Рассуждение о методе
Автор | Рене Декарт |
---|---|
Оригинальное название | Рассуждение о методе Хорошо рассуждать и искать истину в науках |
Язык | Французский |
Предмет | Философия и автобиография |
Дата публикации | 1637 |
Исходный текст | Рассуждение о методе хорошо рассуждать и искать истину в науках во французском Wikisource. |
Перевод | Дискуссия о методе в Wikisource |
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
«Рассуждение о методе правильного ведения разума и поиска истины в науках» ( фр . Discours de la Méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la vérité dans les Sciences ) — философский и автобиографический трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году. Он наиболее известен как источник знаменитой цитаты «Je pense, donc je suis» (« Я мыслю, следовательно, существую » или «Я мыслю, следовательно, существую»). [1] которое встречается в IV части произведения. Подобный аргумент, но без этой точной формулировки, можно найти в «Размышлениях о первой философии» (1641 г.), а латинскую версию того же утверждения Cogito, ergo sum можно найти в «Принципах философии» (1644 г.).
«Рассуждения о методе» — одна из самых влиятельных работ в истории современной философии, важная для развития естественных наук. [2] В этой работе Декарт обращается к проблеме скептицизма , которая ранее изучалась другими философами. Обращаясь к некоторым из своих предшественников и современников, Декарт изменил их подход, чтобы объяснить истину, которую он считал неоспоримой ; он начал свою линию рассуждений с того, что подверг сомнению все, чтобы оценить мир с новой точки зрения, свободной от любых предвзятых представлений.
Книга была первоначально опубликована в Лейдене , в Нидерландах. Позже оно было переведено на латынь и издано в 1656 году в Амстердаме . Книга была задумана как введение к трем работам: Dioptrique , Météores и Géométrie . Геометрия содержит первоначальные концепции Декарта, которые позже развились в декартову систему координат . Текст был написан и опубликован на французском языке, а не на латыни, причем последний был языком, на котором в то время было написано и опубликовано большинство философских и научных текстов. Большинство других работ Декарта были написаны на латыни.
Вместе с «Размышлениями о первой философии» , «Принципами философии» и «Правилами направления ума » он образует основу эпистемологии, известной как картезианство .
Организация
[ редактировать ]Книга разделена на шесть частей, которые в предисловии автора описаны так:
- Различные соображения, касающиеся наук
- Основные правила Метода, открытые Автором
- Некоторые правила морали, которые он вывел из этого метода.
- Рассуждения, которыми он доказывает существование Бога и человеческой души.
- Порядок физических вопросов, которые он исследовал, и, в частности, объяснение движения сердца и некоторых других трудностей, относящихся к медицине, а также различие между душой человека и душой животных.
- Что, по мнению Автора, необходимо для достижения большего прогресса в исследовании Природы, чем это было достигнуто до сих пор, и причины, побудившие его написать
Часть I: Различные научные соображения
[ редактировать ]Декарт начинает с того, что позволяет себе немного остроумия:
Здравый смысл среди людей распространен наиболее равномерно; ибо каждый думает, что он настолько обеспечен им, что даже те, кого труднее всего удовлетворить во всем остальном, обычно не желают большей меры этого качества, чем они уже имеют.
Подобное наблюдение можно найти у Гоббса, когда он пишет о человеческих способностях, особенно о мудрости и «своем остроумии»: «Но это доказывает скорее, что люди в этом отношении равны, чем неравны. Ибо обычно не бывает большего признака равное распределение всего, кроме того, что каждый человек доволен своей долей». [3] но также и у Монтеня, чья формулировка указывает на то, что в то время это было обычным явлением: «Обычно говорят, что самая справедливая доля, которую природа дала нам из своих благосклонностей, — это доля чувства; ибо нет никого, кто не был бы доволен своей долей. " [4] [5] Декарт продолжает с предупреждением: [6]
Ибо недостаточно обладать сильным умом; главное необходимое — правильно применять его. Величайшие умы, поскольку они способны на высшие достижения, также открыты для величайших заблуждений; и те, кто движется очень медленно, могут, тем не менее, добиться гораздо большего прогресса, если они всегда будут следовать прямой дороге, чем те, кто, бегая, оставляет ее.
Декарт описывает свое разочарование в своем образовании: «Как только я закончил весь курс обучения… я обнаружил, что вовлечен в такое количество сомнений и ошибок, что был убежден, что не продвинулся дальше… чем открытие на каждом шагу». поворот моего собственного невежества». Он отмечает свой особый восторг от математики и противопоставляет ее прочные основы «исследованиям древних моралистов, [которые представляют собой] высокие и великолепные дворцы, не имеющие лучшего фундамента, чем песок и грязь».
Часть II: Основные правила метода
[ редактировать ]Декарт находился в Германии, привлеченный туда войнами в этой стране, и описывает свое намерение с помощью «строительной метафоры» (см. также: Лодка Нейрата ). Он отмечает, что здания, города или страны, спроектированные одной рукой, более элегантны и удобны, чем те, которые выросли органическим путем. Он решает не строить на старых основах и не опираться на принципы, которые он принял на веру в юности. Декарт стремится выяснить истинный метод достижения познания всего, что находится в пределах его способностей. Он представляет четыре заповеди: [7]
Первое заключалось в том, чтобы никогда не принимать за истину то, о чем я точно не знал; то есть старательно избегать поспешности и предубеждений и не включать в свое суждение ничего большего, чем то, что было представлено моему уму настолько ясно и отчетливо, чтобы исключить всякое основание для сомнения .
Во-вторых, разделить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько возможно и сколько может быть необходимо для ее адекватного решения.
В-третьих, вести свои мысли в таком порядке, чтобы, начиная с самых простых и легких для познания предметов, я мог постепенно и как бы шаг за шагом восходить к познанию более сложных; приписывание в мышлении известного порядка даже тем объектам, которые по своей природе не находятся в отношении предшествования и последовательности.
И наконец, во всех случаях делать перечисления настолько полными, а обзоры настолько общими, чтобы я мог быть уверен, что ничего не упущено.
Часть III: Мораль и принципы применения Метода
[ редактировать ]Декарт использует аналогию с восстановлением дома на прочном фундаменте и расширяет эту аналогию до идеи необходимости временного жилища, пока восстанавливается его собственный дом. Декарт принимает следующие «три или четыре» принципа, чтобы оставаться эффективными в «реальном мире», экспериментируя со своим методом радикального сомнения. Они образуют рудиментарную систему убеждений, на основе которой можно действовать, прежде чем его новая система будет полностью развита:
- Первое заключалось в том, чтобы подчиняться законам и обычаям моей страны, твердо придерживаясь веры, в которой, по милости Божией, я был воспитан с детства; и регулирую свое поведение во всех других вопросах в соответствии с самыми умеренными мнениями и наиболее далекими от крайностей, которые должны быть приняты на практике с общего согласия самых рассудительных из тех, среди кого я мог бы жить.
- Будьте настолько тверды и решительны в своих действиях, насколько это возможно.
- Старайтесь всегда побеждать себя, а не судьбу, и менять свои желания, а не порядок мира, и вообще приучайте себя к убеждению, что, кроме наших собственных мыслей, в нашей власти нет ничего абсолютно; так что, когда мы сделали все возможное в вещах, внешних по отношению к нам, наши неудачи не могут быть неудачей с нашей стороны.
Наконец, Декарт заявляет о своей твердой уверенности в том, что нет лучшего использования его времени, чем развивать свой разум и продвигать свое познание истины в соответствии со своим методом.
Часть IV: Доказательство существования Бога и души
[ редактировать ]Применяя этот метод к самому себе, Декарт бросает вызов своим собственным рассуждениям и самому разуму . Но Декарт считает, что три вещи не подлежат сомнению, и эти три поддерживают друг друга, образуя прочную основу для метода. Он не может сомневаться в том, что должно быть что-то, вызывающее сомнение: я мыслю, следовательно, существую . Метод сомнения не может подвергать сомнению разум, поскольку он основан на самом разуме. Благодаря разуму существует Бог, и Бог является гарантом того, что разум не заблуждается. Декарт предлагает три различных доказательства существования Бога, включая то, что сейчас называют онтологическим доказательством существования Бога .
Часть V: Физика, сердце и душа человека и животных.
[ редактировать ]Декарт кратко описывает, как в неопубликованном трактате (опубликованном посмертно под названием Le Monde ) он изложил свои идеи относительно законов природы, Солнца и звезд, Луны как причины «приливов и отливов» (имеются в виду приливы ) , гравитации , свет и тепло. Описывая свою работу над светом, он заявляет:
[Я] довольно подробно объяснил, какова должна быть природа того света, который находится в Солнце и звездах, и как оттуда в одно мгновение он пересекает огромные пространства небес.
Однако его работа над такими физико-механическими законами оформлена как применимая не к нашему миру, а к теоретическому «новому миру», созданному Богом.
где-то в воображаемых пространствах [с] материей, достаточной для того, чтобы составить... ["новый мир", в котором Он] ... взбалтывает [d] по-разному и беспорядочно различные части этой материи, так что в результате получается хаос как беспорядочный как всегда притворялись поэты, и после этого не сделал ничего иного, как предоставил свое обычное согласие с природой и позволил ей действовать в соответствии с установленными им законами.
Декарт делает это, «чтобы выразить свое суждение относительно... [своих предметов] с большей свободой, без необходимости принимать или опровергать мнения ученых». (Гипотетический мир Декарта был бы деистической вселенной.)
Далее он говорит, что «однако он не был расположен на основании этих обстоятельств заключить, что этот мир был создан таким образом, как я описал; ибо гораздо более вероятно, что Бог сначала создал его таким, каким он был». быть." Несмотря на это признание, кажется, что проект Декарта по пониманию мира заключался в воссоздании творения – космологическом проекте, целью которого было с помощью особого экспериментального метода Декарта показать не просто возможность существования такой системы, но и предполагают, что такой взгляд на мир – без (как это видел Декарт) никаких предположений о Боге или природе – обеспечивал единственную основу, на которой он мог видеть прогресс знания (как он утверждает в Книге II).
Таким образом, в работах Декарта мы можем увидеть некоторые из фундаментальных предположений современной космологии — проект изучения исторического устройства Вселенной посредством набора количественных законов, описывающих взаимодействия, которые позволили бы построить упорядоченное настоящее из хаотичное прошлое.
Он переходит к движению крови в сердце и артериях, поддерживая выводы «английского врача» о кровообращении, ссылаясь на Уильяма Гарвея и его работу De motu cordis в примечании на полях. [8] : 51 Но затем он категорически не согласен с функцией сердца как насоса, приписывая движущую силу кровообращения теплу, а не мышечному сокращению. [9] Он описывает, что эти движения кажутся совершенно независимыми от того, что мы думаем, и приходит к выводу, что наши тела отделены от нашей души .
Похоже, он не проводит различия между разумом , духом и душой, которые он отождествляет с нашей способностью к рациональному мышлению. Отсюда и термин «Я мыслю, следовательно, существую». Все три слова (особенно «разум» и «душа») могут обозначаться одним французским термином âme .
Часть VI: Предпосылки для продвижения исследования Природы
[ редактировать ]Декарт начинает с косвенной ссылки на недавний суд над Галилеем за ересь и осуждение Церковью гелиоцентризма ; он объясняет, что по этим причинам он приостановил публикацию своего трактата. [10] Однако, по его словам, поскольку люди начали слышать о его работе, он вынужден публиковать эти небольшие ее части (то есть «Рассуждения» , « Диоптрики» , «Метеоры» и «Геометрия» ), чтобы люди не задавались вопросом, почему он не публикует.
Дискуссия заканчивается обсуждением научных экспериментов: Декарт считает, что экспериментирование необходимо, требует много времени, но его нелегко делегировать другим. Он призывает читателя изучить утверждения, изложенные в Dioptrique , Météores и Géométrie, и сообщить свои выводы или критические замечания своему издателю; он обязуется публиковать любые такие запросы, которые он получает, вместе со своими ответами.
Влияние на будущую науку
[ редактировать ]Скептицизм ранее обсуждался такими философами, как Секст Эмпирик , Аль-Кинди , [11] Аль-Газали , [12] Франсиско Санчес и Мишель де Монтень . Декарт начал свою линию рассуждений с того, что подверг сомнению все, чтобы оценить мир с новой точки зрения, свободной от любых предвзятых представлений или влияний.Это резюмировано в первой заповеди книги: «никогда не принимать за истину то, о чем я точно не знал». Этот метод фундаментального скептицизма считается началом современной философии. [13] [14]
Котировки
[ редактировать ]Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( октябрь 2023 г. ) |
- «Самая распространенная вещь в мире — это здравый смысл, поскольку каждый думает, что он настолько хорошо обеспечен им, что даже те, кого труднее всего удовлетворить во всем остальном, обычно не желают иметь больше здравого смысла, чем они имеют. вряд ли все в этом ошибаются…» (часть I, В стр. 1 кв.)
- «Я знаю, насколько мы склонны к заблуждениям в том, что касается нас самих; а также насколько следует подозревать суждения наших друзей, когда они выносятся в нашу пользу». (часть I, В стр. 3)
- «…Я полагал, что уже уделил достаточно времени языкам, а также чтению сочинений древних, их историям и басням. Ибо поддерживать беседу с людьми других эпох и путешествовать — это почти одно и то же. ." (часть I, В стр. 6)
- «О философии я ничего не скажу, за исключением того, что когда я увидел, что она культивировалась в течение стольких веков самыми выдающимися людьми; и что все же нет ни одного вопроса в ее сфере, который все еще не был бы предметом спора и ничего, поэтому , что несомненно, я не предполагал, что мой успех будет в этом больше, чем у других». (часть I, В стр. 8)
- «…Я совершенно отказался от изучения литературы и решил больше не искать никакой другой науки, кроме познания себя или великой книги мира…» (часть I, AT стр. 9)
- «Первый из них заключался в том, чтобы не включать в свои суждения ничего, кроме того, что представлялось мне настолько ясно и отчетливо, что у меня не было повода в этом сомневаться». (часть II, В стр. 18)
- «…Что касается нравов, то каждый настолько полон своей мудрости, что реформаторов может быть столько же, сколько и голов…» (ч. VI, АТ стр. 61)
- «…И хотя мои рассуждения очень нравятся мне, я верю, что и у других есть свои, которые, может быть, радуют их еще больше». (часть VI, В стр. 61)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарбер, Дэниел. [1998] 2003. « Аргумент Cogito | Декарт, Рене. Архивировано 15 сентября 2021 г. в Wayback Machine ». В Философской энциклопедии Рутледжа под редакцией Э. Крейга. Лондон: Рутледж . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Дэвис, Филип Дж. и Рубен Херш. 1986. Мечта Декарта: мир с точки зрения математики . Кембридж, Массачусетс: Харкорт Брейс Йованович .
- ^ «Университет штата Орегон» . oregonstate.edu . Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года.
- ^ «Очерки Монтеня, т. 6 — Интернет-библиотека Свободы» . Freedomfund.org .
- ^ «Очерки Монтеня, т. 6 — Интернет-библиотека Свободы» . Freedomfund.org .
- ^ Декарт, Рене (1960). Рассуждение о методе и медитациях . Лоуренс Дж. Лафлер (пер.). Нью-Йорк: The Liberal Arts Press. ISBN 978-0-672-60278-8 .
- ^ Декарт, Рене (2004) [1637]. Рассуждение о методе: размышления и принципы . Перевод Вейча, Джона. Лондон: Издательская группа Орион. п. 15. ISBN 9780460874113 .
- ^ Декарт (1637) .
- ^ В. Брюс Фай : Профили в кардиологии - Рене Декарт , Clin. Кардиол. 26, 49–51 (2003) , PDF 58,2 КБ.
- ^ «Прошло уже три года с тех пор, как я закончил трактат, содержащий все эти вопросы; и я начал пересматривать его с целью передать его в руки типографу, когда я узнал, что люди, перед которыми я очень уважаю, и чья власть на мои действия едва ли менее влиятельна, чем мой собственный разум на мои мысли, осудил некое учение в физике, опубликованное незадолго до этого другим человеком, о котором я не скажу, что я придерживался, но только то, что до этого в их порицании я не увидел в нем ничего, что, по моему мнению, могло бы нанести ущерб религии или государству, и, следовательно, ничего, что помешало бы мне выразить это в письменной форме, если бы разум убедил меня в ее истинности и в этом; заставил меня опасаться, как бы среди моих собственных доктрин не нашлось также и такого, в котором я отошел бы от истины, несмотря на большую осторожность, которую я всегда принимал, чтобы не доверять новым мнениям, для которых у меня не было самых достоверных доказательств, и не выражать ничего, что могло бы причинить кому-либо вред. Этого было достаточно, чтобы заставить меня изменить цель их публикации; хотя причины, побудившие меня принять это решение, были очень вескими, тем не менее моя склонность, которая всегда была враждебна написанию книг, позволила мне немедленно обнаружить другие соображения, достаточные, чтобы извинить меня за то, что я не взялся за эту задачу».
- ^ Приорески, Плинио (2002). «Аль-Кинди, предшественник научной революции» (PDF) . Журнал Международного общества истории исламской медицины (2): 17–20. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2021 года . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ Наджм, Сами М. (июль – октябрь 1966 г.). «Место и функция сомнения в философии Декарта и Аль-Газали». Философия Востока и Запада . 16 (3–4): 133–141. дои : 10.2307/1397536 . JSTOR 1397536 .
- ^ Жизнь и творчество Декарта Курта Смита, Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ Декарт, Рене Джастина Скирри (Университет Небраски-Уэслиан), Интернет-энциклопедия философии , ISSN 2161-0002. Проверено 20 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Декарт, Рене (1637). Рассуждение о том, как хорошо рассуждать и искать истину в науках, а также диоптрии, метеоры и геометрия (на французском языке), BnF Gallica
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Дискуссия о методе в Project Gutenberg
- Рассуждение о методе в Project Gutenberg (издание Виктора Кузена, Париж, 1824 г.)
- Рассуждение о методе Адама и Таннери, Париж, 1902 г. (академическое стандартное издание оригинального текста, 1637 г.), PDF, 80 страниц, 362 КБ.
- Содержит «Рассуждения о методе» , слегка измененные для облегчения чтения.
- Бесплатная аудиокнига на librivox.org или audioofclassics.