Шлем Коцофенешт
Шлем Коцофенешт | |
---|---|
![]() Тамассос двуязычный 1 | |
Материал | Золото |
Созданный | между 450–400 гг. до н.э. |
Обнаруженный | 1929 Варбилау , Мунтения , Румыния |
Обнаружено | Траян Симион |
Текущее местоположение | Бухарест , Румыния |
Золотой шлем Коцофенешти (произносится как /kotsofeneʃti/) — это шлем гето - даков, датируемый второй половиной V века до нашей эры.
В 1929 году ребенок по имени Траян Симион случайно обнаружил шлем на территории деревни Пояна Коцофенешти (ныне Варбилэу ), уезд Прахова , Румыния, в месте под названием «Варфул Фундатурий».
Иоан Андриешеску , профессор предыстории Бухарестского университета , провел тщательное расследование на этом месте. Команда археологов заметила, что шлем не был частью золотого клада или могилы, а был частью местного гето-дакийского поселения Ла Тен . [ 1 ] Археологи пришли к выводу, что шлем был случайной находкой, поскольку было найдено лишь несколько фрагментов керамики позднего Гальштата , некоторые из которых были на колесиках. Шлем хранится в Национальном историческом музее Румынии (инв. 11420).
Анализ
[ редактировать ]

Золотой шлем, весящий почти килограмм, очень хорошо сохранился, у него отсутствует лишь часть тюбетейки. Форма шлема и его украшения раскрывают автохтонный характер этого гето-дакийского произведения искусства. Шлем украшен большими заклепками на верхней части черепа и двумя очень большими апотропными глазами , предназначенными для защиты от сглаза и магических заклинаний. [ 1 ] Было установлено, что он принадлежал неизвестному местному гето-дакскому царю или местному аристократическому дворянину примерно с 400 г. до н.э. [ 1 ]

В украшениях шлема изображены различные мифические существа, а на обеих псалиях изображены ритуальные действия. [ 2 ]
На псалиях изображен баран, приносимый в жертву человеком, который становится на колени на его тело и собирается перерезать ему горло коротким ножом. Иконография на правой стороне шлема представляет большой интерес и интерпретируется в свете сцены тавроктонии из Митраических мистерий . Окружающая среда и достаток вполне могут объяснить переход на более крупного зверя в предложенном виде и аналогичную интерпретацию эпизода с убийством быка. [ 3 ] Это жертвоприношение овна могло быть совершено «царем-жрецом-богом». [ 4 ]
Пара Прожорливых Зверей на шее Коцофенешти занимает нижний регистр вместе с аналогичным существом, лишенным ноги жертвы. [ 3 ] Этот мотив «Прожорливого зверя» встречается и раньше в ассирийском искусстве, был популярен у этрусков . Финикия, вероятно, была посредником в его перенесении в Италию и вокруг Адриатики , но Прожорливый Зверь, должно быть, также путешествовал через Малую Азию , чтобы появиться в северофракийском идиоме не только на шейном нарукавнике Коцофенешти, но и в горельефе на основании Агигиолские мензурки ( Агигиол — деревня недалеко от дельты Дуная на востоке Румынии). [ 3 ]
В верхнем регистре изображен ряд из трех сидящих или сидящих на корточках крылатых существ, довольно обезьяноподобных, с человеческими лицами, длинными предплечьями и длинными хвостами. Однако они, несомненно, являются прямыми, хотя и ветхими, потомками сфинксов на золотом кубке из Амлаша . [ 3 ]
Глаза на греческом боевом щите могут предназначаться для отражения злых ударов, но когда они были переведены на шлем и над глазами северофракийского дворянина , который носил его, это могло означать: «Я вижу дважды хорошо, у меня глаза как мой ястреб». [ 5 ] Фракийские мастера по золоту и серебру, производившие эти предметы, были знакомы с другими стилями современного искусства — стили Скифии , Греции, северо-восточной Италии, а теперь и современной Словении были известны благодаря торговле, путешествиям и встречам — и они адаптировали условности изображения, подходящие для своих целей. . [ 5 ] Значение этих мотивов, несомненно, зависело от контекста. [ 5 ]


Такие украшения, как розетка, полосы, треугольники, спираль и другие, представляют собой специфические мотивы гето-дакийского искусства. Сцена принесения в жертву барана — восточно-иранская тема, вошедшая в греческое искусство, а оттуда и в «варварское» искусство. Таким образом, шлем, судя по всему, был изготовлен в греческой мастерской. Но в то же время неуклюжая техника исполнения, контрастирующая с совершенной техникой греческого мастера, указывает на автохтонность. [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Реплика шлема появилась в историческом фильме 1967 года «Дачи» ( «Даки» ) Серджиу Николаеску , хотя действие происходило как минимум через 500 лет после периода, к которому был датирован шлем. который носил дакийский король Децебал Киношлем, , имел плоскую верхнюю часть — неточность, вошедшая в обиход массовой культуры . В комиксе «Din zori de istorie», опубликованном в конце 1970-х годов в журнале « Cutezătorii », написанном Василе Мэнучану и нарисованном Альбином Стэнеску , также изображен шлем с плоской вершиной. Его носит гетский царь Одрикс во время конфликта с персидским царем Дарием I , который в 513 году до нашей эры вел поход против скифов . Действие происходит примерно в тот период, когда был создан оригинальный шлем. В аналогичном комиксе, написанном Мэнучану и нарисованном Санду Флореа , король Буребиста также изображен в шлеме.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Берчиу 1969 , с. 77.
- ^ Пауэлл, Браун и Бордман 1971 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пауэлл, Браун и Бордман, 1971 , с. 193-194.
- ^ Полакко 1989 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1987 , с. 127.
- ^ Берчиу 1969 , с. 81.
Ссылки
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]- Берчиу, Думитру (1969). Фрако-гетское искусство [ Фрако-гетское искусство ]. Археологическая библиотека (на румынском языке). Бухарест, Румыния: Издательство Академии.
- Полакко, Луиджи (1989). Нумизматика и классические древности: Том 18 . Цизальпино.
- Пауэлл, Томас Джордж Эйр; Браун, Массачусетс; Бордман, Джон , ред. (1971). Европейское сообщество в поздней предыстории. Исследования в честь CFC Hawkes . Спрингер Рутледж и Кеган Пол Букс. ISBN 978-0-7100-6940-5 .
- Тейлор, Тимоти (1987). Ходдер, Ян (ред.). Археология контекстуальных значений . Новые направления в археологии. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-32924-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Археология в Коцофенештах - Цифровой архив археологии cIMeC
- Синтез монографии коммуны Думбрэвешти. Архивировано 13 августа 2011 г. в Wayback Machine . Включает подробный отчет об открытии.
- Статья о шлеме. Архивировано 5 ноября 2010 г. на Wayback Machine (на румынском языке).
- Шлем в комиксе «Din zori de istorie», опубликованном в журнале «Cutezătorii» (на румынском языке)
- Шлем в 3D размером 88 миллиметров.
- Золотые и серебряные доспехи гетско-дакийской элиты. Военная техника и организация. Архивировано 9 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- Фракийский стакан с птицами и животными в Метрополитен-музее