Франц Боркенау
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2022 г. ) |
Франц Боркенау | |
---|---|
![]() Франц Боркенау в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе над врачами в 1946 году. | |
Рожденный | |
Умер | 22 мая 1957 г. Цюрих , Швейцария | ( 56 лет
Национальность | Австрийский (1900–1938) Безгражданство (1938–1957) |
Род занятий | Социолог и журналист |
Известный | Пионер теории тоталитаризма. Испанская кабина |
Франц Боркенау (15 декабря 1900 — 22 мая 1957) — австрийский писатель. Боркенау родился в Вене , Австрия , в семье государственного служащего. Будучи студентом университета в Лейпциге , его основными интересами были марксизм и психоанализ . Боркенау известен как один из пионеров теории тоталитаризма .
Молодость
[ редактировать ]Боркенау родился в Вене, в семье судьи Рудольфа Поллака и Мелани Фюрт. [1] Отец Боркенау родился евреем, но принял католицизм, чтобы улучшить свои карьерные перспективы, в то время как его мать была протестанткой. [1] Боркенау был воспитан католиком. [1] Вена была столицей обширной мультикультурной и многоэтнической Австрийской империи, которая охватывала большую часть Восточной Европы, а Боркенау вырос в космополитическом городе, наполненном разными народами. Будучи подростком, он стал частью молодежной субкультуры, на которую большое влияние оказали теории психоанализа, пропагандируемые Зигмундом Фрейдом и протеже Фрейда Зигфридом Бернфельдом . [1] После окончания Шоттенгимназии в 1918 году Боркенау был призван в австрийскую армию. [1] Боркенау все еще учился в то время, когда Австрийская империя потерпела поражение и древний дом Габсбургов был свергнут в октябре 1918 года. [1]
Будучи студентом Венского университета , он изучал право, историю, экономику и философию. [1] Будучи студентом, он убедился, что причиной войны, положившей конец Австрийской империи, был капитализм, что побудило его стать активным членом коммунистических групп. [1] Боркенау был типичным представителем австрийского среднего класса, который до 1914 года наслаждался тем, что писатель Стефан Цвейг назвал «золотым веком безопасности», и нашел мир, возникший после 1918 года, столь же дезориентирующим, сколь и тревожным, что привело к поиску нового пути. новая «якорная» идеология, призванная обеспечить уверенность в опасном и неопределенном мире. [2] Оба его родителя отреклись от него за то, что он принял коммунизм. [1] Будучи студентом университета, он стал председателем Союза коммунистических студентов Германии. [1] В конце концов Боркенау перешел в Лейпцигский университет , где в 1924 году ему была присвоена степень доктора философии. [1] Докторская диссертация Боркенау была посвящена Всеобщей истории XVIII века , британской универсальной истории . [3] Боркенау всегда был заинтересован в разработке великих теорий, которые могли бы объяснить все, что происходило в истории, и считал, что нашел такую теорию в марксизме. [3]
коммунист
[ редактировать ]В 1921 году Боркенау вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ) и до 1929 года был активным агентом Коминтерна . [4] После окончания Лейпцигского университета в 1924 году Боркенау переехал в Берлин . С 1925 по 1929 год Боркенау работал научным сотрудником Юргена Кучинского в Исследовательском центре международной политики в Берлине, аналитическом центре, спонсируемом Коммунистической партией Германии. [5] И Боркенау, и Кучинский работали на венгерского коммуниста Евгения Варгу , чей офис в советском посольстве в Берлине был каналом связи для Коминтерна. [5] описывал Боркенау В 1920-х годах его друг Рихард Левенталь как «искреннего марксиста», очень желавшего мировой революции. [4] Как и другие марксисты в Германии, Боркенау был обеспокоен провалом Ноябрьской революции 1918 года , которая свергла монархию, но не смогла заменить капитализм социализмом. [3] Главный интерес Боркенау заключался в выяснении причин, по которым Ноябрьская революция не смогла развиваться в марксистском направлении, что привело его к участию во Франкфуртской школе. [3] В конце 1929 года Боркенау был исключен из Коминтерна и КПГ из-за его личного отвращения и отвращения к тому, как действовали коммунисты, в сочетании с растущим ужасом перед сталинизмом . [4] Затем Боркенау присоединился к Социал-демократической партии Германии , членом которой он оставался до 1931 года, когда ушел в отставку. [2]
В 1930 году он приступил к работе над докторской диссертацией — книгой под названием » «Переход от феодального к буржуазному пониманию мира . [3] Сосредоточив внимание на Европе 17-го века, Боркенау выступил против утверждений Вильгельма Дильтея , который утверждал, что появление современных Geisteswissenschaften (гуманитарных наук) в качестве университетских предметов было процессом преодоления феодальных взглядов на мир. [3] Принимая материалистическую линию, Боркенау стремился связать интеллектуальные тенденции с уровнем экономического роста, утверждая, что ни одна философия не может опережать уровень производительных сил в обществе. [3]
В изгнании
[ редактировать ]Несмотря на разочарование в коммунизме, Боркенау оставался левым и работал научным сотрудником в Институте социальных исследований Франкфуртского университета . Во время учебы в институте Боркенау был протеже Карла Грюнберга , и его главным интересом были отношения между капитализмом и идеологией . В 1933 году Боркенау, который, по нацистским понятиям, был « полуевреем », бежал из Германии и жил в разное время в Вене , Париже и Панама-Сити .
Во время Гражданской войны в Австрии 1934 года Боркенау поддерживал Социал-демократический республиканский шуцбунд против правительства канцлера Энгельберта Дольфуса . [2] Боркенау пытался организовать социалистическое сопротивление режиму Дольфуса, но, узнав, что его разыскивает австрийская полиция, бежал в Париж . [2] С 1934 по 1935 год Боркенау жил в Париже, где безуспешно добивался академической должности. [6] В 1930-е годы Боркенау занимался организацией помощи из-за границы для подпольной группы Neu Beginnen («Новые начинания»), которая стремилась положить конец нацистскому режиму. [4] В серии статей, опубликованных в 1933–1934 годах в левой немецкоязычной эмигрантской прессе, Боркенау защищал группу Ной Бегиннен как лучшую альтернативу как Социал-демократической партии Германии , так и Коммунистической партии Германии . [4]
В 1935 году он переехал в Лондон, где подружился с Брониславом Малиновским и безуспешно добивался должности в Лондонской школе экономики . [6] Единственная академическая должность, которую ему удалось получить, была профессором социологии в Панамском университете . [6] Заработная плата была низкой - всего 100 долларов США в месяц, а тропический климат Панамы оказал катастрофическое влияние на здоровье Боркенау. [6] В 1936 году Боркенау вернулся в Лондон, где работал журналистом в ряде левых и либеральных британских газет. [6]
В своей биографии итальянского социолога Вильфредо Парето 1936 года Боркенау предложил раннюю теорию тоталитаризма с марксистской точки зрения. [7] Хотя Боркенау был довольно враждебно настроен по отношению к Парето, на него произвела большое впечатление его теория « циркуляции элит », согласно которой наиболее способные люди естественным образом становились членами элиты, тем самым гарантируя, что элиты всегда будут получать новую энергию и обновление. [8] С марксистской точки зрения Боркенау утверждал, что теория «циркуляции элит» объясняет как коммунизм, так и фашизм. [9] Боркенау утверждал, что политический, социальный и экономический кризисы, вызванные Первой мировой войной, заставили сильнейших капиталистов сформировать «новую экономическую элиту». [9] Однако по мере того, как «новая экономическая элита» постоянно оживляла себя за счет все более разрушительной конкуренции, все больше и больше простых людей ощущали ее последствия, что вынуждало государство вмешиваться. [9] По мере того как государство стало более активно участвовать в экономике, возникла «новая политическая элита», которая заменила предыдущую экономическую элиту и заявила о своей полной власти как в экономике, так и в политике. [9] По мнению Боркенау, фашизм в Италии , национал-социализм в Германии и коммунизм в России, по-разному, отражали развитие этого процесса. [9] Боркенау утверждал, что Владимир Ленин создал первую тоталитарную диктатуру, в которой вся власть была сосредоточена в руках государства, которое было совершенно не ограничено никакими классовыми силами, как это было во всех предыдущих режимах. [7]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]В августе–сентябре 1936 года Боркенау совершил двухмесячный визит в Испанию , где наблюдал последствия гражданской войны в Испании в Мадриде , Барселоне и Валенсии . Во время своего визита в Испанию Боркенау был сильно разочарован поведением агентов советской тайной полиции, НКВД в Испании и Испанской коммунистической партии .
Во время своего первого визита в Испанию Боркенау решил оспорить образ испанских женщин-республиканок фоторепортаж , предложенный британским журналистом Фердинандом Туки, который 27 июля 1936 года написал в консервативной газете Daily Mail под названием «Красные Кармены, женщины, сжигающие церкви». [10] В эссе Тучи была представлена серия сделанных им фотографий испанских женщин, присоединившихся к Рабочей милиции, и утверждалось, что участие женщин в войне означало отказ от своей женственности, что для него было самым чудовищным явлением. [11] Обиженный осудил Испанскую республику как аморальную и «безбожную». [11] В эссе, которое было широко осуждено как женоненавистническое, Туки утверждал, что правильная и уместная роль испанской женщины - быть покорной домохозяйкой, преданной подчинению католической церкви и своему мужу, и утверждал, что Испанская республика заслуживает потери война, потому что она проповедовала гендерное равенство. [12] Туки утверждал, что женщины, служащие в Рабочей милиции, занимались всевозможными видами сексуального «разврата», написав о своем отвращении к молодым женщинам, которые вступали в добрачный секс как с мужчинами, так и с другими женщинами, что для него было началом конца сама «цивилизация». [13] Боркенау написал ответ на статью Тучи, которую он назвал полной истерии и неточностей, заявив, что он не видел широко распространенного «сексуального разврата», свидетелем которого, по утверждению Тучи, он был. [14] Боркенау написал против Тучи, что женщины, служащие в Рабочей милиции, похоже, не вызывают того социального кризиса, который, по утверждению Тучи, произошел, заявив, что общество испытывает напряжение из-за войны, но оно выдерживает этот вызов. [14] Боркенау далее писал, что войны разрушают традиционные барьеры сексуальной морали, и отметил, что, основываясь на своем личном опыте Австрийской империи во время Первой мировой войны, тот вид «сексуального разврата», который, по утверждению Туки, он видел в Испании, был обычным явлением. в Вене во время Первой мировой войны. [14]
В январе 1937 года Боркенау совершил второй визит в Испанию, во время которого был арестован испанской полицией за критику политики Коммунистической партии. Опыт Боркенау вдохновил его на создание самой известной книги «Испанская кабина пилота» (1937), которая получила широкую похвалу и «сделала имя Боркенау известным во всем англоязычном мире». [15] Рецензент Дуглас Голдринг похвалил «Испанскую кабину» как «представляющую исключительный интерес для всех, кто действительно хочет знать, что происходит в Испании». [16] Джордж Оруэлл был одним из тех, кто имел опыт гражданской войны в Испании и порой был жестоким левым политиком, на кого произвела большое впечатление «Испанская кабина» Боркенау . [17] Оруэлл нашел Боркенау и стал другом. [18] Ноам Хомский позже охарактеризовал «Испанскую кабину» как «яркое свидетельство очевидца» войны. [19]
В «Испанской кабине» Боркенау ясно выразил свою симпатию к Испанской республике, но в то же время критически высказался о том, как республика ведет гражданскую войну. [18] В частности, Боркенау поднял вопрос об обращении советских войск с Манфредом Штерном , который под псевдонимом генерал Эмилио Клебер оказался наиболее способным из офицеров, возглавляющих интернациональные бригады, сражающиеся за республику. [18] Штерн был отозван в Советский Союз и исчез, став жертвой ежовщины ( «ежовских времен»). [18] Штерн выдавал себя за канадца, но на самом деле родился в австрийской провинции Буковина (современная западная Молдавия и северо-восточная Румыния). Боркенау и Штерн были однокурсниками в Венском университете, и Боркенау был одним из немногих журналистов, которые действительно знали настоящую личность «Эмилио Клебера». [18] Основываясь на своих собственных знаниях, Боркенау считал абсурдным утверждение о том, что еврей Штерн был шпионом нацистской Германии. [18]
Боркенау описал гражданскую войну в Испании как неудавшуюся революцию, написав, что в каждой революции господство всегда получала наиболее организованная фракция, что привело его к выводу:
Преобразование было прервано во Франции падением Робеспьера , прежде чем оно произвело значительный процесс. В полную силу оно пришло в России в годы после окончания гражданской войны. В Испании, где собственно революционные процессы так быстро были заменены чем-то совершенно иным, они добились больших успехов с начала гражданской войны... Дело не только в насилии, которое является повивальной бабкой каждого общества. ребенок. И если насилие является отцом всех великих потрясений, то его матерью является иллюзия. Вера, которая всегда возрождается в каждой великой и решительной борьбе, состоит в том, что это будет последняя битва, что после этой борьбы вся бедность, все страдания, все угнетения останутся в прошлом. В религиозной форме это была вера тысячелетия. В светской форме это вера в общество, свободное от господства. [18]
Боркенау утверждал, что испанские анархисты были слишком демократичны и слишком дезорганизованы для их же блага, поскольку он утверждал, что более дисциплинированные и лучше организованные испанские коммунисты имели преимущество. [18] Боркенау утверждал, что проблема Испанской республиканской армии заключалась в политике Испанской республики, написав:
В первую очередь оно могло быть направлено на создание революционной армии. Эту политику предпочитали анархисты и революционные социалисты. Во-вторых, существовал вариант создания тоталитарной армии по образцу нынешних немецких, итальянских и российских армий. Это была политика коммунистов. В-третьих, появилась возможность создания «нормальной» неполитической армии. Такова была политика [Индалесио] Прието умеренных социалистов [Мануэля] Асаньи . и либеральных республиканцев [20]
Боркенау считал, что главная сила Испанской республики, ее зависимость от экономической и военной поддержки со стороны Советского Союза, была также ее главной слабостью. [20] Боркенау писал:
Так было и так должно было быть, поскольку провал испанских левых совпал с фашистской интервенцией, республиканская Испания оказалась во власти силы, которая принесла помощь... Ибо это была сила с революционным прошлым. , а не революционный подарок, пришедший на помощь испанцам. Коммунисты положили конец революционной общественной деятельности и утвердили свою точку зрения, что это должна быть не революция, а просто защита законного правительства. [20]
Антинацистские сочинения
[ редактировать ]Книга Боркенау «Австрия и после » (1938) представляла собой атаку на нацистский аншлюс . [15] Во введении к «Австрии и после » Боркенау писал, что, как и почти все австрийцы его поколения, он считал себя:
...принадлежность к более крупному немецкому отечеству, а не к более узкой общине немцев в Австрии, что я был сторонником аншлюса, поскольку у меня были какие-либо политические убеждения, что я рассматривал искусственное отделение Австрии от Германии, как это предусмотрено мирные договоры как главный источник страданий, как материальных, так и духовных, в моей стране. Теперь эти мечты моей юности сбылись. Они означают самоубийство для сотен, невыразимые страдания для сотен тысяч, изгнание для многих, кто, как и я, желал, чтобы этот день наступил. [21]
После аншлюса нацистский режим отказался сделать Боркенау гражданином Германии, что сделало его лицом без гражданства, и этот правовой статус он сохранял до конца своей жизни. [2]
В «Австрии и после » Боркенау утверждал, что Австрийская республика, которая представляла собой остатки некогда обширной Австрийской империи, была разрушена в результате конфликта между социализмом и католицизмом. [22] По его мнению, падение Дома Габсбургов вместе с послевоенной инфляцией уничтожили власть земельной австрийской аристократии , которая доминировала в Австрийской империи как экономически, так и политически вплоть до 1918 года, оставив социалистов и католическую церковь единственными двумя странами. оставшиеся полномочия в новой Австрийской Республике. [22] Боркенау писал, что главной разделительной линией в австрийской политике было разделение между городскими районами Австрии, особенно Веной, которые голосовали за Австрийскую социал-демократическую партию , и сельскими районами Австрии, которые выступали за консервативный католицизм. [22] Боркенау писал: «Сомнительно, чтобы духовенство, до конца защищавшее войну, легко сохранило бы союз крестьян после нее, если бы не существовало социалистическое пугало». [22] Боркенау утверждал, что поддержка профсоюзов гарантировала , что австрийский рабочий класс твердо проголосовал за социал-демократов, которые настолько доминировали в Вене, что стали широко известны как «Красная Вена». [22]
Боркенау утверждал, что непростая коалиция между социализмом и католицизмом в Австрии распалась 15 июля 1927 года, в день, когда произошла серия жестоких столкновений между рабочим классом и венской полицией, а также между Республиканским шуцбундом , военизированным крылом социал-демократов. и фашистское ополчение Хеймвера , в результате чего погибло около 90 человек. [22] Боркенау писал, что после столкновений 15 июля 1927 года австрийская политика находилась в состоянии скрытой гражданской войны, поскольку возможности снова сотрудничать не было. [22] Боркенау пришел к выводу, что победа консерваторов в гражданской войне 1934 года по иронии судьбы стала источником их падения. [23] Поскольку Австрийская социал-демократическая партия была уничтожена как политическая сила, Боркенау утверждал, что правые фермеры больше не живут в страхе перед социалистами, что заставило их переключить свою поддержку на австрийских нацистов , которые обещали аншлюс с Германией. [23] Поскольку Германия имела крупнейшую экономику в Европе и вторую по величине экономику в мире (уступая только американской экономике), австрийским фермерам, сильно пострадавшим от Великой депрессии, возможность аншлюса обещала решить их экономические проблемы. [24] Лишенный поддержки, Боркенау утверждал, что австрийское правительство быстро рухнуло в 1938 году, когда Гитлер потребовал аншлюса . [24]
В 1939 году Боркенау опубликовал «Новую Германскую империю» , где предупредил, что Адольф Гитлер намерен завоевать мир. В частности, Боркенау выступал против идеи, популярной в Великобритании в 1930-е годы, о том, что британское правительство должно вернуть бывшие немецкие колонии в Африке в обмен на обещание Германии уважать границы Европы (Боркенау не знал, что такое предложение было тайно сделанное немцам в начале 1938 года, которое они отвергли). [25]
Боркенау утверждал, что немцы никогда не выполнят такое обещание, возвращение бывших немецких колоний лишь создаст новое поле конфликта, а решимость Гитлера отменить Версальский договор была «почти незначительным инцидентом на пути к неограниченной экспансии». [25] Боркенау утверждал, что немецкая пропагандистская кампания в отношении бывших африканских колоний была «ступенью к чему-то другому», «приобретению более широкой колониальной территории» для Германии. [25] Он утверждал, что пропагандистская кампания по возвращению бывших немецких колоний в Африке была направлена на их стратегическое значение, помогая подготовить почву для войны против Великобритании и Франции , а не на экономическую ценность, которая, как отметил Боркенау, была очень небольшой. [25] Боркенау утверждал, что главной целью Германии в Африке была Южная Африка . [25] Боркенау утверждал, что, если Великобритания вернет бывшие немецкие колонии Рейху , немцы пробудят антибританские элементы среди африканеров . [25] Как только антибританские африканеры станут политически доминирующим элементом «исключая все британское», немцы превратят Южную Африку в немецкий протекторат . [25] Получив контроль над Южной Африкой, немцы смогли бы контролировать путь к мысу Доброй Надежды в Индию и золотые прииски Витватерсранда , что «одним махом избавило бы от всех ограничений, налагаемых на ее Германию отсутствием свободной свободы». обмен". [25]
По мнению Боркенау, диктатура была мощной революционной массовой диктатурой, основанной на пропаганде и терроре, которая для поддержания себя и связанного с ней Wehrwirtschaft (оборонной экономики) требовала политики бесконечной экспансии во всех направлениях. [26] Мощные внутренние силы, движущие внешней политикой Германии, означали, что нацистской Германии пришлось попытаться завоевать мир, потому что без экспансионизма во всех направлениях немецкая диктатура рухнет. [26] Ближайшим историческим аналогом немецкой политики был французский экспансионизм во время Французской революции и эпохи I. Наполеона [26] Боркенау раскритиковал тех, кто сравнивал нацистскую Германию с Германской империей или утверждал, что национал-социализм был всего лишь одной из «постоянно повторяющихся волн тевтонского национализма или выражения «неимущего империализма», как имеющего «смертельную параллель». [26] Боркенау начал свою книгу с вопроса:
Проблема, причём очень важная, заключается в том, что Германия просто осуществляет хорошо продуманные планы или ввергается в безграничные авантюры событиями, над которыми она сама не является хозяином. В одном случае нам еще придется считаться с каким-то рациональным планом со стороны Германии, который было бы важно обнаружить. Во втором случае мы столкнулись с вспышкой неисчислимых инстинктов, которая не может не закончиться катастрофой, как для Германии, так и для других стран. [27]
Боркенау утверждал, что нацистский режим был революционным, но не в том смысле, который соответствовал популярным представлениям о «нынешних революциях», поскольку, за исключением немецких евреев, нацистский режим «уважал права собственности». [27] Вместо этого он утверждал, что нацистская революция была метафизикой , поскольку немецкий народ «отреагировал на полный распад всех существующих ценностей криком о новой вере и новом спасителе», превратив Machtergreifung в революцию, потому что отныне все это В Германии имело значение «вера в фюрера и безграничная вера в него», что привело к ситуации, когда «все политические силы прошлого были уничтожены». [27]
Боркенау выступал против популярной в Британии идеи о том, что нацистский режим в конечном итоге станет своего рода «нормальным», что является глубоким ошибочным пониманием Третьего рейха. [27] В этом отношении Боркенау отверг очень популярную в Британии теорию о том, что нацистский режим был просто крайней, хотя и понятной реакцией на Версальский договор, которая «стабилизируется», как только международный порядок, созданный Версальским договором, будет пересмотрен в пользу Рейха . [27] Боркенау утверждал, что нацистский режим был движим неустанным динамизмом, который даже Гитлер не полностью контролировал, поскольку он утверждал, что нацистский режим был не столько однопартийным государством, сколько новой религией, поглощенной «квазимистическим фанатизмом». [27] В трактовке Боркенау нацистская идеология была фундаментально негативной, поскольку режим определял себя больше с точки зрения того, против чего он выступал, а не того, за что он был, что требовало политики бесконечной агрессии. [28] Боркенау писал, что «полный распад старых экономических структур и старых духовных ценностей в Германии» сделал национал-социалистический режим уникальным . [27] Боркенау заключил:
Здесь тактика нацистов неразрывно связана с основой самого движения. Пророку, несущему сверхъестественное послание, достаточно лишь доказать свое пророческое качество знаками и символами. Но пророк, стремящийся доказать себя Мессией и принести немедленное спасение этому миру, должен сделать свою земную карьеру постоянной чередой чудесных успехов. А в нынешнем мире этого невозможно достичь путем прямой борьбы с прямыми противниками. [28]
В книге, предназначенной для британских читателей, Боркенау утверждал, что эта потребность постоянно подтверждать себя победами приведет к тому, что политика умиротворения потерпит неудачу, поскольку нацистский режим не играл по правилам традиционной дипломатии, а вместо этого «все практические цели подчинены сверхъестественным побуждать". [28] Нападая на внешнюю политику премьер-министра Невилла Чемберлена , Боркенау писал: «До того, как Гитлер вошел в Прагу, преобладала тенденция интерпретировать цели Германии в контексте официальных заявлений Германии... преобладало впечатление, что речи Гитлера имели какое-то отношение с его намерениями». [29]
Изображение Боркенау нацистской внешней политики как движущей силы мощных внутренних сил в безграничный экспансионизм послужило прообразом аргументов историков-функционалистов, таких как Ганс Моммзен и Мартин Бросзат , которые аналогичным образом утверждали, что нацистская внешняя политика не имела никаких планов, а была скорее «экспансионизмом без цели». подталкиваемый внутренними силами. Однако работы Боркенау отличались от функционалистов тем, что он утверждал, что нацистский режим был хорошо организованной тоталитарной диктатурой. В 1939 году Боркенау писал: «Нет никаких сомнений в том, что через несколько лет судьба евреев в Восточной Европе будет напоминать судьбу армян в Турции ». [30]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Боркенау жил в Лондоне и работал корреспондентом в Сирила Коннолли журнале «Горизонт» . В 1940 году Боркенау был интернирован британским правительством как « вражеский иностранец » и депортирован в лагерь для интернированных в Австралии . [2] В 1941 году он был освобожден и вернулся в Лондон, где до апреля 1943 года работал преподавателем в Лондонском университете . [31] В 1942 году он опубликовал книгу «Социализм — национальный или международный?». , где он поднял вопрос о том, каким должен быть мир после долгожданной победы союзников. [32] Боркенау пришел к выводу, что расширение полномочий государства во время войны будет означать, что своего рода социализм является решением мировых проблем, написав, что « плановая экономика , если она однажды будет создана, никогда не должна отменять индивидуальные средства собственности». [32] Он утверждал, что восстановление мировой экономики несовместимо «с программой классовой борьбы », что побудило его написать, что лучшей партией, которая могла бы возглавить Британию после окончания войны, была Лейбористская партия . [32] Боркенау отверг коммунизм и вместо этого призвал к союзу Лейбористской партии с левым крылом Демократической партии в Соединенных Штатах. [32] Что касается Британии, Боркенау призывал к постепенному переходу от капитализма к социализму, написав, что «именно через постепенный рост государственного вмешательства», как проповедует Лейбористская партия, было лучшим путем вперед. [32] Боркенау осудил коммунизм, написав: «Как я посмел запятнать имя социализма, связав его с таким грязным обманом, как Советская Россия?» [32] Боркенау писал, что коммунистический интернационализм был лишь средством советского империализма, в то время как «трудовой интернационализм будет воплощен во взаимопомощи». [33] В апреле 1943 года он покинул Лондонский университет, чтобы начать работать диктором передач BBC на немецком языке, произнося антинацистские речи, призывающие немецкий народ свергнуть нацистский режим. [31] В 1944 году он начал работать в Управлении военной информации США в качестве эксперта по Германии и Австрии. [31]
Холодная война
[ редактировать ]В 1947 году Боркенау вернулся в Германию, чтобы работать профессором Марбургского университета . В июне 1950 года Боркенау присутствовал на конференции в Берлине вместе с другими интеллектуалами -антикоммунистами, такими как Хью Тревор-Ропер , Игнацио Силоне , Раймонд Арон , Артур Кестлер , Сидни Хук и Мелвин Дж. Ласки , что привело к созданию Конгресса по культуре. Свобода . На конференции Боркенау выступил с тематической речью, в которой говорил о «бессмысленности» конфликта между капитализмом и социализмом во время «спада революции», а единственным конфликтом, который имел значение в мире, был конфликт между коммунизмом и социализмом. демократия. [34] Левые интеллектуалы, такие как Седрик Белфраж , отмечая, что Гитлер часто осуждал коммунизм в Берлине, как это делал Боркенау, сравнивали его речь с митингами в Нюрнберге и обвиняли Боркенау в том, что он своего рода неонацист . [35] Британский историк Хью Тревор-Ропер в июле 1950 года в письме своему другу, американскому торговцу произведениями искусства Бернарду Беренсону , писал: «Я не был за границей, за исключением четырех дней в Берлине на так называемом Kongress für Kulturelle Freheit , где я плохо себя вел... С помощью моего английского коллеги А. Дж. Айера я возглавил движение сопротивления против организаторов Конгресса, который на самом деле был совершенно нелиберальной организацией, в которой доминировали профессиональные бывшие коммунисты- бульвары, такие как Артур Кестлер и Франц Боркенау, уверенные в поддержка немецких экс-нацистов в зале». [36] Айер и Тревор-Ропер принципиально расходились с Боркенау и Кестлером по поводу цели Конгресса за свободу культуры. Айер и Тревор-Ропер видели цель Конгресса в поддержке широко либеральных ценностей, таких как свобода выражения мнений и свобода мысли, в то время как Боркенау и Кестлер видели цель Конгресса скорее как антикоммунистической организации. [37] Так, Айер и Тревор-Ропер возражали против некоторых элементов проекта декларации Конгресса, в котором говорилось, что последователи любой «тоталитарной» идеологии, «которые отказывают другим в духовной свободе, не пользуются правом на гражданство в свободной республике духа». , чувствуя, что это была попытка внести маккартизм в мир европейских интеллектуалов. [38]
Боркенау был очень активен в Конгрессе и часто подвергался критике со стороны марксистских интеллектуалов, таких как Исаак Дойчер, за его антикоммунизм . В свою очередь, Боркенау часто критиковал работу Дойчера. В 1949 году Боркенау в газетной статье раскритиковал Дойчера за то, что он в своей биографии Иосифа Сталина подтвердил официальную советскую версию о том, что маршал Михаил Тухачевский вместе с остальным высшим командованием Красной Армии готовил государственный переворот в сотрудничестве со спецслужбами СССР. Германии и Японии , оправдывая тем самым сталинскую «ликвидацию» руководства Красной Армии в 1937 году. [39] Боркенау утверждал, что Дойчер апологии Сталина, поскольку, по его мнению, не было ничего, что подтверждало бы сталинскую версию событий о предполагаемом заговоре 1937 года. Боркенау пришел к выводу, что:
Точка зрения Дойчера совершенно ложна... Личность Наполеона могла быть оторвана от судеб Франции; и достижения революции и наполеоновского периода действительно сохранились. Но более чем сомнительно, что судьба России может быть отделена от сталинизма, даже если Сталин когда-нибудь умрет естественной смертью. Внутренний закон сталинского террора толкает сталинскую Россию, не меньше, хотя и медленнее, закон нацистского террора гитлеровскую Германию, к конфликту с миром и тем самым к полной катастрофе не только для террористического режима, но и для нации, управляемой это... Опасность книги Дойчера в том, что вместо этой серьезной и тревожной перспективы она ставит другую, более нормальную и обнадеживающую. По мнению Дойчера, бояться нечего страшного, поскольку в основном ужасы уже позади. Этой концепции мы противопоставляем мнение, что революция двадцатого века обнаруживает параллели с более ранними революциями только на своей начальной стадии, но что позже она возвещает режим бесконечного террора, враждебности ко всему человеческому, ужасов, от которых нет лекарства. , и которые можно вылечить только железо и огонь [40]
Точно так же Боркенау часто критиковал работы просоветского британского историка Э. Х. Карра . В 1951 году Боркенау написал в газете Der Monat в первом томе « Истории Советской России» Карра , что для Карра: «Человеческие страдания, по его словам, не являются историческим фактором; Карр принадлежит к тем очень холодным людям, которые всегда верят, что думают и действуют с самым ледяным расчетом и поэтому не понимают, почему они снова и снова ошибаются в своих расчетах». [41] Боркенау был крупным сторонником школы тоталитаризма . Другим историком, которого Боркенау не любил (по другим причинам, чем Дойчер и Карр), был Арнольд Дж. Тойнби . В майском номере «Комментариев» за 1955 год Боркенау обвинил Тойнби в антисемитизме. [42]
Кремленолог
[ редактировать ]В 1950-е годы Боркенау был хорошо известен как эксперт по коммунизму и Советскому Союзу . Боркенау был одним из основоположников советологии . Одним из главных интересов Боркенау как кремленолога было предсказание будущего коммунизма. [43] Некоторые из предсказаний Боркенау, такие как его заявление в начале 1950-х годов о предстоящем китайско-советском расколе , сбудутся, но другие — нет. [43] В статье « Комментарий» за апрель 1954 года , озаглавленной «Разбираемся в фактах, скрывающихся за советским фасадом», Боркенау писал, что советско-китайский союз нестабильен и продлится всего десять лет или около того. [44]
Боркенау утверждал, что, несмотря на видимость единства, внутри советской элиты шла борьба за власть. [45] Более того, Боркенау утверждал, что внутри советского правительства существовала обширная сеть шефства (патронажа), простирающаяся от элиты до самых низких уровней власти. [46]
Методы Боркенау заключались в детальном анализе официальных советских заявлений и относительном размещении различных чиновников в Кремле в праздничные дни, чтобы определить, какой советский чиновник пользовался благосклонностью Сталина, а какой - нет. [46] Такие признаки, как редакционные статьи в газетах, списки гостей на официальных мероприятиях, некрологи в советских газетах и отчеты об официальных выступлениях, были важны для идентификации различных сетей шефства . [46] Боркенау утверждал, что даже небольшие изменения в формальном языке советского государства иногда могут указывать на важные изменения: [46] «Политические вопросы должны интерпретироваться в свете формул, политических и других, и их истории; и такая интерпретация не может быть безопасно завершена до тех пор, пока не будет установлена вся история данной формулы с момента ее первого провозглашения». [46] На основе своего метода Боркенау в январе 1953 года предсказал, что смерть Сталина наступит в ближайшем будущем ( Сталин умер позднее, в марте). [46] В 1954 году Боркенау писал, что сделал это предсказание на основании резолюции Социалистической единой партии Германии об «уроках дела Сланского». [46] Боркенау утверждал, что, поскольку в резолюции цитировался Георгий Маленков несколько раз о предполагаемых уроках для коммунистического мира предполагаемой измены Рудольфа Сланского , это был способ Вальтера Ульбрихта присоединиться к шефской сети Маленкова в рамках подготовки к послесталинская борьба за престол: [46]
Маленкова цитировали непомерно подробно... Цитируя его в своей манере и добавляя к антисемитскому хору собственный визг, Ульбрихт, вдохновитель резолюции, объявил себя клиентом Маленкова. Но еще важнее; в то время как Маленков цитировался подробно, Сталин цитировался всего лишь с половиной предложения, датированного 1910 годом. Такое намеренное оскорбление могло быть сделано только людьми, уверенными в приближающемся падении тирана или вне досягаемости его возмездия. В противном случае это было наверняка самоубийство. Прежде всего на основании фактов, содержащихся в этой резолюции, я тогда в печати предсказал скорую смерть Сталина, которая, конечно же, наступила семь недель спустя. [46]
Книга Боркенау 1954 года « Гражданская война в России, 1918–1921 » продемонстрировала некоторую симпатию к небольшевистским социалистам. [15]
Конец и Начало
[ редактировать ]Еще одной темой, интересовавшей Боркенау, была интеллектуальная критика работ Тойнби и Освальда Шпенглера о том, когда и почему цивилизации ослабевают и заканчивают свое существование. Последняя критика была опубликована посмертно его другом Рихардом Левенталем . В своей книге Боркенау провел различие между «латинским» менталитетом южной Европы (в которую входила и Франция) и «германским» менталитетом северной Европы. [47] Боркенау утверждал, что немецкая литература имела тенденцию прославлять отдельных героев-суперменов, совершивших сверхчеловеческие подвиги в бою, в то время как французская литература этого не делала. [47] Боркенау привел в качестве примера французскую эпическую поэму «Шансон о Роланде» , где герой Роланд , вопреки совету своего лучшего друга Оливера, предпочитает не просить легкодоступной помощи армии Карла Великого против мусульманской армии, вторгающейся с Пиренейского полуострова. [47] Боркенау отмечал, что результатом тщеславного желания Роланда является его собственная смерть и уничтожение собственной армии, что сильно отличалось от того, как трактовали бы эту историю средневековые немецкие поэты. [47]
Боркенау становился все более активным как писатель-фрилансер, живя в Париже , Риме и Цюрихе , где он внезапно умер от сердечной недостаточности в 1957 году. [15]
Работа
[ редактировать ]- Переход от феодального мировоззрения к буржуазному , 1934.
- Парето , Нью-Йорк: Уайли, 1936.
- Испанская кабина: отчет очевидца политических и социальных конфликтов гражданской войны в Испании , Лондон: Фабер и Фабер, 1937.
- Австрия и после , Лондон, Фабер и Фабер, 1938 год.
- Коммунистический Интернационал , Лондон: Фабер и Фабер, 1938.
- Новая Германская империя , Нью-Йорк, Викинг, 1939 год.
- Тоталитарный враг , Лондон, Фабер и Фабер, 1940.
- Социализм, национальный или международный , Лондон, Дж. Рутледж, 1942.
- Европейский коммунизм , Нью-Йорк: Харпер, 1953.
- Мировой коммунизм; История Коммунистического Интернационала , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1962.
- Конец и начало: О поколениях культур и происхождении Запада , под редакцией Ричарда Ловенталя, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1981.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кесслер 2011 , с. 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кесслер 2011 , с. 94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кесслер 2011 , с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джонс, Уильям Дэвид (июль – сентябрь 1992 г.). «К теории тоталитаризма: Парето Франца Боркенау», стр. 455–466. В: Журнал истории идей , Том 53, Выпуск №3, с. 457.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кесслер 2011 , с. 93-94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кесслер 2011 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Уильям Дэвид (июль – сентябрь 1992 г.). «К теории тоталитаризма: Парето Франца Боркенау», стр. 455–466. IN: Журнал истории идей , том 53, выпуск № 3, с. 461.
- ^ Джонс, Уильям Дэвид (июль – сентябрь 1992 г.). «К теории тоталитаризма: Парето Франца Боркенау», стр. 455–466. В: Журнал истории идей , Том 53, Выпуск №3, с. 459.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джонс, Уильям Дэвид (июль – сентябрь 1992 г.). «К теории тоталитаризма: Парето Франца Боркенау», стр. 455–466. В: Журнал истории идей , Том 53, Выпуск №3, с. 460.
- ^ Братья 2013 , стр. 87–90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Братья 2013 , стр. 87–88.
- ^ Братья 2013 , стр. 87–89.
- ^ Братья 2013 , с. 89-90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Братья 2013 , с. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кесслер, Марио (2011). «Между коммунизмом и антикоммунизмом: Франц Боркенау». IN: Фэйр-Шульц, Алекс, и Кесслер, Марио, Немецкие ученые в изгнании: Новые исследования в области интеллектуальной истории , стр. 93–120. Лэнхэм, Мэриленд; Лексингтонские книги, ISBN 0739150480
- ↑ Голдринг, Дуглас (2 октября 1937 г.). «Записная книжка английского книжника», Ottawa Citizen , стр. 11.
- ↑ Оруэлл, Джордж (31 июля 1937 г.). Обзор испанской кабины во времени и приливе . IN: Соня Оруэлл и Ян Ангус, ред., Сборник эссе и писем Джорджа Оруэлла (том 1), Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1968. ISBN 0-15-618620-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Кесслер 2011 , с. 99.
- ^ Хомский, Ноам (1987). Примечание к «Ответственности интеллектуалов». IN: Джеймс Пек (редактор), The Chomsky Reader , стр. 418. Лондон: Хвост Змеи. ISBN 1-85242-117-7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кесслер 2011 , с. 100.
- ^ Кесслер 2011 , с. 100-101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кесслер 2011 , с. 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кесслер 2011 , с. 101-102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кесслер 2011 , с. 102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Крозье, Эндрю (1988). Умиротворение и последняя заявка Германии на колонии , Нью-Йорк: St's Martin's Press, стр. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Герц, Джон (апрель 1940 г.). Обзор Новой Германской империи . IN: Обзор американской политической науки , том 34, выпуск № 2, стр. 361–362.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Стоун 2003 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стоун 2003 , с. 26.
- ^ Стоун 2003 , с. 59.
- ^ Стоун 2003 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кесслер 2011 , с. 107.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кесслер 2011 , с. 106.
- ^ Кесслер 2011 , с. 106-107.
- ^ Белфраж, Седрик (1973). Американская инквизиция , Индианаполис: Компания Боббс-Меррилл, стр. 138–139.
- ^ Белфраж, Седрик (1973). Американская инквизиция , Иннианаполис: Компания Боббс-Меррилл, с. 139.
- ^ Хайльбрунн 2009 , с. 55.
- ^ Коулман 1989 , с. 30-32.
- ^ Коулман 1989 , с. 32.
- ^ Боркенау, Франц (ноябрь 1949 г.). «Сталин «в овечьей шкуре», The Month , стр. 207–208; Лакер, Уолтер (1987). Судьба революции , Нью-Йорк: Scribner, стр. 102.
- ^ Дойчер, Исаак. Сталин. Политическая биография , Нью-Йорк: Oxford University Press, 1949, 1966, 1967, 1977, стр. XII – XIII.
- ^ Боркенау, Франц (сентябрь 1951 г.). «Der Spoetter als Panegyriker», Der Monant , № 36, с. 614; Лакер, Уолтер (1987). Судьба революции , Нью-Йорк: Скрибнер, с. 126.
- ^ Боркенау, Франц (май 1955 г.). «Суд Тойнби о евреях: где историк неправильно истолковал историю», комментарий .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лакер, Уолтер (1987). Судьба революции , Нью-Йорк: Скрибнер, с. 180.
- ^ Боркенау, Франц (апрель 1954 г.). «Как разобраться в фактах, скрывающихся за советским фасадом» из «Комментариев» , стр. 399.
- ^ Лакер, Уолтер (1987). Судьба революции , Нью-Йорк: Скрибнер, стр. 180–181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лакер, Уолтер (1987). Судьба революции , Нью-Йорк: Скрибнер, с. 181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уэбб 2015 , с. 18.
Ссылки
[ редактировать ]- Абрамс, Марк. Обзор европейского коммунизма, стр. 500, журнал «Международные отношения» , том 29, выпуск № 4, октябрь 1953 г.
- Братья, Кэролайн (2013). Война и фотография. История культуры . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135035297 .
- Кэрролл, Э. Малкольм. Обзор Новой Германской Империи , страницы 195–196 из Анналов Американской академии политических и социальных наук , том 20, март 1940 года.
- Картер, В. Хорсфолл. Обзор страницы 452–453 «Испанской кабины» из тома 17 «Международные отношения» , выпуск № 3, май – июнь 1938 года.
- Коулман, Питер (1989). Либеральный заговор . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 9780029064818 . .
- Коллинз, Рэнделл. «Обзор: тезис Боркенау и происхождение Запада», страницы 379–388 из журнала «Социологический форум» , том 1, выпуск № 2, весна 1986 г.
- Лакер, Уолтер . Судьба революции: интерпретации советской истории с 1917 года по настоящее время , Нью-Йорк: Скрибнер, 1987. ISBN 0-684-18903-8 .
- Хартсхорн, Обзор EY « Переход от феодального к буржуазному мировоззрению» , страницы 476–478 из Международного журнала этики , том 45, выпуск № 4, июль 1935 г.
- Хайльбрунн, Джейкоб (2009). Они знали, что были правы. Восстание неоконов . Нью-Йорк: Издательская группа Knopf Doubleday. ISBN 9780307472489 .
- Герц, Джон. Обзор Новой Германской Империи , страницы 361–362 из журнала American Political Science Review , том 34, выпуск № 2, апрель 1940 года.
- Джонс, Уильям Дэвид. «К теории тоталитаризма: Парето Франца Боркенау », страницы 455–466 из журнала «История идей» , том 53, выпуск № 3, июль – сентябрь 1992 г.
- Джонс, Уильям Дэвид. Проигранные дебаты: немецкие социалистические интеллектуалы и тоталитаризм , Урбана и Чикаго: University of Illinois Press, 1999. ISBN 0-252-06796-7 .
- Кесслер, Марио (2011). «Между коммунизмом и антикоммунизмом: Франц Боркенау». В Акселе Фэйр-Шульце и Марио Кесслере (ред.). Немецкие учёные в изгнании Новые исследования в области интеллектуальной истории . Лексингтон: Лексингтонские книги. стр. 93–120. ISBN 9780739150481 .
- Мур, Баррингтон . Обзор книги «Конец и начало: о поколениях культур и происхождении Запада» , страницы 716–717 из «Американского журнала социологии» , том 92, выпуск № 3, ноябрь 1986 г.
- Немояну, Вергилий. Обзор конца и начала , страницы 1235–1238 из MLN , том 97, выпуск № 5, декабрь 1982 г.
- Стоун, Дэниел (2003). Ответы на нацизм в Великобритании, 1933–1939 гг. До войны и Холокоста . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230505537 .
- Ташжан, Джон Э. «Советско-китайский раскол: прогнозный анализ Боркенау 1952 года», страницы 342–361 из The China Quarterly , том 94, июнь 1983 года.
- Уэбб, Юджин (2015). Самость между Фрейдом и новой социальной психологией Франции . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295805306 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1900 рождений
- 1957 смертей
- Австрийские писатели-мужчины
- Австрийские историки ХХ века
- Австрийские специалисты по связям с общественностью
- Фрейдомарксизм
- Еврейские антифашисты
- Еврейские социалисты
- Еврейские австрийские писатели
- Еврейские историки
- Австрийский народ гражданской войны в Испании
- Писатели из Вены
- Австрийские антифашисты
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии во Францию
- Антисталинистские левые
- Военные корреспонденты гражданской войны в Испании