Jump to content

Македон (мифология)

(Перенаправлено с Македноса )

В греческой мифологии , Македон также Македонский ( древнегреческий : Μακεδών ) или Македнос ( Μακεδνός ), был одноименным предком древних македонян согласно различным древнегреческим фрагментарным повествованиям. В большинстве версий он предстает как туземец или вождь-переселенец из Эпира , давший свое имя Македонии , ранее называвшейся Эматией по Страбону , [1] который, по словам Марсия Пеллского, до того времени был частью Фракии .

Этимология

[ редактировать ]
Продолжительность: 3 секунды.
Аудиофайл произношения Makednós на новогреческом языке

Македон (Македон) родственно греческому μᾰκεδνος (македнос, «высокий, стройный»). [2] Оба прилагательных традиционно происходят от индоевропейского корня *mak- или *meh2k- , означающего «длинный, стройный», родственного поэтическому греческому makednós или mēkedanós «длинный, высокий». [3] Дорический макос и аттический макос «длина», [4] Макистос , мифологический эпоним города в Элиде и эпитет Геракла, авестийский масах «длина», хеттский mak-l-ant «тонкий», латинский macer «скудный» и протогерманский *magraz «худой, скудный». Тот же корень и значение были должным образом присвоены племенному названию македонян. [5] «высокие» или «горцы» что обычно объясняется как первоначально означавшее на греческом языке . [6]

Генеалогия

[ редактировать ]

Сын Зевса

[ редактировать ]

Фрагмент « Каталога женщин Гесиода» , цитируемый Константином Багрянородным , гласит: «Македония, страна была названа в честь Македоны, сына Зевса и Тии , дочери Девкалиона , как повествует поэт Гесиод ; и она забеременела и родила до грома». -любящий Зевса, двух сыновей, Магнеса и Македонца, любитель лошадей, тех, кто обитал в хоромах вокруг Пиерии и Олимпа ». [7] [8] [9] Поэтический эпитет «гиппиочармес» альтернативно можно перевести как «сражающийся верхом на коне» или «боец на колеснице». [10] и также приписывают Эолу, сыну Эллена, Троила и Амифаона . Фрагмент македонского историка Марсия Пеллского (4 век до н. э.), через схолиаста Илиады г. xiv 226 [11] подтверждает генеалогию, содержащуюся в « Каталоге женщин» : «Македон, сын Зевса и Тии, завоевал землю, принадлежавшую тогда Фракии, и назвал ее Македонией по своему имени. Он женился на местной женщине и имел двух сыновей, Пира и Аматуса ; два; города Пиерия и Аматия в Македонии были основаны или названы в их честь». Редкое имя его матери Тии было искажено при передаче на Айтрию или Аифию посредством фразы «кай Тиас и Тия». Тия в дельфийской традиции была эпонимом наяды Тиад, альтернативного названия менад в культе Диониса , безусловно, практиковавшегося также в Македонии. [12]

Мифологическая хронологизация отрывка Гесиода указывает на время до Троянской войны и «Илиады» , с тех пор магнеты обитают в Магнесии , Фессалии. [13] «Каталог женщин» , который по разным причинам датируется в основном периодом между 8 и 6 веками до нашей эры, представляет собой самую раннюю и единственную ссылку на македонский элемент до историографии 5 века до нашей эры.

Сын Эола

[ редактировать ]

Во фрагменте хронологического труда Гелланика под названием «Жрицы Геры в Аргосе », сохраненном Стефаном, Македон является сыном Эола , как сообщает Гелланик в первой (книге или архивном списке) своей «Hiereiai tes Heras en Argei». а от Македонта, сына Эола, так назывались нынешние македоняне, жившие тогда одни с мизийцами . [14] [15] Во фрагменте не уточняется, кто из трех Эолов является отцом Македонта, но Евстафий сообщил, что он был одним из десяти сыновей Эола. [16] таким образом, сын Эллена . В более поздних традициях Магнес также упоминается как один из десяти сыновей Эола и отец Пира .

Н.Г.Л. Хаммонд , основываясь на отрывке из Гелланика, а также на том, что фессалийский Магнес был братом Македонии, предположил, что македонский язык является эолическим греческим диалектом. [17] Джонатан М. Холл сравнивает Магнеса и Македонию с другими исключенными племенами из прямого происхождения от эллинов и более поздних участников Олимпийских игр , таких как этолийцы , акарнанцы и аркадцы . [18] Напротив, Евгений Н. Борза не придает значения этой мифологической фигуре для каких-либо исторических выводов. [19]

Сын Осириса

[ редактировать ]

В «Древностях Египта», первой главе « Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского , основанной главным образом на «Египтиаке Гекатея Абдерского» , греческая и египетская мифология были синкретизированы . Осирис занимал место Диониса в своих различных мифах и экспедициях. Согласно Геродоту, Осирис был египетским Дионисом, а дом Птолемеев заявлял о своем происхождении от Диониса. (см. также божество Осириса-Диониса ). Диодор рассказывает: [20] «Теперь Осириса сопровождали в его походе, как гласит египетское повествование, два его сына Анубис и Македон, которые отличались своей доблестью. Оба они несли самое примечательное военное снаряжение, взятое у некоторых животных, характер которых мало чем отличался от смелость людей: Анубис носил собачью шкуру, а Македонец - волчьи передние части, и именно по этой причине эти животные почитаются у египтян, Македония, его сына, более того, он оставил царем Македонии; , названный в его честь». Македон занял место египетского бога-волка Ликополиса . Вепвавета [21] а в более поздних традициях Македон упоминается как сын оборотня Ликаона.

Сын Ликаона

[ редактировать ]

По словам Аполлодора , [22] но его нет в списке Павсания или Гигина, Македн — десятый из пятидесяти сыновей нечестивого Ликаона, царя Аркадии . Его матерью может быть либо наяда Циллена , [23] Нонакрис [24] или неизвестной женщиной. Ближайший к нему брат по области — Феспрот . В рассказе Пинде и Змее о Клавдия Элиана Македон — сын Ликаона, царя Эматии , «в честь которого земля называлась Македонией, больше не сохраняя своего древнего названия».

Евстафий , суммируя родословные, сообщает: « Эматион, сын Зевса и Электры, предшествующий рождению Македонта, сына Эака » (вместо Ликаона). [25] Страбон только что назвал его археосом- гегемоном. [26] (старый вождь) и Псевдо-Скимн , [27] gêgenês basileus (царь, рожденный на земле). Исидор Севильский , «rege Deucalionis materno nepote» (король, внук Девкалиона по материнской линии). [28]

Согласно Марсию из Пеллы, Македон, сын Зевса, имел от местной женщины двух сыновей Пира и Амата. [29] В «Этнике Стефана» (возможно, через Феагена ) сыновьями и внуками Македона являются: Атинтан (в версии Ликаона), одноименный области в Эпире или Иллирии, Берес , (отец Миезы , Берои и Олганоса , топонимы в Боттиее ) , Европа от Орейфии , дочери Кекропа , и Ороп , место рождения Селевка I Никатора , которого, возможно, путают с Европом. Наконец, в версии Ликаона, царя Эматии, Пинд — сын Македона, давшего свое имя Пинду , где он умер, река Дорис , область в центральной Греции. [30] [31]

Неясно, представляют ли эти местности до- или постмакедонские элементы, поскольку Эматия и Пиерия являются более старыми топонимами, чем Македония. Анахронизм нередко встречается в более поздних мифических традициях. (Ср. Беот , который считается отцом автохтона Огигеса )

Классическая форма

[ редактировать ]

В греческих источниках это существительное чаще всего упоминается как Μακεδών (Македон) с двумя исключениями: поэтическая форма Μακηδών (Македон) у Гесиода с долгой средней гласной, обслуживающей метрические стопы дактилического гекзаметра и Mάκεδνος (Македнос) или латинизированный Македн с баритонезом и апо. фальшивый в Аполлодоре. Рецессивный акцент напоминает два македонских баритонизированных личных имени, Κοῖνος ( Koînos ) и Βάλακρος ( Bálakros ) (аттические/греческие прилагательные: koinós, phalakrós), но является ли Makedôn или Mákednos оригинальным написанием, по-видимому, невозможно доказать. Более того, суффикс -dnos, либо как «дорийский этнос Makednón» Геродота, либо madenós, редкий поэтический эпитет, обозначающий высокий человек , похоже, не засвидетельствован в эпиграфике и не используется самими македонцами.

В латинских источниках существительное — Маседо. В качестве прилагательных латинское Macedo и греческое Μακεδών (Македон) обозначают прежде всего македонца. Они также появляются, в основном в римскую эпоху, как личные мужские имена (ср. Македоний ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Страбон, 7, фр. 11: «То, что сейчас называется Македонией, в прежние времена называлось Эматией. И свое нынешнее название оно взяло от Македонца, одного из своих первых вождей. А недалеко от моря был город Эматия».
  2. ^ Бикс, Роберт С.П. (2010), «μακεδνός», в Этимологическом словаре греческого языка (Лейденская серия индоевропейских этимологических словарей; 10), том I, при содействии Люсьена ван Бика, Лейден, Бостон: Брилл, стр. 894
  3. ^ Статья μακεδνός в: Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Генри Стюарт Джонс и Родерик Маккензи: Греко-английский лексикон (= LSJ). Издательство Оксфордского университета, Оксфорд 9 1925. Проверено 19 мая 2016.
  4. ^ Статья μῆκος в: LSJ . Проверено 19 мая 2016 г.
  5. ^ Статья Мак- в: Герхард Кёблер: Индоевропейский словарь. Интернет-издание, 2014 г. (частично на основе Юлиуса Покорного: Индоевропейский этимологический словарь . Франке, Берн 1959, 5 2005). Проверено 19 мая 2016 г.
  6. ^ Харпер, Дуглас. «Македония» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 31 октября 2008 г.
  7. ^ Гесиод , Каталог женщин фр. 7 Мост, стр. 48, 49 [=фр. 7 Меркельбах-Вест = Константин Багрянородный , De Thematibus , 2 (Пертузи, стр. 86–7)].
  8. ^ Греческий текст: Македония, страна Македона Зевса и Тиаса Девкалиона ἥ четвертый порабощенный Diῒ geinato terpikeraunim hyặe dyo,
    Магнета Македона будет бегемотом, о Пиерии и Олимбоне дома Найон
  9. ^ О темах 2 с. 48Б
  10. ^ LSJ : charma. Архивировано 2 декабря 2009 г. в Wayback Machine . Charmê. Архивировано 2 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Frg 13, греческий текст: Македонский Зевс и Этриас завоевали страну, поэтому сам Фракия предсказал Македонию:
    И у одного из жителей деревни родились двое детей, Пьеро и Амафон, от которых произошли два города Пиерия и Аматия в Македонии. История Марсия
  12. ^ Словарь божеств и демонов в Библии DDD К. ван дер Торн, Боб Бекинг, Питер Виллем ван дер Хорст Страница 537 ISBN   0-8028-2491-9
  13. ^ История Македонии: историческая география и предыстория Н.Г.Л. Хаммонда и Гая Томпсона Гриффита, стр. 430 ISBN   0-19-814294-3
  14. ^ другие 4 из Македонии Эолоса, как Гелланик из священников, первых среди жрецов в Арги.
    и македонянин Эола, так теперь они называются македонянами, жившими в то время одни с Миссом.
  15. ^ Стефан Византийский , Ethnica sv Makedonia с Hellanicus , Hiereiai tes Heras en Argei в качестве авторитета; Гелланик фр. 74 ( Фаулер 2013, стр. 155)
  16. ^ Евстафий Солунский. Комментарий к Дионису Перигете 427.
  17. ^ Александр Великий: читатель Ян Уортингтон Страница 20 ISBN   1-4058-0162-X (2003 г.)
  18. ^ Культуры в древнегреческой культуре: контакт, конфликт, сотрудничество Кэрол Догерти, Лесли Курк Страница 30 ISBN   0-521-81566-5 (2003 г.)
  19. ^ В тени Олимпа: Возникновение Македонии Юджин Н. Борза Страница 69 ISBN   0-691-05549-1 (1992)
  20. ^ Диодор 1.18. Перевод Чарльза Генри Олдфатера. Прочитайте весь отрывок в переводе Эдвина Мерфи.
  21. ^ Бертон, Энн. Диодор Сицилийский: комментарий . Брилл, 1972 год. ISBN   90-04-03514-1 , стр. 83 . «Македонию следует отождествлять с Вепваветом, так называемым «волчьим» богом, который ассоциировался с Анубисом как спутником и хранителем Осириса. В одном случае Вепвавет также появляется как сын Осириса: «Я — Вепвавет, наследник Сенви, сын Осириса».
  22. ^ Аполлодор, 3.8.1
  23. ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 1.13.1
  24. ^ Павсаний , Описание Греции 8.17.6
  25. ^ История Македонии: 550-336 гг. до н.э. Николас Джеффри Лемприер Хаммонд, Гай Томпсон Гриффит, т. 2 (1979), стр. 39
  26. ^ Страбон, VII, фр.11
  27. ^ Периегесис 620
  28. ^ Работает все что есть 9 78
  29. ^ Хацопулос, Мильтиадес В. Македонские институты при царях: историческое и эпиграфическое исследование . Кентрон на греческом языке в роли Ромаика в «Архайотете», 1996, ISBN   960-7094-89-1 , с. 240. «Эта замена Эматии того, что было практически в классические времена Боттией, и совместное ее употребление с Пиерией для описания первоначальной колыбели Македонского царства, а не нововведения Полибия, но можно отнести по крайней мере ко второй половине четвертого века, когда Марсий из Пеллы сделал Аматос и Пьерос одноименными двумя подразделениями...»
  30. ^ Элиан , О природе животных 10.48
  31. ^ Цец , Хилиадес 4.338 (333, схолий )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86a51801adc14b1f9f3e87266781a78c__1714646400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/8c/86a51801adc14b1f9f3e87266781a78c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Makedon (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)