Ксикомекоатль
Ксикомекоатль | |
---|---|
![]() Изображение Ксикомекоатля новыми испанскими художниками Хуаном Гонсалесом и Мигелем Гонсалесом, 1698 г. | |
Национальность | Тотонак |
Другие имена | Чикомакатль |
Занятие | Правитель Семпоалы |
Эра | Начало 16 века |
Ксикомекоатль , Чикомакатль , [ 1 ] или, как его называл испанский конкистадор Берналь Диас дель Кастильо , « Касике Гордо ». [ 2 ] : 91 (по - испански Fat Cacique ), был правителем города Семпоала , пока он находился под контролем Империи ацтеков .
Он был известен своим союзом с испанским капитаном Эрнаном Кортесом , заключенным 15 июля 1519 года . [ 3 ] что сделало его одним из первых союзников испанцев при завоевании Империи ацтеков . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Его политическое положение правителя Семпоалы сделало его очень важным человеком в империи, поскольку город иногда называют «столицей империи тотонаков » из-за его влияния на другие поселения тотонаков. [ 6 ] [ 7 ]
Имя и внешний вид
[ редактировать ]
Берналь Диас дель Кастильо называет правителя Семпоалы «Толстым Касиком» в своей книге « Правдивая история завоевания Новой Испании » из-за его физического аспекта. Испанцы описывали его как чрезвычайно тучного и, вероятно, высокого роста. Диас дель Кастильо пишет:
Давайте не будем прикалываться, а скажем, как мы добрались до комнат, и рядом со двором нас вышел Толстый Касик, и поскольку он был очень толстым, я буду называть его именно так [...] [ 8 ] : 78
XVI века Испанский историк Франсиско Лопес де Гомара пишет:
Эти индейцы сильно отличались от остальных, которых они видели, потому что у них были более высокие тела, [...] потому что Кортес хотел быть в курсе событий о земле и о великом короле Моктесуме , а отец был очень крепким, хотя и толстым, когда требуя баллов и задавая вопросы. [ 9 ] : 97, 107
Историки обычно называют его Ксикомекоатлем ( произносится [ʃiːkomeˈkoːat͡ɬ] ), но никто точно не знает, было ли это его настоящее имя. [ 10 ] Чикомакатль ( произносится [t͡ʃikoˈmakat͡ɬ] ) также является одним из имен, используемых для его обозначения. Самое старое известное упоминание этого имени в отношении него было сделано новым испанским историком Фернандо де Альва Кортесом Иштлильшочитлем . [ 11 ] : 11, 34 [ 12 ] Происхождение этого названия, возможно, происходит от растения, используемого в медицинских целях, описанного в Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis (на латыни « Маленькая книга лекарственных трав индейцев »).
Союз с Испанией
[ редактировать ]Согласно различным летописцам, Мотекусома Шокойоцин (также известный как Моктесума II), , столицы тлатоани Теночтитлана Империи ацтеков, заставил подчиниться город Семпоала, прежде чем вступить в контакт с европейцами, и заставил его жителей платить большую дань за тлатоани. [ 2 ] : 88–89 Кортес писал императору Испании Карлосу I во втором письме от 30 октября 1520 года :
И я покинул эту провинцию Семпоал [ так в оригинале ] вместе со всеми городами в кургане, в которых могло быть до пятидесяти тысяч воинов и пятидесяти городов и крепостей, очень безопасных, мирных и верных вассалов вашего величества, какими они были до сих пор и таковы, потому что они были подданными этого сира Мутизумы [ sic ], и, согласно тому, что мне сообщили, их заставили стать таковыми, и не так давно. [ 13 ] : 3
Встреча с Кортесом
[ редактировать ]Ксикомекоатль встретился с Кортесом 15 июля 1519 года. Узнав о новостях о прибывших к морю «башнях» или «храмах», заполненных странными иностранцами, направлявшимися теперь в столицу, Ксимомекоатль послал навстречу этим 12 послам. новых людей и приветствуем их в Семпоале. [ 9 ] : 97 [ 8 ] : 78 [ 2 ] : 89, 91 Сначала Кортес задал несколько вопросов, чтобы убедиться, что прибытие будет безопасным, предположительно спрашивая:
«Если ваш город был так близок к нам, почему нам понадобилось так много времени, чтобы рассказать о нем?» [ 14 ]
На это они ответили, что хотят убедиться, что «никто из мексиканцев не войдет, поскольку они наносят большой вред своему народу». [ 14 ]
Они приняли предложение и на следующий день отправились в город, используя послов, которые проводили их в город, отправив половину из них обратно в Семпоалу, чтобы сказать Ксикомекоатлю, что они идут с миром. Впервые испанцы собирались войти на территорию в пределах границ империи. [ 2 ] : 89
Впервые прибыв в город, испанцы были поражены его размерами, поскольку это был первый важный город, который они увидели во время своих путешествий. [ 15 ] : 310–311 Кортес и некоторые из его солдат решили назвать этот город в честь Севильи . [ 13 ] : 3 в то время как другие называли его «Вилла-висиоза». [ 8 ] : 79 (Оживленный город). Диас дель Кастильо писал:
И когда мы входили между домами, когда мы увидели такой большой город, потому что большего мы не видели, мы были очень поражены им, и когда мы увидели, насколько он оживлен, наполнен мужчинами и женщинами на улицах. выйдя к нам, мы славили Бога за земли, которые мы открыли. [ 8 ] : 78

Шикомекоатль и Кортес наконец встретились на главной площади Семпоалы, возле городского дворца. Там Кортес и Ксикомекоатль обнялись в знак дружбы. Ксикомекоатль предложил им большое место для проживания на время их пребывания в городе. Он предложил им еду, такую как кукурузный хлеб и «сливы», как писал Диас дель Кастильо (возможно, имея в виду плоды опунции ?). Они начали дарить друг другу подарки: украшения, одежду и золото. Кортес вместе со своими переводчиками и устными переводчиками, Доньей Мариной (также известной как Ла Малинче ) и Херонимо де Агилар , сказали правителю, что они отплатят им тем же, помогая им во всем, что они хотят:
И Кортес сказал ему вместе с доньей Мариной и Агиларом, что мы будем платить ему милостями, потому что мы — вассалы великого отца, императора дона Карлоса, который правит многими королевствами и государствами, и он послал нас разрешать обиды. , чтобы наказать зло и остановить принесение в жертву новых душ. [ 8 ] : 79
По словам Диаса дель Кастильо, услышав эти заявления, Ксикомекоатль начал жаловаться на Моктесуму, утверждая, что его люди жили в мире и свободе до того, как он заставил их подчиниться, а теперь им пришлось платить ему дань, и что он взял почти все золото и драгоценности города, и они ничего не могли с этим поделать, потому что боялись, что он убьет их всех, если они попытаются. Другие члены двора описывали, что все земли вокруг принадлежали Моктесуме, и хотя у большинства из них был свой правитель, все они были вассалами тлатоани, а с некоторыми обращались для него как с рабами. [ 9 ] Кортес заявил, что прекрасно понимает правителя, и они сделают что-нибудь, чтобы помочь. [ 4 ]
Предположительно, после жалоб Ксикомекоатль рассказал Кортесу о союзниках и врагах Моктесумы, просто описал, как Теночтитлан выглядел и где он находился, а также о том, что Республика Тлашкаллан была злейшим врагом империи наряду с Уэшоцинко и другими местами, и предположил, что, если он захочет, чтобы свергнуть его, он мог попытаться заключить союз с этими местами. [ 9 ] : 108 [ 15 ] : 124 Однако Диас дель Кастильо утверждает, что идея восстания против Моктесумы была предложена лишь спустя много времени после того, как состоялась эта встреча. [ 8 ]

Эта встреча положила начало союзу между Испанской империей и Семпоалой, который стал поворотным моментом в завоевании Империи ацтеков, поскольку Ксикомекоатль увидел в новом союзе возможность для города освободиться от ацтекского гнета. [ 17 ] хотя некоторые историки выдвинули теорию, что история угнетения на самом деле была ложью, что Семпоала не был так угнетен, как утверждал Ксимомекоатль, и что он утверждал это для того, чтобы другие дружественные ему города и регионы могли получить больше союзников и силы, а также несколько Некоторые из этих историков даже выдвигают версию, что союз был заключен по религиозным мотивам, но это маловероятно. [ 10 ] [ 18 ] [ примечание 1 ]
Альянс
[ редактировать ]
Ксикомекоатль проявил к испанцам очень дружелюбное отношение. На следующее утро после встречи он дал им 400 рабочих, или тламмехов , для помощи в выполнении любых задач, которые они пожелают, что удивило европейцев. [ 8 ]
Вскоре после встречи Кортес решил отправиться в город Киауистлан (на территории современного штата Веракрус. Не путать с тлашкальским государством ). По словам Франсиско Лопеса де Гомары, он планировал поехать в этот город до прибытия в Семпоалу, но пробыл в городе 15 дней. [ 9 ] : 106 Диас дель Кастильо утверждает, что это неправда и что на самом деле они отправились в Киауистлан на следующий день после получения тламмех из Семпоалы. [ 8 ] Как бы то ни было, Кортес покинул Семпоалу, чтобы добраться до Киауистлана.
Первоначально Кортес беспокоился о Киауистлане из-за мощных укреплений города, но когда они наконец прибыли, они обнаружили, что он совершенно пуст. Прошло некоторое время, прежде чем Кортес наконец увидел выходящих людей. Первыми, кто пришел увидеть Кортеса, была группа из 15 дворян, которые пояснили, что город пуст, потому что большинство людей сбежали из него, получив известие о прибытии испанцев, и не вернутся, пока не узнают, кто они. были. После разъяснений они попросили прощения за то, что не приветствовали их раньше, и устроили для них большую церемонию встречи. Кортес снова объяснил, что они были вассалами Карлоса I Испанского, и подарил горожанам несколько подарков и драгоценностей, на что те ответили, дав им еду. [ 8 ]
Ксимомекоатль решил последовать за Кортесом в город вскоре после того, как тот покинул Семпоалу, хотя и не сказал ему об этом. Кортес получил известие о прибытии Шикомекоатля во время церемонии встречи, когда он разговаривал с членами двора Киауистлана. Он прибыл вскоре после того, как испанцы получили эту новость вместе со многими другими членами двора Семпоалы. По прибытии он продолжал предъявлять жалобы на Моктесуму, к которым присоединились правитель и двор Киауистлана. Предположительно, жалоб было так много, что Ксикомекоатль даже начал плакать от гнева, пытаясь говорить. [ 14 ] По словам Диаса дель Кастильо, он утверждал, что Моктесума каждый год просил приносить в жертву или порабощать детей и молодых женщин в качестве дани, и что сборщики дани Моктесумы иногда даже насиловали своих женщин, если находили их слишком красивыми. Кортес попытался успокоить его и других производителей, заявив, что обязательно защитит их.

Пока испанцы и тотонаки из Семпоалы и Киауистлана вели дискуссию, пришло известие, что в Киауистлан прибыла группа сборщиков дани Моктесумы, на что сиры отреагировали со страхом. Кортес изначально не знал, кто эти люди, и был сбит с толку довольно резкой реакцией людей, увидев их. Лопес де Гомара упоминает 20 из них: [ 9 ] : 110 а Диас дель Кастильо упоминает пятерых, которых сопровождали люди из других городов Тотонака. [ 8 ] Якобы они так испугались приезда этих людей, что начали дрожать. Сразу же получив известие, правители оставили Кортеса в покое и как можно быстрее направились к сборщикам дани с самыми ценными вещами, которые только могли добыть. Затем коллекционеры пригласили Ксикомекоатля и других правителей на важную встречу. Как только они прибыли к месту встречи, сборщики начали угрожать ему и другим правителям силами Монтесумы, утверждая, что Монтесума не допустит поселения испанцев в его владениях без его предварительного разрешения. [ 9 ] и потребовали, чтобы к следующему утру им были переданы 20 человек, мужчин и женщин, чтобы их можно было принести в жертву Уицилопочтли в качестве наказания за то, что они впустили испанцев без разрешения, по словам Диаса дель Кастильо. [ 8 ] Кортес решил попытаться разобраться в ситуации, спросив Малинче о том, что происходит. Как только он понял, он позвонил Шикомекоатлю и другим правителям и сказал им, что тлатоани не будут беспокоиться о его нахождении на территории, потому что он «дружит с Моктесумой», и он не будет расстраиваться из-за присутствия испанцев. [ 9 ] : 110
Позже Кортес решил продемонстрировать свою лояльность Ксикомекоатлю и остальным тотонакам, приказав арестовать коллекционеров, чтобы дать Моктесуме понять, что такое поведение недопустимо. Он рассказал Ксикомекоатлю о своих планах, но очень беспокоился, что если он это сделает, Моктесума нападет на город, но Кортесу удалось убедить его, и арест был произведен. [ 2 ] : 93 Все пятеро коллекционеров были арестованы и доставлены в суд Семпоалы. По словам Лопеса де Гомары, Кортес сказал Ксикомекоатлю:
«Чтобы показать вам, на что мы с моими людьми способны, пошлите своих людей наказать и арестовать этих коллекционеров из Мексики, потому что я буду здесь с вами, и Мотекусума не будет злиться из-за моего уважения». [ 9 ] : 110
По прибытии пленников Шикомекоатль и многие другие члены двора предложили принести их всех в жертву, но Кортес сказал им, что в таких мерах нет необходимости, и вместо этого он лично заключит их в тюрьму. Затем пленных отправили в одну из комнат, в которой поселили испанцев, которая использовалась для них как камера. [ 9 ] После арестов Кортес приказал жителям Семпоалы, Киауистлана и остальных из более чем 30 тотонакских городов империи больше не платить дань Монтесуме и начать против него восстание. Некоторые члены суда Семпоалы продолжали выражать обеспокоенность по поводу арестов, полагая, что Моктесума убьет их всех, но он утверждал, что ничего не произойдет. Поначалу миссия казалась успешной, но у Кортеса были другие планы. В тот же день, в полночь, Кортес встретился с несколькими своими солдатами и, по словам Диаса дель Кастильо, сказал:
«Смотри, освободи тех двоих, которые ты считаешь наиболее полезными, и сделай это так, чтобы другие индейцы не заметили». [ 8 ] : 81
Они пробрались в камеру двух из пяти заключенных, где Кортес сказал им, что поможет им бежать из тюрьмы, если они будут подчиняться его приказам. Они согласились, и он приказал им вернуться в Теночтитлан и сказать Моктесуме, что испанцы не враги, но на самом деле они верны ему и готовы стать его союзниками. [ 2 ] : 93 Заключенные согласились отправить это сообщение, и Кортес незаконно помог заключенным бежать. На следующий день Ксикомекоатль заметил отсутствие двух пленников, что его расстроило. Кортес притворился, что разгневан этим фактом, чтобы предотвратить рост подозрений. После этого Ксикомекоатль предложил принести в жертву остальных пленников, но Кортес снова вмешался, предложив заключить остальных пленников на испанских кораблях на берегу, утверждая, что они не заслуживают быть убитыми, потому что они всего лишь выполняли приказы император. [ 9 ] : 113 Они согласились, а пленников заковали в цепи и отправили на корабли. На следующий день заключенные опять не появились. Суд Семпоалы сообщил Кортесу, что теперь Моктесума раскроет заговор, поскольку заключенным удалось бежать, на что он продолжал отвечать, утверждая, что ничего не произойдет. [ 8 ]
Известие об аресте коллекционеров прозвучало во многих местах империи. [ 19 ] и предположительно, именно в этот момент многие тотонаки начали верить, что испанцы были богами, хотя, похоже, Ксикомекоатль в это не верил. Однако аресты положили начало масштабному союзу между Испанской империей и более чем 30 различными городами тотонаков по всей Империи ацтеков, которые восстали против Моктесумы, и Кортес обрел своих первых союзников в войне. [ 8 ] Однако вскоре после этого между Испанией и Семпоалой возникла напряженность.
Напряженность растет
[ редактировать ]Проблема Тисапанчинки
[ редактировать ]Вскоре после ареста Ксикомекоатль решил попросить Кортеса об одолжении, связанном с «большой чрезвычайной ситуацией». Он рассказал Кортесу, что неподалеку есть город под названием Тисапансинка. [ 9 ] : 116 опасный варварский город, наполненный ацтекскими солдатами, которые планировали заговор против Кортеса и его людей, а также доставляли много проблем жителям Семпоалы, поскольку они неоднократно грабили город и просили Кортеса сделать это что-то об этом. [ 9 ] : 116 По словам Диаса, Кортес сначала не был уверен, будет ли хорошей идеей попытаться вторгнуться в землю, о которой он ничего не знал, но в конце концов сказал своим людям:
«Знаете что, мужчины? Кажется, что мы известны в этих землях своими усилиями, и из-за того, что эти люди видели, что было сделано с коллекционерами Монтесумы, они верят, что мы боги или что-то вроде их кумиров . Я подумал о том, как мы можем заставить их поверить, что только один из нас нужен, чтобы победить тех индийских воинов, которые, по их словам, находятся во вражеском городе-крепости. Давайте пошлем Эредию Старшего». [ 8 ] : 84
Используя этого солдата, Эредиа, Кортес решил продемонстрировать европейское вооружение, отведя Ксикомекоатля и других членов двора к близлежащей реке и продемонстрировать, как работает аркебуза и как «они будут использовать ее против врага», чтобы возвысить репутация Испании среди тотонаков. Как только Ксикомекоатль и остальные были доставлены, Кортес заявил, что этот солдат убьет всех ацтекских солдат, находившихся в этом городе. Затем ружье выстрелили в воздух, и производители были поражены и рассказали другим городам, что у них есть Теуле ( слово, используемое тотонаками для обозначения испанцев или богов, по мнению Диаса), которое уничтожит всех ацтеков. солдаты Тисапанчинки. [ 8 ] Вероятно, это помогло поднять репутацию испанцев среди тотонаков.
После того, как они вернулись в Семпоалу, Кортес сказал, что он лично поедет в этот город и сам поможет людям вместе с некоторыми из своих солдат, попросив несколько тламмех помочь нести оружие.
Двумя днями позже Кортес двинулся к Тисапансинке с 400 испанцами и примерно 2000 тотонаками, разделенными между четырьмя капитанами. Чтобы добраться до города, потребовалось два дня, но, прибыв туда, они не увидели того, чего ожидали.
По словам Берналя Диаса дель Кастильо и различных историков, как только они подошли к въезду в город, группа из восьми человек вышла, плача и умоляя о пощаде, спрашивая: «Почему вы хотите нас убить? Мы ничего не сделали. неправильный." Затем они прояснили ситуацию, объяснив, что вполне возможно, что Ксиомекоатль послал испанцев в город из-за конфликтов, которые у них были с Семпоалой давным-давно из-за территориальных споров или других вопросов. Услышав это, Кортес приказал своим людям остановить продвижение посланных с ними солдат тотонаков, но как только они их нашли, они уже разграбили город. Это сильно разозлило Кортеса, который призвал посланных капитанов тотонаков и приказал им вернуть все украденное имущество, полученное ими в результате увольнения, пригрозив им, что убьет их всех из-за их действий, если они не подчинятся. . Капитаны попросили прощения и вернули все добытое украденное. Затем Кортес извинился перед жителями Тисапансинки за причиненные проблемы, попросил их никогда не грешить и вернулся в Семпоалу. На следующий день они прибыли в город, где было построено несколько хижин, и в одной из них находился Ксикомекоатль. Он предложил испанцам еду и попросил прощения из-за проблем, произошедших во время их миссии. Он утверждал, что понимает, что поступил неправильно, отправив их вторгнуться в мирный город. Кортес принял извинения, и они уснули. На следующее утро они вернулись в город. [ 15 ]
Франсиско Лопес де Гомара упоминает другую версию истории. Гомара утверждает, что, когда Кортес начал приближаться к городу Тисапанчинка, многие ацтекские солдаты вышли оттуда, полагая, что будут сражаться только с тотонаками, но, увидев приближающихся испанцев, они начали бежать обратно в свою крепость, и после того, как Кортесу не удалось их взять, Когда войска из Испании и Семпоалы вошли в город, Кортес приказал, чтобы ни мирные жители, ни невинные люди не были убиты. Войска города быстро сдались, а ацтеки были изгнаны из этого места, что еще больше повысило репутацию Испании. После победы Кортес вернулся в Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус , где отпраздновал свою победу. [ 9 ] : 116–117 [ 11 ] : 11

Диас дель Кастильо отрицает факт такой битвы, открыто критикуя сочинения Гомары в своей книге:
Эта [история] о Чингапасинге [ так в оригинале ] была первым входом Кортеса в Новую Испанию , и это было не так, как сказал летописец Гомара. [Он сказал], что мы убили и взяли в плен тысячи людей в Чингапасинге. И посмотрите, любопытные, читающие это, как бы хорошо ни была написана его летопись, не все, что он пишет, произошло так, как он сказал. [ 8 ] : 88

Он послал королю Испании дань, включавшую множество золотых монет, туфли, украшенные золотом, серебром и жемчугом, одежду из хлопка с красивыми цветами и красками, головные уборы, украшенные красивыми перьями, пару книг (возможно, имея в виду к Мадридскому кодексу ?) и многое другое. На следующий день после отправки этой дани Кортес приказал уничтожить свои корабли, чтобы у тех, кто не хотел следовать за ним в Теночтитлан, не было другого выбора. [ 9 ] : 124 Затем Кортес вернулся в Семпоалу, через восемь или десять дней после потопления кораблей. [ 13 ] : 4
Какая бы история ни была верной, напряженность продолжит расти вскоре после возвращения Кортеса в Семпоалу.
Сексуальность Ксикомекоатля и жертвоприношения
[ редактировать ]Большинство историков и летописцев полагают, что у Ксикомекоатля не было ни женщин, ни детей, а был открытый гомосексуалист и имел сексуальные отношения с мужчинами, и он был не единственным гомосексуальным членом суда, поскольку было много других, которые также имели сексуальные отношения. с мужчинами. Фактически, гомосексуальность был описан как очень распространенное явление в Семпоале. По словам мексиканского историка Хосе Антонио Креспо, при дворе Ксикомекоатля было 50 мужчин в возрасте около 20 лет, которые служили ему для его сексуального удовольствия. [ 20 ] Диас дель Кастильо пишет:
[...] потому что у них были мужчины, одетые как женщины, которые собирались получить выгоду от этой проклятой работы, [...] и согласно тому, что нам сказали и узнали, эти священники были сыновьями производителей и делали не было женщин, вместо этого у них была проклятая работа содомии [...] [ 8 ] : 87, 89
Гомосексуализм Ксикомекоатля не терпелся испанцами -католиками , которые считали это грехом . Однако это их волновало меньше всего. Летописцы, такие как Берналь Диас дель Кастильо и другие, описывают, что человеческие жертвоприношения были очень распространены в Семпоале:
[...] и каждый день они приносили в жертву перед нами трех, четырех или пяти индейцев, а сердца приносили в жертву их идолам, их кровью обмазывали стены, и отрезали ноги, руки и бедра [.. .] [ 8 ] : 87
Диас также утверждает, что каннибализм был распространен и в Семпоале, и даже говорит, что, по его мнению, он помнит, как человеческое мясо продавалось на рынках в виде стейков. Испанцы рассказали, что были в ужасе от подобных действий, и Кортес попытался их остановить.
Осквернение храмов
[ редактировать ]Когда Кортес вернулся в Семпоалу, по словам Диаса дель Кастильо, некоторые из городских дворян сказали Кортесу, что не хотят, чтобы испанцы уходили, поскольку опасались того, что Моктесума сделает с ними без его защиты. Поэтому, чтобы узаконить свой союз, Кортес предложил испанским капитанам теперь жениться на дворянках города, чтобы рассматривать свой союз не только как дружбу, но и как законное братство. Народ согласился, и Ксикомекоатль предложил испанцам восемь женщин, две из которых были ему родственница: одна из женщин, позже крещенная именем Донья Каталина, была племянницей Ксимомекоатля, а другая, позже крещенная именем Донья Франциска, была дочерью племянника Ксикомекоатля Куэско. Ксикомекоатль предложил женщинам и сказал Кортесу, по словам Диаса дель Кастильо:
«Сэр, эти семь женщин предназначены для ваших капитанов, а это, моя племянница, для вас. Она правительница регионов и вассалов». [ 8 ] : 87
Кортес с радостью принял женщин, но сказал Ксикомекоатлю, что, если они действительно хотят считать их своими женами, им придется принять христианство и отказаться от своих местных обычаев; и чтобы их союз действительно стал братством, им пришлось прекратить человеческие жертвоприношения, запретить содомию, прекратить поклоняться своим богам и отказаться от религии ацтеков в целом. Если бы они сделали это, они даже дали бы им испанские провинции и земли. Однако они отказались сделать это, аргументируя это тем, что именно боги принесли всем счастье, здоровье и благополучие, и если они прекратят жертвоприношения и поклонение, произойдет катастрофа, худшая, чем любая жертва, которую они могли бы принести. Кортес, получив этот ответ, начал говорить своим людям:
И после того, как Кортес и все мы получили такой ненавистный ответ и увидели столько жестокости и глупости, как я уже упоминал, мы больше не могли их терпеть. И тогда Кортес начал говорить с нами об этом и напоминал нам о хороших доктринах и о том, как мы можем сделать что-либо хорошо, не делая этого в честь Бога и не устраняя жертв, которые они приносят своим идолам? [ 8 ] : 87

Тогда испанцы решили прямо в этот момент начать уничтожение изображений ацтекских богов. Испанцы получили свое оружие и доспехи. Кортес предъявил жителям Семпоалы ультиматум , утверждая, что идолы должны быть уничтожены. Ксикомекоатль отреагировал мгновенно и отправил своих солдат на главную площадь города для защиты храмов. [ 2 ] : 94 Испанцы теперь планировали добраться до главного храма города, что оказалось для них трудным из-за его высоты и укреплений. Ксикомекоатль попытался убедить Кортеса остановиться, сказав ему, что он понимает его намерения, но если они перестанут восхвалять своих богов, все погибнут, включая испанцев. Кортес бурно отреагировал на это заявление, закричав, что он уже приказывал им прекратить приносить в жертву людей и раньше, и что их обманом заставляют приносить людей в жертву своим идолам, и приказал им самим убрать их, иначе вместо этого это сделают испанцы, и также начал выкрикивать угрозы, утверждая, что убьет всех солдат, находившихся в храме, если они не уйдут с дороги. Солдаты Семпоалы, уставшие от испанских угроз, наконец заявили испанцам, что они недостойны богов, и поэтому они могли бы уничтожить эти изображения, если бы действительно захотели, но это было бы не с их согласия. Услышав это, испанцы тут же ворвались в храм и начали уничтожать как можно больше статуй, сколько смогли в нем найти, сбрасывая их с лестницы здания по мере их разрушения. Многие из набожных тотонаков и священников, наблюдавших за этой сценой, закрыли глаза или начали плакать, моля богов о прощении за то, что они допустили разрушение. Через некоторое время несколько солдат вышли из храма и приготовились пустить стрелы и копья в испанцев, готовясь сразиться и убить их. Увидев это, Кортес немедленно бросился к Ксикомекоатлю, и ему сказали, что, если он не прикажет своим солдатам не стрелять, он убьет его и всех остальных вокруг него. Ксикомекоатль как можно скорее встал и побежал перед солдатами, приказав им не стрелять и не убивать испанцев. Солдаты подчинились ему и остановили атаку. После этого Кортес решил снова попытаться заключить мир. [ 8 ]
Мир восстановлен
[ редактировать ]
На следующее утро Кортес приказал сжечь части рухнувших статуй и закопать в «месте, где их больше не найдут». Некоторые тотонаки стали уносить из храма остальные изображения богов. Кортес теперь утверждал, что Семпоала и Испания официально являются братством, и восстание против Моктесумы будет успешным. Он приказал разместить в главном храме изображение Марии, матери Иисуса , очистить всю кровь в храмах и построить на главной площади деревянный крест. Он также приказал превратить храм в католическую церковь и поручить четырем священникам работать в церкви под руководством испанского солдата по имени Хуан де Торрес де Кордова, а также построить алтарь. На следующий день Фрай Бартоломе де Ольмедо отслужил в городе мессу , где восемь женщин, ранее предложенных Ксикомекоатлем, были крещены и переданы испанским военным капитанам. [ 8 ]
Это станет концом конфликтов между Кортесом и Ксикомекоатлем, но это будет не последний конфликт, с которым столкнется Семпоала.
Кортес покинул Семпоалу и отправился в Теночтитлан через несколько дней после восстановления мира. Он попросил его позаботиться о церкви и кресте, оставшихся в городе, и попросил 200 тламаме и 50 капитанов для защиты во время путешествия в Теночтитлан. Первоначально он планировал отправиться прямо в Теночтитлан, и ранее послы Моктесумы посоветовали ему не ехать в Тласкаллан, но Ксикомекоатль и другие члены двора предложили ему не слушать этих послов, поскольку он мог заключить с ними союз, чтобы помогите с восстанием. Вместо этого Кортес прислушался к этому предложению и уехал в августе 1519 года. [ 13 ] : 7 Женщинам, которых он им предложил, пришлось остаться, так как испанцы не хотели, чтобы они подвергались опасности во время сражений. В течение следующих месяцев Кортес отправил Ксикомекоатлю несколько подарков, в том числе одежду и несколько золотых монет.
Первоначально испанцы подверглись нападению со стороны тлашкальцев, как только они прибыли, и с начала сентября им пришлось столкнуться с многочисленными сражениями со стороны местного населения отоми и воинов под командованием принца Ксикотенкатля Аксаякатля из Тизатлана (также известного как Ксикотенкатль Младший и Ксикотенкатль II ). [ 22 ] [ 23 ] : 33–34 Однако к 23 сентября 1519 года испанцы и тлашкальцы согласились заключить мир, и испанцы впервые в тот день вошли в Тлашкалу. К 25 сентября лорды Тласкалы преподнесли испанцам подарки, а также своих дочерей и родственников, которые затем крестились. [ 8 ] : 122–124 Испанцы пробыли в Тласкале 20 дней, в течение которых испанцы отправили гонцов в Чикомакатль с просьбой отправить в Тласкалу одежду и еду, чтобы ее можно было подарить лордам и обеспечить союз между Испанией и Тласкалой, как он предлагал ранее. . Он согласился на это и решил сам отправиться в Тласкалу вместе с оставшимися в городе испанцами и 200 тламмехами, чтобы нести дары. [ 12 ]
Нападение ацтеков на тотонаков и испанцев
[ редактировать ]
Неоднократно несколько регионов ацтеков угрожали жителям Семпоалы и других тотонаков за их восстание против Моктесумы. Кортес всегда утверждал, что все будет хорошо, пока есть испанцы. Ксикомекоатль всегда выражал свою обеспокоенность, несмотря на то, что очень поддерживал Кортеса.
8 ноября 1519 года Кортес прибыл в Теночтитлан вместе с примерно 400 солдатами из Семпоалы и еще несколькими тысячами из Тласкаллана и впервые встретился с Моктесумой II. Кортеса встретили со многими почестями и устроили большую церемонию встречи, которая, как сообщается, длилась более часа.
На другой день после того, как я прибыл в этот город [ Истапалапа ], я ушел и, пройдя полмили , я вошел по дороге посреди того озера, о котором я упомянул, за две лиги до прибытия в великий город Темикститан [ sic ] , который был основан посреди этого озера, [...] Здесь до тысячи знатных людей, граждан этого города, вышло увидеть меня и поговорить со мной, все одеты очень богато, по словам своим обычаям, и они вышли поговорите со мной один за другим. Они пришли ко мне с церемонией, которую они часто используют между собой: кладут руки на пол и целуют ее, и я стоял там почти час, ожидая, пока все закончат свою церемонию. [...] После перехода через мост этот господин Мутесума [ sic ] вышел встречать нас в сопровождении до двухсот человек, все босые и одетые в еще одну очень богатую манеру, соответствующую их обычаям. [ 13 ] : 18–19
Моктесума принял Кортесов со многими почестями и разрешил им проживать в городе, но только через шесть дней после его прибытия [ 13 ] : 21 Кортес приказал заключить его в тюрьму. [ 9 ] : 198 Кортес утверждал, что арест был произведен из-за нападения на тотонаков и испанцев, которое произошло в провинции Наутла вскоре после прибытия в город.
Испанский капитан Хуан де Эскаланте , главный капитан Веракруса, был убит ацтекским генералом и местным сборщиком дани Квальпопокой вместе с несколькими мужчинами. Лопес де Гомара утверждает, что девять испанцев были убиты. [ 9 ] : 198 в то время как Диас дель Кастильо и Кортес заявили, что семеро, включая Эскаланте, были убиты. [ 13 ] : 21
Ранее Эскаланте было приказано защищать Веракрус и остальные союзные регионы Тотонака от любой опасности.
По словам Диаса, битва проходила следующим образом: нападение произошло в результате начавшегося ранее восстания против Моктесумы. Кальпопока, сборщик дани из Наутлы, провинции тотонаков, находящейся под властью империи, которую испанцы называли Альмерией, приказал тотонакам Туспана отдать дань Монтесуме, но они отказались сделать это, утверждая, что им сказали это Кортеса, что у Моктесумы не было проблем с отсутствием дани. Квальпопока был возмущен таким ответом и начал угрожать жителям региона, утверждая, что они разрушят их город и убьют всех, если они не подчинятся. В конце концов Эскаланте получил известие о недавних угрозах своим союзникам, поэтому он решил послать группу гонцов, чтобы сообщить ему, что Моктесума не обеспокоен отсутствием дани и вопрос можно решить без насилия. Однако Квальпопока не прислушался к этому аргументу и вызвал Эскаланте на бой.
По словам Кортеса, Эскаланте специально отправил четырех гонцов. Двое из них погибли, двое других исчезли. Он утверждал, что Квальпопока убил их всех, а затем представил это как несчастный случай. [ 13 ] : 20
Эскаланте подготовился к атаке с двумя пушками, двумя аркебузами, тремя арбалетами, 40 испанцами и около 2000 тотонаков. В конце концов они обнаружили Квальпопоку и его войска, разграбившие город. Эскаланте быстро был разбит силами Квальпопоки после того, как большинство солдат-тотонаков, которых он привел, убежали в страхе перед ацтеками, после того как они начали стрелять в них стрелами, оставив испанцев в основном одни в бою. Эскаланте попытался использовать весь имевшийся у него порох , стреляя как можно больше из аркебуз и пушек, пытаясь отпугнуть ацтеков. В конце концов Эскаланте удалось добраться до Альмерии, где он сжег город. Однако к этому времени его силы были сильно ослаблены; он был смертельно ранен во время боя, у него начал заканчиваться порох, лошадь была убита, а один из его солдат, Аргуэльо де Леон, был схвачен ацтеками и позже был обезглавлен для принесения в жертву. Эскаланте вернулся в Веракрус, где вскоре после этого скончался он и шесть раненых испанских солдат.
Получив известие о битве, Ксикомекоатль очень забеспокоился. Это был первый раз, когда он услышал о поражении или ослаблении испанцев ацтеками, и тотонаки начали беспокоиться о восстании, поскольку Кортес с меньшей вероятностью выполнит свои обещания о защите. Из-за этого он решил запретить испанцам въезд в Семпоалу до тех пор, пока не будет решен вопрос со сборщиками дани. Это сильно обеспокоило испанцев, утверждавших, что они не знали, что делать, поэтому они решили послать сообщение Кортесу, отправив письмо в Тлашкалан. Педро де Хирсия, один из солдат, написал письмо и отправил его. [ 9 ] : 199 Получив письмо, тлашкальцы послали пару шпионов передать письмо Кортесу, находящемуся в Теночтитлане. Кортес получил это письмо утром 14 ноября; поэтому он рассказал Моктесуме об инциденте и был за это арестован. [ 8 ] : 163–165
По словам Гомары, Кортес планировал найти предлог для заключения Моктесумы в тюрьму, чтобы он мог завоевать империю, возможно, до того, как встретится с ним, и использовал историю нападения на Эскаланте, чтобы совершить этот акт. [ 9 ] : 198 хотя Кортес утверждает, что не планировал арестовывать Моктесуму, пока не узнал о нападении, хотя у него действительно было намерение превратить Теночтитлан в подданного Испанской империи. [ 13 ]
При аресте Моктесума заявил, что не знал о злодеяниях, произошедших в регионе, и позволил Кортесу схватить и наказать Квальпопоку за то, что он сделал. Примерно через 20 дней после этого Кальпопока был схвачен и казнен за преступления против тотонаков и испанцев этого региона. Перед казнью Кортес допросил Кальпопоку, спросив его, является ли он вассалом Моктесумы, на что тот саркастически ответил:
«Есть ли еще какой-нибудь лорд, вассалом которого я могу быть?» [ 9 ] : 206 [ 13 ] : 22
Затем он признал, что Моктесума невиновен, не был проинформирован и не дал разрешения на нападение. После этого признания он был сожжен заживо, но Монтесума и после этого продолжал находиться в заключении, хотя со временем ему было предоставлено больше прав и привилегий. [ 13 ]
Битва при Семпоале
[ редактировать ]Битва при Семпоале | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть испанского завоевания Империи ацтеков. | |||||||
![]() Район Семпоала, где произошло сражение | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
266 испанцев [ 24 ] 200 воинов Чинантека |
Между 550 и 750 испанцами: [ 24 ]
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
4 испанца убиты [ 8 ] Многие испанцы ранены Потери коренных народов неизвестны |
5 убитых [ 8 ] Много раненых |
Однако Ксикомекоатль не знал, что у Кортеса были проблемы с губернаторством Кубы . Ранее в том же году губернатор Кубы Диего Веласкес де Куэльяр приказал арестовать Кортеса после того, как он отплыл на полуостров Юкатан без его разрешения, а в марте 1520 года он послал другого испанского капитана, чтобы схватить его, этого человека. будучи Панфило де Нарваэсом . Он прибыл с 19 кораблями, на борту которых находились от 600 до 800 испанских солдат, около 1000 коренных жителей Кубы , около 10 артиллерийских орудий, 80 винтовок и 80 лошадей для экспедиции. Однако 50 человек погибли до прибытия в Мексику из-за нескольких штормов, в результате которых затонуло шесть кораблей. [ 24 ] Нарваес прибыл 22 апреля и решил отправиться в город Семпоала и разбить лагерь.
Нарваес неоднократно заявлял, что Кортес был не чем иным, как лжецом и преступником, который предаст народ Мексики, как только получит то, что хочет. Он также начал отправлять сообщения Моктесуме, утверждая, что Кортес планировал убить его и забрать империю себе. Предположительно, многие поверили Нарваесу и начали сомневаться в намерениях Эрнана, тем более что Нарваес также был испанцем. [ 9 ] : 224–225 Однако Ксикомекоатль остался верен Кортесу, заявив, что он не из тех людей, которые предадут кого-то, с кем он был союзником.
По словам Диаса дель Кастильо и Кортеса, как только Панфило прибыл, он разграбил двор, украв подарки Эрнана и похитив дворянок, которые были предложены его людям. Ксикомекоатль попытался остановить его, заявив, что Кортес убьет его, как только он узнает о том, что делает. Нарваес проигнорировал это и продолжил. [ 8 ] : 197 [ 13 ] : 40
Кортес, который все еще находился в Теночтитлане, получив известие о пребывании Нарваэса в Семпоале, решил вернуться в город, чтобы победить его, и оставил войска, остававшиеся в Теночтитлане, под командованием одного из своих солдат, Педро де Альварадо . [ 9 ] : 229
Битва началась в ночь на 27 мая 1520 года, но его силы были небольшими по сравнению с силами Панфило: всего 266 испанцев и 200 местных союзников Чинантеков . [ 24 ] [ 8 ] По словам Диаса, Кортес после прибытия в Семпоалу приказал захватить артиллерийское вооружение Нарваэса, захватив 18 ядер . Миссию возглавил капитан по имени Писарро (не путать с Франсиско Писарро ). Кортес узнал, что Нарваес находился в одном из храмов города благодаря захваченному шпиону Гонсало Карраско, поэтому он приказал одному из своих капитанов, Гонсало де Сандовалу , с примерно 40 людьми [ 9 ] : 231 схватить его и убить, если необходимо. Это было бы опасной задачей из-за высоты храма и его защиты от других храмов с находящимися в них солдатами.
Некоторые пытались предупредить Нарваэса о том, что Кортес пойдет в город, в том числе Гонсало, но поначалу он не поверил предупреждениям о прибытии Эрнана, полагая, что он не захочет на самом деле идти с ним на войну только потому, что «толстый индеец». попросил его это сделать. [ 8 ] : 211 Войска Панфло не смогли заметить Кортеса раньше из-за сильного дождя той ночью. [ 2 ] : 169 [ 25 ] : 233 но как только солдаты Панфило заметили приближение войск Эрнана, они немедленно предупредили об этом Нарваеса.
Как только Панфило получил известие, он приказал стрелять из пушек по войскам Эрнана, но они успели выстрелить только четыре раза, из которых только один выстрел попал в войска, в результате чего, по словам Диаса, погибли три человека. Кортес утверждал, что этот выстрел убил только двоих. [ 13 ] : 39

Многие всадники пытались атаковать войска Писарро, но не смогли их отбросить. Шесть или семь всадников были разбиты.
Затем Нарваес приказал своим стрелкам открыть огонь по эскадрилье Писарро, ранив семь человек. Сандовалю удалось успешно добраться до храма, где поселился Нарваэс, что вынудило его разделить свои войска для ведения огня по солдатам Сандоваля. Именно тогда трофейная артиллерия была нацелена на храм, заставив Нарваэса спуститься с него. Эрнана Копейщики бросились сражаться с последними оставшимися войсками Нарваэса.

Битва закончилась после того, как некоторые из самых важных солдат Панфило, такие как его второй лейтенант Фулано де Фуэнтес и капитан Рохас де Кастилья ла Вьеха, были убиты Фарфаном (мужем Марии де Эстрады ), оставив его в тяжелом состоянии. ранен. Вскоре он был схвачен.
Во время битвы Ксикомекоатль получил ножевое ранение от солдата Нарваэса, когда тот пытался спрятаться в своем дворце. Его нашли после окончания боя, и Кортес, получив об этом уведомление, приказал немедленно отвести его в свою комнату, чтобы залечить раны. [ 8 ] : 216 После битвы еще 1500 воинов Chinatec прибыли, чтобы поддержать Кортеса, который поручил им присматривать за людьми Нарваэса. [ 8 ]
После поимки Панфило он два года содержался в плену в Веракрусе за преступления против народа Семпоалы. После этого его отправили обратно на Кубу. Затем Кортес убедил оставшиеся войска Нарваэса присоединиться к нему и отправиться в Теночтитлан. [ 2 ] : 172

Несмотря на значительное численное превосходство, битва для Кортеса увенчалась успехом. [ 11 ] : 11 но это будет иметь неожиданные последствия. Во время своего отсутствия Педро де Альварадо приказал устроить резню мирных жителей в Теночтитлане , не подчинившись Кортесу. Это злодеяние привело к битве при Ла Нош Тристе . [ 23 ] : 62–76 30 июня 1520 года. Кроме того, выяснилось, что один из людей Панфило заразился оспой еще до прибытия в Мексику. Во время битвы некоторые из людей Эрнана заразились этой болезнью и непреднамеренно перенесли ее в Теночтитлан, что привело к гибели миллионов людей в результате последовавшей пандемии . [ 26 ] [ 24 ]
Позже во время войны
[ редактировать ]Ксикомекоатль выжил после ран и продолжал поддерживать Кортеса после битвы, посылая подкрепления и поддержку Кортесу после Ноче Тристе и битвы при Отумбе , получив известие о тяжелых потерях, понесенных испанцами в результате этих сражений. [ 8 ] : 236 Его союз стал одним из самых важных на протяжении всей войны, поскольку он привел к тому, что Кортес узнал больше о стране, в которой он находился, о врагах империи, с которыми он мог заключать союзы. [ 4 ] и предложил нескольких солдат, которые защищали его во время его сражений против Тлашкалана, Кубы и других мест. Такие факты, как когда он умер или что случилось с ним после завоевания, неизвестны.
Примечания
[ редактировать ]- ^ На листе 21v Кодекса Мендосы и на странице 4 Списка дани Семпоала записан как отдавший дань Теночтитлану. [ источник 1 ] [ источник 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Касик де Семпоала» . www.noticonquista.unam.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 29 мая 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коксхед, Маргарет Дункан (1909). Романтика истории - Мексика . Нью-Йорк: Компания Фредерика А. Стокса.
- ^ «Галерия» [Галерея]. www.noticonquista.unam.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Минео, Лиз (9 апреля 2018 г.). «Раскрытие тайн ацтеков» . Гарвардская газета . Архивировано из оригинала 1 июня 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
Когда в 1519 году испанцы высадились на территории нынешнего Веракруса, местные жители, тотонаки, пожаловались конкистадору Эрнану Кортесу, что они порабощены Моктесумой, сеньором Теночтитлана. Когда Кортес услышал об этом, он пообещал, что они будут освобождены от уплаты дани, если станут их союзниками в свержении Моктесумы.
- ^ Хадсон, Майлз (15 мая 2020 г.). «Битва при Теночтитлане | Краткое содержание и падение империи ацтеков» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
Хотя Монтесума опасался Кортеса, он отправил к испанцам эмиссаров с щедрыми подарками в осторожной дипломатической игре. Тем временем Кортес заключил союзы с несколькими недовольными подданными ацтеков племенами, главными из которых были тотонаки и тлашкальцы.
- ^ Jump up to: а б «Урсуло Гальван» . Энциклопедия муниципалитетов и делегаций Мексики (на испанском языке). Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 года.
- ^ «Семпоала» . портал.veracruz.gob.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2009 года . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в дель Кастильо, Берналь Диас (1632 г.). Правдивая история завоевания Новой Испании [ Правдивая история завоевания Новой Испании ] (PDF) (на испанском языке). Мадрид: Импрента дель Рейно.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В из Гомары, Фрэнсис Лопес ; Лакруа, Джордж Гурриа; Алкивиад, Миртл (2007) [1554]. История завоевания Мексики [ История завоевания Мексики ] (PDF) (на испанском языке). Венесуэла: Библиотечный фонд Аячуко. ISBN 978-980-276-460-0 .
- ^ Jump up to: а б «Нотиконкиста» . www.noticonquista.unam.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Мельгарехо Виванко, Хосе Луис (1966). Los Calendarios de Zempoala [ Календари Земпоалы ] (PDF) (на испанском языке). Ломас-дель-Эстадио, Халапа, Веракрус, Мексика: Университет Веракрусаны.
- ^ Jump up to: а б Альва Иштлильшочитль, Фернандо (1892) [1608]. Чаверо, Альфредо (ред.). Исторические труды [ Исторические труды ] (PDF) (на испанском языке). Том 2. Мексика: Совет. Министерства развития. стр. 369–370.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Кортес, Эрнан (1522 г.). Письмо, отправленное Вашему священному величеству императору, нашему господину , генерал-капитаном Новой Испании по имени Кортес Фернандо Испанский). Севилья: Хакобо Кромбергер.
- ^ Jump up to: а б с де Солис и Рибаденейра, Антонио (1999) [1684]. История завоевания Мексики [ История завоевания Мексики ] (на испанском языке). Виртуальная библиотека Мигеля де Сервантеса.
- ^ Jump up to: а б с Прескотт, Уильям Хиклинг (1843). История завоевания Мексики . Том. 1. Лондон: Ричард Бентли.
- ^ Jump up to: а б с «Завоевание Мексики на 24 досках, написанных Майклом и Джоном Гонсалесами (1698 г.) » originaltowns.com (на испанском языке). Архивировано 5 ноября. из оригинала Получено 20 июня.
- ^ Флорес, Хавьер (21 ноября 2012 г.). «Эрнан Кортес, эль конкистадор Империи ацтеков» [Эрнан Кортес, завоеватель Империи ацтеков]. historia.nationalgeographic.com.es (на испанском языке). Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Гарсиа Маркес, Агустин. «Cempoala en la conquista» [Семпоала в завоевании]. www.noticonquista.unam.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Картрайт, Марк (4 июля 2016 г.). «Кортес и падение империи ацтеков» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 года . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Креспо Мендоса, Хосе Антонио (2015). До завоевания: анекдоты, события и сказки [ До завоевания: анекдоты, события и сказки ] (на испанском языке). Мексика, Германия: Litografía Ingramex. ISBN 978-607-00-8623-6 .
- ^ «Завоевание Мексики. Таблица IV» [Завоевание Мексики. 4-я таблица]. Национальный музей изящных искусств (Аргентина) (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Хассиг, Росс, Ксикотенкатль: Переосмысление коренного мексиканского героя (PDF) , электронный журнал UNAM, заархивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2018 г. , получено 24 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Саагун, Бернардино (1577 г.). Всеобщая история вещей Новой Испании [ Всеобщая история вещей Новой Испании ] (на испанском языке и науатле). Том XII.
- ^ Jump up to: а б с д и Брокманн, Карлос. « La expedición de Pánfilo de Narváez y la Batalla de Cempoala en 1520» [Экспедиция Панфило де Нарваэса и битва при Семпоале в 1520 году]. www.noticonquista.unam.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Прескотт, Уильям Хиклинг (1844). История завоевания Мексики . Том. 2. Лондон: Ричард Бентли.
- ^ Бартон, Марк (28 февраля 2018 г.). «Оспа и завоевание Мексики» . Прошлая медицинская история . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Кодекс Мендоса (на испанском языке и науатле). 1541. с. 21в.
- ^ Регистрация дани [ Список дани ] (на языке науатль). 1522. с. 4.