HNLMS Гелдерланд (1898)
![]() Гелдерланд
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Гелдерланд |
Тезка | Гелдерланд |
Строитель | Общество судостроения и машиностроения Фидженоорд , Роттердам |
Заложен | 1 ноября 1897 г. |
Запущен | 28 сентября 1898 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 июля 1900 г. |
Выведен из эксплуатации | 14 мая 1940 г. |
Судьба | Захвачен Германией, март 1941 г. |
![]() | |
Имя | Ниобея |
Тезка | Ниобея |
Введен в эксплуатацию | 1 марта 1944 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Голландия» типа Крейсер |
Смещение | 4100 т |
Длина | 94,76 м (310,9 футов) |
Луч | 14,76 м (48,4 фута) |
Черновик | 5,4 м (18 футов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Дополнить | 397 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
HNLMS Gelderland ( голландский : Hr.Ms. Gelderland ) — «Голландия» класса защищенный крейсер Королевского военно-морского флота Нидерландов . За свою карьеру в голландском флоте он был наиболее известен тем, что был кораблем, который королева Вильгельмина отправила в Португальскую Восточную Африку для перевозки Пола Крюгера в Европу во время Второй англо-бурской войны . Корабль был захвачен немцами во время Второй мировой войны , перестроен в зенитный крейсер и переименован в «Ниобе» . Введенный в состав немецкого флота 1 марта 1944 года, он был потоплен в гавани Котка в Финляндии 16 июля 1944 года. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Корабль был построен на верфи Maatschappij voor Scheepsen Mechanicalbouw Fijenoord в Роттердаме и спущен на воду 28 сентября 1898 года. [ 2 ] Корабль был сдан в эксплуатацию 15 июля 1900 года. 22 ноября того же года он прибыл в Марсель вместе с Полем Крюгером , которого она забрала в Лоренсо-Маркеше по приказу правительства Нидерландов. Высадив Крюгера, она уехала в Голландскую Ост-Индию . Во время этого путешествия при заходе в гавань Порт-Саида она столкнулась с британским пароходом «Петерсон» . Столкновение потребовало ремонта корабля в Суэце . 6 января 1901 года она смогла возобновить свое путешествие и через три дня, 9 января, прибыла в Сурабаю . [ 3 ]
6 июля 1904 года Гелдерланд и Утрехт сели на мель возле Ароэс-Лампоэджанга, Южная Суматра, из-за неполных карт. Корабли ремонтировались в Сурабае и Сингапуре соответственно. [ 4 ]
17 июня 1905 года Гелдерланд и ее сестры Нордбрабант и Утрехт вернулись в Нидерланды. Путешествие включало остановки в Танджунг-Приоке , Маэ , Периме , Порт-Саиде , Алжире и Танжере с прибытием в Ден-Хелдер 30 августа того же года. [ 5 ]
В 1908 году Гелдерланд вместе со своими сестрами Фрисланд и Якобом ван Хемскерк была отправлена патрулировать побережье Венесуэлы во время Второго кризиса Кастро . [ 6 ]
17 июня 1911 года Гелдерланд уехал из Роттердама в Англию. На борту находился принц Нидерландов Генрих , который отправился в Соединенное Королевство, чтобы присутствовать на коронации V. Георга На последнем участке пути Гелдерланда сопровождали четыре британских торпедных катера . [ 7 ]
Гелдерланд был отправлен в Константинополь 11 ноября 1912 года из-за роста политической напряженности и прямой угрозы войны . Десант из 100 человек был высажен на берег и занял позицию в дипломатическом районе города 18 ноября 1912 года. его сменил Кортенаер . 30 мая 1913 года [ 8 ]
Во время патрулирования голландского побережья 14 марта 1917 года произошел взрыв, в результате которого один человек погиб и девять других были серьезно ранены. После возвращения в порт корабль был выведен из эксплуатации на техническое обслуживание. [ 9 ]
После Первой мировой войны служил учебным артиллерийским кораблем голландского флота.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Корабль был захвачен немцами во время их вторжения в Нидерланды в 1940 году и оставался на приколе в Ден-Хелдере с 14 мая 1940 года по август 1941 года, когда его взяли под свой контроль на верфи Ван дер Гиссен де Ноорд в Кримпен-ан-ден-Эйссел. перестроиться в зенитный крейсер («Флакшифф»). Работы были завершены в декабре 1943 года, и 1 марта 1944 года «Гельдерланд» вступил в строй немецкой Кригсмарине под новым названием «Ниобе» .

Во время Выборгско-Петрозаводской наступательной операции 1944 года Советы пытались завершить войну-продолжение с финнами . Немцы пришли на помощь финнам, и среди привезенной с ними техники был зенитный крейсер « Ниобе» , которому было приказано усилить противовоздушную оборону Котки, одного из наиболее подвергавшихся бомбардировкам городов Финляндии. В то же время Советский Союз уделял большое внимание обнаружению и потоплению финского корабля береговой обороны « Вяйнямёйнен» . Советская воздушная разведка обнаружила в гавани Котки большой корабль, и было принято решение атаковать его 132 бомбардировщиками и истребителями (присланными, в частности, 51-м минно-торпедным авиационным полком Краснознамённого Балтийского флота ) 16 июля 1944 года. Кораблем, однако, была «Ниоба» , и самолеты встретили ожесточенное сопротивление. Бомбардировщик А-20 Havoc был сбит, но корабль был подбит и затонул. Орудия « Ниобы» все еще стреляли, когда она опустилась на мелководье, после чего большая часть ее надстройки оставалась видимой над уровнем моря. Семьдесят членов экипажа Ниоба умерла. [ 10 ]
«Ниобе» был поднят в июне 1953 года и сдан на слом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грёнер, Эрих (1990). Немецкие боевые корабли: 1815-1945 гг./7 десантных частей (2): десантные машины ieS (часть 2), десантные паромы, машины обеспечения десанта, транспортеры; Корабли и катера армии, корабли и катера морской авиации/ВВС, колониальная техника . Кобленц: Бернард и Грефе. стр. 214–215. ISBN 3-7637-4807-5 .
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1898 года" . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1900 года" . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1904 года" . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1905 года" . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1908 года" . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1911 года" . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1912 года" . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1917 года" . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ "bellabs: Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ" . Bellabs.ru . Retrieved 4 May 2013 .
Библиография
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие боевые корабли: 1815-1945 гг./7 десантных частей (2): десантные машины ieS (часть 2), десантные паромы, машины обеспечения десанта, транспортеры; Корабли и катера армии, корабли и катера морской авиации/ВВС, колониальная техника . Кобленц: Бернард и Грефе. стр. 214–215. ISBN 3-7637-4807-5 .
- Джонсон, Гарольд и Маршалл, Питер А. (2015). «Вопрос 9/51: Голландский крейсер Гелдерланд ». Военный корабль Интернешнл . ЛИИ (1): 79–81. ISSN 0043-0374 .
- Малдер, Янтинус (2024). Боевой корабль 5: Защищенный крейсер «Гельдерланд» . Издательство Амстердамского университета.
- Сиехе, Эрвин Ф. (1990). «Последний визит Австро-Венгрии в США». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 142–164. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ниобея тонет (на русском языке)
- Страница Гелдерланда
- Ниобея
- Фотографии и факты
- 02. фев 2018, Тайна захоронения моряков раскрыта во время раскопок Маарьямяэ , err.ee
- Крейсера типа «Голландия»
- 1898 кораблей
- Морские инциденты в июле 1944 г.
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Военные корабли Нидерландов, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- Кораблекрушения Финляндии
- Корабли, потопленные советской авиацией