Энциклопедия
![]() Титульный лист Энциклопедии | |
Автор | Многочисленные авторы (под редакцией Дени Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера ) |
---|---|
Язык | Французский |
Предмет | Общий |
Жанр | Справочная энциклопедия |
Издатель | Андре ле Бретон , Мишель-Антуан Давид , Лоран Дюран и Антуан-Клод Бриассон |
Дата публикации | 1751–1772 |
Место публикации | Франция |
Энциклопедия, или аргументированный словарь наук, искусств и ремесел ( по-французски «Энциклопедия, или Систематический словарь наук, искусств и ремесел»), [1] более известный как Энциклопедия (англ. Французский: [ɑ̃siklɔpedi] ) — общая энциклопедия, изданная во Франции между 1751 и 1772 годами, с более поздними дополнениями, исправленными изданиями и переводами. В нем было много писателей, известных как энциклопедисты . Его редактировал Дени Дидро , а до 1759 года его соредактировал Жан ле Рон д'Аламбер . [2]
Энциклопедия наиболее известна тем , что представляет идеи Просвещения . По словам Дени Дидро в статье «Энциклопедия», целью Энциклопедии было «изменить образ мышления людей» и дать людям возможность получать информацию и узнавать вещи. [3] Он и другие участники выступали за секуляризацию обучения вдали от иезуитов . [4] все мировые знания Дидро хотел включить в Энциклопедию и надеялся, что текст сможет донести всю эту информацию до общественности и будущих поколений. [5] Таким образом, это пример демократизации знаний .
Это также была первая энциклопедия, включившая материалы многих известных авторов, и первая общая энциклопедия, описывающая механические искусства . В первой публикации семнадцать томов фолиантов сопровождались подробными гравюрами. Более поздние тома были опубликованы без гравюр, чтобы лучше охватить широкую аудиторию в Европе. [6] [7]
Происхождение
[ редактировать ]Первоначально « Энциклопедия» задумывалась как французский перевод « Эфраима Чемберса » Циклопедии (1728 г.). [8] Эфраим Чемберс впервые опубликовал свою «Циклопедию», или «Универсальный словарь искусств и наук», в двух томах в Лондоне в 1728 году, вслед за несколькими словарями искусств и наук, появившимися в Европе с конца 17 века. [9] [10] Эта работа стала довольно известной, и в период с 1738 по 1742 год было опубликовано четыре издания. Итальянский перевод появился между 1747 и 1754 годами. Во Франции член банковской семьи Ламбер начал переводить Чемберса на французский язык: [11] но в 1745 году англичанин-эмигрант Джон Миллс и немец Готфрид Селлиус первыми подготовили к публикации французское издание «Циклопедии» Эфраима Чемберса , которое они назвали «Энциклопедия» . [ нужна ссылка ]
В начале 1745 года проспект Энциклопедии [12] был опубликован с целью привлечения подписчиков к проекту. Этот четырехстраничный проспект был проиллюстрирован Жаном-Мишелем Папийоном. [13] и сопровождался планом, в котором говорилось, что работа будет опубликована в пяти томах с июня 1746 года до конца 1748 года. [14] Текст был переведен Миллсом и Селлиусом и исправлен неназванным человеком, которым, по-видимому, был Дени Дидро . [15]
Проспект получил весьма положительные отзывы и достаточно подробно цитировался в нескольких журналах. [16] Журнал Mémoires pour l'histoire des Sciences et des beaux arts был щедр на похвалы: « вот два величайших усилия, предпринятых в литературе за очень долгое время» (в течение долгого времени ). [17] В июне 1745 года журнал Mercure Journal напечатал 25-страничную статью, в которой особо хвалилась роль Миллса как переводчика; Журнал представил Миллса как ученого-англичанина , выросшего во Франции и говорившего как на французском, так и на английском языке как родном языке. Журнал сообщил , что Миллс обсуждал эту работу с несколькими учеными, ревностно относился к проекту, посвятил свое состояние поддержке этого предприятия и был единственным владельцем издательских прав. [18]
Однако позже, в 1745 году, сотрудничество развалилось. Андре ле Бретон , издатель, которому было поручено управлять физическим производством и продажей томов, обманом лишил Миллса денег за подписку, утверждая, например, что Миллс плохо знает французский язык. В ходе стычки Ле Бретон напал на Миллса. Миллс подал на Ле Бретона в суд, но суд принял решение в пользу Ле Бретона. Миллс вернулся в Англию вскоре после решения суда. [19] [20] В качестве своего нового редактора Ле Бретон остановил свой выбор на математике Жане-Поле де Гуа де Мальвеше . Среди нанятых Мальвесом были молодые Этьен Бонно де Кондильяк , Жан ле Рон д'Аламбер и Дени Дидро . Через тринадцать месяцев, в августе 1747 года, Гуа де Мальвес был уволен за неэффективность лидера. Затем Ле Бретон нанял Дидро и Даламбера в качестве новых редакторов. [21] Дидро останется редактором в течение следующих 25 лет, доводя Энциклопедию до завершения; Даламбер оставил эту должность в 1758 году. По мере того, как Даламбер работал над «Энциклопедией» , ее название расширялось. С 1750 года полное название было «Энциклопедия», или «Обоснованный словарь наук, искусств и ремесел», составленное обществом литераторов, приведенное в порядок М. Дидро из Академии наук и изящной словесности Пруссии, а что касается математическая часть — г-ном Даламбером из Парижской королевской академии наук, Прусской академии наук и Лондонского королевского общества. («Энциклопедия: или Систематический словарь наук, искусств и ремесел, составленный обществом литераторов, под редакцией М. Дидро из Академии наук и беллетристики Пруссии: что касается математической части, составленной М. д'Аламбер из Королевской академии наук Парижа, Академии наук Пруссии и Лондонского королевского общества».) Титульный лист был исправлен по мере того, как Даламбер приобрел больше названий. [ нужна ссылка ]
Публикация
[ редактировать ]
Работа состояла из 28 томов, 71 818 статей и 3 129 иллюстраций. [22] Первые семнадцать томов были опубликованы между 1751 и 1765 годами; К 1772 году было закончено одиннадцать томов пластин. Гравер Робер Бенар предоставил для работы не менее 1800 пластин. Энциклопедия продала 4000 экземпляров за первые двадцать лет своего существования и получила прибыль в размере 2 миллионов ливров для своих инвесторов. [23] Из-за периодического радикального содержания « Энциклопедия» вызвала много споров в консервативных кругах, и после публикации второго тома ее публикация была на короткое время приостановлена королевским указом 1752 года. Жоли де Флери обвинил ее в «разрушении королевской власти, разжигании дух независимости и бунта, и... закладывание фундамента здания заблуждений, развращение морали и религии и поощрение неверия». [24] [25]
После публикации седьмого тома по инициативе Парижского парламента энциклопедии французское правительство приостановило действие привилегии в 1759 году. [26] Несмотря на эти проблемы, работа продолжалась «тайно», отчасти потому, что у проекта были высокопоставленные сторонники, такие как Малешерб и мадам де Помпадур . [27] Власти намеренно игнорировали продолжающуюся работу; они считали, что их официального запрета достаточно, чтобы успокоить церковь и других врагов проекта.
В «секретный» период Дидро проделал уловку. На титульных листах томов с 1 по 7, опубликованных между 1751 и 1757 годами, местом издания был указан Париж. Однако на титульных листах последующих томов текста, с 8 по 17, опубликованных вместе в 1765 году, указан Невшастель местом публикации . Невшатель благополучно пересек французскую границу, на территории, которая сейчас является частью Швейцарии, но тогда была независимым княжеством. [28] где официальное производство Энциклопедии было защищено от вмешательства агентов французского государства. В частности, противники режима Энциклопедии не могли конфисковать печатные формы для Энциклопедии в Париже, поскольку эти печатные формы якобы существовали только в Швейцарии. Тем временем фактическое производство томов с 8 по 17 спокойно продолжалось в Париже. [ нужна ссылка ] .
В 1775 году Чарльз Джозеф Панкук получил права на переиздание произведения. С 1776 по 1780 год он выпустил пять томов дополнительных материалов и двухтомный указатель. Некоторые ученые включают эти семь «дополнительных» томов как часть первого полного выпуска Энциклопедии , всего 35 томов, хотя они не были написаны. или отредактировано первоначальными авторами.
С 1782 по 1832 год Панкук и его последователи опубликовали расширенное издание работы примерно в 166 томах под названием « Методическая энциклопедия» . Эта огромная для своего времени работа занимала тысячу рабочих производства и 2250 вкладчиков.
Авторы
[ редактировать ]Поскольку целью редакторов Энциклопедии было собрать все знания мира, Дидро и Даламбер знали, что им потребуются различные участники, которые помогут им в их проекте. [29] Многие философы ( интеллектуалы французского Просвещения ) внесли свой вклад в создание Энциклопедии , в том числе сам Дидро, Вольтер , Руссо и Монтескье . [8] Самым плодовитым автором был Луи де Жокур , написавший 17 266 статей в период с 1759 по 1765 год, или около восьми в день, что составляет полные 25% Энциклопедии .
Публикация стала местом, где эти участники могли поделиться своими идеями и интересами, однако, как утверждал Фрэнк Кафкер , энциклопедисты не были единой группой: [30]
... несмотря на свою репутацию, [энциклопедисты] не были сплоченной группой радикалов, намеревающихся свергнуть старый режим во Франции. Вместо этого они представляли собой разрозненную группу литераторов, врачей, учёных, ремесленников и учёных... даже небольшое меньшинство, которое преследовалось за написание статей, принижающих то, что они считали неразумными обычаями, тем самым ослабляя могущество Католической церкви и подрывая её. монархии — не предполагали, что их идеи будут способствовать революции.
Ниже приводится список известных авторов с указанием области их деятельности (более подробный список см. в «Энциклопедистах» ):
- Жан Ле Рон д'Аламбер – редактор; наука (особенно математика), современные дела, философия, религия и др.
- Клод Бурже – карусель, кузнечное дело
- Андре ле Бретон – главный издатель; статья о чернилах для принтера
- Луи-Жан-Мари Добентон – естественная история
- Дени Дидро – главный редактор; экономика, машиностроение, философия, политика, религия и др.
- Барон д'Гольбах - наука (химия, минералогия), политика, религия и др.
- Шевалье Луи де Жокур - экономика, литература, медицина, политика, переплетное дело и другие.
- Жан-Батист де Ла Шапель - математика
- Аббат Андре Морелле - теология, философия
- Монтескье - часть статьи «Goût» («Вкус»).
- Франсуа Кенэ – статьи об откупщиках и зерне
- Жан-Жак Руссо – музыка, политическая теория
- Анн Робер Жак Тюрго, барон де Лон - экономика, этимология, философия, физика
- Вольтер – история, литература, философия
Из-за противоречивого характера некоторых статей несколько редакторов были отправлены в тюрьму. [31]
Содержание и споры
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]
Как и большинство энциклопедий, Энциклопедия попыталась собрать и обобщить человеческие знания в различных областях и темах, от философии до теологии, науки и искусства. Энциклопедия человеческом вызвала споры за реорганизацию знаний, основанную на разуме, а не на природе или теологии. [32] Знание и интеллект произошли от трех категорий человеческого мышления, тогда как все другие воспринимаемые аспекты знания, включая теологию, были просто ветвями или компонентами этих созданных человеком категорий. [33] Введение в энциклопедию » Даламбера , « Предварительная беседа , считается важным изложением идеалов Просвещения. Среди прочего, в нем представлена таксономия человеческого знания (см. рис. 3), вдохновленная работой Фрэнсиса Бэкона « Развитие обучения» . Три основные отрасли знания: «Память»/История, «Разум»/Философия и «Воображение»/Поэзия. Это дерево знаний было создано, чтобы помочь читателям оценить полезность содержания Энциклопедии и систематизировать ее содержание. [34] Примечателен тот факт, что теология отнесена к «философии» и что «Богопознание» находится всего в нескольких узлах от « гадания » и « черной магии ».
Религиозные и политические противоречия
[ редактировать ]Авторы Энциклопедии бросили вызов религиозному авторитету. Авторы, особенно Дидро и Даламбер, помещали религию в систему разума и философии. Они не отвергали все религиозные утверждения, но считали, что теология и представления о Боге должны быть доказаны. Поэтому Луи де Жокур в своей статье на эту тему резко раскритиковал суеверие как интеллектуальную ошибку. [35] Авторы также усомнились в подлинности предполагаемых исторических событий, упомянутых в Библии, и поставили под сомнение достоверность чудес, таких как Воскресение. [36] Однако некоторые современные ученые утверждают, что скептический взгляд на чудеса в Энциклопедии можно интерпретировать как « протестантские дебаты о прекращении харизматов » . [37]
Эти вызовы привели к подавлению со стороны церкви и государственных властей. Энциклопедия . и ее сотрудники подверглись многочисленным нападкам и попыткам цензуры со стороны духовенства или других цензоров, что поставило под угрозу публикацию проекта, а также самих авторов Королевский совет закрыл энциклопедию в 1759 году. [38] Католическая церковь под руководством Папы Климента XIII включила ее в список запрещенных книг . Его раскритиковали видные интеллектуалы, в первую очередь Лефранк де Помпиньян из Французской академии . Драматург Шарль Палиссо де Монтенуа написал пьесу под названием «Философы», критикуя « Энциклопедию» . [39] Когда аббат Андре Морелле , один из авторов « Энциклопедии» , написал к ней псевдопредисловие, его отправили в Бастилию из-за обвинений в клевете. [40]
Чтобы защититься от разногласий, в статьях энциклопедии богословские темы писались в смешанной форме. Некоторые статьи поддерживали ортодоксальность, а некоторые содержали открытую критику христианства. Чтобы избежать прямого возмездия со стороны цензоров, писатели часто скрывали критику в малопонятных статьях или выражали ее в иронических тонах. [41] Тем не менее, авторы по-прежнему открыто нападали на католическую церковь в некоторых статьях, приводя примеры, в том числе критику чрезмерных фестивалей, монастырей и безбрачия духовенства. [42]
Политика и общество
[ редактировать ]Энциклопедию из- за часто рассматривают как источник влияния на Французскую революцию ее акцента на политических теориях Просвещения. Дидро и другие авторы в таких известных статьях, как «Политическая власть», подчеркивали смещение происхождения политической власти от божественности или наследия к народу. Этот идеал Просвещения, поддерживаемый Руссо и другими, утверждал, что люди имеют право соглашаться со своим правительством в форме общественного договора. [43]
Еще одним важным и спорным компонентом политических вопросов в Энциклопедии были личные или естественные права. Такие статьи, как «Естественные права» Дидро, объясняли отношения между людьми и общей волей . Естественное состояние человечества, по мнению авторов, варварское и неорганизованное. Чтобы сбалансировать желания отдельных людей и потребности общей воли, человечеству необходимо гражданское общество и законы, которые приносят пользу всем людям. Писатели в разной степени критиковали идеи Томаса Гоббса об эгоистичном человечестве, которое требует, чтобы над ним правил суверен. [44]
Что касается экономики, Энциклопедия выразила поддержку идеалам невмешательства или принципам экономического либерализма. Статьи, посвященные экономике или рынкам, такие как «Экономическая политика», обычно отдают предпочтение свободной конкуренции и осуждают монополии. Статьи часто критиковали гильдии как создатели монополий и одобряли вмешательство государства с целью устранения таких монополий. Авторы выступали за распространение принципов либерализма laissez-faire с рынка на индивидуальный уровень, например, за счет приватизации образования и открытия карьеры для всех уровней благосостояния. [45]
Наука и технологии
[ редактировать ]В то же время Энциклопедия представляла собой обширный сборник знаний, особенно по технологиям того периода, с описанием традиционных ремесленных инструментов и процессов. Большая часть информации была взята из « Описаний искусств и ремесел» . В этих статьях применялся научный подход к пониманию механических и производственных процессов и предлагались новые способы улучшения машин, чтобы сделать их более эффективными. [46] Дидро считал, что люди должны иметь доступ к «полезным знаниям», которые они могут применить в своей повседневной жизни. [47]
Влияние
[ редактировать ]Энциклопедия Французской сыграла важную роль в интеллектуальном разжигании, приведшем к революции . «Возможно, ни одна энциклопедия не имела такого политического значения и не занимала столь заметное место в гражданской и литературной истории своего столетия. Она стремилась не только дать информацию, но и направить мнение», - писала 1911 года Британская энциклопедия . В «Энциклопедия и эпоха революции» книге , опубликованной в связи с выставкой Энциклопедии 1989 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , Клоринда Донато пишет следующее:
Энциклопедисты успешно доказывали и пропагандировали свою веру в потенциал разума и объединенных знаний для расширения возможностей человеческой воли и, таким образом, помогали формировать социальные проблемы, которые будет решать Французская революция. Хотя сомнительно, что многие ремесленники, техники или рабочие, чьи работы и присутствие разбросаны по всей Энциклопедии, действительно читали ее, признание их работы равной работе интеллектуалов, священнослужителей и правителей подготовило почву для требований увеличения представительства. . Таким образом, Энциклопедия послужила признанию и активизации новой базы власти, что в конечном итоге способствовало разрушению старых ценностей и созданию новых (12).
Хотя многие авторы Энциклопедии не были заинтересованы в радикальном реформировании французского общества, Энциклопедия в целом указывала на это. Энциклопедия отрицала , что учение католической церкви можно считать авторитетным в вопросах науки. Редакторы также отказывались рассматривать решения политических сил как окончательные в интеллектуальных и художественных вопросах. В некоторых статьях говорилось об изменении социальных и политических институтов, которые улучшили бы их общество для всех. [48] Учитывая, что в то время Париж был интеллектуальной столицей Европы и что многие европейские лидеры использовали французский в качестве административного языка, эти идеи имели возможность распространяться. [26]
Энциклопедии продолжается и сегодня Влияние . [49] Историк Дэн О'Салливан сравнивает это с Википедией :
Как и Arc.Ask3.Ru, Энциклопедия стала результатом совместной работы множества писателей и технических специалистов. Как и сегодняшним википедистам , Дидро и его коллегам необходимо было использовать новейшие технологии для решения проблем разработки современной энциклопедии. В их число входило, какую информацию включать, как устанавливать связи между различными статьями и как добиться максимальной читательской аудитории. [50]
Статистика
[ редактировать ]Приблизительный размер Энциклопедии :
- 17 томов статей, вышедших с 1751 по 1765 год.
- 11 томов иллюстраций, выпущенных с 1762 по 1772 год.
- 18 000 страниц текста
- 75 000 записей
- 44 000 основных статей
- 28 000 второстепенных статей
- 2500 указателей иллюстраций
- Всего 20 000 000 слов
Тираж : 4250 экземпляров (примечание: даже однотомные произведения XVIII века редко имели тираж более 1500 экземпляров). [51]
Котировки
[ редактировать ]- «Цель энциклопедии — собрать все знания, разбросанные по поверхности земли, продемонстрировать общую систему людям, с которыми мы живем, и передать ее людям, которые придут после нас, чтобы произведения Прошлые века не бесполезны для последующих столетий, чтобы наши потомки, становясь более образованными, могли стать более добродетельными и счастливыми, и чтобы мы не умирали, не заслужив быть частью человеческого рода». ( Энциклопедия , Дидро) [52] [53]
- «Разум для философа то же, что благодать для христианина... Другие люди ходят во тьме; философ, имеющий те же страсти, действует только после размышления; он идет сквозь ночь, но ему предшествует факел. Философ формирует свои принципы на бесконечности частных наблюдений. Он не смешивает истину с правдоподобием, он принимает за истину то, что ложно, за сомнительное — то, что сомнительно, за вероятное — то, что вероятно. Таков философский дух. дух наблюдательности и точности». ( Философы , Дюмарсе)
- «Если бы исключительные привилегии не предоставлялись и если бы финансовая система не имела бы тенденции к концентрации богатства, то было бы мало больших состояний и никакого быстрого богатства. Когда средства для обогащения будут разделены между большим числом граждан, богатство также будет более равномерное распределение будет также редким явлением; крайняя бедность и чрезвычайное богатство будут также редки». ( Богатство , Дидро)
- « Агуаксима , растение, произрастающее в Бразилии и на островах Южной Америки. Это все, что нам о нем говорят; и мне хотелось бы знать, для кого сделаны такие описания. Это не может быть для выходцев из соответствующих стран, которые, вероятно, знают об агуаксиме больше, чем содержится в этом описании, и которым не нужно знать, что агуаксима растет в их стране. Это все равно, как если бы вы сказали французу, что груша — это дерево, которое растет в ее стране. Франция, Германия и т. д. Оно не предназначено и для нас, ибо какое нам дело до того, что в Бразилии есть дерево по имени агуаксима, если все, что мы знаем о нем, это его имя? оставляет невежд такими, какими они были, и ничему не учит нас, остальных. Если я все-таки упоминаю здесь это растение вместе с некоторыми другими, описанными так же плохо, то это из уважения к некоторым читателям, предпочитающим ничего не найти. в словарной статье или даже найти какую-нибудь глупость, чем вообще не найти статьи». ( Агуаксима , Дидро)
Факсимиле
[ редактировать ]Readex Microprint Corporation, Нью-Йорк, 1969. 5 том. Полный текст и изображения уменьшены до четырех разворотных страниц оригинала, размещенных на одной странице размером с фолио.
Позже выпущено Pergamon Press, Нью-Йорк и Париж с ISBN 0-08-090105-0 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ян Бьюкенен, Словарь критической теории , Oxford University Press, 2010, стр. 151.
- ^ «Энциклопедия | Французский справочник» . Британская энциклопедия . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Дени Дидро, цитируется по Hunt, p. 611
- ^ Университет штата Нью-Йорк (1893 г.). Годовой отчет регентов, том 106 . п. 266.
- ^ Дени Дидро, цитируется по Крамнику, стр. 17.
- ^ Лайонс, М. (2013). Книги: живая история . Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ Запись о Роберте Ауди, Дидро, Дени в Кембриджском философском словаре (Cambridge University Press, 2015)
- ^ Jump up to: а б Маги, с. 124
- ^ Лох (1971. стр. 3–5)
- ^ Роберт Шеклтон « Энциклопедия » в: Proceedings, American Philosophical Society (том 114, № 5, 1970, стр. 39)
- ^ Краткое изложение жизни гражданина Ламберта , Национальная библиотека, Ln. 11217; Внесено в список Шеклтона (1970, стр. 130).
- ^ Недавно вновь обнаружен в Национальной библиотеке Франции , см. Проспект французского перевода Cyclopædia Чемберса. Архивировано 26 марта 2014 г., на Wayback Machine blog.bnf.fr, декабрь 2010 г.
- ^ Андре-Франсуа Ле Бретон , Жан-Мишель Папийон, Эфраим Чемберс. Энциклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук . 1745 г.
- ^ Репродукция оригинала 1745 года в: Люно де Буасжермен (1771) Мемуары для книготорговцев, связанных с Энциклопедией: против сьера Люно де Буасжермен . п. 165.
- ^ Филипп Блом . Энциклопедия: торжество разума в неразумный век Четвертая власть , 2004. с. 37
- ^ « Проспект словаря Палаты, переведенный на французский язык и предлагаемый по подписке » в: М. Дефонтен. Мнения о некоторых новых произведениях. Том 8. (1745). п. 72
- ↑ Рецензия в: «Записки по истории наук и изящных искусств» , май 1745 г., № 2. стр. 934–38
- ^ Mercure Journal (1745, стр. 87), цитируется по: Lough (1971), стр. 87. 20.
- ↑ по этому вопросу было опубликовано в Буасжермена Резюме Миллса «Mémoire pour PJF Luneau de Boisjermain av.» . д. Пьец. justif 1771, стр. 162–63, где Буасжермен также изложил свою версию событий (стр. 2–5).
- ^ Комментарии Ле Бретона опубликованы в его биографии; в предисловии энциклопедии; в Джоне Лохе (1971); и т. д.
- ^ Блом, стр. 39–40.
- ^ «Предприниматели, экономический рост и Просвещение» . Гарвардское деловое обозрение . 10 августа 2015 г. ISSN 0017-8012 . Получено 13 июля 2021 г. - через hbr.org.
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги Живая история . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. п. 108. ИСБН 978-1-60606-083-4 .
- ^ Эйтнер, Лоренц (1992). Очерк европейской живописи XIX века: от Давида до Сезанна . Том I. Харпер и Роу. п. 3. ISBN 0-06-432976-3 . OCLC 49225406 .
- ^ Лайонс, М. (2011). Книги: Живая история (стр. 34). Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти.
- ^ Jump up to: а б Маги, с. 125
- ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, стр. 136-7
- ^ Мэтисон, Д. (1992) Постобязательное образование в романтической Швейцарии , неопубликованная докторская диссертация, Университет Глазго
- ^ Брюэр 2011, с. 56.
- ^ «Подробности партнерского проекта» . Фонд Камарго . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Браун, Ян (8 июля 2017 г.). «История Брауна из Энциклопедии: Связаны и полны решимости бороться за факты во времена Трампа» . Глобус и почта . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Дарнтон, стр. 7, 539.
- ^ Брюэр 1993, стр. 18–23.
- ^ Брюэр 2011, с. 54
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 51–2. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. п. 106. ИСБН 978-1-60606-083-4 .
- ^ Джозефсон-Шторм (2017), с. 55
- ^ "Энциклопедия Дидро" . Исторический текстовый архив.
- ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, ISBN 9781590516706, стр. 183-6
- ^ Олдридж, Альфред Оуэн (2015). Вольтер и век света . Библиотека наследия Принстона. п. 266. ИСБН 9781400866953 .
- ^ Лох, с. 236
- ^ Лох, стр. 258–66.
- ^ Рош, с. 190
- ^ Рош, стр. 191–92.
- ^ Лох, стр. 331–35.
- ^ Брюэр 2011, с. 55
- ^ Берк, с. 17
- ^ Шпильфогель, стр. 480–81.
- ^ Милош, Тодорович (2018). «От энциклопедии Дидро к Википедии Уэльса: краткая история сбора и обмена знаниями» . Часопись КСИО . 1 (2018): 88–102. дои : 10.5281/zenodo.3235309 . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ О'Салливан, стр. 45.
- ^ «Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и ремесел под редакцией Дени Дидро (1751-1780)» . Библиотека ЗСР . 7 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Блум, стр. 139.
- ^ «Действительно, цель энциклопедии состоит в том, чтобы объединить знания, разбросанные по поверхности земли; раскрыть ее общую систему людям, с которыми мы живем, и передать ее людям, которые придут после нас; в чтобы труды прошлых столетий не были бесполезными трудами для последующих столетий, чтобы наши племянники, становясь более образованными, становились в то же время более добродетельными и счастливыми, и чтобы мы не умирали, не заслужив такого рода блага; человек." С сайта uchicago.edu .
Библиография
[ редактировать ]- Блом, Филипп , Просвещая мир: Энциклопедия, книга, изменившая ход истории , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2005, ISBN 1-4039-6895-0
- Брюэр, Дэниел (1993). Дискурс Просвещения во Франции восемнадцатого века: Дидро и искусство философствования . Кембридж, Англия: Кембриджский университет. ISBN 978-0521414838 .
- Брюэр, Дэниел, « Энциклопедия : инновации и наследие» в «Новых эссе о Дидро » под редакцией Джеймса Фаулера, Кембридж: Cambridge University Press, 2011, ISBN 0-521-76956-6
- Берк, Питер , Социальная история знаний: от Гутенберга до Дидро , Молден: Blackwell Publishers Inc., 2000, ISBN 0-7456-2485-5
- Карран, Эндрю . Дидро и искусство свободно мыслить . Другая пресса (Random House), 2019, ISBN 978-1590516706
- Дарнтон, Роберт . Дело Просвещения: История публикации энциклопедии, 1775–1800 гг . Кембридж: Белкнап, 1979.
- Хант, Линн , Становление Запада: Народы и культуры: Краткая история: Том II: С 1340 года , Второе издание, Бостон: Бедфорд/Сент. Мартинс, 2007 г., ISBN 0-312-43937-7
- Крамник, Исаак , «Энциклопедия» в The Portable Enlightenment Reader под редакцией Исаака Крамника, Торонто: Penguin Books, 1995, ISBN 0-14-024566-9
- Лох, Джон. Энциклопедия . Нью-Йорк: Д. Маккей, 1971.
- Маги, Брайан , История философии , Нью-Йорк: DK Publishing, Inc., 1998, ISBN 0-7894-3511-X
- О'Салливан, Дэн. Arc.Ask3.Ru: новое сообщество практиков? Фарнем, Суррей, 2009 г., ISBN 9780754674337 .
- Рош, Дэниел. «Энциклопедии и распространение знаний». Кембриджская история политической мысли восемнадцатого века . и Марк Голди Роберт Воклер . Кембридж: Кембриджский университет, 2006. 172–94.
- Шпильвогель, Джексон Дж ., Западная цивилизация , Бостон: Wadsworth Cengage Learning, 2011, ISBN 0-495-89733-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даламбер, Жан Ле Рон. Предварительная беседа к Энциклопедии Дидро в переводе Ричарда Н. Шваба, 1995. ISBN 0-226-13476-8
- Дарнтон, Роберт. «Энциклопедия войн дореволюционной Франции». Американский исторический обзор 78.5 (1973): 1331–1352. онлайн
- Донато, Клоринда и Роберт М. Маникис, ред. Энциклопедия и эпоха революции . Бостон: ГК Холл, 1992. ISBN 0-8161-0527-8
- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИЛЛЮМИНИСТОВ - Техническая и научная антология (на итальянском языке) под редакцией Клаудио Пьерини, Cierre Grafica, Верона, 2022 г. ISBN 978-883-210-2635
- Энциклопедия или аргументированный словарь наук, искусств и профессий , Издание Фламмарион, 1993. ISBN 2-08-070426-5
- Гримсли. Рональд. Жан Даламбер (1963)
- Опасность, Пол. Европейская мысль XVIII века от Монтескье до Лессинга (1954). стр. 199–224
- Кафкер, Фрэнк А. и Серена Л. Кафкер. Энциклопедисты как личности: биографический словарь авторов Энциклопедии (1988). ISBN 0-7294-0368-8
- Лох, Джон. Очерки энциклопедии Дидро и Даламбера, Оксфордский университет, 1968.
- Паннабекер, Джон Р. Дидро, «Механическое искусство» и «Энциклопедия» , 1994. С библиографией.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с энциклопедией или обоснованным словарем наук, искусств и ремесел на Викискладе?
Тексты в Wikisource:
- « Энциклопедия ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Энциклопедия ». Энциклопедия Наттолла . 1907.
Во французском Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Энциклопедия или словарь наук, искусств и ремесел.
- Оцифрованная версия Энциклопедии
- Дидро - поисковая система в честь Дидро
- Онлайн-версия Чикагского университета с английским интерфейсом и датами публикации.
- Путеводитель по гравюре «Эгиллер-Боннетье» из энциклопедии Дидро 1762 г.
- Энциклопедия Дидро и Даламбера» Совместный проект перевода « в настоящее время содержит растущую коллекцию статей, переведенных на английский язык (3053 статьи и комплекты пластин по состоянию на 30 сентября 2020 г.).
- Презентация страницы онлайн-книг первого издания
- Энциклопедия , дискуссия на BBC Radio 4 с Джудит Хоули, Кэролайн Уорман и Дэвидом Вуттоном ( «В наше время» , 26 октября 2006 г.)