Маркиан Сиракузский
Святой Маркиан Сиракузский | |
---|---|
![]() Статуя святого Маркиана в соборе Сиракуз | |
Епископ и мученик | |
Рожденный | 1 век Антиохия |
Умер | Сиракузы |
Заслуженный в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 30 октября (Католическая церковь) 30 октября и 9 февраля (Православная Церковь) 2 июня (город Гаэта) 14 июня (Сиракузская архиепархия) |
Покровительство | Сиракузская архиепархия , Гаэта (сопокровитель святого Эразма) |
Маркиан , или Марциан ( Антиохия Сирийская , I век — Сиракузы ), был епископом и мучеником , почитаемым как святой Католической и Православной Церковью .
Согласно традиции Маркиан был первым епископом Сиракуз ; ученик апостола Петра . Его считают первым епископом Запада, так как он прибыл на Сицилию, когда апостол еще находился в Антиохии . [ примечание 1 ]
Источники о Марциане считаются поздними, поскольку они встречаются только начиная с византийской эпохи (7 век). Кондак Похваление и составляют первые две жития святого. [ примечание 2 ] но хвалебный характер этих литературных произведений мешает отличить правдивые биографические элементы от фантастических. [ 1 ]
Предполагаемый анахронизм, выявленный в тексте автора Энкомия , который датирует мученическую кончину гораздо более поздним временем, чем апостольская эпоха, и отсутствие древних письменных или образных свидетельств побудили многих ученых датировать епископа Маркиана не ранее 3-й век. [ 2 ]
Древнейшее изображение Маркиана найдено в катакомбах Святой Люсии: это фреска VIII века. Другое его изображение было найдено внутри так называемого склепа святого Маркиана: византийской базилики, построенной на месте древнего раннехристианского комплекса, который традиция определила как жилище святого, а затем как его могилу. Однако его мощи не найдены в Сиракузах; они хранятся в городах Гаэта и Мессина .
Агиографические источники
[ редактировать ]В литературе
[ редактировать ]Седьмой и восьмой века
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Маркиане, епископе и мученике, связанном с Сиракузами, относится ко второй половине седьмого века и представляет собой кондак , состоящий из поэтической проповеди и литургического гимна, подобно акафисту , использовавшемуся в шестом веке. [ 3 ] приписывают гимнографу Григорию, [ 4 ] хотя иезуит Гаэтани ошибочно приписал его сицилийцу Иосифу Гимнописцу . [ 5 ] В кондаке Марциан представлен как:
первая звезда... пришедшая с Востока просветить народы Запада. [ 6 ]

За этим следует Энкомиум , датируемый концом 7-го и началом 8-го веков, написанный на греческом языке и сохранившийся в Ватикане , под названием «Похвала святому Марциану» . [ 7 ] который подхватывает и расширяет информацию, содержащуюся в Кондаке . [ 3 ] Византийский энкомиаст утверждает, что при написании своего текста он пользовался устной традицией и письмом некоего Перегрино (или Пеллегрино), от которого он узнал отрывки о Passio, которые не сохранились, что этот Перегрино, ученик Марциан писал о своем наставнике. [ 8 ]
Приоритет Кондака над Энкомием , однако, не признается единогласно, например: филолог и палеограф Миони считает, что Кондак более древний и относится к первым годам введения греческого обряда в Сиракузах (ибо Миони в 663-8 вв.). [ 9 ] Напротив, учёный Аморе полагает, что именно Энкомий является более древним в силу своего содержания и сравнения, помимо Кондака , с житием св. Зосимы (монаха, инициатора в 648 г. Греческая епископская серия). [ 10 ] Если в первых двух документах Сиракузская церковь представляется петровской, то в « Житии святого Зосимы» нет упоминания ни о мученике, ни о происхождении, относящемся к апостольской эпохе , о названной церкви. Однако датировка этого Жития , которое считается несколько более ранним, чем произведения, в которых повествуется марсианская традиция или ее современники, остается спорной. [ 11 ]
По мнению Маньяно, отсутствие упоминания о петровском происхождении не будет доказательством изобретения такой традиции, а скорее, утверждает он, они могли быть опущены, потому что не было необходимости упоминать о них, поскольку они были общепринятыми. [ 12 ] Ланцони, с другой стороны, считает, что это молчание, которое он также обнаружил в более ранней обширной переписке писем между Папой Григорием Великим и сиракузским епископом, является доказательством необоснованности столь заявленного древнего происхождения. [ 13 ] Для Аморе именно Энкомиум положил начало традиции апостольского происхождения. [ 14 ]
Неопределенные знакомства
[ редактировать ]Отдельный разговор — о мученической кончине св. Либертина, епископа Агридженто, и св. Паломники , латинский текст, [ 15 ] из-за спорной даты происхождения. Некоторые учёные относят его автора ко второй половине V в. [ 16 ] в то время как, по мнению других, он был не раньше возраста византийского энкомиаста. [ примечание 3 ] Текст этого произведения был впервые опубликован в 17 веке в Vitae Sanctorum Siculorum Гаэтани . [ примечание 4 ] В рассматриваемом Мартириуме Маркиан признается епископом — Мартианом епископом Сиракузской церкви — но нет никаких упоминаний о том, что он был петровским епископом.
Риццо утверждает, что именно отсутствие упоминания о его петровском происхождении - по мнению ученого, это легенда, родившаяся в византийскую эпоху - позволяет датировать агиографа пятым веком. Он также утверждает, что если агиограф действительно датируется эпохой вандалов, то мучеников следует считать доконстантиновскими . [ 17 ]
8 и 9 века
[ редактировать ]
Написанное в VIII веке и получившее распространение уже в 9-м, [ 18 ] Житие святителя Панкратия Таорминского. [ 19 ] содержит биографии Марциана, Панкраса Таорминского и Бириллуса Катанийского. Агиографические критики определяют это житие как басноподобное, полное причудливых элементов. [ 20 ] Это, конечно, после Энкомиума , [ 21 ] в котором еще не появляется Панкрас, которого можно было бы сравнить с Маркианом из этой самой Виты . [ 22 ] [ примечание 5 ]
«Под именем Евагрия было распространено обширное Мученичество святого Панкратия, причем в водоворот содержащихся в нем преданий был втянут и святой Марциан, а также одноименный авторский святой»
- Риццо, Христианская Сицилия с 1 по 5 века , 2006, с. 13.
Ланцони предположил, что синаксарий почерпнул свой сицилийский источник из этого документа. Константинопольский [ 23 ]
Однако агиограф Ван Эсбрук утверждал, что легенда о Панкрасе уже существовала изначально, датируемая VI-VII веками, лишенная басенных элементов, включенных в Житие, написанное в более позднее время. [ 24 ] Это было бы известно Феодору Студиту , который в своем сочинении о Таорминском мученике также игнорирует параллельную жизнь Марциана и Панкраса. [ 25 ]
Такая легенда изначально содержала бы только петровскую миссию и, таким образом, была бы лишена территориального спора между епископом Сиракуз и епископом Таормины, который вместо этого характеризует житие псевдо -Евагрия. [ примечание 6 ] Однако литературные произведения Марциана и Панкраса представляют собой основу, на которой сформировалось несколько других более поздних легенд.
10 век и далее
[ редактировать ]Более поздние версии и, следовательно, скорее всего, зависят от самых ранних произведений, существуют и другие литературные версии, в которых упоминается Маркиан Сиракузский.
Симеон Метафраст в приписываемом ему «Толковании на святых Петра и Павла » (около X века) подтверждает постоянное унитарное обращение сицилийских епископов. Метафраст в своем тексте говорит, что Маркиан Сиракузский был рукоположен во епископа апостолом Петром вместе с Панкрасом Таорминским и Бириллом Катанийским. Византийский агиограф утверждает также, что апостол Петр, помимо рукоположения вышеупомянутых епископов, сам прибыл на остров Сицилия. [ 26 ]
В этой связи вызывает любопытство календарь сиракузских святых, написанный на пергаменте готскими или галльскими буквами и поэтому названный Галликанским календарем, найденный в сиракузских катакомбах в XVII веке, но датируемый 1152 годом. [ 27 ] В нем сообщается о посещении города святым Петром, отмечая его 30 июня, уточняя, что в это время святой Маркиан был еще жив. [ 28 ] По более поздним сведениям, апостол посетил многие места Сицилии, но это не подтверждается ни одним древним источником. [ 29 ] В Деяниях Апостолов сообщается лишь о пребывании апостола Павла в Сиракузах в течение трех дней, не говоря уже о том, что произошло за этот короткий промежуток времени, в 61 году. [ 30 ]
В восточной традиции
[ редактировать ]
Имя Марциана, сиракузского мученика, встречается в восточных богослужебных книгах под датами 30 или 31 октября и 9 февраля. Как зависимый от восточной литургии, марцианский календарь Неаполя 9-го века записывает его 30 октября. [ 31 ] Он также появляется в Капуанском кодексе 991 года, Менеях Гроттаферраты и Типиконе Святого Варфоломея. [ 32 ]
Маркиан также присутствует в Менологии византийского императора Василия II , составленной Симеоном Метафрастом примерно в десятом веке, в дату 9 февраля вместе с епископами Филагрием Кипрским и Панкрасом Таорминским . [ 33 ] [ примечание 7 ] Подтверждение имени Марцелл, или Марк, относящегося к Маркиану, и его размещение на 9 февраля произошло Синаксарии Константинополя в . [ 34 ]
«Марциан в этой коллективной памяти о 9 февраля, которая занимает второе место, дублируется у Марка и Марцелла [...]»
- Сальваторе Прикоко, Сицилия и пригороды Италии между 4 и 8 веками , 1991, с. 146.
В главном документе Православной Церкви , также написанном примерно в X веке, Маркиан фигурирует там с двумя разными датами и двумя разными именами: 9 февраля празднуется Марцелл Сиракузский, рукоположенный в епископы апостолом Петром , вспоминаемый наряду с Панкрас Таормины; [ примечание 8 ] затем он появляется один 31 октября. [ 34 ]
В западных мартирологах
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно того, упоминается ли Марциан в старейшем западном мартирологе , а именно в Martyrologium Hieronymianum , латинский текст которого датируется IV веком. Здесь под датой 21 июня появляется пара мучеников, Руфини и Марсии , приписываемые городу Сиракузы. Однако неясно, может ли эта Марсия соответствовать епископу и мученику Маркиану Сиракузскому. [ примечание 9 ]
Пара Руфини и Марсии , также помещенная в город Сиракуз, появляется 21 июня в четырех других исторических мартирологах: в Мартирологе Флоруса , [ 35 ] украшение , [ 36 ] Усуард [ 37 ] и Ноткер . [ 38 ]
— Из мартиролога Флоруса.
Однако официальное появление в западных источниках происходит только в 16 веке, когда имя Марциана написано в Martyrologium Romanum ; произведение Цезаря Барония , одобренное Папой Григорием XIII , где память святого первоначально поминается 14 июня. [ 39 ]
- Римский мартиролог , изд. 1750, Ватикан, с. 122.
Подробности убийства евреями взяты из синаксария . Константинопольского [ 40 ] Последнее обновление Римского Мартиролога было сделано в 2001 году; Марсиан указан там 30 октября со следующей записью:
«В Сиракузах святой Марциан считается первым епископом этого города».
— Римский мартиролог: реформирован в соответствии с постановлениями Второго Ватиканского Вселенского Собора и обнародован Папой Иоанном Павлом II.
В иеронимическом мартирологе
[ редактировать ]Сиракузы несколько раз фигурируют в Martyrologium Hieronymianum , 21 июня он появляется в трёх разных кодексах, самый важный в нём; это кодексы Epternacensis (= E) из Англии; Берненсис из Меца ; (= B), Wissemburgensis (= W) из Нормандии : [ 41 ]

- кодекс E: ...сицилийские граждане Сиракуз Руфин и Марсии...
- Кодекс B: ...На Сицилии Руфин и Марсия жили в Сиракузах...
- кодекс W: ...Руфин и Марсия жили на Сицилии...
Ланцони и Делеэ , однако, отрицали достоверность подобных записей — они из всех сицилийских имен, приводимых в «Мартирологиуме», принимают как исторически обоснованные только четыре: Агата , Евплий , Люсия и Панкрат . [ примечание 10 ] Делеэ, исключая пару Руфин/Марциан, утверждает, что: « безмолвные памятники Руфину Сиракузскому » - так что это скорее соответствует епископу Руфину Капуанскому. [ примечание 11 ] - признает однако, что Марсии - это усеченное имя Марциана; первый сиракузский епископ. Однако его реконструкция стала предметом споров. [ 42 ]
В противном случае Ланцони полностью отвергает любое сопоставление с сицилийским городом, утверждая, что: «возможно, кодексы Мартирологиума содержат ошибки транскрипции, неправильное произношение имен или подобные ошибки». [ 43 ] поскольку, продолжает ученый из Фаэнцы, в древних сиракузских традициях нет никаких воспоминаний об этих двух мучениках, поэтому он сопоставляет Руфина с Александрией , где он празднуется 22 июня, и Марсией, которую он предпочитает в женском варианте, в Африке, в латеркулусе 8 июня. [ 43 ] Однако для Делеэ все формы Marciani , Marci , Marcianae , Marciae , сопоставленные с Египтом или Мезией , восходят к имени Марциан. [ 44 ]
Та же самая пара, Руфини и Марсии, также описана и приписана Сиракузам 21 июня четырьмя другими историческими мартирологами: Флором, Адо, Усуардом и Ноткером.
Тем не менее, даже ученый Аморе (автор исследования «Похвалы святому Маркиану ») не принимает возможного отождествления Маркиана с Марсиями , которых Мартирологий впервые помещает в Сиракузах. Аморе утверждает, что Марциан никогда не упоминался в западных мартирологах до позднего римского мартиролога (XVI), где он появляется 14 июня. [ 45 ]
Вместо этого Кампионе доверяет первоначальному свидетельству Мартирологиума, предполагая, что культ двух мучеников в сиракузской среде постепенно утрачивается. Введение Марциана 31 октября в Константинопольский синаксарий , которое произошло в X веке, то есть в то время, когда церкви южной Италии и острова Сицилия зависели от Константинопольской церкви , способствовало бы распространению дата засвидетельствована в восточных кругах, скрывая первоначальное 21 июня.
«Дальнейшие направления исследований могли бы выяснить причины, по которым, начиная с определенного периода, у Марциана возник механизм «переноса» культовой традиции, затемняющий, вплоть до полного ее растворения, традицию Мартирологиума и исторических мартирологов со ссылкой на него. до даты 21 июня: о нем уже нет никаких следов даже в римском мартирологе, который поминает первого епископа Сиракуз 14 июня».
Кампионе также свидетельствует о распространении антропонима Марциан в калабрийско-сицилийской области, особенно в Сиракузской области. [ примечание 12 ] что противоречит гипотезе Аморе, которая видит происхождение и распространение этого антропонима только в восточной традиции.
В Энкомиуме
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]Энкомиум датирован не ранее конца VII века , поскольку его анонимный автор упоминает в тексте сиракузского епископа Феодосия II и помнит его уже давно умершим. Епископ Феодосий, присутствовавший на Третьем Константинопольском соборе в 680 г., [ 46 ] будучи главным героем рассматриваемого произведения вместе с Маркианом, он, согласно недавнему предположению, был пропагандистом «нового открытия» культа епископа Маркиана. [ 47 ] По сообщению энкомиаста, именно Феодосий освятил жертвенник в пещере Пелопии перед всеми гражданами: это был дом Маркиана.
Энкомиаст также связывает епископа Константинопольского Собора с апостольским мучеником, утверждая, что он, служа Сиракузской Церкви, желал пойти по стопам двух своих предшественников: Марциана и Зосимы. [ 48 ] Однако в « Житии святителя Зосимы» , примерно современном периоду написания « Похвала» , [ 49 ] Марциан никогда не упоминается. [ 50 ]
Агиография Марциана
[ редактировать ]В «Похвале» Маркиан представлен учеником апостола Петра . [ 51 ] Энкомиаст повествует, что Антиохийец был послан в Сиракузы апостолом Петром, когда последний еще находился в Антиохии ; таким образом, до его прибытия в Рим.
В городе Маркиан обитал в части пещер под названием Пелопия. [ 52 ]
«И наконец этот святой человек, сияющий, как солнце в ночи, проник в некоторые пещеры, расположенные в верхней части города, называемые Пелопие, в которых ныне сохранилась его чтимая гробница».
- (Похвала св. Марциана в Acta Sanctorum Junii, Париж, 1867 г., перевод с греческого А. Аморе, св. Марциана Сиракузского, Ватикан, 1958 г.).
Географическая территория Сиракуз известна множеством глубоких пещер, как естественных, так и искусственных, которые использовались людьми с древнейших времен. Эти Пелопийские пещеры, утверждает энкомиаст, располагались перед синагогой иудеев. [ 53 ] - эта информация считается полезной для географического определения мест, где фактически проживала первая еврейская община Сиракуз; присутствует на территории с римских времен. [ 54 ] По мнению ученых, в Энкомиуме описан момент перехода общины из округа, расположенного в Акрадине, в округ, расположенный на острове Ортигия . [ примечание 13 ]
На своем пути евангелизации Марциан сумел крестить множество людей, обратив их тем самым в христианскую веру.
По мнению ученого Катауделлы, первая часть Энкомиума содержит все описательные элементы раннехристианской эпохи:
«момент, когда христианская проповедь достигает большого успеха и распространяется среди людей, язычников Сиракуз [...] Крещение, чудеса, Троица, победа над идолопоклонством, крестная жертва и искупление и т. д.»
- Кинтино Катауделла, Византийская культура на Сицилии , в «Истории Сицилии» , IV, 3–56, Неаполь, 1979–80.
Энкомиаст сообщает, что Маркиан был замучен сиракузскими евреями, большая община которых чувствовала угрозу со стороны силы убеждения епископа.
В параграфе 6 энкомиаст повествует о мученической кончине ученика Маркиана Перегрина в сопровождении Либертина; епископ Агридженто . Сразу после этого, в параграфе 7, энкомиаст продолжает и завершает свое повествование, помещая сценарий мученичества в контекст третьего века, которому суждено вызвать долгие споры ученых.
Он упоминает время римских императоров Валериана и Галлиена , 254–259, говоря, что именно Перегрин вспоминает о тех гонениях на христиан :
- Жан Болланд , Acta Sanctorum , Четырнадцатое июня , изд. 1887, с. 608
Гипотеза анахронизма
[ редактировать ]Этот сценарий, охватывающий период с I по III век, вызвал у ученых множество различных вопросов и объяснений.
Перегрина Синграмма
[ редактировать ]Поскольку основным источником энкомиаста — помимо вышеупомянутой устной традиции — является синграмма Перегрина , слова предполагаемого ученика и предполагаемого современника Маркиана имеют чрезвычайную актуальность.
Несколько ученых, в том числе Риццо, дают объяснение, которое устраняет предполагаемый анахронизм, помещая Маркиана в I век, а Перегрина в III век. [ примечание 14 ]
Риццо объясняет, что у автора « Экомиума» не было никаких оснований переносить мученика Перегрина и епископа Либертина Агридженто (которые вместе упоминаются в главе 6, до главы 7, где упоминаются Валериан и Галлиен) в I век, а не в с Марцианом. [ 17 ]
В этой связи действительно следует отметить существенное замечание об отсутствии упоминания о петровской миссии мучеников Перегрина и Либертина (в Похвале нет ни одного упоминания об их петровском рукоположении, оно встречается лишь в гораздо более поздних сообщениях). ), [ примечание 15 ] Таким образом, ситуация позволяет уверенно датировать двух мучеников III веком, без какого-либо анахронизма. Так поступает анонимный автор «Страстей Перегрина и Либертина», который датирует обоих мучеников вместе с Марцианом временем Валериана и Галлиена, не упоминая о петровской миссии ни одного из троих. [ примечание 16 ]
Затем Риццо продолжает, подтверждая возможность того, что энкомиаст, говоря о Валериане и Галлиене, всего лишь хотел предложить запоминающуюся обстановку для заключительной фазы своего повествования. Таким образом, эта обстановка будет рассказывать о преследовании, осуществленном двумя императорами - в котором мученики, которые являются главными героями сказки, не умерли - так же, как и о преследовании Марциана двумя столетиями ранее. Таким образом, Перегрин был бы учеником Маркиана, но не его современником. [ 17 ]
«Не современность, а духовная близость подразумевала связь, заявленную энкомиастом в параграфе 6; увлечься учением можно было и на расстоянии времени».
- Риццо, Редкая синграмма в письменной традиции о святых Перегрине и Либертине , с. 418.
Затем Риццо отмечает хронологию марцианской традиции:
«Совершенно грубо было бы первое со стороны автора, ясно зафиксировавшего две столь далекие друг от друга даты; не мог бы тот же автор относить задним числом и к апостольской эпохе Перегрина, приписывая ему в то же время авторство о преследовании Валериана и Галлиена, и, наоборот, не отнять у его Маркиана этой славы».
- Риццо, Редкая синграмма в письменной традиции о святых Перегрине и Либертине , с. 418.

Другим ученым, уже ранее исключившим предполагаемый анахронизм, был Ланча ди Броло, который в своей работе пришел к тем же выводам, что и Риццо, а именно: Перегрин не мог принять мученическую смерть во времена Валериана и Галлиена и в то же время рассказать об этом и, следовательно, сделать вывод, что он умер некоторое время спустя; Перегрин был учеником Марциана, впитавшим его учение, но не был его современником, поскольку у него были только те же идеалы петровской миссии, что и у Марциана; более того, автор « Похвала» , наверняка сиракузянин, не мог быть настолько невежественным в культурном отношении, чтобы не знать, что названные им императоры жили добрых два столетия после окончания апостольской эпохи. [ 55 ] Копье Броло гласит:
«Настолько упадочными были исследования и настолько невежественными были жители Сиракуз в VII веке, которые всего несколько лет назад были императорской резиденцией, что он не знал, как правили Валериан и Галлиен? Настолько неотесанными были этот оратор и его аудитория что они верили, что святой Маркиан был учеником Петра в первом веке и мучеником в третьем?»
- Д. Г. Лансия ди Броло, История церкви на Сицилии в десять первых веков христианства , 1880, с. 44.
Для Lancia di Brolo документ в целом содержит «оригинальное ядро, которое не может быть критически отвергнуто и, как таковое, имеет свидетельскую ценность». [ 56 ]
Противоположной точки зрения придерживался Ланцони, современник Ланчиа ди Броло, который в своей критической работе утверждает, что не понимает, почему его коллега утверждает, что синграмма Перегрина не датирует мученическую кончину Марциана эпохой вышеупомянутых императоров. Фактически, Ланцони в промежутке времени, указанном энкомиастом, непреклонно констатирует мученическую смерть Маркиана. [ 57 ] Он даже сомневается в существовании Перегрина, утверждая, что он мог быть воображаемым персонажем, выдуманным автором « Похвала» . [ 57 ]
Точка зрения Ланцони заключается в признании непреодолимого анахронизма в тексте, который лишает законной силы весь документ. Ученый из Фаэнцы описал это следующим образом:
«Короче, автор, кажется, не сознавал, что подарил св. Маркиану более двух столетий жизни! [...] Между тем автор «Похвалы» с чудовищным анахронизмом повествует, что Маркиан был современником св. Питер».
- Ланцони, Епархии Италии от истоков до начала седьмого века , 1927, стр. 620 и 640.
Помимо Ланцони, два болландиста Даниэль Папеброх и Уильям ван Хофф также поддержали датировку епископа Марциана III веком. [ 58 ]
Неправильные имена
[ редактировать ]
Однако были и ученые, которые, чтобы исправить анахронизм, считали правдоподобным объяснением тот факт, что энкомиаст цитировал не тех императоров. Так, например, Гаэтани, который в 17 веке в своей биографии о Марциане считал, что ему следует изменить имена Валериана и Галлиена на Домициана или Нерона , римских императоров апостольской эпохи.
«Таким образом, Гаэтани удалил имена императоров, отметив на полях текста, что они были введены туда по ошибке, и отнес все это дело к эпохе Домициана, признав при этом, что оно также могло предвосхищать эпоху Нерона».
- С. Прикоко, Сицилия и пригороды Италии между 4 и 8 веками , 1991, с. 230.
Ему вторил Джованни ди Джованни, который в своей «Церковной истории Сицилии» счел целесообразным оставить нетронутой только дату его рождения, т. е. I век, изменив при этом контекст его мученичества. [ 59 ]
Два епископа по имени Марциан
[ редактировать ]Другие ученые, такие как Д'Анджело [ 60 ] и Чезаре Гаэтани, [ 61 ] считал, что энкомиаст, возможно, соединил две биографии: одну, принадлежавшую епископу апостольской эпохи, Маркиану первого века, и другую, принадлежавшую епископу, жившему в империи Валериана и Галлиена, Маркиану третьего века.
Ученый Аморе также придерживается такого же мнения, но он датирует «Марциана» энкомиаста V веком, а не III. Согласно Аморе, Перегрин и Маркиан Мученичества — те же самые фигуры, которые позже были упомянуты в энкомиасте, — умерли в эпоху вандализма. [ 62 ] Ученый предполагает, однако, что первый епископ Сиракуз жил до III века и тоже назывался Маркианом. Отсюда та путаница, которая привела к упомянутому выше анахронизму в цитируемом тексте Энкомия . [ 62 ]
Этого мнения не придерживается Ланцони, который полностью исключил возможность существования епископа, датируемого веком ранее III, и датировал Маркиана из Энкомия временем империи Валериана и Галлиена, считая предполагаемую апостольскую датировку ложной. . [ 63 ] В лучшем случае, соглашается ученый, фигуру Маркиана можно идентифицировать как анонимного получателя, епископа, письма римского духовенства, которое прибыло на Сицилию в 250–251 годах и касалось проблемы лапси . [ 64 ]
Жизнь Маркиана в других версиях
[ редактировать ]После написания « Похвала» датируются и другие произведения, описывающие жизнь мученика. В этих более поздних работах появляется много новых элементов.
Установлены точные даты: 39-й или 40-й год ухода и 68-й год мученической кончины.
В опубликованной посмертно Гаэтани биографии также говорится, что у Маркиана были родители еврейского происхождения, жившие в Антиохии . [ 65 ]
Посадка
[ редактировать ]Анекдот о том, что Маркиан плыл в Сицилию на корабле из Сиракуз, капитаном которого был некий Ромилл, особенно примечателен добавлением подробностей и подробностей; вместе с ним в Антиохии пристал и корабль из Таормины, под командованием некоего Ликаонида. Два капитана, услышав проповедь Евангелия апостола Петра и обратившись в новую религию, стремились привести на родину новых учителей этой веры, и князь апостолов дал им двух епископов: Ромилия из Сиракуз. , взял с собой Марциана, а Ликаонид из Таормины взял на борт Панкраса. [ 66 ]
Во время морского путешествия Маркиану и Панкрасу удалось переоборудовать экипажи двух кораблей. Говорят, что корабль Маркиана приземлился в Сиракузах за два дня до корабля Панкраса. [ 67 ]
Другие версии говорят, что эта экспедиция на самом деле была организована апостолом Павлом с целью евангелизации Запада, или что именно Петр, узнав о большом количестве евреев на Сицилии, послал двух епископов вместе, чтобы обратить еврейский народ и проповедовать Евангелие. им. [ 66 ]
Историк Ди Блази , который излагает эту легенду в своем тексте, подчеркивает важность молчания древнейших источников о таком начинании, которое теоретически могло бы стать первой евангелизационной миссией, проведенной с большим успехом для Запада. Молчание, которое по сути подтверждает ложность или выдумку подобных писаний. [ 68 ] Помимо причудливых элементов, Прикоко интерпретирует это как реальное указание на важность морской высадки, представленной Сицилией, отмечая, что все первые евангелизаторы прибыли туда с моря. Очень немногие из них были автохтонными. [ 69 ] Ту же идею высказывает Ланцони, который предполагает, что первые евангелизаторы прибыли в Сиракузы из-за его «космополитического порта», благоприятствовавшего высадке жителей Востока и израильтян. [ 70 ]
Мученичество
[ редактировать ]Очень подробно мученичество Марциана описано в Vita Pancratii . В этом отрывке, позже широко развитом в позднем латинском Пассио, посвященном святому и существенно подтвержденном византийскими менологиями, повествуется, что протоиепископ Маркиан, преследуемый язычниками, во главе с Селевком и Гордием, руководителями города [ 71 ] - евреи, монтанисты и мидийцы затолкали его в лодку и обстреляли его огнем из сифонов с башни в Большой гавани города. [ примечание 17 ] - явная отсылка к знаменитому греческому огню. [ примечание 18 ] - но наводнение не позволило протоиепископу сгореть. Затем Маркиан нашел убежище на острове в Племмирио. [ примечание 19 ] В конце концов он умер после долгих мучений, задушенный своими противниками. [ 72 ]
Исторический контекст агиографических источников
[ редактировать ]Еврейская тема
[ редактировать ]
«Синагоге Сиракуз, основанной справедливостью и верой».
- Выступление в Большой синагоге Сиракуз.
В тексте Энкомия присутствует антиеврейская тема, которая характеризует всю посмертную агиографию Марциана. Некоторые ученые отмечают, что марцианская традиция делает первые исторические упоминания о евреях Сиракуз несколько негативными: они представлены как те, кто убил первого епископа этого города. [ 73 ]
По мнению ученых, такое разграничение связано с тем, что самый ранний установленный исторический источник о Маркиане, энкомиасте византийской эпохи , жил в контексте, отмеченном противостоянием между христианами и евреями, ограничениями на инакомыслие и насильственным обращением в веру. [ 74 ]
Это должно было начаться в середине VII века, когда епископ Зосима (цитата по энкомиасту) запретил евреям покупать землю там, где они хотели построить свою синагогу. В конце концов им удалось получить концессию только благодаря вмешательству византийского принцепса . [ 75 ]
Энкомиаст использовал бы исторический контекст третьего века, чтобы сопоставить свое повествование (о чем свидетельствует упоминание императоров Валериана и Галлиена ), периода, соответствующего времени, когда еврейские свидетельства в Сиракузах стали более существенными. [ 74 ]
Источник, в котором упоминается местонахождение этой первой еврейской синагоги, считается надежным, поскольку это географическая память. Более того, археология подтвердила еврейское присутствие в Акрадине, месте, упомянутом энкомиастом.
Некоторые ученые, такие как археолог Каваллари , утверждали, что Акрадина была идеальным местом для строительства синагоги, поскольку ко времени прибытия евреев в Сиракузы город уже значительно уменьшился, и вышеупомянутый район представлял собой его периферию: идеальное место, где городские власти могли маргинализировать евреев и христиан, считавшихся одним народом, далеким от многобожников . [ 76 ]
Что касается возможности такого раннего еврейского поселения в Сиракузах, некоторые ученые утверждают, что в Пелопийских пещерах, упомянутых энкомиастом, вероятно, размещались другие еврейские ядра со времен еврейской диаспоры до Маркиана. Лансия ди Броло цитирует древнеримского историка Иосифа Флавия , жившего в первом веке, который утверждает, что после Первой иудейской войны (66-70 гг.) 100 000 евреев были порабощены и проданы римским патрициям на Сицилии . [ примечание 20 ] К этому следует добавить многовековую и постоянную открытость Сиракуз территориям Африки, Малой Азии и Греции. [ 77 ]
Связь с Константинополем
[ редактировать ]
Другие ученые предполагают, что марцианская традиция была следствием исторических событий византийской эпохи.
Сиракузы, которые в 663 году стали императорской резиденцией Константа II и, таким образом, столицей всей Византийской империи (ситуация, которая длилась шесть лет и завершилась убийством императора), в какой-то момент в середине восьмого века были исключены из состава власть Латинской церкви и подчинена власти Греческой церкви. [ 78 ] Таким образом, Маркиан Антиохийского, восточного происхождения мог бы через общее происхождение связать сиракузскую церковь с церковью Константинополя, подданной которой она стала. [ 78 ]
Также важное историческое значение может иметь обнаружение епископской печати архиепископа Маркиана, жившего в восьмом веке. [ примечание 21 ] Этот Маркиан, гораздо позднее того, который чаще всего упоминается в источниках, был идентифицирован как первый автокефальный архиепископ Сиракуз, [ 79 ] и поэтому мог бы представлять собой возрождение новых Сиракуз, когда-то находившихся под властью Константинопольского патриархата , не упуская из виду, через имя Маркиана, истоки сицилийской церкви, пришедшей из Антиохии. [ 78 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]
«Здесь Марциан изображен во фронтальном, поясном положении на изолированном панно, большем, чем та, на которой изображены другие святые. Протоиепископ изображен в монашеском постриге, с белоснежной бородой и волосами, а голова его окружена бисерным венком. Золотой нимб носит облегающий хитон, облегающий рукав которого виден под широкой литургической одеждой, красную хламиду или фелонь и белую одежду. омофор, отмеченный тремя крестами с открытыми концами, — епископский знак».
- Маркиан Сиракузский в сицилийской иконографии, цит. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 282).
В часовне Святейших Сорока Севастийских мучеников, площадке, названной в честь одноименной фрески над ней, расположенной внутри катакомб Санта-Люсии, фигура святого Маркиана, облаченного в восточное церковное справа выделяется облачение. ; омофор . использовался уже в четвертом-пятом веке у восточных архиереев Эта фигура Маркиана, представляющая его первое повторное открытие, греческая подпись к которой была прочитана археологом Паоло Орси , была использована для общей датировки фрески. Картина была выполнена между восьмым и девятым веками; эта датировка соответствует самым ранним литературным записям о жизни Маркиана; свидетельство, следовательно, о распространении культа святого.
Иконография Марциана, приданный ему зрелый вид и белая голова могли представлять собой отсылку к фигуре апостола Петра. [ 80 ]
Сходства обнаруживаются также с фресками катакомб Коммодильи в Риме (VI в.) и с раннесредневековыми, также римскими, фресками Понтийских и Дженерозских катакомб. Есть также сходства с другими римскими памятниками, что позволяет предположить привилегированные отношения между двумя географическими культурами. [ 81 ]
В так называемом склепе святого Маркиана в апсидной части можно увидеть панель, содержащую фреску, изображающую одноименную святую рядом с покровительницей Сиракуз Люси .
«Фигура Марциана находится рядом с фигурой святой Люсии, идентифицированной по подписи на латыни; обе находятся внутри двух отдельных и сопоставленных друг с другом панелей, нарисованных на неправильной стене апсиды, смещенной от центра немного влево на стене палимпсеста. чьи более ранние слои теперь неразборчивы».
- Маркиан Сиракузский в сицилийской иконографии, цит. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 288).
Традиция гласит, что в этом подземном месте находилась гробница протоиепископа Марциана, но археологические данные подтверждают не древность этого места первого века, а скорее элементы четвертого и пятого веков. Это место возникло как раннехристианский гипогей . Позже он был восстановлен с приходом византийцев — Орси описывает склеп как небольшую византийскую базилику. [ 82 ] Во время арабского правления это место, вероятно, было разграблено и заброшено. Наконец, с приходом норманнов он был преобразован и его гробницы стали loca Sancta . [ 83 ]

Когда археолог Бьяджо Паче вошел в склеп, он узнал место, описанное византийским агиографом, автором знаменитого Энкомиума . « Антри пелопии » означало бы «греческое строительство». [ 84 ] Паоло Орси, признавая наличие в пещере нескольких почитаемых гробниц, сомневается, что там могла быть найдена столь древняя могила мученика. [ 84 ]
появилось изображение протоиепископа Марциана. Спустя несколько столетий, около 1200 года, на нефе собора Монреале , помещенном в пресвитерии здания, [ 85 ] Между церковным престолом Монреале , прилегающим к Палермо , и Сиракузами также существовала сильная историческая связь. После исламского завоевания многие светские балансы в древней Сицилии изменились. Таким образом, с приходом норманнов Сиракузы потеряли титул столицы острова, который перешёл к Палермо: бывшей резиденции эмиров . Затем нормандский король Вильгельм II потребовал и добился от Римской курии в 1188 году по поправке Папы Климента III , чтобы Сиракузская церковь стала суфражисткой Монреале. Ситуация, которая оставалась неизменной до девятнадцатого века.
На этой мозаике Марциан изображен с мантией и пурпурной одеждой, которую носили мученики. В нынешней латинской надписи вместо «Марциануса» написано «Марсиалис» из-за ошибки, допущенной во время реставрации. [ 86 ] Стиль и иконография этой мозаики, кажется, напоминают некоторые физические аспекты (стройное тело, жесты и борода) протоиепископа на катакомбной фреске « Сорок севастийских мучеников» . [ 86 ]
Тело Марциана
[ редактировать ]мощи святого
[ редактировать ]
Традиция гласит, что тело святого Маркиана хранилось в склепе, посвященном святому, который позже был заброшен базиликой византийской эпохи.
Возможная очень ранняя датировка склепа подтверждается археологическим открытием, сделанным Паоло Орси. [ 87 ] в соседней катакомбе Сан-Джованни, серии кубикул и аркосолий, относящихся к III веку, и поскольку, как указывает ученый Баррека, склеп расположен в начале этого катакомбного комплекса, весьма вероятно, что его фундамент появился раньше, чем гробницы, поставленные перед ним, и что они возникли в результате известного христианского обычая хоронить умерших рядом с могилой мученика. [ 88 ]
Во всяком случае, предание гласит, что тело мученика пролежало там восемь столетий, пока Сиракузы не были завоеваны арабами в 878 году. [ 89 ] хотя другие источники говорят, что это было во время первой попытки завоевания города в 827-828 гг. [ 90 ]
Поэтому, чтобы сохранить тело протоиепископа, сиракузяне взяли урну с останками Маркиана и перевезли ее в Грецию, в базилику святого Феодора в Патрах , Ахайя .
Как мощи попали из Ахайи в Гаэту, остается загадкой, которую источники не помогают разгадать. По одной из традиций, гаэтанские купцы, часто путешествовавшие на Восток, прибыли на своих кораблях к месту этого священного месторождения и, купив его, привезли обратно в свой город Гаэту. Затем жители Гаэты выбрали Марциана своим первым святым покровителем, поскольку святой Эразм прибыл туда только в 10 веке. [ 90 ] В наше время мощи Марциана находят свое место в соборе святых Эразма и Марциана и святой Марии Успения , посвященном двум святым покровителям Гаэты, в подземной часовне, называемой Склепом .
Однако часть мощей святителя осталась в Сиракузах, [ 91 ] а в городском соборе находился реликварий руки святого Маркиана, который позже был подарен в XII веке английским епископом Ричардом Палмером , тогдашним главой церкви Сиракуз, в сокровищницу собора Мессины , ее конечного пункта назначения.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
Замученный епископ Сиракуз (Италия), прозванный «Первым епископом Запада».
- Бансон, Энциклопедия святых наших воскресных посетителей , 2003, стр. 519.Такое же определение дают ученые К. Дж. Столлман, Прошлое в агиографических текстах: С. Маркиан Сиракузский , в Г. В. Кларке, Чтение прошлого в поздней античности , Сингапур, 1990, стр. 347-365 и Хьюго Бухталь, Искусство средиземноморского мира. : 100-1400 гг. н.э. , 1983, с. 61.
- ^ Однако нельзя исключать присутствие Маркиана Сиракузского в старейшем западном мартирологе, датируемом четвертым веком: в Martyrologium Hieronymianum действительно несколько раз упоминается мученик по имени Марсий, которого несколько историков были связаны с антиохийским протоиепископом. См. Кампионе (2005 , стр. 23).
- ^ Более позднюю дату см., например, в Бьяджо Паче , Искусство и цивилизация древней Сицилии: Варвары и византийцы , 1949, который на стр. 18 государств:
Легенда о Пеллегрино, ученике Маркиана Сиракузского [...] содержится в агиографическом документе неопределенной, но не древней даты. Он, конечно, не старше греческого панегирика Марциана, произведения седьмого, восьмого [...]
- ↑ Гаэтани получил его от своего брата Константина, который, в свою очередь, нашел его в аббатстве в Фарфе. Текст недавно отредактировал агиограф Скорца Барселона. Подробнее см. Риццо (2003 , стр. 399–427).
- ^ См. Сиракузы и Таормину в итало-греческой агиографии , в Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 43):
Поскольку в Похвале Маркиана нет упоминания о Панкрасе Таорминском, вполне вероятно, что на этом раннем этапе апостольская легенда о Сиракузах еще не касалась Таормины, хотя нельзя исключать, что утверждения последнего намеренно игнорируются.
- ↑ Некоторые ученые утверждают, что в Vita Pancratii присутствует явное желание доказать, что церковь в Таормине старше церкви в Сиракузах. Это утверждение привело к предположению, что работа была написана после исламского завоевания Сиракуз (878 г.), когда Таормина оставалась последним центром власти Византийской империи на Сицилии. См. Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 52). Однако это могло быть простое муниципальное соперничество, идеологически перенесенное в противостояние двух святых:
Встреча двух святых также интерпретировалась как повод и пример своего рода муниципального соперничества. Конфликт полномочий между двумя епископами, разыгравшийся на заявленном превосходстве Панкрата над Маркианом...
- Мотта, Пути агиографии: общество и культура в позднеантичной и византийской Сицилии , 2004, с. 216. - ^ Из Менологии Василия II, отрывок из книги Джованни ди Джованни , Storia ecclesiastica di Taormina , изд. 1870, с. 39-40:
Память святителя Маркиана, епископа Сицилийского, Филагрия, епископа Кипрского, и Панкраса, епископа Таорминского. Это были ученики апостола Петра.
- ^ Для дальнейшего обсуждения Synax . а дата 9 июля относится к Панкрасу или также к Марциану, см.: Ланцони (1927 , стр. 618); Риццо (2006 , стр. 87); Прикоко (1991 , стр. 146). Прикоко конкретно заявляет, что:
Единственные варианты, задокументированные в Синаксарии, - это совместная хиротония Маркиана и Панкра Петром и Павлом - ограниченная новостью от 9 июля, посвященной только епископу Таормины - [...]
- ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 276):
Однако предложенную реконструкцию имени Марциана в Martirologium Hyeronimianum (4 век), которая, таким образом, будет самым ранним упоминанием святого вместе со Passio мученика Пеллегрино [...], вероятно, следует принять.
- ^ См. Кампионе (2005 , стр. 17), который считает, что разоблачение, сделанное двумя учеными, возможно, является чрезмерным, хотя и признает ценность критериев научной строгости, которые они использовали.
- ↑ Следует, однако, отметить, что в мартирологиях Флоруса, Адо, Усуарда и Ноткера проводится четкое различие между Руфином Сиракузским, помещенным 21 июня, и Капуанским, помещенным 27 августа. См. Кампионе ( 2005 , стр. 21).
- ^ Он приводит примеры корреспондента Григория Великого Марциана на Сицилии; табличка Сиракузской церкви; монах из монастыря Сан-Вито на Этне; и несколько других. См. Кампионе (2005 , стр. 25–26).
- ↑ Показания энкомиаста были подтверждены археологическими раскопками, проведенными в 1900-х годах, в результате которых в Акрадине были обнаружены типичные элементы еврейской символики, датируемые именно III или IV веком. См. Геббиа (1979 , стр. 247–248); См. C. Colafemmina, Ipogei ebraici . Гражданин в Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 15).
- ^ См. также объяснение ученого монсеньора. Де Грегорио, который утверждает, что Перегрин не может быть современником Маркиана, и поэтому фразу « Marciani doctrina imbutus » следует понимать как нравственное учение, идеального ученика. Гражданин «Святой Либертин Агридженто, епископ и мученик» .
- ↑ Ученый также обнаруживает это отсутствие в агиографическом документе, который он датирует серединой V века ( Риццо (2003 , стр. 403)), сравнивая свой обзор с тем, который уже сделал Скорца Барселона:
Скорца Барселонона придерживается того же порядка рассуждений, когда отмечает, что в работе отсутствует и след притязаний на петровское происхождение, которые в определенное время отстаивала бы церковь Агридженто.
- ↑ Однако, по мнению Риццо, это было бы ошибкой, поскольку агиограф, используя синграмму Парегрина (позже использованную энкомиастом), обнаруживает дату Валериана и Галлиена, которая вместо этого представляет собой только исторический контекст, рассказанный мучеником, посмертно умершим в результате этого преследования. См. Риццо (2003 , стр. 418).
- ↑ Башня Порто-Гранде действительно существовала. Гаэтани, а до него агиограф, писавший о Марциане, говорил, что оно существовало и в его время ( Vitae Sanctorum Siculorum ). См. также Карл Крумбахер , Byzantinische Zeitschrift , 1993, с. 233.
- ↑ Сама эта ссылка, по мнению учёных, могла бы стать четким указанием на историческую реальность, в которой жил агиограф, составивший текст. Греческий огонь возник примерно в VII веке, но в данном случае он перенесен в контекст I века. См. Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 37); Карл Крумбахер , Byzantinische Zeitschrift , 1993, с. 233.
- ^ Местная традиция в прошлом связывала имя Марциана с островом в Племмирио: островом Святого Марциана. Томмазо Фазелло говорит, что этот небольшой остров был тем же самым, где столетия назад афиняне разместили свой трофей после победы над сиракузянами в морском сражении (Афинская экспедиция на Сицилию). Фазелло, Della storia di Sicilia , изд. 1817, с. 141. С другой стороны, другие сиракузские историки говорят, что неизвестно точно, какой это был остров, так как перед Племмирио их было два. См. Джакомо Буонанни и Колонна, Delle antiche Siracuse , 1717, с. 124. О трофее афинян см. Сильвано Винчети, Area marina protetta del Plemmirio , 2006, с. 50.
- ↑ Затем он говорит, что, став свободными и богатыми поселенцами, они действительно смогли создать некоторых мучеников благодаря своим противоречиям с христианской религией. См. DG Lancia di Brolo, Storia della Chiesa di Sicilia nei primi dieci secoli del Cristianesimo , Palermo 1880. Vol. 1, с. 47, цитируется по Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 14), н. 4.
- ^ Маркиан VIII века открыто упоминается под титулом архиепископа. См. Мотта (2004 , стр. 216); Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 47); Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 69).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Риццо (2003 , стр. 399–426); Lancia di Brolo в М. Мастрогрегори, Историография: ежегодный исторический журнал , 1997, с. 329; Скандалато и Муле (2002 , стр. 15).
- ^ Ланцони (1927 , стр. 620).
- ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277).
- ^ Э. Миони, Кондаки Григория Сиракузского , Бюллетень Badia Greca из Гроттаферраты 1, 1947, 204–206; О приписывании кондака Григорию ср. Прикоко, Пример региональной агиографии, цит., 347, примечания 66. Подробнее см. Кампионе (2005 , стр. 23–35).
- ^ Риццо (2006 , стр. 80).
- ^ См. Аморе, епископ Марчиано , полковник. 693; Риццо (2006 , стр. 80).
- ^ Греческая агиографическая библиотека (1909 , н. 1030).
- ^ Риццо (2003 , стр. 399–426).
- ^ I Kontakia di Gregorio di Siracusa , в «Бюллетене греческого аббатства Гроттаферрата», ns, 1 (1947), стр. 1-8. и ср. Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64).
- ^ Койнония . Том. 15, 1991, с. 80.
- ^ За жизнь св. Зосима как terminus post quem ; после чего будет создана петровская традиция, см. Даниэла Мотта, Пути агиографии: общество и культура на Сицилии , 2004, с. 193-197.
- ^ П. Маньяно, Сиракузская церковь . Во. 1, 1992, с. 63.
- ^ Ланцони (1927 , стр. 621–622).
- ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277), н. 5; Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64). Петровское определение Сиракузской церкви в цитируемых документах см. в Koinōnia . Том 15, 1991, с. 80.
- ^ Латинская агиографическая библиотека, вып. 4909. См. Acta Sanctorum , ноябрь. 1, с. 607
- ^ Риццо (2003 , стр. 402–407).
- ^ Jump up to: а б с Риццо (2003 , стр. 417–418).
- ^ Журнал истории Церкви в Италии , 1978, с. 417.
- ^ Греческая агиографическая библиотека (1909 , н. 1410).
- ↑ См., например, упоминания Vita Pancratii у М. Капальдо, «Славянское поселение возле Сиракуз в первом тысячелетии нашей эры» (PDF) . Проверено 30 августа 2015 г. ; Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 277); Ланцони (1927 , с. 617) и Эфтимиадис (2013 , с. 231), которые определяют содержание документа как « агиографический роман хороший и правильный ».
- ^ См. Ланцони (1927 , стр. 619); Эфтимиадис (2013 , с. 232), которые датируют написание произведения периодом гонений на иконоборчество.
- ^ Europa orientalis , Том 2, 1983, стр. 7-13; Исторический архив Сиракуз , том 4-6, 1958, стр. 179.
- ^ Ланцони (1927 , стр. 618–619).
- ^ Журнал религиозной истории и литературы , том. 28, 1992, с. 42.
- ^ Византия: Revue Internationale Des Études Byzantines , 2001, с. 201; Риццо (2006 , стр. 77).
- ↑ Acta Sanctorum , 5 июня, 411 и далее.
- ^ М. Манкарузо, Календарь святых вернейшего города Сиракуз , Палермо, 1704 г. и ср. Серафино Привитера, История Сиракуз , изд. 1879, с. 495
- ^ Константино Каэтан в Житии святого Геласиуса , Орленд. О. Гаэтани, Исагоге , К. Гаэтани, Происхождение...
- ^ См., например, LC Grasso, Della introduzione e Successivo Progresso della Religie Cattolica в Сицилии , изд. 1845, стр. 35-38, текст которого подтверждает множество литературных свидетельств поздних авторов о предполагаемом переходе апостола Петра на Сицилию.
- ^ В 28, 12-13.
- ^ Делеэ, Hagiographie Napolitaine cit., 36. 38.
- ^ См. С любовью, святой Марчиано, епископ города Сиракузы, 694 г.
- ^ Код. НДС. гр. 1613, л. 388; Menologio di Basilio II под редакцией П. Франки Де Кавальери, Турин-Рома, 1907 г.; Menologio di Basilio II под редакцией Ф. Лоллини, Милан, 1994 г.
- ^ Jump up to: а б Журнал истории Церкви в Италии , 1976, стр. 71, 417. См. Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 276); Кампионе (2005 , стр. 26).
- ^ Ж. Дюбуа, Ж. Рено, Практическое издание Мартирологов Беды, de l'Anonyme Lyonnais et de Florus , Париж, 1976, с. 111.
- ^ Ж. Дюбуа, Ж. Рено, Мартиролог Адона. Его две семьи, его три отзыва. Текст и комментарии, Париж, 1984, 200.
- ^ Ж. Дюбуа, Мартиролог Усюара , Брюссель, 1965, с. 251.
- ^ Patrologia Latina , 131, 1106).
- ^ См. обширную библиографию у Массары и Франчески Паолы (2012 , стр. 276).
- ^ См. Кампионе (2005 , стр. 26), н. 68.
- ^ Кампионе (2005 , стр. 18), н. 17 и ср. Дюбуа, «Les martyrologies cit.», 30–31; Филиппарт, Мартиролог и легендарные цит., 607–610; См. также «Католическая цивилизация» , том. 6, гл. истоки , с. 668-669. 1893.
- ^ См. Кампионе (2005 , стр. 19), н. 25 и Риццо (2006 , стр. 8).
- ^ Jump up to: а б Ланцони (1927 , с. 633).
- ^ Х. Делеэ, Проблемы агиографического метода: агиографические координаты и повествования , в Hagiografia Altomedievale , под редакцией С. Боша Гаджано, Болонья, 1976, стр. 49-56.
- ^ А. Аморе, святой Марчиано, епископ Сиракуз , в Bibliotheca Sanctorum , VIII, Рим, 1967, с. 964 и ср. Кампионе (2005 , стр. 23).
- ^ Ланцони в Историческом архиве восточной Сицилии , 1918, стр. 71.
- ^ Кампионе (2005 , стр. 27) и Rivista di studi bizantini e neoellenici (2001 , стр. 38).
- ^ См. Журнал византийских и неоэллинских исследований (2001 , стр. 38).
- ^ Обычно его датируют седьмым и девятым веками - по крайней мере, примерно одновременно с Энкомиумом - хотя общего согласия относительно его древности нет. См . Santi e Demoni Nell'alto Medioevo Occidentale, secoli V-XI , изд. 1989, с. 341; Atti del IX Congresso Internazionale di Studi sulla Sicilia Antica , изд. 43-44, 1999, с. 825.
- ^ Журнал истории церкви в Италии (1982 , стр. 64); Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 22), н. 43.
- ^ Такое определение в современной критике см. в Pricoco (1991 , стр. 229–230); С. Ольшки, Журнал религиозной истории и литературы . Том 28, 1992, с. 42; С. Руссо, М. Миннелла, Средневековые и современные Сиракузы , 1992, с. 118.
- ^ См. Труды Папской Римской академии археологии , 1948, стр. 7-8.
- ^ Благодарность святого Маркиана , пер. Любовь в П. Маньяно, Сиракузская Экклесия I: исторические заметки о Сиракузской церкви , 1992, с. 37.
- ^ Scandalato & Mulè (2002 , стр. 14)
- ^ Д. Г. Лансия ди Броло, История церкви на Сицилии в первые десять веков христианства . Том 1, 1880 г.
- ^ Цит. Lancia di Brolo в М. Мастрогрегори, Историография: ежегодный исторический журнал , 1997, с. 329.
- ^ Jump up to: а б Ланцони (1927 , стр. 619).
- ^ См. Болландисты цитируются в Pricoco (1991 , стр. 231).
- ^ Джованни ди Джованни, Церковная история Сицилии , том. 1, 1846, с. 28.
- ^ Томмазо Д'Анджело, Annales историко-критические ecclesiæ Siculæ , Мессина, 1730, стр. 42.
- ^ Чезаре Гаэтани, О происхождении и основании Сиракузской церкви князем апостолов , Рим, 1748, стр. 73-74.
- ^ Jump up to: а б См. Любовь, цит. в Прикоко (1991 , стр. 231–232) и в С. Ольшки, Журнал религиозной истории и литературы . Том 28, 1992, с. 36.
- ^ Ланцони (1927 , стр. 620).
- ^ Цит. Ланцони в Историческом архиве Восточной Сицилии , изд. 1904, с. 71.
- ^ Геббиа (1996 , стр. 14).
- ^ Jump up to: а б О таких легендах см. Джованни Евангелиста Ди Блази , История королевства Сицилии . Том 1, 1844, с. 531-532.
- ^ Эту легенду см. также Франческо Априле, Della Chronology Universale della Sicilia , 1725, стр. 462.
- ^ Джованни Евангелиста Ди Блази , История королевства Сицилия . Том 1, 1844, с. 533-534.
- ^ Прикоко (1991 , стр. 237, 257).
- ^ Ланцони (1927 , стр. 614).
- ^ Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 36). См. также Аулиса И. Евреи и христиане в агиографии раннего средневековья , 2009, с. 229.
- ^ Журнал византийских и неоэллинских исследований (1990 , стр. 36–38, 53). См. также « Исторические заметки об архиепископской, епископальной и прелатической церквях» , Неаполь, 1848, с. 635.
- ^ Розалия Ла Франка, Иудаистская архитектура в Италии: иудаизм, место, память о местах , 1994, с. 63.
- ^ Jump up to: а б Скандалато и Муле (2002 , стр. 15).
- ^ Взято из жития святого Зосимы : см. Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 21); Р. Романо, К. Виванти, История Италии. Анналы . Том 11. Часть 1, 1996, с. 49.
- ^ Ф.С. Каваллари - А. Холм , Археологическая топография древних Сиракуз , Палермо, 1883, стр. 35–36, цитируется в Scandaliato & Mulè (2002 , стр. 23).
- ^ См. Геббиа (1979 , стр. 264); Ланцони (1927 , стр. 613–614).
- ^ Jump up to: а б с Кампионе (2005 , стр. 27–28); Августа Акконча Лонго, Сиракузы и Таормина в итало-греческой агиографии в Rivista di studi bizantini e neoellenici (1990 , стр. 33–54).
- ^ Виталиен Лоран , Le corpus des sceaux de l'Empire византийской империи . Том 1 А, Париж, 1963, стр. 691-709. Обсуждение позже подробно исследовалось Акконсией Лонго, Siracusa e Taormina nell'agiografia , Рим, 1990, с. 47.
- ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 283), которые ссылаются на П. Тестини, « Апостолы Петр и Павел в древнейшей христианской иконографии» , в Studi Petriani , под редакцией С. Гарофало, М. Маккарроне, Дж. Рейсшарта, П. Тестини, Рим, 1968, стр. 103-130; Ф. Бисконти, Пьетро , в «Темах раннехристианской иконографии » под редакцией Ф. Бисконти, Ватикан, 2000, стр. 258-259.
- ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 284–285).
- ^ П. Орси, Исследования в склепе Сан-Марциано , в Notizie degli scavi di antità , 1905/11, стр. 391-402, частично. стр. 401-402.
- ^ Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 286–287).
- ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 287); Б. Пейс, Искусство и цивилизация древней Сицилии , стр. 320-324; П. Орси, Исследования в склепе Сан Марциано , стр. 391-402.
- ^ Э. Китцингер, Мозаики нормандского периода на Сицилии. Кафедральный собор Монреале. Мозаика трансепта , фаск. IV, Палермо, 1995, стр. 9:00-16:00; 38; 62; инжир. 221-222
- ^ Jump up to: а б Массара и Франческа Паола (2012 , стр. 291).
- ^ Паоло Орси , Исследования в склепе Св. Марциано , в «Новости о раскопках» , 1918 год.
- ^ К. Баррека, К истории христианства в Сиракузах , Сиракузы, 1945, с. 2.
- ^ См. Анальный. Болл. , 1912, с. 213 в Ланцони (1927 , с. 637).
- ^ Jump up to: а б Сальваторе Ферраро (1903). «Религиозные и гражданские воспоминания о городе Гаэта» . сайт забытых книг . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 сентября 2015 г. .
- ^ Византия и Италия. Сборник этюдов памяти Агостино Пертуси , 1982, стр. 96-97.
Библиография
[ редактировать ]- Исторические памятники Германии . OCLC 649268467 . Архивировано из оригинала 07.10.2015.
- Минь, Жак Поль (1853). Патрология Латина OCLC 173749943 .
- О святом Марчиано, мученике, епископе Сиракуз на Сицилии , в Acta Sanctorum , третий том июня, Parigi e Roma 1867, стр. 275–283.
- Греческая агиографическая библиотека . Брюссель 1909. OCLC 1745688 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Общество истории родины Восточной Сицилии; Делегация отечественной истории Сицилии. Раздел Катании (1904 г.). Исторический архив восточной Сицилии . Катанийское общество отечественной истории Восточной Сицилии. OCLC 1737288 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Франческо Ланцони (1927). Епархии Италии от их возникновения до начала седьмого века (ан.604): критическое исследование . Фаэнца, Ф. Лега. OCLC 836951152 .
- Клара Геббиа (1979). «Еврейские общины в имперской и поздней древней Сицилии». Исторический архив Восточной Сицилии . Том 75. стр. 241–275.
- Журнал церковной истории в Италии . Рим: Тиберийский графический институт. 1982.
- Институт византийских и неоэллинских исследований (1990). Журнал византийских и неоэллинских исследований . Том 27. Римский университет.
- Сальваторе Прикоко (1991). Сицилия и пригородная Италия между IV и VIII веками . Руббеттино.
- Клара Геббиа (1996). Еврейское присутствие на древней и поздней древней Сицилии . Бретшнайдер.
- Институт византийских и неоэллинских исследований (2001). Журнал византийских и неоэллинских исследований . Том 37. Римский университет.
- Анжела Скандалиато, Нуччо Муле (2002). Синагога и ритуальная баня евреев Сиракуз . с эпиграфической заметкой Чезаре Колафеммины. Флоренция: Издательство Джунтина. ISBN 978-88-8057-158-2 .
- Франческо Паоло Риццо (2003). «Редкая синграмма в традиции, написанная о святых Перегрине и Либертине». В Руджери, Пьералли (ред.). Эукосмия, разные исследования . Руббеттино Редактор. стр. 400–427.
- Даниэла Мотта (2004). Пути агиографии: общество и культура в позднеантичной и византийской Сицилии . Издания Призма.
- Кампионе, Ада (2005). «Иеронимический мартиролог и Сицилия: примеры региональной агиографии» . Ветера Христианорум . 42 : 15–35.
- Франческо Паоло Риццо (2006). Христианская Сицилия с I по V век . Том 2. Г. Бретшнейдер.
- Массара, Франческа Паола (2012). «Марциан Сиракузский в сицилийской иконографии, в епископах, Сицилии, Средиземноморье в поздней античности. Материалы конференции» . В Мессане, Ломбино, Костанце (ред.). Епископы, Сицилия, Средиземноморье в поздней античности: материалы первой учебной конференции; (Палермо, 29–30 октября 2010 г.) . Сальваторе Шаша. стр. 275–292.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список редакторов ( ссылка ) - Стефанос Эфтимиадис (2013). Научный справочник Эшгейта по византийской агиографии. Периоды и места . Том. 1. Ашгейт Паблишинг, ООО.
- Карузо Федерико, Иафрат Стефано, Лицзани Федерико, Пелопийские пещеры и культ Сан-Марчиано в Сиракузах , в Антруме, Обряды и символы пещер Древнего Средиземноморья , Учебные тетради и материалы по истории религий, 16, Брешия, Морчеллиана , 2017, с. 308-323.