Детский крестовый поход
Детский крестовый поход был неудачным народным крестовым походом европейских христиан с целью создания второго латинского Иерусалимского королевства на Святой Земле в начале 1200-х годов. Некоторые источники сузили дату до 1212 года. Хотя он и называется Детским крестовым походом , он так и не получил папского одобрения от Папы Иннокентия III на то, чтобы стать настоящим крестовым походом. Традиционное повествование, вероятно, представляет собой смесь исторических и мифических событий, включая проповедь видений французского мальчика и немецкого мальчика, намерение мирным путем обратить мусульман на Святой Земле в христианство, группы детей, марширующие в Италию , и детей продают в рабство в Тунисе. Крестоносцы из реальных событий, на которых основан рассказ, покинули территории Германии во главе с Николаем Кельнским и Северную Францию во главе со Стефаном Клуа.
Счета
[ редактировать ]Традиционные аккаунты
[ редактировать ]Варианты давней истории Детского крестового похода имеют схожие темы. [ 1 ] Мальчик начинает проповедовать то ли во Франции, то ли в Германии, утверждая, что его посетил Иисус и поручил ему возглавить крестовый поход с целью мирного обращения мусульман в христианство. Благодаря череде предзнаменований и чудес он приобретает последователей до 30 000 детей. Он ведет своих последователей на юг, к Средиземному морю , полагая, что море расступится по их прибытии, что позволит ему и его последователям дойти до Иерусалима . Этого не происходит. Два французских купца (Хью Железный и Вильгельм Поскересский) предоставляют детям бесплатный проезд на лодках для стольких детей, сколько готовы заплатить. Затем паломников в основном отправляют в Тунис , где купцы продают их в рабство, хотя некоторые погибают в результате кораблекрушения на острове Сан-Пьетро у Сардинии во время шторма .
Современные аккаунты
[ редактировать ]По мнению более поздних исследователей, в 1212 году, похоже, действительно было два отдельных перемещения людей (в том числе взрослых) из Германии и Франции. [ 2 ] [ 1 ] Сходство этих двух событий позволило более поздним летописцам объединить и приукрасить сказки.
Николай Кельнский в Германии.
[ редактировать ]В первой части Николас, пастух из Рейнской области в Германии, [ 3 ] попытались провести группу через Альпы в Италию ранней весной 1212 года. Николай сказал, что море откроется перед ними так же, как Господь сделал это для израильтян, и позволит его последователям переправиться в Святую Землю. [ 4 ] Вместо того, чтобы намереваться сражаться с сарацинами , он сказал, что мусульманские королевства потерпят поражение, когда их граждане обратятся в христианство. [ 3 ] Его ученики отправились проповедовать призыв к «Крестовому походу» по немецким землям и собрались в Кельне через несколько недель . Разделившись на две группы, толпа разошлась по разным дорогам Швейцарии. Двое из каждых трёх человек в пути погибли, а многие другие вернулись в свои дома. [ 3 ] в Геную В конце августа прибыло около 7000 человек. Они немедленно направились к гавани, ожидая, что море перед ними разделится; когда этого не произошло, многие были горько разочарованы. Некоторые обвиняли Николая в предательстве их, другие же решили ждать, пока Бог изменит свое решение, поскольку считали немыслимым, чтобы он в конце концов не сделал этого. Сообщается, что генуэзские власти были впечатлены этой группой и предложили гражданство тем, кто хотел поселиться в их городе. Большинство потенциальных крестоносцев воспользовались этой возможностью. [ 3 ] Николай отказался признать, что потерпел поражение, и отправился в Пизу , однако по пути его движение продолжало распадаться. В Пизе два корабля, направлявшиеся в Палестину, согласились погрузить на борт нескольких детей, которым, возможно, удалось добраться до Святой Земли. [ 5 ] Вместо этого Николай и несколько верных последователей продолжили путь в Папскую область , где встретились с Папой Иннокентием III . Остальные отправились в Германию после того, как понтифик призвал их вести себя хорошо и вернуться домой к своим семьям. Николай не пережил вторую попытку пересечь Альпы; дома его отец был арестован и повешен под давлением разгневанных семей, чьи родственники погибли, преследуя детей. [ 3 ]
Позднее сообщалось, что некоторые из наиболее преданных участников этого крестового похода отправились в Анкону и Бриндизи ; неизвестно, что ни один из них не достиг Святой Земли. [ 3 ]
Стефан Клуа во Франции
[ редактировать ]Второе движение возглавил двенадцатилетний мальчик. [ 3 ] Мальчик-французский пастух по имени Стефан (Этьен) из Клуа , который в июне заявил, что принес письмо королю Франции от Иисуса, который был замаскирован под бедного паломника. [ 6 ] [ 4 ] К нему тянулись большие группы молодых людей примерно его возраста, большинство из которых утверждали, что обладают особыми дарами Божьими, и считали себя чудотворцами. Собрав более 30 000 последователей, включая взрослых, но в основном детей, он отправился в Сен-Дени , где, как сообщалось, творил чудеса. По приказу Филиппа II , по рекомендации Парижского университета , людям было предложено вернуться домой. Самого Филиппа это, похоже, не впечатлило, тем более что его неожиданных посетителей вел всего лишь ребенок, и он отказывался воспринимать их всерьез. Стефана, однако, не отговорили, и он начал проповедовать в соседнем аббатстве. Из Сен-Дени Стефан путешествовал по Франции, распространяя по пути свои послания, обещая привести подопечных Христа в Иерусалим. Хотя Церковь была настроена скептически, многие взрослые были впечатлены его учением. [ 3 ] Мало кто из тех, кто первоначально присоединился к нему, обладал его активностью; по оценкам, осталось менее половины от первоначальных 30 000, и эта цифра быстро сокращалась, а не росла, как, возможно, ожидалось.
В конце июня 1212 года Стефан повел своих преимущественно юных крестоносцев из Вандома в Марсель . Они выжили, прося милостыню, в то время как подавляющее большинство, похоже, были разочарованы трудностями этого путешествия и вернулись к своим семьям. [ 3 ]
Затем детям предложили проезд два французских купца (Хью Железный и Уильям Поскересский), которые предоставили бесплатный проезд на лодках как можно большему количеству детей, которые были готовы заплатить небольшую плату. Затем их отвезли в Тунис, где купцы продали в рабство, однако некоторые из них погибли в результате кораблекрушения на острове Сан-Пьетро у Сардинии во время шторма. [ нужна ссылка ]
Историография
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]По словам Питера Раедтса, профессора истории Средневековья в Университете Радбауд в Неймегене , существует около 50 источников того периода, в которых говорится о крестовом походе, размером от нескольких предложений до полстраницы. [ 2 ] Рэдтс делит источники на три типа в зависимости от того, когда они были написаны: [ 2 ]
- Современные источники, написанные к 1220 году;
- Источники, написанные между 1220 и 1250 годами (авторы могли быть живы во время крестового похода, но записали свои воспоминания позже);
- Источники, написанные после 1250 г. авторами, получившими информацию из вторых или третьих рук.
Редтс не считает источники после 1250 г. авторитетными, а из источников до 1250 г. он считает авторитетными лишь около 20. Лишь в более поздних неавторитетных повествованиях «крестовый поход детей» подразумевают такие авторы, как Винсент Бове , Роджер Бэкон , Томас Кантимпре , Мэтью Пэрис и многие другие. По крайней мере, один источник, о человеке, известном просто как Отто последний пуэр, был написан человеком, который утверждал, что участвовал в Детском крестовом походе. [ 7 ]
Исторические исследования
[ редактировать ]До исследования Рэдтса в 1977 году было всего несколько исторических публикаций, посвященных Детскому крестовому походу. Самые ранние из них принадлежат французу Г. де Янссенсу (1891 г.) и немцу Райнхольду Рёрихту (1876 г.). Они проанализировали источники, но не проанализировали историю. Американский медиевист Дана Карлтон Манро (1913–1914), по мнению Рэдтса, представила лучший на сегодняшний день анализ источников и была первой, кто представил убедительно трезвый отчет о Крестовом походе, лишенный легенд. [ 8 ] Позже Дж. Э. Хансбери (1938–1939) опубликовал исправленную версию работы Манро, но с тех пор она была дискредитирована как основанная на ненадежном источнике. [ 2 ] Немецкий психиатр Юстус Хеккер (1865) действительно дал оригинальную интерпретацию крестового похода, но это была полемика по поводу «больной религиозной эмоциональности», которая с тех пор была дискредитирована. [ 2 ]
П. Альфандери (1916) впервые опубликовал свои идеи о крестовом походе в 1916 г. в статье, которая позднее была издана в виде книги в 1959 г. Он считал историю крестового похода выражением средневекового культа Невинных, своего рода о жертвенном обряде, в котором невинные отдали себя на благо христианского мира ; однако он основывал свои идеи на некоторых наиболее ненадежных источниках. [ 9 ]
Адольф Ваас (1956) рассматривал Детский крестовый поход как проявление рыцарского благочестия и протеста против прославления священной войны. [ 10 ] HE Mayer (1960) далее развил идеи Альфандери о невинных, заявив, что дети были избранным народом Божиим, потому что они были самыми бедными; признавая культ бедности, он сказал, что «Крестовый поход детей ознаменовал одновременно триумф и провал идеи бедности». [ 11 ] Джованни Микколи (1961) был первым, кто отметил, что современные источники не изображают участников в виде детей. Именно это признание подорвало все другие интерпретации. [ 12 ] за исключением, пожалуй, Нормана Кона (1957), который рассматривал это как хилиастическое движение, в котором бедняки пытались избежать страданий своей повседневной жизни. [ 13 ] В своей книге « Крестовый поход детей: средневековая история, современная мифология» (2008) Гэри Диксон обсуждает растущее число «импосибилистских» движений в Западной Европе того времени. Печально известные своим избеганием любого богатства и отказом присоединиться к монастырю, они путешествовали группами и полагались на небольшие пожертвования или еду от тех, кто слушал их проповеди, чтобы выжить. Отлученные Папой от церкви , они были вынуждены скитаться и, вероятно, составили большую часть так называемого «Крестового похода детей». После провала крестового похода Папа заявил, что приверженцы Николая и Стефана опозорили всех христианских лидеров. [ 14 ]
Историки рассматривают крестовый поход в контексте роли мальчиков-подростков в средневековых войнах. [ 15 ] Литературоведы исследовали его роль в развитии сказки о Крысолове . [ 16 ]
Популярные аккаунты
[ редактировать ]Помимо научных исследований существует множество популярных версий и теорий о детских крестовых походах. Норман Закур в обзоре «История крестовых походов » (1962) в целом следует выводам Манро и добавляет, что в эпоху существовала психологическая нестабильность, делая вывод, что «Крестовый поход детей» «остается одним из серии социальных взрывов, в результате которых средневековые мужчины и женщины — и дети тоже — нашли освобождение».
Стивен Рансимен дает отчет о Детском крестовом походе в своей «Истории крестовых походов» . [ 17 ] Рэдтс отмечает, что «хотя он цитирует статью Манро в своих заметках, его повествование настолько дико, что даже неискушенный читатель может задаться вопросом, действительно ли он понял ее». Дональд Спото в книге 2002 года о святом Франциске Ассизском сказал, что монахи были мотивированы называть их детьми, а не странствующими бедняками, потому что быть бедным считалось благочестивым, а Церковь стеснялась своего богатства в отличие от бедняков. По мнению Спото, это положило начало литературной традиции, из которой зародилась популярная детская легенда. Эта идея близко следует Х. Э. Майеру.
Ревизионизм
[ редактировать ]Голландский историк Питер Рэдтс в исследовании, опубликованном в 1977 году, первым поставил под сомнение традиционное повествование об этих событиях. Многие историки пришли к выводу, что это были не дети (или не дети), а многочисленные группы «бродячих бедняков» в Германии и Франции. Во многом это происходит от слов «parvuli» или «infantes», встречающихся в двух отчетах об этом событии Гильома Андреса и Альберика из Труафонтена . Никакие другие отчеты того периода времени вообще не указывают на возраст, но коннотация этих двух слов придает совершенно отдельное значение. Средневековые писатели часто делили жизнь на четыре основные части с разными возрастными категориями. Затем Церковь внедрила эту классификацию в социальную кодировку, при этом это выражение относилось к наемным работникам или рабочим, которые были молоды и не имели наследства. В Chronica regia Coloniensis , написанной в 1213 году (через год после того, как, как говорят, состоялся крестовый поход), говорится о крестоносцах, «оставивших плуги или телеги, которыми они управляли, [и] стада, которые они пасли», добавляя к идея в том, что это не «пуэрти» - возраст, а «пуэрти» - социальное прозвище. Другое написание, pueri переводится как «дети», но косвенно означает «бессильный». Некоторые из них пытались добраться до Святой Земли, но другие и не собирались этого делать. Ранние описания событий, о которых на протяжении веков рассказывалось множество вариаций, согласно этой теории, в значительной степени апокрифичны . [ нужны разъяснения ] [ 2 ] [ 1 ]
Отчет Рэдта о «бродячих бедняках» без детей был пересмотрен в 2008 году Гэри Диксоном, который утверждал, что, хотя он и не состоял полностью из реальных детей, они действительно существовали и играли ключевую роль. [ 14 ] [ 18 ]
В искусстве
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Многие произведения искусства отсылают к Крестовому походу детей; этот список ориентирован на произведения, действие которых происходит в средние века, и сосредоточен в первую очередь на пересказе событий. Чтобы узнать о других значениях, см. Детский крестовый поход (значения) .
Книги
[ редактировать ]- Крестовый поход детей (1896) Марселя Швоба .
- Крысолов (1930), роман Дафны Мьюир (также опубликованный под названием «Потерянный крестовый поход»)
- Рождественская пьеса « Школа шале и Барбара» Элинор Брент-Дайер (1954) отсылает к крестовому походу детей.
- Детский крестовый поход (1958), детский исторический роман Генри Триса , включает в себя драматический рассказ о попытке Стефана Клуаского разделить море в Марселе.
- «Врата рая» Роман Ежи Анджеевского (1960) посвящен крестовому походу, в повествовании используется техника потока сознания.
- «Марш невинных» (1964), роман Джона Уайлса , в котором пересказана традиционная французская история Стефана Клуа, причем отношения между главными героями более важны, чем повествование. Очень сурово, особенно при описании эксцессов Альбигойского крестового похода.
- «Море и закат В рассказе Юкио Мисимы » (1965) (входит в сборник « Акты поклонения ») изображен старый француз, который еще мальчиком принимал участие в Крестовом походе детей и в силу сложных обстоятельств оказался в Японии.
- «Бойня номер пять» (или «Крестовый поход детей: танец долга со смертью») — роман американского писателя Курта Воннегута 1969 года , рассказывающий историю Билли Пилигрима, молодого американского солдата, и его опыт во время Второй мировой войны . Альтернативное название отсылает к «Крестовому походу детей» и сравнивает его со Второй мировой войной, предполагая, что это была еще одна война, которую вели дети, которых призвали в армию в очень молодом возрасте.
- Крестовый поход в джинсах (голландский: Kruistocht in spijkerbroek ) — роман голландской писательницы Теи Бекман 1973 года и экранизация 2006 года о Крестовом походе детей глазами путешественника во времени.
- Армия детей (1978), роман Эвана Роудса, в котором рассказывается история двух мальчиков, католика и еврея, принявших участие в Детском крестовом походе.
- «Анджелина» (2004), роман Карлин Брэдфорд о жизни девушки, Анджелины, священника, и Стивена Клойского после того, как их продали в рабство в Каире.
- Роман Дэвида Джорджа «Крестовый поход невинных» (2006) предполагает, что на Детский крестовый поход мог повлиять одновременный крестовый поход против катаров на юге Франции, а также то, как они могли встретиться.
- Алый Крест (2006), роман для молодежи Карлин Брэдфорд .
- 1212: Год путешествия (2006), роман Кэтлин МакДоннелл . Молодежный исторический роман.
- Сильвия (2006), роман Брайса Кортни . Следит за девочкой-подростком во время крестовых походов.
- Крестовый поход (2011), детский исторический роман Линды Пресс Вульф.
- «Истинная история детского крестового похода» (2013), графический роман Приво ди Казато, рассказанный с точки зрения Стивена Клуа.
- Детская лодка (2014), роман Марио Варгаса Льосы
- 1212 (1985), квартет исторических романов датского писателя и журналиста Карстена Оверскова, предназначенных для детей и молодежи.
- Матрица (2021), роман Лорен Грофф . Следует за художественной версией Марии де Франс и ее мыслей о крестовом походе.
Комиксы
[ редактировать ]- «Детский крестовый поход» — всеобъемлющее название, охватывающее комикс-кроссовер из семи выпусков, опубликованный для Vertigo Comics , который, по-видимому, связывает это событие с другими событиями, такими как настоящее событие, вдохновившее историю Крысолова. Опубликовано в 2015 году издательством Vertigo Comics под названием Free Country: A Tale of the Children's Crusade .
- Невинный Сёнен Джудзигун (Филиппийско-американская драма, Крестовый поход невинных мальчиков ), манга, написанная Усамару Фуруей (Manga F Erotics, 2005–2011, 3 тома).
Пьесы
[ редактировать ]- Детский крестовый поход (1930), пьеса Лучиана Блага по мотивам Крестового похода.
- «Крестовый поход детей» (1973), пьеса Пола Томпсона, впервые поставленная в Театре «Кокпит» (Мэрилебон) в Лондоне Национальным молодежным театром .
- Долгий поход в Иерусалим (1978), пьеса Дона Тейлора об истории Детского крестового похода.
- Огонь роз (2003), роман Грегори Ринальди
- Крестовый поход слез (2004), роман из серии «Путешествие душ» К.Д. Бейкера. [ нужна ссылка ]
Мюзиклы
[ редактировать ]- Крестовый поход (1998), мюзикл Крейга Кристи и Уэйна Хоскинга .
Музыка
[ редактировать ]- La Croisade des Enfants (1902), редко исполняемая оратория с Габриэля Пьерне детским хором, основанная на La croisade des enfants («Крестовый поход детей») Марселя Швоба .
- «Смерть епископа Бриндизи» (1963), драматическая кантата для двух солистов, хора, детского хора и оркестра на слова и музыку Джан Карло Менотти , посвящена сожалению епископа о том, что он благословил обреченное путешествие детей.
- «Крестовый поход детей», современная опера Р. Мюррея Шафера , впервые исполненная в 2009 году.
- «Children's Crusade», песня Стинга из его альбома 1985 года The Dream of the Blue Turtles . Не о событии как таковом, а используя название как аналогию.
- «Children's Crusade», песня Тонио К. из его альбома 1988 года «Notes from the Lost Civilization» .
- "Untitled Track", песня группы The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud , изначально включенная в 10-дюймовый EP Yndalongg (1996), затем переизданная как трек "XII" на компакт-диске Rest on Your Arms Reversed (1999). в котором рассказывается версия истории Крестового похода детей и подразумевается, что видения были вдохновлены Дьяволом .
- The Diabolic Procession (2006), концептуальный альбом чикагской хард-рок-группы Bible of the Devil, который «рассматривает басню о Детских крестовых походах как метафору наших смутных времен». [ 19 ]
- Знаменитая австралийская прогрессив-рок-группа Cinema Prague назвала свой тур 1991 года «The Children's Crusade» как сатирическую отсылку к возрасту участников группы, поскольку в то время большая часть группы была еще подростками.
Фильмы
[ редактировать ]- Врата в рай (1968), киноверсия Анджея Вайды романа Ежи Анджеевского .
- Львиное сердце (1987), историко-фантастический фильм, основанный на рассказах о Крестовом походе детей.
- Крестовый поход детей (1988), двухсерийный телевизионный фильм режиссера Сержа Моати , транслировавшийся на канале FR3 .
- «Крестовый поход в джинсах» , также известный как «Марш сквозь время» (2006), фильм, основанный на непреднамеренном путешествии мальчика, играющего в футбол, из современных Нидерландов на легендарный немецкий детский крестовый поход под руководством Николаса.
Видеоигры
[ редактировать ]- В «Иерихоне» Клайва Баркера (2007) «Крестовый поход детей» составляет важную часть истории игры как одна из трагедий, используемых для вызова Первенца, главного антагониста игры. В игре также показано, что крестовый поход был тайно санкционирован Папой Иннокентием III, но позже отрекся и скрылся, когда крестоносцы были убиты. Кроме того, убитые дети появляются в игре как омерзительные враги, жаждущие мести за свою смерть.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рассел, Фредерик Х. (1989). «Крестовый поход детей» . В Стрейере, Джозеф Р. (ред.). Словарь средних веков . Том. 4. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раедтс, Питер (1977). «Детский крестовый поход 1213 года». Журнал средневековой истории . 3 (4): 279–323. дои : 10.1016/0304-4181(77)90026-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бридж, Энтони. Крестовые походы . Лондон: Издательство Гранада, 1980. ISBN 0-531-09872-9
- ^ Jump up to: а б «Крестовый поход детей | Европейская история | Британника» . www.britanica.com . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Рансиман, Стивен (1971). История крестовых походов. Том III . Книги Пеликана. п. 142.
- ^ Хансбери, Джозеф Э. (1938). «Крестовый поход детей» . Католический исторический обзор . 24 (1): 30–38. ISSN 0008-8080 .
- ^ Диксон, Гэри (2008). Детский крестовый поход: средневековая история, современная мифология
- ^ Манро, округ Колумбия (1914). «Крестовый поход детей» . Американский исторический обзор . 19 : 516–524.
- ^ Альфандери, П. (1954). Христианство и идея крестового похода . 2 рейса.
- ^ Ваас, А. (1956). История крестовых походов
- ^ Майер, HE (1972). Крестовые походы
- ^ Микколи, Г. (1961). «Крестовый поход детей». Средневековые исследования . Третья серия, 2: 407–43.
- ^ Норман Коэн (1957). В погоне за тысячелетием . Нью-Джерси: Основные книги.
- ^ Jump up to: а б Диксон, Гэри (2008). Детский крестовый поход: средневековая история, современная мифология .
- ^ Келли ДеВрис, «Подростки на войне в средние века» в книге «Премодернистский подросток: молодежь в обществе», 1150–1650 (2002), под редакцией Конрада Эйзенбихлера, стр. 207–223.
- ^ Бернард Куинэн, «Эволюция крысолова», Детская литература (1978) 7 № 1 стр: 104–114.
- ^ Рансиман, Стивен (1951). «Крестовый поход детей» из «Истории крестовых походов » .
- ^ Эндрю Холт (2019). Мир крестовых походов: Энциклопедия повседневной жизни . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 149 .
- ^ «Дьявольское шествие – Библия Дьявола» . Бандкамп . Проверено 22 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- ДеВрис, Келли. «Подростки на войне в средние века» в книге «Премодернистский подросток: молодежь в обществе», 1150–1650 (2002), под редакцией Конрада Эйзенбихлера, стр. 207–223.
- Диксон, Гэри. «Стефан Клуа, Филипп Август и детский крестовый поход 1212 года». в «Путешествиях к Богу: Паломничество и крестовый поход», изд. Барбара Н. Сарджент-Баур (Каламазу, Мичиган: Публикации Института Средневековья, 1992): 83–105.
- Диксон, Гэри. Крестовый поход детей: средневековая история, современная мифология , 2008, Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-9989-4
- Манро, Дана С. (1914). «Крестовый поход детей». Американский исторический обзор . 19 (3): 516–524. дои : 10.2307/1835076 . JSTOR 1835076 .
- Куинэн, Бернард. «Эволюция крысолова». Детская литература (1978) 7: 104–114. (DOI: 10.1353/кл.0.0173)
- Рэдтс, Питер. «Детский крестовый поход 1212 года», Журнал средневековой истории , 3 (1977), краткое изложение источников, проблем и литературы.
- Рассел, Фредерик. «Детский крестовый поход», Словарь средних веков , 1989 г., ISBN 0-684-17024-8
- Шек, Рафаэль (1988). «Действительно ли детский крестовый поход 1212 года состоял из детей? Проблемы написания истории детства». Журнал психоистории . 16 : 176–182.
- Chronica Regiae Coloniensis. Архивировано 7 октября 2011 года в Wayback Machine , (предположительно) современном источнике. Из интернет-справочника по средневековью .
- Крестовый поход детей в средневековые архивы» Подкаст «
- Детский крестовый поход из Дома истории
- Кардини Франко, Дель Неро Доменико, Крестовый поход детей, Giunti Editore, 1999, ISBN 88-09-21770-5
- «По следам детского крестового похода» . Нью-Йорк Таймс . 1987.
- Детские крестовые походы | Средневековые хроники