Комплексное видение
Английский термин «Комплексное видение» взят из работ Бертольта Брехта о театре и опере. Впервые встречается в примечаниях Брехта к « Трёхгрошовой опере» , впоследствии была опубликована отредактированная и дополненная версия. Этот текст можно найти в английском переводе под названием «Литераризация театра» 1931 года в книге Брехта о театре , где ключевой отрывок о сложном видении гласит:
«Необходимы некоторые упражнения в комплексном видении, хотя, возможно, важнее уметь думать над потоком, чем думать в потоке» (44).
Здесь Брехт описывает желаемую форму зрительской деятельности, при которой «поток» действия пьесы не полностью захватывает внимание зрителя, а вместо этого разделяется внутри и снаружи. Это часть многочисленных попыток Брехта открыть новые критические возможности для театра, что в данном случае подчеркивает своего рода экспертную отстраненность со стороны зрителя. Продолжая цитату выше:
«Более того, использование экранов навязывает и облегчает новый стиль игры. Этот стиль игры является эпическим стилем. Читая проекции на экране, зритель принимает позицию курения и наблюдения. Такая позиция с его стороны сразу требует лучшего и более четкого представления, поскольку безнадежно «увлечь» человека, который курит и, следовательно, довольно занят собой. Благодаря этим средствам вскоре можно будет получить театр, полный специалистов, точно так же, как есть спортивные арены. полно экспертов [...] К сожалению, следует опасаться, что титулов и разрешений на курение самих по себе недостаточно, чтобы побудить публику к более плодотворному использованию театра »(44).
Основным источником концепции комплексного видения на английском языке являются работы Раймонда Уильямса по этой теме, в том числе его «Достижение Брехта» 1961 года, опубликованное в журнале Critical Quarterly , а также соответствующие главы его «Современной трагедии» 1966 года и «Драмы» 1968 года. От Ибсена до Брехта . Здесь Уильямс развивает идею комплексного видения от брехтовского обсуждения публики и вместо этого к пьесам. Комплексное видение Уильямса отходит от метафоры Брехта о «сверху» и «внутри» потока действий в сторону типа двойного видения, которое представляет противоречия в социальной жизни, не пытаясь их разрешить.