Связь между математикой и физикой
Связь между математикой и физикой была предметом изучения философов , математиков и физиков с античных времен , а в последнее время также историков и педагогов . [2] Обычно считаются отношениями большой близости, [3] математику называют «важнейшим инструментом физики». [4] а физику описывают как «богатый источник вдохновения и понимания математики». [5]
В своей работе «Физика» одна из тем, рассматриваемых Аристотелем , касается того, чем исследования, проводимые математиками, отличаются от исследований, проводимых физиками. [6] Соображения о том, что математика является языком природы, можно найти в идеях пифагорейцев : убеждениях, что «Числа правят миром» и «Все есть число», [7] [8] а два тысячелетия спустя были также высказаны Галилео Галилеем : «Книга природы написана языком математики». [9] [10]
Историческое взаимодействие [ править ]
Прежде чем дать математическое доказательство формулы объема сферы , физические рассуждения, чтобы найти решение ( Архимед использовал представляя балансировку тел на шкале). [11] Начиная с семнадцатого века, многие из наиболее важных достижений в математике, казалось, были мотивированы изучением физики, и это продолжалось в последующие столетия (хотя в девятнадцатом веке математика начала становиться все более независимой от физики). [12] [13] Создание и развитие исчисления были тесно связаны с потребностями физики: [14] Возникла необходимость в новом математическом языке, который мог бы справиться с новой динамикой , возникшей в результате работ таких ученых, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон . [15] В этот период между физикой и математикой не было большого различия; [16] Например, Ньютон рассматривал геометрию как раздел механики . [17] С течением времени математика, используемая в физике, становилась все более сложной, как в случае с теорией суперструн . [18] Нетрадиционные связи между двумя областями обнаруживаются постоянно, как, например, в словаре Ву – Янга 1975 года , который связывал понятия калибровочной теории с дифференциальной геометрией . [19]
Физика – это не математика [ править ]
Несмотря на тесную связь математики и физики, они не являются синонимами. В математике объекты могут быть определены точно и логически связаны, но объект не обязательно должен иметь отношение к экспериментальным измерениям. В физике определения — это абстракции или идеализации, приближения, адекватные по сравнению с миром природы. Например, Ньютон построил физическую модель на основе таких определений, как основанное на наблюдениях, что привело к развитию исчисления и высокоточной планетарной механики, но позже это определение было заменено улучшенными моделями механики. [20] Математика имеет дело с сущностями, свойства которых могут быть известны с уверенностью . [21] По мнению Дэвида Юма , только в логике и математике утверждения могут быть доказаны (будучи известны с полной достоверностью). В то время как в физическом мире невозможно знать свойства его существ абсолютным или полным образом, это приводит к ситуации, которую Альберт Эйнштейн сформулировал следующим образом: «Никакое количество экспериментов не может доказать мою правоту; единственный эксперимент может доказать мою неправоту. " [22]
Философские проблемы [ править ]
Некоторые из проблем, рассматриваемых в философии математики, следующие:
- Объясните эффективность математики в изучении физического мира: «Здесь возникает загадка, которая во все времена волновала пытливые умы. Как может быть, что математика, будучи в конце концов продуктом человеческой мысли, независимой от опыта , так превосходно соответствует объектам реальности?» - Альберт Эйнштейн , в «Геометрии и опыте» (1921). [23]
- Четко разграничьте математику и физику: для некоторых результатов или открытий трудно сказать, к какой области они относятся: к математике или к физике. [24]
- Что такое геометрия физического пространства? [25]
- Каково происхождение аксиом математики? [26]
- Как влияет уже существующая математика на создание и развитие физических теорий ? [27]
- Является ли арифметика аналитической или синтетической? (из Канта см. Аналитико-синтетическое различие ) [28]
- В чем существенная разница между проведением физического эксперимента, чтобы увидеть результат, и математическим расчетом, чтобы увидеть результат? (из дебатов Тьюринга и Витгенштейна ) [29]
- Означают ли теоремы Гёделя о неполноте , что физические теории всегда будут неполными? (от Стивена Хокинга ) [30] [31]
- Математика изобретена или открыта? (вопрос тысячелетней давности, поднятый, среди прочего, Марио Ливио ) [32]
Образование [ править ]
В последнее время эти две дисциплины чаще всего преподаются раздельно, несмотря на всю взаимосвязь физики и математики. [33] Это побудило некоторых профессиональных математиков, которые также интересовались математическим образованием , таких как Феликс Кляйн , Ричард Курант , Владимир Арнольд и Моррис Клайн , решительно выступать за преподавание математики способом, более тесно связанным с физическими науками. [34] [35]
См. также [ править ]
- Чистая математика
- Прикладная математика
- Теоретическая физика
- Математическая физика
- Неевклидова геометрия
- ряд Фурье
- Коническое сечение
- Законы движения планет Кеплера
- Сохранение явлений
- Позитрон § История
- Необоснованная эффективность математики в естественных науках
- Гипотеза математической вселенной
- Парадоксы Зенона
- Аксиоматическая система
- Математическая модель
- Шестая проблема Гильберта
- Эмпиризм
- Логизм
- Формализм
- Математика общей теории относительности
- Бурбаки
- Экспериментальная математика
- История уравнений Максвелла
- Философия математики § Платонизм
- История астрономии
- Почему Джонни не может добавить
Ссылки [ править ]
- ^ Джед З. Бухвальд; Роберт Фокс (10 октября 2013 г.). Оксфордский справочник по истории физики . ОУП Оксфорд. п. 128. ИСБН 978-0-19-151019-9 .
- ^ Уден, Олаф; Карам, Рикардо; Пьетрокола, Маурисио; Поспих, Геше (20 октября 2011 г.). «Моделирование математических рассуждений в физическом образовании». Наука и образование . 21 (4): 485–506. Бибкод : 2012Sc&Ed..21..485U . дои : 10.1007/s11191-011-9396-6 . S2CID 122869677 .
- ^ Фрэнсис Байи; Джузеппе Лонго (2011). Математика и естественные науки: физическая особенность жизни . Всемирная научная. п. 149. ИСБН 978-1-84816-693-6 .
- ^ Санджай Морешвар Ваг; Дилип Абасахеб Дешпанде (27 сентября 2012 г.). Основы физики PHI Learning Pvt. ООО п. 3. ISBN 978-81-203-4642-0 .
- ^ Атья, Майкл (1990). О творчестве Эдварда Виттена (PDF) . Международный конгресс математиков. Япония. стр. 31–35. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2017 г.
- ^ Лир, Джонатан (1990). Аристотель: желание понять (Реп. ред.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. п. 232 . ISBN 9780521347624 .
- ^ Жерар Ассаяг; Ганс Г. Файхтингер; Хосе-Франсиско Родригес (10 июля 2002 г.). Математика и музыка: Математический форум Дидро . Спрингер. п. 216. ИСБН 978-3-540-43727-7 .
- ^ Аль-Расаси, Ибрагим (21 июня 2004 г.). «Все есть число» (PDF) . Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2014 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Аарон Канторович (1 июля 1993 г.). Научное открытие: логика и мастерство . СУНИ Пресс. п. 59. ИСБН 978-0-7914-1478-1 .
- ^ Кайл Форинаш, Уильям Рамси, Крис Лэнг, Математический язык природы Галилея . Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Артур Мазер (26 сентября 2011 г.). Эллипс: историческое и математическое путешествие . Джон Уайли и сыновья. п. 5. Бибкод : 2010ehmj.book.....M . ISBN 978-1-118-21143-4 .
- ^ EJ Post, История физики как упражнение в философии, с. 76.
- ^ Аркадий Плотницкий, Нильс Бор и дополнительность: введение, с. 177 .
- ^ Роджер Г. Ньютон (1997). Правда науки: физические теории и реальность . Издательство Гарвардского университета. стр. 125–126 . ISBN 978-0-674-91092-8 .
- ^ Эоин П. О'Нил (редактор), Что вы делали сегодня, профессор?: Пятнадцать ярких ответов из Тринити-колледжа в Дублине, стр. 62 .
- ^ Тимоти Гауэрс ; Джун Барроу-Грин; Имре Лидер (18 июля 2010 г.). Принстонский спутник математики . Издательство Принстонского университета. п. 7. ISBN 978-1-4008-3039-8 .
- ^ Дэвид Э. Роу (2008). «Евклидова геометрия и физическое пространство». Математический интеллект . 28 (2): 51–59. дои : 10.1007/BF02987157 . S2CID 56161170 .
- ^ «Теории струн» . Частица Центральная . Технологии Четырех Пиков . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Зейдлер, Эберхард (3 сентября 2008 г.). Квантовая теория поля II: Квантовая электродинамика: мост между математиками и физиками . Springer Science & Business Media. ISBN 978-3-540-85377-0 .
- ^ Фейнман, Ричард П. (2011). «Характеристика силы». Фейнмановские лекции по физике. Том 1: В основном механика, радиация и тепло (издание нового тысячелетия, первая опубликованная редакция в мягкой обложке). Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-02493-3 .
- ^ Философия математического образования Пола Эрнеста (2002)
- ^ Основы физики - Том 2 - страница 627, Дэвид Холлидей, Роберт Резник, Джерл Уокер (1993)
- ^ Альберт Эйнштейн , Геометрия и опыт .
- ^ Пьер Берже, От ритмов к хаосу .
- ^ Гэри Карл Хэтфилд (1990). Естественное и нормативное: теории пространственного восприятия от Канта до Гельмгольца . МТИ Пресс. п. 223. ИСБН 978-0-262-08086-6 .
- ^ Гила Ханна ; Ганс Нильс Янке; Хельмут Пулте (4 декабря 2009 г.). Объяснение и доказательство в математике: философские и образовательные перспективы . Springer Science & Business Media. стр. 29–30. ISBN 978-1-4419-0576-5 .
- ^ «Уловка или правда сообщества FQXi: загадочная связь между физикой и математикой» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Джеймс Ван Клив, профессор философии Университета Брауна (16 июля 1999 г.). Проблемы Канта . Издательство Оксфордского университета, США. п. 22. ISBN 978-0-19-534701-2 .
- ^ Людвиг Витгенштейн; Р.Г. Бозанке; Кора Даймонд (15 октября 1989 г.). Лекции Витгенштейна по основам математики, Кембридж, 1939 . Издательство Чикагского университета. п. 96. ИСБН 978-0-226-90426-9 .
- ^ Пудлак, Павел (2013). Логические основы математики и сложность вычислений: краткое введение . Springer Science & Business Media. п. 659. ИСБН 978-3-319-00119-7 .
- ^ «Стивен Хокинг. «Гедель и конец Вселенной» » . Архивировано из оригинала 29 мая 2020 г. Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Марио Ливио (август 2011 г.). «Почему математика работает?» . Научный Американ : 80–83.
- ^ Карам; Поспих; и Пьетрокола (2010). « Математика на уроках физики: развитие структурных навыков »
- ^ Стахов « Принцип математической красоты Дирака, математика гармонии »
- ^ Ричард Леш; Питер Л. Гэлбрейт; Кристофер Р. Хейнс; Эндрю Херфорд (2009). Моделирование компетенций учащихся по математическому моделированию: ICTMA 13 . Спрингер. п. 14. ISBN 978-1-4419-0561-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Арнольд, VI (1999). «Математика и физика: мать и дочь или сестры?». Успехи физики . 42 (12): 1205–1217. Бибкод : 1999PhyU...42.1205A . дои : 10.1070/pu1999v042n12abeh000673 . S2CID 250835608 .
- Арнольд, VI (1998). «О преподавании математики» . Российские математические обзоры . 53 (1). Перевод А.В. Горюнова: 229–236. Бибкод : 1998РуМаС..53..229А . doi : 10.1070/RM1998v053n01ABEH000005 . S2CID 250833432 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- Атья, М .; Дейкграаф, Р.; Хитчин, Н. (1 февраля 2010 г.). «Геометрия и физика» . Философские труды Королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 368 (1914): 913–926. Бибкод : 2010RSPTA.368..913A . дои : 10.1098/rsta.2009.0227 . ПМК 3263806 . ПМИД 20123740 .
- Бониоло, Джованни; Будинич, Паоло; Тробок, Майда, ред. (2005). Роль математики в физических науках: междисциплинарный и философский аспекты . Дордрехт: Спрингер. ISBN 9781402031069 .
- Коливан, Марк (2001). «Чудо прикладной математики» (PDF) . Синтезируйте . 127 (3): 265–277. дои : 10.1023/А:1010309227321 . S2CID 40819230 . Проверено 30 мая 2014 г.
- Дирак, Поль (1938–1939). «Связь математики и физики» . Труды Королевского общества Эдинбурга . 59 Часть II: 122–129 . Проверено 30 марта 2014 г.
- Фейнман, Ричард П. (1992). «Связь математики с физикой». Характер физического закона (переиздание). Лондон: Книги Пингвина. стр. 35–58. ISBN 978-0140175059 .
- Харди, GH (2005). Апология математика (PDF) (Первое электронное издание). Общество математических наук Университета Альберты. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2021 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- Хитчин, Найджел (2007). «Взаимодействие математики и физики» . ARBOR Ciencia, Pensamiento y Cultura . 725 . Проверено 31 мая 2014 г.
- Харви, Алекс (2012). «Разумная эффективность математики в физических науках». Общая теория относительности и гравитация . 43 (2011): 3057–3064. arXiv : 1212.5854 . Бибкод : 2011GReGr..43.3657H . дои : 10.1007/s10714-011-1248-9 . S2CID 121985996 .
- Нойманн, Джон фон (1947). «Математик». Работы разума . 1 (1): 180–196. ( часть 1 ) ( часть 2 ).
- Пуанкаре, Анри (1907). Ценность науки (PDF) . Перевод Джорджа Брюса Холстеда. Нью-Йорк: Научная пресса.
- Шлагер, Нил; Лауэр, Джош, ред. (2000). «Тесная связь между математикой и физикой» . Наука и ее времена: понимание социального значения научных открытий . Том. 7: 1950 по настоящее время. Группа Гейл. стр. 226–229 . ISBN 978-0-7876-3939-6 .
- Вафа, Камран (2000). «О будущем взаимодействия математики и физики». Математика: границы и перспективы . США: АМС. стр. 321–328. ISBN 978-0-8218-2070-4 .
- Виттен, Эдвард (1986). Физика и геометрия (PDF) . Материалы Международной конференции математиков. Беркли, Калифорния. стр. 267–303. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 г. Проверено 27 мая 2014 г.
- Юджин Вигнер (1960). «Необоснованная эффективность математики в естественных науках» . Сообщения по чистой и прикладной математике . 13 (1): 1–14. Бибкод : 1960CPAM...13....1W . дои : 10.1002/cpa.3160130102 . S2CID 6112252 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2011 г. Проверено 27 мая 2014 г.