Ислам и музыка
Отношения между исламом и музыкой уже давно являются сложным и противоречивым вопросом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Некоторые мусульмане считают, что Коран и Сунна запрещают музыку (инструменты и пение); [ 6 ] однако другие мусульмане не согласны и считают, что некоторые формы музыки разрешены. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] Несмотря на это противоречие, музыка была популярна и процветала в разные времена и в разных местах исламского мира , часто во дворцах и частных домах, чтобы избежать цензуры. [ 9 ]
Во многих частях мусульманского мира религиозная и светская музыка хорошо развита и популярна. В последние десятилетия «появление совершенно нового поколения мусульманских музыкантов, которые пытаются объединить свою работу и веру», придало этому вопросу «дополнительное значение». [ 10 ]
Исторически исламское искусство и музыка процветали во время Золотого века ислама . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] тем не менее, он продолжал процветать до 19 века в Османской империи , Сефевидской империи и империи Великих Моголов . Османская музыка , в частности, превратилась в разнообразную форму музыкального искусства. Исламской музыке также приписывают влияние на европейскую и западную музыку; например, французский музыковед барон Родольф д'Эрланжер в своей оценке халифата Аббасидов в исламской истории приписывает Абу Насра Мухаммада аль-Фараби это влияние книге « Китабу л'мусики аль-кабир » («Великая книга музыки»). [ 14 ]
Обзор
[ редактировать ]Строго говоря, слова «исламская религиозная музыка» представляют собой противоречие. Практика ортодоксального суннитского и шиитского ислама не предполагает какой-либо деятельности, признаваемой в мусульманских культурах как «музыка». Мелодичное чтение Священного Корана и призыв к молитве занимают центральное место в исламе, но к ним никогда не применялись общие термины, обозначающие музыку. Вместо этого использовались специальные обозначения. Однако существует большое разнообразие религиозных и духовных жанров, в которых используются музыкальные инструменты, которые обычно исполняются на различных публичных и частных собраниях за пределами ортодоксальной сферы.
- Экхард Нойбауэр, Вероника Даблдей, Исламская религиозная музыка, Музыкальный словарь New Grove онлайн. [ 15 ]
Музыка и интерпретации исламского права
[ редактировать ]Вопрос о том, разрешена или запрещена музыка в исламе, является предметом споров среди ученых. [ 10 ] Коран . не упоминает конкретно музыку как таковую Некоторые ученые, однако, интерпретировали фразу «пустословие», которая не приветствуется, как включающую музыку. [ 10 ]
Музыка появляется в нескольких хадисах в неблагоприятном свете, например: «Пение прорастает лицемерие в сердце, как дождь прорастает растения». Но существуют разногласия по поводу достоверности этих повествований. [ 10 ] найдутся Другой хадис гласит: «Среди моей уммы люди, которые будут считать допустимым прелюбодеяние, шелк, алкоголь и музыкальные инструменты». [ 16 ] Но опять же, достоверность этого хадиса также подвергалась сомнению, особенно Ибн Хазм ад-Захири . [ 17 ]
Среди групп, которые считают, что Коран и исламская традиция «строго» запрещают музыку, есть салафиты . [ 18 ] Конфессии ваххабиты и деобанди . [ 10 ]
Современный историк-ориенталист Майкл Кук в своем обзоре исламской науки « предписывало хорошее и запрещало плохое » в соответствии с исламским законом обнаружил, что
Нападения на оскорбительные объекты - повсеместная тема... Есть, например, шахматные доски, которые нужно перевернуть, якобы священные деревья, которые нужно срубить, и декоративные изображения, которые нужно уничтожить или испортить... Но цели, которые упоминаются снова и снова спиртные напитки и музыкальные инструменты. (Исключение иногда делалось для бубнов, которыми объявляли о бракосочетании). [ 19 ]
Запреты на музыку редки или вообще отсутствуют в государствах с преобладающим мусульманским населением с момента прихода к власти Мухаммеда бин Салмана в Саудовской Аравии , но часто применяются там, где к власти пришли исламистские повстанцы – в Афганистане под Талибана ; властью [ 20 ] и, по крайней мере, по состоянию на январь 2013 года, «на большей части двух третей Мали … контролируемых исламскими повстанческими группировками». [ 21 ]
По словам великого муфтия университета Аль-Азхар , в исламских сводах нет ничего, запрещающего музыку:
традиции (хадисы), используемые теми, кто считает музыку харамом, если мы принимаем их за подлинность, их значение всегда уточняется (мукайад) тем фактом, что они упоминают тот тип музыки, который сопровождается аморальными действиями, употреблением алкоголя , блуд и другие пороки. Фактически, мы не знаем ни одного хадиса, осуждающего музыку, в котором не упоминались бы эти пороки. [ 22 ]
и эту музыку играли сахабы и табиуны :
Сообщалось от Пророка и многих его сподвижников (сахабов), их преемников (табиунов), великих лидеров школ права и юриспруденции, что они слушали и посещали музыкальные мероприятия, которые не сопровождались пороками или не были запрещены. действует. Этой точки зрения придерживаются многие ученые исламской юриспруденции (фукаха). Их фетва заключалась в том, что прослушивание музыкальных инструментов не может считаться харамом просто потому, что у них есть мелодия и звук. Однако харамом для человека становится их слушать только тогда, когда они становятся инструментом подстрекательства людей к аморальному и запрещенному поведению или когда они мешают человеку выполнять свои обязательные религиозные обязанности. [ 23 ]
Разновидности мнений
[ редактировать ]Существуют довольно большие разногласия по поводу того, какие исключения могут быть сделаны из запрета на музыку. Примеры того, что разрешено: вокал, но не инструменты; вокал, но только если публика одного пола; вокал и барабаны или вокал и традиционный односторонний барабан и бубен, но без других инструментов; любая музыка при условии, что она не является страстной, сексуальной и не содержит текстов, нарушающих исламские принципы.
- Некоторые мусульмане считают, что музыкальные инструменты запрещены и разрешен только вокал, но исполнитель должен быть того же пола, что и публика. [ 24 ]
- Музыка а капелла (независимо от аудитории) привела к богатой традиции религиозного пения в исламе. [ 10 ] В поддержку того, что пение является халяльным, правовед Абу Бакр ибн аль-Араби говорит: «Не существует достоверного хадиса о запрете пения», в то время как Ибн Хазм говорит: «Все, что сообщается по этому вопросу, является ложным и вымышленным». [ 25 ]
- Некоторые мусульмане считают, что барабаны разрешены, но другие инструменты запрещены. [ 10 ]
- Закир Наик утверждает, что музыкальные инструменты являются харамом, за исключением двух — дафа (традиционный односторонний барабан ) и бубна, которые также упоминаются в хадисах. [ 26 ]
- По мнению ученого-деобанди Мухаммада ибн Адама аль-Каусари , исключение из запрета на музыку может быть сделано для женщин, играющих на даф , на праздниках и фестивалях, по мнению группы меньшинства суннитского ислама и другой группы шиитов . [ 27 ] Это исключение происходит из хорошо известного хадиса, в котором две маленькие девочки пели женщине, и исламский Пророк Мухаммад велел Абу Бакру позволить им продолжать, заявив: «Оставьте их, Абу Бакр, ибо у каждого народа есть праздник Ид (т.е. праздник ), и этот день — наш праздник». [ 28 ]
- Другие мусульмане считают, что разрешены все инструменты при условии, что они используются для воспроизведения приемлемой или халяльной музыки, не вызывают сексуального возбуждения и не противоречат исламу. [ 25 ] Следовательно, существует долгая история инструментального сопровождения религиозных песен, особенно в шиитских и суфийских традициях. [ 10 ] Многие суфийские ордена используют музыку как часть своего поклонения, особенно в Каввали . представлениях [ 29 ]
- По данным Irish Times, «большинство мусульман» следуют точке зрения современных ученых, таких как Юсуф аль-Кардави, о том, что музыка запрещена «только в том случае, если она приводит верующего к действиям, которые четко определены как запрещенные, например, к употреблению алкоголя и незаконный секс». [ 10 ]
Имам аль-Газали сообщил несколько хадисов и пришел к выводу, что музыка сама по себе разрешена, сказав: «Все эти хадисы переданы аль-Бухари , а пение и игра не являются харамом». Он также ссылается на повествование от Хидра, в котором выражено положительное мнение о музыке. [ 30 ] [ 24 ]
По словам Хусейна Рашида, «современные ученые, в том числе шейх аль-Азхар Махмуд Шалтут, шейх Юсуф Карадави и аятолла Рухолла Хомейни, издали юридические постановления, разрешающие аудиоискусство (включая музыку), которое не побуждает людей идти против веры». [ 31 ] Среди известных людей, считающих музыку халяльной, — Абу Бакр ибн аль-Араби , Ибн аль-Кайсарани , Ибн Сина , Абу Хамид аль-Газали , Абд аль-Гани ан-Набулси , Руми , Ибн Рушд и Ибн Хазм . [ нужна ссылка ]
Юсуф аль-Кардави в своей книге «Дозволенное и запрещенное в исламе» утверждает, что песни/пение не являются харамом, если:
- тема песен «противоречит учению ислама», например, восхваление вина;
- «манера» пения является харамом, например, «сопровождаться вызывающими сексуальными движениями»;
- это приводит к «чрезмерному увлечению развлечениями», например, к пустой трате времени, которое следовало бы потратить на религию;
- если оно «возбуждает страсти, ведет к греху, возбуждает животные инстинкты и притупляет духовность»;
- если это делается «в сочетании с харамной деятельностью, например, на вечеринке с выпивкой». [ 25 ]
Шиитская интерпретация и Иран
[ редактировать ]Согласно хадисам, многочисленные иранские великие аятоллы ; Садик Хуссаини Ширази , Мохаммад-Реза Голпайгани , Лотфолла Сафи Голпайгани , Мохаммад-Таки Месбах-Язди , Ахмад Джаннати и другие постановили, что вся музыка и игра на инструментах являются харамом, независимо от цели. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ нужен лучший источник ] Великий аятолла Рухолла Хомейни придерживался аналогичной религиозной позиции, заявив 23 июля 1979 года: «Если вы хотите независимости своей страны, вы должны подавлять музыку и не бояться, что вас назовут старомодным. Музыка — это предательство нации и молодежи. " [ 35 ] Во время иранской революции Хомейни сказал: «...музыка подобна наркотику: тот, кто приобретает привычку, больше не может посвящать себя важной деятельности. Мы должны полностью ее искоренить». [ 36 ] С 1979 по 1989 год вся музыка на радио и телевидении была запрещена, за исключением редких «революционных песен», исполнявшихся в сильном боевом стиле . [ 37 ] После смерти Хомейни реформистские администрации Рафсанджани и Хатами постепенно сняли запрет на музыку. Нынешний верховный лидер Ирана Али Хаменеи в 2014 году заявил о своем восхищении западной музыкой : [ 38 ] и в настоящее время музыка официально разрешена в Иране правительством, если она иранская: иранская народная музыка , классическая музыка и поп-музыка . разрешена [ 39 ]
Сомнения по поводу запрета
[ редактировать ]По крайней мере, несколько источников обвиняют в запрете музыки не строгое толкование Священного Писания, а ассоциацию «модной» светской музыки «с эротическими танцами и выпивкой» (Джейкоб М. Ландау). [ 40 ] или «незаконное поведение, связанное с музыкой, а не с самой музыкой» (Хусейн Рашид). [ 31 ] По словам Рашида, Коран «не содержит прямых упоминаний о музыке», а хадисы содержат «противоречивые доказательства»; [ 31 ] Ландау утверждает, что ученые, враждебно настроенные по отношению к музыке, «полагались на принудительные интерпретации нескольких неясных отрывков Корана» или хадисов». [ 40 ]
Исламская музыка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |

Несмотря на запреты на музыку со стороны некоторых исламских ученых, во многих частях мусульманского мира религиозная и светская музыка хорошо развита и популярна. Исторически исламское искусство и музыка процветали во время Золотого века ислама . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Сегодня светские и народные музыкальные стили на мусульманском Ближнем Востоке встречаются в арабской музыке , египетской музыке , иранской музыке , турецкой классической музыке ; а в Северной Африке — алжирская и марокканская музыка . Южная Азия имеет отличительный стиль музыки – афганская , бангладешская , мальдивская , пакистанская музыка . [ 41 ]
Нашид - это мусульманская религиозная музыка для чтения, исполняемая на различные мелодии некоторыми современными мусульманами без каких-либо музыкальных инструментов или, возможно, с ударными инструментами. [ 42 ]
Музыка для общественных религиозных праздников включает в себя:
- Музыка тазие (шиитская) – страстная пьеса, изображающая мученическую смерть имама Хусейна , частично музыкальная драма, частично религиозная драма, редко исполняемая за пределами Ирана;
- Музыка Ашура (шиитская) - исполняется во время траура Мухаррама в память о смерти Имама Хусейна и его последователей.
- Тикири — от арабского слова зикр , означает поминание Бога, совершаемое кадирийскими суфийскими орденами народа ваяо или яо в Восточной и Южной Африке ( Танзания , Мозамбик , Малави , Зимбабве и Южная Африка );
- Манзума — моральные песни, исполняемые в Эфиопии ;
- Мадих набави – арабские гимны, восхваляющие Мухаммеда .
По крайней мере, по мнению одного ученого, Джейкоба М. Ландау, не только светская и народная музыка встречается в регионах мусульманского мира, но и в исламе есть своя собственная особая категория музыки - «исламская музыка» или «классическая исламская музыка». - которое начало развиваться «с приходом ислама около 610 г. н.э.» как «новое искусство». [ 40 ] Он сформировался из доисламской арабской музыки с «важным вкладом» персов , византийцев , турок , имазигенов (берберов) и мавров . Для этой музыки «характерна весьма тонкая организация мелодии и ритма», где «вокальная составляющая преобладает над инструментальной», нет гармонии, а только «одна мелодическая линия», и допускается индивидуальное участие музыканта, и действительно поощряется к импровизации». Основная территория, где она встречается, простирается «от долины Нила до Персии », и чем дальше путешествуешь, «тем меньше находишь неразбавленной исламской музыки». [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнольдс, Дуайт Ф. (апрель 2015 г.). Кембриджский спутник современной арабской культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 140. дои : 10.1017/CCO9781139021708.010 . ISBN 978-0-521-89807-2 .
Помимо прославления прошлой традиции рабынь, которых покупали и продавали из-за красоты их голосов и глубины их песенного репертуара, песня также выдвигает на передний план спорные вопросы, касающиеся допустимости музыки в мусульманском обществе. С момента зарождения ислама многие считали музыку недопустимым отвлечением от правильной религиозной жизни: музыка, заявляют они, является харамом (незаконным, недопустимым). Другие, однако, прославляли способность музыки способствовать эстетическому удовольствию, совместному празднованию и даже, при правильном использовании, средству достижения единения со Всемогущим здесь и сейчас, последнее является верой суфийских мистиков. В Ганни ли швайя музыка беззастенчиво прославляется, восхваляется за ее способность влиять на природу, лечить болезни, успокаивать сердце и привлекать девушек к танцу.
- ^ Перейти обратно: а б
Салхи, Камаль (декабрь 2013 г.). Музыка, культура и идентичность в мусульманском мире: исполнение, политика и благочестие . Рутледж. п. 5. ISBN 978-1-317-96310-3 .
Отношение к музыке [в мусульманском мире] всегда было двойственным, что выражалось в ряде противоречивых чувств и понятий: пристрастие и недоверие; божественно-дьявольский; возвышающе-разрушительный; допустимо-запрещено» (Шилоах и др.). Взгляды на допустимость музыки или искусства звука в мусульманском мире варьируются от полного отрицания до полного принятия, даже танцев и других телесных выражений.
- ^
Сумарсам (2011). «Прошлые и настоящие проблемы ислама в Центрально-Яванском гамелане и ваянг-кулите» . В Харнише, Дэвид Д.; Расмуссен, Энн К. (ред.). Божественное вдохновение: музыка и ислам в Индонезии . Издательство Оксфордского университета. стр. 45–79. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195385410.003.0002 . ISBN 978-0-19-538542-7 .
Рассмотрение религиозного пения и инструментальной музыки в контексте ислама чревато сложностью и двусмысленностью (Neubauer & Doubleday 2001/12, 599).
- ^
Расмуссен, Энн (август 2010 г.). Женщины, читаемый Коран и исламская музыка в Индонезии . Издательство Калифорнийского университета. п. 170. ИСБН 978-0-520-25549-4 .
О допустимости музыки в исламском контексте написано много, особенно среди исследователей арабской музыки, для которых эта тема кажется необходимой (см., например, аль-Фаруки 1985, 1986; Наср 2000; Нельсон 1985; Рэйси 1984 г.; Расмуссен 2008 г.; Фришкопф 1999 г.; 1989 г.; Оттербек и Дэниэлсон и Фишер 2002 г.; Выдающийся музыковед Амнон Шилоах описывает «бесконечные» дебаты о допустимости музыки, которые уже были очевидны в первые века существования ислама на Аравийском полуострове: «Во всех основных центрах ислама, простирающихся от Индии, Индонезии и Центральной Азии до Африки, законники Теологи, духовные лидеры, городские хранители нравственности, литераторы и лидеры мистических братств — все принимали участие в этой дискуссии, которая вызвала мнения, варьирующиеся от полного отрицания до полного допуск всех музыкальных форм и средств, включая противоречивый танец. Между двумя крайностями можно найти все возможные нюансы» (Шилоа 1997, 144).
- Эта цитата из Шилоа также цитируется (немного более полно) в: Остебё, Терье (декабрь 2021 г.). Справочник Рутледжа по исламу в Африке . Рутледж. п. 358. ИСБН 978-1-000-47172-4 .
- ^
Шилоах, Амнон (1995). Музыка в мире ислама: социокультурное исследование . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 60. ИСБН 978-0-8143-2970-2 .
В общем, отношение к музыке всегда было двойственным, что выражалось в ряде противоречивых чувств и понятий: пристрастие и недоверие; божественно-дьявольский; возвышающе-разрушительный; допустимо-запрещено.
- ^ Харрис, Диана (2006). Музыкальное образование и мусульмане . Книги Трентэма. п. 10. ISBN 978-1-85856-356-5 .
Раза (1991, стр. 60) писал: «Община неверно истолковывает ислам в соответствии со своими потребностями, и в хадисах есть много отрывков, описывающих музыку. Среди них часто цитируются: «Поющие ростки лицемерия прорастают в сердце, как дождь прорастает растения» (аль-Байхаки, в Ламбате, 1998); «Музыкальные инструменты являются одними из самых мощных средств, с помощью которых дьявол соблазняет людей» (Фармер, 1973, стр. 24-5). Вероятно, самым важным является хадис, переданный аль-Бухари, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в какой-то момент в будущем появятся люди из моей уммы (мусульманской общины), которые будут стремиться к законному прелюбодеянию, ношению шелка мужчинами, употребление вина и использование музыкальных инструментов.
- ^
Бейкер, Раймонд Уильям (июнь 2009 г.). Ислам без страха: Египет и новые исламисты . Издательство Гарвардского университета. п. 63. ИСБН 978-0-674-02045-0 .
Газзали также разъяснил основную предпосылку нового исламистского мышления, которое рассматривало искусство как один из многих мощных инструментов, данных человеку Богом... Газзали отверг идею, выдвинутую эмирами, о том, что пение является харамом, и, в частности, он решительно возражал против дальнейшее мнение, выдвинутое многими исламистами, как консервативными, так и экстремистскими, о том, что голос женщины является харамом и не должен быть услышан. С другой стороны, Газали также отказался поддержать мнение секуляристов о том, что все тексты, положенные на музыку, подходят для исламского общества...
- ^ Кук, Майкл (январь 2001 г.). Приказывать правильное и запрещать неправильное в исламской мысли . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-43160-6 .
Раннее утверждение противоположной точки зрения о том, что музыка разрешена, встречается у Муфаддала ибн Саламы фи. позже третьего/девятого века)
- ^ ван Ньюкерк, Карин (1998). « Час для Бога и час для сердца»: ислам, гендер и женские развлечения в Египте » . Журнал музыкальной антропологии Средиземноморья . 3 . ISSN 1825-621X .
С момента зарождения ислама вопрос о допустимости музыки и пения обсуждался. Обсуждалась не только законность исполнителя, но и публики. Как сторонники, так и оппоненты обосновывали законность своей позиции Кораном и хадисами, высказываниями Пророка. Как и в современном Египте, эти дебаты о законности музыки не помешали процветанию этого искусства во дворцах и частных домах (Sawa 1989; Stigelbauer 1975).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Ученые и музыканты горячо спорят о том, разрешена ли музыка или нет» . Ирландские Таймс. 21 июля 2006 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья, Прашанта; Гош, Тапан Кумар (14 декабря 2016 г.). Составление карты Республики Рушди: некоторые недавние исследования . Кембриджские ученые. ISBN 9781443855624 .
- ^ Перейти обратно: а б Больман, Филип В. (июнь 2013 г.). Возрождение и примирение: духовная музыка в создании европейской современности . Пугало Пресс. стр. 12–14. ISBN 978-0-8108-8269-0 .
- ^ Перейти обратно: а б ЖИЗНЬ Аладдина . Время домашних развлечений. 24 мая 2019 г. ISBN 9781547849031 .
- ^ Больман, Филип В.; Веркман, Мэри (7 июня 2013 г.). Возрождение и примирение: духовная музыка в создании европейской современности . Scarecrow Press, Чикаго. ISBN 978-0-8108-8269-0 – через Google Книги.
- ^ Нойбауэр, Экхард; Даблдей, Вероника (2001). «Исламская религиозная музыка» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.52787 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Сахих аль-Бухари , 5590.
- ^ ибн Хазм, Абу Мухаммад Али. Аль-Мухалла .
- ^ Шавит, Урия (2015). Шариат и мусульманские меньшинства: васати и салафитские подходы к фикху Аль-акаллийат Аль-Муслима . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875723-8 .
Музыка является одним из примеров: хотя она и разрешена васаси, она категорически запрещена салафитами, которые опираются на описание Ибн Таймийи, что она усиливает сатанинские состояния. Салафиты считают, что решения, узаконивающие музыку, отклоняются от путей саляфов, а те, кто их продвигает, не знают ислама». Запрет на музыку строгий... Исключений нет...
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.32.
- ^ Арманг, Бернат (25 сентября 2021 г.). «При Талибане процветающая музыкальная сцена замолкает» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Денселоу, Робин (15 января 2013 г.). «Запрет музыки в Мали исламистами «подавляет культуру, чтобы навязать власть» » . Хранитель . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «Фетва о музыке Великого муфтия и шейха Аль-Азхара» . 26 апреля 2012 г.
- ^ «Фетва о музыке Великого муфтия и шейха Аль-Азхара» . 26 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Магрини, Туллия (2005). Музыка и гендер: перспективы Средиземноморья . Издательство Чикагского университета. п. 270. ИСБН 0-226-50165-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с АЛЬ-КАРАДАВИ, ЮСУФ (13 декабря 2006 г.). «Пение и музыка в исламе» . Исламизм . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Разрешена ли музыка в Исламе? - Доктор Закир Наик , заархивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. , получено 16 июня 2021 г.
- ^ «Музыка и пение: подробная фетва» . СунниПат . Архивировано из оригинала 23 апреля 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
- ↑ Сахих Бухари: «Сахих Бухари, том 005, книга 058, хадис номер 268». Архивировано 16 января 2019 г. на Wayback Machine , получено 27 октября 2016 г.
- ^ «Есть ли место для музыки в исламе?» . Би-би-си . 07.08.2007 . Проверено 1 апреля 2008 г.
- ^ Центр суфизма и исламских исследований Шахбаз" получено 27 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рашид, Хусейн. «Музыка и ислам: более глубокий взгляд» . Азиатское общество . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «Исламская любовь Дуа Музыка и ислам » Темы часто задаваемых вопросов » Музыка» . www.islamiclovedua.com .
- ^ «Аятолла Сайед Садик Хусейни аль-Ширази » Темы часто задаваемых вопросов » Музыка» . www.english.shirazi.ir . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Бюро, Гарет Смит, Тегеран (13 марта 2015 г.). «Иранские аятоллы преподносят сюрприз» . Хранитель . Проверено 24 августа 2021 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Кифнер, Джон (24 июля 1979 г.). «Хомейни запрещает трансляцию музыки, заявляя, что она развращает иранскую молодежь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Музыка и власть в Иране: инструмент пропаганды и контроля – Qantara.de» . Qantara.de – Диалог с исламским миром . 23 апреля 2014 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Бэйли, Джон (2016). Война, изгнание и музыка Афганистана: рассказ этнографа. Тейлор и Фрэнсис, с. 109.
- ↑ The Telegraph: «Иранский аятолла Хаменеи обнаруживает удивительный вкус к западной музыке», получено 27 октября 2016 г.
- ↑ The Guardian (Тегеранское бюро): «Иранцы увеличивают громкость запрещенных мелодий», получено 27 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ландау, Джейкоб М. «Исламское искусство. Музыка» . Британника . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «Искусство Южной Азии – Музыка, инструменты, традиции | Британника» .
- ^ «Являются ли Нашиды Харамом? - Ислам: вопрос и ответ» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламское искусство, музыка Britannica.com