Фланёр

Фланёр ( Французский: [flɑnœʁ] ) — французский термин, популяризированный в девятнадцатом веке для обозначения типа городских мужчин «колясочников», «бездельников», «прогуливающихся» или «бездельников». Это слово имеет некоторые нюансы дополнительных значений (в том числе как заимствованное на различные языки, включая английский). Традиционно изображаемый мужчиной, фланёр представляет собой двойственную фигуру городского богатства и современности , олицетворяющую способность бродить в отрыве от общества в поисках развлечения, наблюдая за городской жизнью. Фланери – это прогулка со всеми вытекающими отсюда ассоциациями. Почти синоним существительного — бульвар .
Фланёр 19 - был первым литературным типом из го века Франции , необходимым для любого изображения улиц Парижа . Это слово несло в себе множество богатых ассоциаций: человек досуга , бездельник, городской исследователь, ценитель улицы. Опираясь на работы Шарля Бодлера, который описал фланёр в своих стихах и эссе 1863 года « Художник современной жизни », Вальтер Бенджамин способствовал научному интересу 20-го века к фланёру как к символическому архетипу городского, современного (даже модернистского ) опыта. [ 1 ] После Беньямина фланер стал важным символом для ученых, художников и писателей. Классический французский женский аналог — passante , восходящий к работам Марселя Пруста , хотя академическая чеканка 21-го века — flâneuse , а некоторые англоязычные писатели просто применяют мужской фланёр и к женщинам. Этот термин приобрел дополнительный смысл архитектуры и городского планирования , относясь к прохожим, которые испытывают случайные или преднамеренные психологические эффекты от проектирования сооружения.
Этимология
[ редактировать ]
Слово Flâneur происходит от древнескандинавского глагола flana , означающего «бродить без цели». [ 2 ]
Термины фланерства восходят к 16 или 17 веку и обозначают прогулку, праздность, часто имеющую подтекст пустой траты времени. Но именно в XIX веке богатый набор смыслов и определений, окружающих фланёр . оформился [ 3 ]
было Определение фланёра дано в 1872 году в длинной статье Пьера Ларусса в « Великом вселенском словаре XIX века» . описывался В нем фланёр в двойственных терминах, в равной степени любопытстве и лени, и представлял классификацию фланёрства : фланёры бульваров, парков, галерей, кафе; безмозглые фланёры и умные. [ 4 ]
К тому времени у этого термина уже сложился богатый набор ассоциаций. Сент-Бев писал, что фланирование «является полной противоположностью ничегонеделанию». [ 4 ] Оноре де Бальзак назвал фланерию «гастрономией глаза». [ 4 ] [ 5 ] Анаис Базен писала, что «единственный, истинный властитель Парижа — фланер ». [ 4 ] Виктор Фурнель в книге Ce qu’on voit dans les rues de Paris ( «Что можно увидеть на улицах Парижа» , 1867) посвятил главу «искусству фланёрства ». Для Фурнеля во фланёрстве не было ничего ленивого . Скорее, это был способ понять богатое разнообразие городского ландшафта; это было похоже на «мобильную и страстную фотографию» (« un daguerréotype mobile et Passioné ») городского опыта. [ 6 ]
С Эдгара Аллана По « рассказом Человек из толпы » фланёр вышел на литературную сцену. Шарль Бодлер обсуждает «Человека из толпы» в « Художнике современной жизни »; [ 7 ] впоследствии он станет ключевым примером в эссе Вальтера Беньямина «О некоторых мотивах у Бодлера», в котором теоретизирует роль толпы в современности. [ 8 ] В 1860-х годах, в разгар восстановления Парижа при Наполеоне III и бароне Османе , Шарль Бодлер представил памятный портрет фланёра как художника-поэта современной метрополии: [ 9 ]
Толпа — его стихия, как воздух — стихия птиц, а вода — рыб. Его страсть и профессия — стать одной плотью с толпой. Для идеального фланёра , для страстного зрителя огромная радость обосноваться в сердце толпы, среди приливов и отливов движения, среди беглого и бесконечного. Быть вдали от дома и при этом везде чувствовать себя как дома; видеть мир, быть в центре мира и при этом оставаться скрытым от мира — беспристрастные натуры, которые язык может лишь неуклюже определить. Зритель — принц, который повсюду радуется своему инкогнито. Любитель жизни делает весь мир своей семьей, точно так же, как любитель прекрасного пола строит свою семью из всех прекрасных женщин, которых он когда-либо встречал или которые есть или которых нет; или любитель картин, живущий в волшебном обществе грез, написанных на холсте. Таким образом, любитель вселенской жизни входит в толпу, как если бы она была огромным резервуаром электрической энергии. Или мы могли бы сравнить его с зеркалом, столь же огромным, как и сама толпа; или одарённому сознанием калейдоскопу, откликающемуся на каждое своё движение и воспроизводящему многообразие жизни и мерцающее изящество всех стихий жизни.
Но связь фланёра у Бодлера с художниками и миром искусства подвергалась сомнению. [ 10 ]
Опираясь на Фурнеля и на свой анализ поэзии Бодлера, Вальтер Беньямин описал фланёра как важную фигуру современного городского зрителя, сыщика-любителя и городского следователя. Более того, его фланёр был признаком отчуждения города. [ нужны разъяснения ] По мнению Беньямина, фланёр встретил свою кончину триумфом потребительского капитализма . [ 11 ]
В этих текстах фланер часто сопоставлялся и противопоставлялся фигуре бадо , зеваки или зеваки. Фурнель писал: « фланёра Не следует путать с бадо ; здесь следует соблюсти нюанс... Простой фланёр всегда полностью владеет своей индивидуальностью, тогда как индивидуальность бадо исчезает . Она поглощается внешним мир... который опьяняет его до такой степени, что он забывает себя. Под влиянием представившегося ему зрелища бадауд становится безличным существом, он уже не человек, он часть; публики, толпы». [ 12 ] [ 1 ]
За десятилетия, прошедшие после Беньямина, фланёр стал предметом огромного количества присвоений и интерпретаций. Фигура фланёра использовалась , среди прочего, для объяснения современного городского опыта, для объяснения городского зрительства, для объяснения классовой напряженности и гендерного разделения в городе девятнадцатого века, для описания современного отчуждения, для объяснения источников массовая культура , чтобы объяснить постмодернистский взгляд зрителя. [ 13 ] И это послужило источником вдохновения для писателей и художников.
Женщины-коллеги
[ редактировать ]Исторический женский грубый эквивалент фланёра , passante ( по-французски «ходок», «прохожий») появляется, в частности, в творчестве Марселя Пруста . Он изобразил некоторых своих женских персонажей как неуловимые, мимолетные фигуры, которые имели тенденцию игнорировать его навязчивый (а иногда и собственнический) взгляд на них. Рост свобод и социальных инноваций, таких как индустриализация, позже позволили passante стать активным участником мегаполиса XIX века, поскольку социальные роли женщин расширились от домашней и частной жизни к общественной и городской сферам.
двадцать первого века Литературная критика и гендерные исследования предложили фланез для женского эквивалента фланёра с некоторым дополнительным феминистским повторным анализом. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Это предложение основано на том аргументе, что в современных городах женщины воспринимают и воспринимают общественное пространство иначе, чем мужчины. Джанет Вольф в книге «Невидимая фланёза: женщины и литература современности» (1985) утверждает, что женская фигура фланёзы отсутствует в литературе современности , потому что в современности общественное пространство было гендерным, что, в свою очередь, привело к исключению женщин. от общественных мест до жилых помещений и пригородов. [ 16 ] Элизабет Уилсон , с другой стороны, в книге «Сфинкс в городе: городская жизнь, контроль беспорядков и женщины» (1991) указывает на разнообразный опыт женщин в общественном пространстве в современных мегаполисах, таких как Лондон , Париж , Вена , Берлин . , обсуждая, как современный город был задуман как место свободы, автономии и удовольствия, и как женщины переживали эти пространства. [ 17 ] Линда Макдауэлл в книге «Гендер, идентичность и место: понимание феминистской географии» (1999) расширяет это понимание, объясняя, почему общественное пространство не воспринималось как однородное и фиксированное пространство и как женщины использовали определенные общественные места, такие как пляжи, кафе и магазины. торговые центры, чтобы испытать эту автономию. [ 18 ] Отходя от подхода Уилсона, книга Лорен Элкин « Фланез: женщины гуляют по городу в Париже, Нью-Йорке, Токио, Венеции и Лондоне» (2017) прослеживает ряд женщин-фланез в истории, таких как Аньес Варда , Софи Калле , Вирджиния Вульф , Марта Геллхорн , сосредоточив внимание на их особых отношениях с конкретными городами. [ 14 ]
В менее академических контекстах, таких как рецензии на книги в газетах, грамматически мужской род flâneur также применяется к женщинам (в том числе современным), по сути, в тех же значениях, что и для первоначальных референтов мужского пола, по крайней мере, в англоязычных заимствованиях этого термина. [ 19 ] Эти ученые-феминистки утверждали, что слово «фланез» подразумевает особые женские способы зачатия, взаимодействия, занятия и переживания пространства.
Городская жизнь
[ редактировать ]

В то время как Бодлер охарактеризовал фланёра как «джентльмена, прогуливающегося по городским улицам», [ 20 ] он видел в нем ключевую роль в понимании, участии и изображении города. играл Таким образом , фланёр двойную роль в городской жизни и в теории, то есть оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Эта позиция, одновременно являющаяся частью и отдельно от России , сочетает в себе социологические, антропологические, литературные и исторические представления об отношениях между человеком и населением в целом. [ 21 ]
В период после Французской революции 1848 года , когда Империя была восстановлена с явно буржуазными претензиями на «порядок» и «мораль», Бодлер начал утверждать, что традиционное искусство неадекватно новым динамичным сложностям современной жизни. Социальные и экономические изменения, вызванные индустриализацией, потребовали, чтобы художник погрузился в мегаполис и стал, по выражению Бодлера, «ботаником тротуара». [ 20 ] Дэвид Харви утверждает, что «Бодлер всю оставшуюся жизнь разрывался между позициями фланёра и денди , отстраненного и циничного вуайериста, с одной стороны, и человека из народа, со страстью входящего в жизнь своих подданных, с другой. ". [ 22 ]
наблюдателя и участника Диалектика частично подтверждается культурой денди. Высоко осознающие себя и в определенной степени яркие и театральные денди середины девятнадцатого века создавали сцены посредством сознательно возмутительных действий, таких как выгуливание черепах на поводке по улицам Парижа. Подобные действия демонстрируют активное участие фланёра в уличной жизни и его увлечение ею, одновременно демонстрируя критическое отношение к единообразию, скорости и анонимности современной городской жизни.
Понятие фланёра играет важную роль в академических дискуссиях о феномене современности . и критические взгляды Бодлера В то время как эстетические помогли открыть современный город как пространство для исследований, такие теоретики, как Георг Зиммель, начали систематизировать городской опыт в более социологических и психологических терминах. В своем эссе « Метрополис и духовная жизнь » Зиммель предположил, что сложности современного города создают новые социальные связи и новое отношение к другим. Современный город трансформировал людей, давая им новое отношение ко времени и пространству, прививая им « пресыщенное отношение» и меняя фундаментальные представления о свободе и бытии: [ 23 ]
Глубочайшие проблемы современной жизни проистекают из требований личности сохранить автономию и индивидуальность своего существования перед лицом подавляющих социальных сил, исторического наследия, внешней культуры и образа жизни. Борьба с природой, которую первобытному человеку приходится вести за свое телесное существование, в этой современной форме достигает своей последней трансформации. Восемнадцатый век призвал человека освободиться от всех исторических уз в государстве и в религии, в морали и в экономике. Природа человека, изначально добрая и общая для всех, должна развиваться беспрепятственно. Помимо большей свободы, девятнадцатый век потребовал функциональной специализации человека и его труда; эта специализация делает одного человека несравнимым с другим, а каждого из них — в максимально возможной степени незаменимым. Эта специализация делает каждого человека более непосредственно зависимым от дополнительной деятельности всех остальных. Ницше видит полное развитие личности обусловленным самой беспощадной борьбой личностей; социализм верит в подавление всякой конкуренции по той же причине. Как бы то ни было, во всех этих позициях действует один и тот же основной мотив: человек сопротивляется нивелированию и изнашиванию социально-технологического механизма. Исследование внутреннего смысла конкретно современной жизни и ее продуктов, так сказать, души культурного тела должно быть направлено на решение уравнения, которое такие структуры, как мегаполис, устанавливают между индивидуумом и сверхиндивидуальным содержанием жизни. .
В 1962 году Корнелия Отис Скиннер предположила, что не существует английского эквивалента этого термина: «не существует англосаксонского аналога этого по сути галльского человека, намеренно бесцельного пешехода, не обремененного какими-либо обязательствами или чувством срочности, который, будучи французом и поэтому бережлив, ничего не тратит зря, включая свое время, которое он проводит с неторопливой разборчивостью гурмана , смакуя разнообразные вкусы своего города». [ 24 ]
Архитектура и городское планирование
[ редактировать ]Понятие фланёра также приобрело значение в психогеографии архитектуры , описывая людей, на которых косвенно и (обычно) непреднамеренно влияет конкретный дизайн, который и городского планирования они испытывают лишь мимоходом.
В 1917 году швейцарский писатель Роберт Вальзер опубликовал рассказ « Der Spaziergang » («Прогулка»). [ 25 ] настоящий результат фланёрской литературы .
Вальтер Беньямин принял концепцию городского наблюдателя и как аналитический инструмент, и как образ жизни. Со своей марксистской точки зрения Беньямин описывает фланёр как продукт современной жизни и беспрецедентной промышленной революции , параллель с появлением туризма . Его фланер — незаинтересованный, но весьма проницательный буржуазный дилетант. Бенджамин стал для себя ярким примером, делая социальные и эстетические наблюдения во время долгих прогулок по Парижу. Даже название его незаконченного проекта «Аркады» связано с его любовью к крытым торговым улицам. [ 26 ]
Толпа была той завесой, из-за которой фланёра манил знакомый город, как фантасмагория . В нем город был то пейзажем, то комнатой. И то и другое ушло на строительство универмага, который сам использовал фланирование для продажи товаров. Универмаг стал последней удачей фланёра . В роли фланёров интеллигенция вышла на рынок. Думали, чтобы понаблюдать – а на самом деле это уже должно было найти покупателя. На этом промежуточном этапе... они приняли форму богемы . Неопределенности их экономического положения соответствовала неопределенность их политической функции.
В контексте современной архитектуры и городского планирования дизайн для фланёров — это один из способов подойти к психологическим аспектам искусственной среды. [ 27 ]
Фотография
[ редактировать ]Склонность фланёра к отстраненному , но эстетически настроенному наблюдению привела к тому, что этот термин появился в литературе фотографии, особенно в уличной фотографии . Уличный фотограф рассматривается как современное продолжение городского наблюдателя, описанного журналистом девятнадцатого века Виктором Фурнелем до появления портативной камеры: [ 28 ] [ нужна страница ]
Этот человек — бродячий и страстный дагерротип , сохраняющий малейшие следы и на котором воспроизводятся с их меняющимися отражениями ход вещей, движение города, многоликая физиономия общественного духа, признания, антипатии и восхищение толпы.
Применение фланёра к уличной фотографии принадлежит Сьюзан Зонтаг в ее сборнике эссе 1977 года « О фотографии» . Она описывает, как с момента появления ручных фотоаппаратов в начале 20 века фотоаппарат стал инструментом фланёра : [ 29 ]
Фотограф — это вооруженная версия одинокого пешехода, ведущего разведку, выслеживания, путешествующего по городскому аду, вуайериста-путешественника, который открывает для себя город как пейзаж сладострастных крайностей. Адепт радостей наблюдения, ценитель сопереживания, фланёр находит мир «живописным».
Другое использование
[ редактировать ]Концепция фланёра не ограничивается физическим актом странствующей прогулки в бодлеровском смысле, но может также включать в себя «полный философский образ жизни и мышления» и процесс освоения эрудиции, как это описано Нассимом Николасом Талебом . эссе «Почему я все это хожу, или как системы становятся хрупкими». [ 30 ] Далее Талеб придал этому термину позитивный оттенок, обозначая любого, кто придерживается открытых и гибких планов, в отличие от негативной «туристификации», которую он определяет как стремление к чрезмерно упорядоченному плану. [ 31 ] Луи Менан , стремясь описать отношение поэта Т. С. Элиота к английскому литературному обществу и его роль в формировании модернизма, характеризует Элиота как фланёра . [ 32 ] Более того, в одном из известных стихотворений Элиота «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока» главный герой отправляет читателя в путешествие по своему городу в манере фланёра .
Используя этот термин более критично, в « De Profundis » Оскар Уайльд писал из тюрьмы о своих жизненных сожалениях, заявляя: «Я позволяю себе погружаться в длительные периоды бессмысленной и чувственной легкости. Я развлекался тем, что был фланёром, денди, человек моды, я окружил себя меньшими натурами и более подлыми умами». [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]- Эстетизм
- Декадентское движение
- Производная
- Бездельник (1993)
- Мопери
- Люди наблюдают
- Бродяга - Скиталец, человек, который перемещается или скитается с места на место.
- Вандерфогель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Shaya 2004 .
- ^ "Фланер" . Этимология
- ^ Тюрко, Лоран (2008). Ходок в Париже в 18 веке . Париж: Галлимар. стр. 10–43. ISBN 978-2070783663 .
- ^ Перейти обратно: а б с д " Ларус, Пьер , изд. (1872). «v. фланер »; « прогулка » . Большой универсальный словарь 19 века . Полет. 8 – через Национальную библиотеку Франции .
- ^ де Бальзак, Оноре . «Фланёры и «Гастрономия глаза» » – через Future Lab.
- ^ Фурнель 1867 , с. 268.
- ^ Бодлер, Шарль. Художник современной жизни и другие очерки. Перевод Джонатана Мейна. Лондон: Файдон, 1964.
- ^ Бенджамин, Уолтер. «О некоторых мотивах у Бодлера». В Вальтер Бенджамин: Избранные сочинения. Том. 4, 1938–1940, Уолтер Бенджамин, 313–55. под редакцией Эдмунда Джефкотта, Ховарда Эйланда и Майкла В. Дженнингса. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета, 2003.
- ^ Бодлер, Шарль (1964). Художник современной жизни . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. Первоначально опубликовано на французском языке в газете «Фигаро» в 1863 году.
- ^ Ричард Ригли, «Ненадежный свидетель: фланер как художник и зритель искусства в Париже XIX века», Oxford Art Journal, том. 39, нет. 2, 2016, стр. 267-84.
- ^ Бенджамин, Уолтер (1983). Шарль Бодлер: лирический поэт в эпоху высокого капитализма . Перевод Зона, Гарри. Лондон. п. 54. ИСБН 9781859841921 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фурнель 1867 , с. 270.
- ^ См., среди прочего: ( Buck-Morss 1986 ); ( Бак-Морсс, 1989 ); ( Вольф 1985 ); ( Чарни и Шварц, 1995 ); ( Тестер 1994 г. ); ( Пархерст Фергюсон, 1994 ); ( Фридберг 1993 ).
- ^ Перейти обратно: а б Элкин, Лорен (2016). Flaneuse : Женщины гуляют по городу в Париже, Нью-Йорке, Токио, Венеции и Лондоне . Случайный дом. ISBN 978-1448191956 .
- ^ Д'Суза, Аруна; Макдонаф, Том (2006). Невидимая фланеза?: Гендер, общественное пространство и визуальная культура в Париже девятнадцатого века . Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0719067846 .
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Джанет (1985). «Невидимая фланеза : женщины и литература современности». Теория, культура и общество . 2 (3): 37–46. дои : 10.1177/0263276485002003005 . S2CID 144714965 .
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Элизабет (1992). Сфинкс в городе: городская жизнь, борьба с беспорядками и женщины . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07850-0 . ОСЛК 24319974 .
- ^ Перейти обратно: а б Макдауэлл, Линда (1999). Пол, идентичность и место: понимание феминистской географии . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 0-8166-3393-2 . ОСЛК 39913875 .
- ^ Например: де Леон, Консепсьон (4 августа 2020 г.). «Ворон Лейлани, фланёр, который путешествует» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сальц, Джерри (7 сентября 2008 г.). «Современная техника» . Нью-Йорк . Проверено 9 мая 2011 г.
- ^ Тюрко, Лоран (2010). «Прогулки и прогулки по Парижу с 17 по 21 века: прогулки как формирование городской идентичности». В Томасе, Рэйчел (ред.). Прогулка по городу: Станьте единым целым, придайте форму, наполните городской атмосферой содержание (на французском языке). Париж: Издания современных архивов . стр. 65–84. ISBN 978-2813000262 .
- ^ Париж: Столица современности 14.
- ^ Зиммель 1950 .
- ^ Отис Скиннер, Корнелия (1962). Элегантное остроумие и грандиозные горизонтали . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин .
- ^ Вальзер, Роберт (2012). Прогулка . Издательство «Новые направления». ISBN 9780811219921 .
- ^ Бенджамин, Уолтер (1935). «Париж: столица девятнадцатого века». Шарль Бодлер: лирический поэт в эпоху высокого капитализма .
- ↑ Эд Лейбовиц, «Угодник толпы» , Лос-Анджелес , февраль 2002 г., стр. 48 и далее.
- ^ Фурнель 1867 .
- ^ Зонтаг, Сьюзен (1979). О фотографии . Пингвин Букс Лтд. 55.
- ^ Талеб, Нассим Николас (2010) [2007]. «Почему я гуляю». Черный лебедь: влияние крайне невероятного (2-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 978-1-4000-6351-2 .
- ^ Талеб, Нассим Николас (2010) [2007]. Антихрупкость: вещи, которые выигрывают от беспорядка . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 978-0812979688 .
- ^ Менанд, Луи (19 сентября 2011 г.). «Практический кот: Как Т.С. Элиот стал Т.С. Элиотом» . Житель Нью-Йорка .
- ^
Работы, связанные с Уайльдом, Оскаром; Де Профундис в Wikisource (1905).
Библиография
[ редактировать ]- Фурнель, Виктор (1867). Что мы видим на улицах Парижа . п. 268 – через Национальную библиотеку Франции .
- Бенджамин, Уолтер (1999). Эйланд, Ховард; Тидеманн, Рольф (ред.). Проект «Аркады» . Перевод Маклафлина, Кевина.
- Бенджамин, Уолтер (2006). Дженнингс, Майкл (ред.). Писатель современной жизни: Очерки о Шарле Бодлере . Перевод Эйланда, Ховарда; Джефкотт, Эдмунд; Ливингстон, Родни; Зон, Гарри.
- Брэнд, Дана (1991). Зритель и город в американской литературе девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36207-8 . В этой книге утверждается, что в американских городах XIX века также были фланёры в первоначальном смысле этого слова.
- Бак-Морсс, Сьюзен (1989). Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Аркады» . Кембридж, Массачусетс.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бак-Морсс, Сьюзен (1986). «Фланер, бутерброд и шлюха: политика праздношатания». Новая немецкая критика . 39 (39): 99–140. дои : 10.2307/488122 . JSTOR 488122 .
- Кастильяно, Федерико (2017). Фланёр: Искусство бродить по улицам Парижа . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1546942092 .
- Кастильяно, Федерико (2022). Обман в байосфере: сравнительно-исторический анализ торговой среды и фантасмагорий . Журнал потребительской культуры, 14695405221111454 [1]
- Чарни, Лео; Шварц, Ванесса, ред. (1995). Кино и изобретение современной жизни . Беркли.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фридберг, Энн (1993). Шоппинг по окнам: кино и постмодерн . Беркли.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Харви, Дэвид (2003). Париж: столица современности . Нью-Йорк: Рутледж .
- Паркхерст Фергюсон, Присцилла (1994). « Фланер : Город и его недовольство». Париж как революция: написание города девятнадцатого века . Беркли.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уарт, Луи (1841). Физиология фланёра (на французском языке). Париж – через национальную библиотеку Франции .
- Шая, Грегори (2004). « Фланер , Бадо и создание массовой публики во Франции, около 1860–1910» . Американский исторический обзор . 109 (1): 41–77. дои : 10.1086/ahr/109.1.41 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2006 года.
- Зиммель, Георг (1950). « Метрополис и ментальная жизнь ». В Вайнштейн, Д. (ред.). Социология Георга Зиммеля . Перевод Вольфа, Курта. Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 409–424.
- Тестер, Кейт, изд. (1994). Фланёр . Лондон. ISBN 9780415089128 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вернер, Джеймс В. (2004). Американский фланер: Космическая физиогномика Эдгара Аллана По . Серия исследований крупных литературных авторов. Архивировано из оригинала 2 января 2005 года . Проверено 6 марта 2006 г.
- Уайт, Эдмунд (2001). Фланёр: прогулка по парадоксам Парижа . Блумсбери. ISBN 978-1582341354 .
- Уилсон, Элизабет (1992). «Невидимый фланер » . Новый левый обзор . Том. Я, нет. 191.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крикенбергер, Хизер Марсель (4 августа 2011 г.). Бенджамина « Фланёр : Введение в сочинения Вальтера Бенджамина о фланёре » . БенджаминFlaneur.Blogspot.com .
- Ван Годценховен, Карен (2005). Женские переходы: Bildungsroman женского фланирования (доктор философии). Гентский университет . hdl : 1854/4333 .