Нортон Коммандос
Производитель | Нортон-Вильерс |
---|---|
Также называется | SS, Hi-Rider, 850 Roadster, 850 Interstate |
Двигатель | 745 и 828 куб.см (45,5 и 50,5 куб. дюймов) с воздушным охлаждением двигателем OHV с параллельным двухцилиндровым |
Максимальная скорость | 115 миль в час (185 км / ч) (750) [1] |
Власть | 58 л.с. (43 кВт) при 6800 об/мин (750) [1] |
Передача инфекции | 4-скоростная (цепная) |
Колесная база | 56,75 дюйма (1441 мм) |
Размеры | Д : 87,5 дюймов (2220 мм) Ш : 26 дюймов (660 мм) |
Высота сиденья | (номинальный) 33–34 дюйма (838,2–863,6 мм) |
Масса | 420 фунтов (190 кг) [1] ( сухой ) |
Запас топлива | 10 л (2,2 имп галлона; 2,6 галлона США) |
Norton Commando — британский Norton-Villiers мотоцикл с с верхнеклапанным расположением параллельным двухцилиндровым двигателем выпускавшийся компанией Norton Motorcycle с 1967 по 1977 год цилиндров . , В 1973 году он стал объемом 850 куб.см , а точнее 828 куб.см (50,5 куб.дюйма). У него была головка полукруглого типа, похожая на все двигатели Norton с верхним расположением клапанов с начала 1920-х годов.
За десять лет производства Commando пользовался популярностью во всем мире. В Великобритании он получал журнала Motor Cycle News пять лет подряд, с 1968 по 1972 год. награду «Машина года» [2] Всего было изготовлено около 60 000 коммандос. [3]
Фон
[ редактировать ]Associated Motor Cycles (AMC), материнская компания Norton, обанкротилась в 1966 году и была куплена компанией Manganese Bronze Holdings , которая уже владела Villiers Engineering , образовав Norton-Villiers . Председатель Деннис Пур увидел необходимость производства нового флагманского мотоцикла для замены устаревшего Atlas с двигателем объемом 750 куб.см. [4] [5] конструкция двигателя которого восходит к Берта Хопвуда 1947 года объемом 497 куб.см (30,3 куб.дюйма) двухцилиндровому Norton Model 7 . [6] Пур установил крайний срок, в который машина должна быть готова к выставке мотоциклов Earls Court 1967 года . [4] [5]
Бывший инженер Velocette Чарльз Удалл присоединился к AMC в 1961 году и спроектировал двухцилиндровый двигатель DOHC объемом 800 куб. См (49 куб. Дюймов) и прототип, построенный с использованием укороченной рамы перины . Внутри компании это было известно как P10 (проект 10). Пур создал команду дизайнеров для разработки P10, которую возглавил бывший инженер Rolls-Royce доктор Стефан Бауэр. Однако P10 был сложным, имел утечку масла и был дорогим в производстве; Команда разработчиков приступила к переработке двигателя, присвоив обновленному двигателю новый код Z26. [4] [5]
Вибрация является неотъемлемой проблемой вертикальных двойников. Бауэр считал, что классическая рама перины Norton усугубляет проблему и не была спроектирована в соответствии с хорошими инженерными принципами. Бауэр спроектировал новую раму на основе единственной верхней трубы диаметром 2,25 дюйма (57 мм) для увеличения жесткости, а двигатель был закреплен резиной, чтобы изолировать вибрации двигателя от водителя. [4] [5]
К лету 1967 года стало очевидно, что новый двигатель не будет достаточно развит для сентябрьской выставки Earls Court. Параллельно с новым двигателем был разработан существующий двигатель Atlas, который теперь выдавал большую мощность, чем Z26. Было принято решение отказаться от нового двигателя и подготовить к выставке новую модель с двигателем Atlas и рамой Бауэра. Пур хотел, чтобы новая машина выглядела существенно иначе, поэтому двигатель был наклонен вперед (у Norton традиционно были вертикальные цилиндры). [4] [5] и консультантам Вольфу Олинсу было поручено разработать новый кузов. Вольф Олинс разработал цельное сиденье и хвостовое оперение, которые сливались с баком и были выполнены из стекловолокна . [5]
Резиновые опоры двигателя вызывали проблемы при ускорении, задние опоры деформировались, из-за чего цепь соскакивала со звездочки двигателя. [4] [5] Главный инженер Norton-Villiers Бернард Хупер и его помощник Боб Тригг преодолели эту проблему, установив поворотный рычаг на пластинах двигателя/коробки передач, а не на раме, что позволило двигателю, коробке передач и поворотному рычагу двигаться как единое целое. [7]
Производство
[ редактировать ]Производство машины изначально было сложным и располагалось в разных частях Англии: двигатели производились в Вулвергемптоне , рамы - в Манчестере , а компоненты и окончательная сборка производились в Беррейдж-Гроув, Пламстед . В конце 1968 года завод Пламстеда попал под действие обязательного приказа Совета Большого Лондона и был закрыт в июле 1969 года. При помощи государственной субсидии сборочная линия была перенесена в Норт-Уэй, Андовер ; с испытательным отделом в авиационном ангаре на аэродроме Тракстон . Производство рам было перенесено в Вулверхэмптон, где вторая производственная линия производила около 80 комплектных машин еженедельно. Компоненты и полные двигатели и коробки передач также были отправлены в одночасье из Вулвергемптона на сборочную линию в Андовере. [8]
Нортон Вильерс Триумф
[ редактировать ]Из-за проблем, вызванных движком Combat, финансы Нортона ухудшились. К середине 1972 года группа BSA столкнулась с серьезными финансовыми проблемами из-за деятельности BSA и мотоциклов Triumph . Правительство предложило пакет финансовой помощи при условии слияния двух групп, и компания Norton Villiers Triumph (NVT). в 1973 году была создана [9]
У НВТ было четыре завода; Смолл-Хит , Бирмингем (бывший BSA), Мериден, Уэст-Мидлендс (Триумф) и два завода Norton в Андовере и Вулверхэмптоне. Чтобы повысить эффективность, НВТ решило сократить это число до двух заводов. [10] В конце 1973 года в Андовере были выпущены уведомления о сокращении, после чего на заводе была проведена сидячая забастовка. В Меридене также были выпущены уведомления о сокращении штата, в результате чего там длилась двухлетняя сидячая забастовка. Производство Commando было полностью перенесено в Вулверхэмптон. Сидячая забастовка в Меридене повлияла на производство Triumph в Смолл-Хит, поскольку они зависели от запчастей из Меридена. К концу 1974 года NVT потеряла более 3 миллионов фунтов стерлингов. [9]
В 1975 году министр промышленности отозвал кредит на 4 миллиона фунтов стерлингов и отказался продлевать экспортные кредиты компании. Затем компанию объявили конкурсным управляющим, и было объявлено о сокращении всего персонала на различных объектах. Чтобы избежать полной ликвидации, правительство поддержало создание компании NVT Engineering Ltd для производства запасных частей и завершения уже начатого производства коммандос. [11] К сентябрю 1977 года было укомплектовано 1500 коммандос. [10] [12] Остальные запчасти были проданы компании Andover-Norton. [13] который выпустил еще 30 машин. [10]
Технические детали
[ редактировать ]Двигатель
[ редактировать ]Истоки двигателя Commando можно проследить до конца 1940-х годов, когда Norton Model 7 разработал двигатель Берт Хопвуд Twin объемом 497 куб.см (30,3 куб.дюйма) . Двухцилиндровая конструкция превратилась в 600-кубовый двигатель, затем в 650-кубовый Manxman и Dominator, пока его не заменил 750-кубовый Atlas , прежде чем он был выпущен как 750-кубовый Commando в 1967 году. [6]
Наклоненный вперед двигатель сохранил диаметр цилиндра и ход поршня двигателя Atlas 73 мм (2,9 дюйма) x 89 мм (3,5 дюйма). Степень сжатия была увеличена до 8,9:1, а двигатель дышал через два 30-мм Amal Concentric . карбюратора [7] а выходная мощность увеличилась до 58 л.с. (43 кВт) при 6500 об/мин. [5] Генератор машину заменил предыдущие магнето и динамо- . Точки для катушки зажигания были установлены на промежуточном валу с цепным приводом в задней части двигателя, где ранее располагалось магнето. Двигатель получил обозначение 20M3, причем 750 был моделью Norton 20, и этот двигатель был третьей версией двигателя. [7]
Когда производство двигателя было перенесено из Пламстеда в Вулверхэмптон, двигатель был обновлен: точки переместились от задней части двигателей к концу распределительного вала и стали доступны за пластиной на крышке газораспределительного механизма. Привод тахометра был перенесен с конца распределительного вала в положение ближе к центру. [7] Крышки клапанов, которые раньше были отлиты песком, на обновленном двигателе были отполированы. [14] Эти двигатели получили обозначение 20М3С. [7]
Трансмиссия сохранила предварительную 4-ступенчатую коробку передач Norton с новым диафрагменным сцеплением и тройной первичной передачей. Они были помещены в новую крышку из сплава, которая крепилась одним болтом. [5] Когда был представлен двигатель 850, коробка передач была усилена, а диски сцепления заменены на спеченную бронзу. [15] Для Mk3 850 был представлен гидравлический натяжитель первичной цепи, а крышка цепной коробки была заменена на крепление с 12 винтами в попытке устранить утечку масла. [16]
У Commando произошел преждевременный выход из строя коренных подшипников, и в конце 1971 года был введен более жесткий картер, а главный подшипник со стороны привода был заменен с шарикового на роликовый. [17] Наличие коренных подшипников качения с обеих сторон потребовало использования прокладок для контроля осевого люфта. [18] Сапун картера также был перенесен с распределительного вала в заднюю часть двигателя. [19]
Двигатель Combat был представлен в январе 1972 года и был основан на двигателе, используемом в серийном гоночном автомобиле. [20] На бою была отштампована буква «C» на верхней части двигателя. [21] и выдавал 65 л.с. (48 кВт) при 6500 об/мин. [22] за счет использования степени сжатия 10:1, распределительного вала из нержавеющей стали и карбюраторов диаметром 32 мм. [17] Распределительный вал SS сделал двигатель «пиковым» с небольшой мощностью, поэтому для улучшения ускорения общая передача была уменьшена. Это увеличивало вероятность превышения оборотов даже на высшей передаче, когда красная линия была достигнута на скорости 108 миль в час (174 км/ч). [18] Двигатель оказался ненадежным: вышли из строя коренные подшипники и сломались поршни. Проблемы с контролем качества движка Combat усугубили проблемы компании. На двигателе Commando цепь, приводящую в действие распределительный вал, было трудно регулировать, и ее часто пропускали во время технического обслуживания и ремонта. Поскольку точки были сбиты с распределительного вала, это привело к неправильному моменту зажигания, что усугубило проблемы. [18] Неисправности были устранены путем установки коренных подшипников «суперсмеси» и поршней с более низкой степенью сжатия. [17] у которых были отверстия для слива масла, а не прорези поршней, перенесенные от Атласа. [18] Около 1500 находящихся в производстве двигателей были переработаны в соответствии с пересмотренной спецификацией. [20] а также машины клиентов, находящиеся на гарантийном обслуживании. [17] На последних двигателях объемом 750 куб.см также была увеличена передача. Изменения в двигателе и гарантийных претензиях привели к тому, что в конце 1972 года публике стало доступно лишь несколько Commandos. [18] Двигатель 750 был снят с производства в конце 1973 года. [8]
В 1973 году объем двигателя был увеличен до 828 куб.см за счет увеличения диаметра цилиндра с 73 до 77 мм, и он продавался как 850. [23] Нижняя часть двигателя была усилена, и для фиксации цилиндров использовались более длинные болты. Коренные подшипники Superblend были сохранены. Были использованы более прочные поршни и приняты некоторые меры по устранению утечек масла. [15] На Mk3 850 в крышку ГРМ был установлен противодренажный клапан, который предотвращал слив масла из масляного бака в поддон, когда мотоцикл стоял. [16]
Используя концепцию, разработанную Дугом Хеле для близнецов Triumph, отдел исследований и разработок NVT под руководством Нормана Уайта разработал систему балансировки двигателя Norton для устранения вибраций Commando на низких скоростях. В системе использовался дополнительный шатун, фиктивный поршень и цилиндр под углом 90° к основным цилиндрам. Хотя эта система никогда не использовалась в производстве, аналогичная система позже использовалась Ducati на Supermono и BMW на F800 . [24]
Короткоходный двигатель 750 был представлен в 1974 году и использовался на заводских гоночных автомобилях . Он использовал диаметр цилиндра 77 мм от модели 850 с более коротким ходом коленчатого вала - 80,4 мм. Короткоходный двигатель предлагался в качестве опции на дороге John Player Special . [23]
Части цикла
[ редактировать ]Коммандос использовал изоластическую раму, разработанную Бауэром, Хупером и Триггом. Roadholder Вилка была перенесена из Atlas, как и глушители. [5] диаметром 8 дюймов (200 мм) Был установлен передний тормоз TLS , который был опцией на предыдущих моделях. [25] Был установлен новый бак из стекловолокна, сужающийся к задней части, и сочетался с комбинированным сиденьем и задним брызговиком. Передняя часть сиденья имела два «крыла», простиравшихся по обе стороны бака. [5]
В 1969 году от американского импортера Berliner Motor Corporation были получены сообщения о пяти погибших из-за поломок рамы. Неисправности произошли вокруг передней бабки, и американские власти грозились запретить ввоз велосипеда. было проведено тщательное тестирование мотоцикла На испытательном полигоне в Чобхэме , и проблема была выявлена. Кен Спрейсон из Reynolds Tube Company , который изготовил рамы для Norton, разработал модифицированную рамку для решения этих проблем. В модификации существующая косынка рулевой колонки была заменена на трубку малого диаметра, а на эту трубку были перенесены верхние опоры двигателя и бензобака. [26]
Передняя часть была переработана в 1969 году, кожухи вилки и манжеты были заменены хромированными стойками с резиновым пыльником. [8]
Центральной подставкой было сложно пользоваться, она висела низко, из-за чего при поворотах она заземлялась. В конце 1970 года подставка была установлена на пластинах двигателя, а не на раме, что было проще в использовании и обеспечивало больший дорожный просвет. Боковая подставка оказалась короткой и неустойчивой, ее заменили на более длинную с другим креплением. [8] Также в модели 1971 года герметичные подшипники рулевой головки и новые траверсы заменили предыдущие регулируемые подшипники. С появлением модели 850 в 1973 году вилки были снова изменены, чтобы изменить угол поворота рулевой колонки с 27° на 28°. [8] и добавлена более прочная центральная подставка. [15]
Для правильной работы изоластической системы требовались правильные допуски. Допуски регулировались установкой металлических прокладок. Втулки были заменены в 1970 году, чтобы облегчить замену, а с появлением MK3 850 в 1975 году были установлены регулируемые втулки, что устраняет необходимость в прокладках и упрощает регулировку. [8]
Шины на Commando изначально были ребристыми спереди 3,00 x 19 и блочными сзади 350 x 19. После круга Малкольма Апхилла со скоростью 100 миль в час на 750-кубовом Production TT на острове Мэн TT в 1969 году на Triumph , оснащенном шинами Dunlop TT100 , Commando был обут в шины TT100 размером 360 x 19 спереди и 410 x 19 сзади. Позже эта ширина была изменена на 4.10 как спереди, так и сзади. [8]
Передний дисковый тормоз был добавлен в качестве опции с начала 1972 года и стал стандартом в середине 1972 года для всех моделей, кроме Hi Rider, в котором барабанные тормоза использовались до 1973 года. [18] Задний диск был установлен на Mk3 850 1975 года.
Модели
[ редактировать ]Модели объемом 750 куб.см
[ редактировать ]Norton Commando был представлен в 1967 году на выставке Earls Court Show, а первые серийные мотоциклы были доступны в марте 1968 года. Каждый мотоцикл проходил дорожные испытания, и все неисправности устранялись перед поставкой. [8] Велосипеды были окрашены в зеленый гоночный британский цвет, а масляный бак и левая боковая крышка были окрашены в серебристый цвет. Рама и цилиндры двигателя были окрашены в черный цвет. [25] Модель получила ряд поломок рамы. [26]
Фастбэк
[ редактировать ]Первоначальная модель получила обозначение Fastback в марте 1969 года, чтобы отличать ее от недавно представленных моделей S и R. [8] Была установлена модифицированная рама, чтобы преодолеть предыдущие поломки. [19] Mk2 Fastback был представлен в сентябре 1970 года. [9] с переработанными стойками, защитой цепи, легкосплавными рычагами со встроенным распределительным устройством. [27] и двигатель 20М3С. [7] Металлический бак, [8] передняя шина 4,10 х 19, [28] На MK3 1971 года были установлены направленные вверх выхлопные трубы и глушители мегафона с обратным конусом. [8] [29]
Двигатель «Боевой двигатель» был представлен в январе 1972 года на Mk4 Fastback. Последний из фастбэков, MkV, производился с ноября 1972 года до середины 1973 года как модель 1973 года и отличался улучшенными подшипниками кривошипа и стандартным распредвалом. Компрессия была снижена до 9,4:1. [19]
Р
[ редактировать ]Модель R была представлена в 1969 году в более традиционном стиле и ориентирована на американский рынок. Сиденье и бак из стекловолокна в фастбэке были заменены обычным баком емкостью 2,5 имп галлона (11 л; 3,0 галлона США), сиденье и заднее крыло были окрашены в синий или красный цвет. [30] Модель использовала двигатель 20М3 и выпускалась только в 1969 году. [7]
С
[ редактировать ]Также представленный в 1969 году и нацеленный на американский рынок. [30] Это была модель S в стиле скремблера с выхлопной системой слева высокого уровня. В модели использовался тот же бак из стекловолокна, что и в модели R, а также был введен центральный масляный бак, прикрытый боковыми панелями из стекловолокна. Бак и боковые панели были окрашены краской с металлическими чешуйками. Была установлена хромированная фара диаметром 5 дюймов (130 мм), переднее крыло и защита цепи также были хромированы. Кожухи и манжеты вилки были заменены пыльником и хромированной стойкой. Производство продолжалось до появления модели SS 1971 года. [7]
Интерпол
[ редактировать ]После того, как некоторые полицейские силы проявили интерес к «Коммандос», Нил Шилтон был нанят из «Триумфа» для создания коммандос в соответствии со спецификациями полиции. Конечным результатом стала машина «Интерпола», которая хорошо продавалась полиции как внутри страны, так и за рубежом. Машина объемом 750 куб.см была оснащена багажниками, верхним коробом, обтекателем, креплениями для радио, полицейскими фонарями и вспомогательным оборудованием. [9]
Машина была впервые представлена на Брайтонском байк-шоу в 1969 году и была оснащена обтекателем Avon с синим светом и кофрами Craven. Танк был заимствован из Atlas, но с измененной нижней частью, чтобы убрать верхнюю трубу рамы Commando, и с одним сиденьем. Шилтон ездил на велосипеде по Великобритании, демонстрируя его различным полицейским силам. После запуска производства основная машина собиралась на заводе, а аксессуары, такие как обтекатели и багажники, устанавливались за пределами завода. [31] Точная спецификация варьировалась в зависимости от требований отдельных сил. [30] Дисковый передний тормоз предлагался в качестве опции в 1971 году и стал стандартным в 1972 году. Для установки потребовался новый руль, чтобы главный цилиндр не выходил за обтекатель. Глушители с обратным конусом были установлены в 1972 году, но не подняты вверх, как другие модели линейки Commando, чтобы освободить место для кофров. Более крупный танк Interstate устанавливался с 1972 года. [32]
Большинство самолетов Интерпола были окрашены в белый цвет, но некоторые поставлялись в темно-синем или черном цвете и без обтекателей для использования в качестве автомобилей «без опознавательных знаков». [33]
Название «Интерпол» было сохранено для более позднего полицейского мотоцикла Norton Interpol 2 с роторным двигателем.
Производственный гонщик
[ редактировать ]Серийный гоночный автомобиль с настроенным двигателем, передним дисковым тормозом и ярко-желтой окраской был представлен в 1970 году. Он стал известен как «Yellow Peril». Машина собиралась вручную в Центре производительности Нортона Вильерса на трассе Тракстон до 1972 года. [34]
Родстер
[ редактировать ]В марте 1970 года был представлен обновленный S под названием «Родстер». Он имел низкоуровневый выхлоп и наклоненные вверх глушители с обратными конусами. [9]
Версия Mk2 была представлена в 1971 году. [14] а в 1972 году были установлены двигатель Combat и передний дисковый тормоз. [18]
В 1973 году родстер был доступен с двигателем 850, первоначально в качестве опции, но с октября 1973 года как единственный двигатель. [23] Производство родстера продолжалось до 1977 года, когда производство Commando прекратилось, хотя в последний год было выпущено несколько родстеров. [16] Родстер был самой популярной моделью Commando. [35]
SS
[ редактировать ]СС был спущен на воду в мае 1971 года. [9] и представлял собой обновление модели S. Бак «арахис» меньшего размера был оснащен укороченным седлом. Переднее крыло было установлено высоко, и модель имела высоко расположенные трубы с каждой стороны, оснащенные глушителем типа «пишутер». Модель выпускалась всего 3 месяца. [7]
Привет Райдер
[ редактировать ]Модель Hi Rider, выполненная в стиле Easy Rider , была выпущена в мае 1971 года. [9] Он отличался рулем в виде обезьяньей вешалки, сиденьем-бананом и «женской штангой». [36] Были установлены небольшая подсветка и бак на 2,0 имп галлона (9,1 л; 2,4 галлона США). [37] [8] Передний дисковый тормоз был представлен в 1973 году. [18]
Версия 850 была представлена в 1973 году. [23] и прекращено в 1974 году. [38]
Фастбэк ЛР
[ редактировать ]Fastback LR с увеличенной емкостью бензобака был доступен с июля 1971 года. Ориентированный на австралийский рынок, куда экспортировалась большая часть этой модели, в 1971 и 1972 годах было произведено около 400 машин. Модель имела укороченное сиденье с «крыльями». фастбэка и бак на 3,9 имп галлона (18 л; 4,7 галлона США). Танк был основан на танке, использовавшемся на Атласе, но с другим основанием для очистки верхней трубы Коммандос. [39] Машины были доступны в красной или зеленой окраске. [40]
Межгосударственный
[ редактировать ]Interstate был представлен в январе 1972 года с использованием боевого двигателя. Был использован большой бензобак на 5,25 имп галлонов (23,9 л; 6,30 галлонов США), который вскоре был увеличен до 5,5 имп галлонов (25 л; 6,6 галлонов США). [41]
В 1973 году Interstate был доступен с двигателем 850, первоначально в качестве опции, но с октября 1973 года как единственный двигатель. [23] Производство Interstate продолжалось до 1977 года, когда производство Commando прекратилось. В последний год большая часть производства Commando приходилась на модель Interstate. [16]
Модели объемом 850 куб.см
[ редактировать ]Более крупный двигатель 850 был первоначально представлен как альтернатива 750, но с конца 1973 года как единственный вариант. Все модели 850 были оснащены передним дисковым тормозом. [23]
Мк1
[ редактировать ]Mk1 850 был представлен в марте 1973 года в версиях Roadster, Interstate, Hi Rider и Interpol с новым двигателем объемом 828 куб.см. Все они были оснащены дисковым передним тормозом и указателями поворота, а также имели уравнительную трубку между выхлопными трубами. [15]
Чтобы соответствовать европейским требованиям по шуму, Interstate и Roadster были доступны в версии Mk1A. [28] с более тихим выхлопом, использованием «кольцевого выпуска» и воздушной камерой большего размера. [16] Передаточное число второй передачи было увеличено, чтобы помочь пройти тест на шум. [19]
Мк2
[ редактировать ]Mk2 был представлен в 1974 году в версиях Interstate, Roadster, Hi Rider и Interpol. Бочки снова стали окрашены в серебристый цвет, а объем бензобака на межштатной автомагистрали был уменьшен до 4,5 имп галлонов (20 л; 5,4 галлона США). Для родстера была доступна новая цветовая гамма: белая с красными и синими полосками. [16]
Interstate и Roadster по-прежнему были доступны для удовлетворения европейских требований по шуму, как Mk2A, [38] с более тихим выхлопом и большей воздушной коробкой. [16]
Джон Плейер Специальный
[ редактировать ]В 1974 году была представлена ограниченная версия Commando, оснащенная кузовом, воспроизводящим успешные гоночные машины Формулы 750 , спонсируемые производителями сигарет John Player & Sons . Машина была создана на базе Mk2A 850 Commando. Всего было изготовлено около 200 таких машин, из них около 120 отправлено на экспорт в США. [42] Мотоцикл был дорогим: в США он продавался примерно за 3000 долларов, что на 500 долларов больше, чем стандартный Commando. [43]
В каталоге Norton указана модель, доступная с короткоходным двигателем, использованным на гоночном автомобиле 1974 года, либо в полной гоночной комплектации, либо отрегулированной для использования на дорогах. Неизвестно, сколько было выпущено 750-х. [42]
Мк3
[ редактировать ]Модель MK3 Commando объемом 850 куб.см была выпущена в 1975 году с улучшенными характеристиками: электрическим стартером, изолированной головкой для улучшения поглощения вибрации, левым переключением передач и правым ножным тормозом в соответствии с правилами транспортных средств США, а также задним дисковым тормозом. Электростартер не работал так, как планировалось, и мог не запустить холодный двигатель. [16]
Модельный ряд сократился всего до двух машин: Mk3 Interstate и Roadster. Спецификация оставалась неизменной до октября 1977 года, когда были выпущены последние машины, хотя в конечном итоге было выпущено несколько родстеров из-за более высокой продажной стоимости Interstate. [16]
Вес Mk3 увеличился до 492 фунтов (223 кг), что в сочетании с более высокой передачей сделало эту модель одной из самых медленных моделей Commando с максимальной скоростью около 105 миль в час (169 км/ч). Однако эта модель была самой надежной, маслонепроницаемой и прочной из всех «Коммандос». [34]
Прототипы
[ редактировать ]Обновленная модель Norton 76 планировалась к выпуску в 1976 году, но в производство так и не поступила. Модель отличалась литыми колесами, двойными передними дисковыми тормозами, а также новым баком и сиденьем. [44] Также был выпущен прототип «900 Commando». [44] В частях цикла Commando использовался тройной двигатель Triumph T180 (двигатель T160 Trident увеличенного объема до 870 куб.см). [45] Также в разработке находилась 8-клапанная версия двигателя. [46]
Гонки
[ редактировать ]С момента своего основания в 1967 году Commando принимала участие в гоночных соревнованиях. После успеха в 1969 году машин, представленных на заводах и дилерах, таких как Пола Смарта , вторая модель [47] [48] и 4-е места Мика Эндрю в производственном классе TT на острове Мэн, а также победа Мика Эндрю в производственном классе Hutchinson 100 на корабле Гаса Куна , входящего в состав Commando. [49] и 5-е место Питера Уильямса , [50] компания решила выпустить серийную гоночную модель , которая стала известна как Yellow Peril . [34]
Одна из первых побед мотоцикла была на Thruxton 500 1970 года с гонщиками Чарли Сэнби и Питером Уильямсом . в том году На острове Мэн 750 Production TT Уильямс был близок к победе, но у него кончился бензин, когда он уже был на финише, будучи лидером. [51] Один из первых мотоциклов был привезен итальянской командой, и на нем их гонщик Джулиано Эрманно выиграл гонку 100 Miglia di Imola 1970 года . [52] На гонке TT на острове Мэн в 1971 году Уильямс перед тем, как сойти с дистанции, установил новый рекорд круга - более 101 миль в час на 750 Production TT. [53]
При спонсорской поддержке John Player для продвижения своей марки сигарет John Player Special в ноябре 1971 года была создана гоночная команда John Player Norton для участия в соревнованиях Формулы 750 . [54] [55] действующий чемпион мира в классе 250сс Фил Рид В команду был принят Suzuki был принят бывший гонщик GP Фрэнк Перрис , а в качестве менеджера команды . Велосипеды были разработаны Питером Уильямсом. [56] [57]
В 1972 году Уильямс выиграл Hutchinson 100 в Брэндс-Хэтче, Мик Грант возглавил процессию японцев к победе в Скарборо , а Рид выиграл финал британского сезона на Брэндс- Гонке Юга . [58]
Новый мотоцикл был разработан в 1973 году с полумонококовым шасси , обеспечивающим небольшую лобовую площадь и низкий центр тяжести. [59] перенося масло и топливо как можно ниже. [60] коэффициент лобового В аэродинамической трубе MIRA был разработан обтекатель типа Peel, включающий блистеры руля и хвостовую часть сиденья, а сопротивления был уменьшен до 0,39. [58]
Всего в 1973 году монокок выиграл 14 международных гонок. [61] включая победу Уильямса в Формуле 750cc TT, а Мик Грант стал вторым. [62]
Модель 1974 года была построена с компактной пространственной рамой, чтобы сделать лобовую площадь как можно меньшей, и снова была оснащена полностью закрывающим кожухом в форме кожуха. [63] Уильямс и Дэйв Кроксфорд соревновались на ряде европейских соревнований, таких как Имола. [64] и Спа , где победила Уильямс. [65]
Спонсорство Джона Плейера продолжалось 3 года. Поскольку в то время материнская компания Norton, Norton Villiers Triumph , испытывала финансовые трудности, гоночная программа была сокращена. Спонсорское соглашение с Джоном Плейером не было продлено. [66] [67]
В 1975 году гоночная мастерская выпустила 10 безрецептурных клубных гонщиков TX750 «Thruxton Club». В машинах использовалась модифицированная рама Commando и короткоходный двигатель. [68] [69]
Возрождение коммандос
[ редактировать ]После упадка Norton и прекращения производства Commando ряд компаний выпустили «новые» Commandos, либо повторно производя машины, построенные Norton, либо новые сборки с использованием недавно изготовленных деталей. К ним относятся:
- Колорадо Нортон Воркс
Швед Мэтт Рэмбоу, эмигрировавший в США в 1984 году, открыл свою мастерскую в Долорес, штат Колорадо, в 1997 году. Восстановленные машины могут быть изготовлены по спецификациям клиентов, включая модернизацию современной подвески, тормозов и т. д. [70]
- Винтажные реконструкции
Кенни Дрир начал восстанавливать Commandos в Vintage Rebuilds в 1990-х годах. Мастерская расположена недалеко от Портленда, штат Орегон . Дреер начал модернизировать перестроенные им машины, устанавливая современную подвеску, тормоза и другие обновленные компоненты. В 1999 году он выпустил около 50 машин VR880. VR880 имеет усиленный двигатель объемом 880 куб.см, обновленную подвеску и тормоза, а также на 80% использованы новые компоненты. Некоторые из них были оснащены алюминиевым кузовом ручной работы Эвана Уилкокса. [71] [72] [73]
- Мотоциклетная компания Norvil
Компания Norvil была основана в 1980 году Лесом Эмери для производства запчастей для мотоциклов Norton. [74] Они являются совладельцами торговой марки Norvil (Norton-Villiers) и имеют бессрочную лицензию на использование названия Norton. Помимо производства запасных частей, они также производят целые коммандос. [75]
961 коммандос
[ редактировать ]Вслед за VR880 Кенни Дрир из Vintage хотел создать совершенно новый мотоцикл в качестве преемника Commando. При финансовой поддержке Оливера Керме Дрер нанял небольшую команду дизайнеров и разработчиков во главе с Полом Гаудио (директором по дизайну и разработке), Саймоном-Пьером Смитом (ведущим инженером) и Патриком Лейшоком (тестирование, снабжение). Новая машина получила название 961. Производство Commando в Америке так и не началось из-за отсутствия финансирования, и компания закрылась в апреле 2006 года. [76]
Британский бизнесмен Стюарт Гарнер купил права на дизайн в 2008 году и основал новую фабрику в Донингтон-Парке , Лестершир . [77] Первая машина сошла с производственной линии в марте 2010 года. [78] 961 Commando был очень хорошо принят; его конструкция повторяла конструкцию старой , конструкции с толкателем но была более современной: мощность 79 л.с., пятиступенчатая коробка передач, подвеска Ohlins и эффективные дисковые тормоза. [79] Производство продолжалось более десяти лет, но завод в Донингтоне закрывается в 2020 году, а торговая марка и активы Norton были переданы индийской фирме TVS Motor Company , базирующейся в Солнечном парке, Солихалл. [80] TVS еще больше усовершенствовал дизайн и улучшил качество сборки, а «модернизированный» 961 был выпущен в 2023 году и получил большой успех. [81]
В кино и на телевидении
[ редактировать ]Commando 850 используется в качестве мотоцикла главного злодея в фильме ужасов 1990 года « Я купил мотоцикл-вампир».
В сериале «Псих» (сериал, 2006 г.) S01E02: «Если вы действительно хотите быть инкогнито и похожим на стелса, просто запустите Noton Commando 750».
См. также
[ редактировать ]- Мотоциклы Métisse — шоссейный гонщик Mk5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Браун 2004 , стр. 106–107.
- ^ Шоу, Алан. «Нортон Коммандос, Краткая история» . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Хеншоу 2010 , с. 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карри 2011
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хеншоу 2019
- ^ Jump up to: а б Бэкон 1989 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смит 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Белый 2020
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «НортонВильерс» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Чертополох 1989
- ^ «Нортон Вильерс Триумф» . api.parliament.uk . Хансард. 20 января 1976 года . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Последний сошедший с производственной линии, незарегистрированный, в 7 милях от нового Norton 850 Mk III Commando Interstate 1977 года, номер 336539, двигатель № 336539» . Бонэмс . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Оригинальные заводские детали Norton — Запчасти для мотоциклов Norton — Запасные части для Norton — Запчасти Commando — Запчасти Dominator» . andover-norton.co.uk . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хеншоу 2010 , с. 12
- ^ Jump up to: а б с д Хеншоу 2010 , с. 16
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеншоу 2010 , с. 17
- ^ Jump up to: а б с д Хитвуд 2018a
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Нортон Коммандос, 1972 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Служебные записки коммандос» (PDF) . Клуб владельцев Нортона . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2012
- ^ Вакер 2017
- ^ Хейнс 1990
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Нортон Коммандос, 1973 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Тройной коммандос «Джейк» » . andover-norton.co.uk . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Нортон Коммандос, 1968 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Тестирование фрейма коммандос» . Работаю в АМЦ . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «История Нортон-коммандос» . www.classic-motorcycle-build.com . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Мотоциклы Norvil — определите свой мотоцикл» . www.norvilmotorcycle.co.uk . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Нортон Коммандос, 1971 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Хеншоу 2010 , с. 13
- ^ «История Нортона Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 1 . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «История Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 2 . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «История Интерпола» . www.policebikes.org.uk . п. 3 . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Хеншоу 2010 , с. 18
- ^ «Ссылка: Norton Commando: какой выбрать? — Классический мотоцикл» . Классический велосипедный узел, Великобритания . 5 апреля 2013 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Нортон Коммандос Хай-Райдер» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Рама Norton Commando Hi Rider 1975 года, № 328088, двигатель № 328088» . www.bonhams.com . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Нортон Коммандос, 1974 год» . Classic-British-Motorcycles.com . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Смит 2017
- ^ "Norton 1973 Commando Fastback 750cc, 2-цилиндровый, верхнеклапанный двигатель" . Вчерашние дни . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Хеншоу 2010 , с. 15
- ^ Jump up to: а б Победа 2010
- ^ Сальвадори 2016
- ^ Jump up to: а б Таншаноми, Питер (6 января 2015 г.). «Двухколесный вторник: последний вздох Изоластика Нортона» . Хуниверс . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Брук 2002 , с. 125
- ^ Хайд, Норман. «История» . normanhyde.co.uk . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Guntrip 2015 , с. 167
- ^ «Результаты гонок TT 750cc производства 1969 года — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . www.iomtt.com . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Гас Кун Рейсинг 1969» . www.guskuhn.net . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Guntrip 2015 , с. 222
- ^ Филиал 2018 г.
- ^ «Пиар Norton 750 Commando: Желтая опасность» . Мотоциклетный спорт (на итальянском языке). 21 апреля 2014 года . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Смит 2013
- ^ Маграт 1997 , с. 135.
- ^ Бэкон 1989 , стр. 50–51.
- ^ Кэткарт 2010 .
- ^ Уильямс 2012 .
- ^ Jump up to: а б Кэткарт 2008 .
- ^ Хармон 2018 .
- ^ Январь 2018 года .
- ^ Коттер 2012 .
- ^ «Джон Плейер Нортон, шедевр-монокок» . Мотоцикл Безумный . 19 ноября 2018 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Кэткарт 2018 .
- ^ Оксли 2020 .
- ^ Январь 2019 года .
- ^ Купер 2019 .
- ^ Маграт 1997 , с. 138.
- ^ «1975 «TX750» Thruxton Club Racer» . andover-norton.co.uk . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Брошюра о продажах NVT Norton «Thruxton Club» Racer» . Проверено 5 июня 2021 г. - через www.accessnorton.com.
- ^ Гарсон 2009
- ^ «Нортон Коммандос VR880» . Реставрации Дина Коллинсона . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Кенни Дрир Norton VR880 Commando Sprint Special 1972 года» . Велосипед-любопытный . 5 февраля 2020 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Хойер 2016
- ^ «Компания Norvil Motorcycle поставляет запасные части, аксессуары и детали для мотоциклов Norton и Norvil» . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «Нортон Коммандос» . sumpmagazine.com . Август 2013 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Хойер 2004 , стр. 44–45.
- ^ Керр 2009
- ^ Аспель 2010
- ^ Обзор MCN 2009- [1]
- ^ Обзор жизни Стаффордшира [2]
- ^ Обзор MCN, 2023 г. - [3]
Библиография
[ редактировать ]- Аспель, Дэн (29 марта 2010 г.). «Первый новый Norton доставлен заказчику» . Новости мотоциклов . Проверено 5 июня 2021 г.
- Эйнсли, Фил (25 декабря 2018 г.). «Нортон 750 Монокок 1973 года» . MCNews . Проверено 14 мая 2021 г.
- Эйнсли, Фил (4 апреля 2019 г.). «Norton 750 Space Frame 1974 года | Специальный выпуск Джона Плейера» . MCNews . Проверено 23 мая 2021 г.
- Бэкон, Рой Х. (1989). Norton Commando, все модели . Издательство Нитон. ISBN 9780951420430 .
- Бранч, Бен (24 мая 2018 г.). «Оригинальный серийный гонщик Norton Commando — Желтая опасность» . Силодром . Проверено 13 мая 2021 г.
- Брук, Линдси (2002). Триумф: век страсти и силы . Моторбукс Интернешнл. ISBN 9781610592277 .
- Браун, Роланд (2004). Полная история быстрых велосипедов . Паррагон. ISBN 9781405437325 . АСИН 1405437324 .
- Кэткарт, Алан (сентябрь – октябрь 2008 г.). «Джон Плейер Нортон Монокок» . Мото Тех . Проверено 22 мая 2021 г. - через www.accessnorton.com.
- Кэткарт, Алан (июль – август 2010 г.). «Монокок Джона Плейера Нортона 1973 года» . Мотоциклетная классика . Проверено 15 мая 2021 г.
- Кэткарт, Алан (9 февраля 2018 г.). «1974 Испытание гоночного автомобиля Джона Плейера Нортона Спейсфрейма: Последний в очереди» . Гонщики DriveMag . Проверено 14 мая 2021 г.
- Купер, Хэмиш (22 октября 2019 г.). «Доступные Нортоны» . Мотоциклетная классика . Проверено 24 мая 2021 г.
- Коттер, Том (2012). «Харлей в сарае: еще больше замечательных рассказов об археологии мотоциклов» . Миннеаполис, Миннесота: Мотоциклы. ISBN 978-1-61058-658-0 .
- Карри, Боб (30 ноября 2011 г.). «Нортон 800cc dohc» . Классический велосипедный хаб . Проверено 29 мая 2021 г.
- Гарсон, Пол (14 августа 2009 г.). «Колорадо Нортон Воркс» . Мотоциклетная классика . Проверено 5 июня 2021 г.
- Гантрип, Боб (2015). Racing Line: британские гонки на мотоциклах в золотой век большого одиночного спорта . Дорчестер: ISBN Veloce Publishing Ltd. 978-1-84584-793-7 .
- Хармон, Пол (31 января 2018 г.). «Джон Плейер Нортон» . www.retromotoplanet.com . Проверено 15 мая 2021 г.
- Хейнс, Джон (1990). Руководство по ремонту Norton Commando, № 125: '68-'77 . Haynes Manuals N. America, Incorporated. ISBN 9780856961250 .
- Хитвуд, Энди (15 февраля 2018 г.). «Классические методы: подшипники Superblend, часть первая» . РеалКлассик . Проверено 30 мая 2021 г.
- Хеншоу, Питер (2010). Norton Commando: Основное руководство для покупателя . Veloce Publishing Ltd. ISBN 978-1-84584-281-9 .
- Хеншоу, Питер (28 марта 2019 г.). «Чудо коммандос» . Винтажнт . Проверено 29 мая 2021 г.
- Хойер, Марк (август 2004 г.). Новый Нортон . Журнал Cycle World. стр. 44–45.
- Хойер, Марк (22 апреля 2016 г.). «Американская эра мотоциклов Norton» . Циклический мир . Проверено 5 июня 2021 г.
- Керр, Ян (3 августа 2009 г.). «Стюарт Гарнер, новое лицо Norton Motorcycles» . сайт Motorcycleclassics.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- Маграт, Дерек (1997) [1991]. Нортон: Полная история . Кровудская классика. Рэмбсбери: Crowood Press. ISBN 1-86126-062-8 .
- Оксли, Мэт (24 апреля 2020 г.). « Выпьешь пару пинт, а потом поедешь на гонку»: разговор с Дэйвом Кроксфордом» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 24 мая 2021 г.
- Сальвадори, Клемент (6 июля 2016 г.). "Реплика Norton Commando 850 John Player 1974 года | Журнал Rider Magazine" . сайт ridermagazine.com . Проверено 27 мая 2021 г.
- Сигал, Марджи (2 июня 2010 г.). «Джон Плейер Нортон Коммандос» . Мотоциклетная классика . Проверено 24 мая 2021 г.
- Смит, Роберт (январь – февраль 2008 г.). «Странные нортонские коммандос» . Мотоциклетная классика . Проверено 10 августа 2009 г.
- Смит, Роберт (ноябрь – декабрь 2013 г.). «Желтая опасность: производственный гонщик Norton Commando» . Мотоциклетная классика . Проверено 12 мая 2021 г.
- Смит, Роберт (13 июня 2017 г.). «Необычный коммандос: Norton Fastback LR 1972 года» . Мотоциклетная классика . Проверено 30 мая 2021 г.
- Чертополох, Питер (1989). «1967 – 1978» . Проверено 2 июня 2021 г. - через Клуб владельцев Norton.
- Вакер, Том (13 мая 2017 г.). «Нортонский коммандос 1972 года» . Велосипед-любопытный . Проверено 30 мая 2021 г.
- Уайт, Норман (23 ноября 2020 г.). Руководство по восстановлению Norton Commando . Кровуд Пресс. ISBN 978-1-78500-760-6 .
- Уильямс, Питер (14 октября 2012 г.). Питер Уильямс создан для гонок . Книги Бруклендса. ISBN 978-1-85520-956-5 .