Молотильная доска
, Молотильная доска также известная как молотильные сани , [1] устаревшее сельскохозяйственное орудие , используемое для отделения зерновых культур от соломы ; то есть молотить . Это толстая доска, сделанная из множества планок, по форме от прямоугольной до трапециевидной, с несколько уже и загнутой вверх лицевой частью (наподобие саней или саней ), дно которой покрыто каменными отщепами или бритвенно -подобным металлом. лезвия.
Одна форма, когда-то распространенная в Средиземном море , имела «ширину от трех до четырех футов и глубину шесть футов (однако эти размеры часто различаются) и состояла из двух или трех деревянных досок, соединенных друг с другом, шириной более четырех дюймов. в нижней части которого втиснуто несколько твердых и режущих кремней, которые тянутся за зерна. В задней части прибито большое кольцо, которым привязывают веревку, которая его тянет, и к которой обычно запрягают двух лошадей; человек, сидя на гумне, водит ее кругами по зерну, разложенному на гумне. Если человеку нужно больше веса, ему достаточно положить на него несколько больших камней». [2]
Размеры молотильных досок варьировались. В Испании они могли достигать примерно двух метров в длину и полутора метров в ширину. Были и молотильные доски поменьше, всего около полутора метров в длину и метра в ширину. [примечание 1] Толщина реек молотильной доски где-то пять-шесть см. Тем не менее, поскольку в настоящее время молотильные доски изготавливаются на заказ, на заказ или уменьшаются в качестве украшения или сувенира, их размеры могут варьироваться от миниатюр до описанных ранее размеров. [примечание 2]
Молотилку традиционно тянули мулы или волы по разложенному на гумне зерну . Двигаясь по кругу над разложенным урожаем, каменная крошка или лезвие разрезали солому и колос пшеницы (оставшийся между молотилкой и камешками на земле), отделяя таким образом семя, не повреждая его. Затем обмолоченное зерно собирали и отправляли на очистку с помощью веяния .
Традиционные системы обмолота
[ редактировать ]До появления комбайнов , которые жнут, обмолачивают и очищают зерно за один процесс, традиционными методами обмолота зерновых и некоторых бобовых были те, которые описаны Плинием Старшим в его «Естественной истории» , с тремя вариантами: «Зерна обмолачиваются в в одних местах с гумном на гумне топчут их обозом лошадей, а в других бьют цепами». [3]
Таким образом, Плиний называет три традиционных метода обмолота зерна:
- Избиение снопов зерна о дробильный камень или кусок дерева.
- Топтание зерна разбросано по гумну; вытаптывание будет производиться поездом мулов или волов
- Молотье цепами - тип традиционного деревянного инструмента, которым ударяют по куче зерна до тех пор, пока семена не отделятся от плевел .
Обмолот с помощью молотильной доски
[ редактировать ]Молотилка — это историческая форма обмолота, которую до сих пор можно увидеть в некоторых регионах, практикующих маргинальное земледелие. Это также в некоторой степени сохраняется как случайная фольклорная и церемониальная практика, посвященная традиционным местным обычаям. [4]
Для обмолота молотилкой сначала на гумно подносят тюкованные стебли. Некоторые складываются в стопки и ждут своей очереди, а другие развязываются и складываются в круг, образуя кучу зерна, нагретого солнцем. Затем земледельцы перетаскивают молотильную доску по стеблям, обходя сначала несколько раз кругами, а затем восьмерками, и перемешивая зерно деревянными вилами . Иногда эта работа выполнялась с помощью другого вида молотильного орудия: Plostellum punicum (лат.; буквально «Пуническая телега») или молотильной тележки , снабженной группой катков, каждый из которых имел металлические поперечные бритвы. На этом первом этапе соломинка отделяется от уха; остается много соломы и грязной пыли, смешанной со съедобным зерном. Каждый раз, когда работа по перетаскиванию гумна повторяется, зерно снова перемешивают, перемещая еще больше соломы к краю гумна. Если на земле разбросано слишком много зерна, его приходится сгребать и подметать, чтобы образовалась круглая насыпь, и по возможности убрать как можно больше соломы.
Перевернув зерно и солому и оставив их сушиться во время перерыва на обед, фермеры проводят второй обмолот, чтобы отделить остатки зерна от соломы. Затем вилами, граблями и метлами создают насыпь. Пара волов или мулов тянет молотильную доску с помощью цепи или ремня, прикрепленного к крюку, прибитому к передней доске; ослов не используют, так как в отличие от мулов и волов они часто испражняются на посевы. Водитель едет на молотилке, одновременно направляя тягловых животных и увеличивая вес молотилки. Если веса водящего недостаточно, на доску кладут крупные камни. В последнее время животных иногда заменяют трактором ; поскольку водящий больше не сидит на доске, вес камней становится более важным. Детям нравится кататься на молотилке ради развлечения, и фермеры разрешают это, потому что их вес полезен, пока дети не слишком шумят. [5] При этом процессе, если стебли чрезмерно раздавлены, к задней части молотильной доски прикрепляют две большие металлические дуги; они поднимаются и придают объем соломе после обмолота.
После окончания обмолота, во избежание смешивания грязных остатков с чистыми, новыми стеблями, гумно необходимо очистить сначала граблями для перемещения более тяжелого материала, а затем несколькими вениками (в узком смысле: их обычно изготавливают из « Веничник » — Cytisus scoparius — прочнее домашних веников. [примечание 3] ). Также солому бережно собирали и хранили, поскольку она была хорошим кормом для скота . В ходе всего процесса обмолота образуется тонкая пыль, которая проникает через дыхательные пути и прилипает к горлу .
При подметании лузга и солома отделяются в одну часть гумна, а зерно, еще не совсем чистое, отвеивается либо традиционным веянием , либо ситами механической веяльной машиной . [примечание 4]
Традиционные молотильные орудия (в том числе и молотильная доска) постепенно были заброшены и заменены современными комбайнами. Это изменение, конечно, произошло в некоторых областях раньше других. Например, в Испании это произошло в 1950-х и 1960-х годах. [6] До этого времени молотильные доски изготавливались в определенных городах и деревнях специализированными мастерами. В то время как обработка дерева проста и даже груба, обработка кремня и вставка отщепов в нижнюю часть доски требуют специальных навыков, которые передавались от отца к сыну. Самым известным испанским городом для этой работы был, несомненно, Канталехо ( Сеговия ), где мастера, изготавливавшие молотильные доски, были известны как брикерос .
История
[ редактировать ]Истоки неолита и медного века.
[ редактировать ]Патрисия К. Андерсон (из Центра преисторических исследований, Antiquité et Moyen Age del CNRS ) обнаружила археологические находки, которые демонстрируют существование молотильных досок возрастом не менее 8000 лет на Ближнем Востоке и на Балканах . Артефакты представляют собой каменные отщепы и, прежде всего, обсидиановые или кремневые лезвия , которые можно узнать по типу микроскопического износа. Ее работу завершил Жак Шабо (из Межуниверситетского центра исследований литературы, искусства и традиций , CELAT), изучавший Митанни (северная Месопотамия и Армения ). Оба к числу своих специальностей относят изучение микроизноса , с помощью которого можно взять тот или иной кусок кремня или обсидиана (возьмем наиболее распространенные образцы) и определить задачи, для которых он использовался. [7] Конкретно, срез злаков оставляет очень характерный глянцевый след изношенности из-за присутствия микроскопических минеральных частиц ( фитолитов ) в стеблях растений. Таким образом, ученые, используя контролируемые экспериментальные исследования и функциональный анализ с помощью сканирующего электронного микроскопа, могут идентифицировать каменные артефакты, которые использовались в качестве серпов или зубьев молотильных досок. Повреждения кромок на кусках, употребляемых в гумнах, различимы тем, что, кроме глянцевой потертости, характерной для среза зерновых, они имеют микрошрамы от сколов, возникающих в результате ударов гумна о каменную поверхность гумна. [8]
Самый продуктивный археологический объект — Араташен , Армения: деревня, заселенная между 5000 и 3000 годами до нашей эры ( неолит и медный век ). В ходе археологических раскопок были обнаружены тысячи предметов, полученных в результате обработки обсидиана (что позволяет предположить, что Араташен был центром производства и торговли артефактами из этого высоко ценимого камня); Остальные археологические находки состоят в основном из фрагментов обычной керамики, шлифованных камней и других сельскохозяйственных инструментов. Анализируя выборку из 200 каменных отщепов и пластинок, отобранных из наиболее сохранившихся экземпляров, можно различить те, которые использовались в серпах, и те, которые использовались в молотильных досках. Каменные клинки из обсидиана были выбиты с использованием высокоразвитых и стандартизированных методов, таких как использование «грудного костыля» с медным наконечником. [9] Начиная с истоков реки Евфрат , где расположен этот объект, ремесленники и торговцы продавали свои товары по всему Ближнему Востоку .
Молотильные доски, должно быть, играли важную роль в протоистории Месопотамии, поскольку они уже появляются в некоторых из древнейших обнаруженных письменных документов: в частности, в нескольких табличках из песчаника из раннего города Киш ( Ирак ), на которых выгравированы клинописные пиктограммы , которые могли быть старейшее сохранившееся письменное свидетельство в мире, датируемое серединой 4-го тысячелетия до нашей эры раннего ( период Урука ). [10] На одной из этих табличек, хранящейся в Эшмоловском музее Оксфордского университета , на обеих сторонах, по-видимому, изображены молотильные доски, рядом с цифровыми символами и другими пиктограммами. Эти предполагаемые молотильные доски (которые вместо этого могли быть санями) [примечание 5] ) имеют форму, похожую на молотильные телеги, которые до недавнего времени использовались в тех частях Ближнего Востока , где сохранилось неиндустриальное сельское хозяйство. Описания встречаются и на многочисленных клинописных глиняных табличках еще в третьем тысячелетии до нашей эры.
Есть еще одно представительство, в данном случае без письменности, в центральной Турции. Это отпечаток цилиндрической печати с археологического памятника Арслантепе-Малатья , появившейся вблизи так называемого «Храма Б». Археологические слои были датированы 3374 годом до нашей эры с использованием дендрохронологии . [11] На марке изображена фигура, сидящая на молотильной доске, с четким изображением каменных отщепов, инкрустированных в нижней части доски. Основная фигура сидит (возможно, на троне ) под доссалом . Впереди погонщик или пастух, а рядом мужики с вилами. По мнению М. А. Франджипане, эта печать может иллюстрировать религиозную сцену:
«Эта печать [...] интерпретируется как ритуальная сцена молотьбы, подчеркивающая идеологическую отсылку элиты Арслантепе к образам власти, выраженным в месопотамской среде» [12]
Она очень похожа на другую сцену, нарисованную на стенах того же памятника (церемониальное шествие высокопоставленного лица, написанное в архаичном линейном стиле в красных и черных тонах), хотя нынешнее состояние стены скрывает ее истинный характер. На повозке, в которой он сидит, действительно можно увидеть, что ее тянет пара волов. Профессор Шеррат интерпретирует обе сцены как проявления гражданской или религиозной власти. [13] В ту эпоху молотильная доска представляла собой сложное и дорогое орудие, изготовленное специальными мастерами из кусков кремня или обсидиана; в случае с Нижней Месопотамией они были завезены издалека: на аллювиальном плато Шумера, как и на всем юге Месопотамии, невозможно было найти ни камня, ни даже гальки. [14]
Обнаружение церемониальных саней (возможно, молотильной доски) с золотыми украшениями в гробнице Пу-Аби , одной из «царских гробниц» Ура , датированной III тысячелетием до н.э. [15] проясняет основную проблему различия в древних представлениях между настоящей молотилкой и санями (то есть неколесным транспортным средством для перевозки грузов). Хотя мы знаем, что молотильная доска появляется не позднее IV тысячелетия до нашей эры (как мы видим в Атарашене и Арслантепе-Малатье ), а также знаем, что колесо было изобретено в Месопотамии в середине того же тысячелетия, тем не менее, Использование и распространение колеса не было мгновенным. Сани сохранились, по крайней мере, до изобретения шарнирно-сочлененной оси, примерно в 2000 году до нашей эры. В то время некоторые транспортные средства представляли собой гибриды: сани с колесами, которые можно было разбирать для преодоления препятствий, неся на плечах или просто волоча. [16] Следовательно, — за исключением Арслантепе, где каменные отщепы хорошо видны, — мы не можем определить, являются ли эти изображения молотильными досками или санями для перевозки грузов или для обрядов.
Джеймс Фрейзер собрал многочисленные церемонии сбора урожая и обмолота, в основе которых лежит дух злаков . От эпохи Древнего Египта до доиндустриального периода этот дух, кажется, обитал в первом обмолоченном снопе, а иногда и в последнем. [17]
Классическая Греция и Рим
[ редактировать ]В раннюю историю Греции и Рима молотилка не использовалась. Лишь после развития торговли (что произошло в V и IV веках в Греции и во II и I веках в Риме) и последующей передачи информации с Ближнего Востока она стала широко использоваться. По сообщению В. В. Струве, частично цитирующего стихи «Илиады» , греки в VIII веке до нашей эры молотили зерновые, вытаптывая их волами: [18]
[Тот, кто запрягает широколобых быков, чтобы они могли топтать ячмень на гумне - и вскоре он становится маленьким в синяках под ногами мычащего скота - так кони Ахилла топтали щиты и тела убитый.
( Глава XX « Илиады» )
Карфаген , колонизировавший юго-восточную часть Пиренейского полуострова в III веке до нашей эры, обладал передовыми сельскохозяйственными технологиями, значительно превосходившими римские методы того времени. Их методы удивляли путешественников, таких как Агафокл и Регул , и послужили источником вдохновения для сочинений Варрона и Плиния. Один известный карфагенский агроном Магон написал трактат, который по приказу римского сената был переведен на латынь. Древние римляне описывали Тунис, сегодня в основном пустынный, как плодородный ландшафт с оливковыми рощами и пшеничными полями . Известно, что в Испании карфагеняне ввели несколько новых культур (в основном фруктовые деревья ) и некоторые машины, такие как молотильная доска, либо версия с каменной щепой ( tribulum на латыни), либо версия с катками ( молотилка , названная в их честь). честь plostellum punicum римлянами). [19]
В Риме молотильная доска имела только экономическое значение, без религиозного символизма, который она приобрела в еврейской Библии . Трактаты о сельском хозяйстве, написанные римскими экспертами Катоном, Варроном, Колумеллой и Плинием Старшим (цит. выше), затрагивают тему молотьбы. В хронологическом порядке:
- Катон : Во времена Катона Старшего , то есть во II веке до нашей эры, Рим был тесно связан с завоеванными областями Греции и Карфагена , чья более высокая степень сельскохозяйственного развития угрожала римскому традиционализму. Книга Катона «О сельском хозяйстве». [20] был против экзотических нововведений, таких как молотилка в различных ее вариантах, вместо этого защищая традиционную сельскохозяйственную систему, основанную на ручном труде. По мнению некоторых писателей, идеи Катона косвенно привели к распаду республиканского общества и даже имперской экономики. Катон предпочитал обмолотить мулами или волами. О молотилке он прямо не упоминает, несмотря на то, что она уже распространилась по империи. Таким образом, «почти невозможно определить на основании отчета Катона, когда то или иное орудие или усовершенствование вошло в употребление». [21]
- Варрон : В отличие от Катона, Марк Теренций Варрон был не человеком действия, а ученым, πολιγραφοτάτω, в I веке до нашей эры. Варрон, чьи исследования были шире, чем у Катона, пытался соединить космополитическое греческое мировоззрение с провинциальными традициями Рима. В своей книге сельскохозяйственных советов Rerum Rusticarum de Agri Cultura. [22] Варрон лишь дважды отражает действительность своего времени, упоминая молотильные доски. Он советует: «Ни один из орудий, которые могут быть произведены на самой плантации (ферме), не следует покупать, как и почти все, что сделано из необработанного дерева, например корзины, корзины, молотильные доски , колья, грабли…»; [23] склонность к самодостаточности, которую он демонстрирует здесь, впоследствии будет вредна для Рима. Тем не менее Варрон оказывается более открытым к новаторству, чем Катон: «Чтобы добиться обильного и качественного урожая, стебли следует выносить на гумно, не складывая их в кучу, чтобы зерно было в наилучшем состоянии, а зерно (должно было быть) отделенным от стеблей на гумне, причем этот процесс осуществляется, среди прочего, с помощью пары мулов и молотильной доски . Это делается с помощью деревянной доски (нижней стороной), снабженной щепой или пилой. из железа, которое с плугом впереди или большим противовесом тянется парой мулов, запряженных вместе, и таким образом отделяет зерно от стеблей…». [24] То есть он очень дидактично объясняет, как работают молотилки и преимущества этого инновационного устройства. Далее он говорит о варианте, называемом plostellum poenicum (= punicum = Punic = карфагенский), молотильном орудии с катками и металлическими пилами, происхождение которого, как мы уже видели, карфагенское, и которое использовалось в Испании (которое в прошлое, находившееся под контролем Карфагена): «Другой способ сделать это — с помощью повозки с зубчатыми роликами и подшипниками; эта повозка называется plostellum punicum , в которой можно сидеть и передвигать устройство, запряженное мулами, как это делается в Hispania Citerior и других местах». [25]
- Колумелла ( Луций Юний Модерат , начало нашей эры — 60-е гг.): уроженец Испании Бетики ; после завершения военной карьеры Колумелла работал управляющим крупными поместьями. Этот писатель из Испании вносит новое примечание к этой теме, написав, в данном случае, о гумнах : «Гумно, если это возможно, должно быть размещено таким образом, чтобы за ним мог наблюдать хозяин или бригадир. лучше всего тот, который мощеный, потому что не только позволяет быстро обмолотить крупу, так как земля не поддается ударам копыт и молотильных досок, но и эти крупы перед веянием чище и чище; не хватает камешков и комочков, которые всегда остаются на гумне прессованной земли». [26]
- Плиний : Плиний Старший (23 – 79) лишь компилирует то, что написали его предшественники, что мы уже цитировали. [27]
Средний возраст
[ редактировать ]В Западной Европе варварские вторжения в Европу оказали пагубное воздействие на сельское хозяйство, приведя к утрате многих наиболее передовых методов, в том числе молотильной доски, которая была совершенно чужда германским традициям. С другой стороны, в районах Восточного Средиземноморья продолжали использовать молотилку, перейдя в мусульманскую культуру, где она пустила глубокие корни.
На Пиренейском полуострове, в Вестготском королевстве и христианской зоне во время Реконкисты молотильная доска была мало известна (хотя осведомленность о ней так и не исчезла полностью). [примечание 6] ). Деградация распространилась не только на экономику, но и на те самые источники, которыми нам предстоит изучать тот период: ученые столкнулись с документальной пустотой, которую трудно обойти. Несомненно, в исламском Аль-Андалусе молотильная доска продолжала пользоваться большой популярностью, что привело к тому, что христиане возобновили эту традицию по мере продвижения в Реконкисте . Этот акт совпадает с общим восстановлением экономики во всей Европе. Экономическое процветание начало возвращаться в начале 11 века; эксперты говорят об увеличении площади пашни; более широкое использование тяглового скота (сначала быков, благодаря переднему ярму, а позднее лошадей, благодаря упряжному вороту ); увеличения количества металлических инструментов и улучшения металлообработки; о внешнем виде отвального плуга, часто с колесами; и увеличение количества водяных мельниц. Животноводство стало признаком прогресса: крестьяне, менее зависимые и более зажиточные, получили возможность покупать рабочий скот и даже плуги. Крестьяне, имевшие свой плуг и один-два тягловых скота, составляли немногочисленную элиту, изнеженную феодалом, приобретавшую особый статус,что из йомены-фермеры , в отличие от батраков, единственным инструментом которых было собственное оружие. [28] Существование тяглового скота не означает распространения молотильной доски в Западной Европе, где цеп продолжал оставаться предпочтительным молотильным орудием. [примечание 7] С другой стороны, в Испании влияние восточной традиции имело значение: профессор Хулио Каро Бароха признает, что в Испании молотильная доска упоминается или изображается в произведениях искусства. Конкретно он упоминает некоторые романские рельефы в Беленье ( Саламанка ) и Камписабалосе ( Гвадалахара ), оба датированные XII веком. [29] Можно добавить документ, написанный в 1265 году, в котором женщина по имени Донья Майор (вдова некоего дона Арнала, церковного сборщика налогов и, следовательно, человека с хорошим положением) оставляет Саламанки епархии свое главе наследство Валькуэво , ферма в муниципалитете Вальвердон , Саламанка:
И я, донья Майор, оставляю после своей смерти этих двух парней сельского штата, упомянутых выше, упомянутых Кафедральному Капитулу, хорошо сохранившихся, с 76 мерками пшеницы, 38 мерками ржи и 38 мерками ячменя для посева каждого в ярмах и с плугами, и с плугами, и с плугами, и с молотилками , и со всеми принадлежностями, которые должны быть в благоустроенном имении. [30]
Эти документы, по крайней мере, свидетельствуют о наличии молотильных досок, которые, несомненно, были постоянными с тех пор и до недавнего времени в бассейне Средиземноморья. Остальное — всего лишь обобщенные предположения, учитывая, что традиционная историография сосредотачивается на чертах, больше напоминающих Западную Европу . В любом случае, ни один из опрошенных авторов не описывает, что молотилка играла важную роль в развитии средневекового сельского хозяйства. В таком случае мы должны присоединиться к отчаянию французского историка Жоржа Дюби в его жалобе:
Из всего сказанного мы видим, насколько интересно было бы измерить влияние технического прогресса на сельскохозяйственное производство. Тем не менее, мы должны отказаться от этой надежды. До конца XII века все методы сеньорского управления были весьма примитивными; они придавали мало значения письму и еще меньше — числам. Документы более обманчивы, чем документы эпохи Каролингов . [31]
В настоящее время многие элементы традиционного сельского хозяйства теряются, и из-за этого различные организации работают над сохранением или восстановлением этого культурного капитала. международный междисциплинарный проект «ЗЕМЛЯ Ранние сельскохозяйственные остатки » Среди них — и Техническое , наследие . В число стран-участниц входят Болгария , Канада , Франция , Россия , Шотландия , Испания и США . Исследования сосредоточены на широких археологических, документальных и этнологических аспектах, связанных с различными элементами традиционного земледелия, в том числе с молотилами, в разных странах, исторических периодах и обществах. [32]
Мастера из Канталехо
[ редактировать ]Канталехо расположен в месте слияния рек Дуратон и Сега . Современный Канталехо возник в 11 веке, хотя есть архитектурные остатки, которые намного старше и являются частью провинции Сеговия в Испании. Вначале он, по-видимому, процветал, но потерял свою свободу в 17 веке и стал юрисдикционным владением . Нет точных данных о том, когда в Канталехо появилось специализированное ремесло по изготовлению молотильных досок, но все, кто писал на эту тему, указывают, что это, вероятно, произошло в 16 или 17 веке. [33]
Производство молотильных досок, по-видимому, совпадает с прибытием иностранных ремесленников, хотя это предположение, основанное на том факте, что форма речи ремесленников (см. [[#Gacería|раздел о gacería ]]) включает в себя аспекты многих иностранных языков. , особенно французский . Производителей молотилок и плугов называли «Briqueros» — слово французского происхождения. [ нужна ссылка ] речь идет об изготовлении трутниц и фитильных замков для ружей, которые во Франции назывались брикетами , буквально на архаичном французском языке: «Petite pièce d'acier don't on se sert pour tierer du feu d'un caillou». (сегодня синоним брикета или горючего вещества, но также относится к зажигалке ) для раннего огнестрельного оружия ( кремневые ружья , аркебузы , мушкеты ...). Поэтому вполне вероятно, что иностранные оружейники, внедрявшие огнестрельное оружие на Пиренейском полуострове, создали важную колонию в Канталехо, хотя их происхождение трудно определить. [примечание 8]
В любом случае, со временем Канталехо остановил свой выбор на мирных и производительных ремеслах, таких как изготовление разнообразных сельскохозяйственных орудий, в том числе молотильных досок. К 1950-м годам в Канталехо было 400 мастерских, производивших более 30 000 молотильных досок ежегодно; это говорит о том, что этому занятию было посвящено более половины населения. Затем молотильные доски были распространены по всей Центральной Месете Испании.
В данной статье основное внимание уделяется молотильным доскам, изготовленным только из кремневой щепы, хотя встречались молотильные доски, изготовленные с металлическими зубьями или по другим, менее распространенным конструкциям. [34]
Изготовление деревянного каркаса
[ редактировать ]В конце лета или осенью начиналась работа с отбора черных сосен , которые срезали и тщательно разглаживали приспособлением, называемым тронзадором, до тех пор, пока стволы не формировались в цилиндры почти двухметровой длины; эти разделы журнала назывались тозами . Они также приготовили длинные прямые доски в качестве поперечных головных уборов. Отвозили бревна на лесопилку, где нарезали рейки настолько ширины, насколько позволяло бревно (не менее 20 сантиметров), толщиной около пяти сантиметров и с изогнутой формой (как лыжа ) на конце, которая в конечном итоге быть впереди. Доски сушили на солнце несколько месяцев, время от времени переворачивая. Деревня в этот период приобрела своеобразный вид: фасады многих зданий были покрыты сохнущими досками. После этого их складывали в замки , пересекая одни рейки с другими, чтобы сделать кучу более устойчивой.
- Сосновые тозы , из которых были вырезаны рейки
- Планки выровнены перед формированием молотильной доски
- Долбление планки
Как только планка оказалась в нужном состоянии, следующим процессом была долбление: с помощью молотка и долота были подготовлены пазы ( ujeros для кремневых обломков ( фарфора или каменных отщепов). Долбление выполнялось с планками вперед, под направляющими. пометками карандаша, чтобы рабочий не ошибся. Прежде чем начать, рабочий убедился, что планка не деформировалась после разрезания, так как это сделало бы ее непригодной для использования.
Следующий проход произошел на механических прессах; термин на испанском языке для них был «carceles» , «тюрьмы». Три, четыре или пять досок нужно было идеально соединить: намазать клеем и прижать, используя небольшие арматурные приспособления, называемые тасилло (деревянные цилиндры, склеенные и прибитые молотком по краям планки), и клинья. Когда планки были хорошо выровнены и закреплены на месте, cabezales (перемычки) прибивали на место большими гвоздями, известными в Испании как puntas de Paris (хотя, по крайней мере, в XIX и XX веках они происходили из Бильбао ).
- Доски приклеены, как и в карселе.
- Установка «заголовков» ( cabezales ) с помощью больших железных гвоздей.
- Установка заглушек в местах стыков.
- Деревянная конструкция завершена, но режущие камни еще не добавлены.
После того как основная конструкция молотильной доски готова, ее необходимо разгладить. Сначала это делается путем «обработки» теслом вдоль волокон. Затем производится окончательная отделка различными специализированными столярными рубанками как сверху, так и снизу; сначала идя поперек в поперечном направлении, а затем и в продольном.
Заключительный этап работы заключался в обшивке стыков планок с верхней стороны, что делается тонкими полосками спереди, прикрепляемыми доской, называемой «лицевой деталью», а на остальной части - длинными тонкими дощечками. ( тападжунтас или пробки). К переднему заголовку прикрепляли прочный крюк для барсона — железное кольцо с ремнем или длинный стержень для привязывания тяжеловозов или волов.
Обработка каменных хлопьев
[ редактировать ]Для создания каменных отщепов, используемых для покрытия молотильных досок, брикерос в Канталехо использовали технологию изготовления, аналогичную доисторическим методам изготовления инструментов, за исключением того, что они использовали металлические молотки, а не ударные инструменты, сделанные из камня, дерева или рога. [35]
Сырьем, который предпочитали эти ремесленники, был беловатый кремень, импортированный из провинции Гвадалахара . Когда им приходилось ремонтировать молотилки в домашних условиях, если у них не было другого сырья, они использовали округлую речную гальку, изготовленную из однородного кварцита высокой пробы , которую они отобрали во время своих путешествий. Кремень из Гвадалахары добывался из карьеров большими блоками, которые раскалывались вручную молотками разного размера, пока камень не достигал достаточно маленького размера, чтобы его можно было удобно держать в руке.
Раскалывание : после того, как были получены пригодные для обработки куски кремня, раскалывание для получения каменных отщепов выполнялось с использованием очень легкого молотка (называемого киркой ) с узкой ручкой и заостренной головкой. Кнептинг считался «мужским трудом». Для обработки кварцитовой гальки использовали молоток с закругленной и немного более широкой головкой. В процессе удаления каменных отщепов иногда прибегали к помощи обычного молотка, чтобы расколоть камень и добиться перузионной равнины, недоступной только киркой.
Брикеро . держал каменное ядро в левой руке, защищенной куском кожи ладонью вверх, и наносил быстрые удары киркой, которую держал в правой руке Каменные хлопья падали на ладонь правой руки поверх кожаного протектора, что позволяло рабочему оценить их за доли секунды: если они были приемлемыми, брикеро позволял им упасть в консервную банку; в противном случае он бросал их в кучу брака. [примечание 9] В эту кучу брикеро также бросал использованные каменные стержни, то есть каменные блоки, не способные производить больше щепы; случайно сломанные куски камня; корковые отщепы кремня, бесполезные обломки и обломки.
Обработка гальки аналогична обработке кремня, за исключением того, что у гальки откалывался только внешний слой. Таким образом, гальку по существу «очищали» и выбрасывали (в отличие от кремня, внутренняя часть которого обрабатывалась до тех пор, пока она не израсходовалась); используя только кортикальные чешуйки.
Покрытие доски каменными отщепами было в основном работой женщин, называемых энчифлерами . Задача монотонная и повторяющаяся. На большую молотильную доску можно размолоть до трех тысяч каменных отщепов. Кроме того, необходимо отсортировать хлопья: мелкие спереди, средние посередине и самые крупные по бокам и сзади. Необходимо вбить каждый отщеп, не повредив его острый край, хотя избежать оставления хотя бы небольшого следа («спонтанной ретуши » в техническом смысле) было невозможно. В качестве инструмента использовался легкий молоток с цилиндрической головкой и плоскими или вогнутыми концами. Чешуйки вставляются в трещины в самой толстой их части (технически это зона удара, то есть проксимальная пятка отщепа в момент его отсечения).
Распределение
[ редактировать ]Молотильные доски из Канталехо захватили почти все продажи в Кастилии и Леоне , Мадриде , Кастилии-Ла-Манча , Арагоне и Валенсии . Иногда они также достигали Андалусии и Кантабрии . [34] Сначала ремесленники из Канталехо путешествовали с большими телегами, нагруженными отборными молотильными досками, мехами для веяния, мерами для зерна (различных традиционных сухих агрегатов: селемин - деревянный ящик емкостью 4,6 л, куартилья - 14 л, а фанега - 55,5 л). ...) и другие орудия для молотьбы и веяния, которые они переправляли из города в город. Они также везли с собой кремневую крошку, а также инструменты и принадлежности для ремонта поврежденных молотилок и сельскохозяйственных орудий. В более поздние времена добирались поездом до заранее обустроенных станций, а затем на небольших грузовиках. Обычно они приводили с собой целые семьи; в сочетании с их странной манерой речи и необычным занятием это придавало брикерос вид загадочности. Продавать молотки начинали сразу после их изготовления, начиная с апреля и продолжая до августа. Затем брикерос ) , возвращались в свой родной город ( Вилорио чтобы отпраздновать праздники Успения Марии (15 августа) и Святого Роха (16 августа) со своими семьями.
Газариа
[ редактировать ]Гасерия — это жаргон или жаргон, используемый производителями и продавцами молотильных досок в Канталехо и некоторых других частях Испании. Это не технический словарь, а скорее код, состоящий из небольшой группы слов, который позволяет говорящим свободно общаться в присутствии незнакомцев, при этом другие не понимают содержания разговора.
Gacería был чисто устным, разговорным и связан с продажей молотильных досок; в результате он практически исчез с механизацией сельского хозяйства. Тем не менее, в ряде исследований были предприняты попытки зарегистрировать его различные аспекты. Существует много сомнений относительно происхождения слов, составляющих словарный запас Гасерии , включая само слово Гасерия , которое может происходить от баскского слова gazo , что означает «уродливый» или «никчемный». [36] Наиболее общепринятое мнение состоит в том, что большинство слов происходят от французского языка с дополнениями из других языков, включая латынь , баскский, арабский , немецкий и даже Caló . [34] Несомненно то, что производители и продавцы молотильных досок брали слова из любой области, которую они регулярно посещали, создавая лингвистическую мешанину.
Сопутствующие молотильные орудия
[ редактировать ]В общем, термином «молотилка» обозначают все различные варианты этого примитивного орудия. Технически следует различать по крайней мере два основных типа молотильных досок: «молотильные сани», которым посвящена данная статья, и «молотильная телега».
«Молотильные сани» — самый распространенный тип. Как следует из названия, его тащат по спелому зерну и молотят режущими кусками из камня или металла. Это то, что на иврите называется мораг (מורג), а на арабском – мовредж. Строго говоря, молотильные доски Ближнего Востока имеют характеристики, которые позволяют легко отличить их от европейских. На Пиренейском полуострове режущие лезвия в нижней части молотильной доски расположены на концах и рядами, примерно параллельными направлению обмолота. Напротив, могаг и моурей, найденные на Ближнем Востоке, имеют круглые отверстия (сделанные специальным коротким широким сверлом ), в которые вдавливаются небольшие круглые полукруглые камни с острыми гребнями. (См. детальное фото ближневосточной молотильной доски ).
Вторую модель, которую классические источники называют plostellum punicum (буквально «Пуническая телега»), следовало бы назвать «молотильной телегой» . Хотя карфагеняне, наследники финикийцев, привезли эту модель в Западное Средиземноморье , это орудие было известно, по крайней мере, со второго тысячелетия до нашей эры, появляясь в вавилонских текстах под названием, которое мы можем транслитерировать как гиш-бад . Оба варианта продолжали использоваться в Европе вплоть до 20-го века и продолжают использоваться в регионах, где сельское хозяйство не было механизировано и индустриализировано. В музеях и коллекционерах Испании сохранились некоторые молотильные тележки, которые когда-то высоко ценились в таких областях, как провинция Самора , где они использовались для обмолота гарбанзо .
См. также
[ редактировать ]- Каменная лодка похожа на сани, но с гладким дном.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Большие доски предназначались для «ярма» или пары тягловых животных (волов или мулов), тогда как меньшие предназначались для запряжки одного животного.
- ^ Существуют специализированные оригинальные молотилки для гарбанзо , меньших размеров, чем те, которые используются для зерновых культур; также иногда вместо каменной крошки у них имеются катки с набитыми лопастями: «молотилки» (« trillo de ruedas »), известные в древности как Plostellum punicum .
- ^ было принято Давным-давно среди детей испанской Месеты извлекать сок смолистого растения для жевания, как жевательную резинку . Сегодня мы знаем, что листья и стебли метлы обыкновенной содержат алкалоиды (такие как спартеин и изоспартеин), которые в больших количествах могут быть ядовитыми; но в небольших количествах оказывают лекарственное или даже наркотическое действие, изменяя сердечный ритм , чем и объясняется былая популярность этого смолистого вещества среди молодежи.
- ^ Неиндустриальное сельское хозяйство, которое сохранилось в маргинальных местах Европы и во многих слаборазвитых районах Средиземноморья и где молотильная доска и другие традиционные орудия остаются привычными, сохраняет исконную лексику, которая является частью наследия этих стран. Почти весь этот словарь находится под угрозой исчезновения.
- ^ До изобретения колеса сани использовались как транспортное средство для перевозки грузов.
- ^ Исидор Севильский в своих «Этимологиях» (Libro XVII: La agricultura) просто повторяет то, что говорили классические источники по этой теме, указывая на его лишь незначительное знакомство с технологией.
- ^ Молотило, как нам приходилось повторять на протяжении всей статьи, было дорого, как и условия его использования, молотилку и плуг могли позволить себе только зажиточные батраки и дворянство. Его использование было, возможно, еще одним барским запретом и, таким образом, знаком рабства . С другой стороны, цеп был дешевым, простым инструментом, которым мог воспользоваться каждый и который предполагал известную независимость и свободу.
- ^ Подобные случаи есть и в других частях Европы. Например, в Англии «новая промышленность зародилась в Брэндоне, графство Саффолк, почти 200 лет назад, когда люди, которые вполне могли быть иммигрантами в этот город, начали бить кремни, эффективность которых была доказана на поле Ватерлоо». Посмотрите этот сайт
Писатель А. Дж. Форрест еще пятьдесят лет назад знал кремневых мастеров и написал книгу об этой необычной отрасли, которая процветала во времена войны и выживала благодаря экспорту в отдаленные части Британской империи ; последний документально подтвержденный экспорт был отправлен в Камерун в 1947 году. Форрест, Эй Джей (1983). Мастера Флинта . Теренс Далтон. ISBN 0-86138-016-9 .
Нечто подобное могло произойти и в Канталехо, но без военной мощи Великобритании или ее империи испанским брикеро пришлось адаптировать свое производство к национальному рынку — сельскому хозяйству. - ^ Деятельность ритмичная и очень быстрая, слишком быстрая, чтобы неопытный наблюдатель мог определить, подходит или нет щепа для использования в молотилке - слишком маленькая она, слишком большая или имеет правильную форму.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Колумелла , De Re Rustica (Книга 1, глава 6:23 )
- ^ Бутелу, Клаудио (1806). « О молотилке новейшего изобретения». Еженедельник сельского хозяйства и искусства (на испанском языке). XIX . Мадрид: 50 эт. след .
«...шириной от трех до четырех футов и длиной около шести футов, эти размеры часто различаются, и он состоит из двух или трех соединенных вместе досок, толщиной более четырех дюймов, в которые они вделаны. На дне много очень твердых и острые кремни, которые волочатся по посевам. В передней части прибито кольцо, к которому привязана веревка, которая тянет его и к которой обычно привязывают двух лошадей; и человек, сидящий на гумне, водит его кругами над разложенной на гумне кучей. Если мужчине нужен больший вес, он кладет сверху большие камни».
- ^ "Сам урожай кое-где вытаптывается в поле, кое-где уничтожается шагами кобыл, кое-где бичется жердями" Гай Плиний Секунд, Естественная история , Книга XVIII (природа посевов), lxxii-298 ; Плиний Старший , Естественная история, Книга XVIII (Земледелие), lxxii – 298.
- ^ (на испанском языке) Традиционная молотьба в Кастровьехо , Риоха-Альта, Испания.
- ^ Лукас Варела, Антонио (2002). Закройте его (на испанском языке). Фонд Эрнандеса Пуэртаса де Алеойса (Вальядолид) – Мадрид . ISBN 84-607-4578-3 .
- ^ Мартинес Руис, Хосе Игнасио (2005). «Производство сельскохозяйственной техники в послевоенной Испании» (PDF) (на испанском языке). VIII Конгресс Испанской ассоциации экономической истории, сессия B3, Университет Сантьяго-де-Компостела. п. 6 . Проверено 9 июля 2006 г.
- ^ Андерсон, Патрисия К.; Шабо, Жак; ван Гейн, Аннелу (2004). «Функциональная загадка «глянцевых» ханаанских лезвий и ближневосточных молотильных саней». Журнал средиземноморской археологии . 17 (1 июня): 87–130. дои : 10.1558/jmea.17.1.87.56076 .
- ^ Бенито дель Рей, Луис и Бенито Альварес, Хосе-Мануэль (1994). «Современный размер камня в доисторическом виде. Пример камней для Трибулы в Канталехо (Сеговия, Испания)». Бюллетень Французского доисторического общества (на французском языке). Том 91 (номер 3, май – июнь).
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) (стр. 222 и сноска 10) - ^ (на французском языке) «Большой грудной костыль» : Пелегрин, Жак (1988). «Экспериментальное дебетование давлением, «от меньшего к большему» ». Доисторические технологии . Технические заметки и монографии (25): 46. ISBN. 2-222-04235-6 .
- ^ Клерборн, Роберт (1974). Рождение письма . Тайм-Лайф Инк. 10. ISBN 0-8094-1282-9 .
- ^ Графика на веб-сайте Корнельского университета.
- ^ Франжипан, Массачусетс (1997). «Храмово-дворцовый комплекс 4-го тысячелетия в Арслантепе-Малатии. Отношения Север-Юг и формирование ранних государственных обществ в северных регионах Большой Месопотамии». Палеориент . 23 (1): 45–73. дои : 10.3406/палео.1997.4644 . . п. 64-65
- ^ Шерратт, Эндрю (2005). «ArchAtlas, электронный атлас археологии «Животная тяга и трансформация Европы» . П. Петрекен. Материалы конференции в Фраснуа . Шеффилд , Англия (19–21).
- ^ Хэмблин, Дора Джейн (1973). Первые города . Time-Life Inc. ISBN 0-8094-1301-9 . стр.90.
- ^ Вули, Леонард (1934). Урские раскопки II, Королевское кладбище . Лондон-Филадельфия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) стр.73 и т.д. след. - ^ Хэмблин, Дора Джейн (1973). Первые города . Time-Life Inc. ISBN 0-8094-1301-9 .
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1995) [1922]. Золотая ветвь (перепечатка). Издание Пробного камня. ISBN 0-684-82630-5 . (стр. 488 и последующие)
- ^ Струве, В.В. (1979). История Древней Греции (на испанском языке) (Третье изд.). Мадрид : редактор Акала. ISBN 84-7339-190-Х . п. 115
- ^ Бласкес, Хосе Мария (1983). «Глава XVI, Карфагенская колонизация Пиренейского полуострова». История древней Испании. Том I: Протоистория (на испанском языке) (второе изд.). Мадрид : Cátedra Editions. ISBN 84-376-0232-7 . (стр. 421)
- ^ «LacusCurtius • Катон — Де Сельское хозяйство» . penelope.uchicago.edu . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ (на испанском языке) «[на основании изложения Катона] почти невозможно определить, когда тот или иной инструмент вошёл в употребление, когда было применено то или иное усовершенствование» : Ковалев, Сергей Иванович (1979). История Рима (Третье изд.). Мадрид : редактор Акала. ISBN 84-7339-455-0 . п. 178
- ^ (на латыни) Rerum Rusticum de Agri Cultura онлайн в оригинальном латинском языке.
- ^ Варрон, Rerum Rusticarum ... Книга первая, 12: «Все, что рождается на ферме и может быть сделано домашними животными, ничего из этого не следует покупать, так как обычно есть вещи, сделанные из плетеных и деревенских материалов, например корзины, сундуки, корыта, долины, грабли..."
- ^ Варрон, Rerum Rusticum... Книга первая, 52 «Когда урожай будет самый большой и лучший, то колосья надо разделить на отдельные поля, чтобы было самое лучшее семя; Зерно вытряхивалось из колосьев на земле. Так происходит и с другим рогатым скотом, когда он объединяется в племя. Делается это из доски, шероховатой камнями или железом, которую тянет погонщик или большая гиря, прикрепленная к ярму крупного рогатого скота, и разбрасывает зерна с колоса;
- ^ Варрон, Rerum Rusticum... Первая книга, 52 «...или из зубчатых стержней с кольцами, которые называют пенитенциарным плостеллумом; в нем следует сидеть и управлять животными, которые их рисуют, как это делают в Испании и других местах.
- ^ De Re Rustica, глава VI [узурпировал] : «Территория, если это возможно, должна быть обустроена таким образом, чтобы ее мог не видеть ни владелец, ни хотя бы управляющий. И лучше всего то, что покрыто кремнем, потому что зерна быстро смываются, не поддаваясь почве, гонимой копытами и молотилками, а те же воздушные чище, и в них нет гальки и гравия, которые почти землистые. площадь отправляет обратно через обмолот».
- ^ Естественная история, Книга XVIII (природа сельскохозяйственных культур), lxxii - 298 .
- ^ Дюби, Жорж (1974). Ранний рост европейской экономики. Воины и крестьяне с седьмого по двенадцатый век . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-9169-Х . .
- ^ Каро Бароха Хулио (1983). Испанская популярная технология . Национальная редакция, Коллекция искусств времени и пространства, Мадрид . п. 98. ИСБН 84-276-0588-9 .
- ^ Епархиальный архив Саламанки: «И я, Донна Мэр, должен оставить на смерть эти две юги наследства devandichas в хорошо выстроенном капитуле, с четырьмя кафизами пшеницы, одним кафизом ржи и одним кафизом ячменя для каждого югада, и с царями, и с плугами, и с рулями, и с гумнами , и со всем снаряжением, которое хорошо передается по наследству, ничего не должно быть видно.
- ^ Жорж Дюби, соч. цит. стр. 249: «Из того, что мы сказали, мы видим интерес, который будет проявлен к измерению влияния технического прогресса на эффективность сельскохозяйственной компании. Однако вам придется отказаться от этого. До конца XII века методы помещичьего управления были еще очень примитивны; Они придают мало значения письму и еще меньше цифрам. Документы более разочаровывают, чем документы эпохи Каролингов.
- ^ ЗЕМЛЯ , официальный сайт.
- ^ Гонсалес Торисес, Хосе Луис и Диес Баррио, Херман (1991). «Глава IV, Ла Трилья». Деревянные орудия (на испанском языке). Амбито Эдисьонес от Хунты Кастилии и Леона . стр. 135–161. ISBN 84-86770-48-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )- Каро Бароха Хулио (1983). Испанская популярная технология (на испанском языке). Мадрид: Национальная редакция, Коллекция искусств времени и пространства. п. 98. ИСБН 84-276-0588-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сигиро, Ампаро (1984). «Триллеры» . Фольклорный журнал (на испанском языке). Том: 04а (номер: 41): 175–180. Каха Испании . Фонд Хоакина Диаса .
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|journal=
- Бенито дель Рей, Луис и Бенито Альварес, Хосе-Мануэль (1995). «Триллерос в поисках недостающего звена (I, II и III)». Граница Дуэро (на испанском языке). Год 1 (номера 1, 2 и 3). Обязательный экземпляр, АВ 121-1995.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Бенито дель Рей, Луис и Бенито Альварес, Хосе-Мануэль (1995). «Триллерос в поисках недостающего звена (I, II и III)». Граница Дуэро (на испанском языке). Год 1 (номера 1, 2 и 3). Обязательный экземпляр, АВ 121-1995.
- ^ Бенито дель Рей; Луис и Бенито Альварес; Хосе-Мануэль (1994). «Современный размер камня в доисторическом виде. Пример камней для Трибулы в Канталехо (Сеговия, Испания)». Бюллетень Французского доисторического общества . Том 91 (номер 3, май – июнь): 214–222. дои : 10.3406/bspf.1994.9770 .
- ^ Куэста Поло, Марчиано, координатор. (1993). Глоссарий Gacería (на испанском языке). Городской совет Канталехо , Сеговия . п. 5.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ВВ.АА. (1937). История Библии . Объединенная пресса.
- ^ Епископ Винсент, Джон Х. (1884 г.). Земные шаги галилейца . Издательство ND Thompson Publishing Co.
Источники
[ редактировать ]- Эта статья во многом основана на соответствующей статье Trillo (сельское хозяйство) в испаноязычной Википедии , доступной в версии от 20 ноября 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гумно на холмах Галилеи (ок. 1900 г.), Библиотека Конгресса.
- Ранние сельскохозяйственные остатки и техническое наследие (ЗЕМЛЯ)
- Патрисия К. Андерсон, Звук и наука: подход к этноархеологии обмолота зерновых и бобовых , на сайте EARTH.
- Реконструкция месопотамских молотильных саней , перепечатка с журнала EARTH.
- (на французском языке) tribulum: реконструкция месопотамских молотильных саней : «Молотильная доска: реконструкция месопотамских молотильных саней» (рисунки), Центр исследований доисторических времен, древности и средневековья (CEPAM), Университет Ниццы
- Молотильные сани от бронзового века до наших дней (CEPAM / Центр археологических исследований - CNRS)
- (на испанском языке) Всемирный день сельской местности 2000 года . Фотографии Миранды де Арга (Наварра, Испания).
- (на испанском языке) Лауреано Молина Гомес, Эль-молотилка дедушки («Дедушкина молотилка»), etnografo.com.
- (на испанском языке) Amparo Siguera Los trilleros («Молотилки»), Revista de Folklore ; включает в себя несколько иллюстраций