Список возрожденных языков
Эта статья или раздел, кажется, противоречат сами себе . ( апрель 2018 г. ) |
Статус языковой угрозы | |
---|---|
Вымершие (EX) | |
| |
Находящийся под угрозой исчезновения | |
Безопасный | |
| |
Другие категории | |
Связанные темы | |
Атлас ЮНЕСКО мира Языки в категориях опасности | |
Возрожденный язык — это язык, который когда-то не имел носителей, но благодаря усилиям по возрождению вновь обрел носителей.
Наиболее частой причиной исчезновения является маргинализация местных языков в рамках более широкого доминирующего национального государства , что иногда может приравниваться к прямому политическому притеснению. Этот процесс обычно сопровождается экономическим и культурным давлением, направленным на большую централизацию и ассимиляцию . Как только язык становится таким образом маргинализированным, он часто воспринимается как «бесполезный» оставшимися на нем носителями, которые связывают его с низким социальным статусом и бедностью и, следовательно, не могут передать его следующему поколению.
Языки аборигенов Австралии
[ редактировать ]Большое количество из более чем 250 оригинальных языков австралийских аборигенов , включающих около 800 диалектов , вымерло или почти исчезло со времени колонизации. С конца 20 века предпринимались попытки возродить многие из них. [1] Национальный проект, известный как «Первые языки Австралии», по состоянию на 2021 г. [update] поддержал 39 из них в рамках своего проекта поддержки приоритетных языков, реализованного по заказу федерального правительства . Этот проект поддерживает другие языковые проекты по всей стране в качестве финансирующего органа. [2] По состоянию на апрель 2021 года Мобильная языковая группа в Южной Австралии перечисляет на своем веб-сайте 46 языков или диалектов. [update], в том числе Нгарринджери , Каурна , Коката , Нижний Аррерте и Питьянтьятжара , и это лишь некоторые из многих языков, над которыми он работает. [3]
Некоторые из языков, возрождаемых по всей стране:
- Барнгарла (Парнкалла, Бангарла), язык народа барнгарла на полуострове Эйр , Южная Австралия. Его возрождают Гилад Цукерманн ( Университет Аделаиды ) и сообщество Барнгарла на основе документов 170-летней давности.
- На диияри говорят на крайнем севере Южной Австралии, к востоку от Кати Танда (озеро Эйр). Исследования и переводы немецких лютеранских миссионеров конца 19 - начала 20 веков создали обширную письменную форму. К началу 21 века осталось лишь несколько человек, свободно говорящих на диияри. Однако к 2013 году Питер К. Остин подготовил словарь и грамматику языка, а с 2019 года реализуется проект по преподаванию этого языка в школах. [ нужна ссылка ]
- Каурна — язык народа каурна в Аделаиде и на равнинах Аделаиды в Южной Австралии. Его возрождает Каурна Варра Пинтьянти , комитет старейшин и молодежи Каурны, преподавателей, лингвистов и других исследователей, базирующийся в Университете Аделаиды. [4]
- Палава кани — это попытка возродить различные тасманские диалекты в единой объединенной форме. Первоначальные тасманские языки , которых могло насчитываться дюжина или больше, вымерли в 1905 году, когда умер последний носитель языка. В рамках усилий сообщества по восстановлению как можно большей части оригинальной тасманской культуры предпринимаются усилия по (ре)конструкции языка для сообщества аборигенов Тасмании . [5] [6] Из-за нехватки записей Палава кани строится как смесь примерно от 6 до 12 языков оригинала. [7] Тереза Сэйнти и Дженни Лонги были первыми двумя «лингвистами», работавшими над проектом в 1999 году. [6]
Корнуолл
[ редактировать ]Когда-то на корнуоллском языке говорили в графстве Корнуолл , пока в конце 18 века он не исчез как разговорный язык. Язык находился в упадке с 14 века, и к моменту смерти последних свободно говорящих на нем говорили только на западных окраинах графства. Считается, что Долли Пентрит (ум. 1777) была последней, говорящей на этом языке. Сохранилась литература средневекового и тюдоровского периодов, а также фрагменты, включая грамматики, 17, 18 и 19 веков, что позволило небольшой группе кельтских энтузиастов реконструировать Корнуолл в 20 веке в рамках Кельтского возрождения . Эти сторонники возрождения корнуоллского языка в значительной степени заимствовали из валлийского и бретонского языка, чтобы помочь в создании современного корнуоллского языка. Реконструкция языка была известна спорами по поводу орфографии в конце 20-го века, пока в 2008 году не была согласована Стандартная письменная форма . Число носителей Корнуолла трудно оценить, но считается, что около 500 человек имеют степень свободное владение языком. Сейчас этот язык преподается в некоторых школах Корнуолла. В 2010 году ЮНЕСКО переклассифицировала этот язык из «вымершего» в «находящийся под угрозой исчезновения». [8]
иврит
[ редактировать ]Иврит был возрожден как разговорный язык через два тысячелетия после того, как на нем перестали говорить (хотя он всегда использовался как письменный язык), и возрождение языка считается «историей успеха». Хотя он использовался в литургии и, в ограниченной степени, в торговле, он вымер как язык, используемый в повседневной жизни, до своего возрождения. Иврит считался непрактичным архаичным или слишком священным для повседневного общения, хотя на самом деле он использовался в качестве международного языка между евреями, у которых не было другого общего языка; в Европе в начале XIX века ходили несколько газет на иврите, а ряд сионистских конференций проводился исключительно на иврите. Начиная с конца 19 века, он был возрожден как повседневный разговорный язык в рамках зарождающегося сионистского движения. Элиэзер Бен-Иегуда в значительной степени возглавил усилия по возрождению, а его сын Итамар Бен-Ави был воспитан как первый носитель иврита после исчезновения иврита как повседневного языка. Иврит теперь является основным официальным языком Израиль , и наиболее распространённый там язык. [9] Сегодня на нем говорят более 9 000 000 человек. [10] Большинство из них живут в Израиле или являются израильскими эмигрантами, но многие из еврейских общин за пределами Израиля провели его исследование.
Ливонский
[ редактировать ]Ливонский язык — финский язык, на котором говорят в Латвии . Это один из трех языков (наряду с мэнским и корнуоллским), включенных в список возрожденных в Атласе языков мира, находящихся под угрозой, ЮНЕСКО. [11]
Мэнкс
[ редактировать ]Мэнский язык — язык, на котором говорят на острове Мэн , который находится в Ирландском море , между Шотландией, Англией, Ирландией и Уэльсом. Мэнский язык перестал функционировать как язык сообщества в первой четверти 20-го века, но был возрожден энтузиастами в то время, когда еще было живо несколько носителей языка. Хотя в какой-то момент ни один из носителей этого языка не был жив, и в 1975 году он, возможно, был официально классифицирован как «мертвый», в последние годы возрождение, похоже, набрало силу. На острове Мэн регулярно выходит программа на Manx Radio . По состоянию на 2012 год шестьдесят девять учеников получали образование на острове Мэн в Bunscoill Ghaelgagh .
Индейские языки
[ редактировать ]Некоторые языки, возрождающиеся в Америке:
- Муцун : Муцун — один из восьми языков олоне, на которых первоначально говорили в районе Сан-Хуан-Баутиста, штат Калифорния . Последний свободно говоривший, Ассенсьон Солорсано де Сервантес, умер в 1930 году. [12] Современное племя, племенная группа Амах Муцун , работает над возрождением языка, используя заметки лингвиста Джона Пибоди Харрингтона . Существует программа обучения муцунскому языку членов племени, а также планируется создать словарь. Первым членом, активизировавшим возрождение языка, стала Квирина Гири. [13] Погружение в язык планируется через книги, песни и игры. [14] Румсен и чоченьо — два других костаноанских языка, возрождающихся вместе с муцуном.
- Вампаноаг : В 21 веке вампаноаг стал первым языком коренных американцев в Соединенных Штатах, который был возрожден, и на этом языке воспитывались маленькие дети. [15]
- Чоченьо : Калифорнийское племя Мувекма Олоне возродило язык Чоченьо, на котором последний раз говорили в 1930-х годах. [16] [17] [18] По состоянию на 2009 год многие студенты смогли вести беседу в Чоченьо. [19]
- Майами-Иллинойс/Иренва : Нация Мьяамиа (Майами) в Индиане до сих пор практикует и использует свое родное наследие для обучения молодых и старых, чтобы они могли сохранить свой традиционный язык. Многие члены Майами описывают этот язык как «спящий», а не как «вымерший», поскольку он не был безвозвратно утерян. Усилия по возрождению основаны на работе лингвиста Дэвида Косты. На основе своих обширных исследований в 1994 году он опубликовал «Язык Майами-Иллинойс» в качестве доктора философии. диссертация и книга в 2003 году. В книге реконструируется структура Майами-Иллинойс.
Центр Мьяамиа является совместным предприятием племени и Университета Майами . Центр стремится «углублять связи с Мьяамией посредством исследований, образования и информационно-просветительской работы». Режиссером проекта является Дэрил Болдуин , который изучил Майами на основе исторических документов и исследований, проведенных Национальным антропологическим архивом Смитсоновского института , и разработал образовательные программы. Дети Болдуина выросли как носители языка Майами. Сотрудники центра развивают языковые и культурные ресурсы, используя материалы, часто взятые из переведенных миссионерских документов.
Опубликованные ресурсы по языку и культуре включают:
- детская книга о языке и культуре Майами;
- аудио-компакт-диск со словарем, фразами, разговорами, историей происхождения Майами и сопутствующим текстом; и
- сборник традиционных историй племен Майами и Пеории, записанных в начале 20 века, когда были живы последние носители языка.
Связанный с этим проект в Университете Майами касается этноботаники , которая «сочетает названия растений на языке Майами с описаниями старейшин традиционных методов сбора растений».
санскрит
[ редактировать ]На современном санскрите говорят примерно в четырех деревнях Индии. Деревня Маттур в центральной Карнатаке , округ Шимога , утверждает, что среди ее населения есть носители санскрита. Исторически деревня была подарена королем Кришнадевараей Виджаянагарской империи знатокам Вед и их семьям. Люди в его королевстве говорили на каннада и телугу . [20]
Джири , Мадхья-Прадеш , — еще одна деревня, в которой, как утверждается, проживают носители санскрита. [21]
Сойот
[ редактировать ]язык малочисленных сойотов Бурятии ( один Россия) из сибирских тюркских языков . Реконструирован , [ нужна ссылка ] в 2002 году был опубликован сойотско-бурятско-русский словарь. В настоящее время этот язык преподается в некоторых начальных школах. [22]
на дорогу
[ редактировать ]Йола, родственный английскому и шотландскому языку, на котором говорили в графстве Уэксфорд , Ирландия . Йола вымерла в 1998 году, но претерпела попытки возрождения и возрождения. Ресурсный центр материалов Yola Gabble Ing Yola утверждает, что сегодня на языке Yola говорят около 140 человек. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Живые языки» . АИАЦИС . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Проект поддержки приоритетных языков» . Первые языки Австралии . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Языки» . Мобильная языковая группа . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ "Каурна Варра Паинтьянти " Получено 18 апреля.
- ^ «Палава кани, единственный сегодня язык аборигенов в Лутрувите» . Центр тасманских аборигенов .
- ^ Перейти обратно: а б Харман, Кристин. «Объяснитель: как аборигены Тасмании вернули себе язык, палава кани» . Разговор .
- ^ T16 Палава кани в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива.
- ^ «BBC News – Корнуэльский язык больше не вымер, – говорит ООН» . Новости Би-би-си . 7 декабря 2010 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ Бар-Адон, Аарон (1975). Возвышение и упадок диалекта: исследование возрождения современного иврита . Мутон. ISBN 9783111803661 .
- ^ «Полтора миллиона израильтян борются с ивритом» . Israelhayom.com . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Атлас ЮНЕСКО языков мира, находящихся под угрозой
- ^ Окранд, Марк. «Грамматика Муцуна» (PDF) .
- ^ «Возрождение языка Муцун» (PDF) . u.arizona.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2016 г. Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Шульман, Роберт (13 августа 2001 г.). «Читаю доктора Сьюза в Муцуне» . статьи.latimes.com .
- ^ «Мы все еще живем здесь» подробно описывает попытку восстановить Вампаноаг. Час новостей PBS , 10 ноября 2011 г.
- ^ Рон Рассел (28 марта 2007 г.). «Маленькое племя, которое могло. Будучи потомками аборигенов Сан-Франциско, индейское племя Мувекма Олоне редко пользуется большим уважением. Но ситуация может скоро измениться» . Еженедельник Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 27 августа 2012 г. Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Кэтлин Маклай (4 июня 2004 г.). "04.06.2004 - Конференции посвящены сохранению родных языков" . Новости Калифорнийского университета в Беркли . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Калифорнийский журнал» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ «Отчет этнолога по коду языка: cst» . Проверено 24 июля 2012 г.
- ↑ Эта деревня говорит на языке богов. 13 августа 2005 г. Times of India. Проверено 14 сентября 2008 г.
- ^ https://www.news18.com/news/india/the-jhiri-village-in-madhya-pradesh-where-everyone-speaks-only-in-sanskrit-4746185.html
- ^ Рассадин В.И. «Сойотский язык» . Исчезающие языки коренных народов Сибири . ЮНЕСКО . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ «Сколько сейчас говорящих на языке йола?» . Габбл Инг Йола . Проверено 31 марта 2022 г.