Созерцание
В религиозном контексте практика созерцания направлена на прямое осознание божественного, превосходящее интеллект, часто в соответствии с религиозными практиками, такими как медитация или молитва . [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово созерцание происходит от латинского слова contemplatio , в конечном итоге от латинского слова templum , означающего участок земли, освященный для принятия покровительства, или здание для поклонения. Последнее происходит либо от протоиндоевропейского корня *tem- («разрезать»), относящегося к понятию «место, зарезервированное или вырезанное», либо от корня * temp - («растягивать, натягивать»), таким образом имея в виду расчищенное (измеренное) пространство перед алтарем. [2] [3] Латинское слово contemplatio использовалось для перевода греческого слова θεωρία ( теория ).
Греческая философия
[ редактировать ]было важной частью философии Платона ; Созерцание Платон думал, что посредством созерцания душа может подняться к познанию Формы Добра или других божественных Форм. [4] Плотин как (нео)платонический философ также считал созерцание наиболее важным компонентом достижения генозиса . Для Плотина высшим созерцанием было пережить видение Бога, Монады или Единого. Плотин описывает этот опыт в своих произведениях « Эннеады» . По словам его ученика Порфирия, Плотин утверждал, что он переживал это переживание Бога четыре раза. [5] Плотин описал свой опыт в Эннеаде 6.9.
иудаизм
[ редактировать ]Ряд источников описывают важность созерцания в еврейских традициях, особенно в еврейской медитации . [6] Созерцание занимало центральное место в учении еврейского философа Маймонида, который учил, что созерцание Бога предполагает признание морального совершенства и что нужно прерывать созерцание, чтобы заботиться о бедных. [7] Созерцание также занимало центральное место в движении Мусар . [8]
христианство
[ редактировать ]В восточном христианстве созерцание ( теория ) буквально означает видеть Бога или иметь видение Бога. [примечание 1] Состояние созерцания Бога или единения с Богом известно как теория. Процесс обожения , ведущий к состоянию единения с Богом, известному как теория, практикуется в аскетической традиции исихазма . Исихазм – это примирение сердца и ума в одно (см. нус ). [примечание 2]
Созерцание в восточном православии выражается в ступенях, подобных тем, которые описаны в « св. Иоанна Лествичника » Лествице Божественного восхождения . Процесс превращения ветхого человека греха в новорожденного ребенка Божия и в нашу истинную природу как добрую и божественную, называется обожением .
Это значит, что как только кто-то оказывается в присутствии Бога, обоженный с Ним, тогда он может начать правильно понимать и там «созерцать» Бога. Эта форма созерцания предназначена для получения и прохождения фактического опыта, а не рационального или аргументированного понимания теории (см. Гнозис ). В то время как при рациональном мышлении для понимания используется логика, в отношении Бога делается противоположное (см. также Апофатическое богословие ).
Английская созерцательная работа XIV века, написанная анонимно, « Облако незнания» ясно дает понять, что ее форма практики — это не акт интеллекта, а своего рода трансцендентное «видение», выходящее за рамки обычной деятельности ума: «В первый раз, когда вы практикуете созерцания, ты испытаешь тьму, подобную облаку незнания. Ты не узнаешь, что это такое... эта тьма и это облако всегда будут между тобой и твоим Богом... они всегда будут мешать тебе увидеть Его. ясно светом понимания в вашем разуме и не позволит вам полностью ощутить Его в сладости любви в ваших эмоциях. Так что обязательно создайте себе дом в этой темноте... Мы не можем продумать свой путь к Богу.. ... вот почему я готов отказаться от всего, что знаю, чтобы полюбить то, о чем я не могу думать. Его можно любить, но нельзя мыслить». [12]
В западном христианстве созерцание часто связано с мистицизмом , что выражается в работах таких мистических богословов , как Тереза Авильская и Иоанн Креста , а также в трудах Марджери Кемпе , Августина Бейкера и Томаса Мертона . [13]
Дом Катберт Батлер отмечает, что термин «созерцание» использовался в Латинской церкви для обозначения мистицизма, а «мистицизм» — вполне современное слово. [14]
Медитация
[ редактировать ]В христианстве под созерцанием понимается свободный от содержания разум, направленный на осознание Бога как живой реальности. [ нужна ссылка ] С другой стороны, медитация на протяжении многих веков в Западной Церкви относилась к более когнитивно активным упражнениям, таким как визуализация библейских сцен, как в упражнениях Игнатия или lectio divina , в которых практикующий «слушает текст Библии с «ухо сердца», как будто он или она разговаривает с Богом, и Бог предлагает темы для обсуждения». [15]
В католическом христианстве созерцанию придается важное значение. «Образцовый богослов» католической церкви св. Фома Аквинский писал: «Для блага человеческого сообщества необходимо, чтобы были люди, посвящающие себя жизни созерцания». ( Предложения ) Один из его учеников, Йозеф Пипер, прокомментировал: «Ибо именно созерцание сохраняет среди человеческого общества истину, которая одновременно бесполезна и является мерилом всякого возможного использования; так что это также созерцание, которое держит истинную цель в поле зрения, придает смысл каждому практическому действию жизни». [16] Папа Иоанн Павел II в Апостольском послании «Rosarium Virginis Mariae» конкретно упомянул католическое почитание Святого Розария как «изысканно-созерцательную молитву» и сказал, что «по своей природе чтение Розария требует спокойного ритма и продолжительного темп, помогая человеку размышлять над тайнами жизни Господа, увиденными глазами той, кто был ближе всего к Господу. Таким образом раскрываются непостижимые богатства этих тайн». [17]
По мнению Фомы Аквинского, высшая форма жизни — это созерцательная, сообщающая плоды созерцания другим, так как она основана на изобилии созерцания ( contemplari et contemplata aliis tradere ) ( СТ , III, Q. 40, A. 1, Объявление 2).
ислам
[ редактировать ]В исламской традиции говорится, что Мухаммад ушел в пустыню, поднялся на гору, известную как гора Хира , и изолировался от мира. Находясь на горе, он размышлял о жизни и ее смысле. [18]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Бахаулла и Абдул-Баха писали о созерцании и медитации в отношении размышлений о красоте, Царстве Божьем, науке и искусстве. Абдул-Баха заявил, что «признаком интеллекта является созерцание, а признаком созерцания — молчание... он не может одновременно говорить и медитировать». [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Митрополит Иерофей Влахос: «Видение нетварного света, дающего человеку познание Бога, есть чувственное и сверхчувственное. Телесные глаза преобразуются, так что они видят нетварный свет», этот таинственный свет, недоступный, нематериальный, нетварный, обожествляющий, вечный», это «сияние Божественной Природы, эта слава Божества, эта красота Царства Небесного» (3,1,22;CWS с.80). Палама спрашивает: «Видишь ли ты тот свет недоступен чувствам, не преобразовываемым Духом?» (2,3,22). Св. Максим, учение которого цитирует св. Григорий, говорит, что Апостолы видели нетварный Свет «преобразованием деятельности их чувства, произведенные в них Духом» (2.3.22). [10]
- ^ pelagia.org: «Неподвижность тела — это ограничение тела. «Начало исихии — это благочестивый покой» (3). Промежуточная стадия — это стадия «просветляющей силы и видения; а конец — это экстаз или восторг ум к Богу» (4). Св. Иоанн Лествичник, имея в виду внешнюю, телесную тишину, пишет: «Любящий тишину хранит уста свои» (5). Но упоминают не только так называемые нептические отцы. и описывают святую атмосферу исихии , это также те, которые известны как «социальные». На самом деле в православной традиции нет прямой оппозиции между теорией и практикой, а также между нептическими и социальными Отцами. Нептики в высшей степени социальные и общинные. невообразимо непичны». [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Домашняя страница: Оксфордский словарь английского языка» . www.oed.com . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ «храм | Поиск в онлайн-словаре этимологии» . Этимонлин . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Ваан, Мишель де (2018). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. стр. 610–611. ISBN 978-90-04-16797-1 .
- ^ Платон: Критические оценки , Николас Д. Смит, Routledge, 1998. ISBN 0-415-12605-3
- ^ См. Жизнь Плотина.
- ^ «Популярность медитации среди евреев растет: Созерцание: повторное открытие древней традиции делает ее портом возвращения в иудаизм, говорят сторонники» . Лос-Анджелес Таймс . 30 января 1993 г. Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Сискин, Кеннет (1991). Маймонид: Путеводитель для сегодняшних недоумевающих . Берман Хаус, Инк. 110. ИСБН 978-0-87441-509-4 .
- ^ Моринис, Алан (2 декабря 2008 г.). Повседневная святость: еврейский духовный путь Муссара . Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-8348-2221-4 .
- ^ «Преданность (Созерцание)» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Митрополит Иерофей Влахос (2005), Православная психотерапия , раздел Богопознание по святителю Григорию Паламе . Рождённо-Богородичный монастырь, Греция, ISBN 978-960-7070-27-2
- ^ pelagia.org, Ортодоксальная психотерапия. Архивировано 2 января 2012 г. в Wayback Machine , раздел « Покой и молитва» .
- ↑ Отрывок из издания Шамбалы в переводе Кармен Асеведо Бутчер [1]
- ^ «Созерцание» , Католическая энциклопедия , Новое пришествие. Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ Западный мистицизм: Августин, Грегори и Бернард о созерцании и созерцательной жизни , Дом Катберт Батлер. Дувр: Минеола, Нью-Йорк, 2003, стр. 4.
- ↑ Современное обсуждение различий между meditatio и contemplatio доступно в книге отца Томаса Китинга о созерцательной центрирующей молитве « Открытый разум, открытое сердце: созерцательное измерение Евангелия» (1986). ISBN 0-8264-0696-3 . Краткие описания центрирующей молитвы и lectio divina доступны на сайте http://www.contemplativeoutreach.org/ .
- ^ «Говорит Папа - универсальный голос для всего мира». Архивировано 5 февраля 2008 г. в Wayback Machine , Кэрри Гросс, 1 февраля 2008 г., Zenit.org.
- ^ «Rosarium Virginis Mariae на Святейшем Розарии (16 октября 2002 г.) | Иоанн Павел II» .
- ^ Богл, Эмори К. (1998). Ислам: происхождение и вера . Издательство Техасского университета. п. 6 . ISBN 0-292-70862-9 .
- ^ «Парижские переговоры | Справочная библиотека бахаи» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батлер, Катберт . Западный мистицизм: Августин, Григорий и Бернар о созерцании и созерцательной жизни . Дувр, Минеола, Нью-Йорк, 2003. Второе изд. (Первоначально опубликовано Э. П. Даттоном, Лондон, 1926 г.). ISBN 0-486-43142-8
- Лосский, Владимир . Видение Бога . СВС Пресс, 1997. ISBN 0-913836-19-2
- Папаниколау, Аристотель. Быть с Богом . Издательство Университета Нотр-Дам, 2006. ISBN 0-268-03830-9
- Плестед, Маркус. Наследие Макария: место Макария-Симеона в восточнохристианской традиции . Оксфордские богословские монографии, 2004. ISBN 0-19-926779-0
- Спидлик, Томас . Духовность христианского Востока: Систематический справочник . Цистерцианские публикации, Каламазу, Мичиган, 1986. ISBN 0-87907-879-0
- Станилоаэ, Дмитрий . Опыт Бога: Откровение и познание Триединого Бога . Православное догматическое богословие, Том 1. Православное издательство Святого Креста, 2005. ISBN 0-917651-70-7
- Станилоаэ, Дмитрий . Опыт Бога: мир, творение и обожение . Православное догматическое богословие, Том 2. Православное издательство Святого Креста, 2005. ISBN 1-885652-41-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аристотель: Почему созерцательная жизнь самая счастливая ( Никомахова этика 10.7). английский и греческий.
- Филон Александрийский, О созерцательной жизни