Jump to content

Маркиан Сиракузский

Святой Маркиан Сиракузский
Статуя святого Маркиана в соборе Сиракуз
Епископ и мученик
Рожденный 1 век
Антиохия
Умер Сиракузы
Заслуженный в Католическая церковь
Восточная Православная Церковь
Праздник 30 октября (Католическая церковь)
30 октября и 9 февраля (Православная Церковь)
2 июня (город Гаэта)
14 июня (Сиракузская архиепархия)
Покровительство Сиракузская архиепархия , Гаэта (сопокровитель святого Эразма)

Маркиан , или Марциан ( Антиохия Сирийская , I век — Сиракузы ), был епископом и мучеником , почитаемым как святой Католической и Православной Церковью .

Согласно традиции Маркиан был первым епископом Сиракуз ; ученик апостола Петра . Его считают первым епископом Запада, так как он прибыл на Сицилию, когда апостол еще находился в Антиохии . [ примечание 1 ]

Источники о Марциане считаются поздними, поскольку они встречаются только начиная с византийской эпохи (7 век). Кондак Похваление и составляют первые две жития святого. [ примечание 2 ] но хвалебный характер этих литературных произведений мешает отличить правдивые биографические элементы от фантастических. [ 1 ]

Предполагаемый анахронизм, выявленный в тексте автора Энкомия , который датирует мученическую кончину гораздо более поздним временем, чем апостольская эпоха, и отсутствие древних письменных или образных свидетельств побудили многих ученых датировать епископа Маркиана не ранее 3-й век. [ 2 ]

Древнейшее изображение Маркиана найдено в катакомбах Святой Люсии: это фреска VIII века. Другое его изображение было найдено внутри так называемого склепа святого Маркиана: византийской базилики, построенной на месте древнего раннехристианского комплекса, который традиция определила как жилище святого, а затем как его могилу. Однако его мощи не найдены в Сиракузах; они хранятся в городах Гаэта и Мессина .

Агиографические источники

[ редактировать ]

В литературе

[ редактировать ]

Седьмой и восьмой века

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание о Маркиане, епископе и мученике, связанном с Сиракузами, относится ко второй половине седьмого века и представляет собой кондак , состоящий из поэтической проповеди и литургического гимна, подобно акафисту , использовавшемуся в шестом веке. [ 3 ] приписывают гимнографу Григорию, [ 4 ] хотя иезуит Гаэтани ошибочно приписал его сицилийцу Иосифу Гимнописцу . [ 5 ] В кондаке Марциан представлен как:

первая звезда... пришедшая с Востока просветить народы Запада. [ 6 ]

Статуя Марциана, созданная Игнацио Марабитти в 1757 году, установлена ​​на вершине Сиракузского собора.

За этим следует Энкомиум , датируемый концом 7-го и началом 8-го веков, написанный на греческом языке и сохранившийся в Ватикане , под названием «Похвала святому Марциану» . [ 7 ] который подхватывает и расширяет информацию, содержащуюся в Кондаке . [ 3 ] Византийский энкомиаст утверждает, что при написании своего текста он пользовался устной традицией и письмом некоего Перегрино (или Пеллегрино), от которого он узнал отрывки о Passio, которые не сохранились, что этот Перегрино, ученик Марциан писал о своем наставнике. [ 8 ]

Приоритет Кондака над Энкомием , однако, не признается единогласно, например: филолог и палеограф Миони считает, что Кондак более древний и относится к первым годам введения греческого обряда в Сиракузах (ибо Миони в 663-8 вв.). [ 9 ] Напротив, учёный Аморе полагает, что именно Энкомий является более древним в силу своего содержания и сравнения, помимо Кондака , с житием св. Зосимы (монаха, инициатора в 648 г. Греческая епископская серия). [ 10 ] Если в первых двух документах Сиракузская церковь представляется петровской, то в « Житии святого Зосимы» нет упоминания ни о мученике, ни о происхождении, относящемся к апостольской эпохе , о названной церкви. Однако датировка этого Жития , которое считается несколько более ранним, чем произведения, в которых повествуется марсианская традиция или ее современники, остается спорной. [ 11 ]

По мнению Маньяно, отсутствие упоминания о петровском происхождении не будет доказательством изобретения такой традиции, а скорее, утверждает он, они могли быть опущены, потому что не было необходимости упоминать о них, поскольку они были общепринятыми. [ 12 ] Ланцони, с другой стороны, считает, что это молчание, которое он также обнаружил в более ранней обширной переписке писем между Папой Григорием Великим и сиракузским епископом, является доказательством необоснованности столь заявленного древнего происхождения. [ 13 ] Для Аморе именно Энкомиум положил начало традиции апостольского происхождения. [ 14 ]

Неопределенные знакомства

[ редактировать ]

Отдельный разговор — о мученической кончине св. Либертина, епископа Агридженто, и св. Паломники , латинский текст, [ 15 ] из-за спорной даты происхождения. Некоторые учёные относят его автора ко второй половине V в. [ 16 ] в то время как, по мнению других, он был не раньше возраста византийского энкомиаста. [ примечание 3 ] Текст этого произведения был впервые опубликован в 17 веке в Vitae Sanctorum Siculorum Гаэтани . [ примечание 4 ] В рассматриваемом Мартириуме Маркиан признается епископом — Мартианом епископом Сиракузской церкви — но нет никаких упоминаний о том, что он был петровским епископом.

Риццо утверждает, что именно отсутствие упоминания о его петровском происхождении - по мнению ученого, это легенда, родившаяся в византийскую эпоху - позволяет датировать агиографа пятым веком. Он также утверждает, что если агиограф действительно датируется эпохой вандалов, то мучеников следует считать доконстантиновскими . [ 17 ]

8 и 9 века

[ редактировать ]
Святой Панкрас ( Афон ). Епископ Таормины не присутствует в панегирике.

Написанное в VIII веке и получившее распространение уже в 9-м, [ 18 ] Житие святителя Панкратия Таорминского. [ 19 ] содержит биографии Марциана, Панкраса Таорминского и Бириллуса Катанийского. Агиографические критики определяют это житие как басноподобное, полное причудливых элементов. [ 20 ] Это, конечно, после Энкомиума , [ 21 ] в котором еще не появляется Панкрас, которого можно было бы сравнить с Маркианом из этой самой Виты . [ 22 ] [ примечание 5 ]

«Под именем Евагрия было распространено обширное Мученичество святого Панкратия, причем в водоворот содержащихся в нем преданий был втянут и святой Марциан, а также одноименный авторский святой»

- Риццо, Христианская Сицилия с 1 по 5 века , 2006, с. 13.

Ланцони предположил, что синаксарий почерпнул свой сицилийский источник из этого документа. Константинопольский [ 23 ]

Однако агиограф Ван Эсбрук утверждал, что легенда о Панкрасе уже существовала изначально, датируемая VI-VII веками, лишенная басенных элементов, включенных в Житие, написанное в более позднее время. [ 24 ] Это было бы известно Феодору Студиту , который в своем сочинении о Таорминском мученике также игнорирует параллельную жизнь Марциана и Панкраса. [ 25 ]

Такая легенда изначально содержала бы только петровскую миссию и, таким образом, была бы лишена территориального спора между епископом Сиракуз и епископом Таормины, который вместо этого характеризует житие псевдо -Евагрия. [ примечание 6 ] Однако литературные произведения Марциана и Панкраса представляют собой основу, на которой сформировалось несколько других более поздних легенд.

10 век и далее

[ редактировать ]

Более поздние версии и, следовательно, скорее всего, зависят от самых ранних произведений, существуют и другие литературные версии, в которых упоминается Маркиан Сиракузский.

Симеон Метафраст в приписываемом ему «Толковании на святых Петра и Павла » (около X века) подтверждает постоянное унитарное обращение сицилийских епископов. Метафраст в своем тексте говорит, что Маркиан Сиракузский был рукоположен во епископа апостолом Петром вместе с Панкрасом Таорминским и Бириллом Катанийским. Византийский агиограф утверждает также, что апостол Петр, помимо рукоположения вышеупомянутых епископов, сам прибыл на остров Сицилия. [ 26 ]

В этой связи вызывает любопытство календарь сиракузских святых, написанный на пергаменте готскими или галльскими буквами и поэтому названный Галликанским календарем, найденный в сиракузских катакомбах в XVII веке, но датируемый 1152 годом. [ 27 ] В нем сообщается о посещении города святым Петром, отмечая его 30 июня, уточняя, что в это время святой Маркиан был еще жив. [ 28 ] По более поздним сведениям, апостол посетил многие места Сицилии, но это не подтверждается ни одним древним источником. [ 29 ] В Деяниях Апостолов сообщается лишь о пребывании апостола Павла в Сиракузах в течение трех дней, не говоря уже о том, что произошло за этот короткий промежуток времени, в 61 году. [ 30 ]

В восточной традиции

[ редактировать ]
Сицилийские святые в Менологии Василия II: Марциан (или Марцелл) Сиракузский; Панкрас Таорминский и Филагрий Кипрский.

Имя Марциана, сиракузского мученика, встречается в восточных богослужебных книгах под датами 30 или 31 октября и 9 февраля. Как зависимый от восточной литургии, марцианский календарь Неаполя 9-го века записывает его 30 октября. [ 31 ] Он также появляется в Капуанском кодексе 991 года, Менеях Гроттаферраты и Типиконе Святого Варфоломея. [ 32 ]

Маркиан также присутствует в Менологии византийского императора Василия II , составленной Симеоном Метафрастом примерно в десятом веке, в дату 9 февраля вместе с епископами Филагрием Кипрским и Панкрасом Таорминским . [ 33 ] [ примечание 7 ] Подтверждение имени Марцелл, или Марк, относящегося к Маркиану, и его размещение на 9 февраля произошло Синаксарии Константинополя в . [ 34 ]

«Марциан в этой коллективной памяти о 9 февраля, которая занимает второе место, дублируется у Марка и Марцелла [...]»

- Сальваторе Прикоко, Сицилия и пригороды Италии между 4 и 8 веками , 1991, с. 146.

В главном документе Православной Церкви , также написанном примерно в X веке, Маркиан фигурирует там с двумя разными датами и двумя разными именами: 9 февраля празднуется Марцелл Сиракузский, рукоположенный в епископы апостолом Петром , вспоминаемый наряду с Панкрас Таормины; [ примечание 8 ] затем он появляется один 31 октября. [ 34 ]

В западных мартирологах

[ редактировать ]

Ученые расходятся во мнениях относительно того, упоминается ли Марциан в старейшем западном мартирологе , а именно в Martyrologium Hieronymianum , латинский текст которого датируется IV веком. Здесь под датой 21 июня появляется пара мучеников, Руфини и Марсии , приписываемые городу Сиракузы. Однако неясно, может ли эта Марсия соответствовать епископу и мученику Маркиану Сиракузскому. [ примечание 9 ]

Пара Руфини и Марсии , также помещенная в город Сиракуз, появляется 21 июня в четырех других исторических мартирологах: в Мартирологе Флоруса , [ 35 ] украшение , [ 36 ] Усуард [ 37 ] и Ноткер . [ 38 ]

На Сицилии, в городе Сиракузы, родине святых Руфина и Марсия.
На Сицилии в городе Сиракузы, родине святых Руфини и Марсий.

— Из мартиролога Флоруса.

Однако официальное появление в западных источниках происходит только в 16 веке, когда имя Марциана написано в Martyrologium Romanum ; произведение Цезаря Барония , одобренное Папой Григорием XIII , где память святого первоначально поминается 14 июня. [ 39 ]

Святой Маркиан, епископ Сиракузский, рукоположенный блаженным Петром, был убит иудеями после проповеди Евангелия.
В Сиракузах святой Маркиан, которого святой Петр посвятил во епископа, был убит иудеями после проповеди Евангелия.

- Римский мартиролог , изд. 1750, Ватикан, с. 122.

Подробности убийства евреями взяты из синаксария . Константинопольского [ 40 ] Последнее обновление Римского Мартиролога было сделано в 2001 году; Марсиан указан там 30 октября со следующей записью:

«В Сиракузах святой Марциан считается первым епископом этого города».

Римский мартиролог: реформирован в соответствии с постановлениями Второго Ватиканского Вселенского Собора и обнародован Папой Иоанном Павлом II.

В иеронимическом мартирологе

[ редактировать ]

Сиракузы несколько раз фигурируют в Martyrologium Hieronymianum , 21 июня он появляется в трёх разных кодексах, самый важный в нём; это кодексы Epternacensis (= E) из Англии; Берненсис из Меца ; (= B), Wissemburgensis (= W) из Нормандии : [ 41 ]

Святой Маркиан изображен вместе со святым Эразмом как покровителем Гаэты (работа Себастьяно Конка )
  • кодекс E: ...сицилийские граждане Сиракуз Руфин и Марсии...
  • Кодекс B: ...На Сицилии Руфин и Марсия жили в Сиракузах...
  • кодекс W: ...Руфин и Марсия жили на Сицилии...

Ланцони и Делеэ , однако, отрицали достоверность подобных записей — они из всех сицилийских имен, приводимых в «Мартирологиуме», принимают как исторически обоснованные только четыре: Агата , Евплий , Люсия и Панкрат . [ примечание 10 ] Делеэ, исключая пару Руфин/Марциан, утверждает, что: « безмолвные памятники Руфину Сиракузскому » - так что это скорее соответствует епископу Руфину Капуанскому. [ примечание 11 ] - признает однако, что Марсии - это усеченное имя Марциана; первый сиракузский епископ. Однако его реконструкция стала предметом споров. [ 42 ]

В противном случае Ланцони полностью отвергает любое сопоставление с сицилийским городом, утверждая, что: «возможно, кодексы Мартирологиума содержат ошибки транскрипции, неправильное произношение имен или подобные ошибки». [ 43 ] поскольку, продолжает ученый из Фаэнцы, в древних сиракузских традициях нет никаких воспоминаний об этих двух мучениках, поэтому он сопоставляет Руфина с Александрией , где он празднуется 22 июня, и Марсией, которую он предпочитает в женском варианте, в Африке, в латеркулусе 8 июня. [ 43 ] Однако для Делеэ все формы Marciani , Marci , Marcianae , Marciae , сопоставленные с Египтом или Мезией , восходят к имени Марциан. [ 44 ]

Та же самая пара, Руфини и Марсии, также описана и приписана Сиракузам 21 июня четырьмя другими историческими мартирологами: Флором, Адо, Усуардом и Ноткером.

Тем не менее, даже ученый Аморе (автор исследования «Похвалы святому Маркиану ») не принимает возможного отождествления Маркиана с Марсиями , которых Мартирологий впервые помещает в Сиракузах. Аморе утверждает, что Марциан никогда не упоминался в западных мартирологах до позднего римского мартиролога (XVI), где он появляется 14 июня. [ 45 ]

Вместо этого Кампионе доверяет первоначальному свидетельству Мартирологиума, предполагая, что культ двух мучеников в сиракузской среде постепенно утрачивается. Введение Марциана 31 октября в Константинопольский синаксарий , которое произошло в X веке, то есть в то время, когда церкви южной Италии и острова Сицилия зависели от Константинопольской церкви , способствовало бы распространению дата засвидетельствована в восточных кругах, скрывая первоначальное 21 июня.

«Дальнейшие направления исследований могли бы выяснить причины, по которым, начиная с определенного периода, у Марциана возник механизм «переноса» культовой традиции, затемняющий, вплоть до полного ее растворения, традицию Мартирологиума и исторических мартирологов со ссылкой на него. до даты 21 июня: о нем уже нет никаких следов даже в римском мартирологе, который поминает первого епископа Сиракуз 14 июня».

Кампионе также свидетельствует о распространении антропонима Марциан в калабрийско-сицилийской области, особенно в Сиракузской области. [ примечание 12 ] что противоречит гипотезе Аморе, которая видит происхождение и распространение этого антропонима только в восточной традиции.

В Энкомиуме

[ редактировать ]

Введение

[ редактировать ]

Энкомиум датирован не ранее конца VII века , поскольку его анонимный автор упоминает в тексте сиракузского епископа Феодосия II и помнит его уже давно умершим. Епископ Феодосий, присутствовавший на Третьем Константинопольском соборе в 680 г., [ 46 ] будучи главным героем рассматриваемого произведения вместе с Маркианом, он, согласно недавнему предположению, был пропагандистом «нового открытия» культа епископа Маркиана. [ 47 ] По сообщению энкомиаста, именно Феодосий освятил жертвенник в пещере Пелопии перед всеми гражданами: это был дом Маркиана.

Энкомиаст также связывает епископа Константинопольского Собора с апостольским мучеником, утверждая, что он, служа Сиракузской Церкви, желал пойти по стопам двух своих предшественников: Марциана и Зосимы. [ 48 ] Однако в « Житии святителя Зосимы» , примерно современном периоду написания « Похвала» , [ 49 ] Марциан никогда не упоминается. [ 50 ]

Агиография Марциана

[ редактировать ]
Алтарь, упомянутый в Энкомии , идентифицируется как тот, что находится внутри склепа святого Маркиана, посвященного епископу.

В «Похвале» Маркиан представлен учеником апостола Петра . [ 51 ] Энкомиаст повествует, что Антиохийец был послан в Сиракузы апостолом Петром, когда последний еще находился в Антиохии ; таким образом, до его прибытия в Рим.

В городе Маркиан обитал в части пещер под названием Пелопия. [ 52 ]

«И наконец этот святой человек, сияющий, как солнце в ночи, проник в некоторые пещеры, расположенные в верхней части города, называемые Пелопие, в которых ныне сохранилась его чтимая гробница».

- (Похвала св. Марциана в Acta Sanctorum Junii, Париж, 1867 г., перевод с греческого А. Аморе, св. Марциана Сиракузского, Ватикан, 1958 г.).

Географическая территория Сиракуз известна множеством глубоких пещер, как естественных, так и искусственных, которые использовались людьми с древнейших времен. Эти Пелопийские пещеры, утверждает энкомиаст, располагались перед синагогой иудеев. [ 53 ] - эта информация считается полезной для географического определения мест, где фактически проживала первая еврейская община Сиракуз; присутствует на территории с римских времен. [ 54 ] По мнению ученых, в Энкомиуме описан момент перехода общины из округа, расположенного в Акрадине, в округ, расположенный на острове Ортигия . [ примечание 13 ]

На своем пути евангелизации Марциан сумел крестить множество людей, обратив их тем самым в христианскую веру.

По мнению ученого Катауделлы, первая часть Энкомиума содержит все описательные элементы раннехристианской эпохи:

«момент, когда христианская проповедь достигает большого успеха и распространяется среди людей, язычников Сиракуз [...] Крещение, чудеса, Троица, победа над идолопоклонством, крестная жертва и искупление и т. д.»

- Кинтино Катауделла, Византийская культура на Сицилии , в «Истории Сицилии» , IV, 3–56, Неаполь, 1979–80.

Энкомиаст сообщает, что Маркиан был замучен сиракузскими евреями, большая община которых чувствовала угрозу со стороны силы убеждения епископа.

В параграфе 6 энкомиаст повествует о мученической кончине ученика Маркиана Перегрина в сопровождении Либертина; епископ Агридженто . Сразу после этого, в параграфе 7, энкомиаст продолжает и завершает свое повествование, помещая сценарий мученичества в контекст третьего века, которому суждено вызвать долгие споры ученых.

Он упоминает время римских императоров Валериана и Галлиена , 254–259, говоря, что именно Перегрин вспоминает о тех гонениях на христиан :

В то же время, говорит он, Валериан и Галлиен, осуществляя тиранию, разослали по всему миру приказы свергнуть и полностью уничтожить религию христиан.
В то время, говорит он [Перегрин], Валериан и Галлиен были тиранами, и по всему миру были разосланы приказы выступить против христианской религии и положить ей конец.

- Жан Болланд , Acta Sanctorum , Четырнадцатое июня , изд. 1887, с. 608

Гипотеза анахронизма

[ редактировать ]

Этот сценарий, охватывающий период с I по III век, вызвал у ученых множество различных вопросов и объяснений.

Перегрина Синграмма

[ редактировать ]

Поскольку основным источником энкомиаста — помимо вышеупомянутой устной традиции — является синграмма Перегрина , слова предполагаемого ученика и предполагаемого современника Маркиана имеют чрезвычайную актуальность.

Несколько ученых, в том числе Риццо, дают объяснение, которое устраняет предполагаемый анахронизм, помещая Маркиана в I век, а Перегрина в III век. [ примечание 14 ]

Риццо объясняет, что у автора « Экомиума» не было никаких оснований переносить мученика Перегрина и епископа Либертина Агридженто (которые вместе упоминаются в главе 6, до главы 7, где упоминаются Валериан и Галлиен) в I век, а не в с Марцианом. [ 17 ]

В этой связи действительно следует отметить существенное замечание об отсутствии упоминания о петровской миссии мучеников Перегрина и Либертина (в Похвале нет ни одного упоминания об их петровском рукоположении, оно встречается лишь в гораздо более поздних сообщениях). ), [ примечание 15 ] Таким образом, ситуация позволяет уверенно датировать двух мучеников III веком, без какого-либо анахронизма. Так поступает анонимный автор «Страстей Перегрина и Либертина», который датирует обоих мучеников вместе с Марцианом временем Валериана и Галлиена, не упоминая о петровской миссии ни одного из троих. [ примечание 16 ]

Затем Риццо продолжает, подтверждая возможность того, что энкомиаст, говоря о Валериане и Галлиене, всего лишь хотел предложить запоминающуюся обстановку для заключительной фазы своего повествования. Таким образом, эта обстановка будет рассказывать о преследовании, осуществленном двумя императорами - в котором мученики, которые являются главными героями сказки, не умерли - так же, как и о преследовании Марциана двумя столетиями ранее. Таким образом, Перегрин был бы учеником Маркиана, но не его современником. [ 17 ]

«Не современность, а духовная близость подразумевала связь, заявленную энкомиастом в параграфе 6; увлечься учением можно было и на расстоянии времени».

- Риццо, Редкая синграмма в письменной традиции о святых Перегрине и Либертине , с. 418.

Затем Риццо отмечает хронологию марцианской традиции:

«Совершенно грубо было бы первое со стороны автора, ясно зафиксировавшего две столь далекие друг от друга даты; не мог бы тот же автор относить задним числом и к апостольской эпохе Перегрина, приписывая ему в то же время авторство о преследовании Валериана и Галлиена, и, наоборот, не отнять у его Маркиана этой славы».

- Риццо, Редкая синграмма в письменной традиции о святых Перегрине и Либертине , с. 418.
Марчиано на картине XVIII века, помещенной в церкви Святой Троицы и Святого Марциана в Лентини.

Другим ученым, уже ранее исключившим предполагаемый анахронизм, был Ланча ди Броло, который в своей работе пришел к тем же выводам, что и Риццо, а именно: Перегрин не мог принять мученическую смерть во времена Валериана и Галлиена и в то же время рассказать об этом и, следовательно, сделать вывод, что он умер некоторое время спустя; Перегрин был учеником Марциана, впитавшим его учение, но не был его современником, поскольку у него были только те же идеалы петровской миссии, что и у Марциана; более того, автор « Похвала» , наверняка сиракузянин, не мог быть настолько невежественным в культурном отношении, чтобы не знать, что названные им императоры жили добрых два столетия после окончания апостольской эпохи. [ 55 ] Копье Броло гласит:

«Настолько упадочными были исследования и настолько невежественными были жители Сиракуз в VII веке, которые всего несколько лет назад были императорской резиденцией, что он не знал, как правили Валериан и Галлиен? Настолько неотесанными были этот оратор и его аудитория что они верили, что святой Маркиан был учеником Петра в первом веке и мучеником в третьем?»

- Д. Г. Лансия ди Броло, История церкви на Сицилии в десять первых веков христианства , 1880, с. 44.

Для Lancia di Brolo документ в целом содержит «оригинальное ядро, которое не может быть критически отвергнуто и, как таковое, имеет свидетельскую ценность». [ 56 ]

Противоположной точки зрения придерживался Ланцони, современник Ланчиа ди Броло, который в своей критической работе утверждает, что не понимает, почему его коллега утверждает, что синграмма Перегрина не датирует мученическую кончину Марциана эпохой вышеупомянутых императоров. Фактически, Ланцони в промежутке времени, указанном энкомиастом, непреклонно констатирует мученическую смерть Маркиана. [ 57 ] Он даже сомневается в существовании Перегрина, утверждая, что он мог быть воображаемым персонажем, выдуманным автором « Похвала» . [ 57 ]

Точка зрения Ланцони заключается в признании непреодолимого анахронизма в тексте, который лишает законной силы весь документ. Ученый из Фаэнцы описал это следующим образом:

«Короче, автор, кажется, не сознавал, что подарил св. Маркиану более двух столетий жизни! [...] Между тем автор «Похвалы» с чудовищным анахронизмом повествует, что Маркиан был современником св. Питер».

- Ланцони, Епархии Италии от истоков до начала седьмого века , 1927, стр. 620 и 640.

Помимо Ланцони, два болландиста Даниэль Папеброх и Уильям ван Хофф также поддержали датировку епископа Марциана III веком. [ 58 ]

Неправильные имена

[ редактировать ]
Панно Антонеллийской школы с изображением святого Маркиана, расположенное над алтарем, посвященным святому, внутри Сиракузского собора.

Однако были и ученые, которые, чтобы исправить анахронизм, считали правдоподобным объяснением тот факт, что энкомиаст цитировал не тех императоров. Так, например, Гаэтани, который в 17 веке в своей биографии о Марциане считал, что ему следует изменить имена Валериана и Галлиена на Домициана или Нерона , римских императоров апостольской эпохи.

«Таким образом, Гаэтани удалил имена императоров, отметив на полях текста, что они были введены туда по ошибке, и отнес все это дело к эпохе Домициана, признав при этом, что оно также могло предвосхищать эпоху Нерона».

- С. Прикоко, Сицилия и пригороды Италии между 4 и 8 веками , 1991, с. 230.

Ему вторил Джованни ди Джованни, который в своей «Церковной истории Сицилии» счел целесообразным оставить нетронутой только дату его рождения, т. е. I век, изменив при этом контекст его мученичества. [ 59 ]

Два епископа по имени Марциан

[ редактировать ]

Другие ученые, такие как Д'Анджело [ 60 ] и Чезаре Гаэтани, [ 61 ] считал, что энкомиаст, возможно, соединил две биографии: одну, принадлежавшую епископу апостольской эпохи, Маркиану первого века, и другую, принадлежавшую епископу, жившему в империи Валериана и Галлиена, Маркиану третьего века.

Ученый Аморе также придерживается такого же мнения, но он датирует «Марциана» энкомиаста V веком, а не III. Согласно Аморе, Перегрин и Маркиан Мученичества те же самые фигуры, которые позже были упомянуты в энкомиасте, — умерли в эпоху вандализма. [ 62 ] Ученый предполагает, однако, что первый епископ Сиракуз жил до III века и тоже назывался Маркианом. Отсюда та путаница, которая привела к упомянутому выше анахронизму в цитируемом тексте Энкомия . [ 62 ]

Этого мнения не придерживается Ланцони, который полностью исключил возможность существования епископа, датируемого веком ранее III, и датировал Маркиана из Энкомия временем империи Валериана и Галлиена, считая предполагаемую апостольскую датировку ложной. . [ 63 ] В лучшем случае, соглашается ученый, фигуру Маркиана можно идентифицировать как анонимного получателя, епископа, письма римского духовенства, которое прибыло на Сицилию в 250–251 годах и касалось проблемы лапси . [ 64 ]

Жизнь Маркиана в других версиях

[ редактировать ]
Житие святого Маркиана, написанное Гаэтани

После написания « Похвала» датируются и другие произведения, описывающие жизнь мученика. В этих более поздних работах появляется много новых элементов.

Установлены точные даты: 39-й или 40-й год ухода и 68-й год мученической кончины.

В опубликованной посмертно Гаэтани биографии также говорится, что у Маркиана были родители еврейского происхождения, жившие в Антиохии . [ 65 ]

Анекдот о том, что Маркиан плыл в Сицилию на корабле из Сиракуз, капитаном которого был некий Ромилл, особенно примечателен добавлением подробностей и подробностей; вместе с ним в Антиохии пристал и корабль из Таормины, под командованием некоего Ликаонида. Два капитана, услышав проповедь Евангелия апостола Петра и обратившись в новую религию, стремились привести на родину новых учителей этой веры, и князь апостолов дал им двух епископов: Ромилия из Сиракуз. , взял с собой Марциана, а Ликаонид из Таормины взял на борт Панкраса. [ 66 ]

Во время морского путешествия Маркиану и Панкрасу удалось переоборудовать экипажи двух кораблей. Говорят, что корабль Маркиана приземлился в Сиракузах за два дня до корабля Панкраса. [ 67 ]

Другие версии говорят, что эта экспедиция на самом деле была организована апостолом Павлом с целью евангелизации Запада, или что именно Петр, узнав о большом количестве евреев на Сицилии, послал двух епископов вместе, чтобы обратить еврейский народ и проповедовать Евангелие. им. [ 66 ]

Историк Ди Блази , который излагает эту легенду в своем тексте, подчеркивает важность молчания древнейших источников о таком начинании, которое теоретически могло бы стать первой евангелизационной миссией, проведенной с большим успехом для Запада. Молчание, которое по сути подтверждает ложность или выдумку подобных писаний. [ 68 ] Помимо причудливых элементов, Прикоко интерпретирует это как реальное указание на важность морской высадки, представленной Сицилией, отмечая, что все первые евангелизаторы прибыли туда с моря. Очень немногие из них были автохтонными. [ 69 ] Ту же идею высказывает Ланцони, который предполагает, что первые евангелизаторы прибыли в Сиракузы из-за его «космополитического порта», благоприятствовавшего высадке жителей Востока и израильтян. [ 70 ]

Мученичество

[ редактировать ]

Очень подробно мученичество Марциана описано в Vita Pancratii . В этом отрывке, позже широко развитом в позднем латинском Пассио, посвященном святому и существенно подтвержденном византийскими менологиями, повествуется, что протоиепископ Маркиан, преследуемый язычниками, во главе с Селевком и Гордием, руководителями города [ 71 ] - евреи, монтанисты и мидийцы затолкали его в лодку и обстреляли его огнем из сифонов с башни в Большой гавани города. [ примечание 17 ] - явная отсылка к знаменитому греческому огню. [ примечание 18 ] - но наводнение не позволило протоиепископу сгореть. Затем Маркиан нашел убежище на острове в Племмирио. [ примечание 19 ] В конце концов он умер после долгих мучений, задушенный своими противниками. [ 72 ]

Исторический контекст агиографических источников

[ редактировать ]

Еврейская тема

[ редактировать ]
Еврейская надпись, найденная в церкви Сан-Джованнелло (Ортиджа):

«Синагоге Сиракуз, основанной справедливостью и верой».

- Выступление в Большой синагоге Сиракуз.

В тексте Энкомия присутствует антиеврейская тема, которая характеризует всю посмертную агиографию Марциана. Некоторые ученые отмечают, что марцианская традиция делает первые исторические упоминания о евреях Сиракуз несколько негативными: они представлены как те, кто убил первого епископа этого города. [ 73 ]

По мнению ученых, такое разграничение связано с тем, что самый ранний установленный исторический источник о Маркиане, энкомиасте византийской эпохи , жил в контексте, отмеченном противостоянием между христианами и евреями, ограничениями на инакомыслие и насильственным обращением в веру. [ 74 ]

Это должно было начаться в середине VII века, когда епископ Зосима (цитата по энкомиасту) запретил евреям покупать землю там, где они хотели построить свою синагогу. В конце концов им удалось получить концессию только благодаря вмешательству византийского принцепса . [ 75 ]

Энкомиаст использовал бы исторический контекст третьего века, чтобы сопоставить свое повествование (о чем свидетельствует упоминание императоров Валериана и Галлиена ), периода, соответствующего времени, когда еврейские свидетельства в Сиракузах стали более существенными. [ 74 ]

Источник, в котором упоминается местонахождение этой первой еврейской синагоги, считается надежным, поскольку это географическая память. Более того, археология подтвердила еврейское присутствие в Акрадине, месте, упомянутом энкомиастом.

Некоторые ученые, такие как археолог Каваллари , утверждали, что Акрадина была идеальным местом для строительства синагоги, поскольку ко времени прибытия евреев в Сиракузы город уже значительно уменьшился, и вышеупомянутый район представлял собой его периферию: идеальное место, где городские власти могли маргинализировать евреев и христиан, считавшихся одним народом, далеким от многобожников . [ 76 ]

Что касается возможности такого раннего еврейского поселения в Сиракузах, некоторые ученые утверждают, что в Пелопийских пещерах, упомянутых энкомиастом, вероятно, размещались другие еврейские ядра со времен еврейской диаспоры до Маркиана. Лансия ди Броло цитирует древнеримского историка Иосифа Флавия , жившего в первом веке, который утверждает, что после Первой иудейской войны (66-70 гг.) 100 000 евреев были порабощены и проданы римским патрициям на Сицилии . [ примечание 20 ] К этому следует добавить многовековую и постоянную открытость Сиракуз территориям Африки, Малой Азии и Греции. [ 77 ]

Связь с Константинополем

[ редактировать ]
Статуя Св. Марциан в атриуме Гаэтского собора , работа Эразмо Ваудо (1974-75).

Другие ученые предполагают, что марцианская традиция была следствием исторических событий византийской эпохи.

Сиракузы, которые в 663 году стали императорской резиденцией Константа II и, таким образом, столицей всей Византийской империи (ситуация, которая длилась шесть лет и завершилась убийством императора), в какой-то момент в середине восьмого века были исключены из состава власть Латинской церкви и подчинена власти Греческой церкви. [ 78 ] Таким образом, Маркиан Антиохийского, восточного происхождения мог бы через общее происхождение связать сиракузскую церковь с церковью Константинополя, подданной которой она стала. [ 78 ]

Также важное историческое значение может иметь обнаружение епископской печати архиепископа Маркиана, жившего в восьмом веке. [ примечание 21 ] Этот Маркиан, гораздо позднее того, который чаще всего упоминается в источниках, был идентифицирован как первый автокефальный архиепископ Сиракуз, [ 79 ] и поэтому мог бы представлять собой возрождение новых Сиракуз, когда-то находившихся под властью Константинопольского патриархата , не упуская из виду, через имя Маркиана, истоки сицилийской церкви, пришедшей из Антиохии. [ 78 ]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Катакомбы Санта-Люсии: фреска Сорока Севастийских мучеников , 8 век.

«Здесь Марциан изображен во фронтальном, поясном положении на изолированном панно, большем, чем та, на которой изображены другие святые. Протоиепископ изображен в монашеском постриге, с белоснежной бородой и волосами, а голова его окружена бисерным венком. Золотой нимб носит облегающий хитон, облегающий рукав которого виден под широкой литургической одеждой, красную хламиду или фелонь и белую одежду. омофор, отмеченный тремя крестами с открытыми концами, — епископский знак».

- Маркиан Сиракузский в сицилийской иконографии, цит. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 282).

В часовне Святейших Сорока Севастийских мучеников, площадке, названной в честь одноименной фрески над ней, расположенной внутри катакомб Санта-Люсии, фигура святого Маркиана, облаченного в восточное церковное справа выделяется облачение. ; омофор . использовался уже в четвертом-пятом веке у восточных архиереев Эта фигура Маркиана, представляющая его первое повторное открытие, греческая подпись к которой была прочитана археологом Паоло Орси , была использована для общей датировки фрески. Картина была выполнена между восьмым и девятым веками; эта датировка соответствует самым ранним литературным записям о жизни Маркиана; свидетельство, следовательно, о распространении культа святого.

Иконография Марциана, приданный ему зрелый вид и белая голова могли представлять собой отсылку к фигуре апостола Петра. [ 80 ]

Фреска из склепа Святого Марциана: две фигуры Люсии и Марциана.

Сходства обнаруживаются также с фресками катакомб Коммодильи в Риме (VI в.) и с раннесредневековыми, также римскими, фресками Понтийских и Дженерозских катакомб. Есть также сходства с другими римскими памятниками, что позволяет предположить привилегированные отношения между двумя географическими культурами. [ 81 ]

В так называемом склепе святого Маркиана в апсидной части можно увидеть панель, содержащую фреску, изображающую одноименную святую рядом с покровительницей Сиракуз Люси .

«Фигура Марциана находится рядом с фигурой святой Люсии, идентифицированной по подписи на латыни; обе находятся внутри двух отдельных и сопоставленных друг с другом панелей, нарисованных на неправильной стене апсиды, смещенной от центра немного влево на стене палимпсеста. чьи более ранние слои теперь неразборчивы».

- Маркиан Сиракузский в сицилийской иконографии, цит. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 288).

Традиция гласит, что в этом подземном месте находилась гробница протоиепископа Марциана, но археологические данные подтверждают не древность этого места первого века, а скорее элементы четвертого и пятого веков. Это место возникло как раннехристианский гипогей . Позже он был восстановлен с приходом византийцев — Орси описывает склеп как небольшую византийскую базилику. [ 82 ] Во время арабского правления это место, вероятно, было разграблено и заброшено. Наконец, с приходом норманнов он был преобразован и его гробницы стали loca Sancta . [ 83 ]

Мозаика Святого Маркиана (12 век) на нефе собора Монреале : рядом с последним изображением Ветхого Завета и под изображением царя Соломона.

Когда археолог Бьяджо Паче вошел в склеп, он узнал место, описанное византийским агиографом, автором знаменитого Энкомиума . « Антри пелопии » означало бы «греческое строительство». [ 84 ] Паоло Орси, признавая наличие в пещере нескольких почитаемых гробниц, сомневается, что там могла быть найдена столь древняя могила мученика. [ 84 ]

появилось изображение протоиепископа Марциана. Спустя несколько столетий, около 1200 года, на нефе собора Монреале , помещенном в пресвитерии здания, [ 85 ] Между церковным престолом Монреале , прилегающим к Палермо , и Сиракузами также существовала сильная историческая связь. После исламского завоевания многие светские балансы в древней Сицилии изменились. Таким образом, с приходом норманнов Сиракузы потеряли титул столицы острова, который перешёл к Палермо: бывшей резиденции эмиров . Затем нормандский король Вильгельм II потребовал и добился от Римской курии в 1188 году по поправке Папы Климента III , чтобы Сиракузская церковь стала суфражисткой Монреале. Ситуация, которая оставалась неизменной до девятнадцатого века.

На этой мозаике Марциан изображен с мантией и пурпурной одеждой, которую носили мученики. В нынешней латинской надписи вместо «Марциануса» написано «Марсиалис» из-за ошибки, допущенной во время реставрации. [ 86 ] Стиль и иконография этой мозаики, кажется, напоминают некоторые физические аспекты (стройное тело, жесты и борода) протоиепископа на катакомбной фреске « Сорок севастийских мучеников» . [ 86 ]

Тело Марциана

[ редактировать ]

мощи святого

[ редактировать ]
Мощи святого Маркиана хранятся в бюсте с изображением святого (слева) и под алтарем в склепе святого Эразма в Гаэтском соборе.

Традиция гласит, что тело святого Маркиана хранилось в склепе, посвященном святому, который позже был заброшен базиликой византийской эпохи.

Возможная очень ранняя датировка склепа подтверждается археологическим открытием, сделанным Паоло Орси. [ 87 ] в соседней катакомбе Сан-Джованни, серии кубикул и аркосолий, относящихся к III веку, и поскольку, как указывает ученый Баррека, склеп расположен в начале этого катакомбного комплекса, весьма вероятно, что его фундамент появился раньше, чем гробницы, поставленные перед ним, и что они возникли в результате известного христианского обычая хоронить умерших рядом с могилой мученика. [ 88 ]

Во всяком случае, предание гласит, что тело мученика пролежало там восемь столетий, пока Сиракузы не были завоеваны арабами в 878 году. [ 89 ] хотя другие источники говорят, что это было во время первой попытки завоевания города в 827-828 гг. [ 90 ]

Поэтому, чтобы сохранить тело протоиепископа, сиракузяне взяли урну с останками Маркиана и перевезли ее в Грецию, в базилику святого Феодора в Патрах , Ахайя .

Как мощи попали из Ахайи в Гаэту, остается загадкой, которую источники не помогают разгадать. По одной из традиций, гаэтанские купцы, часто путешествовавшие на Восток, прибыли на своих кораблях к месту этого священного месторождения и, купив его, привезли обратно в свой город Гаэту. Затем жители Гаэты выбрали Марциана своим первым святым покровителем, поскольку святой Эразм прибыл туда только в 10 веке. [ 90 ] В наше время мощи Марциана находят свое место в соборе святых Эразма и Марциана и святой Марии Успения , посвященном двум святым покровителям Гаэты, в подземной часовне, называемой Склепом .

Однако часть мощей святителя осталась в Сиракузах, [ 91 ] а в городском соборе находился реликварий руки святого Маркиана, который позже был подарен в XII веке английским епископом Ричардом Палмером , тогдашним главой церкви Сиракуз, в сокровищницу собора Мессины , ее конечного пункта назначения.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^

    Замученный епископ Сиракуз (Италия), прозванный «Первым епископом Запада».

    - Бансон, Энциклопедия святых наших воскресных посетителей , 2003, стр. 519.

    Такое же определение дают ученые К. Дж. Столлман, Прошлое в агиографических текстах: С. Маркиан Сиракузский , в Г. В. Кларке, Чтение прошлого в поздней античности , Сингапур, 1990, стр. 347-365 и Хьюго Бухталь, Искусство средиземноморского мира. : 100-1400 гг. н.э. , 1983, с. 61.

  2. ^ Однако нельзя исключать присутствие Маркиана Сиракузского в старейшем западном мартирологе, датируемом четвертым веком: в Martyrologium Hieronymianum действительно несколько раз упоминается мученик по имени Марсий, которого несколько историков были связаны с антиохийским протоиепископом. См. Кампионе (2005 , стр. 23).
  3. ^ Более позднюю дату см., например, в Бьяджо Паче , Искусство и цивилизация древней Сицилии: Варвары и византийцы , 1949, который на стр. 18 государств:

    Легенда о Пеллегрино, ученике Маркиана Сиракузского [...] содержится в агиографическом документе неопределенной, но не древней даты. Он, конечно, не старше греческого панегирика Марциана, произведения седьмого, восьмого [...]

  4. Гаэтани получил его от своего брата Константина, который, в свою очередь, нашел его в аббатстве в Фарфе. Текст недавно отредактировал агиограф Скорца Барселона. Подробнее см. Риццо (2003 , стр. 399–427).
  5. ^ См. Сиракузы и Таормину в итало-греческой агиографии , в Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 43):

    Поскольку в Похвале Маркиана нет упоминания о Панкрасе Таорминском, вполне вероятно, что на этом раннем этапе апостольская легенда о Сиракузах еще не касалась Таормины, хотя нельзя исключать, что утверждения последнего намеренно игнорируются.

  6. Некоторые ученые утверждают, что в Vita Pancratii присутствует явное желание доказать, что церковь в Таормине старше церкви в Сиракузах. Это утверждение привело к предположению, что работа была написана после исламского завоевания Сиракуз (878 г.), когда Таормина оставалась последним центром власти Византийской империи на Сицилии. См. Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 52). Однако это могло быть простое муниципальное соперничество, идеологически перенесенное в противостояние двух святых:

    Встреча двух святых также интерпретировалась как повод и пример своего рода муниципального соперничества. Конфликт полномочий между двумя епископами, разыгравшийся на заявленном превосходстве Панкрата над Маркианом...

    - Мотта, Пути агиографии: общество и культура в позднеантичной и византийской Сицилии , 2004, с. 216.
  7. ^ Из Менологии Василия II, отрывок из книги Джованни ди Джованни , Storia ecclesiastica di Taormina , изд. 1870, с. 39-40:

    Память святителя Маркиана, епископа Сицилийского, Филагрия, епископа Кипрского, и Панкраса, епископа Таорминского. Это были ученики апостола Петра.

  8. ^ Для дальнейшего обсуждения Synax . а дата 9 июля относится к Панкрасу или также к Марциану, см.: Ланцони (1927 , стр. 618); Риццо (2006 , стр. 87); Прикоко (1991 , стр. 146). Прикоко конкретно заявляет, что:

    Единственные варианты, задокументированные в Синаксарии, - это совместная хиротония Маркиана и Панкра Петром и Павлом - ограниченная новостью от 9 июля, посвященной только епископу Таормины - [...]

  9. ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 276):

    Однако предложенную реконструкцию имени Марциана в Martirologium Hyeronimianum (4 век), которая, таким образом, будет самым ранним упоминанием святого вместе со Passio мученика Пеллегрино [...], вероятно, следует принять.

  10. ^ См. Кампионе (2005 , стр. 17), который считает, что разоблачение, сделанное двумя учеными, возможно, является чрезмерным, хотя и признает ценность критериев научной строгости, которые они использовали.
  11. Следует, однако, отметить, что в мартирологиях Флоруса, Адо, Усуарда и Ноткера проводится четкое различие между Руфином Сиракузским, помещенным 21 июня, и Капуанским, помещенным 27 августа. См. Кампионе ( 2005 , стр. 21).
  12. ^ Он приводит примеры корреспондента Григория Великого Марциана на Сицилии; табличка Сиракузской церкви; монах из монастыря Сан-Вито на Этне; и несколько других. См. Кампионе (2005 , стр. 25–26).
  13. Показания энкомиаста были подтверждены археологическими раскопками, проведенными в 1900-х годах, в результате которых в Акрадине были обнаружены типичные элементы еврейской символики, датируемые именно III или IV веком. См. Геббиа (1979 , стр. 247–248); См. C. Colafemmina, Ipogei ebraici . Гражданин в Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 15).
  14. ^ См. также объяснение ученого монсеньора. Де Грегорио, который утверждает, что Перегрин не может быть современником Маркиана, и поэтому фразу « Marciani doctrina imbutus » следует понимать как нравственное учение, идеального ученика. Гражданин «Святой Либертин Агридженто, епископ и мученик» .
  15. Ученый также обнаруживает это отсутствие в агиографическом документе, который он датирует серединой V века ( Риццо (2003 , стр. 403)), сравнивая свой обзор с тем, который уже сделал Скорца Барселона:

    Скорца Барселонона придерживается того же порядка рассуждений, когда отмечает, что в работе отсутствует и след притязаний на петровское происхождение, которые в определенное время отстаивала бы церковь Агридженто.

  16. Однако, по мнению Риццо, это было бы ошибкой, поскольку агиограф, используя синграмму Парегрина (позже использованную энкомиастом), обнаруживает дату Валериана и Галлиена, которая вместо этого представляет собой только исторический контекст, рассказанный мучеником, посмертно умершим в результате этого преследования. См. Риццо (2003 , стр. 418).
  17. Башня Порто-Гранде действительно существовала. Гаэтани, а до него агиограф, писавший о Марциане, говорил, что оно существовало и в его время ( Vitae Sanctorum Siculorum ). См. также Карл Крумбахер , Byzantinische Zeitschrift , 1993, с. 233.
  18. Сама эта ссылка, по мнению учёных, могла бы стать четким указанием на историческую реальность, в которой жил агиограф, составивший текст. Греческий огонь возник примерно в VII веке, но в данном случае он перенесен в контекст I века. См. Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 37); Карл Крумбахер , Byzantinische Zeitschrift , 1993, с. 233.
  19. ^ Местная традиция в прошлом связывала имя Марциана с островом в Племмирио: островом Святого Марциана. Томмазо Фазелло говорит, что этот небольшой остров был тем же самым, где столетия назад афиняне разместили свой трофей после победы над сиракузянами в морском сражении (Афинская экспедиция на Сицилию). Фазелло, Della storia di Sicilia , изд. 1817, с. 141. С другой стороны, другие сиракузские историки говорят, что неизвестно точно, какой это был остров, так как перед Племмирио их было два. См. Джакомо Буонанни и Колонна, Delle antiche Siracuse , 1717, с. 124. О трофее афинян см. Сильвано Винчети, Area marina protetta del Plemmirio , 2006, с. 50.
  20. Затем он говорит, что, став свободными и богатыми поселенцами, они действительно смогли создать некоторых мучеников благодаря своим противоречиям с христианской религией. См. DG Lancia di Brolo, Storia della Chiesa di Sicilia nei primi dieci secoli del Cristianesimo , Palermo 1880. Vol. 1, с. 47, цитируется по Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 14), н. 4.
  21. ^ Маркиан VIII века открыто упоминается под титулом архиепископа. См. Мотта (2004 , стр. 216); Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 47); Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 69).
  1. ^ Риццо (2003 , стр. 399–426); Lancia di Brolo в М. Мастрогрегори, Историография: ежегодный исторический журнал , 1997, с. 329; Скандалато и Муле (2002 , стр. 15).
  2. ^ Ланцони (1927 , стр. 620).
  3. ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277).
  4. ^ Э. Миони, Кондаки Григория Сиракузского , Бюллетень Badia Greca из Гроттаферраты 1, 1947, 204–206; О приписывании кондака Григорию ср. Прикоко, Пример региональной агиографии, цит., 347, примечания 66. Подробнее см. Кампионе (2005 , стр. 23–35).
  5. ^ Риццо (2006 , стр. 80).
  6. ^ См. Аморе, епископ Марчиано , полковник. 693; Риццо (2006 , стр. 80).
  7. ^ Греческая агиографическая библиотека (1909 , н. 1030).
  8. ^ Риццо (2003 , стр. 399–426).
  9. ^ I Kontakia di Gregorio di Siracusa , в «Бюллетене греческого аббатства Гроттаферрата», ns, 1 (1947), стр. 1-8. и ср. Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64).
  10. ^ Койнония . Том. 15, 1991, с. 80.
  11. ^ За жизнь св. Зосима как terminus post quem ; после чего будет создана петровская традиция, см. Даниэла Мотта, Пути агиографии: общество и культура на Сицилии , 2004, с. 193-197.
  12. ^ П. Маньяно, Сиракузская церковь . Во. 1, 1992, с. 63.
  13. ^ Ланцони (1927 , стр. 621–622).
  14. ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277), н. 5; Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64). Петровское определение Сиракузской церкви в цитируемых документах см. в Koinōnia . Том 15, 1991, с. 80.
  15. ^ Латинская агиографическая библиотека, вып. 4909. См. Acta Sanctorum , ноябрь. 1, с. 607
  16. ^ Риццо (2003 , стр. 402–407).
  17. ^ Jump up to: а б с Риццо (2003 , стр. 417–418).
  18. ^ Журнал истории Церкви в Италии , 1978, с. 417.
  19. ^ Греческая агиографическая библиотека (1909 , н. 1410).
  20. См., например, упоминания Vita Pancratii у М. Капальдо, «Славянское поселение возле Сиракуз в первом тысячелетии нашей эры» (PDF) . Проверено 30 августа 2015 г. ; Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277); Ланцони (1927 , с. 617) и Эфтимиадис (2013 , с. 231), которые определяют содержание документа как « агиографический роман хороший и правильный ».
  21. ^ См. Ланцони (1927 , стр. 619); Эфтимиадис (2013 , с. 232), которые датируют написание произведения периодом гонений на иконоборчество.
  22. ^ Europa orientalis , Том 2, 1983, стр. 7-13; Исторический архив Сиракуз , том 4-6, 1958, стр. 179.
  23. ^ Ланцони (1927 , стр. 618–619).
  24. ^ Журнал религиозной истории и литературы , том. 28, 1992, с. 42.
  25. ^ Византия: Revue Internationale Des Études Byzantines , 2001, с. 201; Риццо (2006 , стр. 77).
  26. Acta Sanctorum , 5 июня, 411 и далее.
  27. ^ М. Манкарузо, Календарь святых вернейшего города Сиракуз , Палермо, 1704 г. и ср. Серафино Привитера, История Сиракуз , изд. 1879, с. 495
  28. ^ Константино Каэтан в Житии святого Геласиуса , Орленд. О. Гаэтани, Исагоге , К. Гаэтани, Происхождение...
  29. ^ См., например, LC Grasso, Della introduzione e Successivo Progresso della Religie Cattolica в Сицилии , изд. 1845, стр. 35-38, текст которого подтверждает множество литературных свидетельств поздних авторов о предполагаемом переходе апостола Петра на Сицилию.
  30. ^ В 28, 12-13.
  31. ^ Делеэ, Hagiographie Napolitaine cit., 36. 38.
  32. ^ См. С любовью, святой Марчиано, епископ города Сиракузы, 694 г.
  33. ^ Код. НДС. гр. 1613, л. 388; Menologio di Basilio II под редакцией П. Франки Де Кавальери, Турин-Рома, 1907 г.; Menologio di Basilio II под редакцией Ф. Лоллини, Милан, 1994 г.
  34. ^ Jump up to: а б Журнал истории Церкви в Италии , 1976, стр. 71, 417. См. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 276); Кампионе (2005 , стр. 26).
  35. ^ Ж. Дюбуа, Ж. Рено, Практическое издание Мартирологов Беды, de l'Anonyme Lyonnais et de Florus , Париж, 1976, с. 111.
  36. ^ Ж. Дюбуа, Ж. Рено, Мартиролог Адона. Его две семьи, его три отзыва. Текст и комментарии, Париж, 1984, 200.
  37. ^ Ж. Дюбуа, Мартиролог Усюара , Брюссель, 1965, с. 251.
  38. ^ Patrologia Latina , 131, 1106).
  39. ^ См. обширную библиографию у Массары и Франчески Паолы (2012 , стр. 276).
  40. ^ См. Кампионе (2005 , стр. 26), н. 68.
  41. ^ Кампионе (2005 , стр. 18), н. 17 и ср. Дюбуа, «Les martyrologies cit.», 30–31; Филиппарт, Мартиролог и легендарные цит., 607–610; См. также «Католическая цивилизация» , том. 6, гл. истоки , с. 668-669. 1893.
  42. ^ См. Кампионе (2005 , стр. 19), н. 25 и Риццо (2006 , стр. 8).
  43. ^ Jump up to: а б Ланцони (1927 , с. 633).
  44. ^ Х. Делеэ, Проблемы агиографического метода: агиографические координаты и повествования , в Hagiografia Altomedievale , под редакцией С. Боша Гаджано, Болонья, 1976, стр. 49-56.
  45. ^ А. Аморе, святой Марчиано, епископ Сиракуз , в Bibliotheca Sanctorum , VIII, Рим, 1967, с. 964 и ср. Кампионе (2005 , стр. 23).
  46. ^ Ланцони в Историческом архиве восточной Сицилии , 1918, стр. 71.
  47. ^ Кампионе (2005 , стр. 27) и Rivista di studi bizantini e neoellenici (2001 , стр. 38).
  48. ^ См. Журнал византийских и неоэллинских исследований (2001 , стр. 38).
  49. ^ Обычно его датируют седьмым и девятым веками - по крайней мере, примерно одновременно с Энкомиумом - хотя общего согласия относительно его древности нет. См . Santi e Demoni Nell'alto Medioevo Occidentale, secoli V-XI , изд. 1989, с. 341; Atti del IX Congresso Internazionale di Studi sulla Sicilia Antica , изд. 43-44, 1999, с. 825.
  50. ^ Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64); Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 22), н. 43.
  51. ^ Такое определение в современной критике см. в Pricoco (1991 , стр. 229–230); С. Ольшки, Журнал религиозной истории и литературы . Том 28, 1992, с. 42; С. Руссо, М. Миннелла, Средневековые и современные Сиракузы , 1992, с. 118.
  52. ^ См. Труды Папской Римской академии археологии , 1948, стр. 7-8.
  53. ^ Благодарность святого Маркиана , пер. Любовь в П. Маньяно, Сиракузская Экклесия I: исторические заметки о Сиракузской церкви , 1992, с. 37.
  54. ^ Scandalato & Mulè (2002 , стр. 14)
  55. ^ Д. Г. Лансия ди Броло, История церкви на Сицилии в первые десять веков христианства . Том 1, 1880 г.
  56. ^ Цит. Lancia di Brolo в М. Мастрогрегори, Историография: ежегодный исторический журнал , 1997, с. 329.
  57. ^ Jump up to: а б Ланцони (1927 , стр. 619).
  58. ^ См. Болландисты цитируются в Pricoco (1991 , стр. 231).
  59. ^ Джованни ди Джованни, Церковная история Сицилии , том. 1, 1846, с. 28.
  60. ^ Томмазо Д'Анджело, Annales историко-критические ecclesiæ Siculæ , Мессина, 1730, стр. 42.
  61. ^ Чезаре Гаэтани, О происхождении и основании Сиракузской церкви князем апостолов , Рим, 1748, стр. 73-74.
  62. ^ Jump up to: а б См. Любовь, цит. в Прикоко (1991 , стр. 231–232) и в С. Ольшки, Журнал религиозной истории и литературы . Том 28, 1992, с. 36.
  63. ^ Ланцони (1927 , стр. 620).
  64. ^ Цит. Ланцони в Историческом архиве Восточной Сицилии , изд. 1904, с. 71.
  65. ^ Геббиа (1996 , стр. 14).
  66. ^ Jump up to: а б О таких легендах см. Джованни Евангелиста Ди Блази , История королевства Сицилии . Том 1, 1844, с. 531-532.
  67. ^ Эту легенду см. также Франческо Априле, Della Chronology Universale della Sicilia , 1725, стр. 462.
  68. ^ Джованни Евангелиста Ди Блази , История королевства Сицилия . Том 1, 1844, с. 533-534.
  69. ^ Прикоко (1991 , стр. 237, 257).
  70. ^ Ланцони (1927 , стр. 614).
  71. ^ Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 36). См. также Аулиса И. Евреи и христиане в агиографии раннего средневековья , 2009, с. 229.
  72. ^ Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 36–38, 53). См. также « Исторические заметки об архиепископской, епископальной и прелатической церквях» , Неаполь, 1848, с. 635.
  73. ^ Розалия Ла Франка, Иудаистская архитектура в Италии: иудаизм, место, память о местах , 1994, с. 63.
  74. ^ Jump up to: а б Скандалато и Муле (2002 , стр. 15).
  75. ^ Взято из жития святого Зосимы : см. Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 21); Р. Романо, К. Виванти, История Италии. Анналы . Том 11. Часть 1, 1996, с. 49.
  76. ^ Ф.С. Каваллари - А. Холм , Археологическая топография древних Сиракуз , Палермо, 1883, стр. 35–36, цитируется в Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 23).
  77. ^ См. Геббиа (1979 , стр. 264); Ланцони (1927 , стр. 613–614).
  78. ^ Jump up to: а б с Кампионе (2005 , стр. 27–28); Августа Акконча Лонго, Сиракузы и Таормина в итало-греческой агиографии в Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 33–54).
  79. ^ Виталиен Лоран , Le corpus des sceaux de l'Empire византийской империи . Том 1 А, Париж, 1963, стр. 691-709. Обсуждение позже подробно исследовалось Акконсией Лонго, Siracusa e Taormina nell'agiografia , Рим, 1990, с. 47.
  80. ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 283), которые ссылаются на П. Тестини, « Апостолы Петр и Павел в древнейшей христианской иконографии» , в Studi Petriani , под редакцией С. Гарофало, М. Маккарроне, Дж. Рейсшарта, П. Тестини, Рим, 1968, стр. 103-130; Ф. Бисконти, Пьетро , ​​в «Темах раннехристианской иконографии » под редакцией Ф. Бисконти, Ватикан, 2000, стр. 258-259.
  81. ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 284–285).
  82. ^ П. Орси, Исследования в склепе Сан-Марциано , в Notizie degli scavi di antità , 1905/11, стр. 391-402, частично. стр. 401-402.
  83. ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 286–287).
  84. ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 287); Б. Пейс, Искусство и цивилизация древней Сицилии , стр. 320-324; П. Орси, Исследования в склепе Сан Марциано , стр. 391-402.
  85. ^ Э. Китцингер, Мозаики нормандского периода на Сицилии. Кафедральный собор Монреале. Мозаика трансепта , фаск. IV, Палермо, 1995, стр. 9:00-16:00; 38; 62; инжир. 221-222
  86. ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 291).
  87. ^ Паоло Орси , Исследования в склепе Св. Марциано , в «Новости о раскопках» , 1918 год.
  88. ^ К. Баррека, К истории христианства в Сиракузах , Сиракузы, 1945, с. 2.
  89. ^ См. Анальный. Болл. , 1912, с. 213 в Ланцони (1927 , с. 637).
  90. ^ Jump up to: а б Сальваторе Ферраро (1903). «Религиозные и гражданские воспоминания о городе Гаэта» . сайт забытых книг . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 сентября 2015 г. .
  91. ^ Византия и Италия. Сборник этюдов памяти Агостино Пертуси , 1982, стр. 96-97.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d241b86b1ecd6b3975ce09f9caeb2c0b__1724718300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/0b/d241b86b1ecd6b3975ce09f9caeb2c0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcian of Syracuse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)