Теология Тенрикё
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( ноябрь 2021 г. ) |
Часть серии о |
Тенрикё |
---|
Люди |
Писание |
Дополнительные тексты |
Убеждения |
Практики |
История |
Учреждения |
Другой |
|
Теология Тенрикё (天理教学 Tenrikyōgaku ) — теология религии Тенрикё . Дисциплина богословия Тэнрикё состоит из изучения Священных Писаний (изучение Офудесаки , Микагура-ута Осасидзу и ) , исторического богословия , догматического богословия и практического богословия . [ 1 ]
Писание
[ редактировать ]Бог
[ редактировать ]Имена
[ редактировать ]В исторических документах и писаниях, касающихся Тенрикё, Богу приписывают множество различных наименований. [ 2 ]
В Офудесаки Бог отождествляется с тремя разными сущностями. В 1869 году, когда были написаны первые стихи, Бог первоначально назывался ками (神), духом японской синтоистской традиции. Обозначение ками было шире, чем авраамическое понятие Бога, поскольку его можно было применять к любому объекту, обладавшему божественной силой или внушающему трепет, например животным, деревьям, местам и людям. Однако Офудесаки подчеркивал уникальность ками , добавляя различные уточнения, такие как мото-но ками (Бог происхождения ), синдзюцу-но ками (Бог истины ) и коно йо о хаджимета ками (Бог, который начал этот мир ). С 1874 года Бога начали идентифицировать как цукихи (月日), или луну-солнце, а с 1879 года Бога начали идентифицировать как оя (をや), или родителя, хотя ками и цукихи продолжали использоваться до последней части Священное Писание.
В истории создания Тенрикё, изложенной в « Офудесаки» и подробно описанной в различных примечаниях к ее беседам, известным под общим названием « коки» , есть десять фигур, которым приписывают создание людей. Некоторые авторитеты Тенрикё предполагают, что две из этих фигур, Кунитокотати-но-Микото и Омотари-но-Микото , представляют собой цукихи , или, точнее, двойственность цуки-сама и хи-сама . Остальные восемь фигур представляют собой инструменты, подчиненные цукихи , которые были привлечены, с которыми консультировались и обучались созданию людей.
В «Микагура-ута» , песнях литургии обычно называют ками . В конце большинства песен к Богу обращаются с именем Тенри-О-но-Микото, Тенрио-но Микото) или «абсолютным». правитель божественного разума». Тенрикё, Бога
Исторические источники, написанные при жизни Накаямы Мики и в годы после ее смерти, предполагают ряд других имен Бога. В «Оясама гёдэн» Накаямы Синносукэ , источнике, на котором в первую очередь основана «Жизнь Оясамы» называет Бога « тен но сёгун» ( » сёгун «Небесный , Мики в первоначальном откровении ). В первых попытках получить религиозные санкции от синтоистской администрации Ёсида и буддийского храма Сингон имя Бога было записано как Тенрин-О-Мёдзин (天輪王明神) и Тенрин-О-Коша (転輪王講社). соответственно. В ранней доктрине церкви Тенрикё, написанной в соответствии с доктриной государственного синтоизма того времени, имя записано как Тенри-Оками .
Текущая доктрина Тенрикё утверждает, что Тенри-О-но-Микото — это божественное имя, которое следует использовать в контексте молитвы. [ 3 ] Доктрина часто называет Бога Богом-Родителем (親神様 oyagamisama ), подчеркивая родительскую природу Бога, раскрывающуюся ближе к концу Офудесаки . [ 4 ] Доктрина утверждает, что изменения в именах Бога в Офудесаки с ками на цукихи и на оя были произведены в соответствии с духовным ростом первых последователей. [ 5 ]
Атрибуты
[ редактировать ]дзюё В стихах Офудесаки » или «свободное и неограниченное действие», упоминается или дзюёдзизай , что переводится как « всемогущество как важный атрибут Бога. Это всемогущество управляет не только порядком во Вселенной, но и событиями в мире природы, такими как ливни и землетрясения, а также в личной жизни человека, такими как сны и болезни. Это всемогущество действует как через тех людей, которые верят, так и через тех, кто не верит. [ 6 ]
Оясама
[ редактировать ]Человеческая природа
[ редактировать ]Причинность
[ редактировать ]Сравнение с кармической верой
[ редактировать ]Концепция «причинности» ( иннен いんねん) в Тенрикё представляет собой уникальное понимание кармических убеждений . Хотя причинность напоминает кармические верования, встречающиеся в религиозных традициях, зародившихся в древней Индии, таких как индуизм , буддизм и джайнизм , доктрина Тенрикё не претендует на то, чтобы наследовать концепцию этих традиций и отличается от их объяснений кармы в нескольких существенных отношениях.
В широком смысле, карма относится к духовному принципу причины и следствия, при котором намерения и действия человека (причина) влияют на будущее этого человека (следствие). [ 7 ] Другими словами, доброе намерение и добрый поступок человека способствуют хорошей карме и будущему счастью, а плохое намерение и плохой поступок способствуют плохой карме и будущим страданиям. [ 8 ] В этом смысле причинность и карма взаимозаменяемы; [ 9 ] На протяжении жизни человек может испытывать хорошие и плохие причинно-следственные связи. В Тенрикё эта концепция заключена в метафоре земледелия: «Каждое посеянное семя прорастет». [ 10 ] Карма тесно связана с идеей перерождения . [ 11 ] так, что его прошлые поступки в текущей жизни и во всех предыдущих жизнях отражаются в настоящем моменте, а нынешние дела отражаются в будущем текущей жизни и во всех будущих жизнях. [ 12 ] Это понимание перерождения поддерживается и в причинно-следственной связи. [ 13 ]
Тенрикё онтология Однако отличается от более старых кармических религиозных традиций, таких как буддизм. В Тенрикё считается, что человеческая личность состоит из разума , тела и души . Разум, которому Бог-Родитель дал свободу чувствовать, чувствовать и действовать, перестает функционировать после смерти. С другой стороны, душа в процессе дэнаоши (出直し, «начать все сначала») принимает новое тело, одолженное Богом-Родителем, и перерождается в этот мир. Хотя возродившийся человек не имеет воспоминаний о предыдущей жизни, мысли и дела человека оставляют свой след в душе и переносятся в новую жизнь как причинность человека. [ 14 ] Как видно, онтология Тенрикё, опирающаяся на существование единого божества-творца (Бога-Родителя), отличается от буддийской онтологии, не содержащей божества-творца. Также концепция спасения Тенрикё, которая заключается в том, чтобы прожить Радостную Жизнь в этом существовании и, следовательно, не обещает освобожденной загробной жизни вне этого существования, отличается от буддийских концепций сансары и нирваны . [ 15 ]
Исходная причинность
[ редактировать ]В центре онтологического понимания Тенрикё является постулирование изначальной причинности , или причинности происхождения ( moto no innen もとのいんねん), которая заключается в том, что Бог-Родитель создал людей, чтобы увидеть, как они живут Радостной Жизнью (спасительное состояние). ) и разделить эту радость. Тенрикё учит, что Радостная Жизнь в конечном итоге охватит все человечество и что постепенный прогресс на пути к Радостной Жизни уже сейчас осуществляется под руководством божественного провидения. Таким образом, концепция первоначальной причинности имеет телеологический элемент, представляя собой постепенное развертывание того, что было предопределено в начале времен. [ 16 ]
Индивидуальная причинность
[ редактировать ]Вера в индивидуальную причинность связана с принципом первоначальной причинности. Индивидуальная причинность — это божественное провидение, действующее для реализации изначальной причинности человеческого рода, которое посредством страдания направляет людей к осознанию своей причинности и приводит их к изменению сердца и активному сотрудничеству в направлении создания Радостной Жизни, мира, который был рукоположен в начале времен. [ 17 ]
Доктрина Тенрикё объясняет, что страдания человека следует воспринимать не как наказание или карающее правосудие божественного провидения за прошлые проступки, а скорее как знак поощрения божественного провидения человека задуматься о прошлом и изменить свое мнение. Признание действия божественного провидения должно привести к состоянию танно (たんのう «радостное принятие» в толковании Тенрикё), японского слова, обозначающего состояние удовлетворения. Танно — это способ успокоить разум: речь идет не о том, чтобы просто смириться со своей ситуацией, а, скорее, о том, чтобы активно «признавать родительскую любовь Бога во всех событиях и воодушевляться их появлением во все более твердой решимости жить радостно каждый день». [ 18 ] Другими словами, Тенрикё подчеркивает важность поддержания позитивного внутреннего настроя, в отличие от настроя, на который легко влияют внешние обстоятельства. [ 19 ]
Трое жертв
[ редактировать ]Кроме того, в «Доктрине Тенрикё» упоминаются три жертвы ( сан иннен さんいんねん), которые, как полагают, предопределили возникновение учения Тенрикё. Точнее, эти жертвы являются исполнением обещания, которое Бог дал моделям и инструментам творения, а именно: «когда пройдут годы, равные числу их первенцев, они будут возвращены в Обитель Происхождения, место первоначального зачатия, и их потомки будут обожать его». [ 20 ] «Причинность души Оясамы» означает, что Мики Накаяма имела душу изначальной матери при сотворении ( Идзанами-но-Микото ), которая зачала, родила и воспитала человечество. «Причинность резиденции» означает, что резиденция Накаяма, где находится штаб-квартира церкви Тенрикё , является местом, где было зачато человечество. «Причинность времени обетованного» указывает на то, что 26 октября 1838 года – день, когда Бог стал открыто явлен через Мики Накаяму – ознаменовало время, когда годы, равные числу первенцев человечества (900 099 999), прошли с момента, когда человечество был задуман. [ 21 ]
Повествование о создании
[ редактировать ]Повествование о сотворении Тенрикё, которое последователи называют «Истиной происхождения» (元の理 moto no ri ), объясняет понимание Накаямы Мики того, как Бог создал первые прототипы людей и развивал их на протяжении многих лет.
Повествование о творении впервые появилось в письменной форме в 1874 году, когда Накаяма Мики составил третью часть « Офудесаки» . Повествование было описано более подробно в Части VI и продолжалось фрагментарно объясняться в последующих частях. [ 22 ]
Однако Мики также передала это повествование в рамках бесед, которые она читала своим ученикам о своем учении. Она попросила своих учеников записать то, что они запомнили из ее выступлений, и представить ей на одобрение. В конце концов, она так и не одобрила ни одну из рукописей, поэтому ее последователи не считали их каноническими в той же мере, в какой писания – а именно Офудесаки , Микагура-ута и Осасидзу . Сохранившиеся рукописи называются коки (こふき). [ 23 ]
Во второй половине двадцатого века ученые начали публиковать интерпретации повествования о творении, основанные на различных дисциплинах, таких как этнология , космология , философия , сравнительная мифология , психология и биология . [ 24 ]
Спасение
[ редактировать ]Молитвы
[ редактировать ]Практики
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Через год после смерти основателя Тенрикё Накаямы Мики в 1887 году штаб-квартира церкви Тенрикё была основана как юридически признанная религиозная организация при Главном синтоистском бюро (神道本局 Синто Хонкёку ). [ 25 ] В 1900 году Тенрикё основал свой первый институт доктринальных исследований — семинарию Тенри. В 1903 году было завершено раннее издание доктрины Тенрикё, известной сегодня как «доктрина Мэйдзи», поскольку она была написана в период Мэйдзи . Эта редакция учения существенно отличалась от настоящей редакции. [ 26 ] потому что ученые, завершившие это издание, были не строго учеными Тенрикё, а знатоками религии (Наканиси Уширо) и учеными синтоизма (Иноуэ Ёрикуни, Ицуми Тюдзабуро), приглашенными из-за пределов круга Тенрикё. [ 27 ]
В 1925 году Накаяма Сёдзэн , правнук Накаямы Мики, стал вторым Синбаширой (духовным и административным лидером) штаб-квартиры церкви Тенрикё и основал Отдел доктрины и исторических материалов. С 1925 по 1938 год Отдел доктрины и исторических материалов начал собирать источники, которые легли в основу писаний Тенрикё и дополнений к писаниям. [ 28 ]
В этот период несколько студентов Тенрикё поступили в университет по специальности религиоведение. Они станут одними из первых богословов Тенрикё. Одним из таких студентов был Накаяма Сёдзэн, который с 1926 по 1929 год изучал историю религии в Токийском императорском университете под руководством Масахару Анесаки . В следующем десятилетии другие, такие как Уэда Ёсинару (1931 г.), Накаяма Ёсиказу (1932 г.), Нагао Хироуми (1935 г.) и Морои Ёсинори (1938 г.), будут специализироваться на религиоведении в Токийском императорском университете. Фукая Тадамаса изучал западную историю с упором на историю христианского богословия в Императорском университете Киото . [ 29 ]
В течение нескольких лет после Второй мировой войны дальнейшие исследования и институциональное развитие привели к появлению теологии Тенрикё. В 1946 году Отдел доктрины и исторических материалов начал публиковать свои выводы в периодическом издании «Фукуген» («Реставрация»). Доктрина Тенрикё , в которой систематически обобщаются верования и практики Тенрикё, была опубликована в 1949 году. В том же году Университет Тенри . был основан [ 30 ]
Теология тенрикё как коллективная академическая работа началась с первого выпуска журнала Tenrikyōgaku kenkyū («Исследования теологии тенрикё»), опубликованного в 1950 году. Этот выпуск открылся эссе Морои Ёсинори под названием «Tenrikyō shingaku joshō » («Введение в теологию тенрикё»), в котором излагается то, во что он верил. быть содержанием и целями теологии Тенрикё. [ 31 ]
Современная христианская теология и экзистенциализм оказали значительное влияние на раннее развитие теологии Тенрикё. Ранние ученые Тенрикё выразили интерес к идеям Сёрена Кьеркегора , Карла Ясперса и Габриэля Марселя . [ 32 ] и рекомендовали своим студентам изучить Карла Барта » «Церковную догматику . [ 33 ]
Богословы
[ редактировать ]Морой Ёсинори
[ редактировать ]Морои Ёсинори (Морой Ёсинори 1915–1961) [ 34 ] впервые изучал философию религии в Токийском императорском университете, написав дипломную работу о Максе Шелере . [ 35 ] Морои защитил докторскую диссертацию в том же университете, получив степень доктора литературы в Токийском университете в 1961 году, за день до своей смерти. [ 36 ] Одной из его наиболее заметных научных работ является докторская диссертация « Сюкё синпишуги хассей но кэнкю: току ни Сему-кей тёцусинкё о чушин то суру сюкё гакутеки косацу » («Исследование развития религиозного мистицизма: взгляд на религиоведение, в центре которого находятся о семитическом монотеизме»), которая была посмертно опубликована Университетом Тенри в 1966 году. [ 37 ] Другая известная работа, «Сюкётеки сютайсэй но ронри » («Логика религиозной идентичности»), осталась незавершенной после его смерти, но была завершена более молодыми учеными Тенрикё и в конечном итоге опубликована в 1991 году. [ 38 ]
Среди его работ, относящихся к теологии Тенрикё, - вышеупомянутые Тенрикё сингаку дзёсё и Тенрикё кёгигаку сирон («Предварительное эссе по догматическому богословию Тенрикё»). Многие из его работ были собраны и опубликованы в «Морой Ёсинори тёсакусю» («Сборник произведений Ёсинори Мороя»).
Фукая Тадамаса
[ редактировать ]Фукая Тадамаса (深谷忠政 1912–2007) изучал историю христианского богословия в Императорском университете Киото. На протяжении всей своей жизни он занимал важные посты в штаб-квартире церкви Тенрикё, занимая различные должности в качестве президента Тенрикё Доюся , профессора Университета Тенри , епископа епархии Тенрикё в Северной Америке и хонбу-ина (руководящего сотрудника штаб-квартиры церкви). [ 39 ]
Его важные богословские работы включают Тенрикё – даме но осие («Тенрикё – высшее учение») и Тенрикё кёгигаку дзёсэцу («Пролегомены к догматике Тенрикё»). [ 40 ] Он написал ряд книг, которые с тех пор были переведены на английский язык зарубежным департаментом Тенрикё, такие как комментарий Микагура-ута ( «Комментарий к Микагура-ута ») и исследование повествования о сотворении Тенрикё ( «Доктринальное исследование: Истина о Источник ).
Другие богословы
[ редактировать ]Теологи Тенрикё сосредоточили свое внимание на подобластях исследования теологии Тенрикё. Изучение Священных Писаний основано на вкладе Накаямы Сёдзэна, Морои Ёсинори и Фукая Тадамасы, а среди более поздних авторов, внесших вклад в эту область, — Накадзима Хидео, Ямамото Кунио, Сэридзава Сигэру и Саваи Юичи. Исследование связи Тенрикё с современной мыслью провел Иида Теруаки. Тенрикё Исследование миссиологии провел Сионоя Сатоши. «История Тенрикё» — сборник исторических исследований Ишизаки Масао и Ихаси Фусато. Связи между Тенрикё и религиоведением исследовали Мацуното Сигэру, Мията Ген и Хасимото Такето. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Университет Тенри, Институт изучения религии Оясато, изд., Кайтей Тенрикё дзитэн , Тенрикё Доюша, 1997, стр.591–4.
- ^ Эллвуд 1982 , с. 81.
- ^ Штаб-квартира церкви Тенрикё, 1993 г. , с. 29.
- ^ Штаб-квартира церкви Тенрикё, 1993 г. , с. 10.
- ^ Штаб-квартира церкви Тенрикё, 1993 г. , стр. 8–10.
- ^ Беккер, стр.12.
- ^ кармы (2012) Британская энциклопедия
- ^ Лоуренс К. Беккер и Шарлотта Б. Беккер, Энциклопедия этики, 2-е издание, ISBN 0-415-93672-1 , Индуистская этика, стр. 678.
- ^ Кисала, Роберт. «Современная карма: интерпретации кармы в Тенрикё и Риссё Косейкай». Японский журнал религиоведения, Vol. 21, № 1 (март 1994 г.), стр. 73-91: «В соответствии с традиционным кармическим пониманием, именно накопление дурных примесей предлагается в качестве объяснения нынешних страданий».
- ^ Фукая, Ёсиказу. «Каждое посеянное семя прорастет». Слова Пути. онлайн-ссылка
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 351-352.
- ^ «Карма» в: Джон Боукер (1997), Краткий Оксфордский словарь мировых религий, Oxford University Press.
- ^ Кисала, стр.77. «...традиционные кармические верования в личную ответственность, распространяющиеся на бесчисленные жизни, поддерживаются в доктринах, касающихся индивидуальных норм».
- ^ Закон, стр.77.
- ^ Тенрикё-христианский диалог , с. 429-430.
- ^ Закон, стр.77.
- ^ Деяния, стр. 77-8.
- ↑ Доктрина Тенрикё, штаб-квартира церкви Тенрикё, 61.
- ^ Работа, стр.78.
- ^ Доктрина Тенрикё , стр.20.
- ^ Глоссарий терминов Тенрикё, стр.436.
- ^ Мацумура 1998 , стр. 363.
- ^ Мацумура 1998 , стр. 360–2.
- ^ Иноуэ 1998 , с. 338.
- ^ Департамент зарубежной миссии Тенрикё. Исторический очерк Тенрикё. Перевод Оясама Нэнсай на Томони. Тенри, 1990. стр.6.
- ↑ Например, кётэн Мэйдзи содержал десять глав: «Почитание Бога», «Уважение к императору», «Любовь к нации», «Нравственность», «Накопление добродетелей», «Очищение от нечистот», «Основание учения». «Возмездие Богу», «Кагура» и «Душевное спокойствие». См. Тенрикё: Путь к радости, с. 64
- ^ Шимада, К. (2014). Возникновение и развитие теологии Тенрикё. Религиозный журнал Тенри, 42, 111.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 112.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 112–3.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 116–7.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 107–110, 118.
- ^ ван Стрэлен, 5.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 35.
- ^ Савай, Ю. (2014). Обзор и значение симпозиума. Тенри Журнал религии, 42, 1.
- ^ Морой, К. (2014). Воспоминания о моем отце. Тенри Журнал религии, 42, 23.
- ^ Вакамацу, Э. (2014). Тошихико Изуцу и философия СЛОВА: В поисках духовного Востока (Дж. К. Хофф, Пер.). Токио, Япония: Международный дом Японии. (Оригинальная работа опубликована в 2011 г.)
- ^ Вакамацу, 103–4.
- ^ Вакамацу, 104.
- ^ «Тадамаса Фукая скончался ради возрождения» из TENRIKYO (Ежемесячный информационный бюллетень), апрель 2007 г.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 124–6.
- ^ Тенри Журнал религии, 42, 65.
Библиография
[ редактировать ]- Эллвуд, Роберт С. (1982). Тенрикё, паломническая вера: структура и значения современной японской религии . Тенри, Япония: Издательство Университета Тенри.
- Иноуэ, Акио (1998). «О значении междисциплинарных исследований Мото-но-Ри». Женщины и религия . Международный симпозиум Тенри '98. Центр женщин и религии, Высший теологический союз, Беркли: Конгресс культуры Тенри Ямато. стр. 335–339.
- Мацумура, Кадзуо (1998). «История Коки и женственность основательницы Тенрикё». Женщины и религия . Международный симпозиум Тенри '98. Центр женщин и религии, Высший теологический союз, Беркли: Конгресс культуры Тенри Ямато. стр. 359–397.
- Штаб-квартира церкви Тенрикё (1993 г.). Учение Тенрикё . Штаб-квартира церкви Тенрикё.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лаубе, Дж. Оягами: Гендзай ни окэру Тенрикё но ками гайнэн [Бог-Родитель: современные представления о Боге Тенрикё] (Докторская диссертация).