Королевство Луву
Королевство Луву | |
---|---|
Флаг Луву используется Атториолонгом | |
Статус | Часть Индонезии |
Капитал | Малангке до 1620 г. Палопо после 1620 г. |
Общие языки | Бугийский |
Религия | Индуизм , буддизм и анимизм до 1605 г. Суннитский ислам после 1605 г. |
Правительство | Монархия |
Дату Маппанджунге ри Луву | |
Валюта | Нет официальной валюты |
Сегодня часть | Индонезия (как Луву Регентство ) |
История Индонезии |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Королевство Луву (также Лувук или Варек ) — государство, расположенное в северной части современной провинции Южный Сулавеси в Индонезии, на острове Сулавеси . Оно считается одним из самых ранних известных королевств Буги на Сулавеси, основанным между 10 и 14 веками. Однако недавние археологические исследования поставили под сомнение эту идею. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение Луву
[ редактировать ]В 1889 году голландский администратор Браам . Макассара Моррис отнес максимальную территориальную протяженность Луву к X-XIV векам, но не предоставил четких доказательств [ 2 ] « Ла Галиго» , эпическая поэма, написанная в литературной форме на языке бужи Вероятным источником датировки является . Теория Морриса объединила две старые концепции, которые уже были распространены в регионе, а именно: (1) так называемый «первозданный век», описанный в Ла Галиго, и (2) широко распространенное убеждение других государств Буги в Южном Сулавеси, которые рассматривал правителей Луву как самые старшие из всех правителей Буги. Однако историки и археологи выразили сомнения относительно этих утверждений. Они отмечают, что любые исторические записи и хронологии Луву были «разочаровывающе поверхностными» и «отсутствовали какие-либо доказательства». [ 1 ]
Между тем, мир Буги, описанный в «Ла Галиго», изображал смутно определенный мир прибрежных и речных королевств, экономика которых основана на торговле. Двумя ранними центрами этого мира были Луву и королевство Сина (произносится как Чина ) на территории нынешнего Ваджо . Несовместимость политической экономики Ла Галиго, основанной на торговле, с сельскохозяйственной экономикой других королевств Южного Сулавеси побудила ученых предположить, что между двумя обществами в хронологическом порядке существовал промежуточный период хаоса. [ 3 ] Однако археологические и текстологические исследования, проведенные с 1980-х годов, подорвали эту хронологию. [ 4 ] Обширные исследования и раскопки в Луву показали, что королевство, говорящее на языке буги, примерно на сто лет моложе старейших государств юго-западного полуострова. [ 4 ] Самая ранняя текстовая ссылка на Луву содержится в Маджапахита придворной поэме «Десаварнана» (около 1365 г.), в которой Луву, Бантаенг в южной части острова и Уда (возможно, Китай) перечислены как три основные державы на полуострове. Однако убедительных археологических свидетельств существования поселения Бугис в районе Луву до 1300 года нет.
Новое понимание состоит в том, что поселенцы, говорящие на языке буги, из западной долины Сенрана начали селиться вдоль прибрежных окраин Луву примерно в 1300 году нашей эры. Залив Костей — это не просто территория, где говорят на языке буги: это малонаселенный регион с большим этническим разнообразием, в котором носители языка буги составляют меньшинство среди носителей языков памона , падоэ , воту и лемоланг, которые жили на прибрежных низменностях и предгорья, в то время как в высокогорных долинах проживают группы, говорящие на других языках Центрального и Южного Сулавеси. Буги обитают почти исключительно вдоль побережья, куда они, очевидно, мигрировали, чтобы торговать с коренными народами Луву. Как из археологических, так и из текстовых источников ясно, что Луву представлял собой коалицию различных этнических групп под руководством Буги, объединенную торговыми отношениями и способностью Дату ( правителя) Луву обеспечивать мир между соседними горными племенами. Основными центрами поселений Бугис были (и остаются) Буа, Понранг, Малангке и Сереканг недалеко от Малили. [ 4 ] Миграцию буги из района центральных озер в Луву, очевидно, возглавляли члены правящей семьи Китая, свободной коалиции высокопоставленных семей, претендующих на общее происхождение, которые управляли поселениями в долинах Сенрана и Валеннаэ. Об этом можно предположить, исходя из того факта, что Луву и Чина разделяют один и тот же основополагающий миф о томанурунге или существе, спустившемся с небес, называемом Симпурусия, и что обе версии этого мифа утверждают, что Симпурусия спустился в Ломпо, в Сенгканге. В 16 веке Китай был поглощен бывшими данниками Соппенг и Ваджо, после чего его правящая семья фактически исчезла. Однако считается, что древняя линия правителей Китая продолжалась в Луву до упразднения королевств в 1954 году. Вполне вероятно, что широко распространенное мнение о том, что Луву старше других королевств Южного Сулавеси, частично проистекает из этой выдающейся линии происхождения и объясняет приоритет сегодня Дату Луву над всеми бывшими государствами Южного Сулавеси.
Политическая экономия Луву была основана на выплавке железной руды, доставленной через говорящее на лемоланге государство Баэбунта в Малангке на центральной прибрежной равнине. Выплавленное железо перерабатывалось в оружие и сельскохозяйственные инструменты и экспортировалось в южные низменности, где выращивали рис. Это принесло королевству огромное богатство, и к середине 14 века Луву стал внушающим страх повелителем значительной части юго-западного и юго-восточного полуострова. Самый ранний идентифицируемый правитель - Батарагуру (середина 15 века), чье имя фигурирует в мирном договоре с Боуном. Однако первым правителем, о котором мы располагаем какой-либо подробной информацией, был Девараджа (правил около 1495–1520 гг. ). Истории, текущие сегодня в Южном Сулавеси, рассказывают о его агрессивных нападениях на соседние королевства Ваджо и Сиденренг . Могущество Луву затмило в 16 веке растущая мощь южных аграрных королевств, а его военные поражения изложены в « Хрониках костей» . [ 4 ]
Исламский Луву
[ редактировать ]4 или 5 февраля 1605 года правитель Луву, Ла Пативарек , Даенг Парекбунг , стал первым крупным правителем Южного Сулавеси, принявшим ислам , взяв в качестве титула султана Мухаммада Вали Муз'хира (или Музахира) ад-дина. [ 5 ] Ла Пативарек похоронен в Малангке и упоминается в хрониках как Матинрое ри Варек, «Тот, кто спит в Вареке», бывшем дворцовом центре Лувука. Его религиозный учитель Дато Сулейман похоронен неподалеку. Около 1620 года Малангке был заброшен, и к западу от него была основана новая столица — Палопо . Неизвестно, почему это обширное поселение, население которого, возможно, достигло 15 000 человек в 16 веке, было внезапно заброшено: возможные причины включают религиозные беспорядки, снижение цен на изделия из железа и экономический потенциал торговли с высокогорьем Тораджа . [ нужна ссылка ]
Колониальный Луву
[ редактировать ]
К 19 веку Луву превратился в захолустье. Джеймс Брук , впоследствии раджа Саравака , писал в 1830-х годах, что «Луву — старейший штат Буги и наиболее пришедший в упадок. [...] Палопо — убогий городок, состоящий примерно из 300 домов, разбросанных и ветхих. [...] Трудно поверить, что Луу когда-либо мог быть могущественным государством, за исключением очень низкого уровня местной цивилизации». [ 6 ]
Современный Луву
[ редактировать ]В 1960-х годах Луву стал центром исламского восстания под руководством Кахара Музаккара . Сегодня в бывшем королевстве находится крупнейший в мире никелевый рудник, и оно переживает экономический бум, подпитываемый внутренней миграцией, однако оно по-прежнему сохраняет большую часть своей первоначальной приграничной атмосферы.
Экономика
[ редактировать ]В отличие от других государств Буги в Южном Сулавеси, экономика которых основывалась на производстве и торговле рисом , Луву был известен как центр металлообработки, особенно железа , руда которого как импортировалась, так и добывалась на месте. Престиж Луву, достигнутый в прошлом благодаря добыче железа и экспорту скобяных изделий, привел к тому, что остров, на котором существовал Луву, стал известен как Сулавеси , или «железный остров». [ 7 ]
Кроме того, Луву, похоже, основывал свою экономику на экспорте лесоводства (или лесной продукции). Камедь даммара , ротанга , черного дерева , гахару и мангровых деревьев считалась ресурсами, добываемыми на возвышенностях, а затем экспортируемыми через порт Луву в Заливе Костей .
Правители Луву
[ редактировать ]
Правители Луву использовали титул Дату Маппанджунге'ри Луву означает « , что Дату, покрывавший Луву».
Список ценовых дат
[ редактировать ]- Мифы: Симпурусианг, Манурунг ри Ломпо (Сенгканг, Ваджо)
- Миф: Анакаджи, сын Симпурусианга.
- Миф: Мы Матенггнаэмпонг, сын Анакадзи.
- Легендарный: Тампабалусу, Томанурунг Томпотикки (Центральный Сулавеси)
- Легендарный: Танрабалусу, сын Тампабалусу.
- Полулегендарный: В Аппананги
- Полулегендарный: Батара Гуру (не Батарагуру Галиго)
- Конец 15 века: Сангкавана (= Ла Пасампои, Мадданренг ри Талоттенренг в Ваджо - см. Лонтара Суккуна Ваджо)
- Конец 15 века: Ла Бусатана (Лонтара Суккуна Ваджо).
- Начало 16 века: Девараджа, Дату Сангария, Дату Келлали.
- XVI век: Дату ри Саолебби
- XVI век: Манинго в Баджо.
- 1587–1615 гг.: Анди Паттиваре Даэнг Парабунг или Пати Арасе, получивший титул Петта Матинроэ ри Малангке (Петта Луву) «как первый король, принявший учение исламского права под руководством Датука Сулеймана».
- 1615–1637: Пати Пасаунг, султан Абдулла.
- 1637–1663: Ла Бассо или Ла Пакеубанган или султан Ахмад Назаруддин по имени Петта Матинроэ ри Гова (Локкоэ)
- 1663–1704: «Верность» под названием «Спящий питомец на холме Тиккак».
- 1704‒1704? Петта Матинро'ри Полька правила, когда Сеттиараджа отправился помочь Гове против ЛОС.
- 1704–1715: Ла Онро Топалагуна под названием Петта Матинроэ ри Лангканаэ.
- 1706–1715: Батари Тунгке по титулу султана Фатима Петта Матинроэ в Паттиро.
- 1715–1748: Батари Тоджа, титулованный султан Заенаб Матинроэ ри Типпулуэ.
- 1748–1778: Ве Тенрилелеанг под названием Петта Матинроэ ри Сореанг.
- 1760–1765: Тосибеннггаренг под названием La Kaséng Patta Matinroé ri Kaluku Bodoé.
- 1778–1810: Ла Тенрипеппанг или Даэнг Палик под названием Петта Матинроэ ри Саббангпару.
- 1810–1825: Ве Тенриавару или Султан Хава по имени Петта Матинроэ ри Теннгана Луву.
- 1825–1854: Ла Одданг Перо под названием Петта Матинроэ Комбонг Беру.
- 1854–1880: Патипатау или Абдул Карим Тоапаньомпа, по имени Петта Матинроэ ри Лимпомаджанг.
- 1880–1883: Ве Адди Луву по имени Петта Матинроэ Теммалуллу.
- Александр Македонский (1883–1901)
- 1901–1935: Анди Камбо, также известный как Сити Хусайма Анди Камбо Опу Даэнг Рисомпа Султан Заенаб, по прозвищу Петта Матинроэ ри Бинтанна[6].
- 1935–1945 и 1950–1965: Анди Джемма по прозвищу Петта Матинро из Амарадеканны - национальный герой Паджунга Республики Индонезия из Южного Сулавеси.
- 1945–1950: Анди Йеллинг был Паджунгом, правившим страной, когда Анди Джемма был задержан и сослан голландцами.
- 1965–1987: Анди Бау Аламсия, под названием Петта МатинроЭ ри Теллу Боккона
- 1987–1994: Анди Бау Тенрипаданг, под названием Опу Дату.
- 1994–2012: Ве Анди Адди Луву, под названием Opu Daengna Patiware
- 2012 – настоящее время: Энди Мараданг Маккулау Опу То Бау.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бульбек, Дэвид; Прасетио, Багьо (1998). «Обзор доисламских исторических мест в Луву, Южный Сулавеси» . Валеннаэ . 1:29 .
- ^ Моррис, Д. Ф. ван Браам (1992). Королевство Луву: согласно примечаниям Д.Ф. ван Браама Морриса (на индонезийском языке). Департамент образования и культуры, Главное управление культуры, Центр изучения истории и традиционных ценностей.
- ^ Пельрас, К. 1996. Бугис. Оксфорд: Блэквелл.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Балбек и Ян Колдуэлл, Земля железа: историческая археология Луву и долины Сенрана. Результаты проекта «Истоки сложного общества в Южном Сулавеси» (OXIS) . Серия периодических публикаций Центра исследований Юго-Восточной Азии, Университет Халла.
- ^ СИЛА, МУХАММАД АДЛИН (2015). «Лонтара ». Лонтара':: Рукописи Бугис-Макассара и их истории . Путь единения с Богом. АНУ Пресс. стр. 27–40. ISBN 978-1-925022-70-4 . JSTOR j.ctt19893ms.10 . Проверено 31 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Брук, Дж. 1848. Рассказ о событиях на Борнео и Целебесе вплоть до оккупации Лабуана. Из дневников Джеймса Брука, эсквайра. Раджа Саравака и губернатор Лабуана [. . .] капитана Родни Манди . Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Булбек, Дэвид (2000). «Экономика, армия и идеология в доисламском Луву, Южный Сулавеси, Индонезия» (PDF) . Австралазийская историческая археология . 18 .