Трогать
Тьенто ( Испанское произношение: [ˈtjento] , португальское : Tento [ˈtẽtu] ) — музыкальный жанр, зародившийся в Испании в середине 15 века. Формально он аналогичен фантазии (фантазии) , встречающейся в Англии, Германии и Нидерландах, а также ричеркаре , впервые обнаруженному в Италии. К концу 16 века тьенто было исключительно клавишной формой, особенно органной музыки. Он продолжал оставаться преобладающей формой в испанской органной традиции во времена Кабанильеса и разработал множество вариантов. Кроме того, многие композиторы 20-го века написали произведения под названием « tiento ».
Имя
[ редактировать ]Это слово происходит от испанского глагола tentar (что означает «прикасаться», «искушать» или «попытаться») и первоначально применялось к музыке для различных инструментов. В начале восемнадцатого века некоторые композиторы также использовали термин obra , первоначально более общий термин, означающий «произведение», для обозначения этого жанра. [ 1 ]
Формальные аспекты
[ редактировать ]Тьенто формально чрезвычайно разнообразно: это скорее набор руководящих принципов, чем жесткая структурная модель, такая как фуга или рондо . Почти все тьентос в той или иной степени подражательны, хотя и не так сложны и развиты, как фуга. Это привело к их ассоциации с другими эмбриональными имитационными формами, упомянутыми выше. Точно так же трудно приписать этой форме единую текстуру, поскольку она претерпела значительную эволюцию с момента своего создания до упадка в конце 18 века. Самые ранние tientos (например, кабесонские ) были стилистически очень близки к ричеркаре в их расширенном использовании строгого контрапункта в стиле мотета. Позднее (особенно в творчестве Кабанилья) tientos часто чередовал старый стиль строгого контрапункта и виртуозную, аффективную фигурацию, типичную для токкаты и некоторых фантазий. Эволюция формы была частично обусловлена эволюцией испанского органа, и в конечном итоге она стала включать несколько вариантов или подформ, некоторые из которых перечислены ниже:
- Tiento de medio registro : tiento, использующий разделенную клавиатуру, часто встречающуюся на испанских органах с середины 16 века. Разделенная клавиатура относится к органному руководству, в котором ряды труб могут быть задействованы на половине клавиатуры, а не на всем компасе, что является нормой. Это позволяет игроку использовать разные звуки на одной клавиатуре, обычно звук соло и звук аккомпанемента, хотя иногда и два звука одинаковой силы. Tiento de medio registro занимает видное место в творчестве Корреа де Арауксо , Агилеры де Эредиа и Бруны .
- Tiento de fille : противоположность регистру tiento de medio; тьенто играет на одном звуке (полный регистр).
- Tiento de falsas : Tiento, часто использующий диссонанс для достижения особенно драматического эффекта. «Фальса» относится к «ложным нотам» или диссонирующим тонам, не являющимся частью текущего режима или тональности. Это похоже на итальянскую идею Durezze e ligature (созвучие и диссонанс).
- Tiento pleno : нерегулярное тьенто, состоящее из трех частей: прелюдии, фуги и постлюдии. Он имеет больше общего с немецким прелюдием , чем с другими тиентами.
Композиторы
[ редактировать ]- Антонио де Кабесон (1510–1566)
- Антониу Каррейра (ок. 1520/30 – эт. 1587/97)
- Бернардо Клавихо де Кастильо (1545–1626)
- Мануэль Родригес Коэльо (1555–1635)
- Себастьян Агилера де Эредиа (1561–1627)
- Франсиско де Пераса (1564–1598)
- Гаспар Фернандеш (1566–1629)
- Станция Лацерна (ок. 1570 – после 1616 г.)
- Франсиско Корреа де Араусо (1584–1654)
- Хосе Хименес (1601–1672)
- Хосе Перандреу (середина 17 века)
- Пабло Бруна (1611–1679)
- Хуан Кабанильес (1644–1712)
Современные композиторы
[ редактировать ]- Жан Лангле (1907–1991): включает тенуто во вторую часть своей «Средневековой сюиты» (1947).
- Морис Оана (1913–1992): сочинил Tiento для гитары (1957).
- Бенет Касабланкас (1956) недавно (2012) написал Tiento для органа на основе лютеранского хорала Frisch auf, mein 'Sel', verzage nie, являющегося частью проекта Orgelbüchlein .
- Карлотта Феррари (1975) опубликовала три Tientos для органа: Tiento de Full, Tiento de Falsas и Tiento de Batalla (IMSLP 2015). [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). "работа". Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . [ нужна полная цитата ]
- ^ "Ошибка" .
Ссылки
[ редактировать ]- Ридлер, Бен и Джамбу, Луи (2001). «Тьенто». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Вилли Апель. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы, 1972. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.