Jump to content

Малкольм Роджерс (куратор)

Малькольм Роджерс
Рожденный
Малькольм А. Роджерс

( 1948-10-03 ) 3 октября 1948 г. (75 лет)
Скарборо, Северный Йоркшир , Англия, Великобритания
Национальность Английский
Альма-матер Колледж Магдалины
Крайст-Черч , Оксфордский университет

Малкольм Остин Роджерс , CBE (родился в 1948 году в Йоркшире ) — британский историк искусства и администратор музея, который с 1994 по 2015 год был первым директором Музея изящных искусств Энн и Грэма Гунд в Бостоне , Массачусетс, дольше всех проработавший директором в 150-летняя история учреждения. [ 1 ] В этой роли Роджерс повысил статус музея на местном, национальном и международном уровне и принес музею как широкую популярность, так и время от времени споры.

За время своего пребывания в должности Роджерс заложил традиции «открытия дверей» для бостонского сообщества и аудитории по всему миру. музея Он расширил энциклопедическую коллекцию и знания о ней, организовал разнообразные и инновационные выставки в галереях МИД и за рубежом, расширил программы художественного образования и работы с общественностью, а также отремонтировал и расширил историческое здание музея.

Уроженец Йоркшира , Роджерс получил образование в школе Окхема в Ратленде , а также в колледже Магдалины и Крайст-Черч в Оксфорде , получив степень бакалавра с отличием и степень доктора философии. в английской литературе . Его докторская диссертация была посвящена путевым запискам Джорджа Сэндиса , казначея колонии Вирджиния , которому приписывают звание первого поэта Америки.

До назначения на должность директора МИД Роджерс прошел путь от библиотекаря и архивариуса до заместителя директора Национальной портретной галереи в Лондоне. Эксперт по портретной живописи 16, 17 и 18 веков , он опубликовал публикации о живописи в Англии 17 века, особенно об Энтони ван Дейке и Уильяме Добсоне , а также о портретной фотографии , а также о Лондоне и его музеях. В 1993 году его сменили на должности директора Национальной портретной галереи, а в следующем году он был назначен директором Музея изящных искусств Энн и Грэма Гунд в Бостоне, где он оставался до выхода на пенсию в 2015 году. [ 2 ]

В 1995 году в знак приветствия общественности по случаю 125-летия музея Роджерс вновь открыл двери на Хантингтон-авеню , первоначальный главный вход, закрытый в 1991 году по финансовым причинам. В отчете директора того года Роджерс назвал открытие «глубоко символическим жестом, обозначающим приверженность музея образовательному и социальному развитию многочисленных и разнообразных сообществ Бостона и за его пределами», обещание, которое Роджерс демонстрировал на протяжении следующих двух лет. десятилетия. [ 3 ] Впоследствии Роджерс работал с мэром Томасом Менино над переименованием Хантингтон-авеню в «Авеню искусств», что еще больше укрепило связь МИД с городом. [ 4 ] В середине нулевых Роджерс также организовал реставрацию и повторное открытие другого исторического входа в музей, входа MFA State Street Corporation Fenway Entrance с видом на болота Бэк-Бэй , закрытого на 30 лет. [ 5 ]

В 1996 году Роджерс отменил плату за вход для лиц в возрасте семнадцати лет и младше и увеличил время работы музея до семи дней и более 60 часов в неделю. Роджерс также учредил серию бесплатных общественных дней, культурных праздников и образовательных программ, что позволило МИД ежегодно принимать более миллиона посетителей. [ 6 ] Решение Роджерса открыть музей на более продолжительное время (на тот момент самое продолжительное из всех крупных музеев США) и привлечь новую аудиторию в окружающем сообществе принесло ему признание. Его инициативы отражали его философию «открытия дверей» и сделать музей доступным для всех. Джефф Эджерс из The Boston Globe назвал это решение «шагом к омоложению МИД». [ 6 ]

В том же году Роджерс учредил Рабочую группу директора по вопросам разнообразия, в которую вошли общественные лидеры и сотрудники МИД, что привело к проведению ряда общественных фестивалей и программ стажировок для подростков, привлеченных из близлежащих школ и отражающих их разнообразие. [ 7 ] В 2002 году музей опубликовал свой План действий по разнообразию, подготовленный Riscoe & Associates из Филадельфии , в котором изложены шаги, направленные на то, чтобы МИД стал заслуживающим доверия учреждением, заинтересованными сторонами в котором являются все бостонцы, и которое действительно представляет лицо современного общества. [ 8 ]

Желание сделать коллекцию музея доступной для мировой аудитории привело в 2000 году к запуску онлайн- базы данных коллекций МИД с возможностью поиска на сайте mfa.org. К моменту ухода Роджерса в 2015 году практически вся коллекция из 450 000 объектов была доступна в Интернете.

В 1999 году Роджерс в партнерстве с Фондом искусств Нагои открыл Нагойско-Бостонский музей изящных искусств в Нагое , Япония, что стало первым случаем, когда американский музей открыл дочернее учреждение в Азии, и важным шагом в дальнейшей интернационализации. репутация МИДа. За время 20-летнего партнерства N/BMFA представило более 30 выставок, разработанных совместно кураторами MFA и N/BMFA на основе коллекции МИД, и внесло значительные ресурсы в научные исследования и сохранение. [ 9 ]

Также в 1999 году МИД объявил, что лондонская лауреат Притцкеровской премии, архитектурная фирма Foster and Partners, была нанята для разработки генерального плана территории музея, который предусматривал преобразующую реконструкцию и расширение здания и территории. [ 6 ] Центральным элементом плана было новое крыло для коллекций «Искусство Америки» и прилегающий к нему застекленный двор.

Открытое в 2010 году крыло стало знаковым достижением для Роджерса: оно включает 53 новые галереи и 5000 американских произведений искусства, охватывающих три тысячелетия — от Древней Америки до революционной Америки и конца 20-го века. [ 10 ] Помимо крыла и внутреннего двора, расширение включало новую галерею для вращающихся выставок, центр для посетителей, аудиторию , образовательные помещения и консервационные лаборатории. Под руководством Роджерса кампания музея «Строительство нового МИДа» собрала 504 миллиона долларов. [ 10 ] В целом МИД получил более 25 000 пожертвований на кампанию, в том числе 6700 от впервые пожертвовавших. [ 11 ] Несмотря на этот успех, музей взял на себя долг в размере 189 миллионов долларов для финансирования строительных проектов, который был уменьшен до 140 миллионов долларов к 2015 году, когда Мэтью Тейтельбаум сменил Роджерса на посту директора. [ 12 ]

В 2011 году западное крыло музея, спроектированное И.М. Пейем, было отремонтировано и вновь открыто как Семейное крыло современного искусства Линде с семью новыми галереями, учебными классами и расширенным пространством для общественных собраний. [ 13 ] За время своего пребывания в должности Роджерс он построил или отремонтировал 97 из 143 галерей МИД. [ 10 ] описал его искусствовед Себастьян Сми как «посвятившего большую энергию обновлению постоянных галерей музея». [ 14 ]

Центральным элементом цели Роджерса по стабилизации финансов музея в течение двух десятилетий было создание 39 штатных должностей, в том числе 28 кураторских, девяти в сфере консервации и двух в сфере образования , а с 1996 года до его выхода на пенсию музей фиксировал профицит бюджета. [ 15 ]

На протяжении всего своего правления Роджерс стремился к расширению коллекций музея, уделяя особое внимание индейскому , доколумбовому и африканскому искусству . Он также познакомил музей с новыми направлениями коллекционирования, включая иудаику , современное ремесло, искусство моды, ювелирные изделия и визуальную культуру, примером чего является приобретение Леонарда Лаудера коллекции открыток (насчитывающей 120 000 экземпляров). [ 16 ] За этот период было добавлено более 65 000 других приобретений. [ 17 ] Они варьируются от колоссальной императорской римской статуи Юноны до крупнейших произведений до классических картин Эдгара Дега , Гюстава Кайботта , Франца Ксавера Винтерхальтера и Жана-Оноре Фрагонара двадцатого века и современных произведений Пита Мондриана , Роя Лихтенштейна , Дэвида Хокни , Йозефа Бойса , Бриджит Райли , Роберт Мэнголд , Джим Дайн , Такаши Мураками , Кара Уокер , Тара Донован , Кехинде Уайли , Мона Хатум и Аниш Капур .

Коллекции, приобретенные в этот период, включают Аксельрода (афроамериканское искусство), Фараго (современное ремесло), Хартмана (английское серебро), Лейна (фотографии XIX и XX веков), Лемана (западноафриканское искусство из Королевства Бенин ), Пфлюгера ( немецкий фарфор ), Ротшильд (европейские ювелирные изделия, искусство и декоративное искусство ), Шустерман (иудаика), Шарф (бижутерия, дизайн и японское искусство), Тил (искусство Африки, Океании, Древней Америки и коренных американцев) и Уорник. (современное ремесло). Приобретение английского и европейского серебра, в том числе многих предметов Кунсткамеры , сделало МИД одним из самых значительных владельцев таких артефактов в Америке.

Во времена Роджерса в музее было проведено более 375 выставок (часто сопровождавшихся научными каталогами ), в том числе «Сказки из Страны драконов: 1000 лет китайской живописи» (1997), «Моне в 20 веке» (1998), «Приключение с Уоллесом и Громит (1998), Фараоны Солнца: Эхнатон , Нефертити , Тутанхамон (1999), ( Путешествие Рембрандта: художник, рисовальщик, гравер 2003), Американцы в Париже (2006), Тициан , Тинторетто , Веронезе : соперники в Венеции эпохи Возрождения (2009), «Дега и обнаженная натура» (2011) и «Классовые различия: голландская живопись в эпоху Рембрандта и Вермеера» (2015). [ 17 ] Роджерс также нарушил традицию, организовав выставки, которые дали новое определение «изобразительному искусству» и привлекли новую аудиторию.

После объявления о запланированном выходе Роджерса на пенсию в 2014 году газета The Globe сообщила, что «за время пребывания Роджерса в должности МИД значительно вырос, при этом пожертвования выросли со 180 миллионов долларов до 602 миллионов долларов». [ 10 ] Имея 20 лет подряд сбалансированного операционного бюджета, он покинул музей на прочной финансовой основе с сильным персоналом, который будет заботиться о коллекции музея и продолжать свое наследие по обогащению общества и глобальному участию.

Создавая консервативный имидж, Роджерс считал себя проводником перемен. В интервью 2004 года он заявил: «Я хотел, чтобы это учреждение почувствовало силу и радость перемен… И что мы должны были сделать это как один музей, что мы не могли сделать это как собрание отделов и особых интересов. .Мы все в одной лодке». [ 6 ] В результате, работая в реакционной культурной среде, его руководство не обошлось без моментов острых противоречий, подогреваемых интересом средств массовой информации.

Некоторые из его выставок, организованных с целью расширить аудиторию музея и избавиться от его элитарного имиджа и оказавшиеся очень популярными среди публики, вызвали возмущение в некоторых областях: в частности, «Херб Риттс : Работа» (1996), ретроспектива голливудской моды . и фотограф-знаменитость, в котором Роджерс видел блестящего имиджмейкера, изображающего мир без классовых и сексуальных границ; Dangerous Curves: The Art of the Guitar (2000), в котором представлены гитары от шестнадцатого века до гитар современных рок-звезд; Скорость, стиль и красота: Автомобили из Ральфа Лорена коллекции (2005 г.), демонстрирующая коллекцию роскошных автомобилей известного американского модельера, известных своим замечательным качеством дизайна; и «Вещи, которые я люблю: множество коллекций Уильяма И. Коха» (2005), где представлены избранные предметы из многочисленных коллекций Коха - от древнеримских до современных американских, включая спорное решение выставить две яхты Кубка Америки на лужайке Хантингтон-авеню. [ 18 ]

Программа национальных и международных выставок музея (которая началась задолго до прихода Роджерса в должность и приносила музею ценный доход) была расширена во времена Роджерса. Выставки, а иногда и отдельные шедевры, побывали в Японии, Южной Корее , Италии, Швейцарии . Однако наибольшие споры вызвало путешествие музея в Лас-Вегас (в то же время, когда там располагались Эрмитаж и Музей Соломона Р. Гуггенхайма ), и, в частности, передача 21 картины Моне в аренду галерее Белладжио. изящных искусств , как сообщается, за гонорар в 1 миллион долларов. [ 6 ]

В 1999 году, в процессе создания отделов искусства Америки и европейского искусства, в котором Роджерс видел необходимое объединение старых разделений между живописью и декоративным искусством, а также в рамках подготовки к созданию крыла искусства Америки, должности двух старших кураторов, Джонатана Лео Фэрбенкса (28 лет пребывания в должности) и Анны Пуле (20 лет пребывания в должности), [ 19 ] были исключены, а кураторам присвоен статус почетного. [ 6 ] Однако это быстро стало «увольнительной» историей в средствах массовой информации, а в академических кругах было воспринято как посягательство на срок пребывания в должности. Некоторые сторонники МИД были возмущены. Ряд искусствоведов и сотрудников других художественных музеев раскритиковали стиль управления Роджерса за централизованное принятие решений (вместо того, чтобы отдельные кураторы сохраняли контроль над своими вотчинами ) и за то, что он якобы отдавал приоритет финансовой стабильности над наукой. [ 20 ] Роджерс, однако, отверг эти обвинения, заявив, что он реструктурировал организацию, чтобы сблизить живопись и декоративное искусство, как это видно в галереях нового крыла, и придать МИДу общее направление, а не просто централизовать его. власть. [ 20 ]

Выдающийся исследователь американского искусства Теодор Стеббинс (22 года пребывания в должности) ушел в отставку, проработав некоторое время первым заведующим отделом новой Америки. [ 21 ] Его сменил Эллиот Боствик Дэвис, ранее работавший в Метрополитен-музее , который принял новую структуру, взял на себя огромный проект «Искусство крыла Америки» и довел его до успешного завершения.

Во время правления Роджерса вопросы владения музеями культурными ценностями других стран и реституции Холокоста вызывали значительную обеспокоенность. В ответ МИД провел обширное происхождения исследование предметов старины и европейского искусства в своей коллекции, а музей заключил многочисленные соглашения о праве собственности с жертвами Холокоста и иностранными государствами. Несмотря на споры с Гватемалой в конце 90-х, [ 22 ] подавляющее большинство запросов о репатриации привели к взаимосогласованным выводам с имениями/наследниками и странами, включая Италию, Турцию и Нигерию , [ 23 ] а также разрешение заявлений о Холокосте, когда это оправдано. [ 24 ] Невоенный подход к переговорам о репатриации с Италией привел к успешному культурному партнерству музея и страны. В 2003 году Роджерс назначил Монику С. Сэдлер куратором по происхождению, и эта должность была сосредоточена исключительно на исследованиях происхождения на основе коллекций, исках о репатриации и законном владении культурными ценностями. Куратор МИД по провенансу стал первой должностью такого рода в США. [ 17 ]

Во время его работы в МИД Роджерса критиковали за большую зарплату и льготы, которые он получал на посту директора. Сообщалось, что в 2013 году он получил общую компенсацию в размере более 900 000 долларов, включая медицинские и пенсионные пособия, а также жилищное пособие. [ 25 ] Однако в 2010 году Роджерс был назван Великим Благотворителем в знак признания подарков музею на сумму, превышающую 2,5 миллиона долларов, и стал первым директором МИД, удостоенным этой награды. [ 26 ]

По данным The Art Newspaper , Роджерс снабдил Джеймса Станта письмами, подтверждающими подлинность картин, принадлежавших Станту. [ 27 ] где авторство некоторых произведений искусства было оценено другими экспертами как сомнительное. [ 28 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

После выхода на пенсию из МИДа Бостона Роджерс вернулся в Англию и теперь живет со своим партнером по Бродвею в Котсуолдсе в доме, который в 1880-х годах был центром «бродвейской колонии» английских и американских художников и писателей, в том числе Джон Сингер Сарджент , Эдвин Остин Эбби , сэр Лоуренс Альма-Тадема , Эдмунд Госс и Генри Джеймс . [ 17 ] Дом принадлежал Фрэнсису Дэвису Милле, основателю школы Музея изящных искусств в 1870 году, которому в 1906 году предложили, но отклонили пост директора МИД. [ 29 ] Милле погиб на Титанике в 1912 году.

Роджерс продолжает активно участвовать в работе некоммерческого мира в качестве волонтера и в коммерческом мире в качестве аутентификатора произведений искусства.

Награды и признания

[ редактировать ]

Роджерс является членом Американской академии искусств и наук и Лондонского общества антикваров . В 2011–2012 годах он был приглашенным профессором Humanitas по музеям, галереям и библиотекам Оксфордского университета . [ 32 ]

Его лондонская квартира была представлена ​​в журнале Architectural Digest в январе 1995 года, вскоре после его переезда в Бостон. [ 33 ] В 2012 году журнал New England Home представил дом Роджерса «Ла Бастилия» в , штат Массачусетс , который был летним домом Зиты , последней императрицы Австрии Ройялстоне и королевы Венгрии , после того, как она бежала из Европы со своими детьми во время Второй мировой войны . [ 34 ]

  1. ^ Эджерс, Джефф (31 августа 2014 г.). «Роджерс из МИДа: все складывается» . Бостон Глобус . Проверено 21 января 2021 г.
  2. ^ Туса, Джон (2020). На борту Руководство для инсайдеров по выживанию в зале заседаний . Лондон: Блумсбери Бизнес. стр. 24–58. ISBN  978-1472975997 .
  3. ^ Музей изящных искусств, Бостон (1994). «Отчет директора». Год музея: Годовой отчет Музея изящных искусств, Бостон . 119 : 10–11.
  4. ^ «Празднование 4-го ежегодного награждения лауреата FACES Малкольма Роджерса в культурном районе Фенуэй» . Альянс Фенвей . Проверено 20 января 2021 г.
  5. ^ Эджерс, Джефф (27 апреля 2008 г.). «МИД открывает грандиозные ворота к своим сокровищам» . Бостон Глобус . Проверено 20 января 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Эджерс, Джефф (12 сентября 2004 г.). «Малкольм Икс: За 10 необычных лет Малкольм Роджерс из МИДа популяризировал и поляризовал» . Бостон Глобус . Проверено 20 января 2021 г.
  7. ^ Музей изящных искусств, Бостон (1996). «Отчет директора». Годовой отчет (Музей изящных искусств, Бостон) : 4–5.
  8. ^ Музей изящных искусств, Бостон (2002). «Послание директора». Годовой отчет (Музей изящных искусств, Бостон) : 1–8.
  9. ^ «Нагойский/Бостонский музей изящных искусств» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 20 января 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Эджерс, Джефф (27 февраля 2014 г.). «Директор МИД Малкольм Роджерс уходит в отставку» . Бостон Глобус . Проверено 20 января 2021 г.
  11. ^ Ши, Андреа (12 ноября 2010 г.). «Высокие ставки для американского крыла МИДа стоимостью 504 миллиона долларов» . ВБУР . Проверено 20 января 2021 г.
  12. ^ Хартиган, Патти (25 августа 2015 г.). «Малкольм Роджерс покинул здание» . Бостонский журнал . Проверено 20 января 2021 г.
  13. ^ Фаверманн, Марк (17 сентября 2011 г.). «Семейное крыло Линде, посвященное современному искусству: Музей изящных искусств создает современный дом» . Беркширское изобразительное искусство . Проверено 21 января 2021 г.
  14. ^ Сми, Себастьян (9 марта 2014 г.). «МИД стоит непростая задача по поиску нового руководителя» . Бостон Глобус . Проверено 20 января 2021 г.
  15. ^ Музей изящных искусств, Бостон (1995–2015). «Отчет казначея». Годовой отчет (Музей изящных искусств, Бостон) .
  16. ^ Беато, Грег (15 марта 2016 г.). «Богатство на бумаге для Музея изящных искусств в Бостоне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 января 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д Гей, Малькольм (26 июля 2015 г.). «Малкольм Роджерс на пороге новой жизни» . Бостон Глобус . ПроКвест   1698771382 . Проверено 22 января 2021 г.
  18. ^ Эджерс, Джефф (28 февраля 2014 г.). «Глава МИДа готов к преемнику: 19-летний директор Роджерс, определяющий путь, уйдет в отставку, когда будет найдена замена» . Бостон Глобус . ПроКвест   1502939146 . Проверено 22 января 2021 г.
  19. ^ Темин, Кристина (29 июня 1999 г.). «Спорная реструктуризация в МИД». Бостон Глобус . п. Е3.
  20. ^ Jump up to: а б Добжински, Юдит (8 июля 1999 г.). «Реструктуризация Бостонского музея сеет страх среди американских кураторов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 января 2021 г.
  21. ^ Бегги, Кэрол (18 ноября 1999 г.). «Стеббинс уходит из МИДа». Бостон Глобус . стр. Д1.
  22. ^ Дизенхаус, Сьюзен (30 июля 1998 г.). «Искусство в Америке: разграблено или законно? Предметы, тщательно изученные в Бостонском музее» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 января 2021 г.
  23. ^ «Решения о собственности» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 20 января 2021 г.
  24. ^ «Исследование происхождения нацистской эпохи» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 20 января 2021 г.
  25. ^ Хили, Бет (24 января 2015 г.). «Ведущие должности в некоммерческих организациях дают большие преимущества» . Бостон Глобус . Проверено 20 января 2021 г.
  26. ^ «Учредители и благотворители» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 20 января 2021 г.
  27. ^ Сил, Марк (апрель 2020 г.). «Принц, Флэш и фальсификатор» . Ярмарка тщеславия (716).
  28. ^ Адам, Джорджина; Холлингсворт, Марк (октябрь 2022 г.). «Вопрос атрибуции» . Художественная газета . 31 (349): 1, 17.
  29. ^ Энгстрем, Питер А. (2010). Фрэнсис Дэвис Милле: Титаническая жизнь . Ист-Бриджуотер, Массачусетс: Паб Miller Studio. С. 86–87, 126, 145, 279.
  30. ^ Николсон, Луиза (декабрь 2009 г.). «Личность года: Малкольм Роджерс». Аполлон . 170 (571): 24.
  31. ^ «Награды в итальянской культуре 2010: Американская премия Малкольму Роджерсу» . Фонд итальянского искусства и культуры . Проверено 9 февраля 2021 г.
  32. ^ «Малкольм Роджерс: приглашенный профессор Humanitas в музеях, галереях и библиотеках (2011–2012)» . Фонд Вайденфельда Хоффмана . Проверено 9 февраля 2021 г.
  33. ^ Ламберт, Элизабет (1995). «Искусство коллекционирования: Квартира директора музея». Архитектурный дайджест . 52 (1): 132–137.
  34. ^ Бринкли, Роб (30 апреля 2012 г.). «Все спокойно» . Дом Новой Англии . Проверено 20 января 2021 г.
[ редактировать ]
Предшественник
Alan Shestack
Энн и Грэм Гунд, режиссер
Музей изящных искусств, Бостон

1994–2015
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61dfd706783dbb888e3b91c26bf70e8b__1696864200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/8b/61dfd706783dbb888e3b91c26bf70e8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Malcolm Rogers (curator) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)