Klimov RD-33
РД-33 | |
---|---|
РД-33 на выставке в музее Люфтваффе | |
Тип | ТРДДД |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Климов / Hindustan Aeronautics Limited [ 1 ] |
Первый запуск | 1974 |
Основные приложения | CAC/PAC JF-17 Гром Mikoyan MiG-29 Mikoyan MiG-33 Mikoyan MiG-35 Шэньян ФК-31 |
Климов РД-33 — турбовентиляторный реактивный двигатель для легкого истребителя, основной двигатель для МиГ-29 и CAC/PAC JF-17 Thunder . Он разрабатывался в ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ОАО «Климов») с 1968 года, производство началось в 1981 году. Предыдущие поколения российских сверхзвуковых истребителей, таких как МиГ-21 и МиГ-23, использовали турбореактивные двигатели , но западные истребители, такие как F -111 и F-4K в 1960-х годах начали использовать турбовентиляторные двигатели с дожиганием , которые были более эффективными.
РД-33 был первым форсажным турбовентиляторным двигателем производства «Климов» предприятия российского в классе тяги от 8 000 до 9 000 кгс (от 78 до 88 кН; от 18 000 до 20 000 фунтов силы). Он имеет модульную двухвальную конструкцию с отдельными деталями, которые можно заменять отдельно.
Варианты
[ редактировать ]В начале 1970-х годов в качестве нового легкого истребителя был выбран РД-33, позже ставший МиГ-29 , другим вариантом стал Туманский Р-67-300. [ 2 ] За годы разработок было создано обширное семейство двигателей. новое сопло для изменения вектора тяги Теперь доступно (TVN). Новые модели семейства РД-33 оснащены цифровыми системами мониторинга и управления BARK. Ремонт и обслуживание двигателей РД-33 осуществляется с помощью информационно-диагностической системы (ИДС).
РД-33
[ редактировать ]Базовая модель, разработанная в 1976 году для установки на МиГ-29. Опытно-конструкторские работы начались в 1968 году в ОКБ Климова под руководством Сергея Исотова. Первые несколько двигателей для прототипа МиГ-29 9.01 были оснащены более длинным соплом без конструкции с двойными стенками, которая характерна для нынешнего РД-33. [ 3 ] [ 4 ] и модели РД-33МК. Эта конструкция имела дополнительное регулируемое сечение после критического сечения в сопле типа Лаваля. Причиной стало управление контуром струи струи на большой высоте, низкое давление окружающего воздуха, при котором выхлопные газы чрезмерно расширяются после выхлопной секции. Сразу после первых нескольких экземпляров и первых нескольких прототипов МиГ-29 эта сложная система управления была удалена из-за ограничения рабочей высоты будущего истребителя. У первых нескольких серий базовой версии РД-33 были проблемы с масляной системой, утечка которой вызвала ряд проблем для летчиков-испытателей, поскольку утечка масла приводила к образованию токсичных частиц в системе кондиционирования. После запуска производственной линии подобные проблемы были решены. Единственным недостатком был малый срок службы и сильное задымление, которое исправили только в более поздних моделях.
РД-33Б/НБ
[ редактировать ]Модель без форсажа для различных типов самолетов, например Ил-102 .
РД-93/93МА
[ редактировать ]Вариант, используемый для питания JF-17 Thunder (FC-1). По данным JF-17.com [ 5 ] «Наиболее существенным отличием является изменение положения коробки передач в нижней части картера двигателя». На плакате Климова на авиасалоне в Чжухае в 2010 году диапазон тяги двигателя составлял от 49,4 до 84,4 кН в мокром состоянии. [ 6 ] Он был разработан специально для FC-1 с увеличенной тягой и перенесенным редуктором по сравнению с базовыми РД-33, хотя увеличение тяги снизило срок службы РД-93 до 2200 часов с 4000 часов у РД-33. По словам коммодора авиации Мехмуда, двигатели прочные и надежные: «Мы налетали с этим двигателем 7000 часов и у нас не возникло никаких проблем», - сказал он. [ 7 ] [ 8 ] РД-93МА — модернизация двигателя РД-93. Ожидается, что тяга РД-93МА составит 9300 кгс по сравнению с 8300 кгс у РД-93, что является значительным увеличением мощности, которое поможет самолету нести больше вооружения и летать с более высокой скоростью. Он был специально разработан для JF-17 Block III. истребителей [ 9 ]
- РД-5000Б
Вариант без форсажа, используемый для БПЛА МиГ « Скат», с сухой тягой 50,4 кН (11340 фунтов силы).
СМР-95
[ редактировать ]Модель для модернизации международных реактивных истребителей 2-го и 3-го поколения. Редуктор агрегатов перемещен под двигатель, длина может варьироваться в зависимости от принятого фюзеляжа самолета. Двигатель прошел стендовые и летные испытания на самолетах Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2 ВВС ЮАР и добился улучшения летно-технических характеристик и боевой эффективности в пределах от 1,2 до 3,0 раза. [ 10 ]
РД-33 серия 3
[ редактировать ]Переработанная модель с увеличенным сроком службы, используемая на более поздних или модернизированных старых вариантах МиГ-29, таких как МиГ-29М и МиГ-29СМТ. [ 11 ] [ 12 ] Для питания реактивного истребителя МиГ-29ОВТ использовалась пара двигателей РД-33 серии 3, оснащенных соплами вектора тяги. [ 13 ]
РД-33МК
[ редактировать ]РД-33МК «Морская Оса» (русский: Морская Оса: «Морская Оса») — новейшая модель, разработанная в 2001 году. Он предназначен для установки на корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, однако принят на вооружение и для вооружения. МиГ -35 . РД-33МК развивает на 7% большую тягу, имеет цифровое управление FADEC и бездымный, в отличие от более ранних двигателей РД-33, имеет увеличенную тягу на форсаже до 9000 кгс (88000 Н; 20000 фунтов силы) и сухую массу 1145 кг (2524 фунта) по сравнению с РД -33МК. базовая модель за счет современных материалов, используемых в охлаждаемых лопастях, хотя она сохраняет ту же длину и максимальный диаметр. Добавлены инфракрасные и оптические системы снижения заметности. Срок службы увеличен до 4000 часов. РД-33МК обеспечивает возможность самостоятельного взлета корабельных истребителей, сохраняет летно-технические характеристики в жарком климате и тем самым обеспечивает повышение боевой эффективности новейшего варианта истребителя МиГ-29. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited получила лицензию на производство варианта РД-33МК в 2007 году и до 2020 года произвела 140 двигателей. [ 18 ]
Приложения
[ редактировать ]- РД-33
- РД-93
- СМР-95
- Dassault Mirage F1 (непроизводственный)
Технические характеристики (РД-33)
[ редактировать ]Data from Janes Aero Engines, Klimov Website
Общие характеристики
- Тип: дожига ТРДД
- Длина: 4229 мм (166,50 дюйма)
- Диаметр: 1040 мм (40,94 дюйма)
- Сухой вес: 1055 кг (2326 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 2 осевых золотника, 4 ступени низкого давления, 9 ступеней высокого давления.
- Камеры сгорания : кольцевая камера сгорания
- Турбина : одноступенчатая высокого давления, одноступенчатая низкого давления.
Производительность
- Максимальная тяга : 50,0 кН (11 230 фунтов силы) в сухом состоянии, 81,3 кН (18 285 фунтов силы) на форсаже.
- Общий коэффициент давления : 21:1
- Коэффициент двухконтурности : 0,49
- Массовый расход воздуха: 75,5 кг/с (166,5 фунтов/с)
- Температура на входе в турбину: 1407 ° C (1680 K; 2565 ° F)
- Удельный расход топлива : 75 кг/(кН·ч) (0,77 фунта/(фунт-сила-час)) в сухом состоянии, 188,1 кг/(кН·час) (1,85 фунта/(фунт-сила-час))
- Тяговооруженность : 4,82 (сухой), 7,9 (форсажный).
- Ожидаемый срок службы: 4000 часов
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карнозов Владимир. «Военные двигатели: Россия» . Полет Глобал . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ "МиГ МиГ-29 (9–12)" . www.airwar.ru . Retrieved 23 April 2018 .
- ^ «РД-33» . Рособоронэкспорт .
- ^ «Семейство РД-33» . Климов.ру .
- ^ «Двигатель JF-17 | JF-17 Thunder» . 21 июня 2011 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ «Картина Климова» . i56.tinypic.com . Архивировано из оригинала (JPG) 24 мая 2018 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Дасгупта, Сайбал (21 сентября 2015 г.). «Китай и Пакистан подписали соглашение о том, чтобы не допускать попадания технологий JF-17 в Индию» . Таймс оф Индия . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ «JF-17: гордость Пакистана, способная конкурировать с F-16 и МиГ-29» . Времена Исламабада . 28 апреля 2017 г. Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ «Двигатель РД-93МА, предназначенный для установки на пакистанские самолеты JF-17 Block III, приступил к испытаниям в тепловой камере» . www.defenseworld.net . 8 июля 2020 г. Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ (на русском языке) Климов :: Производство :: Авиационная программа :: СМР-95. Архивировано 16 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Rac Mig. Архивировано 6 июля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Rac Mig. Архивировано 6 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Климов :: Производство :: Авиационная программа :: Сопло Trust Vertoring. Архивировано 8 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «РД-33МК» . Климов.ру . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г.
- ^ «Перспективные проекты 2007» . Климов.ру . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ «РД-33МК» . Рособоронэкспорт .
- ^ «РД-33МК» . Климов.ру .
- ^ «ХАЛ – Хиндустан Аэронавтикс Лимитед» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница официального сайта Климова семейства ТРДД РД-33
- Страница официального сайта РД-33МК
- Официальный сайт сопла вектора тяги
- Страница официального сайта СМР-95
- Официальный документ: Перспективное развитие проекта, 2007 г.
- РД-93 для JF-17/FC-1
- Сайт ОДК РД-93. Архивировано 28 декабря 2021 г. на Wayback Machine.
- Индия будет строить РД-33 по лицензии
- Индия будет производить двигатели для МиГ-29 вместе с Россией
- РД-33 – история, версии, техническое описание (чешский)
- РД-33 на Airwar.ru (русский)