Jump to content

Тактическое легкомыслие

Шведские антивоенные протестующие перекрыли дорогу в костюмах клоунов

Тактическое легкомыслие — это форма публичного протеста , связанная с юмором; часто включая мирное неподчинение властям, карнавалы и причудливые выходки. Юмор играл роль в политических протестах, по крайней мере, еще в классический период в Древней Греции. Однако только с 1990-х годов термин «тактическое легкомыслие» получил широкое распространение для описания использования юмора в противодействии предполагаемой политической несправедливости. Обычно этот термин используется для обозначения причудливого, неконфронтационного подхода, а не агрессивных насмешек или резких шуток.

История юмора в политическом протесте

[ редактировать ]
Майор Вальдемар Фидрих, основатель организации « Оранжевая альтернатива» , в фирменной шляпе эльфа движения на Краковской книжной ярмарке, октябрь 2006 г.

Изучение юмора социальными историками не становилось популярным до начала 1980-х годов, а литература по этому предмету, изучающая периоды до 20-го века, относительно немногочисленна. [1] Исключением является часто цитируемый [1] Рабле и его мир Михаила Бахтина , российского ученого, которого некоторые считают самым важным мыслителем 20-го века. [2] В произведении обсуждается жизнь и времена писателя и сатирика Франсуа Рабле с акцентом на то, что автор считает важной ролью юмора в средневековье и ранние времена. Карнавалы, сатира и французский народный обычай Шаривари обсуждались как средства, позволяющие низшим классам использовать юмор, чтобы подчеркнуть несправедливое поведение высших классов. Правящие власти в целом терпимо относились к этим юмористическим протестам. Примеры использования юмора для политического протеста даже из классических времен, такие как пьеса «Лисистрата» древнегреческого драматурга Аристофана , были описаны как «раболезанский протест». [ нужна ссылка ] Исследования племен охотников-собирателей, системы социальной организации которых, как считается, мало изменились с доисторических времен, показали, что многие племена используют насмешки или гнев, чтобы противостоять любому человеку, который пытается взять на себя власть таким образом, который нарушает эгалитарные нормы племени. Племена, демонстрирующие такое поведение, включают !Кунг , Мбути , Наскапи и Хазда. [3] Примером политического протеста, широко использовавшего юмор в начале Нового времени, было британское движение 17-го века « Левеллеры» . [4] Существует гораздо более обширная литература, посвященная использованию юмора протестными движениями, возникшими в 20 веке. [1]

В Соединенных Штатах Эбби Хоффман , Джерри Рубин и йиппи были известными пользователями легкомысленной тактики. Действуя в 1960-х и 1970-х годах, их действия включали в себя сброс денег на торговый зал Нью-Йоркской фондовой биржи, выдвижение свиньи в качестве кандидата в президенты и «левитацию» Пентагона .

Одна из первых протестных групп, чье использование юмора было названо «тактическим легкомыслием». [5] « Оранжевая альтернатива» — движение, возникшее в Польше в начале 1980-х годов как часть более широкой кампании «Солидарность» . [1] Они широко использовали визуальные шутки и театральные трюки в знак протеста против притеснений со стороны властей. [6] Общей темой было переодевание эльфов (иногда переводится как гномы или гномы). Оранжевую альтернативу описывают как наиболее «влиятельную из фракций солидарности», играющую центральную роль в обеспечении победы всего движения, отчасти благодаря успеху, которым пользовались их комедийные «хеппенинги» в привлечении внимания мировых средств массовой информации. [7] Протестное движение, которое частично ответственно за популяризацию современного использования «тактического легкомыслия», - это « Восстанови улицы » ( RTS ). [8] Они сформировались в 1991 году в Великобритании, частично вдохновленные антидорожными протестами предыдущих десятилетий, а частично — ситуационистами . В начале 1990-х годов RTS вдохновляла отколовшиеся группы в других странах по всему миру и принимала активное участие в организации международного капитализма — антикапиталистического мероприятия, проводившегося одновременно во многих городах 18 июня 1999 года Карнавала против . как J18 , иногда считается первым из крупных международных антикапиталистических протестов. В РТС сообщают, что многие их организаторы вдохновились самостоятельным чтением произведений Бахтина. [2]

В международных антикапиталистических протестах

[ редактировать ]
Тактическая легкомысленная платформа в окружении протестующих на акции протеста против сокращений в Лондоне в 2011 году.

Широкомасштабные международные антикапиталистические протесты , по общему мнению, зародились в период с 1998 по 2000 годы, когда были такие события, как протесты в Бирмингеме в 1998 году, G8 , J18 , протесты в Сиэтле в 1999 году в ВТО и протесты МВФ в Праге в 2000 году . [2] [9]

в 1999 году Демонстрации в Сиэтле сопровождались масштабными жестокими столкновениями с полицией. Во время протеста 2000 года в Праге демонстранты разделились на три большие группы, отчасти в зависимости от того, как они хотели взаимодействовать с властями. Был «Желтый марш» для традиционного ненасильственного протеста, «Голубой марш» для тех, кто был готов к физическому противостоянию полиции, и группа «Серебряно-розовая», которая описывается как использующая «тактическое легкомыслие». [9] эта группа оказалась наиболее успешной с точки зрения проникновения за кордон безопасности вокруг заседания МВФ. [8] В Праге также присутствовала небольшая группа, специально называвшая себя «Тактическое легкомыслие», которая состояла из группы самбы и тринадцати женщин из Йоркшира, одетых как розовые феи. [10]

Десять месяцев спустя группа протестующих, одетых в карнавальные наряды и вновь назвавших себя «Розовым и Серебряным блоком», или «Розовыми феями» , использовала термин «тактическое легкомыслие» для описания собственных методов протеста на 27-м саммите «Большой восьмерки» в Генуе . В их число входило размахивание «волшебными волшебными палочками» перед полицией и обучение «радикальных чирлидеров», а также использование «революционной катапульты для спагетти», предназначенной для «забрызгивания лидеров макаронами». Устройство не смогло поразить спагетти ни одного лидера, но, по словам журналиста Йохана Хари , « Розовым феям» удалось вызвать массовый смех в толпе. [11] [12] [13]

В начале 21 века тактическое легкомыслие часто использовалось на гораздо меньших мероприятиях, чем глобальные саммиты; например, группа «Миллиардеры за Буша» устраивала юмористические мероприятия на съездах республиканцев в США . По словам Дэвида Гребера , этот всплеск использования юмористической тактики протеста можно отчасти отнести к йиппи 1960-х годов и сапатистам , которые начали свою деятельность в 1990-х годах. [14]

На саммите «Большой восьмерки» в Шотландии в 2005 году тактическое легкомыслие снова было использовано протестующими, такими как Тайная повстанческая повстанческая армия клоунов. [15] группа, чьи театральные и карнавальные представления привлекли значительное внимание средств массовой информации и финансировались Советом по делам искусств Англии . [16] Широкомасштабное использование тактического легкомыслия во время протестов «Большой восьмерки» в 2001 и 2005 годах не привело к каким-либо ощутимым изменениям в политике, но этот метод продолжал использоваться, например, во время протестов, проведенных по поводу авиаперелетов в Хитроу , Англия, в 2007 году. [17] [18]

Тактическое легкомыслие было использовано во время протеста против сокращений в Лондоне в 2011 году . Некоторые из протестующих, придерживающихся тактического легкомыслия, полностью присоединились к основному маршу; другие следовали за анархистами черного блока , сами оставаясь ненасильственными. [19] Adbusters , журнал, которому приписывают начало глобального движения Occupy , призывал оккупантов использовать тактическое легкомыслие, хотя этот метод использовался лишь время от времени. Писатель и академик Люк Бретертон предположил, что тактическое легкомыслие позволяет протестующим олицетворять невыразимую иначе священную силу воображения, которая достигается частично за счет «использования огромных марионеток, танцев и уличного театра». [20]

Ответные протесты Ку-клукс-клана

[ редактировать ]

Марши Клана неизменно привлекают встречные протесты.

  • Молли Айвинс описывает один из них: «Недавний митинг Ку-клукс-клана в Остине вызвал эксцентричную контрдемонстрацию. Когда пятьдесят членов клана (их привезли на автобусе из Уэйко) появились перед столицей штата, их приветствовали пять тысяч местных жителей, которые оказалось на митинге «Moon the Klan». Граждане выходили как поодиночке, так и группами, иногда создавая великолепный эффект волны. [21]
  • В Северной Каролине группа клоунов, выкрикивающих силу жены и бросающих белую муку, превосходила численностью и перекрикивала членов Клана. [22]
  • В Южной Каролине Мэтт Бак унизил ККК, просто прогуливаясь с ними во время выступления на своем сузафоне . [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Деннис Бос и Маржолен т Харт (2008). Юмор и социальный протест . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–12, 141–147. ISBN  978-0-521-72214-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с Джон Картер и Дэйв Морланд (2004). Антикапиталистическая Британия . Нью Кларион Пресс. стр. 7–12, 84, 85, 90, 91. ISBN.  1-873797-43-5 .
  3. ^ Элеонора Берк Ликок и Ричард Б. Ли (1982). Политика и история в групповых обществах . Издательство Кембриджского университета. п. 10. ISBN  978-0-521-28412-7 .
  4. ^ Сэмми Басу (2007). « Небольшой дискурс за и против»: выравнивание смеха и его пуританской критики» . Международное обозрение социальной истории . 52 (С15): 95. дои : 10.1017/s0020859007003148 .
  5. В книге Грэма Честерса и Яна Уэлша «Сложность и социальные движения: протест на грани хаоса» 2007 года , но речь идет о методах, применявшихся в 1980-х годах.
  6. ^ Бронислав Мишталь (март 1992 г.). «Между государством и солидарностью». Британский журнал социологии . 43 (1): 55–78. дои : 10.2307/591201 . JSTOR   591201 .
  7. ^ Романиенко, Лисюня А. (2007). «Антагонизм, абсурд и авангард: демонтаж советского угнетения посредством использования театральных приемов польским «оранжевым» движением солидарности» . Международное обозрение социальной истории . 52 (С15): 133–151. дои : 10.1017/S0020859007003161 . ISSN   1469-512X .
  8. ^ Jump up to: а б Лис, Лоретта (2004). Освободительный город?: Парадоксы и возможности . Sage Publications Ltd., стр. 91–106. ISBN  0-7619-7387-7 .
  9. ^ Jump up to: а б Десмонд Туту и ​​Теодор Х. Макдональд (2005). Здоровье третьего мира: заложник здоровья первого мира . Radcliffe Publishing Ltd., стр. 12, 111. ISBN.  1-85775-769-6 .
  10. ^ Видал, Джон (23 сентября 2000 г.). «Карнавалисты прокрались с розовой революцией» . Хранитель . Лондон . Проверено 6 сентября 2009 г.
  11. ^ Хари, Иоганн (30 июля 2001 г.). «Неудача, приведшая к смерти Карло» . Новый государственный деятель . Проверено 6 сентября 2009 г.
  12. ^ Рэй, Роберт (6 марта 2005 г.). «Избегая дороги к хаосу» . Шотландец . Эдинбург . Проверено 6 сентября 2009 г.
  13. ^ Хари, Иоганн (17 июня 2005 г.). «Иоганн Хари: Эти протесты «Большой восьмерки» жизненно важны для мира, поэтому мы должны избегать насилия в Генуе» . Независимый . Лондон . Проверено 6 сентября 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  14. ^ Гребер, Дэвид (январь – февраль 2002 г.). «Новые анархисты» . Новый левый обзор . II (13). Новый левый обзор.
  15. ^ Скримшир, Стефан (2008). Политика страха, практика надежды . Континуум Интернэшнл. п. 156. ИСБН  978-1-84706-075-4 .
  16. ^ G8 Ты нас слышишь? (телевизионный документальный фильм). Великобритания: BBC 4 . 2005.
  17. ^ Джон Харрис (17 августа 2007 г.). «Бурные времена» . Хранитель . Лондон . Проверено 9 сентября 2009 г.
  18. ^ Поттер, Митч (18 августа 2007 г.). «Активисты нацелены на Хитроу; планируйте «тактическое легкомыслие», чтобы нарушить работу аэропорта, сосредоточьте внимание на экологическом ущербе, причиненном авиаперелетами». Торонто Стар .
  19. ^ Мейсон, Пол (2012). «Глава 3» . Почему это начинается повсюду: новые глобальные революции . Лондон, Версо. ISBN  978-1-84467-851-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Люк Бретертон (29 октября 2011 г.). «Настоящая битва за собор Святого Павла: движение «Оккупай» и политика тысячелетия» . Хаффингтон Пост . Проверено 18 февраля 2012 г.
  21. ^ Айвинс, Молли (1 мая 1993 г.). «Весело в бою» . Мать Джонс .
  22. ^ Винг, Ники (12 ноября 2012 г.). «Митинг сторонников превосходства белой расы в Северной Каролине был встречен контрпротестом клоунов и плакатами «власть жены»» . Хаффингтон Пост .
  23. ^ Коллинз, Бен (22 июля 2015 г.). «Знакомьтесь, человек, который победил ККК на тубе» . Ежедневный зверь .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41ae946940b9a8372695bbbf8f5c5d67__1718276160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/67/41ae946940b9a8372695bbbf8f5c5d67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tactical frivolity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)