Jump to content

Нортон Коммандос

Нортон Коммандос
1973 Коммандос 850
Производитель Нортон-Вильерс
Также называется SS, Hi-Rider, 850 Roadster, 850 Interstate
Двигатель 745 и 828 куб.см (45,5 и 50,5 куб. дюймов) с воздушным охлаждением двигателем OHV с параллельным двухцилиндровым
Максимальная скорость 115 миль в час (185 км / ч) (750) [1]
Власть 58 л.с. (43 кВт) при 6800 об/мин (750) [1]
Передача инфекции 4-скоростная (цепная)
Колесная база 56,75 дюйма (1441 мм)
Размеры Д : 87,5 дюймов (2220 мм)
Ш : 26 дюймов (660 мм)
Высота сиденья (номинальный) 33–34 дюйма (838,2–863,6 мм)
Масса 420 фунтов (190 кг) [1] ( сухой )
Запас топлива 10 л (2,2 имп галлона; 2,6 галлона США)

Norton Commando — британский Norton-Villiers мотоцикл с с верхнеклапанным расположением параллельным двухцилиндровым двигателем выпускавшийся компанией Norton Motorcycle с 1967 по 1977 год цилиндров . , В 1973 году он стал объемом 850 куб.см , а точнее 828 куб.см (50,5 куб.дюйма). У него была головка полукруглого типа, похожая на все двигатели Norton с верхним расположением клапанов с начала 1920-х годов.

За десять лет производства Commando пользовался популярностью во всем мире. В Великобритании он получал журнала Motor Cycle News пять лет подряд, с 1968 по 1972 год. награду «Машина года» [2] Всего было изготовлено около 60 000 коммандос. [3]

Associated Motor Cycles (AMC), материнская компания Norton, обанкротилась в 1966 году и была куплена компанией Manganese Bronze Holdings , которая уже владела Villiers Engineering , образовав Norton-Villiers . Председатель Деннис Пур увидел необходимость производства нового флагманского мотоцикла для замены устаревшего Atlas с двигателем объемом 750 куб.см. [4] [5] конструкция двигателя которого восходит к Берта Хопвуда 1947 года объемом 497 куб.см (30,3 куб.дюйма) двухцилиндровому Norton Model 7 . [6] Пур установил крайний срок, в который машина должна быть готова к выставке мотоциклов Earls Court 1967 года . [4] [5]

Бывший инженер Velocette Чарльз Удалл присоединился к AMC в 1961 году и спроектировал двухцилиндровый двигатель DOHC объемом 800 куб. См (49 куб. Дюймов) и прототип, построенный с использованием укороченной рамы перины . Внутри компании это было известно как P10 (проект 10). Пур создал команду дизайнеров для разработки P10, которую возглавил бывший инженер Rolls-Royce доктор Стефан Бауэр. Однако P10 был сложным, имел утечку масла и был дорогим в производстве; Команда разработчиков приступила к переработке двигателя, присвоив обновленному двигателю новый код Z26. [4] [5]

Вибрация является неотъемлемой проблемой вертикальных двойников. Бауэр считал, что классическая рама перины Norton усугубляет проблему и не была спроектирована в соответствии с хорошими инженерными принципами. Бауэр спроектировал новую раму на основе единственной верхней трубы диаметром 2,25 дюйма (57 мм) для увеличения жесткости, а двигатель был закреплен резиной, чтобы изолировать вибрации двигателя от водителя. [4] [5]

К лету 1967 года стало очевидно, что новый двигатель не будет достаточно развит для сентябрьской выставки Earls Court. Параллельно с новым двигателем был разработан существующий двигатель Atlas, который теперь выдавал большую мощность, чем Z26. Было принято решение отказаться от нового двигателя и подготовить к выставке новую модель с двигателем Atlas и рамой Бауэра. Пур хотел, чтобы новая машина выглядела существенно иначе, поэтому двигатель был наклонен вперед (у Norton традиционно были вертикальные цилиндры). [4] [5] и консультантам Вольфу Олинсу было поручено разработать новый кузов. Вольф Олинс разработал цельное сиденье и хвостовое оперение, которые сливались с баком и были выполнены из стекловолокна . [5]

Резиновые опоры двигателя вызывали проблемы при ускорении, задние опоры деформировались, из-за чего цепь соскакивала со звездочки двигателя. [4] [5] Главный инженер Norton-Villiers Бернард Хупер и его помощник Боб Тригг преодолели эту проблему, установив поворотный рычаг на пластинах двигателя/коробки передач, а не на раме, что позволило двигателю, коробке передач и поворотному рычагу двигаться как единое целое. [7]

Производство

[ редактировать ]

Производство машины изначально было сложным и располагалось в разных частях Англии: двигатели производились в Вулвергемптоне , рамы - в Манчестере , а компоненты и окончательная сборка производились в Беррейдж-Гроув, Пламстед . В конце 1968 года завод Пламстеда попал под действие обязательного приказа Совета Большого Лондона и был закрыт в июле 1969 года. При помощи государственной субсидии сборочная линия была перенесена в Норт-Уэй, Андовер ; с испытательным отделом в авиационном ангаре на аэродроме Тракстон . Производство рам было перенесено в Вулверхэмптон, где вторая производственная линия производила около 80 комплектных машин еженедельно. Компоненты и полные двигатели и коробки передач также были отправлены в одночасье из Вулвергемптона на сборочную линию в Андовере. [8]

Нортон Вильерс Триумф

[ редактировать ]

Из-за проблем, вызванных движком Combat, финансы Нортона ухудшились. К середине 1972 года группа BSA столкнулась с серьезными финансовыми проблемами из-за деятельности BSA и мотоциклов Triumph . Правительство предложило пакет финансовой помощи при условии слияния двух групп, и компания Norton Villiers Triumph (NVT). в 1973 году была создана [9]

У НВТ было четыре завода; Смолл-Хит , Бирмингем (бывший BSA), Мериден, Уэст-Мидлендс (Триумф) и два завода Norton в Андовере и Вулверхэмптоне. Чтобы повысить эффективность, НВТ решило сократить это число до двух заводов. [10] В конце 1973 года в Андовере были выпущены уведомления о сокращении, после чего на заводе была проведена сидячая забастовка. В Меридене также были выпущены уведомления о сокращении штата, в результате чего там длилась двухлетняя сидячая забастовка. Производство Commando было полностью перенесено в Вулверхэмптон. Сидячая забастовка в Меридене повлияла на производство Triumph в Смолл-Хит, поскольку они зависели от запчастей из Меридена. К концу 1974 года NVT потеряла более 3 миллионов фунтов стерлингов. [9]

В 1975 году министр промышленности отозвал кредит на 4 миллиона фунтов стерлингов и отказался продлевать экспортные кредиты компании. Затем компанию объявили конкурсным управляющим, и было объявлено о сокращении всего персонала на различных объектах. Чтобы избежать полной ликвидации, правительство поддержало создание компании NVT Engineering Ltd для производства запасных частей и завершения уже начатого производства коммандос. [11] К сентябрю 1977 года было укомплектовано 1500 коммандос. [10] [12] Остальные запчасти были проданы компании Andover-Norton. [13] который выпустил еще 30 машин. [10]

Технические детали

[ редактировать ]

Двигатель

[ редактировать ]
1969 Двигатель и коробка Commando объемом 750 куб.см.

Истоки двигателя Commando можно проследить до конца 1940-х годов, когда Norton Model 7 разработал двигатель Берт Хопвуд Twin объемом 497 куб.см (30,3 куб.дюйма) . Двухцилиндровая конструкция превратилась в 600-кубовый двигатель, затем в 650-кубовый Manxman и Dominator, пока его не заменил 750-кубовый Atlas , прежде чем он был выпущен как 750-кубовый Commando в 1967 году. [6]

Наклоненный вперед двигатель сохранил диаметр цилиндра и ход поршня двигателя Atlas 73 мм (2,9 дюйма) x 89 мм (3,5 дюйма). Степень сжатия была увеличена до 8,9:1, а двигатель дышал через два 30-мм Amal Concentric . карбюратора [7] а выходная мощность увеличилась до 58 л.с. (43 кВт) при 6500 об/мин. [5] Генератор машину заменил предыдущие магнето и динамо- . Точки для катушки зажигания были установлены на промежуточном валу с цепным приводом в задней части двигателя, где ранее располагалось магнето. Двигатель получил обозначение 20M3, причем 750 был моделью Norton 20, и этот двигатель был третьей версией двигателя. [7]

Когда производство двигателя было перенесено из Пламстеда в Вулверхэмптон, двигатель был обновлен: точки переместились от задней части двигателей к концу распределительного вала и стали доступны за пластиной на крышке газораспределительного механизма. Привод тахометра был перенесен с конца распределительного вала в положение ближе к центру. [7] Крышки клапанов, которые раньше были отлиты песком, на обновленном двигателе были отполированы. [14] Эти двигатели получили обозначение 20М3С. [7]

Трансмиссия сохранила предварительную 4-ступенчатую коробку передач Norton с новым диафрагменным сцеплением и тройной первичной передачей. Они были помещены в новую крышку из сплава, которая крепилась одним болтом. [5] Когда был представлен двигатель 850, коробка передач была усилена, а диски сцепления заменены на спеченную бронзу. [15] Для Mk3 850 был представлен гидравлический натяжитель первичной цепи, а крышка цепной коробки была заменена на крепление с 12 винтами в попытке устранить утечку масла. [16]

У Commando произошел преждевременный выход из строя коренных подшипников, и в конце 1971 года был введен более жесткий картер, а главный подшипник со стороны привода был заменен с шарикового на роликовый. [17] Наличие коренных подшипников качения с обеих сторон потребовало использования прокладок для контроля осевого люфта. [18] Сапун картера также был перенесен с распределительного вала в заднюю часть двигателя. [19]

Двигатель Combat был представлен в январе 1972 года и был основан на двигателе, используемом в серийном гоночном автомобиле. [20] На бою была отштампована буква «C» на верхней части двигателя. [21] и выдавал 65 л.с. (48 кВт) при 6500 об/мин. [22] за счет использования степени сжатия 10:1, распределительного вала из нержавеющей стали и карбюраторов диаметром 32 мм. [17] Распределительный вал SS сделал двигатель «пиковым» с небольшой мощностью, поэтому для улучшения ускорения общая передача была уменьшена. Это увеличивало вероятность превышения оборотов даже на высшей передаче, когда красная линия была достигнута на скорости 108 миль в час (174 км/ч). [18] Двигатель оказался ненадежным: вышли из строя коренные подшипники и сломались поршни. Проблемы с контролем качества движка Combat усугубили проблемы компании. На двигателе Commando цепь, приводящую в действие распределительный вал, было трудно регулировать, и ее часто пропускали во время технического обслуживания и ремонта. Поскольку точки были сбиты с распределительного вала, это привело к неправильному моменту зажигания, что усугубило проблемы. [18] Неисправности были устранены путем установки коренных подшипников «суперсмеси» и поршней с более низкой степенью сжатия. [17] у которых были отверстия для слива масла, а не прорези поршней, перенесенные от Атласа. [18] Около 1500 находящихся в производстве двигателей были переработаны в соответствии с пересмотренной спецификацией. [20] а также машины клиентов, находящиеся на гарантийном обслуживании. [17] На последних двигателях объемом 750 куб.см также была увеличена передача. Изменения в двигателе и гарантийных претензиях привели к тому, что в конце 1972 года публике стало доступно лишь несколько Commandos. [18] Двигатель 750 был снят с производства в конце 1973 года. [8]

В 1973 году объем двигателя был увеличен до 828 куб.см за счет увеличения диаметра цилиндра с 73 до 77 мм, и он продавался как 850. [23] Нижняя часть двигателя была усилена, и для фиксации цилиндров использовались более длинные болты. Коренные подшипники Superblend были сохранены. Были использованы более прочные поршни и приняты некоторые меры по устранению утечек масла. [15] На Mk3 850 в крышку ГРМ был установлен противодренажный клапан, который предотвращал слив масла из масляного бака в поддон, когда мотоцикл стоял. [16]

Используя концепцию, разработанную Дугом Хеле для близнецов Triumph, отдел исследований и разработок NVT под руководством Нормана Уайта разработал систему балансировки двигателя Norton для устранения вибраций Commando на низких скоростях. В системе использовался дополнительный шатун, фиктивный поршень и цилиндр под углом 90° к основным цилиндрам. Хотя эта система никогда не использовалась в производстве, аналогичная система позже использовалась Ducati на Supermono и BMW на F800 . [24]

Короткоходный двигатель 750 был представлен в 1974 году и использовался на заводских гоночных автомобилях . Он использовал диаметр цилиндра 77 мм от модели 850 с более коротким ходом коленчатого вала - 80,4 мм. Короткоходный двигатель предлагался в качестве опции на дороге John Player Special . [23]

Части цикла

[ редактировать ]

Коммандос использовал изоластическую раму, разработанную Бауэром, Хупером и Триггом. Roadholder Вилка была перенесена из Atlas, как и глушители. [5] диаметром 8 дюймов (200 мм) Был установлен передний тормоз TLS , который был опцией на предыдущих моделях. [25] Был установлен новый бак из стекловолокна, сужающийся к задней части, и сочетался с комбинированным сиденьем и задним брызговиком. Передняя часть сиденья имела два «крыла», простиравшихся по обе стороны бака. [5]

В 1969 году от американского импортера Berliner Motor Corporation были получены сообщения о пяти погибших из-за поломок рамы. Неисправности произошли вокруг передней бабки, и американские власти грозились запретить ввоз велосипеда. было проведено тщательное тестирование мотоцикла На испытательном полигоне в Чобхэме , и проблема была выявлена. Кен Спрейсон из Reynolds Tube Company , который изготовил рамы для Norton, разработал модифицированную рамку для решения этих проблем. В модификации существующая косынка рулевой колонки была заменена на трубку малого диаметра, а на эту трубку были перенесены верхние опоры двигателя и бензобака. [26]

Передняя часть была переработана в 1969 году, кожухи вилки и манжеты были заменены хромированными стойками с резиновым пыльником. [8]

Центральной подставкой было сложно пользоваться, она висела низко, из-за чего при поворотах она заземлялась. В конце 1970 года подставка была установлена ​​на пластинах двигателя, а не на раме, что было проще в использовании и обеспечивало больший дорожный просвет. Боковая подставка оказалась короткой и неустойчивой, ее заменили на более длинную с другим креплением. [8] Также в модели 1971 года герметичные подшипники рулевой головки и новые траверсы заменили предыдущие регулируемые подшипники. С появлением модели 850 в 1973 году вилки были снова изменены, чтобы изменить угол поворота рулевой колонки с 27° на 28°. [8] и добавлена ​​более прочная центральная подставка. [15]

Для правильной работы изоластической системы требовались правильные допуски. Допуски регулировались установкой металлических прокладок. Втулки были заменены в 1970 году, чтобы облегчить замену, а с появлением MK3 850 в 1975 году были установлены регулируемые втулки, что устраняет необходимость в прокладках и упрощает регулировку. [8]

Шины на Commando изначально были ребристыми спереди 3,00 x 19 и блочными сзади 350 x 19. После круга Малкольма Апхилла со скоростью 100 миль в час на 750-кубовом Production TT на острове Мэн TT в 1969 году на Triumph , оснащенном шинами Dunlop TT100 , Commando был обут в шины TT100 размером 360 x 19 спереди и 410 x 19 сзади. Позже эта ширина была изменена на 4.10 как спереди, так и сзади. [8]

Передний дисковый тормоз был добавлен в качестве опции с начала 1972 года и стал стандартом в середине 1972 года для всех моделей, кроме Hi Rider, в котором барабанные тормоза использовались до 1973 года. [18] Задний диск был установлен на Mk3 850 1975 года.

Модели объемом 750 куб.см

[ редактировать ]

Norton Commando был представлен в 1967 году на выставке Earls Court Show, а первые серийные мотоциклы были доступны в марте 1968 года. Каждый мотоцикл проходил дорожные испытания, и все неисправности устранялись перед поставкой. [8] Велосипеды были окрашены в зеленый гоночный британский цвет, а масляный бак и левая боковая крышка были окрашены в серебристый цвет. Рама и цилиндры двигателя были окрашены в черный цвет. [25] Модель получила ряд поломок рамы. [26]

Norton Commando 750 Fastback 1969 года цвета Fireflake Silver.

Первоначальная модель получила обозначение Fastback в марте 1969 года, чтобы отличать ее от недавно представленных моделей S и R. [8] Была установлена ​​модифицированная рама, чтобы преодолеть предыдущие поломки. [19] Mk2 Fastback был представлен в сентябре 1970 года. [9] с переработанными стойками, защитой цепи, легкосплавными рычагами со встроенным распределительным устройством. [27] и двигатель 20М3С. [7] Металлический бак, [8] передняя шина 4,10 х 19, [28] На MK3 1971 года были установлены направленные вверх выхлопные трубы и глушители мегафона с обратным конусом. [8] [29]

Двигатель «Боевой двигатель» был представлен в январе 1972 года на Mk4 Fastback. Последний из фастбэков, MkV, производился с ноября 1972 года до середины 1973 года как модель 1973 года и отличался улучшенными подшипниками кривошипа и стандартным распредвалом. Компрессия была снижена до 9,4:1. [19]

Модель R была представлена ​​в 1969 году в более традиционном стиле и ориентирована на американский рынок. Сиденье и бак из стекловолокна в фастбэке были заменены обычным баком емкостью 2,5 имп галлона (11 л; 3,0 галлона США), сиденье и заднее крыло были окрашены в синий или красный цвет. [30] Модель использовала двигатель 20М3 и выпускалась только в 1969 году. [7]

Также представленный в 1969 году и нацеленный на американский рынок. [30] Это была модель S в стиле скремблера с выхлопной системой слева высокого уровня. В модели использовался тот же бак из стекловолокна, что и в модели R, а также был введен центральный масляный бак, прикрытый боковыми панелями из стекловолокна. Бак и боковые панели были окрашены краской с металлическими чешуйками. Была установлена ​​хромированная фара диаметром 5 дюймов (130 мм), переднее крыло и защита цепи также были хромированы. Кожухи и манжеты вилки были заменены пыльником и хромированной стойкой. Производство продолжалось до появления модели SS 1971 года. [7]

Интерпол

[ редактировать ]
Полиция Уэст-Мидлендса , 1974 год или Нортон Интерпол 1975 года рядом с патрульной машиной.

После того, как некоторые полицейские силы проявили интерес к «Коммандос», Нил Шилтон был нанят из «Триумфа» для создания коммандос в соответствии со спецификациями полиции. Конечным результатом стала машина «Интерпола», которая хорошо продавалась полиции как внутри страны, так и за рубежом. Машина объемом 750 куб.см была оснащена багажниками, верхним коробом, обтекателем, креплениями для радио, полицейскими фонарями и вспомогательным оборудованием. [9]

Машина была впервые представлена ​​на Брайтонском байк-шоу в 1969 году и была оснащена обтекателем Avon с синим светом и кофрами Craven. Танк был заимствован из Atlas, но с измененной нижней частью, чтобы убрать верхнюю трубу рамы Commando, и с одним сиденьем. Шилтон ездил на велосипеде по Великобритании, демонстрируя его различным полицейским силам. После запуска производства основная машина собиралась на заводе, а аксессуары, такие как обтекатели и багажники, устанавливались за пределами завода. [31] Точная спецификация варьировалась в зависимости от требований отдельных сил. [30] Дисковый передний тормоз предлагался в качестве опции в 1971 году и стал стандартным в 1972 году. Для установки потребовался новый руль, чтобы главный цилиндр не выходил за обтекатель. Глушители с обратным конусом были установлены в 1972 году, но не подняты вверх, как другие модели линейки Commando, чтобы освободить место для кофров. Более крупный танк Interstate устанавливался с 1972 года. [32]

Большинство самолетов Интерпола были окрашены в белый цвет, но некоторые поставлялись в темно-синем или черном цвете и без обтекателей для использования в качестве автомобилей «без опознавательных знаков». [33]

Название «Интерпол» было сохранено для более позднего полицейского мотоцикла Norton Interpol 2 с роторным двигателем.

Производственный гонщик

[ редактировать ]

Серийный гоночный автомобиль с настроенным двигателем, передним дисковым тормозом и ярко-желтой окраской был представлен в 1970 году. Он стал известен как «Yellow Peril». Машина собиралась вручную в Центре производительности Нортона Вильерса на трассе Тракстон до 1972 года. [34]

Родстер Norton Commando 750cc

В марте 1970 года был представлен обновленный S под названием «Родстер». Он имел низкоуровневый выхлоп и наклоненные вверх глушители с обратными конусами. [9]

Версия Mk2 была представлена ​​в 1971 году. [14] а в 1972 году были установлены двигатель Combat и передний дисковый тормоз. [18]

В 1973 году родстер был доступен с двигателем 850, первоначально в качестве опции, но с октября 1973 года как единственный двигатель. [23] Производство родстера продолжалось до 1977 года, когда производство Commando прекратилось, хотя в последний год было выпущено несколько родстеров. [16] Родстер был самой популярной моделью Commando. [35]

СС был спущен на воду в мае 1971 года. [9] и представлял собой обновление модели S. Бак «арахис» меньшего размера был оснащен укороченным седлом. Переднее крыло было установлено высоко, и модель имела высоко расположенные трубы с каждой стороны, оснащенные глушителем типа «пишутер». Модель выпускалась всего 3 месяца. [7]

Привет Райдер

[ редактировать ]

Модель Hi Rider, выполненная в стиле Easy Rider , была выпущена в мае 1971 года. [9] Он отличался рулем в виде обезьяньей вешалки, сиденьем-бананом и «женской штангой». [36] Были установлены небольшая подсветка и бак на 2,0 имп галлона (9,1 л; 2,4 галлона США). [37] [8] Передний дисковый тормоз был представлен в 1973 году. [18]

Версия 850 была представлена ​​в 1973 году. [23] и прекращено в 1974 году. [38]

Фастбэк ЛР

[ редактировать ]

Fastback LR с увеличенной емкостью бензобака был доступен с июля 1971 года. Ориентированный на австралийский рынок, куда экспортировалась большая часть этой модели, в 1971 и 1972 годах было произведено около 400 машин. Модель имела укороченное сиденье с «крыльями». фастбэка и бак на 3,9 имп галлона (18 л; 4,7 галлона США). Танк был основан на танке, использовавшемся на Атласе, но с другим основанием для очистки верхней трубы Коммандос. [39] Машины были доступны в красной или зеленой окраске. [40]

Межгосударственный

[ редактировать ]
Модель Norton Commando 750 Interstate с характерным большим бензиновым баком туристического размера.

Interstate был представлен в январе 1972 года с использованием боевого двигателя. Был использован большой бензобак на 5,25 имп галлонов (23,9 л; 6,30 галлонов США), который вскоре был увеличен до 5,5 имп галлонов (25 л; 6,6 галлонов США). [41]

В 1973 году Interstate был доступен с двигателем 850, первоначально в качестве опции, но с октября 1973 года как единственный двигатель. [23] Производство Interstate продолжалось до 1977 года, когда производство Commando прекратилось. В последний год большая часть производства Commando приходилась на модель Interstate. [16]

Модели объемом 850 куб.см

[ редактировать ]

Более крупный двигатель 850 был первоначально представлен как альтернатива 750, но с конца 1973 года как единственный вариант. Все модели 850 были оснащены передним дисковым тормозом. [23]

1973 Нортон 850 Коммандос

Mk1 850 был представлен в марте 1973 года в версиях Roadster, Interstate, Hi Rider и Interpol с новым двигателем объемом 828 куб.см. Все они были оснащены дисковым передним тормозом и указателями поворота, а также имели уравнительную трубку между выхлопными трубами. [15]

Чтобы соответствовать европейским требованиям по шуму, Interstate и Roadster были доступны в версии Mk1A. [28] с более тихим выхлопом, использованием «кольцевого выпуска» и воздушной камерой большего размера. [16] Передаточное число второй передачи было увеличено, чтобы помочь пройти тест на шум. [19]

Mk2 был представлен в 1974 году в версиях Interstate, Roadster, Hi Rider и Interpol. Бочки снова стали окрашены в серебристый цвет, а объем бензобака на межштатной автомагистрали был уменьшен до 4,5 имп галлонов (20 л; 5,4 галлона США). Для родстера была доступна новая цветовая гамма: белая с красными и синими полосками. [16]

Interstate и Roadster по-прежнему были доступны для удовлетворения европейских требований по шуму, как Mk2A, [38] с более тихим выхлопом и большей воздушной коробкой. [16]

Джон Плейер Специальный
[ редактировать ]
1974 Джон Плейер, специальный выпуск

В 1974 году была представлена ​​ограниченная версия Commando, оснащенная кузовом, воспроизводящим успешные гоночные машины Формулы 750 , спонсируемые производителями сигарет John Player & Sons . Машина была создана на базе Mk2A 850 Commando. Всего было изготовлено около 200 таких машин, из них около 120 отправлено на экспорт в США. [42] Мотоцикл был дорогим: в США он продавался примерно за 3000 долларов, что на 500 долларов больше, чем стандартный Commando. [43]

В каталоге Norton указана модель, доступная с короткоходным двигателем, использованным на гоночном автомобиле 1974 года, либо в полной гоночной комплектации, либо отрегулированной для использования на дорогах. Неизвестно, сколько было выпущено 750-х. [42]

Нортон Коммандос Межштатный Mk3

Модель MK3 Commando объемом 850 куб.см была выпущена в 1975 году с улучшенными характеристиками: электрическим стартером, изолированной головкой для улучшения поглощения вибрации, левым переключением передач и правым ножным тормозом в соответствии с правилами транспортных средств США, а также задним дисковым тормозом. Электростартер не работал так, как планировалось, и мог не запустить холодный двигатель. [16]

Модельный ряд сократился всего до двух машин: Mk3 Interstate и Roadster. Спецификация оставалась неизменной до октября 1977 года, когда были выпущены последние машины, хотя в конечном итоге было выпущено несколько родстеров из-за более высокой продажной стоимости Interstate. [16]

Вес Mk3 увеличился до 492 фунтов (223 кг), что в сочетании с более высокой передачей сделало эту модель одной из самых медленных моделей Commando с максимальной скоростью около 105 миль в час (169 км/ч). Однако эта модель была самой надежной, маслонепроницаемой и прочной из всех «Коммандос». [34]

Прототипы

[ редактировать ]

Обновленная модель Norton 76 планировалась к выпуску в 1976 году, но в производство так и не поступила. Модель отличалась литыми колесами, двойными передними дисковыми тормозами, а также новым баком и сиденьем. [44] Также был выпущен прототип «900 Commando». [44] В частях цикла Commando использовался тройной двигатель Triumph T180 (двигатель T160 Trident увеличенного объема до 870 куб.см). [45] Также в разработке находилась 8-клапанная версия двигателя. [46]

Гонщики производства Norton Commando
1973 Norton Monocoque выставлен в Каслтауне, остров Мэн, в 1999 году.
Питер Уильямс на кадре JPN Space 1974 года.

С момента своего основания в 1967 году Commando принимала участие в гоночных соревнованиях. После успеха в 1969 году машин, представленных на заводах и дилерах, таких как Пола Смарта , вторая модель [47] [48] и 4-е места Мика Эндрю в производственном классе TT на острове Мэн, а также победа Мика Эндрю в производственном классе Hutchinson 100 на корабле Гаса Куна , входящего в состав Commando. [49] и 5-е место Питера Уильямса , [50] компания решила выпустить серийную гоночную модель , которая стала известна как Yellow Peril . [34]

Одна из первых побед мотоцикла была на Thruxton 500 1970 года с гонщиками Чарли Сэнби и Питером Уильямсом . в том году На острове Мэн 750 Production TT Уильямс был близок к победе, но у него кончился бензин, когда он уже был на финише, будучи лидером. [51] Один из первых мотоциклов был привезен итальянской командой, и на нем их гонщик Джулиано Эрманно выиграл гонку 100 Miglia di Imola 1970 года . [52] На гонке TT на острове Мэн в 1971 году Уильямс перед тем, как сойти с дистанции, установил новый рекорд круга - более 101 миль в час на 750 Production TT. [53]

При спонсорской поддержке John Player для продвижения своей марки сигарет John Player Special в ноябре 1971 года была создана гоночная команда John Player Norton для участия в соревнованиях Формулы 750 . [54] [55] действующий чемпион мира в классе 250сс Фил Рид В команду был принят Suzuki был принят бывший гонщик GP Фрэнк Перрис , а в качестве менеджера команды . Велосипеды были разработаны Питером Уильямсом. [56] [57]

В 1972 году Уильямс выиграл Hutchinson 100 в Брэндс-Хэтче, Мик Грант возглавил процессию японцев к победе в Скарборо , а Рид выиграл финал британского сезона на Брэндс- Гонке Юга . [58]

Новый мотоцикл был разработан в 1973 году с полумонококовым шасси , обеспечивающим небольшую лобовую площадь и низкий центр тяжести. [59] перенося масло и топливо как можно ниже. [60] коэффициент лобового В аэродинамической трубе MIRA был разработан обтекатель типа Peel, включающий блистеры руля и хвостовую часть сиденья, а сопротивления был уменьшен до 0,39. [58]

Всего в 1973 году монокок выиграл 14 международных гонок. [61] включая победу Уильямса в Формуле 750cc TT, а Мик Грант стал вторым. [62]

Модель 1974 года была построена с компактной пространственной рамой, чтобы сделать лобовую площадь как можно меньшей, и снова была оснащена полностью закрывающим кожухом в форме кожуха. [63] Уильямс и Дэйв Кроксфорд соревновались на ряде европейских соревнований, таких как Имола. [64] и Спа , где победила Уильямс. [65]

Спонсорство Джона Плейера продолжалось 3 года. Поскольку в то время материнская компания Norton, Norton Villiers Triumph , испытывала финансовые трудности, гоночная программа была сокращена. Спонсорское соглашение с Джоном Плейером не было продлено. [66] [67]

В 1975 году гоночная мастерская выпустила 10 безрецептурных клубных гонщиков TX750 «Thruxton Club». В машинах использовалась модифицированная рама Commando и короткоходный двигатель. [68] [69]

Возрождение коммандос

[ редактировать ]

После упадка Norton и прекращения производства Commando ряд компаний выпустили «новые» Commandos, либо повторно производя машины, построенные Norton, либо новые сборки с использованием недавно изготовленных деталей. К ним относятся:

Колорадо Нортон Воркс

Швед Мэтт Рэмбоу, эмигрировавший в США в 1984 году, открыл свою мастерскую в Долорес, штат Колорадо, в 1997 году. Восстановленные машины могут быть изготовлены по спецификациям клиентов, включая модернизацию современной подвески, тормозов и т. д. [70]

Винтажные реконструкции

Кенни Дрир начал восстанавливать Commandos в Vintage Rebuilds в 1990-х годах. Мастерская расположена недалеко от Портленда, штат Орегон . Дреер начал модернизировать перестроенные им машины, устанавливая современную подвеску, тормоза и другие обновленные компоненты. В 1999 году он выпустил около 50 машин VR880. VR880 имеет усиленный двигатель объемом 880 куб.см, обновленную подвеску и тормоза, а также на 80% использованы новые компоненты. Некоторые из них были оснащены алюминиевым кузовом ручной работы Эвана Уилкокса. [71] [72] [73]

Мотоциклетная компания Norvil

Компания Norvil была основана в 1980 году Лесом Эмери для производства запчастей для мотоциклов Norton. [74] Они являются совладельцами торговой марки Norvil (Norton-Villiers) и имеют бессрочную лицензию на использование названия Norton. Помимо производства запасных частей, они также производят целые коммандос. [75]

961 коммандос

[ редактировать ]
Нортон Коммандос 961

Вслед за VR880 Кенни Дрир из Vintage хотел создать совершенно новый мотоцикл в качестве преемника Commando. При финансовой поддержке Оливера Керме Дрер нанял небольшую команду дизайнеров и разработчиков во главе с Полом Гаудио (директором по дизайну и разработке), Саймоном-Пьером Смитом (ведущим инженером) и Патриком Лейшоком (тестирование, снабжение). Новая машина получила название 961. Производство Commando в Америке так и не началось из-за отсутствия финансирования, и компания закрылась в апреле 2006 года. [76]

Британский бизнесмен Стюарт Гарнер купил права на дизайн в 2008 году и основал новую фабрику в Донингтон-Парке , Лестершир . [77] Первая машина сошла с производственной линии в марте 2010 года. [78] 961 Commando был очень хорошо принят; его конструкция повторяла конструкцию старой , конструкции с толкателем но была более современной: мощность 79 л.с., пятиступенчатая коробка передач, подвеска Ohlins и эффективные дисковые тормоза. [79] Производство продолжалось более десяти лет, но завод в Донингтоне закрывается в 2020 году, а торговая марка и активы Norton были переданы индийской фирме TVS Motor Company , базирующейся в Солнечном парке, Солихалл. [80] TVS еще больше усовершенствовал дизайн и улучшил качество сборки, а «модернизированный» 961 был выпущен в 2023 году и получил большой успех. [81]

В кино и на телевидении

[ редактировать ]

Commando 850 используется в качестве мотоцикла главного злодея в фильме ужасов 1990 года « Я купил мотоцикл-вампир».

В сериале «Псих» (сериал, 2006 г.) S01E02: «Если вы действительно хотите быть инкогнито и похожим на стелса, просто запустите Noton Commando 750».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Браун 2004 , стр. 106–107.
  2. ^ Шоу, Алан. «Нортон Коммандос, Краткая история» . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
  3. ^ Хеншоу 2010 , с. 7
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Карри 2011
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хеншоу 2019
  6. ^ Jump up to: а б Бэкон 1989 , стр. 6–7.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смит 2008 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Белый 2020
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г «НортонВильерс» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 16 октября 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Чертополох 1989
  11. ^ «Нортон Вильерс Триумф» . api.parliament.uk . Хансард. 20 января 1976 года . Проверено 2 июня 2021 г.
  12. ^ «Последний сошедший с производственной линии, незарегистрированный, в 7 милях от нового Norton 850 Mk III Commando Interstate 1977 года, номер 336539, двигатель № 336539» . Бонэмс . Проверено 2 июня 2021 г.
  13. ^ «Оригинальные заводские детали Norton — Запчасти для мотоциклов Norton — Запасные части для Norton — Запчасти Commando — Запчасти Dominator» . andover-norton.co.uk . Проверено 2 июня 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б Хеншоу 2010 , с. 12
  15. ^ Jump up to: а б с д Хеншоу 2010 , с. 16
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеншоу 2010 , с. 17
  17. ^ Jump up to: а б с д Хитвуд 2018a
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Нортон Коммандос, 1972 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 30 мая 2021 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д «Служебные записки коммандос» (PDF) . Клуб владельцев Нортона . Проверено 30 мая 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Уильямс 2012
  21. ^ Вакер 2017
  22. ^ Хейнс 1990
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж «Нортон Коммандос, 1973 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 31 мая 2021 г.
  24. ^ «Тройной коммандос «Джейк» » . andover-norton.co.uk . Проверено 5 июня 2021 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Нортон Коммандос, 1968 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Тестирование фрейма коммандос» . Работаю в АМЦ . Проверено 29 мая 2021 г.
  27. ^ «История Нортон-коммандос» . www.classic-motorcycle-build.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  28. ^ Jump up to: а б «Мотоциклы Norvil — определите свой мотоцикл» . www.norvilmotorcycle.co.uk . Проверено 31 мая 2021 г.
  29. ^ «Нортон Коммандос, 1971 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б с Хеншоу 2010 , с. 13
  31. ^ «История Нортона Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 1 . Проверено 31 мая 2021 г.
  32. ^ «История Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 2 . Проверено 31 мая 2021 г.
  33. ^ «История Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 3 . Проверено 31 мая 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б с Хеншоу 2010 , с. 18
  35. ^ «Ссылка: Norton Commando: какой выбрать? — Классический мотоцикл» . Классический велосипедный узел, Великобритания . 5 апреля 2013 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  36. ^ «Нортон Коммандос Хай-Райдер» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  37. ^ «Рама Norton Commando Hi Rider 1975 года, № 328088, двигатель № 328088» . www.bonhams.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  38. ^ Jump up to: а б «Нортон Коммандос, 1974 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 31 мая 2021 г.
  39. ^ Смит 2017
  40. ^ "Norton 1973 Commando Fastback 750cc, 2-цилиндровый, верхнеклапанный двигатель" . Вчерашние дни . Проверено 30 мая 2021 г.
  41. ^ Хеншоу 2010 , с. 15
  42. ^ Jump up to: а б Победа 2010
  43. ^ Сальвадори 2016
  44. ^ Jump up to: а б Таншаноми, Питер (6 января 2015 г.). «Двухколесный вторник: последний вздох Изоластика Нортона» . Хуниверс . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
  45. ^ Брук 2002 , с. 125
  46. ^ Хайд, Норман. «История» . normanhyde.co.uk . Проверено 15 сентября 2018 г.
  47. ^ Guntrip 2015 , с. 167
  48. ^ «Результаты гонок TT 750cc производства 1969 года — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . www.iomtt.com . Проверено 3 июня 2021 г.
  49. ^ «Гас Кун Рейсинг 1969» . www.guskuhn.net . Проверено 3 июня 2021 г.
  50. ^ Guntrip 2015 , с. 222
  51. ^ Филиал 2018 г.
  52. ^ «Пиар Norton 750 Commando: Желтая опасность» . Мотоциклетный спорт (на итальянском языке). 21 апреля 2014 года . Проверено 13 мая 2021 г.
  53. ^ Смит 2013
  54. ^ Маграт 1997 , с. 135.
  55. ^ Бэкон 1989 , стр. 50–51.
  56. ^ Кэткарт 2010 .
  57. ^ Уильямс 2012 .
  58. ^ Jump up to: а б Кэткарт 2008 .
  59. ^ Хармон 2018 .
  60. ^ Январь 2018 года .
  61. ^ Коттер 2012 .
  62. ^ «Джон Плейер Нортон, шедевр-монокок» . Мотоцикл Безумный . 19 ноября 2018 года . Проверено 19 мая 2021 г.
  63. ^ Кэткарт 2018 .
  64. ^ Оксли 2020 .
  65. ^ Январь 2019 года .
  66. ^ Купер 2019 .
  67. ^ Маграт 1997 , с. 138.
  68. ^ «1975 «TX750» Thruxton Club Racer» . andover-norton.co.uk . Проверено 5 июня 2021 г.
  69. ^ «Брошюра о продажах NVT Norton «Thruxton Club» Racer» . Проверено 5 июня 2021 г. - через www.accessnorton.com.
  70. ^ Гарсон 2009
  71. ^ «Нортон Коммандос VR880» . Реставрации Дина Коллинсона . Проверено 5 июня 2021 г.
  72. ^ «Кенни Дрир Norton VR880 Commando Sprint Special 1972 года» . Велосипед-любопытный . 5 февраля 2020 г. Проверено 5 июня 2021 г.
  73. ^ Хойер 2016
  74. ^ «Компания Norvil Motorcycle поставляет запасные части, аксессуары и детали для мотоциклов Norton и Norvil» . Проверено 7 февраля 2017 г.
  75. ^ «Нортон Коммандос» . sumpmagazine.com . Август 2013 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  76. ^ Хойер 2004 , стр. 44–45.
  77. ^ Керр 2009
  78. ^ Аспель 2010
  79. ^ Обзор MCN 2009- [1]
  80. ^ Обзор жизни Стаффордшира [2]
  81. ^ Обзор MCN, 2023 г. - [3]

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1992ed106e8b8f8bbcb6cc7fb9ae23c__1714610280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/3c/f1992ed106e8b8f8bbcb6cc7fb9ae23c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Norton Commando - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)