Судебная система Исламской Республики Иран
Судебная система Исламской Республики Иран | |
---|---|
Судебная система Исламской Республики Иран | |
Учредил | 1905 |
Юрисдикция | Иран |
Расположение | Тегеран |
Метод композиции | Выбор Верховного лидера |
Авторизовано | Конституция Исламской Республики Иран |
Срок полномочий судьи | 5 лет |
Глава судебной власти | |
В настоящее время | Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи |
С | 1 июля 2021 г. |
Заместитель главы судебной власти | |
В настоящее время | Хамзе Халили |
С | 18 апреля 2024 г. |
Исламская Республика Иран была основана после свержения династии Пехлеви в результате Исламской революции в 1979 году , и ее правовой кодекс основан на исламском праве или шариате , хотя многие аспекты гражданского права были сохранены и интегрированы в гражданское право. правовая система. Согласно конституции Исламской Республики, судебная власть в Иране «является независимой властью». Вся правовая система — «от Верховного суда до региональных судов, вплоть до местных и революционных судов» — находится в ведении Министерства юстиции , но, помимо министра юстиции и главы Верховного суда, существует также отдельный назначаемый глава судебной власти . [1] Парламентские законопроекты, касающиеся конституции проверяются , Советом стражей .
Первоначальная общенациональная судебная система в Иране была реализована и создана Абдолхосейном Теймурташем при Реза-шахе с дальнейшими изменениями во вторую эпоху Пехлеви .
История
[ редактировать ]Структура судебной системы
[ редактировать ]Конституция Исламской Республики 1979 года призвала судебную власть быть «независимой властью» и поручила ей «расследование и вынесение решений по жалобам; ... надзор за надлежащим исполнением законов; ... раскрытие преступлений; преследование и наказание». и наказание преступников»; принятие «соответствующих мер» для предотвращения преступности и исправления преступников.
Глава судебной власти, также известный на английском языке как « главный судья Ирана », должен быть «справедливым муджтахидом », назначаемым Верховным лидером и занимающим должность «сроком на пять лет». Он отвечает за «создание организационной структуры» судебной системы; «разработка законопроектов о судебной системе» для парламента; найм, увольнение, продвижение по службе и назначение судей. Судью нельзя уволить без суда.
По словам Ханта Джанина и Андре Кальмейера, судебная власть конституционно принадлежит Верховному суду и Высшему совету судебной власти, состоящему из четырех членов. [3]
Согласно статье 160 Конституции:
Министр юстиции несет ответственность во всех вопросах, касающихся взаимоотношений между судебной властью, с одной стороны, и исполнительной и законодательной ветвями власти, с другой стороны. ... Глава судебной власти может делегировать министру юстиции все полномочия в финансовой и административной сфере, а также в вопросах найма иного персонала, кроме судей.
Министра избирает Президент из списка кандидатов, предложенного главой судебной власти.
Глава Верховного суда и генеральный прокурор также должны быть «просто муджтахидами», «назначаемыми» главой судебной власти «по согласованию с судьями Верховного суда» и занимающими должность сроком на пять лет. [4]
Структура суда
[ редактировать ]По словам Луизы Марии Гонтовской, иранская судебная структура включает в себя революционные суды, общественные суды, мировые суды и верховные кассационные суды. Имеется 70 отделений революционных судов. Государственные суды состоят из гражданских судов (205), особых гражданских судов (99), уголовных судов первого класса (86) и уголовных судов второго класса (156). Мировые суды делятся на обычные суды (124), независимые мировые суды (125) и Высший судебный совет Ирана (22). [5]
Операция
[ редактировать ]Суды Исламской Республики основаны на следственной системе , существующей во Франции, а не на состязательной системе, как в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах . Судья является арбитром и выносит вердикт. В серьезных делах ему помогают двое других судей второй инстанции, а в делах, связанных со смертной казнью, - еще четыре судьи второй инстанции. Есть еще прокурор . Однако, согласно статье 168 конституции Ирана, в некоторых случаях, связанных со СМИ, арбитром может быть суд присяжных. Судья обладает абсолютной властью. На практике судьи могут быть перегружены делами и не иметь времени на тщательное рассмотрение каждого дела. Все судьи сертифицированы по исламскому и иранскому праву. [ нужна ссылка ]
Канцелярские суды
[ редактировать ]Решения Специального клерикального суда , который функционирует независимо от обычной судебной системы и подотчетен только Верховному лидеру, также являются окончательными и не могут быть обжалованы через обычную систему апелляционных судов, а только через внутренний апелляционный механизм, в котором решение судья должен согласиться. Профессор Принстона Мирьям Кюнклер пишет: «Нетрудно понять, как SCC, учитывая его правовой статус вне какой-либо подотчетной и прозрачной проверки со стороны какого-либо правительственного учреждения, кроме Управления Верховного лидера , может превратиться в основной инструмент Верховного лидера для дисциплинирования. и преследовать священнослужителей-диссидентов». [6] Специальный духовный суд рассматривает преступления, предположительно совершенные священнослужителями, хотя он также рассматривает дела с участием мирян.
Революционные суды
[ редактировать ]Исламские революционные суды , которые рассматривают определенные категории преступлений, включая преступления против национальной безопасности, контрабанду наркотиков и действия, которые, как утверждается, подрывают Исламскую Республику.
Вскоре после свержения монархии в крупных городах были созданы революционные трибуналы с двумя судами в столице Тегеране — по одному в тюрьме Каср и Эвин , а также один передвижной трибунал для Ходжата аль-Ислама Садеха Халхали , который был известен своими суровыми приговорами (часто казнью). Председательствующими судьями судов были священнослужители, назначенные самим Хомейни. Решения, вынесенные революционными судами, первоначально были окончательными и не могли быть обжалованы, и поэтому обходили то, что осталось от Министерства юстиции и его апелляционной системы. В 1989 году был принят закон, разрешающий подавать апелляцию в Верховный кассационный суд. Если апелляция будет принята к рассмотрению, дело будет направлено на повторное рассмотрение. Однако многие судьи Революционного суда сегодня не являются священнослужителями.
По крайней мере, поначалу революционные суды отличались от стандартных западных судов тем, что ограничивали судебные разбирательства несколькими часами, а иногда и минутами. Обвиняемые могут быть признаны виновными на основании «популярной репутации». Концепция адвоката была отвергнута как « западный абсурд». Обвинение, которое широко применялось против обвиняемых, но было незнакомо некоторым, заключалось в «сеянии коррупции на земле» ( мофсед-е-филарз ). Это охватывало целый ряд правонарушений - «оскорбление ислама и духовенства », «противодействие Исламской революции », «поддержку Пехлеви » и «подрыв независимости Ирана», помогая перевороту 1953 года и предоставляя капитулянтские привилегии имперским державам». [7] В период с 1979 по 1989 годы революционные суды казнили не менее 10 000 политических заключенных, принадлежащих к антиреволюционным оппозиционным группам, а других приговорили к смертной казни за такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, прелюбодеяние, содомия, похищение людей, «нарушение общественного порядка». ", и "терроризм". Трудно сказать, сколько на самом деле было казнено политических заключенных, поскольку часто казненных за политические преступления обвиняли также в «торговле наркотиками» или «содомии». [ нужна ссылка ]
В 1982 году, на фоне постоянных угроз военного переворота, Военно-революционный суд был создан .
К 1990-м годам политические казни стали менее распространенными, но не неслыханными, а к 21 веку стали редкими и проводились в основном в случаях «вооруженной» оппозиции режима или «связанной с беспорядками». Принадлежность к антирежимной «вооруженной» оппозиционной группе также может повлечь за собой смертный приговор. В последние годы революционные суды действуют скорее как обычные суды, хотя они по-прежнему считаются политически связанными с Верховным лидером, а не как обычные государственные суды, которые нейтральны. Зачастую революционные суды существуют бок о бок с государственными судами. Они также до сих пор рассматривают дела о политике и национальной безопасности, а также о торговле наркотиками, контрабанде и «нарушении общественного порядка». [ нужна ссылка ]
Тюремная система
[ редактировать ]Тюремная система Ирана была «централизована и радикально расширена» Исламской Республикой. При шахе тюрьмы управлялись отдельно САВАКом, городской полицией и жандармерией. Новый режим поручил их управление «наблюдательному совету из трех священнослужителей». [8]
В Тегеране были расширены все четыре тюрьмы, где содержались политические диссиденты. Эвин был расширен «двумя новыми блоками, содержащими шесть палат и шестьсот одиночных камер», чтобы он мог вместить «еще 6000 заключенных». Кезель Хесар также был расширен. Строительство новой тюрьмы Гохар Дашт было начато при шахе, оно «было завершено с сотнями одиночных камер и большими камерами, в которых содержалось более 8000 заключенных».
Несмотря на всю эту новую вместимость, иранские тюрьмы «к 1983 году были серьезно переполнены». Тюрьма Комите , рассчитанная на 500 человек, содержала 1500 заключенных; В тюрьме Эвин , построенной на 1200 человек, содержалось 15 000 человек; «Кезель-Хесар» , построенный на 10 000 человек, имел 15 000 человек; а в тюрьме Гохар Дашт , построенной на 8 000 человек, содержалось 16 000 человек. Между тем, « Каср , в котором в 1978 году проживало 1500 человек, насчитывал более 6000 человек». [9]
По крайней мере, для политических заключенных тюремная жизнь в Исламской Республике была значительно суровее, чем при Пехлеви, по словам тех, кто испытал и то, и другое. «Тот, кто выжил в обоих случаях, пишет, что четыре месяца под [надзирателем] Асадоллой Ладжеварди заменили четыре года под САВАКом . [10] Политзаключенных «постоянно бомбардировали пропагандой со всех сторон... радио и кабельное телевидение... громкоговорители, звучавшие во все камеры, даже в одиночные камеры и «гробы» [где содержались некоторые заключенные]... идеологические сеансы. " Любые материалы для чтения светского характера, такие как книги западных романистов, или даже религиозные материалы, которые идеологически не согласовывались с Исламской Республикой, такие как работы Али Шариати, были запрещены. По крайней мере, в тюрьме Эвин празднование Персидского Новруза было запрещено. В тюремной литературе эпохи Пехлеви часто встречались слова «скука» и «однообразие». В Исламской Республике это были «страх», «смерть», «террор», «ужас» и чаще всего «кошмар» ( кабос )». [11] К 2000-м годам тюремная жизнь стала значительно лучше, хотя пытки политических заключенных (даже якобы преступников) по-прежнему применялись. Но после спорных выборов 2009 года ситуация с политзаключенными, как сообщается, ухудшилась.
Хотя классический закон шариата не упоминает тюремное заключение, в Иране тюрьмы широко используются. Обычно это назначается в качестве дискреционного наказания в соответствии с гражданским кодексом. В остальных случаях подсудимый получает наказание в виде ссылки, которая будет отбываться в тюрьме.
В 2005 году при вместимости тюрем в 80 000 человек фактическое количество заключенных приблизилось к 160 000 человек. [12]
Статистические данные, опубликованные в 2014 году, показали, что в Иране тогда было 210 000 заключенных. [13]
По данным министра юстиции Ирана Мостафы Пурмохаммади , в июне 2016 года в Иране содержалось 228 000 заключенных. [14]
World Prison Brief предоставляет статистические данные за 2018 год, которые помогают оценить тюрьмы в Иране. По состоянию на 2014 год в Иране было 253 тюрьмы. По состоянию на 2018 год в этих 253 тюрьмах содержалось 240 000 заключенных. Официальная вместимость тюрем в Иране составляет 150 000 человек. В настоящее время Иран переполнен на 153%. Из каждых 100 000 человек в Иране 294 находятся в заключении. [15]
27 марта 2020 года Асгар Джахангир, глава Тюремной организации Ирана, заявил, что из-за пандемии COVID-19 более 100 000 заключенных были отправлены в отпуск, что составляет около 40% от примерно 240 000 заключенных Ирана. [16]
Юридическая профессия
[ редактировать ]По мнению Банакара и Зиаи, историю Иранской коллегии адвокатов (Kānun-e Vukalā-yeh Dādgūstarī) «можно проследить до периода после конституционной революции 1906 года, когда в Иране была создана современная правовая система. IBA была основана в 1915 году и действовала под надзором судебной системы до 1953 года, когда ей была предоставлена правосубъектность. Она действовала как независимая организация гражданского общества в течение следующих двадцати семи лет, пока в 1980 году она не была закрыта революционным правительством и ее ряды не подверглись чистке. Он был вновь открыт в 1991 году под контролем главы судебной власти и частично восстановил свою независимость в 1997 году, когда президент Хатами […] выиграл всеобщие выборы. С тех пор число адвокатов неуклонно росло примерно до 60 000, и, что, возможно, наиболее важно, большое количество женщин прошли коллегию адвокатов и присоединились к юридической профессии». [17] Новый корпус адвокатов был создан судебной властью в 2001 году и уполномочен представлять дела в суде в соответствии со статьей 187 Закона о третьем плане экономического, социального и культурного развития (принятого в мае 2000 года). Эта группа, число членов которой в 2014 году оценивалось в 20 000 человек, официально известна как «Юрисконсульты судебной власти». Юрисконсульты не сдают экзамен на адвоката и не организуются адвокатурой. Им приходится каждый год добиваться повторной аккредитации в судебной системе, что, как показал Кюнклер, подрывает их политическую независимость. [18]
Закон
[ редактировать ]Изменение шариата
[ редактировать ]Хотя статья 2 конституции Исламской Республики гласит, что Республика «представляет собой систему, основанную на вере в... Единого Бога... Его исключительный суверенитет и право принимать законы», согласно одному источнику, новые законы Исламской Республики Исламская Республика «модифицирует шариат» (т.е. то, что мусульмане считают законодательством Бога) «тремя важными способами». [19]
- Они дают государству «решающее слово» в отношении смертной казни, позволяя новому Высокому суду пересматривать смертные приговоры, вынесенные судьями низших инстанций». Напротив, шариат в его традиционной форме не имел системы апелляций и последнее слово оставалось за местными судьями. [19] В то время как в случае с менее строгими приговорами приговор судьи будет окончательным, в случае более серьезных преступлений приговор может быть обжалован в провинциальном апелляционном суде. В случае преступления, караемого смертной казнью, оно будет обжаловано в Верховном кассационном суде. Иногда преступники получают несколько апелляций, которые длятся годами, в зависимости от доказательств против них и «разумных сомнений». Может быть назначено повторное судебное разбирательство, обычно в том же суде, который осудил заключенного.
- Законы допускают использование косвенных доказательств при вынесении решения по делу «под рубрикой «доводы судьи»». [19]
- Правовая система ввела долгосрочное тюремное заключение – которое также традиционно не использовалось в законах шариата – в рамках «дискретного наказания» ( Тазир ). Однако судьи-традиционалисты «продолжают отдавать предпочтение телесным наказаниям …» при вынесении приговоров. [19] В 2008 году тогдашний глава судебной власти аятолла Хашеми Шахруди (считающийся умеренным) попросил судей применять больше телесных наказаний и меньше тюремного заключения, поскольку «долгосрочное тюремное заключение дорого обходится, неэффективно и препятствует реинтеграции преступников в общество». [ нужна ссылка ]
Гражданское право
[ редактировать ]Банковское дело
[ редактировать ]После Исламской революции 1979 года все банки должны были следовать банковским процедурам шариата, включая запрет на проценты ( ) и ростовщичество риба . Высший аудиторский суд Ирана регулирует банковские и финансовые операции. В последние годы Иран создал зоны свободной торговли, например, на острове Киш и в порту Чабахар , где такие правила не применяются в целях стимулирования инвестиций, как и в других мусульманских странах. Хотя Исламская Республика публично и официально взяла на себя обязательство вести беспроцентную экономику ибанковское дело «постановило, что государственные займы на основе фиксированной нормы прибыли от национализированной банковской системы не будут приравниваться к процентам и, следовательно, будут допустимы». [20] [21]
Уголовное право
[ редактировать ]После выборов первых меджлисов Исламской Республики меджлис и Совет стражей быстро кодифицировали важные особенности закона шариата , приняв два знаковых законопроекта. [22] в июле 1982 года: [23]
- Канон-э Тазир (Закон о произвольном наказании). Законы Тазира касались не только уголовного права. [24] но этот закон давал судьям право казнить и заключать в тюрьму лиц, признанных виновными в таких преступлениях, как «объявление войны Богу» (что эквивалентно государственной измене/терроризму) и «заговор с иностранными державами». Он также дал им право приговаривать правонарушителей к 74 ударам плетью тех, кто «оскорбляет государственных чиновников», «созывает незаконные собрания», продает алкогольные напитки, устанавливает цены, копит товары, незаконно целуется, не носит надлежащий хиджаб. и «лгать властям». [25]
- Канон-е Кисас (Закон о возмездии) Этот закон кодифицировал другие аспекты шариата. Он подразделил преступления на хадд - преступления против Бога - и преступления против ближних, особенно членов других семей. Некоторые наказания являются обязательными; другие, по усмотрению. «Основываясь на понятии lex talionis , Закон Кисас призывает «око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь», если только жертва или ее/ее семья не простят преступника и/или не примут компенсация за смерть/травму (деньги за кровь). [25]
В 1991–1994 годах Иран объединил все эти законы в единый «Исламский уголовный кодекс», состоявший из пяти «Книг». [26] Новый исламский уголовный кодекс был принят в январе 2012 года и включает в себя большую часть уголовных законов ИРИ, заменяя книги с первой по четвертую старого кодекса. [27] Книга пятая Исламского уголовного кодекса («единственная часть Уголовного кодекса, принятая на постоянной основе и не подлежащая экспериментальным периодам»), принятая 22 мая 1996 года. Книга пятая посвящена преступлениям тазир и сдерживающим наказаниям, преступлениям. против национальной безопасности, преступления против собственности, против народа, кражи, мошенничество, подлог, оскорбление и многие другие правонарушения. [28]
Месть
[ редактировать ]Кисас (закон возмездия/возмездия) — это шариатский класс преступлений, связанных с телесными повреждениями. [ нужна ссылка ] Это похоже на гражданско-правовой деликт . Если человек умышленно убил или покалечил другого человека, жертва (или семья жертвы) имеет право на возмездие (« око за око » в случае телесных повреждений или жизнь за жизнь в случае убийства). Однако жертва (семья жертвы) может простить преступника и не приводить в исполнение наказание. В этом случае преступник должен заплатить деньги за кровь ( дийя ), чтобы компенсировать травму/смерть.
Если смерть наступила умышленным убийством (катл-е-амд) или умышленным причинением вреда (зарб-джахр амд), можно применить кисас. Если смерть произошла непреднамеренно (непредумышленное убийство; катл-э-на-амд) или непреднамеренное причинение вреда (зарб-джахр на-амд), кисас не может применяться, но человек может получить до трех лет тюремного заключения, чтобы выплатить деньги. Если был убит нерожденный ребенок, что считается умышленным убийством, максимальное наказание составляет от одного до трех лет лишения свободы.
Если смерть/ранение были непреднамеренными, виновный должен заплатить дийа, он/она не может получить кисас. Судья только осуждает преступника, он не имеет права голоса в том, будет ли применяться кисас или нет (хотя он может попытаться повлиять на решение). Оно также не может быть отменено по апелляции, если лицо не будет признано невиновным по апелляции. Применяемый возрастной кисас составляет 15 лет, что вызвало некоторые разногласия из-за казней несовершеннолетних (которые власти бессильны остановить). В 2012 году власти заявили, что киса больше не будет применяться к молодым людям до 18 лет, за исключением редких случаев. Однако Иран использует лунный исламский календарь для определения возраста преступников, а это означает, что некоторым «восемнадцатилетним» на самом деле все еще будет семнадцать лет.
В случае прощения умышленный убийца / причинитель вреда также может получить дискреционное наказание по гражданскому праву (например, 10 лет тюремного заключения по обвинению в убийстве), если имелись отягчающие обстоятельства. Все убийцы должны отбыть минимум 2–3 года тюремного заключения. Неумышленные убийцы не могут получить никакого дополнительного наказания, если они не совершили другое преступление, например, употребление алкоголя. Однако, как правило, убийство считается скорее правонарушением, чем преступлением против государства.
Исламские ученые считают кисас чрезвычайно честным и справедливым. Например, в западных странах семья жертвы не имеет права голоса при выборе наказания, которое понесет преступник, однако по исламским законам убийца может быть казнен или прощен в зависимости от желания семьи. В случаях умышленного кисаса приговор иногда откладывался на пять лет, чтобы увеличить шансы на урегулирование и позволить преступнику накопить кровавые деньги.
Кисас не может быть применен в случаях самообороны, непредумышленного убийства, при отсутствии достаточных доказательств, в отношении несовершеннолетних (15 лет для мальчиков, 9 лет для девочек до 2012 года, после 2012 года в большинстве случаев в возрасте 18 лет), душевнобольных, лицо, убившее супруга и/или своего возлюбленного, пойманного во время прелюбодеяния, отец, убивший своих детей и т. д. В зависимости от преступления они будут наказаны дискреционным приговором тазир , от отсутствия тюремного заключения до 2 лет тюремного заключения. к пожизненному заключению. Иногда смертная казнь может быть применена, если человек признан виновным в «распространении коррупции на земле» или « мохаребе ». Преступления на почве страсти не признаются законным оправданием, за исключением случая уличения супруга в прелюбодеянии. Самооборона и безумие также имеют узкое определение. За исключением непредумышленного убийства и отсутствия требований к доказательствам, никому также не нужно платить дийе. Если убийца действовал по приказу другого и он/она может это доказать, он/она получит наказание тазир (тюремное заключение, штрафы и/или порка, иногда даже смерть), в то время как лицо(а), заказавшие убийство, пострадают. кисас/дийе.
что иранский закон «Кисас» дискриминирует женщин Один светский критик заявил , , немусульман и бедных ; как возрождение ужасающих физических наказаний ; и предполагая, что части человеческого тела можно превратить в деньги. Наказания Кисаса «грозят создать армию жертв-инвалидов. И они «открывают путь к судебным пыткам», позволяя использовать признания». [29]
Дело о кисасе, которое, как утверждается, привлекло внимание после огласки Amnesty International , представляло собой приговор иранского суда к ослеплению, вынесенный в 2011 году мужчине, ослепившему женщину в Тегеране. [30] В 2004 году Маджид Мовахеди вылил несколько литров серной кислоты на лицо Амене Бахрами , ослепив и сильно изуродовав ее, после того как она отвергла его предложения руки и сердца. Мовахеди предстал перед судом в 2008 году и был признан виновным, а для вынесения приговора Бахрами был принят меры по введению «двадцати капель кислоты» в каждый глаз Мовахеди, пока Мовахеди находился под наркозом в тегеранской больнице. После апелляций наказание было назначено на 14 мая 2011 года, но было отложено, а позже Бахрами простил Мовахеди, тем самым избавив его от наказания. [31]
Дийе (кровавые деньги)
[ редактировать ]В любом случае телесных повреждений семья жертвы может принять дийе или деньги за кровь в качестве компенсации за смерть/травму. Официальной ставкой дийе является цена, равная 100 верблюдам (этот прецедент был установлен Мухаммедом ) . Однако деньги за кровь должны выплачиваться только наличными, а не путем бартера или каким-либо другим способом. Хотя семьи жертвы/жертвы имеют право на возмездие (кесас), когда преступление совершено умышленно, Коран и судьи рекомендуют им простить обвиняемого.
На практике деньги за кровь выплачиваются путем переговоров между двумя сторонами, и окончательная сумма обычно больше или меньше официальной суммы «100 верблюдов», если только обе стороны не смогли прийти к урегулированию.
Женщина получает половину кровавых денег, которые получает мужчина. Однако на практике, поскольку деньги за кровь выплачиваются путем переговоров между сторонами, обычно женщины получают равные суммы с мужчинами, а в 2008 году в закон были внесены изменения, позволяющие женщинам выплачивать равные суммы дийе в случаях, связанных со страхованием и страхованием жизни. [ нужна ссылка ]
Неродившийся ребенок в первый период беременности будет получать 1/20 регулярного дийе, а во втором периоде — 1/10 регулярного дийе. [ нужна ссылка ]
В умышленном случае деньги должны быть выплачены сразу, и человек должен оставаться в тюрьме до тех пор, пока деньги не будут выплачены. В непреднамеренных случаях кровавые деньги могут быть выплачены в течение 1–3 лет. Если человеку не удастся заработать деньги, он отправится в долговую тюрьму до тех пор, пока они не будут выплачены. Ожидается, что семья убийцы/нанесшего телесные повреждения поможет выплатить деньги за кровь. В других случаях правительство будет субсидировать его или частные благотворительные организации/граждане помогут оплатить его. [ нужна ссылка ]
В случаях изнасилования или содомии насильник должен заплатить « джиру », которая аналогична деньгам за кровь, но эквивалентна приданому женщины ( махру ), обычно в обмен на прощение. Кроме того, их могут заставить выплатить дийе за травмы, нанесенные во время изнасилования. [ нужна ссылка ]
Пусть преступления
[ редактировать ]Иран использует шиитскую Джаафари школу исламской юриспруденции . Некоторые наказания Худуда ( единственное число - Хадд ) отличаются от наказаний в других странах, например, в Саудовской Аравии. Некоторые из этих законов являются частью уголовного кодекса Ирана, а другие не кодифицированы. Эти законы представляют собой скорее максимальные пределы вынесения приговоров и применяются редко, но в серьезных случаях их можно применять. За все эти преступления предусмотрены наказания по гражданскому кодексу/тазиру, но в серьезных случаях применяются наказания хадд. [ нужна ссылка ]
Преступления хадда считаются «претензиями к Богу» и наказываются обязательным, фиксированным приговором, заложенным в Коране и хадисах . На практике они применяются очень редко, поскольку требуют высоких стандартов доказывания, и если лицо раскаивается или имеется какое-либо обоснованное сомнение, оно может быть не выполнено. Для вынесения обвинительного приговора необходимы два свидетеля или признание. Для сексуальных преступлений необходимы 4 свидетеля. [ нужна ссылка ] . Другие формы доказательств (например, видеодоказательства) допускаются для наказания хадд, за исключением случаев сексуальных преступлений по обоюдному согласию. Они есть:
- Ведение войны против Бога ( мохаребе ) и распространение коррупции на Земле ( мофседе-фел-арз ): судья имеет выбор: 1) смертную казнь; 2) распятие на три дня; 3) ампутация правой руки и левой стопы; 4) ссылка/заключение
Это преступление предназначено для тех, кто использовал оружие для того, чтобы посеять страх и сеять беспорядки, например, путем вооруженного ограбления, похищения людей, терроризма/насильственных вооруженных преступлений, изнасилования и группового насилия. Это обвинение использовалось в Иране как политическое обвинение/измена/подрыв стабильности Исламской Республики и принадлежность к оппозиционным группам, выступающим против режима. Смягчающими обстоятельствами являются раскаяние и неуспех совершения преступления. Людей обычно осуждают за мохаребе и казнят только в том случае, если они кого-то убили (в любой момент своей жизни) или совершили серьезные действия против государства и общества (например, неоднократные попытки убийства полицейских). Его также можно применить к государственной измене, шпионажу, «терроризму» и «деяниям против государства». [ нужна ссылка ]
- Кража ( сиркхат-э-хадди ): 1-е преступление – ампутация 4-х пальцев правой руки; 2-е нарушение – ампутация 5 пальцев левой ноги; 3-е преступление, пожизненное заключение; Четвертое преступление – смертная казнь. Существует множество смягчающих факторов, таких как бедность, раскаяние, неудача, если это было государственной собственностью, если оно не находилось в безопасном месте внутри дома/магазина и тому подобное. Как правило, иранские судебные органы не проводят ампутацию. [ нужна ссылка ] В Иране ампутация в качестве наказания в 2010 году была названа «редкой». [32] но в 2014 году было три приговора об ампутации руки и один — о выкалывании глаз в 2015 году. [33] В 2012–2013 годах в качестве наказания четыре раза ампутировали пальцы, но не всю руку. [33]
- Отступничество ( иртаад ): официально не является преступлением в Иране, но все же наказывается, поскольку в серьезных случаях оно основано на религиозных текстах. Смертная казнь для мужчин, пожизненное заключение для женщин. (Если человек обратился, а затем стал отступником, на покаяние дается три дня, в противном случае проводится казнь). [ нужна ссылка ]
- Богохульство ( сабб-ан-наби ): смертная казнь или тюремное заключение. [ нужна ссылка ]
- Прелюбодеяние ( зина ): незамужний (блуд), 100 ударов плетью, смертная казнь через побивание камнями для супружеских пар. Смягчающие факторы: раскаяние, отсутствие доказательств, вступление в брак, в некоторых случаях временный брак. [ нужна ссылка ]
- Женат: смертная казнь через забивание камнями. Смягчающий фактор: раскаяние, отсутствие доказательств, прощение супруга (на практике, если партнер не умер, смертная казнь не назначается). Обычно наказание сокращается до 99 ударов плетью по усмотрению. [ нужна ссылка ]
- Изнасилование: смертная казнь для насильника (в большинстве случаев не требуются 4 свидетеля). Смягчающие обстоятельства: раскаяние, прощение потерпевшего, выплата жертве компенсации «джира», отсутствие доказательств. [ нужна ссылка ]
- Содомия ( лават ): изнасилование, смертная казнь для насильника; по обоюдному согласию; 100 ударов плетью для активного партнера, смертная казнь для пассивного партнера, если он не раскается (до 2012 года это была смертная казнь для обоих). Смягчающие факторы: раскаяние, отсутствие доказательств (см. Смягчающие факторы прелюбодеяния). [ нужна ссылка ]
- Тахфиз (непроникающий гомосексуальность): 100 ударов плетью; Четвертое преступление – смертная казнь. Смягчающие факторы: раскаяние, отсутствие доказательств. [ нужна ссылка ]
- Лесбиянство ( мосахехе ): 100 ударов плетью; смерть при 4-м преступлении Смягчающие обстоятельства: раскаяние, отсутствие доказательств [ нужна ссылка ]
- Сводство проститутки ( гаввади ): 100 ударов плетью; Четвертое преступление – смертная казнь. Если бы были широко распространены сети проституции, человека могли бы приговорить к смертной казни как «развратителя земли». Смягчающие обстоятельства: раскаяние, отсутствие доказательств. [ нужна ссылка ]
- Ложное обвинение в сексуальных преступлениях ( газф ): 80 ударов плетью; Четвертое преступление – смертная казнь. Смягчающие обстоятельства: прощение ложнообвиняемого. [ нужна ссылка ]
- Употребление алкоголя ( шурб-э-хамр ): 80 ударов плетью; Смертная казнь за 4-е преступление (до 2008 г. — за 3-е преступление). Это также относится к потребителям наркотиков. Смягчающие факторы: раскаяние, отсутствие доказательств, обещание пройти курс лечения от зависимости. [ нужна ссылка ]
Эти приговоры обычно не исполняются (по крайней мере, полностью) из-за большого бремени доказывания и акцента на необходимости покаяния и прощения. Таким образом, большинство преступников получают меньший приговор в соответствии с Кодексом Тазир. [ нужна ссылка ]
Тазир (сдерживание преступлений)
[ редактировать ]Преступление тазир — это преступление по законам шариата, за которое судья наказывает по своему усмотрению. «Подавляющее большинство» правонарушений в иранской судебной системе «связано с преступлениями Тазирата», и их правила в соответствии с исламским уголовным законодательством более гибкие, чем в отношении наказаний Худуд, Кисас и Дият . [34] Преступление с целью сдерживания — это преступление тазир, за которое предусмотрено наказание в Уголовном кодексе Ирана (в основном основанное на дореволюционном французском гражданском праве). Эти преступления подразделяются на тяжкие преступления , проступки и правонарушения . Все преступные действия в Иране предусматривают наказание в соответствии с гражданским кодексом и обычно наказываются соответствующим образом. [ нужна ссылка ]
Судья также может приговорить к наказанию до 74 ударов плетью за отдельное преступление (и, возможно, больше, если было совершено несколько преступлений одновременно) и до 99 за сексуальные преступления. Могут быть применены тюремное заключение, штрафы и другие наказания (максимальное — пожизненное заключение , обычно для рецидивистов и серьезных преступников). Закон изменчив, и судья принимает решение в зависимости от каждого отдельного случая. Подавляющее большинство уголовных дел в Иране наказываются как «тазир», и, как правило, они получают меньшее наказание, чем преступление хадд. [ нужна ссылка ]
Преступления тазир считаются «претензиями государства», поэтому преступники, как правило, получают наказание тазир, даже если они избегали кисаса или хадда. [ нужна ссылка ]
Примеры:1) Вору за кражу не назначалось наказание хадд (ампутация пальцев правой руки). Вместо этого он получает наказание тазир за кражу (минимум 1 год лишения свободы и максимум 74 удара плетью). [ нужна ссылка ]
2) Насильник был прощен жертвой изнасилования, избежал смерти, но получил наказание тазир в виде 99 ударов плетью и еще 8 лет тюремного заключения. [ нужна ссылка ]
3) Прелюбодей раскаялся и получил наказание тазир (99 ударов плетью, 1 год лишения свободы). [ нужна ссылка ]
4) Наркоман избежал наказания хадд в виде 80 ударов плетью, потому что был пристрастием к наркотику, и пообещал пройти программу реабилитации от наркозависимости . [ нужна ссылка ]
За гражданские преступления, такие как хулиганство (ашрар), нападение при отягчающих обстоятельствах (шерарат), изнасилование (таджавоз-бе-онф), вооруженное ограбление (сергат), наказываются тюремным заключением. В некоторых случаях, когда преступление настолько серьезное, что оно приравнивается к совершенному преступлению хадд (например, мохаребе), человек может даже получить смертный приговор на основании этого преступления хадд. [ нужна ссылка ]
Если человек совершает серьезные преступления «против государства», такие как шпионаж, измена, активизм, «терроризм» и тому подобное, он может получить смертную казнь за «мохаребе» и «мофседе-фель-арз». Экономические преступления в крупном размере также могут караться смертной казнью за «мофсед-фель-арз», если под угрозой находится стабильность финансовой системы. [ нужна ссылка ]
В Законе Ирана о борьбе с наркотиками указано, что лицо, совершившее следующие преступления, связанные с наркотиками, будет приговорено к смертной казни. (обычно применяется при втором или третьем правонарушении, и даже тогда некоторых приговаривают к пожизненному заключению) -Владение 30 граммами героина/кокаина/метамфетамина/морфина/ЛСД. Смертная казнь заменяется лицам, совершившим преступление впервые, если сумма составляет менее 100 граммов и преступник не осуществил продажу. -Хранение 5000 граммов/5 килограммов опиума/марихуаны/каннабиса/лекарств, отпускаемых по рецепту/промышленных химических препаратов/конопляного сока. Смертная казнь заменяется лицам, впервые совершившим преступление, если сумма составляет менее 20 000 граммов/20 килограммов и преступник не осуществил продажу. - Вооруженная контрабанда любых наркотиков или членство в банде по контрабанде наркотиков или ее глава (обычно перед казнью грозит тюремное заключение). [ нужна ссылка ]
Обычно первым преступлением является тюремное заключение, а вторым или третьим преступлением является смерть. Смертная казнь будет применена, если преступления будут признаны относящимися к уровню «мофсед-фел-арз» (см. определение мохаребех/мофсед-фел-арз). [ нужна ссылка ]
Иран известен прогрессивной политикой в лечении потребителей наркотиков (см. снижение вреда ). К ним относятся программы обмена игл и лечение метадоном как способ уменьшения проблемы наркотиков. Наркоманов обычно не привлекают к ответственности, если они участвуют в одной из этих программ, целью которой является отучение людей от наркотиков. Однако торговцев наркотиками приговаривают к длительным тюремным срокам, телесным наказаниям, а в некоторых случаях даже к смертной казни. В настоящее время Иран является одной из самых зависимых стран в мире: на 75 миллионов человек приходится более 1,5-3,5 миллионов наркоманов. [35]
Критика и вопросы прав человека
[ редактировать ]По данным опроса Pew Research Center , проведенного в 2013 году , 83% иранцев высказались за использование исламского права , но только 37% иранцев считали, что правовая система Ирана точно соответствует исламскому праву. [36]
Смертная казнь
[ редактировать ]В первые, более бурные годы существования Исламской Республики было казнено большое количество политических заключенных. В 1979 году было казнено более 800 человек. С 1981 по 1985 год было казнено 7900 человек. [37] В 1988 году массовая казнь политических заключенных , по оценкам, было казнено от 4500 до 5000 заключенных. была проведена [38] Подавляющее большинство казненных (90%) были политическими заключенными, хотя многие казни проводились под эгидой таких преступлений, как «торговля наркотиками», «терроризм» или «мужеложство».
Как и в 74 других странах мира, в Иране применяется смертная казнь . Будучи государством-участником Международной конвенции о гражданских и политических правах (МПГПП) и Конвенции о правах ребенка (КПР), Иран обязался не казнить никого за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, но продолжает проводить такие казни и является одной из шести стран в мире, которые делают это. Согласно статье 6 МПГПП, «смертный приговор не может быть вынесен за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет». [39]
Законными методами казни являются повешение, расстрел, забивание камнями, обезглавливание и бросание с высоты. Однако на практике власти одобряют только повешение (до 1990-х годов за многие военные/политические преступления применялись расстрелы). Записей об обезглавливании или казнях немного. Забивание камнями применялось редко, но в последние годы на практике оно было отменено в качестве наказания. В 2012 году в Уголовный кодекс были внесены поправки, официально отменяющие забивание камнями в качестве наказания (хотя технически оно все еще может применяться в неустановленных обстоятельствах). Если преступление было серьёзным, казнь могла быть проведена публично на месте преступления. [ нужна ссылка ]
Судебная власть не признает концепцию сексуальной ориентации , и, таким образом, с юридической точки зрения не существует гомосексуалистов или бисексуалов - только гетеросексуалы, «совершающие» гомосексуальные действия. [ нужна ссылка ]
С начала революции и до середины 1980-х годов трансгендеры классифицировались судебной властью как гомосексуалисты и, следовательно, подпадали под действие тех же законов. Судебная власть начала менять эту политику и теперь классифицирует их как отдельную группу с законными правами. Гендерная дисфория сегодня официально признана в Иране, и судебная власть разрешает операцию по смене пола тем, кто может себе это позволить. [40] В начале 1960-х годов аятолла Хомейни издал постановление, разрешающее смену пола, которое с тех пор было подтверждено аятоллой Хаменеи . [41]
19 июля 2005 года двое подростков, Махмуд Асгари и Аяз Мархони , 16 и 18 лет, были публично казнены через повешение на площади Эдалат (Справедливости) в городе Мешхед . В 2004 году они были осуждены за изнасилование и изнасилование 13-летнего мальчика, а также другие обвинения включали употребление алкоголя, кражу и нарушение общественного порядка. Их продержали 14 месяцев в тюрьме в ожидании казни и приговорили к 228 ударам плетью. Иранские чиновники жаловались, что иностранные и отечественные СМИ подчеркивают, что эти двое были всего лишь мальчиками: «Вместо того, чтобы воздать должное действиям судебной власти, СМИ упоминают возраст повешенных преступников и создают волнение, которое наносит ущерб интересам государства». . [42]
Гендерное неравенство
[ редактировать ]Одна из претензий критиков к правовой системе Ирана (и законам шариата в целом) заключается в том, что мужчины получают в два раза больше кровавых денег (дийе), чем женщины. Хотя в некоторых обстоятельствах это действительно так, дийе почти всегда осуществляется путем переговоров между жертвой (или ее/ее семьей) и семьей преступника. В результате, как правило, сумма выдаваемой дийе отличается от «официальной» суммы, и на практике женщины получают равные деньги за кровь. В 2008 году Иран официально уравнял дийе в страховых случаях. [ нужна ссылка ]
Правозащитница и лауреат Нобелевской премии Ширин Эбади жалуется, что раздел уголовного кодекса, «посвященный деньгам за кровь, дийе , гласит, что если мужчина получил травму, повредившую его яички, он имеет право на компенсацию, равную жизни женщины». и эта неспособность принять во внимание индивидуальные различия или случаи несправедлива. По мнению Эбади, это означает, что «если профессиональная женщина с докторской степенью будет сбита на улице и убита, а неграмотный головорез получит в драке одно из яичек, ценность ее жизни и его поврежденного яичка будет равна». ." [43] Хотя это не всегда верно, она указывает на недостаток системы. Однако на практике женщины получают равные с мужчинами суммы кровавых денег путем переговоров.
Эбади также протестовал против того, что, хотя «Исламская революция сделала мусульманскую семью центральным элементом своей идеологии нации» и предусматривает «восстановление традиционных и подлинных ценностей» через женщин, играющих роль «мусульманской матери», остающейся дома, чтобы заботиться о ее множащееся потомство», в то же время семейный закон автоматически предоставляет отцу опеку «в случае развода » и делает «многоженство таким же удобным, как вторая ипотека». [44] Однако многоженство в Иране редкость, для этого необходимо получить постановление суда, а муж должен «относиться ко всем своим женам одинаково», иначе ему может грозить развод. При разводе, если отец признан недееспособным, опека передается матери. До 7 лет дети также всегда находятся под опекой матери, а когда они становятся старше, они могут выбрать проживание с любым из родителей.
Отступничество
[ редактировать ]Хотя официально в Иране это не является преступлением, в некоторых случаях люди могут быть привлечены к ответственности за вероотступничество. Наказание — смерть для мужчин и пожизненное заключение для женщин. Его также использовали для политических преступлений.
В ноябре 2002 года Хашем Агаджари , профессор университета и ветеран ирано-иракской войны , был признан виновным в вероотступничестве и приговорен к смертной казни после произнесения речи, в которой призывал иранцев не «слепо следовать» за священнослужителями. Но после бури протестов со стороны населения, политиков- реформаторов и правозащитников приговор был позже заменен тремя годами тюремного заключения, а Агаджари был освобожден условно-досрочно через несколько месяцев. [45] Обвинения в отступничестве иногда выносятся не только за открытый отказ от религии своего рождения, но и за критику клерикального правления (как в случае с Агаджари), клевету на ислам, обращение из ислама, попытки увести других от ислама и другие причины. . Таким образом, юридическое определение отступничества подлежит индивидуальной интерпретации судьи. Традиционное определение вероотступничества применимо только к тем, кто родился в одной из официально признанных религий — исламе, иудаизме , христианстве и зороастризме . Вера Бахаи , например, юридически не признана, и приверженцы этой религии считаются отступниками по своей сути. См. также религиозные меньшинства в Иране .
Реформа
[ редактировать ]Многие иранцы выступают за необходимую реформу судебной системы, в первую очередь тюремной системы (например, избиений и пыток) и политических заключенных.
Политики-реформисты в прошлом предпринимали попытки оспорить смертную казнь, а также обеспечить соблюдение верховенства закона в отношении незаконного применения пыток в тюрьмах. Журналистам и правозащитникам в Иране, которые пытаются повысить осведомленность об этих проблемах, часто грозит тюремное заключение и смертный приговор, как, например, в случае с Акбаром Ганджи . 18 декабря 2003 года президент Мохаммад Хатами заявил: «Мне не нравится смертная казнь, хотя если и есть один случай, когда должна быть казнь, то самый справедливый случай был бы для Саддама. Но я бы никогда этого не пожелал». [ нужна ссылка ]
Ввиду мощи и масштабов институтов велаят-э-факих (Опека духовенства), в который входят Совет стражей и Канцелярия Верховного лидера , а также судебная власть, выборные институты, такие как Меджлис и Канцелярия президента часто не может оспорить законы, поскольку они конституционны . [ нужна ссылка ]
Руководители
[ редактировать ]Главный судья Исламской Республики Иран назначается верховным лидером Исламской Республики Али Хаменеи . [46]
См. также
[ редактировать ]- Закон о богохульстве в Иране
- Цензура в Иране
- Конституция Исламской Республики Иран
- Коррупция в Иране
- Преступность в Иране
- Права человека в Иране
- Интеллектуальная собственность в Иране
- Иранский суд
- Закон Ирана о защите семьи
- Иранская киберполиция
- Трудовое право Ирана
- Закон о гражданстве Ирана
- Правоохранительные силы Исламской Республики Иран
- Список экономических законов Ирана
- Список национальных правовых систем
- Парад на осле
- Специальный клерикальный суд
- Налогообложение в Иране
- Дорожная полиция Ирана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абрамян, Ерванд, История современного Ирана , Cambridge UP, 2008, стр.177.
- ^ От самого высокого до самого низкого . Всемирный обзор тюрем (WPB). Используйте раскрывающееся меню, чтобы выбрать списки стран по регионам или всему миру. Используйте меню для выбора списков от самой высокой до самой низкой численности заключенных, численности заключенных, процента лиц, содержащихся под стражей до суда / под стражей, процента женщин-заключенных, процента заключенных-иностранцев и уровня заполняемости. Щелкая по заголовкам столбцов в таблицах WPB, можно изменить порядок столбцов с нижнего на самый высокий или в алфавитном порядке. Для получения подробной информации по каждой стране щелкните название любой страны в списках. См. также главную страницу данных WPB и нажимайте на ссылки на карте и/или ссылки на боковой панели, чтобы добраться до нужного региона и страны.
- ^ Джанин, Хант и Андре Кальмейер, Исламское право , McFarland and Company, 2007, стр.142.
- ^ «iranonline.com Конституция правительства Ирана, судебная власть» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 г. Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Нарушения прав человека в соответствии с шариатом, сравнительное исследование Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран. Луиза Мария Гонтовска, май 2005 г.
- ^ См. Мирьям Кюнклер: «Особые суды духовенства и репрессии против духовенства-диссидента в Иране». https://ssrn.com/abstract=1505542
- ^ Абрамян, Ерванд, Замученные признания Ерванда Абрамяна, Калифорнийский университет Press, 1999, стр.125
- ^ Абрамян, Ерванд, Замученные признания Ерванда Абрамяна, Калифорнийский университет Press, 1999, стр.134-5
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , (1999), стр.135-6.
- ↑ источник: Аноним «Тюрьма и заключение», Моджахед , 174–256 (20 октября 1983 г. – 8 августа 1985 г.)
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками (1999), стр. 135-6, 167, 169.
- ^ «Иранская газета призывает к масштабным судебным реформам в сфере вынесения приговоров» .
- ^ Министр встревожен большим количеством заключенных в Иране - Mohabat News, 27 ноября 2015 г.
- ^ Международная кампания за права человека в Иране - сообщение в Facebook.
- ^ Государственный департамент США. (2018). Доклад о правах человека в Иране. Получено 17 апреля 2019 г. из [1]
- ^ Observers.france24.com/ (7 апреля 2020 г.). «Нет воды, нет мыла и переполненные камеры: опасения по поводу Covid-19 вызывают беспорядки в иранских тюрьмах» . Проверено 29 июля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Банакар, Реза; Зиаи, Кейван (2018). «Жизнь закона в Исламской Республике Иран» . Иранские исследования . 51 (5): 717–746. дои : 10.1080/00210862.2018.1467266 .
- ^ Кюнклер, Мирьям (2017). «Верховенство закона или верховенство закона? Коллегия адвокатов Ирана как пешка в спорах между исламскими республиканцами». В Телленбахе, Сильвия; Ханштайн, Торальф (ред.). Вклад в исламское право XII. Серия: Вклад Лейпцига в восточные исследования . стр. 133–153. дои : 10.3726/b13437 . ISBN 9783631743850 .
- ^ Jump up to: а б с д Абрамян, Ерванд (1999). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране . Издательство Калифорнийского университета. п. 134. ИСБН 9780520922907 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Мохамед Арифф. «Исламский банкинг», Азиатско-Тихоокеанская экономическая литература,Том. 2, № 2 (сентябрь 1988 г.), стр. 46–62.
- ^ Международные бизнес-публикации, США (2010). Справочник исламских финансовых институтов (банков и финансовых компаний) (4-е изд.). ИБП. п. 23. ISBN 978-1-4387-2468-3 . Проверено 26 ноября 2017 г. .
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Абрамян, Ерванд (16 июня 1999 г.). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране . Издательство Калифорнийского университета. п. 132. ИСБН 9780520922907 .
- ^ Бурки, Ширин (2013). Политика государственного вмешательства: гендерная политика в Пакистане, Афганистане. Лексингтонские книги. п. 238. ИСБН 9780739184332 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Обзор Кристофа Вернера « Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране» , в Британском журнале ближневосточных исследований © 2000, стр. 239-40
- ^ Jump up to: а б «Полный текст Закона о возмездии», «Iran Times» , 6 марта 1981 г., см. также: 22 мая 1981 г., 15 октября 1982 г., цитируется в «Пыточных признаниях» Ерванда Абрамяна, University of California Press, 1999, стр. 133.
- ^ «Исламский уголовный кодекс Ирана» (PDF) . рефмир . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Английский перевод книг I и II Нового исламского уголовного кодекса» . Иранский центр документации по правам человека . 4 апреля 2014 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран – Книга пятая» . Иранский центр документации по правам человека . 15 июля 2013 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Закон о возмездии», Kar International , июнь 1981 г., цитируется по Авраамяну, «Пыточные признания» (1999), стр. 134.
- ↑ ИРАН: Суд откладывает наказание «око за око» мужчине, облившему женщину кислотой, 16 мая 2011 г.]
- ↑ Наказание Ирана кислотой «око за око» отложено после протестов от ANI, Daily India, 16 мая 2011 г.]
- ^ ИРАН: Мужчина, осужденный за кражу, теряет руку , 24 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Ампутация и выкалывание глаз» . Права человека и демократия в Иране . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Тавана, Мохаммад Х. (2014). «Три десятилетия исламского уголовного законодательства в Иране» (PDF) . Электронный журнал исламского и ближневосточного права . 2:31 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Просвещенный обмен в Иране» . 29 ноября 2010 г.
- ^ «Мнения иранцев о политической роли религиозных деятелей неоднозначны» . 11 июня 2013 г.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками (1999), стр.169
- ^ Amnesty International (29 августа 2013 г.). «Иран все еще пытается стереть из воспоминаний «резню в тюрьме 1988 года», спустя 25 лет» . amnesty.org.
- ^ «Казни детей в Иране — Amnesty International» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2006 г. Проверено 23 июля 2005 г.
- ^ История Марьям Хатун Молкара (Иран)
- ^ Операции Ирана по смене пола
- ^ «Иранский фокус» .
- ^ Эбади, Ширин, Пробуждение Ирана , Ширин Эбади и Азаде Моавени, Random House New York, 2006, стр.117
- ^ Эбади, Пробуждение Ирана , (2006) стр.123
- ↑ Профиль: Хашем Агаджари, BBC News, 9 июля 2003 г.
- ^ «Назначение Ходжат-уль-Ислама и мусульман Сейеда Ибрагима Раиси главой судебной власти» . Официальный сайт Али Хаменеи . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года.