Гамелан гонг кебьяр
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2009 г. ) |
![]() Женщины-гамелан играли на противоположных сторонах большой открытой сцены, пока выступали танцоры. | |
Изобретатель(и) | Балийский |
---|---|
Развитый | Индонезия |
Гамелан гонг кебьяр — стиль или жанр музыки балийской гамелана Индонезии . Кебьяр означает «вспыхнуть или разорваться», [ 1 ] и относится к взрывным изменениям темпа и динамики, характерным для этого стиля.
Музыка гонг-кебьяра основана на пятитоновой гамме, называемой пелог селисир (тона 1, 2, 3, 5 и 6 семитоновой гаммы пелог ), и характеризуется яркими звуками, синкопами , внезапными и постепенными изменениями звука. цвет , динамика , темп и артикуляция , а также сложные, дополняющие друг друга взаимосвязанные мелодические и ритмические узоры, называемые котекан .
История
[ редактировать ]Впервые зарегистрировано существование гамелан гонг кебьяра на Северном Бали в начале 1900-х годов. Первое публичное выступление состоялось в декабре 1915 года на соревнованиях по гонгу гамелан в Джагараге, Северный Бали.
После вторжения на остров голландские оккупанты ответили на международную критику строительством культурных учреждений. Они спонсировали эти соревнования до тех пор, пока японские войска не прекратили свое правление во Второй мировой войне.
Религиозное и культурное значение
[ редактировать ]Помимо конкурсов искусств по всему острову, гамелан гонг кебьяр стал неотъемлемой частью современных индуистских церемоний Бали. Они необходимы для ежегодных церемоний рождения в храмах, одалана , а также крупных праздников в качестве сопровождения священных танцев. Они также подходят для класса ритуалов, сосредоточенных вокруг человеческой жизни, Путра Манусиа , таких как свадьбы.
Инструменты
[ редактировать ]Инструменты гамелан гонг кебьяр предлагают широкий диапазон высот и тембров , в пределах пяти октав от самых глубоких гонгов до самой высокой тональности гангсы . Верхние частоты можно охарактеризовать как «пронзительные», низкие — «громкие и продолжительные», а барабаны — как «четкие». Кебярские инструменты чаще всего группируются попарно или «по полу». Каждая пара состоит из мужского и женского инструмента, женский немного больше и немного ниже по высоте. см. в разделе настройки в этой статье. Дополнительную информацию
Ключевые инструменты
[ редактировать ]Большинство инструментов в кебьяре представляют собой металлофоны с клавишами , бронзовые клавиши которых опираются на подвешенные аккорды над бамбуковыми резонаторами. Инструменты часто имеют богато украшенную резную деревянную рамку. Секция гангса в гамелан гонг кебьяре - самая большая секция, состоящая из 13-14 игроков. На инструментах гангса играют молотком, называемым пангул гангса . Молоток различается по твердости в зависимости от инструмента и его диапазона. Клавиши расположены снизу вверх, слева направо. По ключу ударяют молотком в одной руке и демпфируют пальцем и вторым суставом другой руки. На клавишах можно играть одним из трех способов:
- Ударьте по клавише и позвольте ей резонировать, пока звук не затихнет.
- Ударьте по клавише и заглушите непосредственно перед взятием следующей ноты мелодии или одновременно с ней. Это особенно хорошо для взаимосвязанных деталей .
- Ударьте, демпфируя. Получается сухой, пронзительный щелчок.
Инструменты гангса воспроизводят сложные орнаменты (цветы) на основной мелодии ( покок , или ствол дерева) музыкального произведения. Взрывное ощущение стиля гонг-кебьяр проистекает главным образом из динамического диапазона этих инструментов, чьи яркие, резкие тона могут звучать как от мягкого и сладкого до чрезвычайно громкого и агрессивного. Каждая гендерная пара гангса (мужчина/женщина) также делится на две взаимосвязанные мелодические части: поло (в основном игра в такт) и сангсих (в основном игра в такт) во время котекана , что позволяет создавать чрезвычайно быстрые, виртуозные и сложные паттерны. играл.
Кантиланская бронза
[ редактировать ]В кебьяре четыре кантилана: двое мужчин и две женщины. См. гендерные инструменты в этой статье. Эти инструменты имеют самое высокое звучание в ансамбле кебяр, самая высокая нота составляет около C7. Он имеет десять клавиш и диапазон в две октавы, на нем играют деревянным молотком. Игроки часто сидят на полу, играя на этом инструменте.
Пемаде бронза
[ редактировать ]также есть четыре пемаде В кебьяре : двое мужчин и две женщины. Эти инструменты также имеют десять клавиш, диапазон в две октавы, на них играют деревянным молотком, но они ровно на одну октаву ниже, чем кантилан. Игроки часто сидят на полу, играя на этом инструменте.
Угал
[ редактировать ]часто бывает только один угал В ансамбле кебяров , и то, как правило, женский. Его играет один из руководителей ансамбля. Иногда используется второй, мужской угал. Угал выше других гангса, и игрок сидит на коротком табурете, чтобы игрок мог легко ориентироваться в ансамбле визуально. Инструмент также имеет 10 клавиш с диапазоном в две октавы, и на нем играют твердым деревянным молотком, немного больше, чем у других пангулов гангса , и обычно с дополнительными украшениями, поэтому иногда театральные реплики лидера активно привлекают внимание. Его ноты на октаву ниже, чем у гангсы пемаде . Угалы играют комбинацию партий и реплик гангсы, мелодичных соло и основной мелодии с расцветками. Первый, передний угал, передает и воспроизводит элементы переплетенной партии гангса поло (партии, которая чаще всего звучит в такт), а если есть второй угал, то он воспроизводит элементы партии сангсих (ноты гангсы чаще в такт). ).
Джублаг
[ редактировать ]Выше по высоте, чем джегог, находится джублаг (или чалунг ; см. соответствующий ксилофонный калунг ). Для этого инструмента, как и джегог, также требуются длинные резонирующие бамбуковые трубки, поэтому на нем часто играют, сидя на маленьком табурете, и он состоит из одной пары «женщина/мужчина». Эти инструменты имеют диапазон в одну октаву, между пемаде и угалом . Некоторые из них имеют пять тональностей (1, 2, 3, 5 и 6), но семитональный джублаг также часто встречается на Бали (хотя ансамбли гонг-кебьяр обычно не используют ноты 4 и 7, используя только гамму пелог селисир). Обычно он играет с дробными числами покока ; по клавишам нажимают чаще, чем на чегогане , и обычно реже, чем на угале (игра на пококе ). Часть джублаг часто представляет собой полный покок , а часть угал включает в себя некоторые орнаменты и завитушки; однако джублаг , например, не воспроизводит полные последовательности кебяра. Этот инструмент находится на одну октаву выше джегогана и перекрывает тон с угалом .
Джегоган
[ редактировать ]В кебьяре есть два чегогана (в повседневной речи сокращенно до «жегог»): один мужчина и одна женщина. Эти инструменты имеют диапазон в одну пятую и находятся на одну октаву ниже джублага. Клавиши значительно больше, чем у других гангса , и на них играют большим сферическим молотком с тканевым покрытием и резиновой подкладкой. Чегоган играет самые глубокие ноты в ансамбле, обычно играя ключевые ноты основной мелодии музыкального произведения, а не каждую ноту этой мелодии.
Семейство вертикально подвешенных гонгов
[ редактировать ]Гонги бывают разных размеров и обеспечивают структуру фразировки музыки, повторяя рисунок из четырех или восьми долей. Этот паттерн называется циклом гонга . Гонги устанавливаются вертикально.
Большой гонг
[ редактировать ]Также называемый просто гун , гун гэдэ является самым глубоким и самым резонансным звуком. Геде , иногда пишется где , на балийском языке означает «большой». Поскольку это самый большой из гонгов, он считается самым священным инструментом в кебьяре. Его никогда не затухают, ему всегда позволяют разлагаться. Благодаря своему глубокому тону он проникает сквозь весь ансамбль и его слышно на многие мили. По нему ударяют большим молотком с мягкой набивкой.
Кемпер
[ редактировать ]Гонг среднего размера, кемпур очень похож на гонг геде , поскольку имеет очень похожие качества, но его высота чуть выше (примерно на октаву и пятую часть выше). По нему ударяют большим молотком с мягкой набивкой.
Клентонг
[ редактировать ]Также известный как кемонг , он намного меньше и выше по звуку, чем кемпур . По нему ударяют более твердым молотком, чем по гонг-геде или кемпуру , что позволяет ему иметь более острую атаку.
Чайник Гонг Семейство
[ редактировать ]Гонги чайников круглые, бронзовые, с наклоном. Их часто устанавливают горизонтально на подвесных поясах как часть рамы. При таком расположении внизу имеется отверстие, сверху слегка скошенная дужка и выступающий центр, называемый выступом . Чайники расположены снизу вверх, слева направо. Обычно на них играют деревянным молотком, обернутым на одном конце веревкой (чтобы смягчить атаку), или концом молотка, который представляет собой голое, обработанное дерево. Молотки держат по одному в каждой руке как продолжение заостренных указательных пальцев. Существует четыре обычных удара:
- На бобышке струнной частью молотка и сразу же отпустите, чтобы он мог свободно вибрировать.
- На бобышке с помощью струнной части молотка, но прижатой для гашения вибрации.
- На носовой части чайника имеется деревянный кончик молотка, позволяющий свободно звенеть.
- На носовой части чайника деревянным кончиком молотка, но прижатым, чтобы заглушить звон.
Горизонтальные гонги для чайников на раме
[ редактировать ]Рейонг
[ редактировать ]Этот инструмент , также пишется как реонг , состоит из 12 чайников, установленных горизонтально в ряд на раме. На нем играют четыре музыканта, каждый из которых отвечает за от 2 до 4 чайников. Игроки, сидящие в ряд, делятся на две группы: первая состоит из первого и третьего игроков в ряду, вторая — из второго и четвертого игроков. Оба человека в одной группе играют одну и ту же партию, но с разницей в удвоенную октаву. Части первой и второй групп, играемые вместе, переплетаются . есть У рейонга как мелодичные, так и немелодичные ударные роли.
Тромпонг
[ редактировать ]
Тромпонг гамелан обычно не используется в кебьяре, так как он связан со старыми жанрами, такими как гонг где . Однако когда он используется, его располагают перед ансамблем, лицом к публике. Построенный аналогично рэйонгу , он состоит из 10 чайников с диапазоном в две октавы. Его играет только один человек, и этим человеком может быть руководитель ансамбля, который сидит на невысокой табуретке и играет основную мелодическую линию. На тромпонге также играют танцоры в танцевальных произведениях, таких как Кебьяр Тромпонг и Кебьяр Дудук . Из-за размера инструмента мелодии составлены таким образом, чтобы можно было медленно менять свое положение, чтобы достичь крайних пределов диапазона.
Индивидуальные горизонтальные ручные гонги-чайники
[ редактировать ]Мой собственный
[ редактировать ]Тава -тава — это небольшой чайник, который держат на коленях или в руке и ударяют по головке молотком с мягкой круглой головкой. Он воспроизводит ритм гонга и действует как метроном.
Кемпли или Каджар
[ редактировать ]Кемпли представляют собой небольшие чайники, установленные на шнурах , и каджар натянутых на подставку в виде коробки. В основном они используются как инструменты для поддержания темпа. На них обычно играют палочкой, обернутой шнуром, как на рейонге и тромбонге . Чайник ударяют по чашечке, одновременно демпфируя его другой рукой, чтобы получить более резкий и сухой звук.
Келенанг
[ редактировать ]Также пишется «кленан» : это очень маленький чайник, около 5 дюймов в диаметре, который либо ставится на подставку, либо держится в руках. В нее тоже играют палочкой, обернутой шнуром. Он воспроизводит каждую вторую долю темпа, обычно чередуя с кемпли или тава-тава .
Каджар
[ редактировать ]Каджар — это небольшой чайник с утопленным выступом, который держат на коленях и играют твердой палкой. Каджар играет акценты на важных частях ритма.
Инструменты основного ритма
[ редактировать ]Кенданг
[ редактировать ]Кенданг . — двуглавый барабан из джекфрутового дерева и коровьей кожи Внешний вид имеет форму усеченного конуса, а внутреннее пространство напоминает песочные часы. Эта форма и фиксирующее действие кожаных ремней создают две разные, приблизительные настройки в одном барабане. Как и большинство инструментов гамелан, кенданг парные: большая, ведущая часть, женская, вадон , и другая мужская, лананг . Поверхности внутри кенданг вадон имеют более прямую форму, чем у лананга , что приводит к более резонансному и громкому тембру.
Подобно слогам для звуковых слогов, используемым для звуковых инструментов, кенданг имеет набор звукоподражательных разговорных слогов для каждого удара, производящих в общей сложности 14 типов звука. В Кенданге играют либо только голыми руками, либо голыми руками плюс один молоток. Исполнитель кенданг вадон обычно возглавляет иерархию ансамбля, задавая темп и слуховые переходы, как дирижер.
Партия кенданг - самая сложная в гун кебьяре, основанная на богатом словаре быстрых, синкопированных паттернов, соответствующих настроению и развитию музыкальной тональности. Барабанщик Лананга отвечает за заполнение соответствующей соединительной части . Игроки в кенданг могут сидеть лицом в одну сторону: вадон впереди, а лананг сзади.
Цэн-сенг
[ редактировать ]Этот инструмент, произносимый как /t͡ʃeŋ t͡ʃeŋ/, состоит из нескольких маленьких перекрывающихся тарелок, привязанных к рамке. На раме часто вырезают изображение животного, чаще всего черепахи, поскольку мифическая черепаха, как говорят, несет на своей спине остров Бали. Игрок держит пару одинаковых тарелок с бамбуковыми или текстильными ручками, ударяя по неподвижным тарелкам быстро, равномерно или с асимметричными акцентами кендангом или рейонгом .
Мягкие мелодичные инструменты
[ редактировать ]Флейта
[ редактировать ]один из двух инструментов, способных изменять высоту звука, Сулинг, представляет собой вертикальную бамбуковую флейту. Сулинг бывает разных размеров: от пикколо <1 фута до хриплого 5 футов. Секция сулинг удваивает и украшает мелодию; с самым высоким регистром Сулинг имеет полную свободу действий для импровизации. Игрок дышит по кругу , чтобы поддерживать постоянный тон звука. Своеобразное качество балийского сулинга , отличное от сунданского сулинга , представляет собой комбинированное вибрато, возникающее в результате неравномерного сгибания челюсти и движений языка.
Компания Suling сохранила полную септатоническую настройку придворного гамелана и может получить доступ к тонам в промежутках между тонами клавишных инструментов для достижения эффекта.
скрипка
[ редактировать ]Ребаб — это скрипка с шипами , на которой играют смычком. он используется лишь иногда, В кебьяре так как его часто заглушают металлофоны. Его мелодическая линия похожа на сулинг , иногда достигая высоты септатонической гаммы. У него всего две струны, настроенные на западную четверть друг от друга, которые никогда не касаются неладовой накладки грифа. Это позволяет игроку менять ноты, нажимая на струну, сгибая ее в сторону, сдвигая или меняя струны.
В отличие от западного струнного смычка, смычок ребаба более глубокий и держится снизу, как у виолы да гамба . Большой палец игрока оказывает давление непосредственно на волосы, чтобы контролировать натяжение.
Тюнинг и пол
[ редактировать ]Ни в одной балийской музыке нет стандартной высоты звука. Вообще говоря, все инструменты в ансамбле гамелан гонг кебьяр изготавливаются и настраиваются одновременно. Каждый ансамбль настраивается сам на себя, поэтому практически невозможно удалить инструмент из одного ансамбля, чтобы использовать его в другом и добиться соответствия тональности. Однако в любом ансамбле инструменты имеют гендерную принадлежность, и их индивидуальная настройка зависит от пола этого инструмента.
Почти каждый инструмент в ансамбле кебяр сочетается с мужским и женским аналогом. Каждый инструмент в паре настроен иначе, чем его аналог: один выше, другой ниже. При одновременной игре на более высоком инструменте (известном как пенгисеп или «ингалятор») и на более низком инструменте (известном как пенгумбанг или «выдох») создается эффект биения ( омбак ) за счет симпатического резонанса , создавая общее мерцающее, пульсирующее качество. Женский инструмент настроен ниже, а мужской - выше. Например, одна нота женского пемаде гангса может быть настроена на 220 Гц , а мужская пемаде гангса может быть настроена немного выше, до 228 Гц. Некоторые ансамбли кебьяра настроены так, что ансамбль нумбана настроен так, что удары становятся значительно быстрее на более высоких частотах, при этом самые низкие ноты чегога различаются почти на четверть тона. Гендерная пара гангса будет играть взаимосвязанные мелодии котекан, так что в каждой паре одна взаимосвязанная часть (поло или сангсих) приходится на женский инструмент, а другая - на мужской инструмент. Вторая пара этого инструмента (например, pemade ) использует противоположную аранжировку, так что каждую партию играет по одному инструменту каждого пола: женское поло, мужской сангсих, женский сангсих и мужское поло, для полного баланса.
Кебяр музыка
[ редактировать ]Кебяр
[ редактировать ]Его тезка относится к взрывной, преимущественно безразмерной части, обозначающей вступление и некоторые переходы кебярских композиций. Композиционный стиль заимствован из кебьяра легонга из Булеленга, Северный Бали, для которого характерны длинные ноты максимальной громкости, одновременно исполняемые всем ансамблем, свободно звенящие глиссанди, драматические изменения темпа и ритмические триоли.
Победите новые творения
[ редактировать ]Табух креаси бару («новые композиции») — основной тип инструментальной музыки в гамелан гонг кебьяре. Характеризуясь последовательностью отрывков с участием каждой инструментальной группы, они были «восторженными» и «свободно построенными» в начале 20-го века, но становились все более стандартизированными. [ 2 ]
Цикл гонга
[ редактировать ]Музыка разделена на 4 ударные группы, весь этот ритмический цикл называется гонган . Гонги делят гонган на части: гонг аген , самый большой гонг, отмечает конец гонгана, меньшие гонги отмечают 4-ю или 8-ю долю, а самые маленькие гонги очерчивают пульс.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 451. ИСБН 978-0-226-79283-5 .
- ^ Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века , стр. 371–372. Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226792835 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голд, Л. (2005). Музыка на Бали: наслаждение музыкой, выражение культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Макфи, К. (1966). Музыка на Бали: исследование формы и инструментальная музыка на Бали . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета.
- Билл Ремус, Инструменты для Gamelan Bali. Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine.