Изменение наклонения орбиты
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2009 г. ) |
Изменение наклонения орбиты — орбитальный маневр, направленный на изменение наклона вращающегося тела орбиты . Этот маневр также известен как смена орбитальной плоскости, поскольку плоскость орбиты наклоняется. Этот маневр требует изменения вектора орбитальной скорости ( дельта-v ) в узлах орбиты (т.е. в точке пересечения начальной и желаемой орбит, линия узлов орбиты определяется пересечением двух орбитальных плоскостей).
В общем, для изменения наклона может потребоваться очень большое значение дельта-v, и большинство планировщиков миссий стараются избегать их, когда это возможно, для экономии топлива. Обычно это достигается путем запуска космического корабля непосредственно с желаемым наклоном или как можно ближе к нему, чтобы свести к минимуму любое изменение наклона, необходимое в течение срока службы космического корабля. Облеты планет — наиболее эффективный способ добиться больших изменений наклона, но они эффективны только для межпланетных миссий.
Эффективность
[ редактировать ]Самый простой способ выполнить смену плоскости — выполнить прожиг вокруг одной из двух точек пересечения начальной и конечной плоскостей. Требуемая дельта-v — это векторное изменение скорости между двумя плоскостями в этой точке.
Однако максимальная эффективность изменения наклонения достигается в апоапсисе (или апогее ), где орбитальная скорость является самым низким. В некоторых случаях может потребоваться меньшая общая дельта-v, чтобы поднять спутник на более высокую орбиту, изменить плоскость орбиты в более высоком апогее, а затем опустить спутник на исходную высоту. [1]
В наиболее эффективном примере, упомянутом выше, нацеливание на наклон в апоцентре также меняет аргумент перицентра . Однако наведение таким образом ограничивает проектировщика миссии изменением плоскости только по линии апсид . [ нужна ссылка ]
Для переходных орбит Гомана начальная и конечная орбита находятся на расстоянии 180 градусов друг от друга. Поскольку плоскость переходной орбиты должна включать центральное тело, такое как Солнце, а также начальный и конечный узлы, для достижения переходной плоскости и выхода из нее может потребоваться два изменения плоскости на 90 градусов. В таких случаях часто более эффективно использовать маневр ломаной плоскости , при котором выполняется дополнительный прожиг, так что смена плоскости происходит только на пересечении начальной и конечной орбитальных плоскостей, а не на концах. [2]
Наклонение запутано с другими элементами орбиты
[ редактировать ]Важная тонкость выполнения изменения наклонения заключается в том, что наклонение кеплеровской орбиты определяется углом между эклиптическим севером и вектором, нормальным к плоскости орбиты (т.е. вектором углового момента ). Это означает, что наклонение всегда положительно и связано с другими элементами орбиты, прежде всего с аргументом периапсиса , который, в свою очередь, связан с долготой восходящего узла . Это может привести к появлению двух совершенно разных орбит с одинаковым наклонением.
Расчет
[ редактировать ]При чистом изменении наклонения изменяется только наклонение орбиты, в то время как все остальные характеристики орбиты (радиус, форма и т. д.) остаются такими же, как и раньше. Дельта-в ( ), необходимый для изменения наклона ( ) можно рассчитать следующим образом: где:
- это эксцентриситет орбиты
- это аргумент периапсиса
- это настоящая аномалия
- это среднее движение
- полуось большая
Для более сложных маневров, которые могут включать в себя сочетание изменения наклонения и радиуса орбиты, дельта-v представляет собой разность векторов между векторами скорости начальной орбиты и желаемой орбиты в точке перехода. Эти типы комбинированных маневров являются обычным явлением, поскольку более эффективно выполнять несколько орбитальных маневров одновременно, если эти маневры необходимо выполнять в одном и том же месте.
По закону косинусов минимальная Дельта-v ( ), необходимое для любого такого комбинированного маневра, можно рассчитать с помощью следующего уравнения [3]
Здесь и – начальная и целевая скорости.
Изменение наклонения круговой орбиты
[ редактировать ]Если обе орбиты круговые (т.е. ) и имеют тот же радиус, что и Delta-v ( ), необходимый для изменения наклона ( ) можно рассчитать с помощью: где - орбитальная скорость и имеет те же единицы измерения, что и . [1]
Другие способы изменить наклон
[ редактировать ]Некоторые другие способы изменения наклона, которые не требуют сжигания пороха (или помогают уменьшить необходимое количество пороха), включают:
- аэродинамическая подъемная сила (для тел в атмосфере, таких как Земля)
- солнечные паруса
Транзиты других тел, таких как Луна, также могут быть выполнены.
Ни один из этих методов не изменит требуемую дельта-V, они являются просто альтернативными средствами достижения того же конечного результата и, в идеале, уменьшат расход топлива.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бреуниг, Роберт А. «Основы космического полета: орбитальная механика» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Абилейра, Фернандо. Применения маневра сломанной плоскости для траекторий Земля-Марс (PDF) (Отчет) . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Оуэнс, Стив; Макдональд, Малькольм (2013). «Спиральная передача Гомана с изменением наклона, выполняемая системой малой тяги» (PDF) . Достижения астронавтики . 148 :719 . Проверено 3 апреля 2020 г. .