Вуду Чили
"Вуду Чили" | |
---|---|
Песня от Jimi Hendrix Experience | |
из альбома Electric Ladyland | |
Выпущенный | 16 октября 1968 г. |
Записано | 2 мая 1968 г. [ а ] |
Студия | Завод звукозаписи , Нью-Йорк |
Жанр | Блюз-рок |
Длина | 14 : 50 [ 4 ] |
Этикетка | Реприза |
Автор(ы) песен | Джими Хендрикс |
Продюсер(ы) | Джими Хендрикс |
« Voodoo Чили » ( / tʃaɪ Джими l / CHAIL ) — песня, написанная Хендриксом и записанная в 1968 году для третьего Jimi Hendrix Experience альбома Electric Ladyland . Он основан на песне Мадди Уотерса блюзовой " Rollin' Stone ", но с оригинальными текстами и музыкой. Это самая длинная студийная запись Хендрикса продолжительностью 15 минут, в которой участвуют дополнительные музыканты, что можно назвать студийным джемом.
"Voodoo Чили" был записан на Record Plant в Нью-Йорке после позднего ночного джем-сейшна с барабанщиком Hendrix Experience Митчем Митчеллом , органистом Стивом Уинвудом и басистом Джеком Кэсэди . Песня стала основой для " Voodoo Child (Slight Return) ", записанной группой Experience на следующий день и ставшей одной из самых известных песен Хендрикса.
«Чили» — это фонетическая аппроксимация слова «ребенок» без буквы «д». В Великобритании «Voodoo Чили» также использовалось в качестве названия сингла «Voodoo Child (Slight Return)» 1970 года, что вызвало путаницу в отношении этих двух песен.
Предыстория и тексты песен
[ редактировать ]"Voodoo Чили" произошла от "Catfish Blues", песни, которую Хендрикс регулярно исполнял в 1967 и начале 1968 годов. "Catfish Blues" была данью уважения Мадди Уотерсу и состояла из смеси куплетов, основанных на песнях Уотерса, в том числе " Rollin ". «Камень », «Все еще дурак» и « Катаюсь и кувыркаюсь ». [ 5 ] [ б ] В апреле 1968 года Хендрикс записал несколько сольных демо в отеле Нью-Йорка, в том числе раннюю "Voodoo Чили". [ с ] которую он разрабатывал в течение некоторого времени. [ 8 ] В нем использовались элементы "Catfish Blues" с новыми текстами Хендрикса, а также вокальная и гитарная унисонная партия.
Музыкальный критик Чарльз Шаар Мюррей описывает "Voodoo Чили" как "фактически хронологическую экскурсию по блюзовым стилям", начиная от раннего блюза Delta, электрического блюза Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера до более утонченного стиля Би Би Кинга и «космическая болтовня» Джона Колтрейна . [ 9 ] С лирической точки зрения, добавляет он, эта песня является «частью длинной череды сверхъестественных хвастливых песен». [ 10 ] Песня Хендрикса начинается со слов:
Что ж, в ту ночь, когда я родился, Господи, клянусь, луна стала огненно-красной (2 ×)
Ну, моя бедная мать вскрикнула: «Господи, цыганка была права», и я увидел, что она упала замертво.
« Hoochie Coochie Man », классика блюза Мадди Уотерса и Уилли Диксона , открывается:
Цыганка рассказала моей матери еще до моего рождения
«У тебя родится мальчик, ты будешь сукиным сыном»
В более поздних стихах Хендрикс, поклонник научной фантастики, добавляет отсылки к «окраинам бесконечности» и «серным шахтам Юпитера». [ 11 ] Музыкальный писатель Джон Перри сказал о концепции песни, что она «сочетает в себе две самые большие любви Джими: чикагский блюз и научную фантастику - межзвездную хутчи-кучи». [ 12 ]
«Чили» в названии и тексте является фонетическим приближением слова «ребенок», произносимого без буквы «d», написания, которое также использовалось в песне Хендрикса « Highway Чили ».
Запись и композиция
[ редактировать ]Во время записи Electric Ladyland на Record Plant Хендрикс и группа часто джемовали с другими исполнителями в клубах Нью-Йорка. [ 2 ] После одного такого джема в соседнем клубе Scene 2 мая 1968 года [ 2 ] [ 1 ] Хендрикс привел в студию группу из примерно 20 человек. Эта практика приглашения больших групп в студию привела к тому, что Ноэль Реддинг вырвался из звукозаписывающей студии ранее тем же вечером и не присутствовал во время записи "Voodoo Чили". [ 1 ] органист Стив Уинвуд из Traffic , басист Джек Кэсэди из Jefferson Airplane и джазовый гитарист Ларри Кориелл Среди присутствующих были . Хотя Кориелла пригласили сыграть, он отказался, и Хендрикс приступил к записи "Voodoo Чили" с Митчеллом, Уинвудом и Кэсэди. [ 2 ] Остальные были готовы обеспечить окружающий шум толпы.
Уинвуд вспоминал: «Не было никаких листов аккордов, ничего. Он [Хендрикс] только начал играть. Это была работа с одним дублем, когда он пел и играл одновременно. кем он был и знал свои способности». [ 13 ] Несмотря на видимость спонтанности, инженер Эдди Крамер заявил, что такие заседания не были неформальными. «Джими задумал и спланировал почти все из них. Он рассудил, что если он сочинит свои песни вместе, если он действительно хочет вытащить из головы то, что слышит, ему нужны правильные люди… и именно это он и сделал. ". [ 13 ] Во время записи Хендрикс дает Уинвуду советы по партии органа. [ 14 ]
По словам биографа Джона Макдермотта и Крамера, запись началась около 7:30 утра, и было записано три дубля. [ 2 ] Во время первого дубля Хендрикс показал остальным песню, пока настраивалось записывающее оборудование. [ 2 ] Во время второго дубля Хендрикс порвал струну (эти два дубля позже были смонтированы вместе и выпущены как «Voodoo Chile Blues» на посмертном сборнике Хендрикса Blues ). [ 2 ] Третий дубль предоставил мастер-версию, которая использовалась в «Electric Ladyland» . Музыкальный писатель Джон Перри утверждает, что было записано как минимум шесть дублей, но некоторые из них оказались неполными. [ 15 ]
"Voodoo Чили" открывается серией ударных нот, похожих на вступление Альберта Коллинза к его "Collins Shuffle". [ 16 ] Хендрикс играл через верхнюю часть Fender Bassman , обеспечивая «очень теплый» звук усилителя. [ 2 ] с его гитарой, настроенной на целый тон ниже. [ 17 ] Хотя вокал и гитара Хендрикса присутствуют, другие музыканты вносят свой вклад, выводя это за рамки блюза. Макдермотт описывает органную партию Уинвуда в середине песни как «очень английский танец, похожий на хорнпайп, очень похожий на Traffic». [ 2 ] Однако Перри называет это « модальной , похожей на рагу фразой», на которую Хендрикс отвечает «импровизацией смешанной блюзово-восточной гаммы». [ 18 ] Митчелл ожидает изменений в направлении [ 11 ] и Casady обеспечивает пульсирующую, прочную основу. [ 19 ] Пятнадцать минут — это самая длинная студийная запись Хендрикса.
Хендрикс хотел создать атмосферу неформального клубного джема, но на записи не удалось уловить достаточно фонового шума. [ 2 ] Поэтому зрители предоставили дополнительные звуки толпы, которые были записаны с 9:00 до 9:45. Позже Хендрикс и Эдди Крамер смикшировали трек, добавив задержку и другие обработки.
Хотя было выпущено множество концертных записей "Voodoo Child (Slight Return)", известно, что существуют только три дубля оригинального студийного джема "Voodoo Чили". Композиция первых двух дублей включена в альбом Blues 1994 года . [ 2 ]
«Дитя вуду (Небольшое возвращение)»
[ редактировать ]На следующий день после записи "Voodoo Чили" Хендрикс с Митчеллом и Ноэлем Реддингом вернулись в студию для съемок короткометражного документального фильма. Вместо того, чтобы повторять то, что было записано накануне, они импровизировали на "Voodoo Чили", используя некоторые образы и гитарные партии. Как вспоминал Реддинг: «Мы выучили эту песню в студии… Пока мы ее играли, на нас смотрели камеры». [ 20 ] Песня стала " Voodoo Child (Slight Return) ", одной из фирменных песен Хендрикса, и на нее исполнили каверы многие артисты. Обе песни вошли в альбом Electric Ladyland .
Путаница с названием
[ редактировать ]Джими Хендрикс иногда использовал разные названия и варианты написания некоторых своих песен. В своих рукописных текстах он использовал «Voodoo Чили» для более длинной песни, а для следующей песни, записанной с помощью Experience, он использовал как «Voodoo Чили (Slight Return)», так и «Voodoo Child (Slight Return)». [ 21 ] В своих рукописных примечаниях к альбому Electric Ladyland, отправленных его звукозаписывающей компании, он перечислил песни как «Voodoo Чили» и «Voodoo Child (Slight Return)»; [ 22 ] когда альбом был выпущен в США на лейбле Reprise Records 16 октября 1968 года, [ 23 ] были использованы эти варианты написания двух песен. [ 24 ] Когда альбом впоследствии был выпущен лейблом Track Records в Великобритании, песни значились как «Voodoo Чили» и «Вуду Чили (Slight Return)». [ 25 ] В 1970 году песня «(Slight Return)» была выпущена как сингл в Великобритании и называлась просто «Voodoo Чили», без дальнейшего обозначения. [ 26 ] Более поздние переиздания альбомов обычно следуют написанию альбома Reprise или Track, в зависимости от страны происхождения.
Примечания
[ редактировать ]Сноски
- ^ Хендрикса . в энциклопедии Ознакомьтесь с записью [ 1 ] и Макдермотт, Крамер и Кокс [ 2 ] укажите сеанс записи в разделе «2 мая 1968 года»; Шапиро и Глеббик используют «01 или 05.02.1968» (они указывают «05.03.68» для «Slight Return», которое было записано на следующий день). [ 3 ]
- ↑ Песни Мадди Уотерса, в свою очередь, были основаны на более ранних блюзовых песнях Delta, в том числе Роберта Петвея «Catfish Blues» Томми МакКленнана , «Deep Sea Blues» Хэмбоуна Уилли Ньюберна . и «Roll and Tumble Blues» [ 6 ]
- ↑ Сольное демо "Voodoo Чили" было выпущено вместе с Voodoo Child: The Illustrated Legend of Jimi Hendrix . [ 7 ]
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с «Запись в энциклопедии Джими Хендрикса от 2 мая 1968 года» . JimiHendrix.com (официальный сайт) . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к МакДермотт, Крамер и Кокс 2009 , с. 101.
- ^ Шапиро и Глеббек 1991 , стр. 532–533.
- ^ Из примечаний к обложке Electric Ladyland (международное издание Polydor 1968 года)
- ^ Fairchild 1994 , с. 22.
- ^ Гержафт 1992 , стр. 442, 468.
- ^ Грин 1995 .
- ^ Шадвик 2003 , стр. 132, 153.
- ^ Мюррей 1991 , с. 147.
- ^ Мюррей 1991 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Шедвик 2003 , с. 153.
- ^ Перри 2004 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Черный 1999 , с. 146.
- ^ Перри 2004 , с. 79.
- ^ Перри 2004 , стр. 78–79.
- ^ Роби 2010 , с. 101.
- ^ Шедвик 2003 , с. 247.
- ^ Перри 2004 , с. 81.
- ^ Витка, Билл (2010). «Внутри Электрического Ледиленда с Джеком Кэсэди» . Блюзовое ревю . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ МакДермотт, Крамер и Кокс 2009 , стр. 102.
- ^ Хендрикс, Джени 2003 , стр. 171–172.
- ^ Тейлор 1997 , стр. 17–18.
- ^ МакДермотт, Крамер и Кокс 2009 , стр. 117.
- ^
Electric Ladyland (Примечания к альбому). Опыт Джими Хендрикса . Нью-Йорк: Reprise Records . 1968 г. Внутренняя обложка. 2 РС 6301.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^
Electric Ladyland (Примечания к альбому). Опыт Джими Хендрикса . Великобритания: Послужной список . 1968 г. Внутренняя обложка. 613008 9.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^
Вуду Чили (Отдельные ноты). Опыт Джими Хендрикса . Великобритания: Послужной список . 1970. Задняя обложка. 2095-001.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка )
Ссылки
- Блэк, Джонни (1999). Джими Хендрикс: Невероятный опыт . Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press . ISBN 1-56025-240-5 .
- Фэйрчайлд, Майкл Дж. (1994). Джими Хендрикс: Блюз (буклет на компакт-диске). Джими Хендрикс . Нью-Йорк: MCA Records . МКАД-11060.
- Грин, Мартин; Сенкевич, Билл (1995). Дитя вуду: Иллюстрированная легенда о Джими Хендриксе . Пресс для кухонной мойки. ISBN 978-0-670-86789-9 .
- Хендрикс, Джени (2003). Джими Хендрикс: Тексты песен . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард . ISBN 0-634-04930-5 .
- Хержафт, Жерар (1992). «Сомовый блюз, роллинг и тамблин» . Энциклопедия блюза . Пресса Университета Арканзаса . ISBN 1-55728-252-8 .
- Макдермотт, Джон; Крамер, Эдди ; Кокс, Билли (2009). Абсолютный Хендрикс . Нью-Йорк: Книги Backbeat . ISBN 978-0-87930-938-1 .
- Мюррей, Чарльз Шаар (1991). Межгородское движение . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN 0-312-06324-5 .
- Перри, Джон (2004). Электрический Ледиленд Джими Хендрикса . Нью-Йорк: Continuum Books . ISBN 978-0826415714 .
- Роби, Стивен; Шрайбер, Брэд (2010). Стать Джими Хендриксом . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press . ISBN 978-0-306-81910-0 .
- Шедвик, Кейт (2003). Джими Хендрикс: Музыкант (1-е изд.). Сан-Франциско: Книги Backbeat . ISBN 0-87930-764-1 .
- Шапиро, Гарри ; Глеббек, Сезар (1991). Джими Хендрикс: Электрический цыган (1-е изд. в США). Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-05861-6 .