Органный концерт (Бах)

Иоганна Органные концерты Себастьяна Баха — это сольные произведения для органа , транскрибированные и переработанные из инструментальных концертов, первоначально написанных Антонио Вивальди и музыкально талантливым принцем Иоганном Эрнстом Саксен-Веймарским . Хотя в подлинности BWV 592–596 сомнений нет, шестой концерт BWV 597 теперь, вероятно, считается поддельным. Концерты, написанные во время второго периода правления Баха при дворе в Веймаре (1708–1717), точнее можно датировать 1713–1714 годами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Бах также сделал несколько транскрипций концертов Вивальди для одиночного, двух и четырех клавесинов точно того же периода в Веймаре. Оригинальные концерты были взяты из сочинения Вивальди «L'estro Armonico» , написанного в 1711 году, из двенадцати концертов для одной, двух и четырех скрипок . Публикация этих транскрипций Баха К.Ф. Петерсом в 1850-х годах и Брейткопфом и Хертелем в 1890-х годах сыграла решающую роль в возрождении Вивальди в двадцатом веке.
Транскрипции Веймарского концерта
[ редактировать ]В свой веймарский период Бах транскрибировал концерты, в частности, Антонио Вивальди и принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского для органа и клавесина. Большая часть транскрипций клавесина, вероятно, возникла в период с июля 1713 по июль 1714 года. Органные концерты, BWV 592–596, написаны для двух ручных клавишных инструментов и педали и, вероятно, возникли в период с 1714 по 1717 год. [ 6 ]
БВВ | Ключ | Модель |
---|---|---|
592 | соль мажор | Иоганн Эрнст Саксен-Веймарский : Концерт для скрипки с оркестром соль мажор, 8 |
593 | Несовершеннолетний | Вивальди , соч. 3 № 8: Концерт ля минор для двух скрипок, RV 522 |
594 | До мажор | Вивальди , RV 208: Концерт для скрипки с оркестром Grosso Mogul ре мажор |
595 | До мажор | Иоганн Эрнст Саксен-Веймарский : Концерт для скрипки до мажор , первая часть и/или BWV 984/1 |
596 | Ре минор | Вивальди , соч. 3 № 11: Концерт ре минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 565 |
Концерт соль мажор, BWV 592
[ редактировать ]Этот концерт представляет собой транскрипцию скрипичного концерта ля мажор 8 соль мажор . Тот же концерт Бах переложил для клавесина ( BWV 592a ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Движения: [ 6 ]
- [без указания темпа – «Аллегро ассаи» в оригинале]
- Могила (ми минор)
- [без указания темпа – «Presto e staccato» в оригинале, «Presto» в клавесинной версии Баха]
Концерт ля минор, BWV 593
[ редактировать ]Этот концерт представляет собой транскрипцию двойного скрипичного концерта Антонио Вивальди ля минор, соч. 3 № 8, РВ 522 . [ 6 ] [ 9 ]
Движения: [ 6 ]
- [без указания темпа – «Аллегро» в оригинале Вивальди]
- Адажио (без педали с двумя клавирами) (ре минор) ["Larghetto e Spiritoso" в оригинале Вивальди]
- Аллегро
Концерт до мажор, BWV 594
[ редактировать ]Этот концерт представляет собой транскрипцию скрипичного концерта ре мажор Антонио Вивальди для скрипки Grosso Mogul , RV 208, вариант которого, RV 208a, был опубликован как Op. 7 № 11. [ 6 ] [ 10 ]
Движения: [ 6 ]
- [без указания темпа – «Аллегро» в оригинале Вивальди]
- Речитатив: Адажио (Ля минор; «Речитатив: Могила» в оригинале Вивальди)
- Аллегро – Каденция – Аллегро
Концерт до мажор, BWV 595
[ редактировать ]Транскрипция первой части утраченного концерта принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, который был реконструирован как Концерт для двух скрипок до мажор . [ 6 ] [ 11 ] [ 12 ]
Всего одно движение, без указания темпа, но тоже обозначенное как Аллегро. [ 6 ]
Существует в варианте для клавесина BWV 984 (первая часть). [ 6 ]
Концерт ре минор, BWV 596
[ редактировать ]

- [Аллегро]
- Полный. Тяжелый – Фуге
- Широкий и отчетливый
- [Аллегро]
В этой транскрипции Концерта ре минор Вивальди для двух скрипок и виолончели облигато, Op.3, No.11 (RV 565), заголовок в рукописи с автографом был изменен сыном Баха Вильгельмом Фридеманом Бахом , который добавил: «di WF Bach manu mei Patris описать» шестьдесят или более лет спустя. В результате до 1911 года транскрипцию ошибочно приписывали Вильгельму Фридеману. Несмотря на то, что Карл Фридрих Цельтер , директор Sing-Akademie zu Berlin , где хранилось множество рукописей Баха, предложил в качестве автора Иоганна Себастьяна, транскрипция была впервые опубликована как произведение Вильгельма Фридемана в 1844 году в издании, подготовленном для CF. Петерс Фридриха Грипенкерля. Точная датировка и истинное авторство были позже установлены по рукописи: почерк и водяные знаки на рукописной бумаге соответствуют кантатам, которые, как известно, были сочинены Бахом в Веймаре в 1714–1715 годах.
Рукопись с автографом примечательна подробными описаниями регистрации органов и использования двух руководств. Как поясняется Уильямсом (2003) , их основная цель заключалась в том, чтобы дать возможность услышать концерт с желаемой высотой звука Баха. Маркировки также важны для того, что они показывают о практике исполнения того времени: во время исполнения одного произведения руки могли переключать мануалы, а органные остановки можно было менять. [ 13 ]
Первое движение. С самого начала в оригинальном произведении Вивальди создает необычную фактуру: две скрипки играют дуэтом, а затем им отвечает аналогичный дуэт для виолончели облигато и баса континуо. На органе Бах создает свою собственную музыкальную текстуру, меняя сольные партии в руках и записывая ответный дуэт на второе руководство. По мнению Уильямса (2003) , баховское перераспределение постоянно повторяющихся дрожаний в оригинале «не является заменой утраченной риторики струн». [ 14 ]
Второе движение. Плотное аккордовое письмо в трех вступительных тактах «Могилы» необычно и отличается от спецификации Вивальди «Adagio e spiccato». Бах адаптировал фугу к органу следующим образом: педаль не играет басовую партию оригинального аллегро, а играет аккомпанирующую роль, а не является отдельным голосом в фуге; письменность не делает различия между солистами и рипиено; части часто перераспределяются; и вводятся дополнительные полукваверные фигуры, особенно в области удлиненной педали, завершающей пьесу. Получившаяся фуга более плавная, чем оригинал, отличающийся четко очерченными участками. Уильямс (2003) отмечает, что то, как Вивальди переворачивает тему фуги, должно быть, понравилось Баху. [ 15 ]
Третье движение. Партитура для органа в ритурнели и сольных эпизодах этой части - форма [[siciliana|Siciliano] - необычна в сочинениях Баха для органа. Широко расставленные аккорды, сопровождающие сольную мелодию в оригинале, заменены простыми аккордами в левой руке. Для Грипенкерля сладость мелодии отражала нежную личность Вильгельма Фридемана. [ 16 ]
Четвертое движение. Последняя часть Op.3, No.11 написана в ритурнели A – B – A. форме В первых тактах первая и вторая скрипки играют in tutti вступительную тему с ее повторяющимися дрожаниями и резкими диссонансами. Бах использовал ту же тему для вступительного припева своей кантаты Ich Hatte Viel Bekümmernis, BWV 21 , впервые исполненной 17 июня 1714 года, незадолго до того, как плохое здоровье вынудило принца Иоганна Эрнста покинуть Веймар для лечения в Бад-Швальбахе .
Хотя каждое возвращение темы с ее хроматическим падающим басовым аккомпанементом узнаваемо мгновенно, распределение Бахом партий между двумя руководствами ( Oberwerk и Rückpositiv ) иногда может затмить резкое различие Вивальди между исполнителями соло и рипиено . Различные элементы струнного письма Вивальди, которые обычно выходят за рамки музыкального словаря Баха для органных композиций, включены напрямую или с небольшими изменениями в аранжировку Баха. Помимо диссонансных приостановок в начальных фигурах дрожания, они включают фигуры дрожания в параллельных терциях, нисходящие хроматические четверти и пульсирующие полудемикваверы и полукваверы в левой руке как эквивалент аккомпанемента струны тремоло . Ближе к концу пьесы Бах дополняет аккомпанемент в заключительном виртуозном сольном полукваверном эпизоде добавлением в нижних частях имитационных дрожащих фигур. Уильямс (2003) сравнивает драматический финал с его хроматическими четвертями, опускающимися в педальной партии, с финалом клавишной Симфонии ре минор, BWV 779. [ 17 ]
Концерт ми-бемоль мажор, BWV 597
[ редактировать ]Вероятно, не сочиненная и не переписанная Бахом, а скорее трио-соната композитора более позднего поколения, чем концерт. [ 18 ] [ 19 ]
Движения: [ 20 ]
- [без указания темпа]
- Джиттер
Стол
[ редактировать ]БВВ | Ключ | Движения |
---|---|---|
592 | соль мажор | [Аллегро] – Суровый – [Престо] |
593 | Несовершеннолетний | [Аллегро (или) Темпо Джусто] – Адажио – Аллегро |
594 | До мажор | [Аллегро] – Речитатив, Адажио – Аллегро |
595 | До мажор | [без указания темпа] |
596 | Ре минор | [Аллегро] - Могила - Фуга - Ларго и спиккато - [Аллегро] |
597 | Ми-бемоль мажор | [без указания темпа] – Джиттер |
Дискография
[ редактировать ]БВВ 592–597
[ редактировать ]- Ганс Фагиус (2000). Издание Баха , коробки 6 (компакт-диски 41 и 45) и 22 (компакт-диски 151–153 и 155). Записано в 1985–1986 и 1988–1989 годах. Блестящая классика 99365/3, /7; 99381/4, /5, /6, /8.
- Карл Рихтер (1974). Органные концерты , архивная продукция 431119-2, цифровой ремастеринг от Polydor International.
Оркестровые органные концерты
[ редактировать ]- Андре Исуар и Le Parlement de Musique под управлением Мартина Гестера (1993). Произведение для органа с оркестром . Включает BWV 29/1 и реконструкции BWV 1052a, 1053a и 1059a. Каллиопа CAL 9720.
- Барт Джейкобс и Лес Муффатти (2019). Концерты для органа и струнных . Включает Концерт ре мажор после BWV 169 и BWV 49, Концерт ре минор после BWV 146, BDW 188 и BWV 1052, Симфонию соль мажор после BWV 156, Симфонию фа мажор после BWV 75, Симфонию ре мажор после BWV 29 и BWV 120a, Концерт ре мажор после BWV 35 и BWV 1055, Концерт соль минор по мотивам BWV 1041 и BWV 1058. Раме (Outhere Music) RAM 1804.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойд 2006, стр. 80–83.
- ^ Кирпич 1997 г.
- ^ Джонс 2007, стр. 140–153.
- ^ Уильямс 2003, стр. 201–224.
- ^ Шуленберг 2013, стр. 117–139 и сноски, стр. 461–3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямс 2003 , стр. 201–224.
- ^ Работа 00674 на Bach Digital . сайте
- ^ Работа 00675 на Bach Digital . сайте
- ^ Работа 00676 на Bach Digital . сайте
- ^ Работа 00677 на Bach Digital . сайте
- ^ Работа 00678 на Bach Digital . сайте
- ^ Фрайбургский ансамбль поэтической музыки; Ганс Бергманн, дирижер. Кантата, концерт и соната . Хэнсслер Классик CD98.408, 2007 г.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 220–224.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 221–222.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 222–223.
- ^ Уильямс 2003 , с. 223
- ^ Уильямс 2003 , с. 223–224
- ^ Уильямс 2003 , с. 225.
- ^ Работа 00680 на Bach Digital . сайте
- ^ Уильямс 2003 , стр. 225–226.
Источники
[ редактировать ]- Бах, Дж.С. (2010), Дирксен, Питер (редактор), Сонаты, трио, концерты , Полное собрание органных сочинений (Breitkopf Urtext), том. 5 EB 8805, Висбаден : Breitkopf & Härtel , ISMN 979-0-004-18366-3 Введение (на немецком и английском языках) • Комментарии (английский перевод — комментарий в мягкой обложке, оригинал на немецком языке)
- Батлер, Грегори (2016), «Хоровой лофт как палата: согласованные движения Баха с середины до конца 1720-х годов», в Мэтью Дирсте (редактор), «Перспективы Баха», том 10, «Бах и орган» , University of Illinois Press , стр. 76–86, ISBN. 9780252040191
- Рампе, Зигберт (2014), «Сочинял ли Бах концерты для органа и оркестра?» (PDF) , Music & Worship (на немецком языке), 68 : 14–22, заархивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2016 г. , получено 1 июля 2018 г.
- Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , стр. 201–224, ISBN 0-521-89115-9
- Уильямс, Питер (2016), Бах: музыкальная биография , Cambridge University Press , ISBN 978-1107139251
- Вольф, Кристоф (2008), «Сицилиано и органные концерты: наблюдения над концертами И.С. Баха», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 97–114, ISBN. 978-0252031656
- Вольф, Кристоф (2016), «Написал ли Бах органные концерты? Предлагаю предысторию кантатных частей с органом облигато», в книге Дирст, Мэтью (редактор), Бах и орган , Перспективы Баха, том. 10, University of Illinois Press , стр. 60–75, ISBN. 9780252040191 , JSTOR 10.5406/j.ctt18j8xkb
Внешние ссылки
[ редактировать ]- На сайте IMSLP :
- BWV 592 и BWV 592a: Концерт для скрипки с оркестром соль мажор (Иоганн Эрнст Принц фон Заксен-Веймар)
- Органный концерт ля минор, BWV 593 (Бах, Иоганн Себастьян) и Концерт для 2-х скрипок ля минор, RV 522 (Вивальди, Антонио)
- Органный концерт до мажор, BWV 594 (И. С. Бах, Иоганн Себастьян)
- Органный концерт до мажор, BWV 595 (Бах, Иоганн Себастьян) и Концерт для скрипки до мажор (Иоганн Эрнст Принц фон Заксен-Веймар)
- Органный концерт ре минор, BWV 596 (Бах, Иоганн Себастьян) и Концерт ре минор, RV 565 (Вивальди, Антонио)
- Органный концерт ми-бемоль мажор, BWV 597 (Бах, Иоганн Себастьян)
- Страницы на Джеймса Кибби , веб-сайте Bach Organ Works содержащие бесплатную загрузку записей различных органов XVIII века в форматах AAC и MP3 : BWV 592 • BWV 593 • BWV 594 • BWV 595 • BWV 596