Jump to content

Межпланетная транспортная сеть

Это стилизованное изображение ITN призвано показать его (часто запутанный) путь через Солнечную систему . Зеленая лента представляет собой один из многих математически возможных путей вдоль поверхности темно-зеленой ограничивающей трубки. Места, где лента резко меняет направление, представляют собой изменения траектории в точках Лагранжа , а суженные области представляют собой места, где объекты задерживаются на временной орбите вокруг точки, прежде чем продолжить движение.

Межпланетная транспортная сеть ( ITN ) [1] представляет собой набор гравитационно определяемых путей через Солнечную систему которых объекту требуется очень мало энергии , для прохождения . ITN особенно использует точки Лагранжа как места, где траектории в пространстве могут быть перенаправлены с использованием небольшого количества энергии или вообще без нее. Эти точки обладают особым свойством: позволяют объектам вращаться вокруг них, несмотря на отсутствие объекта для вращения. [ нужны дальнейшие объяснения ] . Хотя для этого потребуется мало энергии, транспортировка по сети займет много времени. [2]

Межпланетные переходные орбиты являются решением гравитационной задачи трёх тел , которая в общем случае не имеет аналитических решений и решается с помощью приближений численного анализа . Однако существует небольшое количество точных решений, в первую очередь пять орбит, называемых « точками Лагранжа », которые являются орбитальными решениями для круговых орбит в случае, когда одно тело значительно более массивно.

Ключом к открытию Межпланетной транспортной сети стало исследование природы извилистых путей вблизи точек Лагранжа Земля-Солнце и Земля-Луна. Впервые их исследовал Анри Пуанкаре в 1890-х годах. Он заметил, что пути, ведущие к любой из этих точек и обратно, почти всегда на какое-то время останавливаются на орбите вокруг этой точки. [3] На самом деле существует бесконечное количество путей, ведущих к точке и от нее, и для достижения каждого из них требуется почти нулевое изменение энергии. На графике они образуют трубку с орбитой вокруг точки Лагранжа на одном конце.

Вывод этих путей восходит к математикам Чарльзу К. Конли и Ричарду П. МакГи в 1968 году. [4] Хитен , первый лунный зонд Японии, был выведен на лунную орбиту, используя аналогичное понимание природы путей между Землей и Луной . Начиная с 1997 года Мартин Ло , Шейн Д. Росс и другие написали серию статей, определяющих математическую основу, которая применяла эту технику к с помощью Genesis возвращению образцов солнечного ветра , а также к лунным и юпитерианским миссиям. Они назвали ее Межпланетной супермагистралью (IPS). [5]

Как оказалось, очень легко перейти от пути, ведущего к точке, к пути, ведущему обратно. Это имеет смысл, поскольку орбита нестабильна, а это означает, что в конечном итоге человек окажется на одном из исходящих путей, вообще не потратив энергии. Эдвард Белбруно ввёл термин « слабая граница устойчивости ». [6] или «нечеткая граница» [7] для этого эффекта.

При тщательном расчете можно выбрать . желаемый исходящий путь Это оказывается полезным, поскольку многие из этих путей ведут к некоторым интересным точкам в космосе, например, к Луне Земли или между галилеевыми спутниками Юпитера , в течение нескольких месяцев или лет. [8]

Для путешествий с Земли на другие планеты они бесполезны для зондов с экипажем или без экипажа, поскольку путешествие займет много поколений. Тем не менее, они уже использовались для переброски космических аппаратов к точке Земля-Солнце L 1 , полезной точке для изучения Солнца, которая использовалась в ряде недавних миссий, включая «Генезис» миссию , первой доставившую солнечного ветра на Землю образцы . . [9] Сеть также важна для понимания динамики Солнечной системы; [10] [11] Комета Шумейкера-Леви 9 следовала по такой траектории на пути столкновения с Юпитером. [12] [13]

Дальнейшее объяснение

[ редактировать ]

ITN основана на серии орбитальных путей, предсказанных теорией хаоса и ограниченной задачей трех тел, ведущих к орбитам вокруг точек Лагранжа и обратно — точек в пространстве, где гравитация между различными телами уравновешивается центробежной силой объекта, находящегося там. . в которых одно тело вращается вокруг другого, например системы звезда/планета или планета/луна, существует пять таких точек, обозначаемых L1 от до L5 Для любых двух тел , . Например, точка L 1 Земля-Луна лежит на линии между ними, где гравитационные силы между ними точно уравновешиваются центробежной силой объекта, находящегося там на орбите. Эти пять точек имеют особенно низкие требования к дельта-v и, по-видимому, обеспечивают передачу с наименьшей возможной энергией, даже ниже, чем обычная переходная орбита Гомана , которая доминировала в орбитальной навигации с начала космических путешествий.

Хотя силы в этих точках уравновешиваются, первые три точки (те, что находятся на линии между определенной большой массой, например, звездой , и меньшей массой, вращающейся по орбите, например, планетой ) не являются стабильными равновесия точками . Если космическому кораблю, Земля-Луна находящемуся в точке L 1 , дать хотя бы небольшой толчок от точки равновесия, траектория космического корабля отклонится от точки L 1 . Вся система находится в движении, поэтому космический корабль на самом деле не столкнется с Луной, а будет двигаться по извилистой траектории в космос. Однако вокруг каждой из этих точек существует полустабильная орбита, называемая гало-орбитой . Орбиты двух точек, L 4 и L 5 , стабильны, но гало-орбиты от L 1 до L 3 стабильны только порядка месяцев .

В дополнение к орбитам вокруг точек Лагранжа богатая динамика, возникающая в результате гравитационного притяжения более чем одной массы, дает интересные траектории, также известные как передача низкой энергии . [4] Например, гравитационная среда системы Солнце-Земля-Луна позволяет космическим кораблям преодолевать большие расстояния с очень небольшим количеством топлива. [ нужна ссылка ] хотя и по зачастую окольному маршруту.

Запущенный в 1978 году космический корабль ISEE-3 был отправлен на орбиту вокруг одной из точек Лагранжа. [14] Космический корабль смог маневрировать вокруг Земли, используя мало топлива, используя уникальную гравитационную среду. После завершения основной миссии ISEE-3 приступил к выполнению других задач, включая полет через геомагнитный хвост и пролет кометы. Впоследствии миссия была переименована в Международный исследователь комет (ICE).

Первой передачей низкой энергии с использованием того, что позже будет названо ITN, было спасение японской лунной миссии Hiten в 1991 году. [15]

Другим примером использования ITN была НАСА «Генезис» в 2001–2003 годах миссия Солнце-Земля , которая вращалась вокруг точки L 1 более двух лет, собирая материал, прежде чем была перенаправлена ​​​​в точку Лагранжа L 2 и, наконец, перенаправлена ​​оттуда обратно. на Землю. [1]

2003–2006 годов SMART-1 Европейского космического агентства использовал еще одну передачу низкой энергии от ITN. [ нужна ссылка ]

В более свежем примере китайский космический корабль «Чанъэ-2» использовал ITN для перемещения с лунной орбиты к точке L2 Земля-Солнце а , затем пролетел мимо астероида 4179 Тутатис . [ нужна ссылка ]

Астероиды

[ редактировать ]

Говорят, что путь астероида 39P/Отерма от внешней стороны орбиты Юпитера внутрь и обратно наружу следует по этим низкоэнергетическим путям. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Росс, С.Д. (2006). «Межпланетная транспортная сеть» (PDF) . Американский учёный . 94 (3): 230–237. дои : 10.1511/2006.59.994 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2013 г. Проверено 27 июня 2013 г.
  2. ^ «Межпланетная супермагистраль; Шейн Росс; Технологический институт Вирджинии» . Архивировано из оригинала 15 июня 2019 г. Проверено 30 декабря 2016 г.
  3. ^ Марсден, Дж. Э.; Росс, С.Д. (2006). «Новые методы небесной механики и проектирования миссий» . Бык. амер. Математика. Соц . 43 : 43–73. дои : 10.1090/S0273-0979-05-01085-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Конли, CC (1968). «Низкоэнергетические транзитные орбиты в ограниченной задаче трех тел». SIAM Journal по прикладной математике . 16 (4): 732–746. Бибкод : 1968SJAM...16..732C . дои : 10.1137/0116060 . JSTOR   2099124 .
  5. ^ Ло, Мартин В. и Росс, Шейн Д. (2001) Лунные врата L1: портал к звездам и за их пределы. Архивировано 15 января 2013 г. на Wayback Machine , конференция AIAA Space 2001, Альбукерке, Нью-Мексико.
  6. ^ Эдвард А. Белбруно; Джон П. Каррико (2000). «Расчет баллистических траекторий перемещения Луны с границей слабой устойчивости» (PDF) . Конференция специалистов по астродинамике AIAA/AAS. Архивировано (PDF) из оригинала 20 ноября 2008 г. Проверено 29 августа 2017 г.
  7. ^ Фрэнк, Адам (сентябрь 1994 г.). «Обод Гравитации» . Обнаружить . Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 29 августа 2017 г.
  8. ^ Росс, С.Д., В.С. Кун, М.В. Ло и Дж. Э. Марсден (2003) Проект многолунного орбитального аппарата . Архивировано 8 января 2007 г. в Wayback Machine . 13-е совещание AAS/AIAA по механике космических полетов, Понсе, Пуэрто-Рико , документ № AAS 03–143.
  9. ^ Ло, MW и др. 2001. Проект миссии Genesis, Журнал астронавтических наук 49:169–184.
  10. ^ Бельбруно, Э. и Б.Г. Марсден. 1997. Резонансные прыжки в кометах . Астрономический журнал 113: 1433–1444.
  11. ^ Кун, Ван Сан; Ло, Мартин В.; Марсден, Джеррольд Э.; Росс, Шейн Д. (2000). «Гетероклинические связи между периодическими орбитами и резонансными переходами в небесной механике» (PDF) . Хаос: междисциплинарный журнал нелинейной науки . 10 (2): 427–469. Бибкод : 2000Хаос..10..427К . дои : 10.1063/1.166509 . ПМИД   12779398 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2018 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
  12. ^ Смит, Д.Л., 2002. Следующий выход: 0,5 миллиона километров. Архивировано 29 марта 2003 г. в Wayback Machine . Инженерное дело и наука LXV(4):6–15
  13. ^ Росс, С.Д. 2003. Статистическая теория внутреннего и внешнего перехода и вероятностей столкновений малых тел в Солнечной системе. Архивировано 8 января 2007 г. в Wayback Machine , Орбиты и приложения точки либрации (ред. Г. Гомес, М.В. Ло и Дж. Дж. Масдемонт). ), World Scientific , стр. 637–652.
  14. ^ Фаркуар, RW; Мухонен, ДП; Ньюман, К.; Хойбергер, Х. (1980). «Траектории и орбитальные маневры первого спутника точки либрации». Журнал руководства и контроля . 3 (6): 549–554. Бибкод : 1980JGCD....3..549F . дои : 10.2514/3.56034 .
  15. ^ Бельбруно, Э. (2004). Уловить динамику и хаотические движения в небесной механике: с помощью построения механизмов передачи низкой энергии . Издательство Принстонского университета . ISBN  9780691094809 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2014 г. Проверено 25 сентября 2006 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb2e140a555acb315de4b1eedf7e99e0__1714257900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/e0/cb2e140a555acb315de4b1eedf7e99e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Interplanetary Transport Network - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)