Мобильность как услуга
Мобильность как услуга ( MaaS ) — это тип услуги, которая позволяет пользователям планировать, бронировать и оплачивать несколько типов мобильных услуг через объединенную платформу. [1] [2] Транспортные услуги от государственных и частных транспортных компаний объединяются через единый шлюз, обычно через приложение или веб-сайт, который создает и управляет поездками и платежами, включая подписки, с помощью одной учетной записи. Ключевая концепция MaaS заключается в том, чтобы предложить путешественникам гибкие мобильные решения в зависимости от их потребностей в поездках, таким образом, «мобильность как услуга» также относится к более широкой концепции перехода от личных видов транспорта к мобильности, предоставляемой как услуга.
Планирование путешествия обычно начинается с планировщика путешествий . Например, планировщик поездок может показать, что пользователь может добраться из одного пункта назначения в другой, используя комбинацию поезд/автобус. Затем пользователь может выбрать предпочтительную поездку с учетом стоимости, времени и удобства. На этом этапе любые необходимые заказы (например, вызов такси, резервирование [3] место в поезде дальнего следования) будет выполняться как единое целое. Ожидается, что этот сервис должен позволять роуминг, то есть одно и то же приложение конечного пользователя должно работать в разных городах, без необходимости знакомиться с новым приложением или подписываться на новые сервисы. Вместе с другими новыми автомобильными технологиями, такими как автоматическое вождение, подключенные автомобили и электромобили, MaaS вносит свой вклад в новый тип мобильности будущего, который представляет собой автономные, подключенные, электрические и общие транспортные средства. [4]
Тенденция к MaaS
[ редактировать ]Бум спроса на более персонализированные транспортные услуги создал рыночное пространство и импульс для MaaS. Движение к MaaS подпитывается множеством инновационных поставщиков мобильных услуг, таких как по совместному использованию автомобилей и компании совместного использования поездок , программы систем совместного использования велосипедов , системы совместного использования скутеров и услуги совместного использования автомобилей , а также «всплывающие» автобусные услуги по требованию. С другой стороны, эта тенденция мотивирована ожиданием появления беспилотных автомобилей , что ставит под вопрос экономическую выгоду владения личным автомобилем по сравнению с использованием автосервисов по требованию, которые, как многие ожидают, станут значительно более доступными, когда автомобили смогут ездить автономно.
Этот сдвиг также возможен благодаря улучшениям в интеграции нескольких видов транспорта в единые цепочки поездок, при этом бронирование и оплата управляются коллективно на всех этапах поездки. [5] В Лондоне пассажиры могут использовать банковскую карту бесконтактной оплаты (или специальную проездную карту, называемую картой Oyster ) для оплаты поездки. Данные о различных видах транспорта, поездках и платежах собираются и используются, чтобы помочь людям стать более эффективными. [6] В правительственном пространстве те же данные позволяют принимать обоснованные решения при рассмотрении вопросов улучшения региональных транзитных систем.
Большинство исследований MaaS было проведено на Глобальном Севере , но на Глобальном Юге существует спрос, и предложения могут иметь разные характеристики, такие как поддержка автономного доступа и интеграция с неформальным транспортом. [7]
Потенциальные воздействия
[ редактировать ]Мобильность как услуга может привести к снижению числа владельцев автомобилей. Если средняя загруженность транспортных средств в течение времени, проведенного на дороге, уменьшится, общий пробег транспортных средств в километрах увеличится. [8]
MaaS может значительно повысить эффективность и эффективность использования транзитных провайдеров, которые вносят вклад в общую транзитную сеть в регионе. Прогнозы были подтверждены испытанием Ubigo в Гетеборге, в ходе которого многие частные автомобили были сняты с регистрации на время испытания, а использование существующих транспортных услуг повысило эффективность всей сети. В конечном счете, более эффективная сеть в сочетании с новыми технологиями, такими как беспилотные транспортные средства, может значительно снизить стоимость общественного транспорта. [8]
MaaS может улучшить привычки пассажиров, эффективность транзитной сети, снизить затраты для пользователей, улучшить использование поставщиков транзитных услуг MaaS, уменьшить заторы в городах, поскольку все больше пользователей принимают MaaS в качестве основного источника транспорта, и сократить выбросы, поскольку все больше пользователей полагаются на компонент общественного транспорта. автономные транспортные средства в сети MaaS. [9]
MaaS также имеет множество преимуществ для делового мира: понимание общей стоимости бизнес-мобильности может помочь лицам, принимающим решения о поездках в корпоративном мире, сэкономить сотни тысяч долларов. Анализируя данные и затраты, связанные с «мобильностью бизнеса» (например, расходы на аренду транспортных средств, расходы на топливо, плату за парковку, административные сборы за билеты на поезд и даже время, необходимое для бронирования поездки), предприятия могут принимать обоснованные решения о политике поездок, управлении автопарком и расходах. претензии. Некоторые MaaS-компании предполагают, что только при планировании поездки может потребоваться до 9 шагов, прежде чем будет забронировано простое путешествие.
Однако существует также множество ожидаемых проблем для устойчивости и управления, связанных с MaaS, начиная от увеличения энергопотребления, снижения воздействия на здоровье и заканчивая конфликтами между организациями. [10] [11]
MaaS также обладает огромным потенциалом в революционном преобразовании систем общественного транспорта в развивающихся странах. Поскольку развивающиеся страны, как правило, сильно зависят от неформальных и неструктурированных видов общественного транспорта, концепция MaaS, по мнению некоторых исследователей, может стать ключом к предоставлению более эффективных, справедливых и доступных транспортных услуг. [12] Однако в этих условиях MaaS, возможно, придется переосмыслить и адаптировать к уникальным проблемам развивающегося мира, чтобы добиться желаемого эффекта. [13]
Способы оплаты
[ редактировать ]Концепция предполагает использование через мобильное приложение, хотя концепцию можно использовать и для любого типа оплаты (транзитная карта, билет и т. д.).
Затем концепция разбивается на две модели оплаты:
Модель ежемесячной подписки предполагает, что достаточное количество пользователей ежемесячно пользуется услугами общественного транспорта, чтобы предлагать пакетные услуги общественного транспорта. Пользователи платят ежемесячную плату и получают пакетные транзитные услуги, такие как неограниченный проезд на городском общественном транспорте в дополнение к фиксированному количеству километров на такси. Модель ежемесячной подписки включает в себя хорошо финансируемого коммерческого оператора MaaS, который будет закупать транспортные услуги оптом и предоставлять гарантии пользователям. В Ганновере , Германия , оператор MaaS может приобретать услуги массового транзита и выступать в качестве посредника через продукт Hannovermobil. [14] Не обязательно, чтобы оператор включал все виды транспорта, но достаточно, чтобы иметь возможность предоставить разумные гарантии. Ежемесячная подписка также предоставит оператору MaaS достаточно средств для приобретения достаточно значительных транзитных услуг, чтобы он мог использовать рыночную власть для достижения конкурентоспособных цен. В частности, оператор MaaS может решить проблему низкой загрузки — например, в Хельсинки водители такси тратят 75% своего рабочего времени в ожидании клиента и 50% проезжающих километров не приносят дохода. Оператор MaaS может решить эту проблему, гарантируя водителям такси базовую зарплату через существующих работодателей.
Модель оплаты по факту использования хорошо работает в средах с большим количеством «разовых» пассажиров (туристы, транзитные сети в районах с высокой распространенностью автомобилей и т. д.). Стоимость каждого этапа забронированной поездки (каждая поездка на поезде, такси и т. д.) рассчитывается отдельно и устанавливается поставщиком транспортных услуг. В этой модели мобильные приложения будут работать как поисковые системы, стремясь объединить всех поставщиков транспортных услуг в одно приложение, позволяя пользователям избежать необходимости взаимодействия с несколькими шлюзами в попытке составить оптимальную поездку. Во многих городах есть карты для оплаты интермодального общественного транспорта, включая Вену. [15] и Штутгарт [16] но ни один из них еще не включает в свои услуги такси/автобусы по требованию.
Обе модели имеют схожие требования, такие как планировщики поездок для построения оптимальных цепочек поездок, а также технические и деловые отношения с поставщиками транспортных услуг (например, API для бронирования/оплаты такси и электронных билетов, QR-коды в городских автобусах и метро и т. д.). .
Влияние беспилотных транспортных средств
[ редактировать ]Поскольку развитие беспилотных автомобилей ускоряется, компания Uber объявила, что планирует перевести свое приложение на полностью автономный сервис и стремится сделать его дешевле, чем владение автомобилем. [17] Многие производители автомобилей и технологические компании объявили о планах или, по слухам, разрабатывать беспилотные транспортные средства, в том числе Tesla , Mobileye , General Motors , Waymo , Apple и Local Motors .
Автономные транспортные средства могут позволить населению пользоваться дорогами на самонавигающихся транспортных средствах с низкой стоимостью за километр до предпочтительного пункта назначения по значительно более низким ценам, чем нынешние цены на такси и совместные поездки. [8] [18] Транспортные средства могут оказать большое влияние на качество жизни в городских районах и стать важной частью транспорта будущего, принося пользу путешественникам, окружающей среде и даже другим секторам, таким как здравоохранение. [19]
Сценарии моделирования были проведены по развертыванию совместных автономных транспортных средств в городе Лиссабон компанией PTV в рамках Совета корпоративного партнерства Международного транспортного форума. [20] Эта модель показывает, что положительное воздействие на транспортные сети и мобильность в перегруженных местах будет реализовано в наибольшей степени за счет увеличения использования общественного транспорта в масштабе микроавтобусов/автобусов в дополнение к совместному использованию поездок; в то время как автономные такси с отдельными пассажирами увидят значительное увеличение пробега транспортных средств и заторов.
В январе 2016 года президент США Барак Обама обеспечил финансирование, которое будет использоваться в течение следующих десяти лет для поддержки развития беспилотных транспортных средств. [21]
Исторический график
[ редактировать ]была представлена концепция «интеллектуального информационного помощника», объединяющего различные туристические услуги В 1996 году на конференции ENTER . [22]
Впервые эта концепция возникла в Швеции. Хорошо проведенное исследование было проведено в Гетеборге по модели ежемесячной подписки. [23] Услуга была хорошо принята; однако он был прекращен из-за отсутствия поддержки на правительственном уровне продажи билетов на общественный транспорт третьим лицам.
В июне 2012 года компания Agrion, занимающаяся хранением энергии, спонсировала полудневную конференцию в Сан-Франциско, Калифорния, под названием «Электронная мобильность как услуга». [24] на котором обсуждалась концепция «Мобильность как услуга» как потенциальный результат слияния цифровой сферы технологий смартфонов и общих электрических автономных транспортных средств (отсюда и название «E-Mobility» в названии конференции). Идея бесшовной мультимодальной транспортной сети с цифровым подключением обсуждалась как потенциальный результат возможности подключения в реальном времени, предлагаемой недавно представленным смартфоном. Идея заключалась в том, что это станет настолько повсеместным и непрерывным, что мобильность сможет быть «основана» на городской структуре, как и другие важные коммунальные услуги или услуги. Это стало бы восприниматься как обычное дело, как включение крана, чтобы набрать воду, или включение света, чтобы получить освещение; следовательно, мобильность как услуга.
Затем эта идея получила широкую огласку благодаря усилиям Сампо Хиетанена, генерального директора ITS Finland (впоследствии основателя и генерального директора Maas Global), и Сони Хейккила, тогда студентки магистратуры в Университете Аалто . [25] и поддержка Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии. [26]
MaaS стал популярной темой на Всемирном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам 2015 года в Бордо , и впоследствии был сформирован Альянс «Мобильность как услуга». [27] В 2017 году MaaS Alliance опубликовал свой официальный документ. [28] о мобильности как услуге и о том, как создать основу для процветающей экосистемы MaaS.
Финансируемый ЕС проект «Mobinet» заложил некоторую основу для MaaS, например, общеевропейское управление идентификацией путешественников, платежами и ссылками на организаторов поездок. [29]
В сентябре 2019 года берлинское управление общественного транспорта Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) продолжило развитие «Мобильности как услуги», запустив первый в мире крупномасштабный городской проект «Jelbi». [30] совместно с литовским стартапом в области мобильности Trafi.
В США в 2016 году Министерство транспорта США начало серию демонстрационных проектов под названием «Песочница программы мобильности по требованию». [31] Целью программы, контролируемой Федеральной транзитной администрацией (FTA), было повышение эффективности, результативности и качества обслуживания клиентов в сфере транспортных услуг. [32] Одиннадцать городов получили почти 8 миллионов долларов на реализацию демонстрационных проектов, которые были оценены на основе показателей эффективности, предоставленных партнерами проекта, а также независимыми оценщиками. [32]
- В рамках проекта «Адаптивная мобильность с надежностью и эффективностью» (AMORE) в Пало-Альто, Калифорния, тестировалась гибкая услуга для поездок на работу или для подключения на первой/последней миле к фиксированным маршрутам в сообществах с относительно высокими доходами и большим количеством владельцев транспортных средств. [33] Гибкость частной компании, занимающейся транзитными перевозками, была объединена с эффективностью маршрутного автобуса за счет группировки клиентов, путешествующих по схожим схемам, и обеспечения более быстрого подключения к основной транспортной системе. Оценка показала, что служба AMORE работала в тестовой среде так, как ожидалось, но отсутствие спроса во время внедрения ограничивало ее эффективность. [33] Программы-преемники находятся в стадии разработки. [34]
- Проект партнерства «Первая/последняя миля» Пьюджет-Саунд с проектом Via to Transit был разработан для улучшения мобильности за счет расширения доступа к транзиту путем развития партнерства с частной транспортной компанией, интеграции услуг с существующими транзитными услугами, расширения доступа к более широкой аудитории, включая население без смартфонов, те, кому нужны транспортные средства, доступные для инвалидных колясок, население, не имеющее банковских услуг, население с низкими доходами, цветное население и население с ограниченным знанием английского языка, а также информировать о передовом опыте и руководствах по ЗСТ для государственно-частного партнерства и новых моделей предоставления транзитных услуг. Хотя проект пришлось прекратить, когда началась эпидемия COVID-а9, оценка показала, что транзитные агентства улучшились и расширили доступ к транзиту. [35] Благодаря значительной координации государственного и частного секторов пилотный проект позволил извлечь ценные уроки, которые помогут понять, как транзитные агентства могут использовать услуги первой и последней мили по требованию для повышения мобильности. [35]
Список текущих систем MaaS по странам
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]Проект SMILE (Simply MobILE) стартовал в 2012 году, а испытания начались в ноябре 2014 года. [36] [37]
Бельгия
[ редактировать ]В сентябре 2023 года Брюссель запустил Floya как приложение MaaS для бронирования общественного транспорта, скутеров, велосипедов и автомобилей. [38]
Финляндия
[ редактировать ]Whim стартовал в Хельсинки в 2016 году и обеспечил 1,8 миллиона поездок в год после запуска. [39]
Германия
[ редактировать ]Qixxit — общенациональное приложение для планирования от Deutsche Bahn . Он был продан LastMinute.com в 2019 году. [40]
Нидерланды
[ редактировать ]В 2019 году по стране было организовано семь проектов MaaS. [41]
Швеция
[ редактировать ]UbiGo стартовал как пилотный проект в Гетеборге , а затем был запущен в Стокгольме . [42]
Великобритания
[ редактировать ]Transport for West Midlands запустила пробную версию в 2018 году, которая рекламировалась как первое приложение MaaS в Великобритании, но в конечном итоге не получила ожидаемого использования, но ожидается, что новая пробная версия будет запущена в 2024 году. [43]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Go Denver был запущен в феврале 2016 года. [44] и к июню 2017 года у него было более 7000 пользователей. [45] В Питтсбурге с июля 2021 года по июль 2023 года проводилась двухлетняя пилотная программа «Move PGH». [46] [47] В 2022 году Тампа запустила шестимесячный пилотный проект, совместно с Moovit в ходе которого 200 участников оставят отзывы. Приложение включало в себя картографирование, планирование, мобильную продажу билетов, информацию о прибытии в режиме реального времени и варианты парковки. Пилотный проект был профинансирован по 150 000 долларов США от Министерства транспорта Флориды и города. [48] [49]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Йоран. «Создание мобильности как услуги: к принципам и путям управления» . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Младенович, Милош Н. (2021). «Мобильность как услуга». Международная энциклопедия транспорта . стр. 12–18. дои : 10.1016/B978-0-08-102671-7.10607-4 . ISBN 978-0-08-102672-4 . S2CID 242133419 .
- ^ «По данным научно-технических исследований, глобальный рынок интеллектуальных транспортных систем будет расти среднегодовыми темпами более 10% к 2020 году» (пресс-релиз). Технические научные исследования. 18 января 2016 г.
- ^ Хамид, Умар Закир Абдул; Аль-Туджман, Фади (2021). «Вводная глава: краткий обзор автономных, подключенных, электрических и совместных транспортных средств (ACES) как будущего мобильности». На пути к подключенным и автономным автомобильным дорогам . EAI/Springer Инновации в области связи и вычислений. стр. 3–8. дои : 10.1007/978-3-030-66042-0_1 . ISBN 978-3-030-66041-3 . S2CID 238013009 .
- ^ Камарджанни, Мария. «Технико-экономическое обоснование концепции мобильности как услуги для Лондона» (PDF) . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ «NextCity: видение Cubic будущего городской мобильности» . www.cubic.com . 21 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Хассельвандер, Марк; Бигот, Жоао Ф. (05 сентября 2023 г.). «Мобильность как услуга (MaaS) на глобальном Юге: результаты исследований, пробелы и направления» . Обзор европейских транспортных исследований . 15 (1): 27. Бибкод : 2023ETRR...15...27H . дои : 10.1186/s12544-023-00604-2 . hdl : 10316/111615 . ISSN 1866-8887 .
- ^ Jump up to: а б с Тайебат; Коричневый; Саффорд; Цюй; Сюй (2018). «Обзор последствий подключенных и автоматизированных транспортных средств для энергетики, окружающей среды и устойчивого развития». Экологические науки и технологии . 52 (20): 11449–11465. arXiv : 1901.10581 . дои : 10.1021/acs.est.8b00127 . ПМИД 30192527 . S2CID 52174043 .
- ^ «Выбросы автомобилей и глобальное потепление» . Союз неравнодушных ученых . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Пэнгборн, Кейт; Младенович, Милош Н.; Стед, Доминик; Милакис, Димитрис (январь 2020 г.). «Под вопросом мобильность как услуга: непредвиденные последствия для общества и управления» . Транспортные исследования, часть A: Политика и практика . 131 : 35–49. дои : 10.1016/j.tra.2019.09.033 . S2CID 181893706 .
- ^ Младенович, Милош Н.; Хаависто, Нура (июнь 2021 г.). «Интерпретационная гибкость и конфликты в возникновении мобильности как услуги: перспективы субъектов государственного сектора Финляндии» . Тематические исследования по транспортной политике . 9 (2): 851–859. дои : 10.1016/j.cstp.2021.04.005 . S2CID 234851464 .
- ^ Дзиси, Эммануэль; Обенг, Дэниел Атуа; Туффур, Яу Адубофур (май 2021 г.). «Модификация SERVPERF для оценки паратранзитных микроавтобусов-такси в Гане и значимости функций мобильности как услуги для этой услуги» . Гелион . 7 (5): e07071. Бибкод : 2021Heliy...707071D . дои : 10.1016/j.heliyon.2021.e07071 . ПМЦ 8176316 . ПМИД 34136679 .
- ^ Дзиси, Эммануэль Комла-младший; Обенг, Дэниел Атуа; Акаа, Уильямс; Туффур, Яу Адубофур (1 января 2022 г.). «MaaS для паратранзитных микроавтобусов-такси в развивающихся странах: обзор». Поведение в путешествии и общество . 26 :18–27. дои : 10.1016/j.tbs.2021.09.001 . S2CID 239334558 .
- ^ «Велосипед, автомобиль и каршеринг» . www.gvh.de. Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Главная страница» . 10 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2018 г. . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Веб-страница компании» . 10 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Генеральный директор Uber объясняет весьма амбициозную цель своей компании — положить конец владению автомобилями в мире» . Бизнес-инсайдер Австралии . 8 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 01 ноября 2015 г. Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Рубальцава, Алекс (26 августа 2015 г.). «Дорожная карта мира без водителей» . Алекс Рубальцава . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Движение вперед: что помимо беспилотных автомобилей? | TechWeekEurope UK» . TechWeekEurope Великобритания . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Модернизация системы городской мобильности: как общие беспилотные автомобили могут изменить городское движение (PDF) . Совет корпоративного партнерства Международного транспортного форума. 2015.
- ^ Вагстафф, Кейт (14 января 2016 г.). «Администрация Обамы обнародовала план стоимостью 4 миллиарда долларов по запуску беспилотных автомобилей» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 21 июля 2016 г.
- ^ Чанц, Нико; Циммерманн, Ханс-Дитер (1996). «Электронный торговый центр Bodensee как платформа для развития туристических услуг». Информационные и коммуникационные технологии в туризме . стр. 200–210. дои : 10.1007/978-3-7091-7598-9_23 . ISBN 978-3-211-82798-7 .
- ^ «Домашняя страница Ubigo (шведский)» . 10 октября 2015 г.
- ^ «Электронная мобильность как услуга (конференция продолжительностью полдня)» . 26 июня 2012 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мобильность как услуга – предложение к действию для государственного управления, пример Хельсинки» . 10 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2016 г. . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Мобильность как услуга – новая транспортная парадигма» . 10 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 г. Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Запуск MaaS Alliance» . 10 октября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Белая книга: Мобильность как услуга (MaaS)» (PDF) . МааС Альянс . Брюссель. 4 сентября 2019 г. . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Домашняя страница Mobinet» . 10 октября 2015 г.
- ^ Басвайн, Дуглас (24 сентября 2019 г.). «От метро до электросамокатов: в мобильном приложении Berlin есть все» . Рейтер .
- ^ «Секретарь Министерства транспорта США Фокс участвует в конференции по границам в Белом доме и объявляет о выделении почти 65 миллионов долларов на гранты в области передовых транспортных технологий | FTA» . www.transit.dot.gov . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Программа песочницы мобильности по требованию (MOD) | FTA» . www.transit.dot.gov . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Макгиннис, Джеймс; Маклафлин, Престон (1 января 2022 г.). Демонстрация «Мобильности по требованию» в песочнице: адаптивная мобильность с надежностью и эффективностью (AMORE), итоговый отчет (отчет). дои : 10.21949/1520693 .
- ^ Шейнер, Геннадий. «Пало-Альто готовится выйти на арену «микротранзита» с шаттлами по требованию» . paloaltoonline.com . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Демонстрация песочницы мобильности по требованию (MOD): партнерство Пьюджет-Саунд на первой/последней миле с Via (отчет 0183) | FTA» . www.transit.dot.gov . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Одуэн, Максим; Палец, Матиас (2019). «Расширять возможности или препятствовать? Мнения из Вены и Хельсинки относительно роли органов государственной власти в развитии схем MaaS» . Процедура транспортных исследований . 41 : 6–16. дои : 10.1016/j.trpro.2019.09.003 .
- ^ «Проект SMILE в Вене | ТРАНСФОРМ» . 14 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Кэри, Кристофер (11 сентября 2023 г.). «Брюссель запускает новое приложение MaaS» . Города сегодня . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Перемещение MaaS 3: События в Хельсинки - Транспортный центр Ино» . 07.12.2023 . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Bahn verkauft Qixxit в последнюю минуту »MOViNC.de» . MOViNC (на немецком языке). 03.07.2019 . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Браамс, Рик Б.; Весселинг, Джори Х.; Мейер, Альберт Дж.; Хеккерт, Марко П. (11 мая 2023 г.). «Тактика государственных служащих для реализации задач переходного периода с пониманием микродинамики преобразующего правительства» . Государственное управление . дои : 10.1111/padm.12933 . ISSN 0033-3298 .
- ^ Фрост, Адам (07.05.2019). «Новый туристический сервис MaaS запускается в Стокгольме» . Дорожные технологии сегодня . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Кэри, Кристофер (7 июля 2023 г.). «Уэст-Мидлендс дает MaaS еще один шанс» . Города сегодня . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Бадзмеровский, Брайан. «Приложение Go Denver: поможет ли оно найти лучшие, дешевые и быстрые способы передвижения?» . Вестворд . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Go Denver открывает мир беспрепятственной мобильности и более эффективных решений, основанных на данных» . ИТС Интернешнл . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Перемещение MaaS: мобильность как услуга в США и за рубежом – Транспортный центр Ино» . 07.12.2023 . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Переместить ПГХ» . Привлекайте Питтсбург . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Кэри, Кристофер (12 декабря 2022 г.). «Город Флориды тестирует приложение «мобильность как услуга»» . Города сегодня . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ «Город Тампа запускает приложение «Мобильность как услуга» (MaaS) | Город Тампа» . www.tampa.gov . 12 декабря 2022 г. Проверено 14 декабря 2023 г.