Иоло Моргануг
Иоло Моргануг | |
---|---|
![]() Рисунок Иоло Морганва (ок. 1800 г.) неизвестного художника в Национальной библиотеке Уэльса. | |
Рожденный | Эдвард Уильямс 10 марта 1747 г. Пен-онн, долина Гламорган , Уэльс |
Умер | 18 декабря 1826 г. | (79 лет)
Занятие | Каменщик , поэт и коллекционер |
Язык | валлийский |
Национальность | валлийский |
Эдвард Уильямс , более известный под своим бардским именем Иоло Морганвг ( [ˈjɔlɔ mɔrˈɡanʊɡ] ; 10 марта 1747 — 18 декабря 1826), был валлийским антикваром , поэтом и коллекционером. [ 1 ] [ 2 ] Его считали опытным коллекционером средневековой валлийской литературы , но после его смерти выяснилось, что он подделал несколько рукописей, в частности некоторые из Третьей серии валлийских триад . [ 3 ] Несмотря на это, он оказал длительное влияние на валлийскую культуру, в частности, основав тайное общество , известное как Горсед , через которое Иоло Моргануг успешно кооптировал возрождение Айстедвода 18-го века . Философия, которую он распространял в своих подделках, оказала огромное влияние на неодруидизм . Его бардское имя по-валлийски означает «Иоло из Гламоргана ». [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эдвард Уильямс родился в Пен-онне, недалеко от Лланкарфана , долины Гламорган , и вырос в деревне Флемингстон (или Флимстон; Треффлемин по-валлийски). Он последовал за своим отцом в качестве каменщика . В Гламоргане он заинтересовался коллекцией рукописей и научился сочинять валлийские стихи у таких поэтов, как Льюис Хопкин , Рис Морган и особенно Сион Брэдфорд . [ 2 ]
В 1773 году он переехал в Лондон , где антиквар Оуэн Джонс познакомил его с валлийским литературным сообществом города и где он стал членом Общества Гвинеддигион : позже он также будет активным членом Общества Симрейгиддион . В 1777 году он вернулся в Уэльс, где женился и попробовал заниматься сельским хозяйством, но безуспешно. За это время он произвел свои первые подделки. [ нужна ссылка ]
Сын Уильямса, Талиесин (бардское имя Талиесин аб Иоло ), которого он назвал в честь барда раннего средневековья Талиесина , позже собрал свои рукописи в 26 томах. [ 5 ] избранное, опубликованное Уэльским обществом рукописей под названием « » Рукописи Иоло в 1848 году. [ 6 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]С самого начала Уильямс был озабочен сохранением и поддержанием литературных и культурных традиций Уэльса. Он представил большое количество рукописей в качестве доказательства своих утверждений о том, что древняя традиция друидов пережила римское завоевание , обращение населения в христианство , преследование бардов при короле Эдуарде I и другие невзгоды. Его подделки развивают сложную мистическую философию, которую он утверждал как прямое продолжение древней практики друидов. Сообщается, что интенсивное употребление Уильямсом лауданума могло быть одним из факторов. [ 2 ]
Уильямс впервые привлек внимание общественности в 1789 году благодаря Barddoniaeth Dafydd ab Gwilym , сборнику стихов Дафида ап Гвилима XIV века . Включено большое количество ранее неизвестных стихов Дэфида, которые, как он утверждал, нашел; они считаются первыми подделками Уильямса. [ 2 ]
Его успех побудил его вернуться в Лондон в 1791 году, где он основал Горседд , сообщество валлийских бардов , на церемонии 21 июня 1792 года в Примроуз-Хилл . Он организовал мероприятие в соответствии с, как он утверждал, древними друидскими обрядами. В 1794 году он опубликовал некоторые из своих стихов, которые позже были собраны в двухтомник « Стихи, лирические и пасторальные» . По сути, это его единственная настоящая работа, и она оказалась весьма популярной. [ 2 ]
Уильямс работал с Оуэном Джонсом и Уильямом Оуэном Пью над «Мивирской археологией Уэльса» , трехтомным собранием средневековой валлийской литературы, опубликованным в 1801–1807 годах. [ 3 ] Частично это основывалось на рукописях из коллекции Уильямса, а также на его подделках. В число поддельных материалов вошли фальшивая хроника Брюта и книга, приписываемая святому Кадоку . Второй том, в котором собраны « Валлийские триады », содержал дополнительную «третью серию» поддельных триад, а также изменения Уильямса к аутентичным. [ 2 ]
После смерти Уильямса часть его коллекции была объединена в «Рукописи Иоло» его сыном Талиесином Уильямсом. Его статьи использовались многими более поздними учеными и переводчиками, а также для справки леди Шарлоттой Гест при переводе сборника прозы «Мабиногион» . Однако она не полагалась на сами издания сказок Уильямса, за исключением Ханеса Талиесина . [ 2 ] Еще позже новые подделки Уильямса были опубликованы в тексте, известном как «Барддас» . [ 7 ] Эта работа, опубликованная в двух томах в 1862 и 1874 годах, была заявлена как перевод работ Лливелина Сиона , подробно описывающих историю валлийской бардской системы от ее древнего истока до наших дней. Хотя в нем нет ничего из подлинных знаний друидов, это наиболее полное описание мистической космологии, разработанной Уильямсом. [ 7 ]
Другие работы Уильямса включают « Молитву друида », до сих пор используемую Горседдом и группами нео-друидов, трактат о валлийской метрике под названием Cyfrinach Beirdd Ynys Prydain («Тайна бардов острова Британия»), опубликованный посмертно. в 1828 году, а также серия гимнов, опубликованная под названием Salmau yr Eglwys yn yr Anialwch. («Псалмы церкви в пустыне») в 1812 году. [ нужна ссылка ]
Философия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Философия Иоло представляла собой сплав христианских и артуровских влияний, романтизма, сравнимого с романтикой Уильяма Блейка и шотландского поэта и фальсификатора Джеймса Макферсона , возрожденного антикварного энтузиазма ко всему « кельтскому », а также таких элементов бардовского наследия, которые действительно сохранились среди Валлийские поэты. Частично его целью было отстаивание валлийцев Южного Уэльса , особенно его родного региона Гламорган, вопреки распространенному мнению, что Северный Уэльс представляет собой чистейшее пережиток валлийских традиций. Метафизика , освещенная в его подделках и других работах, предложила теорию концентрических «колец существования», идущих наружу от Аннвна ( Другого мира ) через Абреда и Кейганта к Гвинфиду (чистоте или Небесам ).
Возле его магазина в Коубридже висела вывеска, гласившая, что его сахар поступает с плантаций, на которых не работают рабы . Однако он оспорил завещание о получении наследства от одного из трех своих братьев, на всех плантациях которого на Ямайке использовался рабский труд. [ 8 ]
К 1799 году он стал унитарием и был ведущим духом, когда в 1802 году в Южном Уэльсе была создана унитарная ассоциация. Именно он разработал ее Rheolau a Threfniadau (Правила и процедуры), опубликованную в 1803 году. [ 1 ]
Бардский алфавит
[ редактировать ]
Иоло Моргануг разработал свою собственную руническую систему, основанную на древней алфавитной системе друидов, на валлийском Coelbren y Beirdd («Бардический алфавит»). Говорят, что это алфавитная система древних друидов. Он состоял из 20 основных букв и 20 других «для обозначения удлиненных гласных и мутаций». [ 9 ] Эти символы должны были быть изображены в деревянной рамке, известной как пейтинен .
Контакт
[ редактировать ]К концу XIX века грамматист сэр Джон Моррис-Джонс был вовлечен в разоблачение Иоло как фальсификатора, в результате чего барда заклеймили шарлатаном. [ 10 ] Моррис-Джонс назвал Иоло «ненавистным» и сказал, что пройдет эпоха, «прежде чем наша история и литература очистятся от следов его грязных пальцев». [ 11 ]
После Первой мировой войны ученый Гриффит Джон Уильямс (1892–1963) был первым, кто полностью изучил творчество Иоло, ознакомившись с оригинальными документами, подаренными Национальной библиотеке Уэльса потомками Иоло в 1917 году. [ 12 ] Уильямс стремился выяснить, какая именно часть работ Иоло основана на воображении, а не на фактах. Он установил, что стихи Иоло, приписываемые Дафиду ап Гвилиму, были подделками. Его исследования привели его к тому, что он стал не только критиком, но и защитником репутации Иоло. [ нужна ссылка ]
Было высказано предположение, что некоторые утверждения Иоло были подтверждены устными традициями: недавние исследования показали, что рассказ об Иуане Гетине, солдате, участвовавшем в восстании в Глиндуре , может иметь под собой реальную основу. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]
В 1926 году, в честь столетия со дня смерти Морганга, на месте его старого магазина была установлена мемориальная доска. [ 14 ] Там написано:
Этот камень был установлен здесь Восточным и Средне-Гламорганским отделениями Национального союза валлийских языковых обществ к столетию со дня его смерти 17 декабря 1826 года в ознаменование дома, в котором он торговал книгами.
Мемориальная доска была установлена в 2009 году на примерном месте первой церемонии Горседда, состоявшейся на лондонском Примроуз-Хилл в 1792 году. [ 15 ] и еще один мемориальный камень на Столлинг-Дауне недалеко от Коубриджа, где в 1795 году состоялась первая церемония Горседда в Уэльсе. [ 16 ]
Масштабы его подделок были настолько велики, что даже в 21 веке некоторые из его подделанных версий средневековых валлийских текстов более известны, чем оригинальные версии. [ 17 ]
школа валлийского языка в Коубридже В его честь названа Super Furry Animals Ysgol Iolo Morganwg, а вокалист Графф Рис посвятил ему песню из своего альбома 2014 года American Interior .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Национальная библиотека Уэльса: валлийский биографический словарь» . yba.llgc.org.uk.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джонс, Мэри (2004). «Эдвард Уильямс/Иоло Моргануг/Иоло Морганнг» . Из Кельтской энциклопедии Джонса . Проверено 11 июня 2009 г. (только США, см.: WayBackMachine ).
- ^ Перейти обратно: а б Мэри Джонс (2003), «Мивирская археология» . Из Кельтской энциклопедии Джонса . Проверено 11 июня 2009 г. (только в США: WayBackMachine ).
- ^ Название округа пишется «Morgannwg» на современном валлийском языке. Иоло — уменьшительное от « Йорверт », валлийского имени, которое часто сочетают с Эдвардом, хотя ни одно из них не переводится как другое.
- ^ Элайджа Уоринг (1850). Воспоминания и анекдоты Эдварда Уильямса, барда Гламоргана; или Иоло Моргануг . Чарльз Гилпин. п. 4.
- ^ Иоло Моргануг; Оуэн Джонс; Общество публикации древних валлийских рукописей, Абергавенни (1848 г.). Рукописи Иоло: подборка древних валлийских рукописей в прозе и стихах из коллекции, составленной покойным Эдвардом Уильямсом, Иоло Морганугом, с целью формирования продолжения Мифирийской археологии; и впоследствии предложены в качестве материалов для новой истории Уэльса . В. Рис; продается компанией Longman and Co., Лондон. п. 1 и далее . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мэри (2004). «Барддас» . Из Кельтской энциклопедии Джонса . Проверено 11 июня 2009 г. (Для США см. WayBackMachine ).
- ^ Герайнт Х. Дженкинс, И. Дигимар Иоло (Талибонт: И. Лольфа, 2018), стр. 150-152.
- ^ « Кулбрен и Бейрдд - бардский алфавит | Национальный музей Уэльса» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2010 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Фион Майр Джонс (1 июля 2010 г.). Бард — весьма необычный персонаж»: Иоло Моргануг, Маргиналия и культура печати . Издательство Уэльского университета. п. 8. ISBN 978-0-7083-2296-3 .
- ^ Редактирование национальной памяти: текстологическая наука и государственное строительство в Европе девятнадцатого века . БРИЛЛ. 1 января 2008 г. с. 111. ИСБН 978-94-012-0647-1 .
- ^ Анейрин Льюис. «УИЛЬЯМС, ГРИФФИТ ДЖОН (1892–1963), профессор университета и валлийский ученый» . Словарь валлийской биографии . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ Хьюс 2000 , стр. 142–144.
- ^ Робертс, М. (2023). Память и современная британская политика: память, традиции, наследие . Издательство Блумсбери. п. 52. ИСБН 978-1-350-19047-4 . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «Мемориальная доска Иоло Морганугу» . Королевские парки . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «Иоло Моргануг (1747-1826)» . Народная коллекция Уэльса . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Рэйчел Бромвич, Три острова Британии . Издательство Уэльского университета, 2006, с. 213.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюс, Бледдин О. (2000). «Йеуан Гетин, Оуайн Глиндур и история Иоло Морганвга» (PDF) . Очерки (на валлийском языке). CLV (654): 137–47.
- Герайнт Дженкинс, изд. (2005), Гений гремучего черепа: многоликий Иоло Моргануг . Кардифф: Издательство Уэльского университета
- Леффлер, Марион (2007). Литературное и историческое наследие Иоло Морганга 1826–1926 гг . Кардифф: Univ. Уэльс Пресс. ISBN 978-0-7083-2113-3 .
- Прис Морган (1975), Иоло Моргануг ( Писатели Уэльса ). Кардифф: Издательство Уэльского университета
- Уильямс, Эдвард (1848) [ок. 1810]. Уильямс (аб Иоло), Талиесин (ред.). Рукописи Иоло . Лландовери: Уильям Рис.
- Дж. Дж. Уильямс (1956), Иоло Моргануг. Первый том . Кардифф: Издательство Уэльского университета
- Г. Дж. Уильямс (1926), Иоло Моргануг и Кивиддау Дополнение . Кардифф: Издательство Уэльского университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Иоло Моргануг и проект «Романтическая традиция в Уэльсе» в Центре перспективных валлийских и кельтских исследований Уэльского университета
- Биография Иоло Морганва. Архивировано 8 мая 2021 года в Wayback Machine (на английском языке) в Словаре унитарных и универсалистских биографий (DUUB).
- Барды Иоло Морганвага, т. 1 (только английский текст) в Интернет-архиве священных текстов
- Барды Иоло Морганвга, т. 2 (только английский текст) в Интернет-архиве священных текстов
- Амгеддфа Симру - Национальный музей Уэльса, Антиквары Уэльса