Дело Нотр-Дама
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
« Дело Нотр-Дама» — действо Мишеля Мурра. [ фр ; это ] , Серж Берна [ фр ; это ] , Гилен Денуайе де Марбе и Жан Рюлье, члены радикального крыла леттристского движения , в пасхальное воскресенье, 9 апреля 1950 года, в соборе Парижской Богоматери в Париже, в то время как месса транслировалась в прямом эфире по национальному телевидению. Мурр, одетый в одежду доминиканского монаха и поддерживаемый своими сообщниками, выбрал тихий момент во время пасхальной мессы, чтобы подняться на трибуну и произнести перед всей общиной кощунственную антипроповедь о смерти Бога, написанную от Берны. [1] [ нужен лучший источник ]
Прокламация Мурра-Берны
[ редактировать ] Сегодня день Пасхи в Святом году, | Сегодня пасхальный день святого года , |
Последствия
[ редактировать ]Действие и события, предшествовавшие ему и последовавшие за ним, подробно описаны в автобиографии Мишеля Мурра. [2] Авторы акции, молодые представители богемы , связанные с леттризмом — авангардным движением, окружавшим Исидора Ису , — все были арестованы полицией. Разъяренная толпа выгнала протестующих из церкви. [3] Единственным, кого удерживали на какое-то время, был Мурр, бывший доминиканский монах и зачинщик всего дела. Пока решалась его судьба, десятки видных деятелей культуры, церкви и государства присоединились к дебатам в газетах о том, стоит ли (чаще) нет провокации.
В частности , «Комбат» , орган французского Сопротивления , начался с комментария его редактора Луи Пауэлса, осуждающего акцию; но резкое письмо в ответ Андре Бретона , в котором он нападал на Паувелса за его «частичный отчет» и защищал действия, обострило дебаты; [4] [5] ему были посвящены восемь дней освещения и действующий редакционный форум, насчитывающий в общей сложности около двадцати статей таких деятелей, как Жан Полан , Пьер Эммануэль, Морис Надо , господин комиссар полиции, кюре Сен-Пьера де Шайо, Габриэль. Марсель , Бенжамен Пере и Рене Шар .
Полиция и церковь, со своей стороны, не имея возможности оставить оскорбление безнаказанным, тем не менее хотели избежать его усиления посредством публичного суда. Через несколько дней они пригласили психиатра сомнительной честности, который порекомендовал запереть Мурра в приюте. Внимательные к делу участники дебатов «Комбат» выразили протест, и после вмешательства второго психиатра Мурр был освобожден 21 апреля.
Скандал нашел отклик в самом сердце леттристского движения. В соответствии с практикой агитации, на которой Ису основал свое движение в 1945 году, дело Нотр-Дама, тем не менее, подвергло испытанию радикальность Ису и его сторонников. Таким образом, акция способствовала зарождающемуся разрыву в движении между двумя блоками, которые можно было бы назвать соответственно «художественным» и «акционистским», разрыву, который два года спустя привел к расколу и образованию Леттристского Интернационала . Это произошло после того, как Гил Дж. Вулман , Жан-Луи Брау и Ги Дебор , главные агенты этого раскола, присоединились к движению леттристов, примкнув к акционистскому блоку ультра-леттристов, все еще отличавшемуся делом Нотр-Дама, и который, наряду с вместе с Иваном Щегловым и Берной образовали ЛИ. Именно LI, созданная по случаю интервенции, направленной против Чарли Чаплина , в период с 1952 по 1957 год экспериментировала с новыми формами искусства и действий, которые привели к созданию Ситуационистского Интернационала .
Участники дебатов о борьбе стремились приуменьшить важность акции в Нотр-Даме, указывая, что она не была беспрецедентной, поскольку 22 марта 1892 года молодые бланкисты прервали мессу, выкрикивая: «Да здравствует Республика! Да здравствует республика! Коммуна! Долой церковь!»
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Снаркаут: покончить с судом божьим!» . 24 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2003 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Мишель Мурр, Несмотря на богохульство , Джон Леманн, 1953; перевод с французского А.В. Филдинга
- ^ Грейл Маркус (1989) Следы губной помады: Тайная история 20-го века , предварительный просмотр в книгах Google, стр. 279-86.
- ^ Бушаренк, Мириам (2005) Репортаж L'universel , стр.94-6
- ^ Бретон, Андре (1950) Письмо Луи Пауэлсу о «скандале» Нотр-Дама» , в Combat , 12 апреля 1950, OC III , стр. 1024-5
Источники
- Бой . 10, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20 и 21 апреля 1950 года. Париж.
- Грейл Маркус . Следы губной помады: Тайная история ХХ века , 279 и далее. Лондон: Фабер и Фабер, [1989] 2002.
- Пчелиный строитель и Цви Негатор. Ситуационистская теория революции: присвоение. Том II Кляйнс Органон , 42. Штутгарт: Butterfly Verlag, 2007.