Феликс Гранда

Преподобный Феликс Гранда и Альварес Буйя (21 февраля 1868 – 1954) был испанским римско-католическим священником и священным художником , который основал мастерскую литургического искусства Talleres de Arte и руководил ее деятельностью до своей смерти. Мастерская теперь известна как Talleres de Arte Granda. [ 1 ] в испаноязычных странах и как Granda Liturgical Arts [ 2 ] в англоязычных странах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Феликс Гранда родился 21 февраля 1868 года в Мьересе , в испанском княжестве Астурия . Он был старшим из шести детей врача Венцеслао Гранды и его жены Эльвиры. Он начал учиться на священника в малой семинарии в Овьедо в возрасте десяти лет и отточил свои навыки рисования, живописи, скульптуры и работы с металлом, обучаясь у ремесленников. Он провел много лет в Мурос-де-Налон с группой художников, в которую входили Хоакин Соролья-и-Бастида и Сесилио Плай-и-Гальярдо. В 1891 году в Мадриде он основал Granda, одну из ведущих в мире католических студий литургического искусства и дизайна. [ 3 ]
В 1891 году он был рукоположен в священники Мадридской епархии .
Художественные мастерские
[ редактировать ]В том же году, в возрасте 23 лет, Гранда основал Talleres de Arte в Мадриде. Архиепископ-епископ Мадрид-Алькала Хосе Мария Кос-и-Мачо , которого Гранда знал, когда Кос был настоятелем собора Овьедо , одобрил служение молодого священника, написав:
Произведения искусства, покидающие ваши фабрики, откроют пути как в республиках Южной Америки, так и в европейских странах... глубиной мысли и христианским духом, который их одушевляет, новизной и красотой рисунка. и тщательное исполнение... Продолжайте без колебаний, во благо религии, заниматься искусством, прекрасно сочетая свое священническое призвание со своими художественными способностями. [ 4 ]
Первоначальная мастерская располагалась на Калле Фернандо эль Санто в Мадриде , но вскоре была перенесена в резиденцию Отель де лас Росас в Альтос дель Иподромо, чтобы разместить растущее число ремесленников. Гранда описала это место:
Чтобы иметь возможность создавать искусство, которое мы задумали, мы все живем в морально и физически здоровой среде... В самой здоровой части Мадрида , в продолжении улицы Ла-Кастеллана , слева от ипподрома, расположены здания, окруженные садами. , со студиями, мастерскими и жилыми помещениями, просторными, наполненными воздухом и светом. [ 5 ]
Феликс Гранда жил в отеле де лас Росас со своей сестрой Кандидой, бездетной вдовой, которая помогала ему в управлении мастерской. работало более 200 ремесленников К 1900 году в Talleres de Arte , создававших алтари , статуи , кущи , реликварии , дароносицы , священные сосуды и другие произведения сакрального искусства . Отношения с художниками в различных средствах массовой информации, которые Гранда установил в годы своего становления, оказались неоценимыми, когда собрали столько ремесленников в единое предприятие. В 1911 году он писал:
Мое желание — украсить; то есть наводить порядок, подчиняя определенной цели различные произведения искусства, и именно поэтому я постарался собрать под одним адресом все те художественные профессии, которые я считаю наиболее необходимыми для моей цели: живопись, скульптуру, ювелирное дело, эмалирование, столярные изделия, работа по бронзе; а также рисунок и вышивка для религиозных облачений . [ 5 ]
Гранда не начинал ни одного нового проекта без подробного объяснения его иконографии всем мастерам, которые могли внести свой вклад. Каждой студией руководил мастер, который руководил ремесленниками и обучал учеников. Труд прекращался с наступлением сумерек, когда рабочим давалось время для формирования, занятий и совещаний. Скульпторы Хосе Капус Мамано, Луис Ортега Брю и Хуан Варгас Кортес были среди многих ремесленников, прошедших обучение в Тальерес де Арте .
В 1911 году, в год Международного евхаристического конгресса в Мадриде, Феликс Гранда выиграл золотую медаль на городской выставке декоративного искусства. В том же году был опубликован первый общий каталог мастерской.
Художественная философия и влияния
[ редактировать ]Живительный принцип мастер-класса взят из Псалма 25:8: Возлюбил я, Господи, красоту дома Твоего; и место, где обитает слава Твоя . Это, в сочетании с собственным стремлением Феликса Гранды: « Меня движет идеал использования всех своих сил для создания прекрасных храмов Твоих и алтарей Твоих» , стало девизом Talleres de Arte . На эмблеме мастерской был изображен молящийся человек у подножия оливкового дерева, сбросившего множество ветвей. Слова, которые говорит этот человек, написаны на бандероле: Vetera novis augere et perficere (девиз Папы Льва XIII : «Приумножать и совершенствовать старое посредством нового ») и Defracti sunt rami ut ego insererer (Римлянам 11:19: Ветви были отломлены, чтобы мне привиться ).
Когда Гранда написал краткое изложение своей цели в 1911 году, он начал с цитирования вышеупомянутого девиза Папы Льва XIII, а также девиза Папы Пия X : Instaurare omnia in Christo (Еф. 1.10: Восстановить все во Христе ). Двойная тема инноваций и реставрации была важна для его художественной и религиозной миссии. Эрнест Гримо ДеКо, мадридский корреспондент The Times, пояснил:
На первый взгляд он лишь возвращается к первым эпохам Церкви, когда искусство использовалось для того, чтобы донести до людей посредством символов, религиозных догм и мистерий. Однако оригинальность отца Гранды и появление нового искусства заключаются в его методе изображения вечных христианских символов. Он хоронит себя в прошлом и путем терпеливого изучения впитывает дух древних символов и с помощью приобретенных таким образом знаний, а также благодаря своему владению Священным Писанием, которое является его кодексом, он вкладывает в свою работу такую силу выражения, что не только каждый речь идет о статье, но даже каждая линия и форма каждого произведения имеет свой символический голос, напоминающий о каком-то деянии Христа, изречении Святых Отцов или догмате католической религии. Эта вечная тема была бы холодной и однообразной, если бы она была облачена в формы искусства прошлого. В руках этого художника священник, пронизанный духом прошлого, постигший суть христианства, но современным сознанием, принимает новую форму, и именно в этом отношении отец Гранда является новатором, потому что, хотя по-прежнему посещая старый колодец по традиции, он черпает из него пресную воду. [ 6 ]
Сам Гранда писал:
Сделать искусство, пропитанное ароматом Христа, насыщенным воспоминаниями о прошлом, где бьется библейский дух; и чтобы это искусство было живым, соединенным со стволом традиций; и поскольку оно принадлежит прошлому, оно соответствует потребностям настоящего: таково мое желание... Начать работу с тех же самых истоков; пить из тех же источников, которые вдохновляли христианское искусство в его самые славные эпохи. Все это, глубоко прочувствованное и выполненное с тщательным изучением, — вот то, что я желаю сделать своими собственными трудами, и то, чего я хочу, чтобы делали художники и рабочие, составляющие эти мастерские. [ 5 ]
Под его руководством Тальерес де Арте создавал работы в различных стилях: мосарабском , романском , готическом , барокко и рококо . Гранда искал вдохновение для своих работ от начала христианской истории до своего времени. Описывая иконографические схемы в своем творчестве, он часто обосновывал их прецедентом христианской античности, ссылаясь на исследования археологов Антонио Бозио , Джованни Джустино Чампини , Джованни Каэтано Боттари, преподобного Джузеппе Марки , Джованни Баттиста де Росси , Луи Перре, преподобного Жозеф -Александр Мартиньи и Альфонс де Буасье.
Тем не менее, Гранда также переписывался с архитекторами каталонского модерна , такими как Антонио Гауди , который представлял художественный авангард своего времени, и разделял их энтузиазм по поводу смелого включения природных форм в сакральное искусство. Например, и Гауди, и Гранда любили использовать в качестве опор фигурки морских черепах; Гауди — основания колонн Саграда Фамилия , а Гранда — ножки его чудовищ. Гранда временами был даже смелее Гауди в своих образах. Он написал:
Сегодня недостаточно изучать дела Божии так, как они изучались раньше, восхищаться лишь тем миром, который видят наши глаза... Через микроскоп мы можем видеть бесконечно разнообразные микроорганизмы; более мощные образы никогда не приходили воображению художника. Не должны ли мы воспользоваться этим огромным арсеналом научных данных, который они нам предоставляют, чтобы сделать наши украшения богаче и разнообразнее и преподавать истину, содержащуюся в аяте Царского Пророка: nimis profundae factae sunt cogitationes tuae Domine! ? [ 5 ]
Гранда распознал свои принципы в результате интенсивного изучения истории искусства, Священного Писания, патристики, священной литургии, религиозных традиций и природы; его целью было применить одни и те же принципы ко всему, что создавалось в его мастерских, независимо от исторического стиля. В 1929 году преподобный Деметрио Сурбиту Рекальде, SJ, написал эссе, описывающее творчество Тальереса де Арте ; по его мнению, всю философию искусства Феликса Гранды можно было бы свести к четырем словам: достоинство , религиозность , популярность и символизм .
Достоинство
[ редактировать ]В конце 19 — начале 20 веков качество религиозного искусства снизилось, поскольку на смену ремесленным традициям пришли индустриальные модели производства. Сентиментальный стиль массового искусства, известный как l'art Saint-Sulpice в честь парижского квартала, известного своими магазинами религиозных товаров, стал международным стандартом сакрального искусства для Римско-католической церкви. [ 7 ] Зурбиту осудил преобладающие художественные стандарты своего времени:
Можно было бы сказать, что художники уступили свои посты купцам; Казалось бы, скульптор и ювелир не заботились о создании красивого предмета, внушающего благочестие, а скорее о создании промышленной модели, которую можно было бы умножить дюжину. Благородная резьба по мрамору и дереву была отложена до вторжения обычной штукатурки... И в этом наводнении такого количества мирских и вульгарных предметов, столь же убогих по форме, как и по материалу, было бы бесполезно искать какие-либо признаки религиозное вдохновение или даже воспоминание о уважении, заслуженном благородной судьбой, ради которой они были выкованы: почитание Дома Божия и участие в величественнейшей жертве. [ 8 ]
Напротив, произведения искусства, созданные в Talleres de Arte, были созданы в соответствии с высочайшими стандартами мастерства и материалов. Лучшие священные металлические изделия, изготовленные в Тальерес-де-Арте, были самыми богатыми в то время в Испании. [ 8 ] украшенный репуссажем , драгоценными камнями в оправе, резными фигурками из слоновой кости, стеклянными эмалями , а также медальонами, статуэтками и фризами, выполненными из металла. Но Гранда также считал, что более скромные предметы, созданные для церквей и монастырей, не имеющих богатых покровителей, хотя и лишены великолепия богатства, никогда не должны лишены достоинства красоты. Он писал, что для человека важнее поклоняться статуе из глины Танагры, чем бесформенной золотой скульптуре декадентского искусства . [ 8 ] Гранда предпочитал прямую резьбу по дереву и камню отливке скульптуры, полагая, что простые методы массового производства приводят к языческой чувственности формы. Скульптуры, вырезанные его мастерами, были довольно благородны и сдержанны, полны серьезности и чистоты, без трагических поз и чрезмерных жестов; наиболее соответствующий безмятежной красоте религиозного искусства . [ 8 ] Гранда осудил театральность в религиозном искусстве, применив к ней святого Иеронима осуждение напыщенной риторики : Подобно уличной проститутке, она стремится не наставлять публику, а завоевывать ее расположение. [ 5 ]
Религиозность
[ редактировать ]Вторым принципом Феликса Гранды была религиозность; он писал о своем желании использовать искусство так же, как мы используем язык, говорить и учить о Христе, а не учить о себе и тем более хвалиться своей роскошью и тщеславием . [ 5 ] Воображение Гранды, как набожного священника, было насыщено образами Священного Писания, которое он описывал как неисчерпаемую сокровищницу мотивов и образов . [ 4 ] Зурбиту прокомментировал:
Священное Писание, учение, литургия, традиция... — это вечные источники, из которых рождаются его художественные идеи; арсенал его декоративных тем. Алтарный образ, спроектированный отцом Грандой, — это не просто набор архитектурных элементов... Великие алтари, построенные в Тальерес-де-Арте, поистине поэтичны, каждый из них развивает целый цикл литургических и богословских идей, полных доктрины и религиозности. [ 8 ]
В качестве примера Сурбиту объяснил символику дароносицы, которую Гранда спроектировала для ночного поклонения в Мадриде. Фигуры четырех и двадцати старцев, поклоняющихся Агнцу в Иоанновом Апокалипсисе, расположены вокруг основания, разделенные на три группы; восемь преклоняют колени, восемь глубоко кланяются и восемь поднимают чаши с курящимися благовониями согласно степени их духовного совершенства. Вокруг основания престола дароносицы в виде кариатид стоят люди Ветхого Завета, прообразующие евхаристическую жертву . Авраам и Исаак идут к горе Мориа жертву , вспоминая Голгофскую . Моисей и укушенный змеей израильтянин олицетворяют спасение через Святой Крест. Мелхиседек приносит приношение хлеба и вина, а Исайя и Давид провозглашают свои мессианские пророчества.
Между ними стоят скульптурные воины, несущие стражу. Надпись на них идентифицирует их: « Вот, тридцать доблестных из самых доблестных израильтян окружили ложе Соломона» . Все держат мечи и самые опытные в войне: у каждого меч на бедре своем, от страха в ночи (Песнь Песней 3.7). Это аллегория Ночного поклонения Святым Дарам . Вокруг дароносицы, держащей Божественного Соломона (Христа), избранные мужи Израиля (христиане), вооруженные молитвой и умерщвлением плоти, стоят на страже от ночных страхов (ловушек, которые Князь Тьмы приготовил в тени против Церкви Воинственный ).
На другой чудовище Гранда изваял основание по подобию Города Божия с двенадцатью воротами, охраняемыми ангелами с именами двенадцати колен. Монстранция стоит на семи столбах, возвышающихся над этим основанием, что напоминает пословицу: Мудрость построила себе дом, вытесала себе семь столбов (Притчи 9.1).
Популярность
[ редактировать ]Деметрио Сурбиту писал, что украшение наших храмов не может быть эксклюзивным подарком горстке эстетов; верующие массы должны понять и насладиться этим . [ 8 ] В соответствии с этим духом Феликс Гранда настаивал на том, чтобы искусство, созданное в Talleres De Arte, не было заумным; чтобы его могли понять и получить от него удовольствие все верующие, включая простых и необразованных. Он использовал формы, которые отражались в народном воображении; ангелы и демоны, монстры и мифологические существа, региональная флора и фауна, а также люди, занимающиеся своей повседневной работой.
Символизм
[ редактировать ]Восстановление символики сакрального искусства было основополагающим принципом Talleres de Arte . В своих первоначальных инструкциях Феликсу Гранде в 1891 году архиепископ Кос призвал его вернуть объектам божественного поклонения священный символизм, который они потеряли на протяжении веков . [ 4 ] Эрнест Гримо ДеКо писал об отце Гранде:
Горячий поклонник произведений бесконечной красоты, созданных художниками, скульпторами, резчиками и мастерами по металлу Средневековья, с их богатством символизма, он сетует на то, что сегодняшнее христианское искусство едва ли существует как символическое искусство. Поэтому он горячо желает возродить современное церковное искусство. В каждом святилище он видел священные сосуды, символические сами по себе, а не просто мертвые предметы в руках служителя. [ 6 ]
Обычно повторяющиеся символы включали фонтаны с семью струями, символизирующими таинства; благочестивый пеликан, дающий кровь своим птенцам; жаждущий олень, символизирующий души, жаждущие Бога; розы, символизирующие Святые Раны ; голубь и волк — символы чистой души и порочной души; оливковое дерево, символ мира; павлин, символ бессмертия; аспид и василиск , символизирующие грех; Древо Жизни ; и Добрый Пастырь . Сам Гранда писал:
Святая Библия, гимны и молитвы Церкви предлагают нам неисчерпаемое сокровище мотивов и образов... Линии, сияние и отблески золота, блеск и цвет драгоценных камней, роз и ирисов, Страстоцветы и маргаритки, гранаты, виноградные лозы, листья и цветы, рыбы и птицы, воды и облака, знаки и таинственные вещи, которые предлагают нам священные книги, - это слова которым мы произносим имя возлюбленного нашего сердца. [ 4 ]
Сурбиту описал подсвечник, сделанный в Тальерес-де-Арте , с основанием, образованным тремя мужчинами в капюшонах, спящими на спинах монстров; чудовища олицетворяют порок, а свеча — вечный символ Христа. Спящие – это те, к кому говорит Св. Павел: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и Христос просветит тебя (Ефесянам 5:14).
Основные работы
[ редактировать ]Под руководством Феликса Гранды Тальерес де Арте спроектировал и изготовил сложные чудовища для соборов Леона , Луго, Мадрида, Овьедо и Бургоса . Алтарь, построенный для епископского дворца в Мадриде и посвященный Деве Альмудене, теперь занимает видное место в новом соборе города .
Корона Богоматери Гваделупской в Касересе была создана в Тальерес-де-Арте в 1928 году. На канонической коронации присутствовали король Альфонсо XIII, папский нунций и все кардиналы Испании. Среди других крупных работ - главный алтарь цистерцианского аббатства Сан-Исидро-де-Дуэньяс в Паленсии, алтарь базилики дель Пилар в Сарагосе, алтарь Богоматери Доброго Совета в церкви Сан-Исисдро в Мадриде; и фрески в апсиде часовни семинарии в Мадриде.
Церковь Святого Фомы — Авилес, Испания
[ редактировать ]В 1903 году Феликс Гранда спроектировал внутреннюю обстановку новой церкви Св. Фомы Кентерберийского в Авилесе по проекту Луиса Беллидо Гонсалеса. [ 9 ]
Главный алтарь имеет менсу, поддерживаемую тремя крылатыми фигурами, выполненными из бронзы, которые держат щиты, на которых изображены атрибуты теологических добродетелей. Между ними находятся мраморные барельефы с изображением жертвоприношения Авраама и Мелхиседека, выражающие двойной аспект Мессы как Жертвы и Таинства. Скиния состоит из двух статуй, держащих ковчег; эти люди — Мелхиседек, представляющий естественный закон, и Аарон, представляющий закон Моисея. Ковчег, который они поддерживают, представляет Церковь. На его двери изображен Агнец Божий , окруженный голубем, символом чистой души, и волком, символом развращенной души. По углам его стоят фигуры четырех евангелистов, а на других его фасадах изображены Святая Троица , Тайная Вечеря и Венчание в Кане , в которых святой Кирилл Иерусалимский видел образ пресуществления . За скинией находятся пять картин; центральный — с изображением Марии, а остальные — со сценами из жизни святого Фомы Кентерберийского и с момента основания церкви. Орден Милосердия .
Боковые алтари посвящены Богоматери горы Кармель , Мадре дель Амор Эрмосо и Святому Иосифу . Кафедру двуприродного венчает грифон , олицетворяющий Христа . Под ним падают крылатые монстры, олицетворяющие пороки. Нижнюю часть трибуны кафедры украшают четыре животных: лев, собака, петух и баран, олицетворяющие необходимые добродетели хорошего проповедника: силу, верность, возможности и мужество.
Могила Святого Иоанна Креста — Сеговия, Испания
[ редактировать ]Могильная часовня Святого Иоанна Креста в Сеговии была построена в 1926 году в ознаменование двухсотлетия канонизации святого и включает в себя алтарь, несколько статуй и рельефов, мозаику, скинию и сложный гроб над алтарем, в котором находится туловище. и голова святого.
Церковь иезуитов Белен — Гавана, Куба
[ редактировать ]Алтарь церкви Белен в Гаване был построен Тальересом де Арте в 1915 году. Эта иезуитская церковь — одно из немногих зданий в стиле готического возрождения на Кубе. Алтарный образ также выполнен в готическом стиле, с вершинами, замысловатым узором и крошечными массивными панками . Центральное изображение — большая статуя Святого Сердца . Процессия фигур, изображающих Патриархов и Пророков, стоит на мраморном постаменте и несет Ковчег Завета ; над ними статуи ангелов возносят торжествующего Младенца Христа. В боковых секциях расположены статуи святых-иезуитов.
Дева Ковадонга — Ковадонга, Испания
[ редактировать ]Триптихальный трон и корона Девы Ковадонги были изготовлены в Тальерес де Арте в 1928 году. Деметрио Сурбиту описал работу:
В нем фантастическое богатство восточной сказки... когда двери трона широко открываются, чтобы можно было поклоняться образу, это похоже на открытие страниц великой книги, написанной для народа: для Астурии и для Испания... Потому что здесь все сделано для них, все доступно их разуму. Они знают патриархов, пророков и царей... которые помнят род Девы из Назарета. Они также знают двух более крупных фигур... которые представляют Астурийскую церковь; это ее покровители, св. Матфей и св. Евлалия . Они знают, что животные, разбросанные по декоративным бордюрам, являются символами земли Астурии, потому что они живут... в ее лесах и горах. И больше всего им известны четыре образа астурийской жизни — пахота земли, ковка железа, рыбная ловля и добыча полезных ископаемых, — которые, рельефно высеченные в нижней части порталов, подобны людям, предлагающим свою повседневную борьбу у подножия трон своей королевы. [ 8 ]
На постаменте трона статуи высечена история Пелайо , основателя Королевства Астурия и героя Реконкисты . На самом престоле выражается концепция возвышенного богословия Марии. Дни творения представлены мирами, расцветающими из хаоса, лучами света, разрывающими облака, разделяющимися водами, цветущей растительностью, зверями, рыбами и птицами, наполняющими землю. Сидящая здесь Дева представлена как более великая, чем все творение, потому что мир и вещи, которые его наполняют, заслуживают быть не более чем троном Ее величия. Это сочинение напоминает слова, которые читаются как урок на Мессе Непорочного Зачатия : «Я был создан от вечности, и в давние времена, еще до сотворения земли». Глубины еще не было, а я уже был зачат (Притчи 8:22-30).
Святилище Великого Обещания — Вальядолид, Испания
[ редактировать ]Церковь 17-го века в Вальядолиде , которая раньше служила часовней иезуитского колледжа Святого Амвросия; Приходская церковь Св. Стефана и Искупительный храм Святого Сердца были переименованы в Национальное святилище Гран-Промеса в 1941 году в ознаменование особенно испанской преданности Святому Сердцу , пропагандируемой иезуитом XVIII века Бернардо де Ойосом .
В течение следующего десятилетия Тальерес де Арте создал новое внутреннее оформление Святилища, заменив алтари и святыни, разрушенные пожаром в 1869 году. Главный алтарь включает в себя большую скульптуру Святого Сердца и рельефы апостола Иоанна, Марии, Тайной вечери и Сомнение Фомы. Феликс Гранда также спроектировал боковые алтари, посвященные Христу Царю мучеников и Богоматери Колонны, а также рельефы Гран-Промесы и Поклонения волхвов; процессия Христа-Царя; Кафедра; Крестные станции; скиния; Род и чудовище. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Художественные мастерские Гранды
- ^ Гранда Литургическое искусство
- ^ Соннен, Джон Пол. «Лидерство в литургическом искусстве и дизайне: Talleres de Arte Granda» . Журнал литургического искусства . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Talleres de Arte Granda: 1868–1954. Архивировано 28 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Гранда, мое предложение» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «ДеКо, Феликс Гранда и его работы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ МакДаннелл, 168-169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Зурбиту, Мастерские искусства и обновление литургического искусства» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ «Большая приходская церковь Св. Фомы Авилесского (Астурия)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2011 г. Проверено 1 июля 2008 г.
- ^ Национальная святыня Великого Обещания: Вальядолидская архиепархия
- Каваллери, Чезаре (1996). Погружение в Бога: блаженный Хосемария Эскрива, основатель Opus Dei – глазами его преемника, епископа Альваро Дель Портильо Принстон, Нью-Джерси: Издательство Scepter.
- Диас Кирос, Херардо (2012). «Художественные мастерские и дизайн внутренних помещений для богослужений», Фернандес Гарсия, Ана Мª: Внутреннее оформление. Фирмы, коммерческие дома и дизайн в Астурии. 1880-1990 гг . Овьедо: сентябрь. п. 55. ИСБН 978-84-92536-76-4 .
- Диас Кирос, Херардо (2003). Ривас Кармона, Хесус Франциско (ред.). «Заметки об изучении серебра в 20 веке: вклад, Talleres de Arte Granda», в Ривас Кармона, Хесус (координатор): Estudios de Platería San Eloy 2003 . Мурсия: Эдитум. п. 169. дои : 10.6018/editum.1359 . ISBN 9788483713983 .
- Диас Кирос, Херардо (2005). «Печатное влияние: зарубежные гравюры в библиотеке Феликса Гранда Буйя», в Кабаньяс Браво, Мигель: Иностранное искусство в Испании: присутствие и влияние . п. 561.
- Диас Кирос, Херардо (2004). «Внутреннее убранство и обстановка авилезского храма Санто Томас де Канторбери. К столетнему юбилею». Сулкум Севит: Исследования в честь Элоя Бенито Руано . 2 :797.
- Гонсалес Мартин дель Рио, Эмилия (2016). « Малоизвестный аспект художественных мастерских Феликса Гранды: его гражданское искусство», в Ривас Кармона, Хесус (координатор): Estudios de Platería San Eloy 2016» . Сан-Элой Исследования серебряного дела . Мурсия: Editum: 197.
- Гонсалес Мартин дель Рио, Эмилия (2012). «Дон Феликс Гранда-и-Бюйя: художник литургического обновления» . Pax et Emerita: Журнал богословия и гуманитарных наук Архиепископии Мерида-Бадахос . 8 :167.
- Гранда Буйя, Феликс (1911). Художественные мастерские . Мадрид: Хосе Бласс и Сиа.
- Гранда, преподобный Феликс (1911). «Моя цель» (PDF) . Художественные мастерские. Отель де лас Росас, Пасео Искьердо дель Иподромо . Мадрид: Хосе Бласс и Сиа. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- Гранда, преподобный Феликс (1911). «Приходская церковь Санто-Томас-де-Авилес (Астурия)» (PDF) . Художественные мастерские. Отель де лас Росас, Пасео Искьердо дель Иподромо . Мадрид: Хосе Бласс и Сиа. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- Гримо ДеКо, Эрнест (1911). «Феликс Гранда и его работа» (PDF) . Художественные мастерские. Отель де лас Росас, Пасео Искьердо дель Иподромо . Мадрид: Хосе Бласс и Сиа. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- Макданнелл, Коллин (1995). Материальное христианство . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064407 .
- «Таллерес де Арте Гранда: 1868–1954» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 г. Проверено 14 июля 2008 г.
- Сурбиту Рекальде, SJ, Деметрио (1929). «Художественные мастерские и обновление богослужебного искусства» (PDF) . Мадрид. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1868 рождений
- 1954 смерти
- Испанские римско-католические священники XIX века
- Испанские римско-католические священники XX века
- Религиозные художники
- Художники из Астурии
- Испанские ювелиры
- Испанские серебряники
- Испанские резчики по дереву
- Испанские художники XIX века.
- Испанские художники-мужчины
- Испанские художники 20 века.
- Испанские керамисты
- Испанские скульпторы ХХ века.
- Испанские художники-мужчины 20-го века
- Испанские скульпторы XIX века.
- Испанские художники-мужчины XIX века
- Испанские скульпторы-мужчины
- Католические скульпторы