Титул Годфри Бульонского
Титул Advocatus Sancti Sepulchri , или Защитника Гроба Господня, был присвоен Годфри Бульонскому в его роли первого латинского правителя Иерусалима . [ 1 ] После Первого крестового похода возникли разногласия между духовенством и светскими лидерами, а также руководством Иерусалимского королевства . Было противодействие назначению царя над Святым городом и ношению короны в городе, где Христос пострадал с терновым венцом. Первоначальные источники расходятся во мнениях относительно фактического названия, присвоенного Годфри. Однако большинство современных историков общепринято, что, как только Годфри был выбран лидером, он отказался быть коронованным королем, вместо этого приняв титулы принца ( принцепс ) и защитника или защитника Гроба Господня ( advocatus Sancti Sepulchri ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Первый крестовый поход
[ редактировать ]В начале одиннадцатого века город Иерусалим находился под властью ислама почти пять столетий. Затем ряд событий начал ограничивать доступ христианских паломников в Святой город и посягать на Византийскую империю. Первый крестовый поход , впервые объявленный в 1095 году, был направлен на возвращение Иерусалима под христианский контроль. Начавшись совместными усилиями Западной Европы и Константинополя, окончательное решение заключалось в том, что вновь захваченная территория будет сформирована как собственное королевство.
Фон
[ редактировать ]Среди первых верующих, отправившихся в Святую Землю, была Святая Елена , мать Константина Великого , паломничество которой началось в 326 году нашей эры. По преданию, ее путешествия привели к открытию Истинного Креста . На месте находки ее сын Константин приказал построить храм Гроба Господня . Паломничества в Святую Землю стали традицией правоверных христиан и продолжались даже после завоевания этих земель мусульманами после осады Иерусалима в VII веке. [ 5 ]
Серьезным нарушением этих паломничеств стал тот факт, что 28 сентября 1009 года фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Последующее преследование христиан и разрушение их церквей продолжалось более десяти лет. После битвы при Манцикерте в 1071 году турки-сельджуки одолели византийцев и вторглись в Малую Азию. Вскоре после этого сельджуки захватили Иерусалим у Фатимидов, а его соплеменники систематически нарушали маршруты христианского паломничества. Это привело бы к Первому крестовому походу. [ 6 ]
Призыв к оружию
[ редактировать ]Начало Первого крестового похода обычно отмечается Клермонским собором, проведенным 17–27 ноября 1095 года Урбаном II и закончившимся мобилизацией Западной Европы для похода на Святую Землю. [ 7 ] После того как город Иерусалим был захвачен сельджуками, колыбель христианства оказалась в руках враждебно настроенных мусульман. Это вторжение привело к затруднению паломничества и беспокойству за судьбу церквей города, в частности храма Гроба Господня. Урбан II призвал к вооруженному ответу, чтобы освободить Священный город, на что ответили через Европу. [ 8 ] Его страстная речь изображала плен города, где пострадал и умер Христос. [ 9 ]
Византийский император Алексиос I Комнин , обеспокоенный продвижением сельджуков на его территорию, также просил папу о помощи против вторгшихся турок и должен был сыграть важную роль в экспедиции. Остается неясным, имел ли Урбан II планы относительно того, как будут управляться земли, завоеванные его крестоносцами. Как минимум, разумно было бы ожидать, что те регионы, которые были захвачены у Византии, будут возвращены под контроль империи. В этих областях проживало значительное грекоязычное население, и они, вероятно, простирались на юг до Антиохии . Любое дальнейшее развитие событий обременило бы инфраструктуру и ресурсы империи. [ 10 ]
Начало крестового похода
[ редактировать ]Духовным руководителем крестового похода был Адемар де Пюи , назначенный папой своим легатом . Главными военачальниками были Раймунд Сен-Жиль , Готфрид Бульонский , его брат Болдуин Булонский и двоюродный брат Болдуин Буркский , Боэмунд Таранто и его племянник Танкред , Роберт Куртоз , Стефан Блуа , Хью Вермандуа и Роберт II Фландрский. . [ 11 ] Общая численность сил, включая некомбатантов, оценивается в 100 000 человек. Отправившись летом 1096 года, войска крестоносцев постепенно прибыли в Анатолию . Их первая встреча произошла при осаде Никеи в июне 1097 года, в результате чего крестоносцы одержали победу. В июле крестоносцы выиграли битву при Дорилее . [ 12 ]
Недоверие крестоносцев к Алексиосу началось после Никеи, когда защитники-сельджуки предпочли сдаться византийским войскам, а не франкам. Дорилей также был возвращен империи, когда крестоносцы двинулись на юг. Теперь они вошли в территорию Палестины, которая традиционно не находилась под контролем Византии. Алексиос играл роль защитника православных церквей на Святой Земле и, возможно, ожидал, что недавно захваченные земли станут его вассалами. Какими бы ни были договоренности между императором и лидерами крестоносцев, вскоре они изменились. [ 13 ]
Осада Антиохии
[ редактировать ]Одержав победы, армия крестоносцев затем двинулась на Антиохию , расположенную на полпути между Константинополем и Иерусалимом. Идея взять город штурмом, описанная в письме Стефана Блуа как «очень обширный, укрепленный невероятной силой и почти неприступный», была обескураживающей. [ 14 ] Армия начала осаду Антиохии 20 октября 1097 года, названную одной из «величайших осад в истории». [ 15 ] привело к захвату большей части города, за исключением цитадели, к 3 июня 1098 года. Иоанн Оксит был восстановлен в должности греческого православного патриарха Антиохии Адемаром, который хотел сохранить хорошие отношения с византийцами, тем более что Боэмунд планировал претендовать на город для сам. Однако теперь в городе не хватало продовольствия, и армия Кербоги все еще представляла угрозу, осадив город 9 июня. [ 16 ]
Многие крестоносцы дезертировали до прибытия Кербоги, в том числе Стефан Блуа. Стефан видел армию Кербоги, расположившуюся лагерем недалеко от Антиохии, и решил, что вся надежда потеряна. Последняя волна дезертиров подтвердила его опасения. Стефан и другие дезертиры встретили Алексиоса, который направлялся на помощь крестоносцам. Стивен убедил его, что его коллеги, скорее всего, мертвы. Зная, что поблизости находится еще одна армия сельджуков, он решил вернуться в Константинополь, вместо того чтобы рисковать битвой. Сводный брат Боэмунда Ги Отвильский был в штабе императора и умолял его идти дальше, надеясь, что силы крестоносцев еще можно спасти. Но никто не поддержал его просьбу. Византийская армия отступила на север. [ 17 ]
И для империи, и для восточного христианского мира было бы лучше, если бы Алексий прислушался к мольбам Гая, даже несмотря на то, что он не мог достичь Антиохии до начала битвы. Когда крестоносцы узнали, что имперская армия повернулась, их горечь была глубокой. Они были воинами Христовыми, сражавшимися против неверных, и отказ прийти им на помощь расценивался как измена Церкви. Крестоносцы не могли оценить другие обязанности императора, и пренебрежение, проявленное в Антиохии, оправдывало их подозрения и неприязнь, уже испытываемые к грекам. Империя, и особенно Алексиос, так и не были прощены. С этого момента любые договоренности с Византией были явно «недействительны». [ 18 ]
В результате Боэмунд нашел в себе силы извлечь выгоду из ситуации. После того, как Кербога бежал, цитадель наконец сдалась, но только лично Боэмунду, а не Раймону Сен-Жильскому, исход, который, казалось, был запланирован заранее, без ведома Раймонда. Затем он выбросил войска, не находящиеся под его контролем. В ответ Раймунд сохранил единоличный контроль над укрепленным мостом и дворцом сельджукского губернатора города. Но Раймунд и Адемар оба заболели, а их последователи столкнулись с жестоким обращением со стороны норманнов и других. Без особого сопротивления Боэмунд повел себя как хозяин города. [ 19 ]
Взятие Иерусалима
[ редактировать ]Отказ Боэмунда передать Антиохию способствовал возникновению проблем с империей и среди лидеров крестоносцев. [ 20 ] В начале июня они достигли Рамлы , жители которой бежали. Там они обнаружили, что порт Яффо был оставлен Фатимидами. Не желая оставлять порт без защиты, лидеры решили оставить то, что впоследствии станет епископством Лидды и Рамлы, под контролем Роберта Руанского , первого римско-католического епископа в Палестине. [ 21 ]
Когда начался Первый крестовый поход, Иерусалим находился под властью турок-сельджуков. Аль-Афдал Шаханшах , новый визирь Фатимидов, отбил город в августе 1098 года. Не желая вступать в бой с большой франкской армией, он предложил вести переговоры об урегулировании вопроса об Иерусалиме. Предложение было отвергнуто лидерами. Египтяне были удивлены отказом, поскольку у них не было времени организовать эффективное контрнаступление, и поэтому они предпочли переговоры. [ 22 ]
6 июня 1099 года крестоносные армии, снабженные припасами, обнаруженными в Рамле, отправились в Иерусалим. Когда они достигли Аль-Кубайбы , расположенного на западе, делегация христиан из Вифлеема умоляла франков освободить их от исламского правления. Танкред и Болдуин Буркский были отправлены с отрядом в сотню рыцарей. Они достигли места рождения Христа, освободив город, отслужив мессу в церкви Рождества Христова . Танкред вернулся, чтобы присоединиться к основной армии, но сначала водрузил свое знамя над священной церковью Вифлеема. [ 23 ]
Армия достигла внешних укреплений Иерусалима 7 июня 1099 года и начала осаду Иерусалима . Первоначальная атака на город провалилась, и осада зашла в тупик, пока они не прорвали стены 15 июля 1099 года. Ифтихар ад-Давла , командующий гарнизоном, заключил сделку с Раймондом, сдав цитадель в обмен на предоставление безопасный переход в Аскалон . В течение двух дней крестоносцы вырезали жителей и грабили город. Иерусалим был возвращен христианскому правлению. [ 24 ]
Избрание Годфри
[ редактировать ]Урбан II умер 29 июля 1099 года, через четырнадцать дней после взятия Иерусалима крестоносцами, но весть об освобождении Святого города еще не дошла до Италии. Его сменил Пасхал II . [ 25 ] Дебаты о правлении Иерусалимом – светском или церковном – будут вестись без папского руководства. Желание духовенства сначала избрать патриарха было отклонено, и предстояло выбрать правителя, причем выбор сузился до Раймона Сен-Жильского и Готфрида Бульонского. Годфри был выбран, но не стал носить корону, что отражало настроение крестоносцев.
Споры о лидерстве
[ редактировать ]17 июля 1099 года лидеры крестового похода встретились, чтобы обсудить управление Иерусалимом. Необходимо было решить неотложные вопросы, такие как избавление от трупов, помещения для солдат и паломников, подготовка к ожидаемой контратаке Египта. Был поднят вопрос об избрании короля, вызвавший протест духовенства. Они считали, что духовные нужды стоят на первом месте и сначала необходимо назначить патриарха, который затем будет председательствовать на выборах правителя. Если бы Симеон II Иерусалимский остался в городе, его права как патриарха уважались бы как Адемаром, так и крестоносцами, знавшими о нем из Антиохии. Но никакие другие решения были неприемлемы, и предложение избрать патриарха раньше короля было отвергнуто. [ 26 ]
Согласно отчету Раймунда Агилерского в его «Истории франков, которая жила в Иерусалиме» , духовенство было против назначения короля в Святом городе. Он также поднял вопрос о призраке «царства Давида» — точки зрения, которой обычно придерживались крестоносцы. [ 27 ]
Примерно в это время состоялось общественное собрание, поскольку военачальники армии ссорились друг с другом. Недовольство возникло из-за того, что Танкред занял Вифлеем и поднял свое знамя над церковью Рождества. Также была предпринята попытка избрать одного из принцев-королей для опеки над городом. Епископы и духовенство ответили: «Вам не следует выбирать царя там, где Господь пострадал и был коронован. его царство», Господь, вероятно, уничтожит его и разгневается на место и людей. Но должен быть защитник, который будет охранять город и делить дань и ренту с региона между стражами города». По этой и многим другим причинам выборы были остановлены и отложены до восьмого дня после взятия Иерусалима. [ 28 ]
Итак, лидеры не смогли договориться о подходящей кандидатуре, а духовенство было против назначения царя над Святым городом. Место, где Христос пострадал и был увенчан тернием, должно быть духовным царством, управляемым Церковью. Церковного лидера должен поддерживать светский правитель, носящий меньший титул «защитника» или «защитника». [ 29 ]
С самого начала Иерусалим назывался по-разному: царством Давида, царством Иудеи, царством Божьим и вотчиной Христовой. [ 30 ] Например, на соборе в Клермоне Фульшер Шартрский в своей Gesta Francorum Iherusalem Peregrinantium сообщил , что Урбан II сказал: [ 31 ]
Ибо турки, персидский народ, напали на них, как многие из вас уже знают, и продвинулись в римскую территорию до той части Средиземноморья, которая называется Рукой Святого Георгия; и, захватывая все больше и больше земель христиан, они уже неоднократно побеждали их в боях, многих убивали и захватывали в плен, разрушали церкви и опустошали Царство Божие. [ 32 ]
Бальдрик Дол написал в своей «Historiæ Hierosolymitanæ» , что папа процитировал Псалом 79 :1–3, чтобы продемонстрировать, что язычники (мусульмане) завоевали haeareditas (наследство) Бога. [ 33 ] Согласно отчету Балдрика о речи в Клермоне, Урбан II сказал: [ 34 ]
Плачем и стенаем, братия, увы, как псалмопевец, в сокровенном сердце своем! Мы несчастны и несчастны, и в нас исполняется то пророчество: «О Боже, языческие народы пришли в удел Твой; святой храм Твой осквернили; Иерусалим свалили грудами; трупы рабов Твоих отдали в пищу птицам небесным, плоть святых Твоих зверям земным, кровь их пролили, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было погребать их». [ 35 ]
Когда крестоносцы вошли в Иерусалим, они считали его regnum ( королевством). [ 36 ] Первый крестовый поход проводился в атмосфере религиозного рвения, и считается, что крестоносцы, вошедшие в Иерусалим, думали, что входят в царство библейских еврейских царей, наследниками которых стал Христос. В царстве Давида и Иисуса мессианская вера заключалась в том, что неправильно избирать царя там, где Христос носил терновый венец. [ 37 ]
Выбор правителя королевства
[ редактировать ]Право на управление Святым городом теперь стало центром этих трений. Раймон Сен-Жиль, когда-то будущий лидер крестового похода, потерял настолько большую поддержку из-за разгрома в Арке и его постоянной поддержки дискредитированного Святого Копья , что теперь его затмил Годфри Бульонский. [ 38 ] Ранние летописцы расходятся во мнениях относительно того, что именно произошло. [ 39 ]
Gesta Francorum описывает выбор Годфри лидером в самых простых терминах: [ 40 ]
Тогда наши предводители на совете решили, что каждый должен приносить милостыню с молитвами, чтобы Господь избрал Себе, кого Он хочет царствовать над остальными и управлять городом... Однако на восьмой день после взятия города они избрал Годфри главой города для борьбы с язычниками и охраны христиан. В день святого Петра ад Винкулы они также избрали патриархом некоего очень мудрого и благородного человека по имени Арнульф. Этот город был взят христианами Божиими в пятнадцатый день июля, в шестой день недели. [ 41 ]
В хронике Раймунда Агилерского говорится:
Соответственно, через шесть-семь дней князья торжественно стали рассматривать вопрос о выборе правителя, который, взяв на себя управление всеми делами. Пока это происходило, некоторые из духовенства собрались и сказали князьям: «Мы одобряем ваше избрание, но если вы поступите правильно и правильно, вы сначала изберете духовного наместника, поскольку вечные вопросы стоят выше временных; после этого будет назначен правителю руководить светскими делами, иначе мы будем считать недействительным все, что вы делаете». Князья чрезвычайно разгневались, когда услышали об этом, и поторопились с выборами. Духовенство было ослаблено уходом лорда Адемара, понтифика Пюи, который всю свою жизнь скреплял нашу армию святыми делами и словами. Принцы убеждали графа Сен-Жиля принять королевство. Но он сказал, что ненавидит имя короля в этом городе, хотя и согласен, чтобы другие приняли его. По этой причине они вместе выбрали герцога и поставили его ответственным за Гроб Господень. [ 42 ]
Питер Тудебоде был частью армии Раймона Сен-Жиля и написал отчет о крестовом походе под названием Historia de Hierosolymitano itinere. Петр присутствовал в Иерусалиме и сообщил следующее сообщение:
Здесь королем выбрали вождя Годфри... Ему предстояло править святым Иерусалимом и отлучить язычников. [В] тот же день они провели совет, на котором избрали лидера Годфри, принца города. Точно так же они избрали патриархом некоего мудрого и почтенного патриарха. Этот город был взят христианами 17-го дня июля, в пятницу при содействии Господа нашего Иисуса Христа, Честь и слава которого будут во веки веков. [ 43 ]
Итак, 22 июля 1099 года Готфрид Бульонский был избран первым латинским правителем Иерусалима. Вскоре после этого, 1 августа 1099 года, Арнульф Шокский был избран первым латинским патриархом Иерусалима .
Терновый венец
[ редактировать ]Историки признают, что после своего избрания Годфри отказался носить корону или диадему в Иерусалиме, где Христос носил терновый венец . Это подтверждают многочисленные оригинальные и производные источники. [ 44 ]
Бенедиктинский историк Гиберт Ножанский писал в своей книге «Dei gesta per Francos» («Божьи дела через франков»):
И он [король Годфрид] похоронен, как свидетельство своей веры и жизни, которой он заслужил вечное искупление, недалеко от места самих воскресных страстей; в нем он по праву всеми способами получил памятник, который был раскопан и который он защищал от попирания и вторжения язычников. Чье удивительное смирение и скромность, которым даже могли подражать монахи, ознаменовали весьма замечательные времена его правления титулом, что он никогда не носил царской диадемы в городе Иерусалиме. [ 45 ]
Historia Belli Sacri ( Tudebodus imitatus et continuatus ) — это история, написанная неизвестным монахом в аббатстве Монте -Кассино около В анонимной работе говорится:
После этого среди дворян возник план. любой из них в городе Иерусалиме считался бы царем. Ибо не подобало, чтобы такой-то город оставался без правителя... [т] эй, все немедленно выбрали [Готтифрида] королем одним голосом и с одним и тем же мнением. они сдали ему город. Но который, как говорят, пока жил в теле, был так унижен, что ни разу не надел венец на свою голову, из почтения к тому, кто там носил на голове терновый венец. [ 46 ]
Летописец и архиепископ Вильгельм Тирский писал в своей «Хронике Historia rerum in partse transmarinas de gestae» :
Почему герцог Годфри не носил корону. Возведенный ради смирения в золотой венец, на манер царей, он не желал быть отмеченным в святом городе, довольствуясь этим и оказывая ему почтение как восстановителю рода человеческого, в там же Он принес терние даже на виселицу креста, ради нашего спасения. [ 47 ]
В Lignages d'Outremer , написанном в 13 веке, также утверждается, что Годфри Бульонский не будет носить золотую корону там, где Иисус носил один из шипов.
Святой город Иерусалим, где Спаситель наш претерпел смерть и страсти, чтобы искупить нас от адских мук, был завоеван от врагов нашей веры в год Воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1099 и предан факелам Христос. Барон и паломники избрали королем сеньора Годфруа де Бюйона, герцога Лотарингского, который не носил бы золотой короны; ибо он говорит, что в городе, где наш Спаситель нес терновый венец в день Своей страсти, Он не понес бы золотого венца; и что той коронации, которую устроил наш Спаситель в своем стремлении к нашей капитуляции, было достаточно для всех королей, которые должны были принадлежать этому святому королевству. [ 48 ]
Французский археолог Мельхиор де Вогюэ написал в своей книге «Les églises de la Terre Sainte» (1860 г.) следующее описание гробницы Годфри: [ 49 ]
Чудесная звезда, здесь восседает вождь Годфри, ужас Египта, бегство арабов, ошибка персов. Хотя он был избран царем, король отказался ни носить титул, ни короноваться, а служить под началом Христа. Его заботой было сделать Сион своим и по-католическому следовать священным догматам закона и лошади; Весь раскол носился вокруг него, лишь бы его лелеяли. Таким образом он мог заработать диадему даже у своего начальства. Милиция — зеркало, сила народа, якорь духовенства». [ 50 ]
Тот факт, что Годфри не будет носить корону, не разрешил спор о том, каким будет его титул (или титулы) и каковы будут его полномочия как первого латинского правителя Иерусалима. [ 51 ]
Титул Годфри
[ редактировать ]В первоначальных источниках Готфрид Бульонский, избранный первым латинским правителем Иерусалимского королевства, упоминается тремя способами: королем, принцем или адвокатом. В более поздних работах часто используется термин «барон» вместо «принц», а также термин «защитник» или «защитник» вместо «защитник». В некоторых случаях использовалось несколько обозначений.
Кинг, или рекс
[ редактировать ]Авторы хроник, не участвовавшие в Первом крестовом походе, были склонны называть Годфри рексом , или королем. Эти хроники или истории были написаны во время правления Болдуина I Иерусалимского или позже, когда правители принимали титул короля. [ 52 ]
Гвиберт Ножанский в своей книге «Dei gesta per Francos», начатой в 1108 году и законченной в 1121 году, утверждает:
На что король сказал: «Зверь, сказал он, не находится в бездействии, но когда будет необходимость, он будет: предположим, что это будет сделано». Поэтому, по усмотрению врача, из дикой опасности, он обнаружил Как мы уже упоминали, королю было бы невыгодно, если бы повязка приходила к ране быстрее, если только гнойная часть не была предварительно истощена, а разорванная часть не срослась внутри». [ 53 ]
Бальдрик Доль написал свою Historiae Hierosolymitanae libri IV в 1105 году, будучи аббатом Бургеля, позже став архиепископом Доль-ан-Бретани . Его рассказ о титуле Годфри включает следующее:
[П] позвольте ему представить себя слугой Бога, даже если он считает себя царем для людей; необходимо учитывать потребности. Священству нужно Царство; священство должно поддерживаться Царством и необходимо молиться. и давайте изберем Годфрида лидером, которым мы будем руководить вместо государства. Действительно, в нем согласовано многое из того, что приличествует королевскому достоинству. [ 54 ]
Французский монах Робер Монах написал свою хронику Первого крестового похода Historia Hierosolymitana между 1107–1120 годами. Это было переписывание Gesta Francorum с бенедиктинской интерпретацией. Он охарактеризовал Годфри следующим образом:
Удали всех своих врагов из города имени мира. надо было обсудить вопрос о рукоположении царя, чтобы, конечно, выбрать из них того, кто будет председательствовать над таким-то количеством городов и таким-то народом. Поэтому по общему указу всех. равным голосованием и общим согласием герцог Годефрид был избран на восьмой день календаря после нападения на город. [ 55 ]
Historia belli sari , или Tudebodus imitatus et continuatus, представляла собой анонимный отчет о Первом крестовом походе, составленный около 1130 года. В нем говорится:
Когда они услышали это, они все сразу же выбрали его царем одним голосом и с одним и тем же мнением. они сдали ему город. [ 56 ]
Английский летописец Ордерик Виталис написал свою Historia Ecclesiastica после 1110 года и до 1141 года и утверждает:
[Во славу того, кто носит тернии ради спасения людей, ему было удостоено носить корону, а царь Иерусалима был вынужден церковным избранием быть похороненным из-за страха перед язычниками. (... там, во славу Того, Кто был удостоен носить тернии для спасения людей, носить диадему, и царь Иерусалимский был вынужден церковным избранием быть похороненным для ужаса язычников ) [ 57 ]
Историк Анна Комнина , дочь Алексиоса I, писала в своей «Алексиаде» около 1148 года:
Когда они подчинили всех и никто не сопротивлялся им, они с единогласного согласия наделили Годфри высшей властью и назвали его «королем». [ 58 ]
Английский историк Уильям Малмсберийский написал свою книгу Gesta Regum Anglorum , опубликованную в 1127 году. Она была переведена на английский язык Джоном Алленом Джайлсом как «Хроника королей Англии» Уильяма Малмсберийского: от самого раннего периода до правления короля Стефана . [ 59 ] В нем говорится:
[Тогда] Годфри, это блестящее зеркало христианского благородства, в котором, как в великолепном потолке, отражался блеск каждой добродетели, был избран королем; все в живой надежде соглашались, что они никоим образом не могут лучше воспользоваться преимуществами церкви; тем временем отложив выборы патриарха, который должен был быть назначен по решению римского понтифика. [ 60 ]
Принц или принципам
[ редактировать ]Другой титул дается Годфри Бульонскому Бартольфом Нангийским , Петром Тудебоде и Фулхером Шартрским, двое последних (по крайней мере) принимали участие в Первом крестовом походе, а также Альбертом Аахенским , у которого были хорошие источники. среди участников. Они использовали ту или иную форму принцепса , иногда в его вариациях, таких как Princeps Regini или Princeps civitati . [ 61 ]
Бартольф Нангисский описал Годфри в Gesta Francorum Иерусалимский Expugnantium следующим образом :
После того как князья и народ немного отдохнули, они все по общему согласию сделали Годефрида герцогом королем и правителем ( regem ac principem civitatis ) города Иерусалима и всей области и подняли каноны. [ 62 ]
Питер Тудебоде написал в Historia de Hierosolymitano itinere, описывая его следующим образом:
Здесь королем выбрали вождя Годфри. В другой день они провели совет перед храмом имени, сказав, что каждый должен творить молитвы и милостыню, и что бог должен выбрать себе, кого он пожелает, и что он должен царствовать над остальными и городом. Он будет править святым Иерусалимом и отлучить язычников... В тот же день они провели совет, на котором избрали лидера Годфрида, принца города. Точно так же они избрали патриархом некоего мудрого и почтенного патриарха. Этот город был взят христианами 17-го дня июля, в пятницу при содействии Господа нашего Иисуса Христа, Честь и слава которого будут во веки веков. [ 43 ]
Альберт Ахенский описал его в « Истории Иерусалима» следующим образом :
Теперь, возвысив Арнульфа до этого достоинства святой и новой Церкви, пока не был избран патриарх, приемлемый Богу и народу, верховному князю Иерусалима герцогу Годфриду, как и всем остальным, было угодно, чтобы двадцать братьев во Христе должен быть похоронен в храме Доминика, должны быть назначены служители божественного служения, которые постоянно воспевали бы хвалу и гимны живому Господу Богу. [ 63 ]
Фульчер из Шартра писал о нем в Gesta Francorum Иерусалим Перегринантиум :
Когда Годефрид вскоре стал принцем страны... [ 64 ] В Лаодикии, когда вождь Годфрид собирался вернуться, сохранив Танкреда и некоторых других, он правил Иерусалимским княжеством, которое обязался получить по согласию всех. [ 65 ]
В « Анналах святого Иакова Льежского» власть Годфри описывается аналогично авторитету Фулчера Шартрского, называя Годфри принципиальным : dux плакат Godefridussuit principatum. [ 66 ]
Защитник, или Защитник Гроба Господня
[ редактировать ]Большинство современных историков крестовых походов называют Годфри Бульонского Advocatus Sancti Sepulchri, что означает защитник или защитник Гроба Господня. Термин «адвокатус» использовался со времен Карла Великого. [ 67 ] и Глоссарий ad scriptores mediae et infimae Latinitatis (1678) Шарля дю Френа, сьер дю Канж, дает раннее определение адвоката применительно к французской королевской семье. [ 68 ] В число адвокатов , или avoués, входили бароны, которые несли защиту аббатств в свои владения. [ 69 ] Обозначения advocatus и defensor со времен Римской империи использовались вместе с титулами императора , рекса и принцепса, поэтому вполне возможно, что Годфри Бульонский имел несколько титулов. [ 70 ]
Основным источником титула адвоката является письмо Даймберта Пизанского , также известного как Дагоберт. Позиция Даймберта, когда он отправился на восток, заключалась в том, что он был папским легатом в крестовом походе, назначенным Урбаном II преемником Адемара Ле-Пюи, который умер 1 августа 1098 года. Вскоре после Рождества 1099 года Арнульф Шокский был свергнут с поста латинского патриарха по причине что его избрание было неканоничным. При поддержке Боэмунда на его место был избран Даймберт. Общественное мнение всегда считало, что Святая Земля должна быть вотчиной церкви, но Арнульф был слишком слаб, чтобы установить верховенство. Позиция Дагоберта была сильнее, поскольку он был папским легатом и пользовался поддержкой Пизанского флота. [ 71 ]
Письмо, о котором идет речь, было написано в Лаодикии в сентябре или октябре 1099 года, когда Даймберт еще был папским легатом и архиепископом Пизы. Оно было адресовано преемнику Урбана II, умершему 29 июля 1099 года. Пасхал II был избран Папой 13 августа 1099 года, но письмо было адресовано просто «господину Папе Римской Церкви, всем епископам и всем кто дорожит христианской верой». Даймберт только что прибыл туда с пизанским флотом, когда встретил Раймона Сен-Жильского и других принцев, возвращавшихся на запад из Иерусалима. Было заявлено, что, когда Годфри еще находился в Иерусалиме, письмо было от Даймберта, Годфри и Раймонда. [ 72 ]
Письмо озаглавлено «Эпистула (Дагоберт) пизанского архиепископа, герцога Годефрида и Раймонда Святого Эгидия и объединенной армии в земле Израиля папе и всем верным Христу и идентифицировано как официальное изложение Крестовый поход с 19 июня 1097 г. по 12 августа 1099 г. [ 73 ]
Господину Папе Римской Церкви, всем епископам и всем, кто дорожит христианской верой; Я, архиепископ Пизанский, и другие епископы, герцог Готфрид, ныне, по милости Божией, Защитник Гроба Господня, Раймунд, граф Сен-Жиль, и все войско Божие, которое находится в земле Израиля; приветствие и молитва. Умножьте свои молитвы и прошения с радостью и ликованием пред очами Господа, ибо Бог увеличил Свое милосердие, исполнив в нас то, что Он обещал в древности. [ 74 ]
Регеста Иерусалимского королевства , MXCVII–MCCXCI, [ 75 ] сборник из около 900 грамот Иерусалимского королевства 1097–1291 годов включает следующую запись:
Даймберт, архиепископ Пизанский и легат Апостольского Престола, латинские епископы Святой Земли, Годофредо де Буллион, защитник Гроба Господня, и Раймунд де Сан-Эгидий Урбан II сообщают, что они сами захватывали Никею, Антиохию и Иерусалим до Победу аскалониты в Сирии и Святой Земле добились превосходно (Архив I, стр. 201-204, № 144).
— На это письмо от Пасхиалии 4 мая 1100 г. он отвечает, поздравляя его с одержанными победами, и хвалит Маврикия, епископа Порту, которому он поручил свои обязанности (Архив I, стр. 211-212, № 154; Яффе-Лёвенфельд, № 5835). в. 1 ноября). [ 76 ]
Подтверждение титула адвоката можно найти в Деяниях епископов Вирденских и аббата Святого Витта. [ 77 ] Лоуренса Льежского, писавшего в 1140-х годах. Он дает подробный отчет о приготовлениях Годфри и Болдуина к Первому крестовому походу и, как полагают, получил отчеты от вернувшихся крестоносцев из контингента Годфри Бульонского , многие из которых были из Льежа. [ 78 ] Лоуренс утверждает, что Годфри был «назначен Богом управлять королевством Святого города, но его называли не королем, а адвокатом : [ 79 ]
Более того, герцог Готфрид, ради руководства лотарами, способствовал царству Священного города от Бога, хотя сам никогда не позволял называться королем, а его защитником. ( Более того, герцог Годефрид... ради руководства лотарами он продвигал королевство Святого города от Бога, хотя сам никогда не позволял называться королем, а его защитником. ) [ 80 ]
Альберт Аахенский связывает адвоката и короля, когда описывает власть Годфри так:
города и хранитель Гроба Господня Владыка [ 81 ]
Historia et Gesta Ducis Gotfridi seu historia de desidione Terræ Sancæ ( История Готфриди) двух анонимных немецких авторов ( Anonymi Rhenani ) охватывает Первый крестовый поход и период с 1106 по 1101 гг. Он является производным от работ Бартольфа Нангисского, Роберта Монаха, Жака де Витри и Оливера Падерборнского и был опубликован в 1141 году. Что касается названия Годфри, в нем говорится:
Они хотели возвысить государство Иерусалим и всю Иудею. И когда его привели к блоку мраморной колонны, которая, как я видел, изображена в храме Гроба Доминика, чтобы быть коронованным патриархом Дамбертом королем Иерусалима, Готфрид сам знал, что Царь Небесный, Господь Иисус, сидел на этой плахе, когда был увенчан терновым венцом Пилатом в преторе, следовательно, сам, считая себя совершенно недостойным венца, как было сказано, и потому не царем, а защитником своего страна, смиренно пожелавшая, чтобы ее назвали. [ 82 ]
Тем не менее, нет прямых доказательств того, что титул защитника Гроба Господня когда-либо был принят самим Годфри. [ 83 ]
Более поздние короли как защитник
[ редактировать ]Преемников Годфри также иногда называли адвокатом или защитником помимо короля. [ 84 ] Вот некоторые примеры:
- Альберт Аахенский использует фразу rege ac defensor , описывая королей Иерусалима после смерти Болдуина I. [ 85 ]
- Регеста Иерусалимского королевства показывает следующую запись, датированную 1104 годом: царь Иудеи и Иерусалима и защитник Гроба Господня Господа нашего Иисуса Христа. Болдуин, [ 86 ]
- Вальтер Канцлер написал «Белла Антиохена» («Антиохийские войны») и описал Болдуина II Иерусалимского как: Rex qui solus post Dominum dominus et defensor Christanitatis (король, который единственный после Господа является господином и защитником христианства). [ 87 ]
- Ансельм Кентерберийский в своей «S. Anselmi Cantuariensis Archiepiscopi Opera Omnia» писал Болдуину II, что тот должен вести себя по отношению к церкви как адвокат и защитник . [ 88 ]
Позднее Вильгельм Тирский ссылался на Амальрика I Иерусалимского , короля 1173–1174 годов, следующим образом: король Иерусалима вместо рома пенерабилиум в воскресенье, защитник и сторонник страсти и воскресения. [ 89 ]
Лечение в более поздних историях
[ редактировать ]Титул Готфрида Бульонского по-разному трактовался как более поздними историками крестовых походов, так и современными историками . Первым среди них является английский церковник и историк Томас Фуллер в своей «Истории Священной войны» (1639 г.).
Через восемь дней после завоевания Иерусалима они приступили к выборам царя; но у них был такой большой выбор, что у них не было выбора вообще; Принцев было так много и так одинаково выдающихся, что сама справедливость должна была приостановить вынесение приговора, не зная, кто из них больше всего заслуживает короны. И все же их мерой было сделать ставку на Роберта Нормана как на человека высочайшего происхождения... но того, кто не взял бы корону с крестом... Они перешли ко второму варианту... и единогласно выбрали [ Годфри Бульонский] их король. Он принял это место, но отказался от его торжественности и не стал носить золотой венец там, где Спаситель человечества носил терновый венец. [ 90 ]
Французский иезуит и историк Луи Маймбур написал одну из самых ранних полных историй крестовых походов в «Истории крестовых походов для освобождения Земли Сент» (1675 г.). [ 91 ] Это было переведено английским историком Джоном Нальсоном под названием « История крестового похода, или экспедиций христианских принцев для завоевания Святой Земли» (1684 г.). В переводе Нальсона отчета Маймбура говорится:
[В] тот момент, когда он произнес Имя Годфри, все собрание прервало его, крича одним и тем же разумом и голосом: Годфри, Годфри, да здравствует Годфри, самый могущественный и благочестивый король Иерусалима ... Тот самый В тот день его отвели в церковь Гроба Господня, и там провозгласили королем... Там ему подарили золотую корону, от которой он категорически отказался, заявив, что никогда не будет носить золотую корону. в городе, где Царь королей ради человечества носил терновый венец. И поэтому он не принял на себя титул короля. [ 92 ]
Английский историк Эдвард Гиббон написал свою монументальную «Историю упадка и падения Римской империи» (1776–1789), отрывки из которой позже были включены в «Крестовые походы, 1095–1261 гг. Н.э.» (1869). Вот что он сказал об избрании Готфрида Бульонского руководителем Иерусалима:
Через восемь дней после этого памятного события, о котором папа Урбан не дожил до того, чтобы услышать, латинские вожди приступили к выборам короля... [T] единогласный голос армии провозгласил Готфрида Бульонского первым и самым достойным из чемпионов. христианского мира. Его великодушие приняло доверие, полное опасностей и славы; но в городе, где его Спаситель был увенчан терновым венком, набожный паломник отверг имя и знамена королевской власти; а основатель Иерусалимского королевства удовлетворился скромным титулом Защитника и Барона Гроба Господня. [ 93 ]
Французский историк крестовых походов Жозеф Франсуа Мишо написал свою «Историю крестовых походов» в трех томах (1812–1822). [ 94 ] который был переведен Уильямом Робсоном как «История крестовых походов» (1875 г.). По поводу избрания Готфрида Бульонского Мишо писал (в переводе):
Наконец выборщики... провозгласили имя Годфри. Это назначение вызвало самую живую радость во всем христианском войске и считалось вдохновением небес. Данной ему властью Годфри стал хранителем самых важных интересов крестоносцев. Каждый из них в некотором роде доверил ему свою славу, оставив ему заботу о надзоре и руководстве их завоеваниями. Его с торжеством провели в храм Гроба Господня, где он принес клятву соблюдать законы чести и справедливости. Он отказался от диадемы и знаков царской власти, заявив, что никогда не примет золотой венец в городе, в котором Спаситель мира был увенчан терновым венком. Он удовлетворился скромным титулом защитника и барона Гроба Господня. [ 95 ]
Английский историк Чарльз Миллс написал основополагающую работу «История крестовых походов за восстановление и владение Святой Землей» (1820 г.), в которой подверг критике более ранние истории, особенно историю Гиббона. Миллс рассказывает историю Готфрида Бульонского следующим образом.
На восьмой день после взятия святого основания латинского города князья собрались с августейшей целью избрать монарха Иерусалимского королевства. Обсуждение было прервано несколькими представителями духовенства... Вмешавшиеся священники признали уместность избрания короля, но заявили, что старшинство должно сопровождать ранг и что, поскольку духовные вещи более достойны, чем мирские, выбор короля патриарх должен занимать место раньше, чем монарх. Князья отнеслись к этому вторжению с презрением... Князья провели его в благоговейном и величавом порядке к церкви, прикрывавшей гроб Христов; но он отказался носить диадему в городе, где его Спаситель носил терновый венец; и скромно признался, что честь стать защитником и защитником Гроба Господня — это все, к чему он стремился. [ 96 ]
Бельгийский археолог Алексис Гийом Шарль Проспер Ходи написал ряд книг по истории и гробнице Годфри Бульонского, в том числе Годфруа де Бульонского и латинских королей Иерусалима: историческое исследование их гробниц, ранее существовавших в церкви Воскресения (1859 г.). [ 97 ]
Годфруа де Бульонский никогда не получал и никогда не носил титула короля; он назвал себя «по милости Божией исповедником» храма Гроба Господня, gratiâ Dei, ecclesiœ Sancti «Sepulcri nunc advocatus», в знаменитом послании, адресованном Святому Отцу и всему христианскому миру после битвы при Аскалоне. и возвращение главных крестоносцев в свои страны. Бодуэн, брат Годфруа Бульонского, напротив, был посвящен в сан и принял в ряде сохранившихся до нас актов титул первого короля Иерусалима. Так, мы читаем в патентных письмах о возведении Вифлеемской церкви как собора: «Самый источник, достойный Бога (герцог Годефрид), правитель святого города, окончив первый год своего правления, «по милости Божией он покоился с миром на третий день после». [ 98 ]
Немецкий историк Бернхард фон Куглер писал в своей «Истории крестовых походов» (1880 г.):
Армейские священнослужители требовали, чтобы над Иерусалимом и, следовательно, над новым церковным государством был поставлен не светский господин, а патриарх. Князья воспротивились этому, но не знали, кого им следует сделать правителем святого города. Самым богатым среди них и предводителем сильнейшего войска был граф Раймунд. Ему предложили корону, но он отказался... Наконец принцы решили поднять герцога Лотарингского с престола. Однако они не назначили его королем Иерусалима, а, кажется, только защитником Гроба Господня, потому что сам герцог находился в смирении после требуемого более скромного титула. Таким образом, 22 июля 1099 года Готфрид фон Бульон стал первым христианским правителем освобожденного Иерусалима и тем самым получил должность, положившую начало его бессмертной славе. [ 99 ]
Английский солдат, исследователь и антиквар Ч.Р. Кондер больше всего известен своими археологическими работами, посвященными Святой Земле. Он также написал историю под названием «Латинское Иерусалимское королевство» (1897 г.), в которой описал события, связанные с избранием Годфри Бульонского, следующим образом:
Роберт Фландрский выступил перед Советом как истинный рыцарь, прося своих коллег отбросить честолюбие и зависть и выбрать среди себя самого лучшего и сильного, самого мудрого и справедливого. Его верные слова указывали только на Годфри, и все люди радовались, когда выбор был сделан, и честь выпала тому, кому она принадлежала. Они повели его торжественной процессией к Гробу с псалмами и гимнами; но здесь он снял венец, потому что один лишь терновый венец прижал чело Христа; и известный отныне только как герцог и вассал Церкви, он взял на свои плечи бремя тревожного правления. [ 100 ]
Немецкий историк Рейнхольд Рерихт заложил большую часть основы современных исследований крестовых походов. Его плодотворной работой о крестовых походах была Geschichte der Kreuzzüge im Umriss (1898), где он писал о Годфри Бульонском:
Вопрос о том, кто на самом деле должен быть хозяином святого города, поставленный еще до взятия, вновь обсуждался на княжеском собрании (22 июля); духовенство требовало избрания священнослужителя, но в этом было категорически отказано. Граф Раймунд был предложен в качестве самого богатого господина христианской армии, но он отказался, заявив, что не желает носить золотую корону в Иерусалиме, где Спаситель истекал кровью под терновым венцом, но на самом деле потому, что убитый Иерусалим и пустынные окрестности показались ему нежелательными, или потому, что он сосредоточил свое внимание на северной прибрежной зоне. Готфрид был теперь избран, но он не принял титула короля, чтобы не быть превзойденным в христианском смирении Раймундом, а всегда называл себя герцогом, принцем, защитником святой могилы, несомненно достойным такой награды; ибо он «был счастливее в слове и деле и чище верой и сердцем, чем все остальные». [ 101 ]
Генрих Хагенмейер был немецким историком, специализировавшимся на оригинальных источниках и текстах начала крестовых походов. Его «Хронология первого крестового похода 1094–1100» (1902) представляет собой наиболее подробную хронологию Первого крестового похода и его непосредственных последствий, привязанную к исходной информации. Он пишет:
1099, пятница, 22 июля. - Избрание Готфрида Бульонского защитником Гроба Господня и князем Святого города . (Избрание Годфруа де Бульона защитником Гроба Господня и принцем Виль-Сент.) [ 102 ]
Американский историк Дана Карлтон Манро писала в своей «Истории средневековья» (1902):
После завоевания Иерусалима крестоносцы избрали Годфри «бароном и защитником Гроба Господня». [ 103 ]
Бельгийский историк Шарль Мёллер писал в своих книгах «Годефруа де Бульон и Годфруа де Бульон и Avouerie du Saint-Sépulcre» (1908): [ 104 ]
Вместо того, чтобы быть награжденным королевской короной, вновь избранные давали взаймы одну из церемоний, которая по феодальному праву имела силу юридического обязательства. Его торжественно привели к Гробу Господню; там он склонил свой лоб на камень гробницы и этим символическим жестом посвятил себя вечному служению Церкви, отождествляемой с этой символической реликвией. Гроб Господень, ради избавления которого было приложено столько героизма, эта пустая гробница... теперь имела своего защитника. Таково происхождение защитника Гроба Господня ( Avoerie du Saint-Sépulcre ). [ 105 ]
Луи Р. Брейе пишет в статье «Крестовые походы» , опубликованной в Католической энциклопедии (1908 г.):
...рыцари выбрали сеньором нового завоевания Годфри Бульонского, называвшего себя «Защитником Гроба Господня». [ 106 ]
Эрнест Баркер пишет в статье «Крестовые походы» , опубликованной в 11-м издании Британской энциклопедии (1911 г.):
...и Годфри, соответственно, стал не королем, а «защитником Гроба Господня». [ 107 ]
Англо-ирландский историк Дж. Б. Бери был главным редактором журнала «Кембриджская средневековая история» (1911–1936). Том 5: Борьба империи и папства (1926 г.) включает главу, озаглавленную «Первый крестовый поход». Обсуждение Годфри Бульонского включает в себя следующее:
Наконец, Готфрид Бульонский, довольно неохотно, принял выдающийся и трудный пост и стал, таким образом, Защитником Гроба Господня ( Advocatus Sancti Sepitlcri ). К нему всегда обращались как к герцогу или принцепсу , но никогда как к королю. Но его преемники были коронованы как короли, и поэтому его можно назвать первым правителем Латинского Иерусалимского королевства. [ 108 ]
Французский медиевист и византинист Фердинанд Шаландон написал свою «Историю Первого крестового похода до избрания Годфри Бульонского» (1925), где он описал избрание Годфри Бульонского, ссылаясь на Gesta Francorum и Раймона Агилерского в качестве источников:
В пятницу 22 июля 1099 года, через восемь дней после взятия святого города, Готфрид Бульонский был избран защитником Гроба Господня, и казалось, что для Сирии и Палестины под властью Запада откроется новая и продолжительная эра. доминирование . [ 109 ] [В пятницу, 22 июля 1099 года, через восемь дней после взятия святого города, Готфрид Бульонский был избран защитником Гроба Господня, и казалось, что вот-вот начнется новая и продолжительная эпоха для Сирии и Палестины. под властью Запада.]
Американский историк Джон Л. Ла Монте написал «Феодальная монархия в Латинском Иерусалимском королевстве, 1100–1291 (1932)». Там описано:
Но Готфрид не был первым королем Иерусалима, ибо отказался принять титул и корону, удовлетворившись титулом барона и защитника Гроба Господня. Вероятная причина этого заключалась в том, что Годфри признал притязания Папы на Иерусалим как на государство Церкви, а не потому, что он часто говорил, что он не будет носить золотой венец там, где его Спаситель носил терновый венец. [ 110 ] [Сноска: Легенда о мотиве «тернового венца» укоренилась рано. Людольф фон Сухем (Descriptio Terrae Sanctae) [ 111 ] в 1350 году писал, что Годфри и Болдуин установили правило, согласно которому ни один король Иерусалима никогда не должен носить золотую корону, а должен носить вместо нее терновый венец...]
Американский историк Джон Андрессон написал биографию «Происхождение и жизнь Годфри Бульонского» (1947) и описал избрание и титул Годфри Бульонского следующим образом:, стр. 105–106, Глава VI: Годфри как глава Иерусалима
Годфри смирился, приняв титул «Защитника Гроба Господня», а не короля. Его по-разному называют принцем, герцогом и адвокатом; от этого последнего титула его брат Болдуин отверг, когда после смерти Годфри взял на себя управление Святой Землей. Вполне возможно, что аргумент о том, что Христос носил терновый венец, никто не должен носить царственный венец, был повторен во время выборов. Однако на самом деле он был королем, если не по имени, и более поздние писатели, а также современные документы почти всегда называют его королем. [Примечание 7: Летописцы неточны в отношении титула, данного Годфри. Фулчер 307 говорит о нем как о Princeps patriae ; Gesta 478 называет его Princeps civitatis ; Запись № 29 в Рёрихте, Regesta regni Hierosolymitani , имеет титул защитника С. Сепульхри . Округ Колумбия Манро, Королевство крестоносцев, 59 лет, утверждает, что его официальный титул был Godefridus dux gratia ecclesiae S. Sepulcri nunc advocatus .] [ 112 ]
Британский историк Стивен Рансиман написал свою «Историю крестовых походов» в трех томах (1951–1954). В первом, Томе первом: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства (1951 г.), он пишет:
[Раймонд] объявил, что он не желает быть королем в святом городе Христа, надеясь таким образом лишить возможности кого-либо другого стать королем. Затем избиратели с облегчением обратились к Годфри, которому, как было известно, благоволили Роберт Фландрский и Роберт Нормандский. Годфри, после некоторого проявления нежелания, принял власть, но попросил освободить его от ношения титула короля. Его будут называть Advocatus Sancti Sepulchri , преданным защитником Гроба Господня. [Примечание 2. Раймонд Агилерский, XX, стр. 301, в котором сообщается об отказе Раймунда от короны. Gesta Francorum , X. 39, стр. 206–208, где говорится, что Годфри был избран Princeps civitatis с целью борьбы с сарацинами. Фульчер Шартрский, I.XXX, I, использующий титул принцепса . О титуле Годфри « Адвокат» см. Moeller, Godefroid de Bouillon et l’Avouerie du Saint-Sépulcre .] [ 113 ]
Американский историк Кеннет М. Сеттон был главным редактором всеобъемлющей Висконсинской совместной истории крестовых походов, опубликованной в шести томах (1969–1989). Первый том назывался «Первые сто лет» (1969) и включал главу X. «Первый крестовый поход: от Антиохии до Аскалона», написанную Рансиманом. В нем описано:
Корону сначала предложили Раймонду; но он отказался, вероятно, потому, что считал, что это предложение не пользуется всеобщей поддержкой. Он заявил, что не желает быть царем в земном царстве Христа, надеясь, несомненно, помешать кому-либо другому принять царскую власть. Затем избиратели обратились к Годфри, которого, как было известно, поддерживали оба Роберта. Он принял пост принца с целью борьбы с «неверным» Годфри, и, также отказавшись от королевского титула, решил называться Advocatus Sancti Sepulchri , преданным защитником Гроба Господня, титул, который давал ему светскую власть, но не ущемлял права церкви. [ 114 ]
Британский историк Джон Франс написал следующее в своей книге « Победа на Востоке: военная история Первого крестового похода» (1994). Франция также является автором углубленного исследования избрания и титула Годфри Бульонского. [ 4 ]
Часть духовенства требовала, чтобы первым был избран Патриарх в знак признания примата духовной власти, но князья отказались это слушать и предложили трон графу Раймонду, который, вероятно, под влиянием клерикала, отказался, пренебрегая именем короля Иерусалим. Затем Годфри де Бульону предложили правительству города должность «адвоката», должность, которая признавала притязания церкви, но при этом уступала практическую власть светской власти. [ 115 ]
Британский историк Джонатан Райли-Смит написал множество работ о крестовых походах и, в частности, исследование титула Годфри Бульонского. [ 116 ] Основываясь на этом исследовании, он обычно называл Годфри просто правителем Иерусалима. Например, будучи главным редактором «Оксфордской иллюстрированной истории крестовых походов» (2001 г.), он составил хронологию, которая включала:
1099: 22 июля. Готфрид Бульонский избран первым латинским правителем Иерусалима. [ 117 ]
Британский историк Томас Эсбридж написал ряд работ о крестовых походах, в том числе «Первый крестовый поход: новая история» (2004), в которых он обсуждает избрание Годфри Бульонского следующим образом:
Право на управление Святым городом теперь стало центром этих трений. Раймунд Тулузский, когда-то будущий лидер крестового похода, потерял настолько большую поддержку из-за разгрома в Арке и продолжающегося покровительства широко дискредитированному Святому Копью, что теперь его затмил Годфри Бульонский. Сыграв важную роль во взятии Иерусалима, Годфри мог в каком-то смысле претендовать на право завоевания. Но духовенство продолжало сопротивляться идее, что этим самым священным из городов может управлять светский король. Однако в отсутствие покойного греческого патриарха Симеона, недавно скончавшегося, у Церкви не было очевидного кандидата, которого можно было бы продвигать. 22 июля был достигнут компромисс: Годфри был избран правителем, но вместо того, чтобы называть себя прямым королем, он принял менее напористый титул «Защитник Гроба Господня», подразумевающий позицию защитника, подчиненного Церкви. [ 118 ]
В более поздней работе Эсбриджа «Крестовые походы: Война за Святую Землю » (2012) он пишет:
Раймунд Тулузский рассматривал позицию латинского короля, но его популярность пошла на убыль со времен Арки, и 22 июля 1099 года Готфрид Бульонский, главный архитектор победы крестовых походов, взял бразды правления в свои руки. В знак примирения с духовенством он принял титул «Защитника Гроба Господня», подразумевая, что он будет просто выступать в роли защитника Иерусалима. [Сноска: Историки продолжают спорить о точной природе титула Годфри. Вполне возможно, что он также использовал прозвище «князь», но относительно достоверно, что он не называл себя «царем Иерусалима».] [ 119 ]
Британский историк Кристофер Тайерман много писал о крестовых походах, в том числе « Божья война: новая история крестовых походов» (2006), в которой он описывает избрание Годфри следующими словами:
Установление светской и церковной власти в городе [Иерусалиме] и его окрестностях возродило кипящую враждебность между лидерами. 22 июля Раймон Тулузский снова был переигран. После очевидного отказа принять корону Иерусалима, возможно, по подсказке духовенства, он вместо этого увидел своего последнего главного соперника, Годфри Бульонского, единственного другого главного лидера, желающего остаться на Востоке, избранным светским правителем или Адвокатом ( титул, подразумевающий церковную власть). [ 120 ]
«Крестовые походы — энциклопедия» (2006 г.) была отредактирована британским историком Аланом В. Мюрреем, который также является автором исследований титула Годфри Бульонского. [ 121 ] В первой статье о Годфри Бульонском говорится:
22 июля. Готфрид был выбран правителем Иерусалима ведущими участниками крестового похода, а не Раймоном Сен-Жильским, графом Тулузским. Чтобы предотвратить возражения Раймунда и других о том, что коронация короля в городе, где Христос носил терновый венец, кощунственна, Годфри отказался принять королевский титул, приняв титул принца (лат. Princeps ) и защитника Гроб Господень (лат. advocatus Sancti Sepulchri ). [ 122 ]
«Рутледж-спутник крестовых походов» был написан британским историком Питером Локком и гласит:
[Годфри] был избран первым латинским правителем Иерусалима 22 июля 1099 года, но отказался короноваться как таковой, предпочитая вместо этого титул защитника ( avoué ) или защитника Гроба Господня. [ 123 ]
За исключением Джонатана Райли-Смита, современные историки называют Годфри Бульонского защитником Гроба Господня.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоанн 2018 , стр. 177–218, В Иерусалиме, 1099–1100.
- ^ Мюррей 2000 , стр. 63–77, Выборы и титул Годфри.
- ^ Джонатан Райли-Смит (1979). Титул Годфри Бульонского , Бюллетень Института исторических исследований, том 52, выпуск 125, стр. 83–86.
- ^ Перейти обратно: а б Франция 1983 год .
- ^ Джарретт, Беда (1911). « Паломничества ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . 12 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Баркер, Эрнест (1911). « Крестовые походы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 7 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета. Исторические причины крестовых походов. стр. 526–527.
- ^ Данкалф, Фредерик (1969). « Советы Пьяченцы и Клермона ». В Сеттоне, К., История крестовых походов: Том I. стр. 220–252.
- ^ Манро, Дана Карлтон . (1906). Речь Папы Урбана II. в Клермоне, 1095 год . Перепечатано из журнала American Historical Review . Нью-Йорк.
- ^ Батлер, Ричард У. (1912). « Папа Урбан II ». В Католической энциклопедии . 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Франция 1994 , стр. 111–121, Подготовка и прелюдия.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 55–65, Ведущие крестоносцы.
- ^ Тайерман 2009 , стр. 25–26, Первый крестовый поход, 1095–1099.
- ^ Гамильтон 1980 , стр. 1–18, Первый крестовый поход и восточные церкви.
- ^ Манро, Дана Карлтон (1902). Письма крестоносцев . Первый крестовый поход. стр. 2–11.
- ^ Робсон 1855 , стр. 319–356, Осада Антиохии.
- ^ Рансиман 1951 , стр. 238–239, Алексиос по дороге в Антиохию.
- ^ Рансиман 1951 , стр. 238–239, Алексиос на дороге в Антиохию.
- ^ Мюррей 2000 , с. 64, Предательство Алексиоса.
- ^ Рансимэн 1951 , стр. 250–251, Потрепанный характер.
- ^ Франция 1994 , стр. 297–323, Подразделения.
- ^ Майер, Ганс Эберхард. «Происхождение светлостей Рамлы и Лидды в Латинском Иерусалимском королевстве». Зеркало, том. 60, нет. 3, 1985, стр. 537–552.
- ^ Даджани-Шакил 1993 , стр. 190–215, Фатимидско-франкский контакт возле Антиохии, 1097–1098.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 297–298, Танкред в Вифлееме.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 305–306, Святой город.
- ^ Лафлин, Джеймс Фрэнсис (1911). « Папа Пасхал II ». В Католической энциклопедии . 4 . Нью-Йорк. стр. 514–515.
- ^ Рансиман 1951 , стр. 290–291, Интриги за трон.
- ^ Крей 1921 , с. 254, Осада.
- ^ Раймонд Агилерс 1968 , Падение Иерусалима.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 306–307, Святой город.
- ^ Мюррей 2000 , с. 65, Королевство .
- ^ Крей 1921 , с. 29, Призыв Урбана к крестовому походу, 27 ноября 1095 г.
- ^ Хагенмейер 1913 , стр. 132-134, Также его увещание о путешествии в Иерусалим .
- ^ Боже, народы вошли в удел Твой: храм святых побледнел. Балдрик из Дола, стр. 14
- ^ Крей 1921 , с. 34, Призыв Урбана к крестовому походу, 27 ноября 1095 г.
- ^ Балдрик Дол 1879 , с. 14, История Иерусалима .
- ^ Райли-Смит 1979 , с. 83, Титул Готфрида Бульонского.
- ^ Мюррей 2000 , стр. 65–66, Царство Давида.
- ^ Asbridge 2004 , стр. 320–321, Правило Иерусалима.
- ^ Крей 1921 , с. 262, Порядок удержания Иерусалима (22 июля — 7 августа 1099 г.).
- ^ Франция 1983 , с. 321, Деяния франков .
- ^ Хагенмейер 1890 , стр. 475–480, Деяния франков , Глава 39 Франки выбирают Годфри князем государства, а Арнульфа патриархом; они возвращают великую победу при Аскалоне. .
- ^ Раймонд Агилерс 1968 , 12. Видение мира.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Тудебоде, 1866 г. , стр. 110–111, тема XV.5.
- ^ Райли-Смит 1979 , с. 83, Годфри и Корона.
- ^ Гвиберт Ножанский 1879 , стр. 245, глава XXV. Но поскольку Годфри король
- ^ Аноним 1866 , с. 225, Тудебодус подражал и продолжал , Глава 30
- ^ Вильгельм Тирский 1844 , с. 377, глава IX. Как Годфрис может не носить корону ?
- ^ Зарубежные родословные . Законы RHC, Том 2 (1843 г.). Глава первая: Сказанное о царях Иерусалима , стр. 441.
- ^ Воге, М. (1860). Церкви Святой Земли . Париж: Библиотека Виктора Дидрона.
- ^ Мельхиор де Воге (1860) Церкви Святой Земли. стр. 433
- ^ Мюррей 1990 , Титул Годфри Бульонского как правителя Иерусалима.
- ^ Мюррей 2000 , стр. 70–73, Годфри как король.
- ^ Гвиберт Ножантский 1879 , с. 231, Книга седьмая Глава XII
- ^ Балдрик Дол 1879 , стр. 103–104, Книга-кварто . Глава XV
- ^ Роберт Монах 1866 , стр. 869–870, Капитул X. Годефрид был избран королем всеми.
- ^ Аноним 1866 , с. 226, Тудебодус подражал и продолжал , Глава 30
- ^ Роуч, Дэниел (2016). «Ордерик Виталис и Первый крестовый поход» . Журнал средневековой истории . 42 (2): 177–201. дои : 10.1080/03044181.2016.1140673 . S2CID 159950014 .
- ^ Алексиада Анны Комнины. Глава XI: Первый крестовый поход (1097–1104 гг.) .
- ^ Уильям, о. Малмсбери, Джайлз, Дж. А. (Джон Аллен), Шарп, Дж. (1847). «Хроники королей Англии» Уильяма Малмсберийского: от самого раннего периода до правления короля Стефана . Лондон: Х.Г. Бон.
- ^ Уильям Малмсберийский 1847 , стр. 389–390, Захват Иерусалима.
- ^ Мюррей 2000 , с. 70, Годфри в роли принца.
- ^ Деяния французов 1866 г. , с. 516, Глава 37
- ^ Альберт Аахенский 1879 , стр. 490, Глава XL: О священнослужителях и знаках колоколов, установленных на гробнице Доминика .
- ^ Хагенмейер 1913 , стр. 306-307, Глава 30: О царе и патриархе, родившихся в городе, и об обретении воскресного креста .
- ^ Хагенмейер 1913 , стр. 321–322, Глава 32: О возвращении князей в свою страну .
- ^ Анналы с. Джеймс Леодтенсис , MGH SS 16: 659
- ^ Иоганн Петер Кирш (1907). « Защитник Церкви ». В Католической энциклопедии . 1 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 168–169.
- ^ Дю Канж 1678 , стр. 177–189, Защитники церквей.
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). « Адвокат ». Британская энциклопедия . 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 241–242.
- ^ Мюррей 2000 , стр. 74–75, Адвокат .
- ^ Скиннер 2010 , стр. 163–164, От Пизы до Патриархата: главы из жизни архиепископа Дайберта.
- ^ Мюррей 2000 , с. 71 год, архиепископ Пизанский Дайберт.
- ^ Хагенмейер 1901 , стр. 167–173, XVIII: Письмо Даймберта, архиепископа Пизы, герцога Годфри, Раймунда Сен-Жильского и всей армии в земле Израиля Папе и всем верным во Христе.
- ^ Крей 1921 , стр. 275–279, Официальное резюме крестового похода (19 июня 1097 г. - 12 августа 1099 г., Письмо Даймберта Папе.
- ^ Рерихт, Р. (1893). Правитель Иерусалимского королевства (1977-1891) . Оэнипонти: Libraria Academica Wageriana. стр. 3.
- ^ Рёрихт 1893 , с. 3, Устав 28. 1099 г. (сентябрь). Лаодикия.
- ^ Лоуренс Льежский (ок. 1140). Лаврентий де Леодио Деяния епископов Вирденских и аббата святого Витта. Мемуары немецких писателей- историков (МГХ СС) 10:504.
- ^ Мюррей, Алан В. (1992). Бельгийский журнал филологии и истории 70-2 стр. 301-329 (1992). «Армия Годфри Бульонского, 1096–1099: структура и динамика контингента в Первом крестовом походе» . Бельгийский журнал филологии и истории . 70 (2): 301–329. дои : 10.3406/rbph.1992.3824 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мюррей 2000 , стр. 71–72, Лоуренс Льежский.
- ^ Лоуренс Льежский 1140 , с. 498, Порро герцог Годефрид.
- ^ Альберт Аахенский 1879 , с. 485, Книга 6, Глава 33: Продвижение славного лидера в Иерусалиме. .
- ^ Анонимный Ренан 1895 , стр. 431–524, История Готфрида , глава XXXI, стр. 498
- ^ Райли-Смит 2014 , с. 71, Основание поселений.
- ^ Мюррей 2000 , стр. 72–73, Поздние короли.
- ^ Альберт Аахенский 1879 , с. 485, Книга 22, Глава 30: Как после похорон короля Балдевина его племянник Балдевин де Бург был избран и помазан королем .
- ^ Рёрихт 1893 , с. 8, 43 Болдуин I, король Иерусалима
- ^ Хагенмейер 1896 , с. 102, глава XII. О войне против Альгази и победе короля посредством Святого Креста в день Успения Девы Марии .
- ^ Шмитт 1938 , с. 143, глава IV.
- ^ Гюйгенс 1986 , стр. 942, глава SS.22.
- ^ Фуллер 1840 , История Священной войны. Книга II. Глава. I. Роберт Норманн отказывается от Иерусалимского королевства. Готфрид Бульонский избран королем. Его происхождение, образование и добродетели.
- ^ Маймбург 1677 г. , История крестовых походов за освобождение Святой Земли.
- ^ Нальсон 1685 , стр. 78–79, История крестового похода, с оригинала на французском языке месье Меймбура.
- ^ Гиббон, Э., Кэй, Дж., Скотт, В., Каурсен, Г. (1870). Крестовые походы . Лондон. стр. 45–46.
- ^ Мишо, Ж. Фр. (Жозеф Фр.). (1841). История крестовых походов . 6. изд. Париж.
- ^ Мишо, Дж. Фр., Доре, Г., Робсон, В. (189-). История крестовых походов . Филадельфия. Том 1, стр. 234–235.
- ^ Миллс, К. (1822). История крестовых походов за возвращение и владение Святой Землей . 3-е изд. Лондон. Том I, стр. 265–266.
- ^ Райли-Смит 1979 , с. 83, Терновый венец, примечание 5.
- ^ Ходи 1859 , с. 408, Гробницы Годфруа де Бульона.
- ^ Куглер, Б. (1880). История крестовых походов . Берлин. стр. 60.
- ^ Кондер, CR (Клод Ренье) (1897). Латинское Иерусалимское королевство . Лондон. стр. 69
- ^ Рерихт, Р. (1898). История крестовых походов в общих чертах . Инсбрук. стр. 50–51.
- ^ Хагенмейер, Х. (1902). Хронология Первого крестового похода (1094-1100) . Париж. стр. 254
- ^ Манро, Д. Карлтон. (1902). История средних веков . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания. стр. 111
- ^ Мёллер 1908 , Сборники Годфрида Курта.
- ^ Мёллер, Чарльз (1913, 1914). Готфрид Бульонский и исповедание Гроба Господня . В Revue d'histoire ecclesiastique 1. XIV, стр. 720–731 и XV, стр. 50-69.
- ^ Брейе, Луи Рене. (1908). « Крестовые походы ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . 4 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Баркер, Эрнест (1911). « Крестовые походы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 7 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета. стр. 524–552.
- ^ Бери, JB (Джон Багнелл). (1957–1959). Средневековая история Кембриджа : план Дж. Б. Бери. Кембридж [Англ.]: Университетское издательство. Том 5, стр. 296.
- ^ Шаландон, Ф. (1925). История первого крестового похода до избрания Готфрида Бульонского . Париж: А. Пикард. стр. 279.
- ^ Ла Монте, JL (1932). Феодальная монархия в Латинском Иерусалимском королевстве, 1100–1291 гг .: [автор] Джон Л. Ла Монте. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. стр. 38.
- ^ Людольф фон Судхайм (1350 г.). Маршрут из Святой Земли и Игеросоломитано. В библиотеке Текстового общества палестинских паломников (PPTS) . Том XII.3, стр. 104.
- ^ Андрессон 1947 , стр. 105–106, Глава VI: Годфри как глава Иерусалима.
- ^ Рансимен 1951 , с. 292, Защитник Гроба Господня .
- ^ Рансиман, Стивен (1969). "" Глава X. Первый крестовый поход: Антиохия на Аскалон. В Сеттоне, Кеннет М.; Болдуин, Маршалл В. (ред.). История крестовых походов: I. Первые сто лет . Мэдисон: The University of Wisconsin Press. стр. 339.
- ^ Франция 1994 , с. 357 год, Иерусалим: триумфальный финал.
- ^ Джонатан Райли-Смит, Титул Годфри Бульонского , Бюллетень Института исторических исследований, том 52, выпуск 125, май 1979 г., стр. 83–86
- ^ Райли-Смит 2001 , с. 392, Хронология.
- ^ Асбридж 2004 , с. 321, Правило Иерусалима.
- ^ Асбридж 2012 , с. 103, Священный город: Последствия.
- ^ Тайерман 2006 , с. 159, Дорога к Гробу Господню.
- ^ Алан В. Мюррей, «Титул Годфри Бульонского как правителя Иерусалима», Collegium Medievale 3 (1990), 163–178
- ^ Мюррей 2006 , стр. 533–535, Годфри Бульонский (ум. 1100).
- ^ Локк 2006 , с. 237, Готфрид Бульонский/Лотарингский/Нижне-Лотарингийский (ок. 1060–1100).
Библиография
[ редактировать ]Все версии первоначальных источников, на которые здесь часто ссылаются, содержатся в Сборнике исторических историй Круизад (RHC). Используемые издания соответствуют изданиям Мюррея «Иерусалимское королевство крестоносцев: династическая история 1099–1125 годов» . Некоторые соответствующие отрывки также цитируются в книге Крея «Первый крестовый поход: рассказы очевидцев и участников».
- Альберт Аахенский (1879 г.). История Иерусалима RHC Occ 4.III.
- Андрессон, Джон (1947). Происхождение и жизнь Готфрида Бульонского . Публикации Университета Индианы. Серия «Социальные науки», №5. Издательство Университета Индианы.
- Аноним Рейниш (1895). История и деяния герцога Готфрида, или История дезертирства Святой Земли . RHC Occ 5.X.
- Аноним (1866 г.). Тудебодус подражал и продолжил . RHC Occ 3.III.
- Асбридж, Томас (2004). Первый крестовый поход: новая история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195178234 .
- Асбридж, Томас (2012). Крестовые походы: Война за Святую Землю . Саймон и Шустер . ISBN 9781849836883 .
- Бальдрик Дол (1879 г.). История Иерусалима . RHC Occ 4.I.
- Колвин, Мэри Нойес (1893). Годфруа Болойнский, или Осада и завоевание Иерусалима, Уильям, архиепископ Тирский . Раннее английское текстовое общество. Дополнительная серия. № LXIV. Лондон: Паб. для Общества ранних английских текстов К. Пола, Тренча, Трюбнера.
- Даджани-Шакил, Хадия (1993). «Дипломатические отношения между мусульманскими и франкскими правителями 1097–1153 гг. Н.э.» . Крестоносцы и мусульмане в Сирии двенадцатого века . В книге «Крестоносцы и мусульмане в Сирии двенадцатого века». стр. 190–215. дои : 10.1163/9789004477513_013 . ISBN 9789004477513 .
- Дауэс, Элизабет А. (1928). Анна Комнина: Алексиада . Средневековый справочник, Университет Фордхэма.
- Дю Канж, Шарль (1678). Глоссарий для писателей средней и нижней латыни . Новое издание, более богатое и обширное, Parisiis.
- Франция, Джон (1983). «Избрание и титул Годфри де Бульона» . Канадский исторический журнал . 18 (3). Канадский журнал истории, 18:3: 321–330. дои : 10.3138/cjh.18.3.321 .
- Франция, Джон (1994). Победа на Востоке: Военная история Первого крестового похода . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521589871 .
- Фуллер, Томас (1840). История Священной войны . Лондон, В. Пикеринг.
- Деяния французов (1866 г.). Подвиги французов и других иерусалимцев . RHC Occ 3.VI.
- Гвиберт Ножанский (1879). История, которую франки называют «Деяниями Бога» . RHC Occ 4.II.
- Хагенмейер, Генрих (1890). Анонимные деяния французов и других иерусалимцев . Гейдельберг: К. Винтер.
- Хагенмейер, Генрих (1896). Galterii cancellarii Bella antiochena . Инсбрук: Издательство книжного магазина Университета Вагнера, RHC Occ 5.III.
- Хагенмейер, Генрих (1901). Крестовые походные письма 1088-1100 годов . Инсбрук.
- Хагенмейер, Генрих (1902). Хронология Первого крестового похода 1094–1100 гг . Э. Леру, Париж.
- Хагенмейер, Генрих (1913). «История Иерусалима» Фульчера Карно (1095–1127) . Гейдельберг: К. Винтер.
- Гамильтон, Бернард (1980). Латинская церковь в государствах крестоносцев: Светская церковь . Публикации Вариорума. ISBN 9780860780724 .
- Ходи, Алексис (1859). Готфрид Бульонский и латинские короли Иерусалима: историческое исследование их ранее существовавших гробниц в церкви Воскресения . Пэрис, Х. Кастерман.
- Гюйгенс, РБК (1986). Гийом де Тир: Хроника . Тело христиан. Продолжение средневековья; 63-63А. ISBN 9782503030005 .
- Джон, Саймон (2018). Годфри Бульонский . Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1472458964 .
- Крей, Август К. (1921). Первый крестовый поход: рассказы очевидцев и участников . Издательство Принстонского университета.
- Ла Монте, Джон Л. (1932). Феодальная монархия в Латинском Иерусалимском королевстве, 1100–1291 гг . Монографии Средневековой академии Америки, вып. 4. Средневековая академия Америки.
- Лоуренс Льежский (1140 г.). Деяния епископов Вирденских и аббата святого Вита . Мемуары немецких писателей-историков (МГХ СС) 10:504.
- Лок, Питер (2006). Путешественник Рутледжа по крестовым походам . Рутледж. дои : 10.4324/9780203389638 . ISBN 0-415-39312-4 .
- Мэдден, Томас Ф. (2013). Краткая история крестовых походов . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442215764 .
- Маймбур, Луи (1677). История крестовых походов за освобождение Святой Земли . Париж, С. Мабре-Крамуази.
- Мёллер, Чарльз (1908). Годфри Бульонский и Avouerie du Saint-Sépulcre . Godfried Kurth Mixtures, том I, Льеж.
- Мюррей, Алан В. (1990). Титул Готфрида Бульонского как правителя Иерусалима Средневековый колледж
- Мюррей, Алан В. (1998). От Клермона до Иерусалима: Крестовые походы и общества крестоносцев 1095-1500 гг . Международные средневековые исследования. Том. 3. Издательство «Брепольс». doi : 10.1484/M.IMR-EB.6.09070802050003050006060708 . ISBN 9782503506678 .
- Мюррей, Алан В. (2000). Иерусалимское королевство крестоносцев: династическая история, 1099–1125 гг . Оксфордский университет. ISBN 9781900934039 .
- Мюррей, Алан В. (2006). Крестовые походы — энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 9781576078624 .
- Мюррей, Алан В. (2019). Франки в Утремере: исследования латинских княжеств Палестины и Сирии, 1099–1187 гг . Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780367880798 .
- Нальсон, Джон (1685). История крестового похода, или Экспедиции христианских князей для завоевания Святой Земли . Лондон: Отпечатано RH для Томаса Дринга.
- Питер Тудебоде (1866). Петр Тудебод, или Тудебод, священник Сиврацея, история путешествия из Иерусалима . RHC Occ 3.I, II.
- Правер, Джошуа (1972). Королевство крестоносцев . Феникс Пресс . ISBN 978-1-84212-224-2 .
- Правер, Джошуа (1980). Учреждения крестоносцев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198225362 .
- Раймонд Агилерс (1968). История французов, захвативших Иерусалим . Средневековый справочник, Университет Фордхэма.
- Райли-Смит, Джонатан (1979). Титул Готфрида Бульонского . Вестник Института исторических исследований 52.
- Райли-Смит, Джонатан (1998). Первые крестоносцы, 1095–1131 гг . Кембридж. ISBN 9780521646031 .
- Райли-Смит, Джонатан (2001). Оксфордская иллюстрированная история крестовых походов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192854285 .
- Райли-Смит, Джонатан (2014). Крестовые походы: история . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472508799 .
- Роберт Монах (1866). История Иерусалима RHC Окк 3.9
- Робсон, Уильям (1855). Великие осада истории . Рутледж.
- Рерихт, Рейнхольд (1893). Правитель Иерусалимского королевства (1977-1891) . Энипонти, Академическая библиотека Вагеряна.
- Рерихт, Рейнхольд (1904). Царствование Иерусалимского королевства (1977-1891): Дополнение . Энипонти, Академическая библиотека Вагеряна.
- Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов, том первый: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521061612 .
- Шмитт, Франц Сэйлз (1938). Произведения святого Ансельма, архиепископа Кентерберийского Штутгарт: Фридрих Фроман Верлаг. ISBN 9789333186346 .
- Сеттон, Кеннет М. (1969). История крестовых походов . Университет Висконсина Пресс.
- Скиннер, Патрисия (2010). Вызов границ средневековой истории . Брепольс Тюрнхаут, Бельгия. ISBN 9782503523590 .
- Стивенсон, Уильям Бэррон (1907). Крестоносцы на Востоке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780790559735 .
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Белкнап Пресс . ISBN 978-0-674-02387-1 .
- Тайерман, Кристофер (2009). Крестовые походы: краткий обзор . Стерлинг Пресс. ISBN 9780192806550 .
- Тайерман, Кристофер (2011). Дебаты о крестовых походах, 1099–2010 гг . Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0-7190-7320-5 .
- Тайерман, Кристофер (2019). Мир крестовых походов . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-21739-1 .
- фон Сибель, Генрих (1861). История и литература крестовых походов . Дж. Рутледж и Сын, Лимитед.
- Уильям Малмсберийский (1847 г.). «Хроники королей Англии» Уильяма Малмсберийского с самого раннего периода до правления короля Стефана . Лондон: Х.Г. Бон.
- Вильгельм Тирский (1844 г.). «Летопись, История событий в заморских краях» . Историк Запада RHC Occ 1, Первая часть: 5 томов.
- Юдейл, Ральф Бейли (1917). Боэмунд I, принц Антиохии . Принстонский университет.