Jump to content

Политические взгляды Поля Робсона

Политическая философия и откровенные взгляды артиста и активиста Поля Робсона о внутренних и международных коммунистических странах и движениях были предметом большой озабоченности западных средств массовой информации и правительства Соединенных Штатов во время холодной войны . Его взгляды также вызвали разногласия в рядах черных организаций и индустрии развлечений.

Робсон никогда официально не признавался членом Коммунистической партии США (КПУСА) ни внутри страны, ни за рубежом. Вера Робсона в социализм, его связи с КП США и левыми профсоюзами, а также его опыт в СССР продолжают вызывать споры среди историков и ученых, а также среди фанатов и журналистов.

Первый визит в Советский Союз (1934 г.)

[ редактировать ]

Робсон отправился в Советский Союз в декабре 1934 года через Германию по официальному приглашению. Там Робсона приветствовали драматурги , художники и режиссеры, в том числе Сергей Эйзенштейн, который стал его близким другом. [ 1 ] Робсон также встретился с афроамериканцами , мигрировавшими в СССР, включая двух своих зятей. [ 2 ] Робсона сопровождали его жена Эсланда Гуд Робсон и его биограф и подруга Мари Сетон . Он и его жена Эсланда чуть не подверглись нападению со стороны нацистских штурмовых отрядов во время остановки в Берлине . [ 3 ]

Советская конституция и антирасистский климат

[ редактировать ]

Робсон рассказал, как русские дети и незнакомцы подходили к нему на улице и предлагали пожать ему руку. Робсон быстро увлекся советским экспериментом и его руководством, а также заявил, что афроамериканская духовная музыка перекликается с русскими народными традициями. Он сообщил прессе:

Здесь я впервые в жизни не негр, а человек... Я хожу в полном человеческом достоинстве.

Робсон также проявил большой интерес к статье 123 советской конституции, которая, в отличие от законов США того времени, фактически запрещала расовую дискриминацию.

В это время Робсон также прокомментировал недавнюю казнь после суда над военным трибуналом людей, которых The Daily Worker назвала «контрреволюционными террористами»:

Из того, что я уже видел о работе советского правительства, могу только сказать, что всякий, кто поднимет на него руку, должен быть расстрелян! [ 4 ]

Ранние взгляды Робсона на СССР

[ редактировать ]

В своих произведениях и выступлениях в середине-конце 1930-х годов Робсон продолжал защищать культурную и политическую революцию Советского Союза, особенно, как выразился Робсон, «его политику в отношении национальных меньшинств, проводимую среди народов Центральной Азии». ." [ 5 ] Робсон также отстаивал сходство, которое он обнаружил между чернокожими во всем мире и русским народом, призывая афроамериканцев обратиться к Советскому Союзу за вдохновением для получения полного гражданства в Соединенных Штатах. Робсон также надеялся, что африканские страны последуют примеру СССР и примут социализм. Робсон интенсивно изучал русский язык и историю России в межвоенный период. [ 6 ]

Хвалебные замечания Поля Робсона в адрес социалистических революций и деколонизации Африки и Азии не считались спорными в эпоху, предшествовавшую холодной войне, отчасти потому, что сам Робсон публично заявлял, что его интерес к Советскому Союзу был «неполитическим», а также потому, что СССР не был тем не менее считается врагом США. В конечном итоге Робсон дал своему сыну образование в Москве , широко заявив прессе, что он не хочет, чтобы его сын столкнулся с «той же дискриминацией, с которой он столкнулся, когда рос в Соединенных Штатах». [ 7 ]

Реакция на пакт Молотова-Риббентропа

[ редактировать ]

Когда Робсону сообщили о пакте Сталина о ненападении с Гитлером в 1939 году, также известном как пакт Молотова-Риббентропа , он увидел, что это соглашение было навязано Советам из-за нежелания вооруженных сил Великобритании и Франции «сотрудничать». с Советским Союзом в реальной политике коллективной безопасности», лично написав в своем дневнике, что англо-российский пакт «остановил бы нацистскую агрессию» и, таким образом, не оставив СССР без альтернативного выбора в укрепляя свои границы. [ 8 ]

Заявление комитета Тенни

[ редактировать ]

В 1946 году Робсон был допрошен Комитетом по установлению фактов антиамериканской деятельности в Калифорнии, неофициально известным как Комитет Тенни . Когда его спросили, является ли он членом Коммунистической партии, Робсон ответил, что его с таким же успехом можно было бы спросить, является ли он зарегистрированным демократом или республиканцем — в Соединенных Штатах Коммунистическая партия была одинаково легальной. Но, добавил он, он не был коммунистом. [ 9 ] [ 10 ] Нет четких доказательств того, что Робсон когда-либо был членом Коммунистической партии. Согласно записям, опубликованным в соответствии с Законом о свободе информации , ФБР считало, что Робсон мог вступить в партию под именем «Джон Томас», но «номер его членской книжки в Коммунистической партии неизвестен». Биограф Робсона Мартин Дуберман заключает, что «он никогда не был членом КП США, никогда не был функционером, никогда не участвовал в ее ежедневных бюрократических операциях». [ 11 ] Поль Робсон-младший также неоднократно заявлял, что его отец никогда не был членом КП США.

Закон Мундта-Никсона Билла и Смита

[ редактировать ]

Робсон выступал против антикоммунистического законодательства. В 1948 году он выступил против законопроекта, призывающего к регистрации членов Коммунистической партии , и предстал перед Юридическим комитетом Сената . На вопрос о его принадлежности к Коммунистической партии он отказался отвечать, заявив: «Некоторые из самых блестящих и выдающихся американцев собираются попасть в тюрьму за неспособность ответить на этот вопрос, и я собираюсь присоединиться к ним, если это необходимо». [ 12 ] (Законопроект был в конечном итоге отклонен в Сенате.) В 1949 году он высказался за свободу двенадцати коммунистов (включая его давнего друга Бенджамина Дэвиса-младшего ), осужденных по Закону Смита , который криминализировал различных левых и правых. -деятельность как крамольная. [ 13 ]

Встреча и концерт Ицика Феффера в Зале Чайковского (июнь 1949 г.)

[ редактировать ]

В июне 1949 года, во время празднования 150-летия со дня рождения Пушкина , Робсон посетил Советский Союз с большим турне, включая концерт Зале Чайковского Александра . в Обеспокоенный благополучием еврейских художников, Робсон настоял на том, чтобы советские чиновники встретились с Ициком Феффером несколькими днями ранее. [ 14 ] Робсон впервые встретил Феффера 8 июля 1943 года на крупнейшем просоветском митинге, когда-либо проводившемся в Соединенных Штатах, мероприятии, организованном Еврейским антифашистским комитетом под председательством Альберта Эйнштейна . Затем Робсон познакомился и с Соломоном Михоэлсом , популярным актером и режиссером Московского государственного еврейского театра. Михоэлс также возглавлял Еврейский антифашистский комитет в Советском Союзе, а Феффер был его заместителем. После митинга Робсон и его жена Эсси развлекали Феффера и Михоэлса.

Согласно рассказу Пола Робсона-младшего, рассказанному биографу Робсона Мартину Дуберману , [ 15 ] В 1980-х годах Робсон был обеспокоен тем, почему он не смог найти своих многочисленных друзей-евреев, когда вернулся в СССР в июне 1949 года. После нескольких расследований Феффер был доставлен в гостиничный номер Робсона государственной полицией. Он и Феффер были вынуждены общаться с помощью жестов и заметок, потому что комната была прослушана. Феффер указал, что Михоэлс был убит в 1948 году сотрудниками тайной полиции. [ 15 ] и намекнул, что его тоже собираются убить. Фактически Феффер был казнен вместе с 14 другими еврейскими интеллектуалами три года спустя. [ 16 ] После разговора с Феффером Робсон попросил своего друга Пита Блэкмана «оставаться рядом» с ним во время их пребывания в Москве, а также предупредил Блэкмана, чтобы тот «следил за тем, что он говорит» в присутствии партийных чиновников. [ 15 ]

Отчеты о встрече

[ редактировать ]

Очевидцев, которые бы записали это событие, не было, поэтому встреча Поля Робсона и Ицика Феффера в Москве получила несколько различных интерпретаций. В последние годы цитировались слова Поля Робсона-младшего о том, что его отец «пытался связаться с советскими чиновниками, чтобы узнать, можно ли что-нибудь сделать для освобождения Феффера и других еврейских интеллектуалов». Это несколько противоречит его первому рассказу Мартину Дуберману, в котором говорилось, что его отец не выступал от имени Феффера перед советскими чиновниками. Дочь Соломона Михоэлса опубликовала отчет, который почти идентичен отчету Поля Робсона-младшего, в котором Робсон конкретно просил о встрече с Феффером, за исключением того, что встреча отнесена к 1951 году, что было бы невозможно, учитывая, что Робсон был без паспорта. [ 17 ] Во втором, более гневном отчете композитора Дмитрия Шостаковича Робсон осуждается за «хранение молчания», утверждая, что встреча состоялась в ресторане с Феффером в сопровождении полицейских. [ 18 ] В «Долгом путешествии» славянского антрополога Эстер Маркиш автор пишет, что Феффер, следуя приказам советской тайной полиции, старательно ничего не говорил Робсону о чистках. [ 19 ]

Робсон публично говорит о Феффере

[ редактировать ]

Робсон выступил на своем концерте в Зале Чайковского [ 15 ] 14 июня о своей тесной дружбе с Феффером и недавно скончавшимся актером Соломоном Михоэлсом перед исполнением песни виленских партизан " Зог Нит Кейнмол " на русском и идиш. Концерт транслировался на весь Советский Союз. [ 20 ] [ 21 ] Историк и биограф Робсона Мартин Дуберман пишет:

Попросив собравшихся соблюдать тишину, он объявил, что в этот вечер будет только один выход на бис. Затем он рассказал о своих глубоких культурных связях между еврейскими народами Советского Союза и Соединенных Штатов и о том, как эту традицию продолжает нынешнее поколение русско-еврейских писателей и актеров. Затем он упомянул о своей дружбе с Михоэлсом и Феффером и рассказал о своей большой радости от того, что только что снова вернулся от встречи с Феффером. Затем Робсон в тихом зале спел на идише «Zog Nit Keynmol», песню сопротивления Варшавского гетто, сначала произнеся слова на русском языке:

Никогда не говори, что ты дошёл до самого конца
Когда свинцовое небо может предвещать горькое будущее;
Конечно, час, которого мы жаждем, еще наступит.
И наши походные шаги прогремят: «Мы выживем».

После минутного молчания ошеломленная публика, как великороссы, так и евреи, ответила взрывом эмоций, люди со слезами на глазах подходили к сцене, кричали «Павел Васильевич», тянулись к нему, чтобы прикоснуться к нему. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Сделав этот публичный жест в защиту Феффера и других жертв политики Сталина (все, что можно было сделать, не ставя прямой угрозы жизни Фефферса), Робсон замолчал по возвращении в Соединенные Штаты». [ 25 ]

Спонтанный перевод Робсоном идишского текста песни о восстании в Варшавском гетто на русский язык и его личная дань уважения Михоэлсу и Фефферу были исключены из записей трансляции 1949 года. [ 20 ] [ 26 ]

Молчание о Сталине

[ редактировать ]

По возвращении в Соединенные Штаты он отрицал какое-либо преследование евреев или других политических заключенных, заявив: «Я встречал евреев повсюду… Я не слышал об этом ни слова». [ 16 ]

Согласно книге Джошуа Рубинштейна « Сталинский тайный погром», Робсон также оправдывал свое молчание тем, что любая публичная критика СССР усилит авторитет антисоветских элементов в Соединенных Штатах, которые, по его мнению, хотели превентивной войны против Советского Союза. Союз. [ 27 ] Большое количество биографов Робсона, в том числе Мартин Дуберман , Филип С. Фонер, Мари Сетон, Поль Робсон-младший и Ллойд Браун , также согласны с собственными словами Робсона о том, что он чувствовал критику Советского Союза со стороны человека, обладавшего огромной международной популярностью. будет служить лишь укреплению реакционных элементов в США, тех самых элементов, которые отобрали у него паспорт, заблокировали законодательство, запрещающее линчевание, и, по словам Робсона, поддерживали расовую политику. Климат в Соединенных Штатах, который также позволил Джиму Кроу, ухудшению условий жизни для всех рас и доминированию сторонников превосходства белой расы в правительстве США, продолжаться. [ 27 ] Робсон неоднократно заявлял, что, по его мнению, существование такой крупной социалистической державы, как СССР, было оплотом против западноевропейского капиталистического доминирования в Африке, Азии и Карибском бассейне.

Показания Джеки Робинсона HUAC (апрель 1949 г.)

[ редактировать ]

На Всемирном конгрессе сторонников мира, состоявшемся в Париже 20 апреля 1949 года, Робсон сделал широко разрекламированные противоречивые комментарии о том, что американские чернокожие не поддержат Соединенные Штаты в потенциальной войне с Советским Союзом после Второй мировой войны. Последующие разногласия заставили Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) провести расследование в отношении Робсона. у афроамериканской звезды бейсбола Джеки Робинсона HUAC запросила показания по этому поводу . В июле 1949 года Робинсон в конце концов согласился дать показания перед HUAC, опасаясь, что отказ сделать это может отрицательно и навсегда повредить его карьере. тщательно сформулированное заявление Робинсона появилось на первой полосе The New York Times Его показания стали крупным событием в средствах массовой информации: на следующий день .

Взгляды на Сталина

[ редактировать ]

Робсон постоянно заявлял в речах и эссе, что, лично испытав в 1930-е годы климат в России, который он считал свободным от расовых предрассудков, он не видел, чтобы ни одна западная страна или сверхдержава активно предпринимала какие-либо сопоставимые обязательства. Таким образом, Робсон отказался от любого давления с целью публичного осуждения советского эксперимента. [ 27 ] Он также заявил, что существование СССР является гарантией политического баланса в мире. Во время обращения в 1949 году к Национальному совету американо-советской дружбы он сказал: [ 28 ]

Да, вся Африка помнит, что именно Литвинов одиноко стоял рядом с Хайле Селассие в Женеве, когда сыновья Муссолини с благословения Папы летали сбрасывать бомбы на эфиопских женщин и детей. Африка помнит, что именно Советский Союз боролся с попытками Смэтса присоединить Юго-Западную Африку к рабской резервации Южно-Африканского Союза ... если народы Конго откажутся добывать уран для атомных бомб, изготовленных в Джиме Вороньи фабрики в США; если все эти народы потребуют прекращения порки, прекращения фарса «опеки» в бывших итальянских колониях… Советский Союз — друг народов Африки и Вест-Индии ». [ 29 ]

Сталинская премия мира и панегирик Сталину (1952–1953).

[ редактировать ]

В 1952 году Робсон был удостоен Сталинской премии мира . В апреле 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина, он написал панегирик под названием « Вам, любимый товарищ» . [ 30 ] в New World Review , в котором он высоко оценил «глубокую человечность», «мудрое понимание» Сталина и его приверженность мирному сосуществованию со всеми народами мира, назвав его «мудрым и добрым». Он также похвалил Сталина как человека, которого миру посчастливилось иметь для ежедневного руководства: «Благодаря своей [Сталину] глубокой человечности, своему мудрому пониманию он оставляет нам богатое и монументальное наследие». [ 31 ]

Похвалительные комментарии Робсона были сделаны перед » Никиты Хрущева в 1956 году « секретной речью на 20-м съезде Коммунистической партии Советского Союза по поводу сталинских чисток. Хотя Робсон продолжал восхвалять СССР на протяжении всей своей жизни, он не стал ни публично осуждать, ни хвалить Сталина лично после разоблачений Хрущева в 1956 году. [ 11 ] Многие историки, исследователи и защитники Робсона считают, что его заявления о Сталине и самой Премии мира регулярно используются его критиками вне исторического контекста, чтобы опорочить или унизить его наследие. [ 32 ] В свою очередь, многие критики и историки считают, что хвалебная речь и премия являются веским доказательством того, что он является «жестким сталинистом».

Робсон и Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (1956)

[ редактировать ]

Яркая поддержка Робсоном коммунистических стран и его откровенные политические взгляды вызвали обеспокоенность правительства США. В конце концов у него отберут паспорт, и он потратит восемь лет, пытаясь вернуть его, не желая подписывать присягу о том, что он не коммунист. Робсон рассматривал подписание такого заявления и существование HUAC как грубое нарушение гражданских свобод каждого американца.

В 1956 году Робсон предстал перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) после того, как отказался подписать письменные показания, подтверждающие, что он не является коммунистом. В ответ на вопросы, касающиеся его предполагаемого членства в Коммунистической партии, Робсон напомнил комитету, что Коммунистическая партия является законной партией, и пригласил ее членов присоединиться к нему в кабине для голосования, прежде чем он применил Пятую поправку и отказался отвечать. Робсон раскритиковал членов Комитета по вопросам гражданских прав афроамериканцев. Когда один сенатор спросил его, почему он не остался в Советском Союзе, он ответил: «Потому что мой отец был рабом, и мой народ умер, чтобы построить эту страну, и я собираюсь остаться здесь и получить часть ее». так же как и вы. И никакие фашистски настроенные люди меня от этого не выгонят. Это ясно, я за мир с Советским Союзом, и я за мир с Китаем, и я не за мир и дружбу с фашистом Франко, и я не за мир с Фашистско-фашистские немцы, я за мир с порядочными людьми». [ нужна ссылка ]

Вскоре после этого он заявил: «Я здесь, потому что выступаю против неофашистского движения, которое, как я вижу, возникает в этих комитетах». (Аудиозапись выступления Поля Робсона перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности, 12 июня 1956 г.) В какой-то момент он заметил: «Вы непатриоты и вы неамериканцы, и вам должно быть стыдно за себя». . [ 33 ] Делая эти заявления, он был единственной крупной фигурой, давшей показания перед HUAC, которая напрямую атаковала комитет и впоследствии обвинила его в неуважении к Конгрессу. [ нужна ссылка ] Позже обвинения были сняты.

Робсона также подвергли перекрестному допросу относительно его мнения о Сталине и о том, поддерживает ли он больше сталинский режим или Советский Союз. [ 27 ] В своих показаниях HUAC он заявил: «Я сказал вам, господин, что я не буду ничего обсуждать с людьми, которые убили шестьдесят миллионов моих людей, и я не буду обсуждать с вами Сталина». Позже он заметил: «Я буду обсуждать Сталина, когда когда-нибудь буду среди русских людей и буду петь для них, я буду обсуждать это там. Это их проблема». На вопрос, хвалил ли он Сталина во время своей предыдущей поездки в Советский Союз, Робсон ответил: «Не знаю». Когда его прямо спросили, изменил ли он свое мнение о Сталине, он умолял:

Что бы ни случилось со Сталиным, господа, это вопрос Советского Союза, и я бы не стал спорить с представителем народа, который, строя Америку, потратил впустую от шестидесяти до ста миллионов жизней моего народа, черных людей, перетянутых из Африки на плантации. Вы и ваши предки ответственны за смерть от шестидесяти до ста миллионов чернокожих людей на невольничьих кораблях и на плантациях, и, пожалуйста, не спрашивайте меня ни о ком. [ 34 ]

Возможный вызов советской политике

[ редактировать ]

Роберт Робинсон , афроамериканский инструментальный мастер, живший в СССР с 1930 года и встретивший Робсона в 1940-х годах, написал в своей автобиографии « Черное на красном: мои 44 года внутри Советского Союза» , а также заявил в интервью 1980-х годов Мартину. Дуберман , что он вспомнил слухи начала 1960-х годов о том, что у Робсона была «неприятная конфронтация» с Хрущевым по поводу антисемитизма. Историк Дуберман обнаружил несоответствия с датами Робинсона, но утверждает, что это затрагивает вопрос «решающего, хотя и неясного значения», который может пролить свет на последующую попытку самоубийства Робсона в Москве в марте 1961 года, а также на его паническую атаку, когда он проходил мимо советского посольства в Лондоне в сентябре. 1961 год, до его длительной госпитализации в Приорат по поводу психического заболевания. [ 35 ]

Робинсон уже давно решил, что Робсон не обращает внимания на суровые советские реалии, поскольку он отклонял многочисленные просьбы Робинсона о помощи при выезде из СССР. Робинсон до сих пор записывал свое изумление, когда во время концерта на заводе по производству подшипников (Робинсон называет дату 1961 г. но фотосвидетельства, предоставленные Дуберманом, указывают на 1960 год), Робсон включил «скорбную песню еврейской традиции, осуждающую их преследования на протяжении веков». [ 36 ] Напевая на идиш, с таким «криком в голосе», с такими кажущимися «призывами положить конец избиениям, ругательствам и убийствам евреев», он пришел к выводу, что Робсон сделал решительный выбор в пользу протеста против советского антисемитизма . Робинсон также вспоминает, как разговаривал с переводчиком Робсона и узнал, что он пел еврейские песни на других выступлениях, в том числе на крупных концертных площадках.

Робинсон утверждал, что слышал слух от пяти разных людей, никто из которых не знал друг друга и все были «должностными лицами внутри партийной структуры». Робсон якобы спросил Хрущева, правдивы ли сообщения в западной прессе о чистках евреев и широко распространенном институционализированном антисемитизме. [ 35 ] А Хрущев якобы взорвался на него, обвинив Робсона в попытке вмешательства в партийные дела. Робинсон также утверждал, что «никогда больше не слышал, чтобы его записи регулярно транслировались» по московскому радио, и «никогда не читал о нем ни слова в прессе». [ 36 ] Робсон никогда не вернется в Советский Союз после вышеупомянутой пятимесячной госпитализации.

Более поздние взгляды на коммунизм (1960-е годы)

[ редактировать ]

В первые дни его выхода на пенсию и даже после его смерти слухи о его здоровье и связи с его предполагаемым разочарованием в СССР продолжали распространяться. Были даже ложные утверждения о том, что он жил в «добровольной ссылке в Советском Союзе» в газете «Нью-Йорк Таймс» , которая назвала его «разочаровавшимся родным сыном». [ 37 ]

Ни разу за время своего выхода на пенсию (и за свою жизнь) Поль Робсон не упоминал о каком-либо несчастье или сожалениях по поводу своих убеждений в социализме или Советском Союзе, и он никогда не выражал никакого разочарования в его лидерах, включая Владимира Ленина и Иосифа Сталина . Более того, лишь несколько источников из сотен, опрошенных и исследованных двумя его биографами Мартином Дуберманом и Ллойдом Брауном, согласились с утверждениями основных средств массовой информации о предполагаемой озлобленности Робсона по поводу СССР. [ 38 ]

Анна Луиза Стронг , радикальный журналист-путешественник, заметила в 1965 году, что она всегда чувствовала, что «проблемы Пола имели глубокую психосоматическую причину в шоке и травме, которую он пережил в результате китайско-советского раскола [...] Пол имел очень глубокую любовь и преданность как СССР, так и китайской революции, и [...], следовательно, раскол, должно быть, был для него особенно тяжелым, поскольку его преданность всегда выражалась в страстной преданности, а не в теории». [ 39 ]

  1. ^ Дуберман 1989 , с. 189.
  2. ^ Дуберман 1989 , с. 185.
  3. ^ Дуберман 1989 , с. 184.
  4. ^ Верн Смит (15 января 1935 г.). « Я дома», — говорит Робсон на приеме в Советском Союзе» . Ежедневный работник . Проверено 30 января 2009 г.
  5. ^ Дуберман 1989 , с. 187.
  6. ^ Дэвид Леверинг Льюис , Художник и Гражданин: Пол Робсон, СССР , Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 1999.
  7. ^ Дуберман 1989 , с. 1207.
  8. ^ Дуберман 1989 , с. 232.
  9. ^ Дуберман 1989 , с. 307.
  10. ^ Дуберман 1989 , стр. 307–308.
  11. ^ Перейти обратно: а б Дуберман 1989 , стр. 301, 318, 440.
  12. ^ Комитет столетия Пола Робсона в районе залива, Хронология Пола Робсона (Часть 5) . Архивировано 25 мая 2011 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Комитет столетия Пола Робсона в районе залива, Хронология Пола Робсона (Часть 6) . Архивировано 23 февраля 2011 г. в Wayback Machine .
  14. ^ Стюарт 1998 , с. 225.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Дуберман 1989 , стр. 352–354 и примечание 690.
  16. ^ Перейти обратно: а б Барри Фингер (1998). «Поль Робсон: порочный мученик» . Новая политика . 7 (1). Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
  17. ^ Mikhoels-Vovsi, Natalya. Vremya i mwi , Tel-Aviv 1976, p. 190
  18. ^ Шостакович, Дмитрий. Свидетельство , Харпер Роу, 1979, стр. 188–189.
  19. ^ Маркиш, Эстер. Живое путешествие , 1978.
  20. ^ Перейти обратно: а б Робсон, Поль Робсон-младший 2008, Неоткрытый Поль Робсон: в поисках свободы, 1939–1976 , с. 152, в Око Бури
  21. ^ Льюис, Дэвид Леверинг 1998, Пол Робсон: Художник и гражданин , с. 226, Поль Робсон и СССР
  22. ^ «Русский концерт Пола Робсона 1949 года эксклюзивно на panartist.com» . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г.
  23. Живой концерт Поля Робсона в Москве в Зале Чайковского. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  24. Kurjer Codzienny, 10 июня 1949 г. (польская газета) [Перевод: «... после его комментариев ему был оказан необычайно сердечный прием... песня Варшавского гетто была с энтузиазмом принята публикой».]
  25. ^ Дуберман 1989 , с. 353.
  26. ^ Дуберман 1989 , стр. 352–353.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Дуберман 1989 , с. 354.
  28. ^ Фонер, Филипп. Выступает Поль Робсон: Негры и Советский Союз , 1978, с. 237
  29. ^ Фонер, Филипп. Выступает Поль Робсон: Негры и Советский Союз , 1978, с. 238
  30. ^ Тебе, любимый товарищ
  31. New World Review , апрель 1953 г.
  32. ^ Мартин Дуберман пишет Робсона
  33. ^ Дуберман, стр. 439–442.
  34. ^ « Вы — неамериканцы, и вам должно быть стыдно»: Поль Робсон предстает перед HUAC» . История имеет значение . Проверено 2 марта 2009 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Дуберман 1989 , стр. 735–736, примечания.
  36. ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Роберт «Черное на красном: мои 44 года в Советском Союзе [Акрополь, 1988], стр. 318–319.
  37. ^ Дуберман 1989 , глава «Попытка обновления».
  38. ^ Дуберман 1989 , главы «Пошатнувшееся здоровье» и «Попытка обновления».
  39. ^ Дуберман 1989 , с. 541.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97594f5562249b8bcb5e12b3a908f40a__1721715660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/0a/97594f5562249b8bcb5e12b3a908f40a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Political views of Paul Robeson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)