История флагов

Флаг — это особый кусок ткани, используемый в качестве символа , сигнального устройства или украшения. Хотя происхождение флагов неизвестно, подобные флагам символы были описаны еще в в 11 веке до нашей эры Китае и использовались другими древними цивилизациями, такими как Египет и Рим .
В период Средневековья шелк из Китая позволил различным народам, таким как арабы и норвежцы , создать флаги, которые развевались на шестах. Развитие геральдики привело к созданию личных геральдических знамен для правителей и других важных людей европейских королевств. Флаги стали регулярно использоваться на борту кораблей для идентификации и связи в эпоху парусного спорта . В 18 веке и позже растущая волна национализма во всем мире привела к тому, что простые люди начали регулярно отождествлять себя с национальными государствами и их символами, включая флаги. В наши дни каждое национальное образование и многие субнациональные образования используют флаги для идентификации.
Этимология
[ редактировать ]Хотя точное этимологическое происхождение неизвестно, слово «флаг» впервые появляется в английском языке в конце 15 века. Возможное происхождение включает вариацию среднеанглийского flakken , «хлопать, порхать», которая может в дальнейшем происходить от древнескандинавского flaka , «мерцать, трепетать, свисать». Они могут происходить от протогерманского flago- и протоиндоевропейского корня plak- («быть плоским»). Это слово, по-видимому, впервые вошло в широкое употребление в 16 веке и вскоре стало обозначать множество предметов, включая знамена , прапорщики , хоругви и другие. [1] [2]
Прото-флаги
[ редактировать ]Происхождение флагов неизвестно. Некоторые из самых ранних известных знамен происходят из древнего Китая и обозначают различные части армии. [3] Например, записано, что армии династии Чжоу в 11 веке до нашей эры несли перед собой белое знамя, хотя дошедших до нас изображений этих знамен не существует. Ранним изображением таких китайских флагов является барельеф на могиле императора У Хань , на котором изображены два всадника со знаменами, прикрепленными к шестам и посохам. [1] [4]

Ранние изображения стандартов можно найти на египетских барельефах, таких как Палитра Нармера , которая считается самым ранним изображением. [6] Эти вексиллоиды , или штандарты, похожие на флаги, были символами номов додинастического Египта. [7] Фактически древнегреческие писатели приписывали создание стандартов египтянам. По мнению Диодора , египетские штандарты обычно состояли из фигурок священных животных на конце посоха или копья. Еще одним часто используемым символом была фигура, напоминающая расширенный полукруглый веер. [8]
Римские стандарты
[ редактировать ]
Хотя Китай, Греция и Персия , как известно, использовали тканевые знамена для обозначения частей своих армий, в древние времена именно римляне наиболее широко использовали флагообразные символы для обозначения своей армии. Эти знамена, также известные как вексиллум , [а] использовались для обозначения каждой армейской части, начиная примерно с 100 г. до н.э. [3] [10] Вексиллум представлял собой кусок ткани, прикрепленный к перекладине наверху копья, иногда с бахромой снаружи. [11] Единственный сохранившийся римский вексиллум датирован первой половиной III века нашей эры и хранится в ГМИИ им. Пушкина . Это почти квадратный кусок грубой льняной ткани с изображением богини Виктории. [12]
Римские императоры использовали похожее по форме знамя, называемое лабарумом . На нем часто изображался император, иногда один, а иногда в сопровождении глав членов его семьи. Он стал ассоциироваться с Константином Великим , а затем с христианством после того, как он предположительно прошел под лабарумом с Хи Ро . [13] Эти римские штандарты с религиозным почитанием охранялись в храмах метрополий и главных городов империи. [14]
Другим римским стандартом, получившим широкое распространение ко времени автора IV века Вегеция , был draco или дракон, символ, первоначально заимствованный у парфян через некоторое время после смерти Траяна . Он принял форму дракона, прикрепленного к копью с серебряными челюстями и телом из разноцветного шелка. Когда ветер дул в его открытые челюсти, тело раздувалось, как ветроуказатель. [15] [16] Иногда он содержал устройство, издающее пронзительный свист, и использовался для запугивания вражеских войск. [16]
Средневековый период
[ редактировать ]С появлением шелка в Китае и его последующим распространением по Шелковому пути начали развиваться флаги, какими мы их знаем сегодня. [17] Флаги, состоящие из ткани, прикрепленной к вертикальному шесту с одной стороны, по-видимому, впервые регулярно использовались сарацинами , которые познакомили их с западным миром , хотя в последнем они не приобрели популярности до 9 века. флаги часто упоминаются в ранней истории ислама и, возможно, были скопированы из Индии. [18] Традиция гласит, что черный флаг поднимал Мухаммед во время завоевания Мекки в VII веке, а его последователи - зеленые флаги. Есть свидетельства того, что такие штандарты использовались внуками Мухаммеда во времена Халифата Рашидун и далее, которые обычно были треугольными и поднимались на вертикальном флагштоке. [19] [20] Последующие исламские династии использовали различные цветные знамена для идентификации себя и часто были нарисованы на основе флагов, предположительно поднятых пророком при его жизни. [б] [21]
Еще один вертикально развевающийся флаг 9-го века — это знамя ворона , которое широко использовалось викингами . Хотя полной иллюстрации этого знамени не существует, оно, вероятно, появляется на монетах Нортумбрии начала века, а позже, в 11 веке, скорее всего, его можно увидеть на гобелене из Байе . [22]
Геральдические флаги
[ редактировать ]
Важным этапом развития флага на Западе стало искусство геральдики . Геральдика, возникшая примерно во второй четверти XII века, в основном занимается идентификацией с помощью устройств, размещенных на щитах , причем эти символы становятся средством идентификации рыцарей, а затем и других лиц высшего сословия. Спустя некоторое время эти геральдические значки стали красоваться на флагах. Поначалу знамена были продолжением хорфанона , который состоял из флага, привязанного к копью важных людей , но вскоре стал разнообразным изображением оружия . [23] Традиционно существует несколько типов, таких как вымпелы , геральдические штандарты или гербовые знамена . [24]
Вымпел представлял собой небольшой удлиненный флаг с заостренным или ласточкиным хвостом на конце. Он должен был быть отмечен значком или другим гербовым знаком владельца и отображаться на его копье как личный флаг. [25] Знамя квадратное или продолговатое, крупнее вымпела, несет на себе весь герб владельца и составлено точно, как на щите, но квадратной или прямоугольной формы. [с] [26]
Геральдический штандарт появился примерно в середине XIV века и широко использовался высокопоставленными лицами в течение двух последующих столетий. Судя по всему, стандарт был принят специально для демонстрации значков . [27] Штандарт часто был более универсальным, чем знамя с гербом, потому что никто не мог владеть более чем одним знаменем, поскольку на нем отображался набор неизменяемых геральдических гербов. Один человек; однако они могли иметь столько стандартов, сколько хотели, поскольку на этом флаге отображались значки, которые могли быть созданы в любое время по желанию владельца. Например, штандарты Генриха VII были в основном зелеными и белыми (цвета ливреи Тюдоров) и в одном из них был « красный огненный дракон »; в другом - «донне кове»; а в третьем — « серебряная борзая и две красные розы». [28]
Геральдические штандарты до сих пор используются в Шотландии ; Хайленда знамя вождей кланов вывешивается на трубках Трубочного майора клана на собраниях . [29]
Флаги во время крестовых походов
[ редактировать ]Во время крестовых походов , начиная с конца 11 века, появились флаги. Во время первого крестового похода знамена использовались королями и знатью в рамках расширения практики в Европе с добавлением некоторых священных орденов, принявших их. Однако примерно через столетие рядовые из разных королевств начали различаться по цвету крестов на плечах. [30] В 1188 году Филипп II Французский издал указ о том, чтобы его цвета были добавлены к кресту (красный крест на белом поле), а вскоре после этого Генрих II Английский издал указ об использовании белого креста на красном поле. Эти цветные кресты по какой-то неизвестной причине были заменены местами, но продолжали использоваться в Англии и Франции как символы королевств в форме Креста Святого Георгия и Креста Сен-Дени соответственно. В других королевствах были похожие истории, например, черно-белый крест Тевтонских рыцарей также родился в результате крестовых походов. [31]
Морские флаги
[ редактировать ]Флаги, вероятно, использовались на море как средство общения с самых первых дней существования торговых судов, причем некоторые свидетельства этой практики существовали еще у древних греков . [24] [32] Еще в 13 веке итальянские морские республики использовали отдельные флаги для военно-морской идентификации, а к 16 веку английские и шотландские корабли начали плавать под флагами, указывающими страну их происхождения, с дизайном, заимствованным из значков, которые носили их солдаты во время Средней войны. Возраст . [33] [34] Флаги также стали предпочтительным средством связи на море, в результате чего появились различные системы сигналов флага; см. международные морские сигнальные флаги . [35]
Национальные флаги
[ редактировать ]
Первоначально флаги, представляющие страну, обычно были личным флагом ее правителей; однако со временем от практики использования личных знамен в качестве флагов мест отказались в пользу флагов, которые имели какое-то значение для нации, часто ее святого покровителя. Ранними примерами этого были морские республики, такие как Генуя , которые, можно сказать, имели национальный флаг еще в 12 веке. [36] Однако они по-прежнему в основном использовались в контексте морской идентификации.
Ранним примером, который стал прообразом будущих событий, был Флаг Принца , который стал флагом сопротивления и символом свободы во время 80-летней войны, которая привела к образованию Соединенных Провинций . Он примечателен тем, что стал одним из первых европейских флагов, нарушивших сложившуюся в средневековом контексте традицию крестовых флагов, обозначающих государства. [37]
Хотя некоторые флаги появились раньше, широкое использование флагов вне военного или военно-морского контекста начинается только с возникновением идеи национального государства в конце 18 века и, в частности, является продуктом эпохи революции . Революции, подобные революциям во Франции и Америке, призывали людей начать думать о себе как о гражданах, а не как о подданных короля, и, таким образом, требовали флагов, которые представляли бы коллективное гражданство, а не только власть и права правящей семьи. [38] [39] Когда в 19 веке национализм стал обычным явлением по всей Европе, национальные флаги стали представлять большинство государств Европы. [38] Флаги также начали способствовать чувству единства между разными народами, например, « Юнион Джек» , представляющий союз между Англией и Шотландией , или начали представлять единство между нациями в предполагаемой общей борьбе, например, панславянские цвета или позже панславянские цвета. Арабские цвета . [40]
По мере того как европейцы колонизировали значительную часть мира, они экспортировали идеи государственности и национальных символов, включая флаги, при этом принятие флага стало рассматриваться как неотъемлемая часть процесса национального строительства . [41] Политические изменения, социальные реформы и революции в сочетании с растущим чувством государственности среди простых людей в 19 и 20 веках привели к рождению новых наций и флагов по всему миру. [42]
С созданием такого большого количества флагов интерес к этим проектам начал развиваться, и появилось изучение флагов, вексиллология , как на профессиональном, так и на любительском уровне. После Второй мировой войны западная вексиллология пережила этап быстрого развития, когда было создано множество исследовательских центров и публикаций. [43]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В средние века пастырскому посоху епископа к часто прикреплялся небольшой платок. Он был известен как вексиллум и, как предполагалось, произошел от Лабарума из-за его связи с первым христианским императором Константином Великим . [9]
- ↑ Говорят, что халифат Омейядов использовал белый флаг в честь битвы при Бадре , первой крупной битве Мухамада . Халифат Аббасидов использовал Черный штандарт , чтобы отделить себя от свергнутых ими Омейядов, а также в знак траура по поводу смерти родственников пророка в битве при Кербеле . Шиитский использовал белые штандарты, а также зеленые флаги , халифат Фатимидов поскольку считалось, что это любимый цвет пророка. [21]
- ^ «В старину, когда рыцарь отличался выдающейся храбростью, был обычай отмечать его достойное поведение быстрым продвижением на самом поле битвы. В таком случае острие или острия вымпела доброго рыцаря были сорваны, и таким образом... малый Флаг был уменьшен до квадратной формы Знамени, по которому с тех пор его можно было отличать »- Бутелл (1914) , стр. 247–248.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Барракло, 1971 , с. 1.
- ^ Интернет-словарь этимологии .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 2014 , с. 10.
- ^ Син 2013 , с. 1.
- ^ Макджордж 1881 , с. 14.
- ^ Макджордж 1881 , с. 13.
- ^ Слейтер и Знамеровский 1997 , стр. 13.
- ^ Макджордж 1881 , стр. 13–14.
- ^ Хьюм 1896 , с. 2.
- ^ Барраклаф 1971 , с. 2.
- ^ Макджордж 1881 , с. 24.
- ^ Ростовцев 1942 , с. 92.
- ^ Макджордж 1881 , стр. 24–25.
- ^ Хьюм 1896 , с. 3.
- ^ Перрен 1922 , стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1975 , с. 61.
- ^ Маршалл 2017 , с. 5.
- ^ Британика 2022 .
- ^ Барраклаф 1971 , с. 3.
- ^ Маршалл 2017 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Маршалл 2017 , стр. 116–117.
- ^ Барракло, 1971 , стр. 3–4.
- ^ Барракло, 1971 , стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 2014 , с. 11.
- ^ Бутелл 1914 , с. 246.
- ^ Бутелл 1914 , с. 247.
- ^ Бутелл 1914 , стр. 250–251.
- ^ Суинберн 1911 , с. 456.
- ^ Барраклаф 1971 , с. 7.
- ^ Перрен 1922 , стр. 17–18.
- ^ Эльгениус 2019 , с. 31.
- ^ Барраклаф 1971 , с. 247.
- ^ Картледж 2013 , с. 2.
- ^ Перрен 1922 , стр. 26–29.
- ^ Смит 1975 , с. 86.
- ^ Барраклаф 1971 , стр. 7–8.
- ^ Эльгениус 2019 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Надлер 2016 .
- ^ Inglefield & Mold 1979 , стр. 48.
- ^ Бартлетт 2011 , с. 31.
- ^ Вирмани 1999 , с. 169.
- ^ Inglefield & Mold 1979 , стр. 50.
- ^ Син 2013 , с. 2.
Библиография
[ редактировать ]- Барракло, EMC (1971). Флаги мира . Великобритания: ISBN William Cloves & Sons Ltd. 0723213380 .
- Бартлетт, Ральф GC (2011). Единство во флагах (PDF) . 24-й международный конгресс вексиллологов. Александрия, Вирджиния : Международная федерация вексиллологических ассоциаций .
- Бутелл, Чарльз (1914). Фокс-Дэвис, Артур Чарльз (ред.). Справочник по английской геральдике (11-е изд.). Ривз и Тернер . Проверено 23 ноября 2021 г.
- Картледж, Джон (2013). Флаги и гербы Британской Республики 1649-1660 гг. (PDF) . 25-й Международный конгресс вексиллологов. Роттердам : Международная федерация вексиллологических ассоциаций .
- Эльгениус, Габриэлла (2019). Символы наций и национализм: прославляя государственность . Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781349590476 .
- Халм, Фредерик Эдвард (1896). Флаги мира . Фредерик Уорн и компания . Проверено 22 ноября 2021 г.
- Инглфилд, Эрик; Молд, Тони (1979). Флаги . Уорд Лок. ISBN 9780706356526 .
- Джонс, Гарет, изд. (2014). Полные флаги мира . Сотрудники издательства Дорлинг Киндерсли. ISBN 9781409353713 .
- Макджордж, Эндрю (1881). Флаги; некоторый отчет об их истории и использовании . Блэки и сын . Проверено 22 ноября 2021 г.
- Маршалл, Тим (2017). Флаг, за который стоит умереть: сила и политика национальных символов . Лондон: Элиот и Томпсон. ISBN 9781783963034 .
- Надлер, Бен (14 июня 2016 г.). «Откуда берутся флаги?» . Атлантика . Проверено 24 ноября 2021 г.
- Перрин, Уильям Гордон (1922). Британские флаги, их ранняя история и развитие на море; с учетом происхождения флага как национального устройства . Издательство Кембриджского университета.
- Ростовцев, Михаил (ноябрь 1942 г.). «Вексиллум и Победа». Журнал римских исследований . 32 (1–2). Издательство Кембриджского университета: 92–106. дои : 10.2307/296463 . JSTOR 296463 .
- Слейтер, Стивен; Знамеровский, Альфред (1997). Всемирная энциклопедия флагов и геральдики (изд. 2007 г.). Фолл Ривер Пресс. ISBN 9781435118386 .
- Смит, Уитни (1975). Флаги на протяжении веков и по всему миру . Нью-Йорк. ISBN 978-0-07-059093-9 .
- Суинберн, Генри Лоуренс (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
- Вирмани, Арундати (август 1999 г.). «Национальные символы в условиях колониального господства: национализация индийского флага, март-август 1923 года». Прошлое и настоящее (164). Издательство Оксфордского университета: 169–197. дои : 10.1093/прошлое/164.1.169 . JSTOR 651278 .
- Син, Фэй (2013). Изучение вексиллологии в Китае (PDF) . 25-й Международный конгресс вексиллологов. Роттердам : Международная федерация вексиллологических ассоциаций .
- «флаг» . Британская энциклопедия . 24 августа 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г.
- «флаг» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 26 ноября 2021 г.