Драконья раса
Таншань | |
---|---|
Диорама и восковые фигуры народа Танса в музее Джавахарлала Неру, Итанагар | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | Н/Д |
Аруначал-Прадеш | Н/Д |
![]() | Н/Д |
![]() | Н/Д |
![]() | Н/Д |
Языки | |
Язык Танса | |
Религия | |
Христианство , анимизм (в основном Рангфра ), индуизм (буддизм) | |
Родственные этнические группы | |
, Нокте , Коньяк |
Народ Таншанг , или Танса , принадлежит к тибето-бирманской этнической группе, проживающей в Аруначал-Прадеше и Ассаме . Они также проживают в регионе Сагайн и некоторых частях штата Качин в Мьянме . В Мьянме они раньше были известны как Рангпанг, Пангми и Хайми. Они говорят на своем родном языке Танса .
Танса - крупнейшая этническая группа, численность населения которой составляет около 450 000 человек. они являются зарегистрированной группой В соответствии с Конституцией Индии , и в Тансе существует множество подгрупп по обе стороны границы.
Фон
[ редактировать ]Таншанг в Мьянме, а также Танса в Индии считают себя аруначали. Они хорошо сложенные, среднего роста. Сегодня народ Танса живет в горах Паткай, на границе Индии и Бирмы, а некоторые живут на равнинах на индийской стороне границы. Многие Танса рассказывают о миграции из территории нынешней Монголии через юго-западную китайскую провинцию Юнань в Бирму. Традиции Танса предполагают, что они поселились в существующем регионе с начала 13 века. Считается, что [ кем? ] что на их родине в Китае и Бирме они были известны как Мува и Хава соответственно. Термин Хава (также произносится как Хью или Хиви ) используется многими Танса для обозначения всей группы Танса. Термин «Тангса» происходит от слов «тан» («высокая земля») и «са» («сын») и означает «люди высокогорья».
Подгруппы
[ редактировать ]Существует множество подгрупп тангса, каждая из которых говорит на различных языковых вариантах. Некоторые из этих сортов очень похожи, а некоторые сильно отличаются друг от друга.Каждая из этих этнических подгрупп известна под разными названиями. Есть имя, которое группа дает себе, например Чамчанг, а затем «общее имя», используемое в общении с не-тангсасами. Общее название Чамчанга — Кимсинг.
Было идентифицировано около 70 различных этнических групп. [1] [2] [3] В Индии недавно прибывшие тангса известны как пангва.
В списке сначала указывается имя, используемое самой группой, а затем в скобках следуют альтернативные варианты написания. M указывает на то, что группа встречается только в Мьянме, I только в Индии и B как в Индии, так и в Мьянме. Этот список не полный:
- Oni (Botey) B
- Чьямцян-Шецю (Чамчанг, Кимсинг, Санкей) Б
- Циампанг (Чампанг, Тампанг) B
- Циолим (Чолим, Тонглум) Б
- Сюё (Чуё, Вангку) М
- Чёнги (Дунги) Б
- Гакха М
- Гакья (Гахджа) I
- Вор (Когда) B
- Гакчан (Гашан) М
- Гаклон (Галун, Лоньунг) Б
- Готовим М
- Котлум (Кавлум) М
- Гакийи М
- Хаксьенг Б
- Хакчюм М
- Хакхи (Хачи) М
- Хакхун Б
- Хакман М
- Хакпо (Хатфаунг, Апо) М
- Хаса (Лулум как название деревни, живет недалеко от деревни Така) М
- Хаксик (Аулай, Авлав, Ладжу) М
- Хокук М
- Хави (Хави) я
- Хенчинг (Шанчеинг, Шанчаинг) М
- Йоглей (Йогли, Явклай) I
- Кайсан М [4]
- Халак или Хилак (Тангса) Б
- Кумкак М
- Лаккай (Лати) Б
- Куку (Маханьонён) М
- Лама (Хакланг) Б
- Лочан (Ланчинг, Ланчиен) B
- Лунчан I
- Легкое (Легкое, Легкое) Б
- Лунгри (Лунгри) Б
- Лумну М
- Лунг (Лонгфи) I
- Мейтей (Митай) Б
- Майк М
- Муклом (Моклум) I
- Моссанг (Серебро) (Золото) B
- Мунгре (красный, фиолетовый) B
- Средний М
- Дорогой Б.
- Ньиньшао (Ниньшао) М
- Нукте (Нокте) I
- Пингку М
- Понтаи I
- Понгён (Мачьям) М
- Раньи (Рангти, Ран-кьи, Рангси, Раси) М
- Ракну М
- Раса (Расит) М
- Рера (Ронранг) I
- Рингху М
- Сансик (Сикнё, Шейкнё, Сикпо) М
- Шангти (Шангри) Б
- Шангвал (Шаввел, Шангвал) Б
- Шокра (Шогранг) М
- Токе (Токай) М
- Чьямкок (Тамкок) М
- Тихак I
- Вансио (Ванчо) I
- Янгно М
- Асен (Закон) М
- Итак (Все) М
- Юнгук я
Примечания: Люди гакат также живут в Индии, в деревенском округе Вакка района Тирап, но группируются с ванчо, а не с тангса.
Культура
[ редактировать ]Проживание Танса вдоль границы с Мьянмой привело к культурному влиянию соседних групп через границу и принятию бирманской одежды среди многих членов племени. [5]
Традиционно мужчины и женщины Танса держат длинные волосы, часто завязывая их в пучок и прикрывая куском ткани, известной в некоторых разновидностях Танса как Ху-пак/Ху-пхоп . Мужчины Танса традиционно носили длинный и узкий кусок ткани, называемый ламсам/ленгти, который покрывает область бедра и таза. Однако в настоящее время они носят широкий цилиндрический кусок ткани зеленого цвета, называемый лунги, на подкладке из желтой, красной и белой пряжи, а также рубашку без рукавов. С другой стороны, женский костюм традиционно представлял собой кусок ткани, обернутый вокруг груди, и такой же кусок ткани, обернутый вокруг талии, доходящей чуть ниже колен. В настоящее время, благодаря доступности пряжи, их костюм включает в себя художественно вытканную нижнюю юбку, выполняющую роль нижней одежды, и льняную блузку.
Образ жизни
[ редактировать ]Традиционно люди Танса практиковали посменное земледелие (известное как Джхум на ассамском языке). В настоящее время жители Танса на равнинах Индии практикуют выращивание влажного риса. В традиционном сельском хозяйстве, используя простые ручные инструменты, Танса выращивают сельскохозяйственные культуры, в том числе рис, просо, кукурузу, арум и овощи. Жители Танса мало употребляют молоко и молочные продукты, хотя чай с молоком теперь подают во многих домах Танса. Традиционные блюда состоят из самых разнообразных рецептов. Но основными продуктами питания являются отварной или приготовленный на пару рис, овощи, отваренные с травами и специями (тушеные), а также вареная или жареная рыба или мясо. Закуски включают вареный или жареный арум или топиаку. Традиционные напитки включают копченый чай ( пхалап ) и рисовое пиво (называемое джу, кхам или че ). [6]
Из-за климата и местности танса живут в домах на сваях, разделенных на множество комнат. Как и в Нокте , в Танса традиционно были отдельные общежития для мужчин, известные в Лунчан Танса как Луппонг для мужчин и Ликпья для женщин.
Традиционно Танса верили в совместную семейную систему, и собственность поровну делилась между всеми членами семьи. Племенным советом, известным как Кхапуа (Лонгчан), Кхапхонг (Муклом), руководил Лунгванг (вождь), который занимается повседневными делами группы Танса.
Религия
[ редактировать ]В настоящее время Танса исповедуют различные религии. Традиционно их верования были анимистическими. Одним из примеров анимистических верований, которые до сих пор практикуются, является фестиваль Виху Кух, который проводится в некоторых частях Ассама 5 января каждого года. Это включает в себя принесение в жертву цыплят, свиней или буйволов, а также молитвы и песни женскому земному духу Виху .
Эта группа верит в высшее существо, создавшее все сущее, известное как Рангкхотхак/Рангва/ Рангфра , хотя вера в других божеств и духов также сохраняется. Многие последователи Рангфры отмечают ежегодный фестиваль под названием Мол или Кух-а-Мол (примерно в апреле/мае), который требует небывалого урожая. жертвоприношение животных, в частности принесение в жертву вак («свиней») и маан Практикуется («коров»). На похоронах проводится аналогичная церемония, и семья скорбящего устраивает пир между жителями деревни. После наступления сумерек мужчины и женщины начинают ритмично танцевать вместе под звуки барабанов и гонгов.
Некоторые тангса, особенно Тикхак и Ёнгкук в Индии и многие донги в Мьянме, попали под влияние буддизма Тхеравады . [7] и превратились. [8] Во многих деревнях Тихак и Юнкук есть буддийские храмы.
Большинство тангса, в том числе большая часть пангва тангса и почти все таншанг в Мьянме, приняли христианство. [9] Вероятно, самой распространенной христианской конфессией как в Мьянме, так и в Индии являются баптисты. Ассоциация баптистских церквей Танса со штаб-квартирой в Нонгтаме под подразделением Харсанг является крупнейшей баптистской ассоциацией, работающей среди Танса, с более чем 100 присоединенными к ней церквями[5], но в Индии также есть большое количество пресвитерианцев, а возможно, и меньшее. количество католиков, Церкви Христа и конгрегационалистов.
Из 20 962 тангса (собственных), проживающих в Аруначал-Прадеше, 6 228 являются анимистами (29,71%) и 5 030 - индуистами (24,00%). Большинство оставшихся - христиане (44%), при этом буддийское меньшинство составляет около 3%. В Аруначале проживают еще 8576 тангса, принадлежащих к маргинальным группам тангса, таким как Моссанг, Тикхак и Лонгчанг. Мосанг, Ронгранг, Моранг, Югли, Санке, Лонгфи, Хайса и Чамчанг (Кимсинг) Этнические группы в основном христиане. Большинство лунчанов и лангкаев — рангфрахиты, а тихаки поровну делятся на христиан и буддистов. Тайсен - большинство буддистов. Моглум Тангса поровну разделены между Рангфрой, Анимистами и Христианами. Намсанг Танса на две трети являются анимистами, а оставшаяся одна треть — индуистами. [10]
Язык
[ редактировать ]В настоящее время код ISO для этих разновидностей речи — ISO639-3:nst. Ближайшими лингвистическими родственниками тангсы являются тутса и нокте, и все они вместе с несколькими другими языками составляют подгруппу коньяк внутри более крупной группы, которую иногда называют бодо-коньяк-джинхпау. [11]
Танса — это не единый язык, а сеть разновидностей, некоторые из которых взаимопонятны, а некоторые нет. Например, в группе пангва носители лонгри и чолим (тонглум) легко понимают друг друга, но носители этих двух групп могут испытывать большие трудности с пониманием и разговорной речью лочханг (ланчинг).
В следующей таблице показаны некоторые лингвистические различия между группами Танса:
Блеск | Чолим | Лунчан | План | Жюгли | Тихак | Ёнгук | Muklom | Хахун | Барьер | Чамчанг (Кимсинг) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
питьевая вода | кам² | кхам | кам² | кхам | кам² | кам² | Юнг | ʤu² | ʒɯ² | кхам |
река (вода) | ʒo² | кхам | ʒo² | джонг | кам² | кам² | Юнг | ʤu² | ʒɯ² | |
алкоголь | c'ai¹ | уже | cʰe¹ | чел | ʒu² | ʒo² | кхам | кам² | кам² | |
сердце | Адинь¹ | побежал | также¹ | rɤn¹ | rɤn¹ | полагать | побежал³ | побежал¹ | ||
яйцо | βɯ¹cʰi¹ | Утэй | у²тай¹ | Утай | ву¹ти¹ | ву¹ти¹ | ух ты | рот | wɯ¹cʰi¹ | |
солнце | ранг2 | чувствовать | ран²сай¹ | Рангшал | ран²са¹ | raŋ²sa³ | Рангшал | с¹ | се¹pʰo² | |
кровь | тег¹ | ожерелье | ги¹ | привет | təɣi¹ | техэи¹ | тахи | привет¹ | sʰe¹ |
Кажется, в Индии существует три подгруппы. Лексемы (слова) «питьевая вода», другие виды «вода» и «алкоголь» могут быть использованы в качестве диагностики для трех предполагаемых групп. Группа, показанная в середине таблицы, подгруппа Тихак (Тихак и Ёнгкук), достаточно хорошо известна. Это люди, приехавшие из Мьянмы в Индию несколько сотен лет назад, и в наши дни на инди не говорят на языке тихак или йонгкук. Они используют хам для обозначения «питьевой воды» и «речной воды».
Слева находится гораздо более разнообразный в лингвистическом отношении набор разновидностей, называемый пангва. [12] состоящие в основном из групп, прибывших в Индию совсем недавно и обычно имеющих родственные деревни в Мьянме; хотя некоторые, такие как Джоглей и Рера, сейчас встречаются только в Индии. Они используют кхам для питьевой воды, а джу — для речной воды.
Справа — несколько разнообразных сортов, в которых хам используется в качестве алкоголя, а джу — в качестве питьевой воды. Моклум и Хахун не являются взаимопонятными, но имеют общую маркировку иерархического соглашения (маркировку объекта и субъекта), хотя и реализуемую систематически разными способами. Hakhun очень похож на Nocte, который внесен в список ISO как отдельный язык (ISO639-3:njb).
Система письма
[ редактировать ]Танса | |
---|---|
Направление | Слева направо ![]() |
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Тнса (275) , Танса |
Юникод | |
Псевдоним Юникода | Танса |
U + 16A70 – U + 16ACF Предложение |
Алфавитная система письма была изобретена для Тансы в 1990 году Лакхумом Моссангом (ум. 11 июля 2020 года). Он нашел ограниченное применение среди членов сообщества Mossang и получил поддержку со стороны правительства Аруначал-Прадеша. Этот сценарий был добавлен в стандарт Unicode с выпуском версии 14.0 в 2021 году. [13]
Онлайн-архивирование
[ редактировать ]Онлайн-архив текстов Тансы доступен на сайте DoBeS. [14] Тексты и тексты тангса можно прочитать и найти на веб-сайте тайского и тибето-бирманского языков Ассама.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Мори (2011). Маркеры соглашения Танса. В Г. Хислопе, С. Мори и М. Посте (ред.) Лингвистика Северо-Восточной Индии II . Издательство Кембриджского университета, Индия. стр. 76–103.
- ^ Натан Статезни и Аххи (2011). Так близко и в то же время так далеко: диалектные вариации и контакты среди таншанг-нагов в Мьянме. Презентация на конференции NWAV Asia-Pacific I, Дели, Индия, 23–26 февраля 2011 г.
- ^ Мэтью Томас (2009). Социолингвистическое исследование языковых разновидностей в районе Чангланг штата Аруначал-Прадеш . Кандидатская диссертация представлена в Центр перспективных исследований лингвистики Аннамалайского университета.
- ^ Ван Дам, Келлен Паркер. 2023. Первое описание кайсана, северопаткайского языка Мьянмы . 26-й симпозиум гималайских языков, 4–6 сентября 2023 г. Париж: INALCO.
- ^ Сатья Дев Джа (1986). Аруначал-Прадеш, Богатая земля и бедные люди . Западный книжный склад. п. 94.
- ^ «Путешествие в скрытый рай – фестиваль Аруначал обещает путешествие в неизведанное» . Телеграф . 18 января 2007 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 13 февраля 2009 г.
- ^ Джей Ди Бавеха (1982). Новые горизонты Северо-Востока . Западный книжный склад. п. 68. ОЛ 3151231М .
- ^ Шибани Рой, ШМ Ризви (1990). Обычное право племен Северо-Восточной Индии . БР Паб. Корп.п. 34. ISBN 81-7018-586-6 . ОСЛК 24591117 .
- ^ Биджан Моханта (1984). Административное развитие Аруначал-Прадеша, 1875-1975 гг . Уппал. п. 16.
- ^ Таблица ST-14, Перепись населения Индии 2001 г.
- ^ Роббинс Берлинг (2003). Тибето-бирманские языки Северо-Восточной Индии. В книге Г. Тергуда и Р. Лаполлы (ред.) «Сино-тибетские языки» . Рутледж. стр. 169–191. дои : 10.4324/9780203221051-20 .
- ^ Джейми Сол (2005). Наги Бирмы : их праздники, обычаи и образ жизни . Орхидея Пресс. п. 28.
- ^ Мори, Стивен; Панди, Аншуман (7 января 2021 г.). «Предложение добавить сценарий Танса в SMP UCS» (PDF) . Консорциум Юникод . Л2/Л2021/21027 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Документация языков, находящихся под угрозой исчезновения» . ДОБЕС . Проверено 4 сентября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дас Гупта, К. 1980. Язык тангса (сводка). Шиллонг: Пограничное агентство Северо-Восточной Индии.
- Моранг, Гонконг, 2008. Тансас – Дети Масуи Синграпума. Гувахати: Г.К. Натх от имени ААНК-БААК
- Рао, Нараян Сингх. 2006. Племенная культура, вера, история и литература. Нью-Дели: Миттал.
- Симай, Чимой. 2008. Профиль племени Тикхак Танса в Аруначал-Прадеше. Нью-Дели: Авторская пресса.
- Институт культуры Вивекананды Кендры. 2005. Традиционные системы Танса и Тутса. Гувахати: Институт культуры Вивекананды Кендры.