Jump to content

Феликс Гранда

Скульптура Святейшего Сердца Иисуса, работа отца Гранды, в главном алтаре Национального святилища Великого Обетования, Вальядолид, Испания.

Преподобный Феликс Гранда и Альварес Буйя (21 февраля 1868 – 1954) был испанским римско-католическим священником и священным художником , который основал мастерскую литургического искусства Talleres de Arte и руководил ее деятельностью до своей смерти. Мастерская теперь известна как Talleres de Arte Granda. [ 1 ] в испаноязычных странах и как Granda Liturgical Arts [ 2 ] в англоязычных странах.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Феликс Гранда родился 21 февраля 1868 года в Мьересе , в испанском княжестве Астурия . Он был старшим из шести детей врача Венцеслао Гранды и его жены Эльвиры. Он начал учиться на священника в малой семинарии в Овьедо в возрасте десяти лет и отточил свои навыки рисования, живописи, скульптуры и работы с металлом, обучаясь у ремесленников. Он провел много лет в Мурос-де-Налон с группой художников, в которую входили Хоакин Соролья-и-Бастида и Сесилио Плай-и-Гальярдо. В 1891 году в Мадриде он основал Granda, одну из ведущих в мире католических студий литургического искусства и дизайна. [ 3 ]

В 1891 году он был рукоположен в священники Мадридской епархии .

Художественные мастерские

[ редактировать ]

В том же году, в возрасте 23 лет, Гранда основал Talleres de Arte в Мадриде. Архиепископ-епископ Мадрид-Алькала Хосе Мария Кос-и-Мачо , которого Гранда знал, когда Кос был настоятелем собора Овьедо , одобрил служение молодого священника, написав:

Произведения искусства, покидающие ваши фабрики, откроют пути как в республиках Южной Америки, так и в европейских странах... глубиной мысли и христианским духом, который их одушевляет, новизной и красотой рисунка. и тщательное исполнение... Продолжайте без колебаний, во благо религии, заниматься искусством, прекрасно сочетая свое священническое призвание со своими художественными способностями. [ 4 ]

Первоначальная мастерская располагалась на Калле Фернандо эль Санто в Мадриде , но вскоре была перенесена в резиденцию Отель де лас Росас в Альтос дель Иподромо, чтобы разместить растущее число ремесленников. Гранда описала это место:

Чтобы иметь возможность создавать искусство, которое мы задумали, мы все живем в морально и физически здоровой среде... В самой здоровой части Мадрида , в продолжении улицы Ла-Кастеллана , слева от ипподрома, расположены здания, окруженные садами. , со студиями, мастерскими и жилыми помещениями, просторными, наполненными воздухом и светом. [ 5 ]

Феликс Гранда жил в отеле де лас Росас со своей сестрой Кандидой, бездетной вдовой, которая помогала ему в управлении мастерской. работало более 200 ремесленников К 1900 году в Talleres de Arte , создававших алтари , статуи , кущи , реликварии , дароносицы , священные сосуды и другие произведения сакрального искусства . Отношения с художниками в различных средствах массовой информации, которые Гранда установил в годы своего становления, оказались неоценимыми, когда собрали столько ремесленников в единое предприятие. В 1911 году он писал:

Мое желание — украсить; то есть наводить порядок, подчиняя определенной цели различные произведения искусства, и именно поэтому я постарался собрать под одним адресом все те художественные профессии, которые я считаю наиболее необходимыми для моей цели: живопись, скульптуру, ювелирное дело, эмалирование, столярные изделия, работа по бронзе; а также рисунок и вышивка для религиозных облачений . [ 5 ]

Гранда не начинал ни одного нового проекта без подробного объяснения его иконографии всем мастерам, которые могли внести свой вклад. Каждой студией руководил мастер, который руководил ремесленниками и обучал учеников. Труд прекращался с наступлением сумерек, когда рабочим давалось время для формирования, занятий и совещаний. Скульпторы Хосе Капус Мамано, Луис Ортега Брю и Хуан Варгас Кортес были среди многих ремесленников, прошедших обучение в Тальерес де Арте .

В 1911 году, в год Международного евхаристического конгресса в Мадриде, Феликс Гранда выиграл золотую медаль на городской выставке декоративного искусства. В том же году был опубликован первый общий каталог мастерской.

Художественная философия и влияния

[ редактировать ]

Живительный принцип мастер-класса взят из Псалма 25:8: Возлюбил я, Господи, красоту дома Твоего; и место, где обитает слава Твоя . Это, в сочетании с собственным стремлением Феликса Гранды: « Меня движет идеал использования всех своих сил для создания прекрасных храмов Твоих и алтарей Твоих» , стало девизом Talleres de Arte . На эмблеме мастерской был изображен молящийся человек у подножия оливкового дерева, сбросившего множество ветвей. Слова, которые говорит этот человек, написаны на бандероле: Vetera novis augere et perficere (девиз Папы Льва XIII : «Приумножать и совершенствовать старое посредством нового ») и Defracti sunt rami ut ego insererer (Римлянам 11:19: Ветви были отломлены, чтобы мне привиться ).

Когда Гранда написал краткое изложение своей цели в 1911 году, он начал с цитирования вышеупомянутого девиза Папы Льва XIII, а также девиза Папы Пия X : Instaurare omnia in Christo (Еф. 1.10: Восстановить все во Христе ). Двойная тема инноваций и реставрации была важна для его художественной и религиозной миссии. Эрнест Гримо ДеКо, мадридский корреспондент The Times, пояснил:

На первый взгляд он лишь возвращается к первым эпохам Церкви, когда искусство использовалось для того, чтобы донести до людей посредством символов, религиозных догм и мистерий. Однако оригинальность отца Гранды и появление нового искусства заключаются в его методе изображения вечных христианских символов. Он хоронит себя в прошлом и путем терпеливого изучения впитывает дух древних символов и с помощью приобретенных таким образом знаний, а также благодаря своему владению Священным Писанием, которое является его кодексом, он вкладывает в свою работу такую ​​силу выражения, что не только каждый речь идет о статье, но даже каждая линия и форма каждого произведения имеет свой символический голос, напоминающий о каком-то деянии Христа, изречении Святых Отцов или догмате католической религии. Эта вечная тема была бы холодной и однообразной, если бы она была облачена в формы искусства прошлого. В руках этого художника священник, пронизанный духом прошлого, постигший суть христианства, но современным сознанием, принимает новую форму, и именно в этом отношении отец Гранда является новатором, потому что, хотя по-прежнему посещая старый колодец по традиции, он черпает из него пресную воду. [ 6 ]

Сам Гранда писал:

Сделать искусство, пропитанное ароматом Христа, насыщенным воспоминаниями о прошлом, где бьется библейский дух; и чтобы это искусство было живым, соединенным со стволом традиций; и поскольку оно принадлежит прошлому, оно соответствует потребностям настоящего: таково мое желание... Начать работу с тех же самых истоков; пить из тех же источников, которые вдохновляли христианское искусство в его самые славные эпохи. Все это, глубоко прочувствованное и выполненное с тщательным изучением, — вот то, что я желаю сделать своими собственными трудами, и то, чего я хочу, чтобы делали художники и рабочие, составляющие эти мастерские. [ 5 ]

Под его руководством Тальерес де Арте создавал работы в различных стилях: мосарабском , романском , готическом , барокко и рококо . Гранда искал вдохновение для своих работ от начала христианской истории до своего времени. Описывая иконографические схемы в своем творчестве, он часто обосновывал их прецедентом христианской античности, ссылаясь на исследования археологов Антонио Бозио , Джованни Джустино Чампини , Джованни Каэтано Боттари, преподобного Джузеппе Марки , Джованни Баттиста де Росси , Луи Перре, преподобного Жозеф -Александр Мартиньи и Альфонс де Буасье.

Тем не менее, Гранда также переписывался с архитекторами каталонского модерна , такими как Антонио Гауди , который представлял художественный авангард своего времени, и разделял их энтузиазм по поводу смелого включения природных форм в сакральное искусство. Например, и Гауди, и Гранда любили использовать в качестве опор фигурки морских черепах; Гауди — основания колонн Саграда Фамилия , а Гранда — ножки его чудовищ. Гранда временами был даже смелее Гауди в своих образах. Он написал:

Сегодня недостаточно изучать дела Божии так, как они изучались раньше, восхищаться лишь тем миром, который видят наши глаза... Через микроскоп мы можем видеть бесконечно разнообразные микроорганизмы; более мощные образы никогда не приходили воображению художника. Не должны ли мы воспользоваться этим огромным арсеналом научных данных, который они нам предоставляют, чтобы сделать наши украшения богаче и разнообразнее и преподавать истину, содержащуюся в аяте Царского Пророка: nimis profundae factae sunt cogitationes tuae Domine! ? [ 5 ]

Гранда распознал свои принципы в результате интенсивного изучения истории искусства, Священного Писания, патристики, священной литургии, религиозных традиций и природы; его целью было применить одни и те же принципы ко всему, что создавалось в его мастерских, независимо от исторического стиля. В 1929 году преподобный Деметрио Сурбиту Рекальде, SJ, написал эссе, описывающее творчество Тальереса де Арте ; по его мнению, всю философию искусства Феликса Гранды можно было бы свести к четырем словам: достоинство , религиозность , популярность и символизм .

Достоинство

[ редактировать ]

В конце 19 — начале 20 веков качество религиозного искусства снизилось, поскольку на смену ремесленным традициям пришли индустриальные модели производства. Сентиментальный стиль массового искусства, известный как l'art Saint-Sulpice в честь парижского квартала, известного своими магазинами религиозных товаров, стал международным стандартом сакрального искусства для Римско-католической церкви. [ 7 ] Зурбиту осудил преобладающие художественные стандарты своего времени:

Можно было бы сказать, что художники уступили свои посты купцам; Казалось бы, скульптор и ювелир не заботились о создании красивого предмета, внушающего благочестие, а скорее о создании промышленной модели, которую можно было бы умножить дюжину. Благородная резьба по мрамору и дереву была отложена до вторжения обычной штукатурки... И в этом наводнении такого количества мирских и вульгарных предметов, столь же убогих по форме, как и по материалу, было бы бесполезно искать какие-либо признаки религиозное вдохновение или даже воспоминание о уважении, заслуженном благородной судьбой, ради которой они были выкованы: почитание Дома Божия и участие в величественнейшей жертве. [ 8 ]

Напротив, произведения искусства, созданные в Talleres de Arte, были созданы в соответствии с высочайшими стандартами мастерства и материалов. Лучшие священные металлические изделия, изготовленные в Тальерес-де-Арте, были самыми богатыми в то время в Испании. [ 8 ] украшенный репуссажем , драгоценными камнями в оправе, резными фигурками из слоновой кости, стеклянными эмалями , а также медальонами, статуэтками и фризами, выполненными из металла. Но Гранда также считал, что более скромные предметы, созданные для церквей и монастырей, не имеющих богатых покровителей, хотя и лишены великолепия богатства, никогда не должны лишены достоинства красоты. Он писал, что для человека важнее поклоняться статуе из глины Танагры, чем бесформенной золотой скульптуре декадентского искусства . [ 8 ] Гранда предпочитал прямую резьбу по дереву и камню отливке скульптуры, полагая, что простые методы массового производства приводят к языческой чувственности формы. Скульптуры, вырезанные его мастерами, были довольно благородны и сдержанны, полны серьезности и чистоты, без трагических поз и чрезмерных жестов; наиболее соответствующий безмятежной красоте религиозного искусства . [ 8 ] Гранда осудил театральность в религиозном искусстве, применив к ней святого Иеронима осуждение напыщенной риторики : Подобно уличной проститутке, она стремится не наставлять публику, а завоевывать ее расположение. [ 5 ]

Религиозность

[ редактировать ]

Вторым принципом Феликса Гранды была религиозность; он писал о своем желании использовать искусство так же, как мы используем язык, говорить и учить о Христе, а не учить о себе и тем более хвалиться своей роскошью и тщеславием . [ 5 ] Воображение Гранды, как набожного священника, было насыщено образами Священного Писания, которое он описывал как неисчерпаемую сокровищницу мотивов и образов . [ 4 ] Зурбиту прокомментировал:

Священное Писание, учение, литургия, традиция... — это вечные источники, из которых рождаются его художественные идеи; арсенал его декоративных тем. Алтарный образ, спроектированный отцом Грандой, — это не просто набор архитектурных элементов... Великие алтари, построенные в Тальерес-де-Арте, поистине поэтичны, каждый из них развивает целый цикл литургических и богословских идей, полных доктрины и религиозности. [ 8 ]

В качестве примера Сурбиту объяснил символику дароносицы, которую Гранда спроектировала для ночного поклонения в Мадриде. Фигуры четырех и двадцати старцев, поклоняющихся Агнцу в Иоанновом Апокалипсисе, расположены вокруг основания, разделенные на три группы; восемь преклоняют колени, восемь глубоко кланяются и восемь поднимают чаши с курящимися благовониями согласно степени их духовного совершенства. Вокруг основания престола дароносицы в виде кариатид стоят люди Ветхого Завета, прообразующие евхаристическую жертву . Авраам и Исаак идут к горе Мориа жертву , вспоминая Голгофскую . Моисей и укушенный змеей израильтянин олицетворяют спасение через Святой Крест. Мелхиседек приносит приношение хлеба и вина, а Исайя и Давид провозглашают свои мессианские пророчества.

Между ними стоят скульптурные воины, несущие стражу. Надпись на них идентифицирует их: « Вот, тридцать доблестных из самых доблестных израильтян окружили ложе Соломона» . Все держат мечи и самые опытные в войне: у каждого меч на бедре своем, от страха в ночи (Песнь Песней 3.7). Это аллегория Ночного поклонения Святым Дарам . Вокруг дароносицы, держащей Божественного Соломона (Христа), избранные мужи Израиля (христиане), вооруженные молитвой и умерщвлением плоти, стоят на страже от ночных страхов (ловушек, которые Князь Тьмы приготовил в тени против Церкви Воинственный ).

На другой чудовище Гранда изваял основание по подобию Города Божия с двенадцатью воротами, охраняемыми ангелами с именами двенадцати колен. Монстранция стоит на семи столбах, возвышающихся над этим основанием, что напоминает пословицу: Мудрость построила себе дом, вытесала себе семь столбов (Притчи 9.1).

Популярность

[ редактировать ]

Деметрио Сурбиту писал, что украшение наших храмов не может быть эксклюзивным подарком горстке эстетов; верующие массы должны понять и насладиться этим . [ 8 ] В соответствии с этим духом Феликс Гранда настаивал на том, чтобы искусство, созданное в Talleres De Arte, не было заумным; чтобы его могли понять и получить от него удовольствие все верующие, включая простых и необразованных. Он использовал формы, которые отражались в народном воображении; ангелы и демоны, монстры и мифологические существа, региональная флора и фауна, а также люди, занимающиеся своей повседневной работой.

Символизм

[ редактировать ]

Восстановление символики сакрального искусства было основополагающим принципом Talleres de Arte . В своих первоначальных инструкциях Феликсу Гранде в 1891 году архиепископ Кос призвал его вернуть объектам божественного поклонения священный символизм, который они потеряли на протяжении веков . [ 4 ] Эрнест Гримо ДеКо писал об отце Гранде:

Горячий поклонник произведений бесконечной красоты, созданных художниками, скульпторами, резчиками и мастерами по металлу Средневековья, с их богатством символизма, он сетует на то, что сегодняшнее христианское искусство едва ли существует как символическое искусство. Поэтому он горячо желает возродить современное церковное искусство. В каждом святилище он видел священные сосуды, символические сами по себе, а не просто мертвые предметы в руках служителя. [ 6 ]

Обычно повторяющиеся символы включали фонтаны с семью струями, символизирующими таинства; благочестивый пеликан, дающий кровь своим птенцам; жаждущий олень, символизирующий души, жаждущие Бога; розы, символизирующие Святые Раны ; голубь и волк — символы чистой души и порочной души; оливковое дерево, символ мира; павлин, символ бессмертия; аспид и василиск , символизирующие грех; Древо Жизни ; и Добрый Пастырь . Сам Гранда писал:

Святая Библия, гимны и молитвы Церкви предлагают нам неисчерпаемое сокровище мотивов и образов... Линии, сияние и отблески золота, блеск и цвет драгоценных камней, роз и ирисов, Страстоцветы и маргаритки, гранаты, виноградные лозы, листья и цветы, рыбы и птицы, воды и облака, знаки и таинственные вещи, которые предлагают нам священные книги, - это слова которым мы произносим имя возлюбленного нашего сердца. [ 4 ]

Сурбиту описал подсвечник, сделанный в Тальерес-де-Арте , с основанием, образованным тремя мужчинами в капюшонах, спящими на спинах монстров; чудовища олицетворяют порок, а свеча — вечный символ Христа. Спящие – это те, к кому говорит Св. Павел: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и Христос просветит тебя (Ефесянам 5:14).

Основные работы

[ редактировать ]

Под руководством Феликса Гранды Тальерес де Арте спроектировал и изготовил сложные чудовища для соборов Леона , Луго, Мадрида, Овьедо и Бургоса . Алтарь, построенный для епископского дворца в Мадриде и посвященный Деве Альмудене, теперь занимает видное место в новом соборе города .

Корона Богоматери Гваделупской в ​​Касересе была создана в Тальерес-де-Арте в 1928 году. На канонической коронации присутствовали король Альфонсо XIII, папский нунций и все кардиналы Испании. Среди других крупных работ - главный алтарь цистерцианского аббатства Сан-Исидро-де-Дуэньяс в Паленсии, алтарь базилики дель Пилар в Сарагосе, алтарь Богоматери Доброго Совета в церкви Сан-Исисдро в Мадриде; и фрески в апсиде часовни семинарии в Мадриде.

Церковь Святого Фомы — Авилес, Испания

[ редактировать ]

В 1903 году Феликс Гранда спроектировал внутреннюю обстановку новой церкви Св. Фомы Кентерберийского в Авилесе по проекту Луиса Беллидо Гонсалеса. [ 9 ]

Главный алтарь имеет менсу, поддерживаемую тремя крылатыми фигурами, выполненными из бронзы, которые держат щиты, на которых изображены атрибуты теологических добродетелей. Между ними находятся мраморные барельефы с изображением жертвоприношения Авраама и Мелхиседека, выражающие двойной аспект Мессы как Жертвы и Таинства. Скиния состоит из двух статуй, держащих ковчег; эти люди — Мелхиседек, представляющий естественный закон, и Аарон, представляющий закон Моисея. Ковчег, который они поддерживают, представляет Церковь. На его двери изображен Агнец Божий , окруженный голубем, символом чистой души, и волком, символом развращенной души. По углам его стоят фигуры четырех евангелистов, а на других его фасадах изображены Святая Троица , Тайная Вечеря и Венчание в Кане , в которых святой Кирилл Иерусалимский видел образ пресуществления . За скинией находятся пять картин; центральный — с изображением Марии, а остальные — со сценами из жизни святого Фомы Кентерберийского и с момента основания церкви. Орден Милосердия .

Боковые алтари посвящены Богоматери горы Кармель , Мадре дель Амор Эрмосо и Святому Иосифу . Кафедру двуприродного венчает грифон , олицетворяющий Христа . Под ним падают крылатые монстры, олицетворяющие пороки. Нижнюю часть трибуны кафедры украшают четыре животных: лев, собака, петух и баран, олицетворяющие необходимые добродетели хорошего проповедника: силу, верность, возможности и мужество.

Могила Святого Иоанна Креста — Сеговия, Испания

[ редактировать ]

Могильная часовня Святого Иоанна Креста в Сеговии была построена в 1926 году в ознаменование двухсотлетия канонизации святого и включает в себя алтарь, несколько статуй и рельефов, мозаику, скинию и сложный гроб над алтарем, в котором находится туловище. и голова святого.

Церковь иезуитов Белен — Гавана, Куба

[ редактировать ]

Алтарь церкви Белен в Гаване был построен Тальересом де Арте в 1915 году. Эта иезуитская церковь — одно из немногих зданий в стиле готического возрождения на Кубе. Алтарный образ также выполнен в готическом стиле, с вершинами, замысловатым узором и крошечными массивными панками . Центральное изображение — большая статуя Святого Сердца . Процессия фигур, изображающих Патриархов и Пророков, стоит на мраморном постаменте и несет Ковчег Завета ; над ними статуи ангелов возносят торжествующего Младенца Христа. В боковых секциях расположены статуи святых-иезуитов.

Дева Ковадонга — Ковадонга, Испания

[ редактировать ]

Триптихальный трон и корона Девы Ковадонги были изготовлены в Тальерес де Арте в 1928 году. Деметрио Сурбиту описал работу:

В нем фантастическое богатство восточной сказки... когда двери трона широко открываются, чтобы можно было поклоняться образу, это похоже на открытие страниц великой книги, написанной для народа: для Астурии и для Испания... Потому что здесь все сделано для них, все доступно их разуму. Они знают патриархов, пророков и царей... которые помнят род Девы из Назарета. Они также знают двух более крупных фигур... которые представляют Астурийскую церковь; это ее покровители, св. Матфей и св. Евлалия . Они знают, что животные, разбросанные по декоративным бордюрам, являются символами земли Астурии, потому что они живут... в ее лесах и горах. И больше всего им известны четыре образа астурийской жизни — пахота земли, ковка железа, рыбная ловля и добыча полезных ископаемых, — которые, рельефно высеченные в нижней части порталов, подобны людям, предлагающим свою повседневную борьбу у подножия трон своей королевы. [ 8 ]

На постаменте трона статуи высечена история Пелайо , основателя Королевства Астурия и героя Реконкисты . На самом престоле выражается концепция возвышенного богословия Марии. Дни творения представлены мирами, расцветающими из хаоса, лучами света, разрывающими облака, разделяющимися водами, цветущей растительностью, зверями, рыбами и птицами, наполняющими землю. Сидящая здесь Дева представлена ​​как более великая, чем все творение, потому что мир и вещи, которые его наполняют, заслуживают быть не более чем троном Ее величия. Это сочинение напоминает слова, которые читаются как урок на Мессе Непорочного Зачатия : «Я был создан от вечности, и в давние времена, еще до сотворения земли». Глубины еще не было, а я уже был зачат (Притчи 8:22-30).

Святилище Великого Обещания — Вальядолид, Испания

[ редактировать ]

Церковь 17-го века в Вальядолиде , которая раньше служила часовней иезуитского колледжа Святого Амвросия; Приходская церковь Св. Стефана и Искупительный храм Святого Сердца были переименованы в Национальное святилище Гран-Промеса в 1941 году в ознаменование особенно испанской преданности Святому Сердцу , пропагандируемой иезуитом XVIII века Бернардо де Ойосом .

В течение следующего десятилетия Тальерес де Арте создал новое внутреннее оформление Святилища, заменив алтари и святыни, разрушенные пожаром в 1869 году. Главный алтарь включает в себя большую скульптуру Святого Сердца и рельефы апостола Иоанна, Марии, Тайной вечери и Сомнение Фомы. Феликс Гранда также спроектировал боковые алтари, посвященные Христу Царю мучеников и Богоматери Колонны, а также рельефы Гран-Промесы и Поклонения волхвов; процессия Христа-Царя; Кафедра; Крестные станции; скиния; Род и чудовище. [ 10 ]

  1. ^ Художественные мастерские Гранды
  2. ^ Гранда Литургическое искусство
  3. ^ Соннен, Джон Пол. «Лидерство в литургическом искусстве и дизайне: Talleres de Arte Granda» . Журнал литургического искусства . Проверено 23 августа 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Talleres de Arte Granda: 1868–1954. Архивировано 28 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж «Гранда, мое предложение» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б «ДеКо, Феликс Гранда и его работы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
  7. ^ МакДаннелл, 168-169.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Зурбиту, Мастерские искусства и обновление литургического искусства» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
  9. ^ «Большая приходская церковь Св. Фомы Авилесского (Астурия)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2011 г. Проверено 1 июля 2008 г.
  10. ^ Национальная святыня Великого Обещания: Вальядолидская архиепархия
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84b3c5586b09e89ce3af7338b86c290b__1720677240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/0b/84b3c5586b09e89ce3af7338b86c290b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Félix Granda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)