Апория
Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
В философии апория «буквально: «отсутствует проход», также : ( древнегреческий : ᾰ̓πορῐ́ᾱ , латинизированный : aporíā , букв. «тупик», «трудность в проходе», «загадка») представляет собой загадку или состояние замешательства. В риторике это заявление сомнения, сделанное с риторической целью и часто притворное.
Философия
[ редактировать ]В философии апория — это философская загадка или, казалось бы, неразрешимый тупик в исследовании, часто возникающий в результате одинаково правдоподобных, но противоречивых предпосылок, т. е. парадокса . Это также может обозначать состояние растерянности или растерянности в такой загадке или тупике. Понятие апории в основном встречается в греческой философии , но оно также играет роль в постструктуралистской философии, как, например, в трудах Жака Деррида и Люси Иригарей , а также служило инструментом исследования в аналитической философии .
Ранние диалоги Платона часто называют его «апоретическими» (греч. ἀπορητικός ) диалогами, потому что они обычно заканчиваются апорией. В таком диалоге Сократ расспрашивает своего собеседника о природе или определении понятия, например добродетели или мужества. Затем Сократ посредством электронного тестирования показывает своему собеседнику, что его ответ неудовлетворителен. После ряда таких неудачных попыток собеседник признается, что находится в апории относительно исследуемого понятия, делая вывод, что не знает, что это такое. Платона В «Меноне» (84a-c) Сократ описывает слабительный эффект доведения человека до апории: он показывает человека, который просто думал, что знает что-то, чего на самом деле он этого не знает, и вселяет в него желание исследовать это.
В » Аристотеля « Метафизике апория играет роль в его методе исследования. В отличие от рационалистического исследования, которое начинается с априорных принципов, или эмпиристского исследования, которое начинается с tabula rasa , он начинает «Метафизику» с обзора различных существующих апорий , опираясь, в частности, на то, что озадачивало его предшественников: «с целью науке, которую мы ищем [т. е. метафизике ], необходимо, чтобы мы сначала рассмотрели те вещи, относительно которых нам нужно с самого начала озадачиться» (995а24). Книга «Бета метафизики » представляет собой список апорий , которые занимают остальную часть работы.
При пирронизме апорию намеренно вызывают как средство вызвать атараксию .
Современные академические исследования этого термина дополнительно характеризуют его использование в философских дискурсах. В книге «Апоретика: рациональное обсуждение перед лицом непоследовательности» (2009) Николас Решер занимается методами, с помощью которых апория, или «апория», интеллектуально обрабатывается и разрешается. В предисловии Решер определяет эту работу как попытку «синтезировать и систематизировать апоретическую процедуру борьбы с информационной перегрузкой (или « когнитивным диссонансом », как его иногда называют)» (ix). Текст полезен еще и тем, что дает более точное (хотя и специализированное) определение понятия: «любая когнитивная ситуация, в которой перед нами стоит угроза противоречивости» (1). Далее Решер представляет свое конкретное исследование апории, квалифицируя этот термин как «группу индивидуально правдоподобных, но коллективно несовместимых тезисов», обозначение, которое он иллюстрирует следующим силлогизмом или «группой разногласий»:
1. Следует верить тому, что говорит нам вид наших глаз.
2. Зрение подсказывает нам, что палка погнута.
3. Следует верить тому, что говорит нам прикосновение руки.
4. Прикосновение говорит нам, что палка прямая. (2)
Апория, или «апория» этого силлогизма заключается в том, что, хотя каждое из этих утверждений мыслимо индивидуально, вместе они непоследовательны или невозможны (т. е. составляют парадокс ) . Исследование Решера свидетельствует о продолжающихся научных исследованиях концепции апории и, более того, о продолжающихся попытках ученых перевести это слово, описать его современное значение.
Риторика
[ редактировать ]Апория также является риторическим приемом, с помощью которого говорящий выражает сомнение — часто притворное — относительно своей позиции или риторически спрашивает аудиторию , как говорящему следует действовать. Одной из целей апории может быть дискредитация оппонента говорящего. Апорию еще называют dubitatio . Например:
У меня нет недостатка в информации о вас и вашей семье; но я не знаю, с чего начать. Рассказать ли вам, как ваш отец Тром был рабом в доме Элпиаса, который содержал начальную школу близ храма Тесея, и как он носил кандалы на ногах и деревянный ошейник на шее? Или как ваша мать практиковала свадебные церемонии при дневном свете в флигеле по соседству с Геросом-костоправом и так воспитала вас, чтобы вы играли в живых картинах и преуспевали в второстепенных ролях на сцене?
См. также
[ редактировать ]- Антиномия
- Познание
- Сомнительное настроение
- Фигура речи
- Интуиция
- Риторический вопрос
- Мысленный эксперимент
- Парадоксы Зенона
- гордиев узел
Ссылки
[ редактировать ]- «Апория». Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). 1989.
- Хармон, Уильям (2009). Справочник по литературе . Река Аппер-Седл, штат Нью-Джерси: Пирсон. ISBN 978-0-205-02401-8 .
- Кофман, Сара (1983). «За пределами Апории?». Бенджамин, Эндрю (ред.). Постструктуралистская классика . Лондон: Рутледж. стр. 7–44.
- Василис Политис (2006). «Апория и поиск у раннего Платона» в под ред. Л. Джадсона и В. Карасманиса. Вспоминая Сократа . Издательство Оксфордского университета.
- Решер, Николас (2009). Апоретики . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-6057-7 .
- Смит, Герберт Вейр (1920). Греческая грамматика . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 674. ИСБН 0-674-36250-0 .