Джон Игрок Нортон
![]() 1974 Norton F750 'космическая рама' | |
Производитель | Norton Motorcycle Company |
---|---|
Также называется | JPN, JPS Norton |
Материнская компания | Norton-Villiers / Norton Villiers триумф |
Производство | 1972-1974 |
Сборка | Norton Villiers Performance Center, Thruxton Circuit , Hampshire |
Сорт | F750 Racing Motorcycle |
Двигатель | воздушным охлаждением OHV с |
Власть | 69 л.с. (51 кВт) - 78 л.с. (58 кВт) |
Передача инфекции | 5 скоростей, цепный привод |
Сноски / ссылки [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] |
John Player Norton , также называемый JPN и JPS Norton , был серией гонщиков Formula 750 , изготовленных Norton Motorcycle Company с 1972 по 1974 год и спонсируемых сигарет производителем Джоном Племом . Двигатель для этих машин был получен из устройства, используемого в Norton Commando , который был разработкой Bert Hopwood 1948 года , разработанного 500 куб См . . [ 6 ] Отсутствие мощности от двигателя, по сравнению с другими производителями, дизайнера и гонщика Питера Уильямса, чтобы принять радикальный подход к дизайну шасси. Всадники велосипедов включали Уильямс, Фил Рид , Тони Раттер , Мик Грант , Джон Купер , Дейв Альдана и Дейв Кроксфорд .
Чтобы отпраздновать успех гонщиков, Norton выпустил ограниченную версию Commando Comm Commando, Shocks Special Norton John Player , стилизованную на гонщиках. [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]Питер Уильямс присоединился к новому гоночному магазину Norton Factory в 1970 году в качестве инженера по дизайну и разработке, а также гонками на фабрике. [ 3 ] В 1971 году Уильямс был предоставлен бюджет Деннисом Пуре , председателем Нортона, для создания одноразового прототипа Формулы 750. [ 8 ] Прототип показал достаточно хорошо, чтобы убедить в том, что потенциал использовать гонки для продвижения бренда Norton. [ 3 ] С спонсорством от Джона Плеума для продвижения своего John Player № 10 бренда сигарет John Player Norton Racing Team была создана в ноябре 1971 года. [ 9 ] [ 10 ] Нынешний чемпион мира по 250 куб. См Фил Рид был нанят в команду, как и бывший Suzuki гонщик GP Фрэнк Перрис, чтобы выступить в качестве менеджера команды. [ 8 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]1972
[ редактировать ]Двигатель | 45,5 куб 745 куб . См ( . |
---|---|
Отверстие / ход | 73 мм (2,9 дюйма) х 89 мм (3,5 дюйма) |
Максимальная скорость | 153 миль в час (246 км/ч) |
Власть | 69 л.с. (51 кВт) - 76 л.с. (57 кВт) |
Передача инфекции | 5 скоростей, цепный привод |
Тип кадра | Двойной колыбель |
Тормоза | Двойной 10 "диски (спереди); 8" барабан (задний) |
Колесная база | 1390 мм (55 дюймов) |
Масса | 365 фунтов (166 кг) ( сухой ) |
Сноски / ссылки [ 1 ] |
По сравнению с другими марками, двигатель Norton был снижен на питание, поэтому дизайн Уильямса пытался компенсировать это, уменьшив лобную зону и улучшив достопримечательности. Система монтажа изоластического двигателя была сохранена, но была построена более компактная версия кадра коммандос. Чтобы держать центр тяжести низкого уровня и позволить гонщику лучше подтянуть за экраном обтекания, использовались танки с паннерами. [ 11 ] [ 12 ] Концепция танков с каплями была не новой. Нортон использовал их на экспериментальной версии Manx , 1960 350 куб. См 40 м "Lowboy". [ 4 ] [ 13 ] Совсем недавно Dunstall использовал танки Pannier на своих гонщиках 750 Norton 1969 года, установив рекорд на круге в Palace в Пасхальный понедельник 1000 куб и выиграв гонку в Crystal . [ 14 ] Низкое положение топливных баков требовало, чтобы топливо было перекачивалось в небольшой резервуар для заголовка для подачи двух концентрических углеводов 32 мм с помощью механического насоса, управляемого качающимся рычагом. Запуск требовал, чтобы велосипед был натыкается вверх и вниз, чтобы запустить резервуар для заголовка. [ 12 ] Обтекание для велосипеда была разработана в ветряной туннеле Mira . [ 12 ] Тормоза были двойными дисками на передней части, правая кальева была установлена перед ногой вилки, а левая позади, когда с обеих сторон использовалась одна и та же вилка нога. Задний тормоз был барабаном Commando 8 ". [ 1 ]
Двигатель был разработан в течение всего сезона, и к концу сезона выработка достигла 69 л.с. до 76 л.с. при 7,5000 об / мин. [ 15 ]
От формирования команды до первой гонки, Daytona 200 , составляла всего десять недель, поэтому команде приходилось работать долгие часы, чтобы подготовить два велосипеда к гонке. Два велосипеда были готовы к Дейтоне, один для Уильямса, а другой для чтения, [ 11 ] Закончил в синих и белых цветах Джона Плейера. [ 5 ] Во время тренировки велосипеды начали перегреться, поэтому, как быстро, был установлен масляный холодильник от Chevrolet Corvair . Читайте законченное четвертое, и Уильямс ушел в отставку с сбоем коробки передач. [ 11 ]
В то время как команда была в Дейтоне, гоночный магазин завершил третий велосипед для Тони Раттера перед пасхальным трансатлантическим трофеем . [ 11 ] Читал британский капитан на трансатлантическом трофее, забив третье место в одной из гонок брендов , а Уильямс занял третье место в другом. [ 16 ]
Все три рабочего велосипеда ушли в отставку во время Формулы 750cc IOM TT . [ 17 ]
Уильямс выиграл Hutchinson 100 в Brands Hatch, Мик Грант возглавил процессию JPN, чтобы победить в Скарборо и Рид, выиграл финал британского сезона в гонке Брэндс на юге . [ 5 ]
Пять из этих моделей были сделаны, одна из которых сейчас находится в Национальном музее мотоциклов . [ 18 ] Три модели отправились в Испанию, когда они были избавлены от фабрики и участвовали в испанском F750 под баннером PDN, спонсируемым Vintners Pedro Domecq . [ 12 ]
1973: Монокок
[ редактировать ]1973 Norton Monocoque отображается | |
Двигатель | 45,5 куб 745 куб . См ( . |
---|---|
Отверстие / ход | 73 мм (2,9 дюйма) х 89 мм (3,5 дюйма) |
Коэффициент сжатия | 10.5:1 |
Максимальная скорость | 160 миль в час (260 км/ч) |
Власть | 76 л.с. (57 кВт) при 7200 об / мин |
Передача инфекции | Сухость сцепления , 5 скоростей, цепный привод |
Тип кадра | нержавеющая сталь Полумонококовая |
Тормоза | Фронт: Двойной 10 -дюймовый диски Задняя часть: одиночный диск 8½ " |
Грабли , тропа | 27 °, 98 мм (3,9 дюйма) |
Колесная база | 1420 мм (56 дюймов) |
Масса | 340 фунтов (150 кг) ( сухой ) |
Сноски / ссылки [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] |
Велосипед 72 года был остановкой, чтобы собрать команду. [ 5 ] Уильямс принял более радикальный подход для модели 1973 года, чтобы компенсировать дефицит власти близнеца Pushrod. Новый велосипед должен был иметь полумонококовое шасси с небольшой фронтальной областью и низким центром тяжести [ 2 ] неся масло и топливо как можно меньше. [ 4 ] Шасси было более жестким, чем трубчатая рама велосипеда 72 года, и двигатель перенесен на 1 », чтобы улучшить тягу. [ 5 ]
Монокок с двойной кожей была изготовлена из 600 отдельных кусочков из 22-х калибровки из нержавеющей стали , сварной вместе и весил 37 фунтов (17 кг). Он содержал топливные и нефтяные резервуары и был сформирован для охлаждающего воздуха в двигатель, а также для обеспечения воздушной коробки с эффектом RAM-AIR для карбюраторов. Изготовление прототипа началось в октябре 1972 года. Поскольку топливо хранилось в монококе, для подъема топлива в резервуаре для заголовка необходимо было механическое насос. [ 5 ] [ 19 ]
Передние вилки использовали стойки и Йоки из машин AJS Motocross с новыми лисовыми магниями. Для уменьшения непредвиденного веса ливаянные передние тормозные диски, активированные с двумя поршневыми кашелками Lockheed, были уменьшены до 10 дюймов, а 18-дюймовый литой магний 5 Spoke Spoke Front Wheel. Единственный диск 8½ "и литой колеса были установлены на задней панели. [ 3 ] [ 5 ]
Обтекание кожура , включающее волдыри для руля, и хвостовая часть сиденья была разработана в ветряной туннеле MIRA, а коэффициент сопротивления был уменьшен до 0,39. [ 5 ] Использовалась формованная цельная верхняя крышка для двигателя/монокока, сиденья и хвостовой части. [ 20 ] Ливрея была изменена с синего и белого года на культовом красном, белом и синем. [ 21 ]
Планируется использование версии двигателя 77 x 80 мм, но она все еще находилась в разработке, поэтому существующий двигатель длиной 73 x 89 мм «длинный удар» был сохранен. Высокое сжатие 10,5: 1 омега -поршни были установлены, кривошип легкий и переработана голова. Камера 3S использовалась со стальными толкальными. Большие 33 мм -концентрические карбюраторы были установлены, а двигатель производил 76 л.с. (57 кВт) при 7200 об / мин. [ 4 ] [ 5 ]
Чтобы преодолеть предыдущие отказы передачи, использовался переработанный первичный привод. Дополнительный подшипник аутригера и коленчатый вал, расположенный амортизатор, были установлены вместе с сухой сцеплением. [ 22 ] Основные гидрококс -звездочки были изменены, чтобы коробка передач запустилась на 25% быстрее, тем самым уменьшая крутящий момент на зубьях передачи. Передача также были переработаны. [ 5 ]
Было построено только три велосипеда плюс прототип. [ 4 ] [ 19 ] Один велосипед был готов, чтобы Уильямс проехал в Daytona 20073 года, но вышел на пенсию с проблемами карбюрации. На пасхальных трансатлантических трофейных гонках Джон Купер и Уильямс были в британской команде. Уильямс выиграл три гонки и был совместным лучшим бомбардиром. [ 2 ] Купер разбил свой 350 Yamsel в гонке поддержки в Mallory Park , и Дейв Кроксфорд занял его место в гонках на трофеи Mallory. [ 21 ] [ 23 ]
Уильямс выиграл TT Formula 750CC с Mick Grant Second, оба на Monocoques. [ 20 ] В Имоле через две недели после разбита МОМ Уильямс и сильно повредил велосипед. Велосипед был перестроен несколько лет спустя и перешел в частные руки. [ 4 ]
На чемпионате MCN Superbike Уильямс связал очки с Suzuki из Барри Шином , но титул достался Шину, когда он выиграл еще одну гонку. [ 20 ] [ 24 ] Дейв Кроксфорд выиграл британский чемпионат 750 куб. См в Нортоне в том же году. [ 19 ] [ 24 ]
Были также участвовать в гонках на выносливость, и для них монокок был оснащен сокращенным обтекателем, оснащенным двойными фарами. [ 7 ]
На финальной дорожной гонке сезона AMA, Онтарио , Калифорния , велосипед Уильямс разработал утечку топлива от Monocoque, и ему пришлось уйти из гонки. Товарищ по команде Дейв Алдана ушел в отставку после нескольких кругов с проблемами двигателя. [ 25 ] Алдана продолжала использовать монокок для гонок Daytona 200 и трансатлантических трофеев 1974 года. Велосипед был возвращен в Америку после гонок трофеев и хранился импортерами Нортона до 1977 года, когда он перешел в частные руки. [ 19 ]
В общей сложности Монокок выиграл 14 международных гонок в 1973 году. [ 19 ]
Размножения
[ редактировать ]В 2013 году Уильямс начал проект по производству репродукций монокок -гонщика 1973 года. Прототип в Национальном музее мотоциклов (Великобритания) и одного из гонщиков, принадлежащих Майку Брэйду, использовались для получения правильных размеров и спецификации. Первый производственный велосипед был запущен в марте 2014 года и доставлен клиенту в феврале следующего года. [ 3 ] Цена на велосипеде в 2016 году составила 74 000 фунтов стерлингов. [ 26 ] Производство было ограничено 25 машинами. [ 2 ]
1974: космический кадр
[ редактировать ]Питер Уильямс на космической рамке JPN 1974 года | |
Двигатель | 45,7 куб 749 куб . См ( . |
---|---|
Отверстие / ход | 77 мм (3,0 дюйма) x 80,4 мм (3,17 дюйма) |
Коэффициент сжатия | 10.5:1 |
Максимальная скорость | 165 миль в час (266 км/ч) |
Власть | 78 л.с. (58 кВт) при 7500 об / мин |
Передача инфекции | Сухость сцепления , 5 скоростей, цепный привод |
Тип кадра | Космический кадр |
Тормоза | Front: Twin 10,5 "диски Задняя часть: одиночный диск 8,5 дюйма |
Колесная база | 1410 мм (56 дюймов) |
Масса | 331 фунт (150 кг) ( сухой ) |
Сноски / ссылки [ 27 ] [ 22 ] [ 28 ] |
Модель 1974 года была построена с компактной космической рамой, чтобы поддерживать фронтальную область максимально небольшой, и была снова оснащена общеизвестным обтекателем в стиле пили. Изоластические крепления двигателя были сохранены. [ 22 ] Позже Уильямс утверждал, что решение о создании новой кадры, а не развивать монокок было политическим решением. [ 2 ] Механики предпочитали космос -каркасный велосипед, так как двигатель был более доступным и проще работающим. [ 28 ]
Передний тормоз был улучшен с двухпоршневыми создателями с двумя поршнями, действующими на двойной 10,5 в чугунных дисках Норвиля. [ 22 ]
Были сделаны четыре велосипеда космического кадры, а также прототип, который имел другой кадр. [ 28 ]
На новичке сезона в Дейтоне Уильямс финишировал 10-е место и был первым четырехтактным домом. [ 29 ] Уильямс и Кроксфорд были в британской команде для трансатлантических трофейных гонок несколько недель спустя. [ 30 ] Уильямс и Кроксфорд соревновались в ряде европейских гонок, таких как Imola [ 31 ] и спа , где Уильямс победил. [ 28 ]
На собрании игрока Джона в Сильверстоуне в августе Уильямс попробовал рамку прототипа с моношоковой задней подвеской. Это было предназначено для размещения двигателя Cosworth , но, поскольку он еще не был готов, был установлен механизм. И Уильямс, и Кроксфорд, на «обычном» космическом кадре, вышли на пенсию во время гонки. [ 32 ]
Позже, в августе в Оултон -Парке , Уильямс попал в серьезную аварию, когда комбинированное сиденье и танк -блок оторвались от велосипеда. Авария закончилась гоночной карьерой Уильямса. [ 33 ]
Дэйв Кроксфорд был занят 5 -м в гонке года в 1974 году в Мэллори -парке. [ 22 ]
Велосипед, на котором выиграл Уильямс в спа -салоне, был передан импортеру Benelux Norton Podevyn, и использовался в местных гонках F750. [ 28 ]
Фабрика избавилась от велосипедов в конце сезона. Используя один из велосипедов космического кадров, Бенджамин Грау под баннером PDN выиграл все четыре раунда испанского чемпионата FA750 1975 года. [ 22 ]
Конец производства
[ редактировать ]Двигатель на базе коммандос больше не был конкурентоспособным против двух японских ударов. Хотя Нортон поручил Косворту построить новый двигатель на основе своего двигателя DFV Formula 1 , он все еще развивался. Спонсорский спонсорство Джона была в течение 3 лет. в то время В то время, когда Norton Villiers триумф сталкивалась с финансовыми трудностями, была сокращена Norton Villiers. Спонсорская сделка с Джоном Иглером не была обновлена. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Национальный музей мотоциклов
[ редактировать ]Два JPS Nortons были выставлены в Британском Национальном музее мотоциклетных мотоциклов в Бирмингеме , танке с танком 1972 года и монококом 1973 года. [ 37 ] 16 сентября 2003 г. [ 38 ] Здания были охвачены огнем, а 600 мотоциклов были уничтожены или повреждены. Владелец музея Рой Ричардс поручил бывшему инженеру по разработке JPN Норману Уайту, который провел инженерный семинар Norton в Трукстоне, восстановить две машины, а также Cosworth Norton и коммандос -продюсер . Уайт собрал команду по реставрации, состоящую из членов оригинальной гоночной команды JPN: высококвалифицированного мастерства Джона Макларена, механика Питера Пикета и рисователя Базилика Найта. Команда Уайта получила четыре велосипеда, готовые к запланированному открытию музея в октябре 2004 года. Ричардс был настолько доволен качеством работы, что машины были размещены в фойе музея. Впоследствии Ричардс поручил Уайту построить еще 5 машин, в том числе второй танков с танком 1972 года и космический кадр 1974 года. [ 37 ]
Norton Commando John Player Special
[ редактировать ]
Чтобы извлечь выгоду из своих гоночных успехов, Нортон начал проектировать вариант коммандового стиля, чтобы выглядеть как гонщики John Player. Основываясь на коммандос Mark2a 850, машины были оснащены обтекателем в стиле выносливости с двумя фарами, подставками для заднего плита, манечным баком из стекловолокна, который установлен на расширенном стандартном стальном топливном баке и одном гоночном сиденье с большим горбом. Выхлопы были закончены в черном хром . Производство началось в апреле 1974 года, и было сделано около 200 из этой модели, более половины из которых пошли в США. [ 39 ] [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Cathcart 1996 , p. 38
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Хармон 2018 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Hewitt 2016 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Мгновенный 2018 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Cathcart 2008 .
- ^ Бэкон 1989 , с. 6–7.
- ^ Jump up to: а беременный Scaysbrook 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный Cathcart 2010 .
- ^ Маграт 1997 , с. 135.
- ^ Бэкон 1989 , с. 50–51.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Уильямс 2012 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Cathcart 1996 , p. 35
- ^ Cathcart 2019 .
- ^ «Каталог Дансталла» (PDF) . 1969 . Получено 14 мая 2021 года - через Archives.jampot.dk.
- ^ Cathcart 1996 , p. 36
- ^ « 72 матч -гонки - пауза для размышлений» . Американский мотоциклист . Июнь 1972 года. С. 22–24 . Получено 15 мая 2021 года .
- ^ «TT 1972 Формула 750cc Result Results - iomtt.com: веб -сайт TT #1 в мире» . www.iomtt.com . Получено 15 мая 2021 года .
- ^ Cathcart 1996 , p. 34
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Cotter 2012 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Джон Игрок Нортон, монокок -шедевр» . Мотоцикл безумный . 19 ноября 2018 года . Получено 19 мая 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Кроуфорд 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Cathcart 2018 .
- ^ Swift 1976 , p. 64
- ^ Jump up to: а беременный Чемпион 1977 .
- ^ Моисей 1973 , с. 58
- ^ Cathcart 2016 .
- ^ "Norton 750 Monocoque/Spaceframe/Cosworth" . www.italian.sakura.ne.jp . Получено 22 мая 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Inley 2019 .
- ^ «Славный Гудвуд» . www.rideforever.co.nz . Получено 23 мая 2021 года .
- ^ «Бренды Hatch Program» (PDF) . 12 апреля 1974 года . Получено 23 мая 2021 года - через Daveriley.weebly.com.
- ^ Оксли 2020 .
- ^ Wolollett 2004 .
- ^ Hewitt 2016 , стр. 296-297.
- ^ Купер 2019 .
- ^ Маграт 1997 , с. 138.
- ^ Игрок-Нортоны. Motorcycle News , 13 ноября 1974 года, P.Front Cover. Доступ 11 марта 2022 года
- ^ Jump up to: а беременный «Огонь в Национальном музее мотоциклов» . www.normanwhite.co.uk . Получено 23 мая 2021 года .
- ^ «Музей мотоцикла сгорел» . Хранитель . 17 сентября 2003 г. Получено 7 января 2023 года .
- ^ Siegal 2010 .
- ^ Сальвадори 2016 .
Библиография
[ редактировать ]- Эйнсли, Фил (25 декабря 2018 г.). "1973 Norton 750 Monocoque" . McNews . Получено 14 мая 2021 года .
- Эйнсли, Фил (4 апреля 2019 г.). «1974 Norton 750 Space Frame | John Player Special» . McNews . Получено 23 мая 2021 года .
- Бэкон, Рой Хант (1989). Norton Commando Нитон. ISBN 9780951420430 .
- Cathcart, Алан (март 1996 г.). «Джентльмен и игроки» (PDF) . Британский велосипедный журнал . С. 34–38 . Получено 15 мая 2021 года - через Davestestsandarticlics.weebly.com.
- Cathcart, Алан (сентябрь -октябрь 2008 г.). «Джон Игрок Нортон Монокок» . Moto Tech . Получено 22 мая 2021 года - через www.accessnorton.com.
- Cathcart, Alan (июль -август 2010). «1973 Джон Игрок Нортон Монокок» . Классика мотоцикла . Получено 15 мая 2021 года .
- Cathcart, Алан (май - июнь 2016 г.). «Путь впереди: Джон игрок Нортон Монокок Реплика Racer» . Классика мотоцикла . Получено 14 мая 2021 года .
- Cathcart, Алан (9 февраля 2018 г.). «1974 John Player Norton Spaceframe Racer Test: Last of the Line» . Drivemag Riders . Получено 14 мая 2021 года .
- Cathcart, Alan (январь -февраль 2019 г.). "Lowboy Racer: 1960 Norton 350cc 40m" . Классика мотоцикла . Получено 14 мая 2021 года .
- Чемпион Книга мотоциклетных дорожных гонок чемпионов . Studio Publications (Ipswich) Ltd. 1977. ISBN 978-0904584387 .
- Купер, Хэмиш (22 октября 2019 г.). «Доступные Нортоны» . Классика мотоцикла . Получено 24 мая 2021 года .
- Коттер, Том (2012). Harley in the Barn: больше великих рассказов об археологии мотоциклов . Миннеаполис, MN: Motorbooks. ISBN 978-1-61058-658-0 .
- Кроуфорд, Пит (18 августа 2020 г.). "Дэйв Кроксфорд" . Классический гонщик . Получено 22 мая 2021 года - через pressreader.com.
- Хармон, Пол (31 января 2018 г.). "Джон Игрок Нортон" . Retromotoplanet.com . Получено 15 мая 2021 года .
- Хьюитт, Сэм (февраль 2016 г.). «Из архива: Norton JPN Monocoque Replica Racer» . Классический велосипедный гид . Получено 14 мая 2021 года .
- Маграт, Дерек (1997) [1991]. Нортон полная история . Crowood Classics. Рамбсбери: Пресса Кроуд. ISBN 1-86126-062-8 .
- Моисей, Сэм (декабрь 1973 г.). «Последний танго в Онтарио» (PDF) . Цикл . Получено 19 мая 2021 года - через Badcurator.org.
- Оксли, мат (24 апреля 2020 года). « У тебя будет пара пинтов, потом иди и гонка»: разговаривать с Дейвом Кроксфордом » . Motor Sport Magazine . Получено 24 мая 2021 года .
- Сальвадори, Клемент (6 июля 2016 года). «1974 Norton Commando 850 John Player Replica» . Журнал Rider . Получено 24 мая 2021 года .
- Scaysbrook, Джим (12 ноября 2020 г.). "Norton JPS - Белый рыцарь" . Старый велосипед . Получено 22 мая 2021 года - через pressreader.com.
- Зигал, Марджи (2 июня 2010 г.). "Джон Плейтон Нортон Коммандос" . Классика мотоцикла . Получено 24 мая 2021 года .
- Свифт, Джим (1976). Поездка! : Полная книга больших велосипедов . Еовил: Фулис. ISBN 978-0-85429-220-2 .
- Уильямс, Питер (2012). Питер Уильямс предназначен для участия в гонках . Brooklands Books. ISBN 978-1-85520-956-5 .
- Woollett, Mick (2004). Нортон: Полная иллюстрированная история . Сент -Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN 978-0-7603-1984-0 .