни, которой он страдал». страдать какое-то время». Менее чем через три месяца, после свержения правительства Амина, вновь пришедшие к власти последователи Бабрака Кармаля представили еще один отчет о смерти Тараки. Согласно этому Согласно сообщению, Амин приказал командиру дворцовой стражи казнить Тараки. Сообщается, что Тараки задохнулся, наложив на голову подушку. Выход Амина из борьбы за власть внутри небольшой разделенной коммунистической партии в Афганистане встревожил Советы и положил начало серии событий, которые привели к советскому вторжению.
В Кабуле восхождение Амина на высший пост произошло быстро. Амин начал незаконченные попытки смягчить то, что многие афганцы считали антиисламским режимом. Обещая больше религиозной свободы, ремонтируя мечети, даря копии Корана религиозным группам, ссылаясь на имя Аллаха в своих выступлениях и заявляя, что Саурская революция «полностью основана на принципах ислама». Однако многие афганцы считали Амина ответственным за самые суровые меры режима.
Советы создали специальную комиссию по Афганистану в составе председателя КГБ Андропова, Пономарева из ЦК и министра обороны Устинова. В конце октября они сообщили, что Амин проводит чистку своих оппонентов, в том числе сторонников Советского Союза; его преданность Москве была ложной; и что он ищет дипломатических связей с Пакистаном и, возможно, с Китаем.
Оппозиционные силы
[ редактировать ]Сторонние наблюдатели обычно идентифицируют две враждующие группы как «фундаменталистов» (или теократов ) и «традиционалистов» (или монархистов ). Соперничество между этими группами продолжалось во время гражданской войны в Афганистане, последовавшей за выводом советских войск. Соперничество этих группировок привлекло внимание Запада к тяжелому положению афганцев, и именно они получили военную помощь от США и ряда других стран.
С 1973 года (почти за пять лет до революции) Гульбеддин Хекматияр , Ахмад Шах Масуд и Бурхануддин Раббани , будущие полевые командиры-фундаменталисты и лидеры борьбы с советской армией, бежали в Пешавар в Пакистане, чтобы заручиться поддержкой с помощью пакистанского правительства. . Ряд лагерей военного происхождения, возможно, были задуманы как точки сбора вокруг конкретных полевых командиров с сильными фундаменталистскими взглядами, а не просто как нейтральные места сбора беженцев. В 1977 году пакистанский диктатор генерал Зия-Уль-Хак провел в жизнь исламскую конституцию и поддержал афганских полевых командиров в Пешаваре, профинансировав строительство тысяч медресе в окрестностях лагерей беженцев с помощью Саудовской Аравии. [ 9 ]
Фундаменталисты основывали свой организационный принцип на массовой политике и включали несколько подразделений Джамиат-и-Ислами. Лидер родительской ветви Раббани начал организовываться в Кабуле до того, как репрессии против религиозных консерваторов, начавшиеся в 1974 году, вынудили его бежать в Пакистан во время режима Дауда. Среди лидеров был Хекматияр, который порвал с Раббани и сформировал другую группу сопротивления, «Хизб-и-Ислами», которая стала любимым получателем оружия Пакистана. Другой раскол, организованный Юнусом Халесом , привел к образованию второй группы под названием «Хизб-и-Ислами» — группы, которая была несколько более умеренной, чем группа Хикматияра. Четвертой фундаменталистской группой была «Иттихад-и-Ислами» во главе с Абдул Раббом Расуулом аль-Сайяфом , который позже пригласил Усаму бен Ладена приехать в Афганистан. Группа Раббани получила наибольшую поддержку из северного Афганистана, где самый известный командир сопротивления в Афганистане — Масуд — таджик , как и Раббани, действовал против Советов со значительным успехом.
Организационные принципы традиционалистских групп отличались от принципов фундаменталистов. Сформированные из слабых связей среди улемов в Афганистане, лидеры-традиционалисты, в отличие от фундаменталистов, не были озабочены переосмыслением ислама в афганском обществе, а вместо этого сосредоточились на использовании шариат как источник права (толкование шариата является основной задачей улемов). Среди трех групп в Пешаваре самой важной была Джебх-е-Неджат-е-Милли во главе с Сибгатуллой Моджадедди . Некоторые из традиционалистов были готовы принять восстановление монархии и смотрели на бывшего короля Мохаммеда Захир Шаха , сосланного в Италию , как на правителя.
Группы традиционалистов приступили к активному искоренению любого рода альтернативной светской оппозиции фундаменталистской идеологии, устраняя интеллектуалов-диссидентов, которые также выступали против групп моджхадов.
Другие связи также сыграли важную роль в объединении некоторых групп сопротивления. Среди них были связи внутри суфийских орденов, таких как Махаз-е-Милли Ислами, одна из традиционалистских групп, связанных с суфийским орденом Гилани, возглавляемым Пиром Сайидом Гилани . Другая группа, мусульмане-шииты Хазараджата, организовала беженцев в Иране .
Советско-афганская война, декабрь 1979 г.
[ редактировать ]
Советско -афганская война началась с приближением полуночи 27 декабря 1979 года. СССР организовал массированную военную переброску в Кабул, в которой приняли участие около 280 транспортных самолетов и 3 дивизии численностью почти 8500 человек каждая. В течение двух дней советские войска захватили Кабул, развернув специальный советский штурмовой отряд против дворца Дарул Аман , где элементы афганской армии, верные Хафизулле Амину, оказали ожесточенное, но недолгое сопротивление. После смерти Амина во дворце новым главой правительства Афганистана стал Бабрак Кармаль, изгнанный лидер фракции Парчам НДПА. [ 10 ]
В отношении советских действий было выдвинуто несколько теорий. Эти интерпретации советских мотивов не всегда совпадают (достоверно известно, что на это решение повлияло множество факторов), что, по словам Леонида Брежнева , решение войти в Афганистан было действительно «непростым решением». Два фактора, несомненно, имели большое значение в советских расчетах. Советский Союз, заинтересованный в установлении на своих границах « санитарного кордона » из дружественных или нейтральных государств, все больше тревожился из-за нестабильной и непредсказуемой ситуации на своей южной границе. Кроме того, в доктрине Брежнева провозглашалось, что у Советского Союза была «зона ответственности», куда он должен был прийти на помощь находящейся под угрозой социалистической стране. Предположительно, Афганистан был дружественным режимом, который не мог выжить под растущим давлением со стороны исламистского сопротивления, поддерживаемого Пакистаном, без прямой помощи со стороны Советского Союза. [ 11 ]
Правительство Бабрака Кармаля столкнулось с рядом проблем. Тесная связь с Советами помешала народу признать легитимность его правительства. Хотя сами Парчами входили в число групп, наиболее жестоко преследуемых халкитами, их отождествление с «антиисламским» марксизмом и советскими « неверными » не было прощено. Действительно, уничтожение их членов вынудило Советы настаивать на примирении между двумя фракциями. В результате чистки Парчамиса в вооруженных силах настолько доминировали Халькис, что у Советов не было другого выбора, кроме как полагаться на офицеров Халкиса для восстановления армии.
Советский просчет относительно того, что необходимо для подавления сопротивления в Афганистане, еще больше усугубил ситуацию правительства. Ожидалось, что афганская армия возьмет на себя бремя подавления оппозиции, что нужно было сделать быстро при поддержке Советского Союза. Поскольку война за умиротворение затянулась на долгие годы, правительство Кармаля еще больше ослабло из-за плохой работы его армии.
Какими бы ни были советские цели, международная реакция была резкой и быстрой. Президент США Джимми Картер, переоценивая стратегическую ситуацию в своем послании «О положении страны» в январе 1980 года , назвал Пакистан «передовым государством» в глобальной борьбе против коммунизма. Он отказался от своей позиции, высказанной годом ранее, о прекращении помощи Пакистану из-за его ядерной программы, и предложил Пакистану пакет военной и экономической помощи, если он будет служить каналом для Соединенных Штатов и другой помощи моджахедам. Президент Пакистана Мухаммад Зия-уль-Хак отказался от пакета Картера, но позже было принято более крупное предложение помощи от администрации Рейгана . Вопросы о ядерной программе Пакистана были пока отложены. [ 12 ]
Помощь также поступила из Китая, Египта и Саудовской Аравии. Также ожидается международная помощь, которая поможет Пакистану справиться с более чем 3 миллионами бегущих афганских беженцев . Министры иностранных дел Организации Исламская конференция выразили сожаление по поводу «вторжения» и потребовали вывода советских войск на встрече в Исламабаде в январе 1980 года. Совет Безопасности ООН не принимал резолюцию по войне, но Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимала резолюции. противодействия советской оккупации.
В середине января 1980 года Советы перенесли свой командный пункт из Термеза, на советской территории к северу Афганистана, в Кабул. В течение десяти лет Советы и правительство ДРА боролись с моджахедами за контроль над страной. Советы использовали вертолеты (в том числе вертолеты Ми-24 боевые ) в качестве основной силы воздушного нападения при поддержке истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков, наземных войск и спецназа. В некоторых районах они провели кампанию выжженной земли, уничтожая деревни, дома, посевы, домашний скот и т. д. [ 13 ]
Поиск народной поддержки
[ редактировать ]
В попытках расширить поддержку НДПА создала организации и выступила с политическими инициативами, призванными стимулировать участие населения. Самым амбициозным был Национальный отечественный фронт (НФФ), основанный в июне 1981 года. Эта головная организация создавала в городах, поселках и племенных районах местные подразделения, которые должны были вербовать сторонников режима. Знаменитостям деревень и племен предлагались поощрения за участие в широко разрекламированных митингах и программах. Партия также предоставила дочерним организациям, которые вербовали женщин, молодежь и городских рабочих, широкое освещение на национальном радио, телевидении и в правительственных публикациях. [ 14 ]
С самого начала своего существования в середине 1960-х годов члены НДПА проявляли большой интерес к влиянию информации и пропаганды. Через несколько лет после того, как правительство закрыло их собственные публикации, они получили контроль над всеми официальными СМИ. Они были энергично использованы в своей пропаганде. цели. Anis , главная правительственная газета (издаваемая на пушту и дари ), Kabul New Times (ранее Kabul Times ), издаваемая на английском языке, и такие новые издания, как Haqiqat-i-Inqelab-i-Saur, продемонстрировали талант режима к пропаганде. Поскольку Кабул стал основным избирательным округом, оно также новаторски использовало телевидение.
За первыми усилиями по мобилизации народной поддержки позже последовали национальные встречи и ассамблеи, в конечном итоге использовавшие вариацию модели традиционной Лойя джирги, чтобы побудить к сотрудничеству сельских светских лидеров и религиозных авторитетов. В 1985 году была проведена крупномасштабная Лойя джирга для ратификации новой конституции ДРА.
Эти попытки добиться сотрудничества тесно координировались с попытками манипулировать политикой пуштунских племен. Такие усилия включали попытки расколоть или дезорганизовать племена, присоединившиеся к сопротивлению, или скомпрометировать видных деятелей, заставив их взять на себя обязательства по созданию сил ополчения на службе правительства.
Были предприняты согласованные усилия, чтобы привлечь на свою сторону основные меньшинства: узбеков , туркменов и таджиков в северном Афганистане. Впервые их языки и литература широко транслировались и публиковались государственными средствами массовой информации. Поддерживались писатели и поэты меньшинств, а внимание уделялось их народному искусству, музыке, танцам и знаниям.
Внутренние беженцы: бегство в города
[ редактировать ]По мере того как афгано-советская война становилась все более разрушительной, внутренние беженцы хлынули в Кабул и крупнейший из провинциальных городов. По разным оценкам (достоверная перепись населения не проводилась), к концу 1980-х годов население Кабула составляло более 2 миллионов человек. Во многих случаях жители деревень бежали в Кабул и другие города, чтобы присоединиться к уже сформировавшимся там семейным или родословным группам. [ 15 ]
Таким образом, от 3 до 4 миллионов афганцев подчинялись государственной власти и, следовательно, подвергались вербовке или присоединению к НДПА. Наибольшее количество членов составляло 160 000, начиная с базы в 5 000–10 000 сразу после советского вторжения. Сколько членов были активными и заинтересованными, было неясно, но соблазн привилегий, таких как продукты питания и топливо по защищенным ценам, скомпрометировал смысл членства. Заявления о членстве в НФФ исчислялись миллионами, но ее основными активистами были в основном члены партии. Когда в 1987 году его деятельность была прекращена, НФФ исчез без каких-либо последствий.
Фракционность: Хальк и Парчам
[ редактировать ]НДПА также так и не смогла избавиться от внутреннего соперничества. Обремененная очевидными доказательствами того, что Советы контролировали ее политику, активно доминировали в важнейших секторах ее правительства и буквально управляли войной, НДПА не могла заявить о себе как политическая сила до тех пор, пока Советы не ушли. В последовавший за этим период гражданской войны он завоевал значительное уважение, но его внутренние споры обострились. [ 16 ]
Будучи разделенной, НДПА страдала от практически непрерывного конфликта между двумя основными фракциями. Советы заключили публичное перемирие с Парчамом и Хальком, но соперничество продолжалось, а враждебность и разногласия часто выходили на поверхность. В целом Парчам пользовался политическим господством, в то время как Хальку нельзя было отказать в рычагах влияния на армию, которыми обладали его старшие офицеры.
Социальное, языковое и региональное происхождение, а также различная степень марксистского радикализма с самого начала стимулировали фракционность. Когда советские войска вторглись, существовала пятнадцатилетняя история разногласий, неприязни, соперничества, насилия и убийств. Каждая новая серия добавляла еще больше отчуждения. События также имели тенденцию разделить главных героев. Убийство Хафизуллы Амина Тараки разделило Халкис. Соперничающие военные клики еще больше разделили Халкис.
Мохаммад Наджибулла, 1986–1992 гг.
[ редактировать ]В Парчами произошел ряд расколов, когда 4 мая 1986 года Советы настояли на замене Бабрака Кармаля Мохаммадом Наджибуллой на посту генерального секретаря НДПА. НДПА была расколота разногласиями, которые препятствовали реализации политики и ставили под угрозу ее внутреннюю безопасность. Эти фундаментальные слабости позже были частично замаскированы необходимостью сплотиться ради общего выживания сразу после вывода советских войск. Однако после военных успехов вновь начали проявляться разногласия. [ 17 ]
Кармаль некоторое время оставался на посту президента, но власть перешла к Наджибулле, который ранее возглавлял Государственную информационную службу (Хадамате Эттелаате Довлати – ХАД ), афганскую секретную службу. Наджибулла пытался уменьшить разногласия с сопротивлением и, казалось, был готов позволить исламу играть более важную роль, а также легализовать оппозиционные группы, но любые шаги, которые он делал в сторону уступок, сразу же отвергались моджахедами.
Фракционность оказала решающее влияние на руководство НДПА. Достижения Наджибуллы как посредника между фракциями, эффективного дипломата, умного противника, находчивого администратора и блестящего оратора, который справлялся с постоянными и меняющимися беспорядками на протяжении шести лет своего пребывания на посту главы правительства, квалифицировали его как лидера среди афганцев. Его лидерские качества можно охарактеризовать как примирительный авторитаризм: твердое ощущение власти, того, как ее получить и как ее использовать, но опосредованное готовностью предоставить соперникам варианты. Этого сочетания явно не хватало большинству его коллег и соперников.
Наджибулла в меньшей степени пострадал от того же недостатка, что и Кармаль, когда Советский Союз назначил его генеральным секретарем НДПА. Несмотря на советское вмешательство, а также на его собственное разочарование и разочарование по поводу неспособности заручиться существенной народной поддержкой, Кармаль все же сохранил достаточную лояльность внутри партии, чтобы оставаться на своем посту. Об этом свидетельствует ожесточенное сопротивление назначению Наджибуллы внутри фракции Парчам. Этот раскол сохранялся, вынуждая Наджибуллу балансировать в своей политике между той поддержкой Парчами, которую он мог поддерживать, и альянсами, которые он мог выиграть у Хальки.
У Наджибуллы была репутация аппаратчика тайной полиции, обладавшего особенно эффективными навыками в выведении гильзаев и восточных пуштунов из сопротивления. Наджибулла сам был гильзаем из большого племени Ахмедзай . Его выбор Советами был явно связан с его успехом в управлении ХАД, тайной полицией, более эффективно, чем управление остальной частью ДРА. Таким образом, его назначение не было в принципе результатом внутрипартийной политики. Это было связано с решающими изменениями в советско-афганской войне, которые привели к выводу советских войск.
Советское решение о выводе войск, 1986–1988 гг.
[ редактировать ]Советы сильно недооценили огромную цену афганской авантюры, которую со временем назвали Вьетнамом Советского Союза , для своего государства.
Пик боевых действий пришелся на 1985–86 годы. Советские войска предприняли крупнейшие и наиболее эффективные атаки на линии снабжения моджахедов, прилегающие к Пакистану. Крупные кампании также вынудили моджахедов перейти к обороне возле Герата и Кандагара. У Советов возникло множество неожиданных проблем, связанных с плохой подготовкой, низким моральным духом и плохими санитарными условиями в их войсках. 40-я армия оказалась совершенно не готова к минной войне, которую применяли афганские повстанцы. С солдатами-мусульманами в советских войсках обращались как с людьми второго сорта, у них был высокий уровень дезертирства, и они оказались ненадежными и нежелательными; и вскоре были заменены славянами из России и Украины. [ 18 ]
В то же время резкое увеличение военной поддержки моджахедов со стороны США и Саудовской Аравии позволило им вернуть себе инициативу в партизанской войне. К концу августа 1986 года были успешно использованы первые FIM-92 Stinger ракеты «земля-воздух» . В течение почти года они отказывали Советам и кабульскому правительству в эффективном использовании авиации. [ 19 ]
Эти изменения в динамике усилили склонность нового правительства Михаила Горбачева рассматривать дальнейшую эскалацию войны как злоупотребление советским политическим и военным капиталом. Подобные сомнения возникли еще до принятия решения о назначении Мохаммеда Наджибуллы. В апреле 1985 года, через месяц после того, как Горбачев принял советское руководство, в его первомайском приветствии кабульскому правительству не упоминалась его «революционная солидарность» с НДПА, что в марксистско-ленинской риторике было сигналом о том, что их отношения понизились. Несколько месяцев спустя Бабрак Кармаль предложил включить в Революционный совет беспартийных и продвигать «смешанную экономику». Эти предварительные уступки немарксистам заслужили одобрение Советского Союза, но расхождение в политике стало очевидным на Двадцать седьмом съезде Коммунистической партии Советского Союза в феврале 1986 года. Речь Горбачева о «кровоточащей ране» намекала на решение о выходе «в ближайшее будущее». В своей речи Кармаль не упомянул об уходе. В начале мая его сменил Наджибулла.
Наджибулле пришлось с большой осторожностью продвигаться к меняющейся советской позиции. Последователи Кармаля могли использовать против него любые уступки немарксистам или согласие на вывод советских войск. Соответственно, он двигался в противоречивых направлениях, настаивая на том, что немарксистам в правительстве нет места, а лишь предлагал возможность помилования «бандитам», которых лидеры моджахедов обманом заставили оказать сопротивление правительству. Помимо авиаударов и обстрелов через границу, террористическая активность ХАД в Пакистане достигла своего пика при Наджибулле.

В конце 1986 года Наджибулла достаточно стабилизировал свою политическую позицию, чтобы начать соответствовать шагам Москвы по выводу войск. В сентябре он создал Национальную соглашательскую комиссию для контактов с контрреволюционерами, «чтобы завершить Саурскую революцию в ее новой фазе». Предположительно, удалось связаться с около 40 000 повстанцев. В ноябре Кармаля на посту нынешнего церемониального президента сменил беспартийный Хаджи Мухаммад Самканай , что стало сигналом о необходимости НДПА. готовность открыть правительство для немарксистов.
В конце 1986 года Наджибулла обнародовал программу «Национального примирения». Он предложил шестимесячное прекращение огня и переговоры, ведущие к возможному созданию коалиционного правительства, в котором НДПА откажется от своей правительственной монополии. Контакт должен был быть установлен с «антигосударственными вооруженными группировками». Было предложено присоединение, позволяющее силам сопротивления сохранять территории под своим контролем.
Фактически, большая часть сути программы осуществлялась на местах в форме переговоров с разочарованными командирами моджахедов, которые согласились сотрудничать в качестве правительственной милиции. Руководство моджахедов риторически заявило, что у программы нет шансов на успех. Со своей стороны, Наджибулла заверил своих последователей, что не будет никакого компромисса по поводу «достижений» Саурской революции. Это оставалось противостоянием. Хотя активные пропагандистские усилия были направлены как на афганских беженцев, так и на пакистанцев на северо-западной границе , программа, по сути, была подачкой надеждам Москвы связать благоприятное политическое урегулирование с ее желанием вывести свои войска.
Конкретными достижениями Наджибуллы стали консолидация его вооруженных сил, расширение кооптированных сил ополчения и признание его правительства все большей частью городского населения, находящегося под его контролем. В качестве пропагандистского хода «Национальное примирение» было средством выиграть время для подготовки к гражданской войне после ухода Советского Союза.
Болезни и плохие санитарные условия на местах оказались для Советов катастрофическими. Из 620 000 советских солдат, служивших в Афганистане, 14 500 были убиты или умерли от ран, несчастных случаев или болезней – низкий показатель в 2,3%, плюс 53 800 (11,4%) были ранены или ранены. Однако уровень госпитализации был необычно высоким, поскольку госпитализированные 470 000 сотрудников составляли почти 76% мужчин. Всего 67% служивших в Афганистане потребовали госпитализации по поводу серьезного заболевания. В их число вошли 115 000 случаев инфекционного гепатита и 31 100 случаев брюшного тифа, за которыми следовали чума, малярия, холера, дифтерия, менингит, болезни сердца, инфекционная дизентерия, амебная дизентерия, ревматизм, тепловой удар, пневмония, тиф и паратиф. По словам Грау и Йоргенсена, факторами, способствующими этому, были нехватка питьевой воды, антисанитарные полевые практики, вши и несбалансированные пищевые рационы, а также зависимость от продуктов, приобретенных на месте, которые являются переносчиками болезней. С антисанитарными практиками мог бы справиться профессиональный унтер-офицерский корпус, но этого не было. [ 20 ]
Женевские соглашения, 1987–1989 гг.
[ редактировать ]К началу 1987 года решающим фактором в афганской войне стала решимость Советского Союза уйти. Он не отказался от своих обязательств по выживанию кабульского правительства — возможности Михаила Горбачева были ограничены советскими военными, настаивавшими на том, чтобы Кабул не был оставлен. Тем не менее, советское руководство было убеждено, что решение проблем холодной войны с Западом и внутренние реформы были гораздо более актуальными, чем судьба кабульского правительства.
Заключению соглашения способствовали и другие события за пределами Афганистана, особенно в Советском Союзе. Жертвы, потери экономических ресурсов и потеря поддержки внутри страны, которые все больше ощущались в Советском Союзе, вызывали критику оккупационной политики. Леонид Брежнев умер в 1982 году, и после двух недолговечных преемников к власти в марте 1985 года пришел Михаил Горбачев. Когда Горбачев открыл систему страны, стало яснее, что Советский Союз хотел найти способ сохранить лицо и уйти из Афганистана.
Гражданская война в Афганистане была партизанской войной и войной на истощение между правительством и моджахедами; это стоило очень дорого обеим сторонам. До пяти миллионов афганцев, или четверть населения страны, бежали в Пакистан и Иран, где они организовались в партизанские отряды для нанесения ударов по советским и правительственным силам внутри Афганистана. Другие остались в Афганистане и также сформировали боевые группы; Ахмед Шах Масуд возглавил одно из них в северо-восточной части Афганистана. Этим различным группам были предоставлены средства для закупки оружия, в основном в США, Саудовской Аравии, Китайской Народной Республике и Египте. Несмотря на высокие потери с обеих сторон, давление на Советский Союз продолжало возрастать, особенно после того, как Соединенные Штаты ввели зенитные ракеты FIM-92 «Стингер», что серьезно снизило эффективность советского прикрытия с воздуха.
К счастью, была легко доступна формула, позволяющая свести к минимуму унижение, связанное с отменой политики, в которую был вложен огромный политический, материальный и человеческий капитал. В 1982 году под эгидой канцелярии своего генерального секретаря ООН начала переговоры, способствующие выводу советских войск из Афганистана. Его формат по существу был согласован к 1985 году. Якобы он стал результатом непрямых переговоров между ДРА и Пакистаном (Пакистан не признавал ДРА) при посредничестве специального представителя генерального секретаря Диего Кордовеса. Соединенные Штаты и Советский Союз обязались гарантировать выполнение соглашения, ведущего к выводу войск.
И формат, и содержание соглашения были разработаны так, чтобы быть приемлемыми для Советского Союза и ДРА. Его положения включали подтверждение суверенитета Афганистана и его права на самоопределение, его права быть свободным от иностранного вмешательства или вмешательства, а также права его беженцев на безопасное и почетное возвращение. Но в основе всего лежало соглашение, достигнутое в мае 1988 года, которое санкционировало вывод «иностранных войск» в соответствии с графиком, который предусматривал вывод всех советских войск к 15 февраля 1989 года.
Соглашения возникли по инициативе Москвы и Кабула в 1981 году. Они утверждали, что советские войска вошли в Афганистан, чтобы защитить его от иностранных сил, вмешивающихся на стороне повстанцев, пытающихся свергнуть ДРА. Логика Женевских соглашений была основана на этом обвинении, а именно, что как только внешняя угроза Афганистану будет устранена, силы его друга, Советского Союза, уйдут. По этой причине было необходимо заключение двустороннего соглашения между Пакистаном, который активно поддерживал сопротивление, и ДРА, запрещающее интервенцию и вмешательство между ними. В мельчайших деталях каждая сторона согласилась прекратить любые действия, которые могли бы отдаленно повлиять на суверенитет или безопасность другой стороны. Это соглашение включало запрет на публикацию заявления иностранцем или беженцем, которое его/ее правительство могло бы истолковать как содействие беспорядкам на его территории. Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о принципах невмешательства и невмешательства было подписано 14 апреля 1988 года.
Таким образом, соглашения облегчили уход бывшей сверхдержавы, что оправдало вторжение. Они служат примером деликатности дипломатии ООН, когда затрагиваются интересы великой державы. По сути, эти соглашения представляли собой политическую помощь правительству, которое борется с последствиями дорогостоящей ошибки. ООН не могла настаивать на том, что обвинения в национальной вине имели отношение к переговорам. В случае с Афганистаном Советский Союз настаивал на своих собственных дипломатических условиях, как и Соединенные Штаты, иным образом, в отношении Вьетнама .
Соглашение о выводе войск было выполнено, и 15 февраля 1989 года последние советские войска по графику покинули Афганистан. Однако их уход не принес ни прочного мира, ни переселения.
Неспособность принести мир
[ редактировать ]Эти соглашения не принесли мира в Афганистан. Ни его враги, ни Советский Союз не надеялись, что кабульское правительство выживет. Его отказ от краха привел к трехлетнему периоду гражданской войны. Женевский процесс не смог предотвратить дальнейшую бойню, которую могло бы предотвратить или уменьшить политическое решение среди афганцев. Частично это провалилось потому, что Женевский процесс препятствовал участию афганского сопротивления. Демократическая Республика Афганистан (ДРА) заняла место Афганистана в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Лишенное признания руководство сопротивления возмущалось центральной ролью, которую ДРА было разрешено играть в Женеве. Когда представитель ООН Диего Кордовес обратился к партиям моджахедов с просьбой обсудить возможное политическое урегулирование в феврале 1988 года – более чем через пять лет после начала переговоров – они не проявили интереса. Их горечь будет отражаться на последующих попытках найти политическое решение. [ 21 ]
В течение 1987 года была затрачена значительная дипломатическая энергия на поиск политического компромисса, который положил бы конец боевым действиям до ухода Советов. Пока Пакистан, Советский Союз и ДРА спорили о графике вывода советских войск, Кордовес работал над формулой афганского правительства, которое могло бы примирить комбатантов. В формуле участвовал Мохаммед Захир Шах и, как следствие, ведущие члены его бывшего правительства, большинство из которых уехали в изгнание. Этот подход также предусматривал проведение встречи в рамках традиции Лойя джирги, представляющей всех афганских лидеров и общины. Целью было достичь консенсуса относительно особенностей будущего правительства. Джирга также должна была выбрать небольшую группу уважаемых лидеров, которые будут действовать в качестве переходного правительства вместо правительства Кабула и моджахедов. В переходный период должна была быть обнародована новая конституция и проведены выборы, ведущие к установлению общепризнанного правительства. Этот пакет продолжал появляться в измененных формах на протяжении всей последовавшей за этим гражданской войны. Предлагаемые роли короля и его последователей то появлялись, то выпадали из этих формул, несмотря на непримиримое сопротивление большинства лидеров моджахедов.
Перспектива мира пошатнулась, поскольку не удалось достичь заслуживающего доверия консенсуса. К середине 1987 года силы сопротивления почувствовали военную победу. Они заблокировали то, что оказалось последней серией крупных советских наступлений, ракеты «Стингер» все еще имели разрушительный эффект, и они получали беспрецедентный приток внешней помощи. Поражение кабульского правительства стало для них решением мира. Эта уверенность, обостренная их недоверием к ООН, фактически гарантировала их отказ от политического компромисса.
Попытка Пакистана политического решения, 1987–1988 гг.
[ редактировать ]Пакистан был единственным действующим лицом, способным убедить моджахедов в обратном. Его тесные отношения с партиями, которые он принимал, сформировали их войну и их политику. Их зависимость от Пакистана в вопросах вооружения, обучения, финансирования и убежища была почти полной. Но к 1987 году внешняя политика Пакистана распалась. Министерство иностранных дел работало с Диего Кордовесом над разработкой формулы «нейтрального» правительства. Президент Зия-уль-Хак был непреклонно убежден, что политическое решение в пользу моджахедов имеет важное значение, и усердно работал, чтобы убедить Соединенные Штаты и Советский Союз . Риаз Мохаммад Хан утверждает, что разногласия внутри вооруженных сил и со все более независимым премьер-министром Зии Мухаммадом Ханом Джунджо отклонили усилия Зии. Когда Михаил Горбачев объявил о выводе советских войск без мирного урегулирования на своей встрече с президентом Рейганом 10 декабря 1987 года, шанс на политическое соглашение был упущен. Тогда все участники были охвачены спешкой завершения женевского процесса. [ 22 ]
В конце концов, Советы были довольны тем, что предоставили Наджибулле возможность примирения и поддержали его массивной материальной поддержкой. В июле 1987 года он сделал расширенное предложение примирения сопротивлению, включая двадцать мест в Государственном (ранее Революционном) совете, двенадцать министерств и возможный пост премьер-министра, а также статус Афганистана как исламского неприсоединившегося государства. Военные, полицейские и силовые структуры не упоминались. Предложение по-прежнему далеко не соответствовало тому, что приняли бы даже умеренные партии моджахедов. Затем Наджибулла реорганизовал свое правительство, чтобы противостоять моджахедам в одиночку. Новая конституция вступила в силу в ноябре 1987 года. Название стране было возвращено Республике Афганистан, Государственный совет был заменен Национальной ассамблеей, за которую могли свободно конкурировать «прогрессивные партии». Премьер-министром был назначен Мохаммед Хасан Шарк, беспартийный политик. Президентство Наджибуллы получило новые полномочия и предполагало долголетие. Он был незамедлительно избран на семилетний срок. На бумаге афганское правительство выглядело гораздо более демократичным, чем Мохаммед Дауд Хан покинул его, но его народная поддержка оставалась под вопросом. [ 23 ]
Тупик: Гражданская война, 1989–1992 гг.
[ редактировать ]Советский Союз покинул Афганистан глубокой зимой, вызвав панику среди кабульских чиновников. Тяжелый опыт убедил советских чиновников в том, что правительство слишком фракционировано, чтобы выжить. Официальные лица Пакистана и США ожидали быстрой победы моджахедов. Сопротивление было готово атаковать провинциальные города и поселки и, в конечном итоге, Кабул, если это необходимо. Падение первого может вызвать волновой эффект, который расшатает правительство. [ 24 ]
В течение трех месяцев эти ожидания не оправдались в Джелалабаде . Первоначальный штурм прорвал оборону города и достиг аэропорта. Контратака, поддержанная эффективной артиллерией и авиацией, отбросила моджахедов назад. Нескоординированные атаки на город с других направлений не увенчались успехом. Важнейшая дорога снабжения гарнизона из Кабула была вновь открыта. К маю 1989 года стало ясно, что кабульские силы в Джелалабаде устояли.
Эта неудача травмировала моджахедов. Это выявило их неспособность координировать тактические движения или логистику, а также поддерживать политическую сплоченность. В течение следующих трех лет им не удалось преодолеть эти ограничения. Только одна значительная столица провинции, Талокан , была захвачена и удержана. Позиции моджахедов были расширены на северо-востоке и вокруг Герата, но их неспособность сосредоточить силы, способные одолеть современную армию, готовую сражаться с укрепленных позиций, была очевидна. Смертоносный обмен ракетами средней дальности стал основной формой боя, озлобив городское население и усугубив препятствия, которые не позволили миллионам беженцев вернуться.
Победа в Джелалабаде резко оживила моральный дух кабульского правительства. Ее армия доказала свою способность эффективно сражаться вместе с уже закаленными отрядами спецназа, прошедшими обучение в Советском Союзе. Число дезертиров резко сократилось, когда стало очевидно, что сопротивление находится в замешательстве и не имеет возможности для быстрой победы. Изменение атмосферы значительно облегчило набор ополченцев. Только для защиты Герата было выделено до 30 000 солдат.
Сразу после ухода Советского Союза Наджибулла разрушил фасад единого правительства. Он объявил чрезвычайное положение, исключил Шарка и других беспартийных министров из кабинета министров. Советский Союз ответил потоком военных и экономических поставок. Было обеспечено достаточно продовольствия и топлива на следующие две трудные зимы. Большая часть военной техники советских частей, эвакуируемых из Восточной Европы, была отправлена в Афганистан. Обеспечив достаточное снабжение, ВВС Кабула, разработавшие тактику, минимизирующую угрозу от ракет «Стингер», теперь сдерживали массовые атаки на города. Ракеты средней дальности, в частности « Скад» , были успешно запущены из Кабула при защите Джелалабада, находящегося на расстоянии 145 километров. Один из них достиг пригорода столицы Пакистана Исламабада, находящегося на расстоянии более 400 километров. В 1990 году советская поддержка достигла 3 миллиардов долларов в год. Кабул зашёл в тупик, который обнажил слабости моджахедов, политические и военные.
Рейган призывает к отказу от коммунизма: 1981–1988 гг.
[ редактировать ]Вступив в должность президента США в начале 1981 года, Рональд Рейган начал стратегию отказа от поддержки повстанцев в Никарагуа, Камбодже, Анголе и, прежде всего, в Афганистане. Целью, особенно после 1984 года, было обескровить Москву — создать для них Вьетнам, который высосет их армию досуха. Джеймс Скотт заключает: «Доктрина Рейгана имела наибольший успех в Афганистане, где факты свидетельствуют о том, что она внесла прямой вклад в решение Советского Союза вывести свои войска и оказала значительное влияние на более широкие изменения в советской внешней политике». [ 25 ] «Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на оккупированной территории мы не можем установить власть, — объяснял Политбюро советский министр обороны в 1986 году. — Мы проиграли битву за афганский народ». [ 26 ]
Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году и сразу осознал, какие серьезные потери были вызваны попытками сохранить целостность своей коммунистической империи, особенно в условиях, когда США наращивали военные расходы, угрожая развязать «Звездные войны», а советская экономика сильно ослабевала из-за падения доходов от нефти. экспорт. Ему потребовалось несколько лет, чтобы заручиться достаточной поддержкой Политбюро, и все это время плохая работа и длительное присутствие советских вооруженных сил в Афганистане создавали внутренние финансовые и политические проблемы. В 1986 году он заменил Кармаля Мохаммедом Наджибуллой , главой тайной полиции (ХАД) и лидером фракции Парчам. Наконец, в 1988 году, чтобы спасти сердце коммунистической системы в России, он признал свое поражение и сократил свои потери в Афганистане. [ 27 ]
Борис Ельцин приходит к власти в Москве, 1991 год.
[ редактировать ]После того, как коммунистические сторонники жесткой линии не смогли прийти к власти в советском правительстве в августе 1991 года, сторонники Мохаммада Наджибуллы в Советской Армии утратили возможность диктовать политику в Афганистане. Эффект был немедленным. 13 сентября российское правительство, в котором теперь доминирует Борис Ельцин , договорилось с Соединенными Штатами о взаимном прекращении военной помощи обеим сторонам гражданской войны в Афганистане. Оно должно было начаться 1 января 1992 года. [ 28 ]
Советское правительство после переворота затем попыталось развивать политические отношения с афганским сопротивлением. В середине ноября оно пригласило делегацию Временного правительства Афганистана (ВП) сопротивления в Москву, где Советы согласились, что переходное правительство должно подготовить Афганистан к национальным выборам. Советы не настаивали на том, чтобы Наджибулла или его коллеги участвовали в переходном процессе. Будучи брошенным на произвол судьбы как материально, так и политически, расколотое на части фракционное правительство Наджибуллы начало разваливаться.
За почти три года, пока кабульское правительство успешно защищалось от нападений моджахедов, фракции внутри правительства также установили квазизаговорщические связи со своими противниками. Даже во время советской войны власти Кабула организовали прекращение огня, создание нейтральных зон, проезд по шоссе и даже пропуски, позволяющие невооруженным моджахедам входить в города и поселки. Когда в 1989 году гражданская война зашла в тупик, подобные договоренности переросли в политические договоренности. в целом прекратились, Боевые действия вокруг Кандагара поскольку у большинства командиров моджахедов были взаимопонимание с губернатором провинции. Ахмед Шах Масуд разработал соглашение с Кабулом, согласно которому жизненно важное шоссе север-юг останется открытым после вывода советских войск. Самая крупная победа моджахедов в годы гражданской войны — взятие Хоста — была достигнута благодаря сотрудничеству его гарнизона. В марте 1990 года Гульбеддин Хекматияр участвовал в попытке государственного переворота, предпринятой министром обороны Халки Шахом Навазом Танаи. : Силы Хекматияра должны были одновременно атаковать Кабул. Сюжет провалился из-за неисправной связи. Танаи сбежал на вертолете в Пакистан, где Хекматияр приветствовал его и публично принял в качестве союзника.
Взаимодействие с противниками стало основным аспектом оборонительной стратегии Наджибуллы. Многие группы моджахедов были буквально подкуплены оружием, припасами и деньгами, чтобы они стали ополченцами, защищающими города, дороги и объекты. Такие меры влекли за собой опасность иметь неприятные последствия. Когда политическая поддержка Наджибуллы закончилась и деньги иссякли, такая преданность рухнула.
Падение Кабула, апрель 1992 г.
[ редактировать ]Кабул в конечном итоге пал под властью моджахедов, потому что фракции в его правительстве окончательно разобрали его. Пока армия не была деморализована дезертирством старших офицеров, она достигла уровня эффективности, которого она никогда не достигала под прямой советской опекой. Это был классический случай потери морального духа. Режим рухнул, хотя он еще обладал материальным превосходством. Его запасы боеприпасов и самолетов предоставят победившим моджахедам возможность вести годы крайне разрушительной войны. В конце зимы 1992 года Кабулу не хватало топлива и продовольствия, но его воинские части были снабжены достаточно хорошо, чтобы сражаться бесконечно. Они не воевали, потому что их лидерам пришлось бороться за выживание. Их помощь не только была прекращена, марксистско-ленинская идеология, которая давала правительству смысл существования, была отвергнута в самом ее истоке. [ 29 ]
Через несколько дней после того, как стало ясно, что Наджибулла потерял контроль, его армейские командиры и губернаторы договорились о передаче власти командирам сопротивления и местной знати по всей стране. При местном самоуправлении немедленно создавались совместные советы или шуры , в которые обычно входили гражданские и военные чиновники прежнего правительства. Отчеты показывают, что процесс в целом был дружественным. Во многих случаях между противниками были заключены предварительные договоренности о передаче региональной и местной власти.
Эти местные механизмы обычно оставались в силе на большей части территории Афганистана, по крайней мере, до 1995 года. Сбои происходили там, где местные политические механизмы были связаны с борьбой, которая развивалась между партиями моджахедов. На национальном уровне был создан политический вакуум, в который попали партии экспатриантов, стремившиеся взять власть в свои руки. Вражда, амбиции, самомнение и догмы, парализовавшие их теневое правительство, оказались еще более губительными в их борьбе за власть. Черты, которые они принесли с собой, были подчеркнуты в борьбе за продвижение по службе в Пешаваре.
Сговоры между военными лидерами быстро привели к свержению правительства в Кабуле. В середине января 1992 года, через три недели после распада Советского Союза, Ахмед Шах Масуд узнал о конфликте внутри северного командования правительства. Генерал Абдул Момим , отвечающий за пограничный переход Хайратан на северном конце магистрали снабжения Кабула, и другие непуштунские генералы, базирующиеся в Мазари-Шарифе, опасались смещения Наджибуллы и замены пуштунских офицеров. Генералы восстали, и ситуацию взял на себя Абдул Рашид Достам , имевший генеральское звание в качестве главы ополчения Джозжани , также базировавшегося в Мазари-Шарифе. Он и Масуд достигли политического соглашения вместе с другим крупным лидером ополчения Сайидом Мансором из общины исмаилитов , базирующейся в Баглан провинции . Эти северные союзники укрепили свои позиции в Мазари-Шарифе 21 марта. Их коалиция охватывала девять провинций на севере и северо-востоке. Поскольку внутри правительства в Кабуле нарастали беспорядки, между северными союзниками и главной базой ВВС в Кабуле не было никаких правительственных сил. Баграм , примерно в семидесяти километрах к северу от Кабула. К середине апреля командование ВВС в Беграме капитулировало перед Масудом. Кабул был беззащитен; его армия больше не была надежной.
Наджибулла потерял внутренний контроль сразу после того, как 18 марта объявил о своей готовности уйти в отставку, чтобы освободить место для нейтрального временного правительства. Поскольку правительство раскололось на несколько фракций, встал вопрос о том, как осуществить передачу власти. Наджибулла попытался вылететь из Кабула 17 апреля, но был остановлен войсками Достама, контролировавшими аэропорт Кабула под командованием брата Бабрака Кармаля. Махмуд Барьялай . Месть между фракциями Парчами была пожата. Наджибулла нашел убежище в миссии ООН, где он оставался до тех пор, пока его не повесили талибы в 1996 году. Группа генералов и чиновников Парчами объявила себя временным правительством с целью передачи власти моджахедам.
Более недели Масуд был готов двинуть свои войска в столицу. Он ждал прибытия политического руководства из Пешавара. Стороны внезапно получили в свои руки суверенную власть, но не имели плана ее реализации. Поскольку его главный командующий был готов занять Кабул, Бурхануддин Раббани по умолчанию имел возможность одержать победу. Тем временем посредники ООН пытались найти политическое решение, которое обеспечило бы передачу власти, приемлемую для всех сторон.
План Организации Объединенных Наций по политическому урегулированию
[ редактировать ]Официальный представитель ООН Бенан Севан стал преемником Кордовеса на посту специального представителя генерального секретаря ООН . Он попытался применить политическую формулу, объявленную Генеральным секретарем ООН Хавьером Пересом де Куэльяром 21 мая 1991 года. Названный планом из пяти пунктов, он включал: признание суверенного статуса Афганистана как политически неприсоединившегося исламского государства. ; признание права афганцев на самоопределение в выборе формы правления и социально-экономического строя; необходимость переходного периода, позволяющего вести диалог между афганцами, ведущий к созданию правительства, пользующегося широкой поддержкой; прекращение всех иностранных поставок оружия в Афганистан; финансирование со стороны международного сообщества, достаточное для поддержки возвращения беженцев Афганистана и его восстановления после разрушительной войны. [ 30 ]
Эти принципы были одобрены Советским Союзом, Соединенными Штатами и правительствами соседних с Афганистаном, но не было никаких военных средств для их обеспечения. Три умеренные партии Пешавара приняли его, но против него выступили Гульбеддин Хекматияр , Бурхануддин Раббани , Расул Сайяф и Мавлави Юнис Халис, которые выступали за полную победу над кабульским правительством.
Тем не менее, эти четверо «фундаменталистов» сочли целесообразным участвовать в усилиях по реализации инициативы ООН. Давление со стороны их иностранных сторонников и возможности, которые предлагало участие в изменении плана или препятствовании ему, побудили их отказаться от участия в проекте. Пакистан и Иран работали совместно, чтобы добиться признания моджахедов на конференции в июле 1991 года. Подтвердив свое формальное согласие с планом, Пакистан официально объявил о прекращении своей военной помощи сопротивлению в конце января 1992 года. Наджибулла также заявил о своем согласии, но до 18 марта 1992 года он откладывал вопрос о том, уйдет ли он в отставку и когда, в ходе переговоров.
Севан приложил напряженные усилия для создания механизма диалога, который привел бы к запуску переходного процесса, предусмотренного в третьем пункте плана. Предполагаемая договоренность представляла собой уточнение и упрощение предыдущих планов, которые были построены вокруг возможного участия Мохаммед Захир Шах и созыв собрания по традиции Лойя джирги. К марту 1992 года план превратился в проведение поздней весной встречи в Европе примерно 150 уважаемых афганцев, представляющих все общины. Большая часть усилий Севана была направлена на то, чтобы добиться сотрудничества всех афганских сил, включая шиитские партии, контролирующие Хазараджат . В начале февраля он, судя по всему, заручился активной поддержкой командиров пуштунов на востоке Афганистана и молчаливым согласием Раббани и Хекматияра в части предоставления приемлемых для них списков участников предложенной встречи. Одновременно Севан пытался убедить Наджибуллу уйти в отставку, полагая, что его устранение приведет к полному участию моджахедов. Вместо этого заявление Наджибуллы от 18 марта ускорило крах его правительства. Этот крах, в свою очередь, спровоцировал события, которые развивались быстрее, чем план Севана мог быть реализован.
В разгар лихорадочных маневров по организации европейской встречи Севан 4 апреля заявил, что большинство партий (включая партию Хекматияра) и кабульское правительство согласились передать власть предложенному переходному органу власти. Он также объявил о создании «предпереходного совета», который возьмет под контроль правительство «возможно, в течение следующих двух недель». Он изо всех сил старался идти в ногу с событиями, которые угрожали распустить правительство, прежде чем у него появится замена.
В конце концов, некоторые шиитские партии и исламисты в Пешаваре заблокировали его план. Они отказались от своего выбора или выдвинули кандидатов на европейскую встречу, которые, как они знали, будут неприемлемы для других. Надежды на нейтральный, всеобъемлющий подход к политическому урегулированию среди афганцев были разбиты. Затем Севан работал над обеспечением мирной передачи власти от временного правительства Кабула, сменившего Наджибуллу 18 апреля, силам Ахмед Шаха Масуда и Абдул Рашида Достама. По сути, смена позиций прошла мирно, но без общего политического урегулирования. В течение недели среди победителей начнется новая гражданская война, поскольку начнется эпоха Исламского Государства Афганистан .
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст редакторов Citizendium, доступный по лицензии CC BY 3.0 .
- ^ Энтони Хайман, Афганистан под советским господством, 1964–91 (Springer, 2016).
- ^ Брэдшер, Генри С. Афганистан и Советский Союз. Дарем: Исследования политики прессы Duke, 1983. с. 72–73
- ^ Хилали, АЗ «Советское проникновение в Афганистан и марксистский переворот». Журнал славянских военных исследований 18, вып. 4 (2005): 673–716, с. 709.
- ^ Гартофф, Раймон Л. Разрядка и конфронтация. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса, 1994. с. 986.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2010 г. Проверено 21 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Советско-афганская война: Сломать серп и молот - ^ Исияма, Джон (2005). «Серп и минарет» . Ближневосточный обзор международных отношений (MERIA) . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б ЖЕНЩИНЫ В АФГАНИСТАНЕ: Пешки в мужской борьбе за власть
- ^ Каплан, Роберт Д., Солдаты Бога: с исламскими воинами в Афганистане и Пакистане, Нью-Йорк, Vintage Departures, (2001), стр.115
- ^ Манн, Кэрол (8 июня 2007 г.). «Модели и реалии афганской женственности, ретроспектива и перспективы» . Досье Луизы . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 г. Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Марк Галеотти, Афганистан: Последняя война Советского Союза (Фрэнк Касс, 1995).
- ^ Лестер В. Грау и Майкл А. Гресс, Советско-афганская война: как сверхдержава сражалась и проиграла (U Press of Kansas, 2002).
- ^ Бетти Глэд и Брайан Уитмор, «Джимми Картер и советское вторжение в Афганистан». в политике и психологии (Springer, 1991), стр. 117–142.
- ^ Эдвард Вестерманн, «Пределы советской авиации: провал военного принуждения в Афганистане, 1979-89». Журнал исследований конфликтов 19.2 (1999): 39-71.
- ^ Ральф Х. Магнус, Режим НДПА в Афганистане. Советская модель будущего Ближнего Востока (издательство Duke University Press, 2013).
- ^ Клод Мальюре, «Репортаж из Афганистана». Foreign Relations 62 (1983): 426+ онлайн .
- ^ Энтони Арнольд, Двухпартийный коммунизм Афганистана: Парчам и Хальк (Hoover Press, 1983).
- ^ Шейн А. Смит, «Афганистан после оккупации: изучение постсоветского вывода войск и режима Наджибуллы, который он оставил позади, 1989–1992». Историк 76.2 (2014): 308-343.
- ^ Лео Дж. Догерти, III, «Медведь и ятаган: советские жители Центральной Азии и война в Афганистане 1979-1989». Журнал славянских военных исследований 1995 8 (1): 73-96.
- ^ Александр Лиффитон, «Советско-афганская война: прямое и косвенное вмешательство». Журнал малых войн (2018) онлайн.
- ^ Лестер В. Грау и Уильям А. Йоргенсен, «Побежденные ошибками: опыт советско-афганской войны». Военное обозрение 1997 77(6): 30-37. ISSN 0026-4148
- ^ Диего Кордовес и Селиг С. Харрисон, Из Афганистана: внутренняя история вывода советских войск (1995).
- ^ Марвин Г. Вайнбаум, «Пакистан и Афганистан: стратегические отношения». Азиатский обзор 31.6 (1991): 496–511.
- ^ Лестер В. Грау, «Разрыв контакта, не создавая хаоса: вывод советских войск из Афганистана». Журнал славянских военных исследований 20.2 (2007): 235-261.
- ^ Смит, «Афганистан после оккупации: изучение постсоветского вывода войск и режима Наджибуллы, который он оставил позади, 1989–1992». Историк 76.2 (2014): 308-343.
- ^ Джеймс М. Скотт, Решение вмешаться: доктрина Рейгана и американская внешняя политика (Duke UP, 1996), с. 6.
- ^ «Стенограмма Политбюро ЦК КПСС, 13 ноября 1986 г.» в бюллетене CWIHP 8-9, стр. 180
- ^ А.З. Хилали, «Афганистан: упадок советской военной стратегии и политического статуса». Журнал славянских военных исследований 1999 12 (1): 94-123. Иссн: 1351-8046
- ^ Роберт О. Фридман, «Российская политика в отношении Ближнего Востока: наследие Ельцина и вызов Путина». Middle East Journal (2001): 58-90 онлайн .
- ^ Филип Корвин, Обреченные в Афганистане: мемуары офицера ООН о падении Кабула и неудавшемся побеге Наджибуллы, 1992 (Rutgers University Press, 2003).
- ^ Риаз М. Хан, «Развязывание афганского узла». в «Переговорах о выводе советских войск» (1991).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амштуц, Дж. Б. Афганистан: первые пять лет советской оккупации. (1986)
- Арнольд, Энтони. Роковой камешек: роль Афганистана в падении советской империи (1993)
- Брэдшер, Генри. Афганский коммунизм и советское вмешательство (2-е изд. 2001 г.)
- Кордовес, Диего и Селиг С. Харрисон. Из Афганистана: внутренняя история вывода советских войск (1995) , отрывок
- Кордсман, А.Х. и А.Р. Вагнер. Уроки современной войны. Том. 3. Использованные военные инновации в Афганском и Фолклендском конфликтах (Westview, 1991).
- Дэйли, Тэд. «Афганистан и глобальная внешняя политика Горбачева» Азиатский обзор 29 (май 1989 г.) DOI: 10.2307/2644534
- Дибб, Пол. «Советский опыт в Афганистане: уроки, которые следует извлечь?» Австралийский журнал международных отношений 64.5 (2010): 495–509.
- Фейфер, Грегори. Большая игра: Советская война в Афганистане (HarperCollins, 2009)
- Галеотти, Марк. Афганистан, последняя война Советского Союза (1995 г.), оказывает крайне негативное влияние на Россию.
- Гиббс, Дэвид Н. «Переоценка советских мотивов вторжения в Афганистан: рассекреченная история». Критические азиатские исследования 2006 38(2): 239-263. онлайн
- Грау, Лестер В. и Уильям А. Йоргенсен, «Побежденные ошибками: опыт советско-афганской войны». Военное обозрение 1997 77(6): 30-37. ISSN 0026-4148
- Хилали, А.З. «Ответ Китая на советское вторжение в Афганистан». Исследование Центральной Азии 20.3 (2001): 323-351.
- Хайман, Энтони. Афганистан под советским господством, 1964–91 (Springer, 2016).
- Джалали, Али Ахмад и Лестер В. Грау, ред. Другая сторона горы: тактика моджахедов в советско-афганской войне (1996), точка зрения моджахедов
- Джалали, Али А. «Афганистан: анатомия продолжающегося конфликта». Параметры. 31 № 1 (2001), стр. 85+, Перспектива армии США онлайн
- Какар, М. Хасан. Афганистан: советское вторжение и ответ Афганистана, 1979–1982 (1997) онлайн
- Лиффитон, Александр. «Советско-афганская война: прямое и косвенное вмешательство». Журнал Small Wars Journal (2018) онлайн .
- Мендельсон, Сара Э. «Внутренние сражения и внешние войны: политика, обучение и вывод советских войск из Афганистана». Мировая политика 1993 45(3): 327-360. подчеркивает роль идей сети специалистов, которые помогли внести эти идеи в национальную повестку дня; онлайн
- Скотт, Джеймс М. Решение вмешаться: доктрина Рейгана и американская внешняя политика (Duke UP, 1996), стр. 40–81.
- Сайкал, Амин и Уильям Майли, ред. Вывод советских войск из Афганистана. (1989). отрывок
Первоисточники
[ редактировать ]- Корвин, Филипп. Обреченные в Афганистане: мемуары офицера ООН о падении Кабула и неудавшемся побеге Наджибуллы, 1992 г. (Rutgers University Press, 2003).
- «Документы о советском вторжении в Афганистан» (Проект международной истории холодной войны, ноябрь 2001 г.) онлайн , 79 стр.
- Хейнамаа, Анна и др. История солдат: советские ветераны помнят афганскую войну (Калифорнийский международный университет, 1994).
- Генеральный штаб России. Советско-афганская война: как сражалась и проиграла сверхдержава (2002), под редакцией Лестера В. Грау и Михаила А. Гресса; Отрывок с точки зрения советского высшего командования и текстовый поиск
Источник
[ редактировать ]- Библиотеки Конгресса США Страновое исследование Афганистана ; большая часть этой статьи скопирована из публикации правительства США; это не авторские права.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Советская авиация: тактика и оружие, использованные в Афганистане , подполковник Денни Р. Нельсон
- Библиотеки Конгресса США Страноведческое исследование Афганистана